№7 (193) - Июль

 
 
  • За работу, товарищи! В последнее время обнародованные статистические данные и заголовки новостей на экономические темы больше напоминают боевые сводки.

  • Запас прочности: О том, как выжить сегодня строительной отрасли, рассказывает руководитель объединения «Брестоблсельстрой».

  • Торговый коридор в Евразию: Как известно, простых путей в развитии не бывает...

  • Винтики в мировой машине: Единственный путь развития экономики Беларуси - широкая кооперация, встраивание в мировые корпорации.

  • Уязвимый транзит: анализ развития белорусских ТЛЦ: количество пока не перешло в качество.

  • Три «кита» белорусского экспорта: динамика внешнего товарооборота Беларуси не вселяет особого оптимизма.

  • В зоне неопределенности: Ключевым вопросом по сделкам с облигациями является наличие льгот по налогообложению доходов.

Уважаемые читатели!
В последнее время обнародованные статистические данные и заголовки новостей на экономические темы больше напоминают боевые сводки. Впрочем, посудите сами. Вот один из таких примеров: «Белорусская экономика в июне продолжает стагнировать.

В итоге за первое полугодие ВВП страны составил 404,5 трлн руб., что на 3,3% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Выпуск промышленной продукции за этот период составил 352,1 трлн руб., что на 7,4% меньше, чем за январь-июнь 2014 г. По сравнению с маем т.г. промышленное производство в июне выросло на 3,8%, а по сравнению с июнем прошлого года снизилось на 5,9%,» - сообщил Национальный статистический комитет.

Согласно статистике, не лучшим образом обстоят дела и с загрузкой складов - запасы за июнь снизились на 1,6 трлн руб. - до 36,6 трлн и на 1 июля составили 77,1% к среднемесячному объему промышленного производства. Производство сельскохозяйственной продукции увеличилось на 2,7% и достигло 42,12 трлн руб. И если к маю т.г. прирост его объемов составил 39,7%, то к июню прошлого года - 1%.

Инвестиции в основной капитал снизились на 13,5% - до 92,5 трлн руб. Оптовый товарооборот сложился на уровне 295,3 млрд руб., что на 1,4% меньше, чем в  первом полугодии 2014 г. В то же время розничный товарооборот порадовал небольшим ростом до 163,4 млрд руб. (1,1%)…

На первый взгляд, сухие, беспристрастные цифры… На самом деле – четкий индикатор реального состояния белорусской экономики, которая в начале года впала в рецессию, о чем мы уже писали раньше. И очередной повод для беспокойства как высокопоставленных чиновников и руководителей госпредприятий, так и представителей делового сообщества. Всех, кто всерьез озабочен и ответственен за ее дальнейшую судьбу.

Стремление выжить в условиях дефицита финансовых средств и высокой их стоимости, жесткого государственного контроля, нестабильности курса национальной валюты присуще всем отраслям экономики, в том числе и предприятиям белорусского машиностроения. К такому выводу пришли специалисты НИЭИ Минэкономики, подводя итоги недавнего опроса в отрасли. По их мнению, ситуацию осложняют слабое развитие объектов инновационной инфраструктуры и неравные условия конкуренции в рамках Таможенного союза, особенно в части цен на энергоресурсы.

19 июня на совещании с участием Александра Лукашенко была всесторонне проанализирована ситуация на белорусских машиностроительных предприятиях, продажи которых в текущем году существенно снизились. «На каждом предприятии должны быть выработаны гибкие меры собственного реагирования на складывающиеся вызовы и угрозы», - подчеркнул тогда Президент.

Сложная ситуация в экономике сильно усугубляется нашими долгами. Согласно оценкам Нацбанка, стране необходимо выплатить в счет погашения внешнего и внутреннего государственного долга 3,8 млрд долл. в т.г. и 3,2 млрд - в 2016 г. (около 60% приходится на выплаты по внешнему госдолгу и 40% - по внутреннему). Сделать это планируют за счет валютных доходов бюджета и привлечения новых заимствований. Вопрос в том, у кого еще можно взять в долг?

В настоящее время Беларусь ведет активные переговоры по поводу новых займов с МВФ, Евразийским фондом стабилизации и развития и Россией. Так, МВФ готов предоставить около 3,5 млрд долл., но только при условии осуществления глубоких реформ, направленных на повышение эффективности национальной экономики. Кредит еще на 760 млн долл. пообещало правительство РФ, они предназначены для финансирования в т.г. долговых обязательств Беларуси перед ней и подконтрольным Евразийским фондом стабилизации и развития. Однако не стоит слишком радоваться: чуда не произойдет - деньги кредиторам придется возвращать. И очень скоро, да еще и с процентами…

И все же не хочется на пессимистической ноте завершать свои заметки. Недавно премьер-министр Андрей Кобяков заявил, что ключевой задачей для республики сегодня остается экономический рост: «Однако любой экономический рост не должен быть искусственным и не должен быть за счет наращивания внешних долгов».

Ключ успеха, по словам премьера, - выполнение намеченных показателей по экспорту. Для этого необходимо активнее работать над диверсификацией рынков сбыта, чтобы не быть зависимыми лишь от одного из них - российского. И с этим нельзя не согласиться. Одним словом: «Наши цели ясны, задачи определены. За работу, товарищи!»

С уважением,
исполняющий обязанности
главного редактора Андрей Ягелло

{jcomments on} 

«Мы строим всё!»
- девиз «Брестоблсельстроя».

Алексей ВЛАДИМИРОВ

Как обеспечить стройку устойчивым портфелем заказов, а трудовые коллективы заработной платой и достойным социальным пакетом? В нынешних финансово-экономических условиях этот вопрос особенно актуален не только для отдельно взятых предприятий, но и для всей строительной отрасли. О том, как сегодня живется одному из крупнейших строительных объединений Беларуси, отмечающему в этом году свое 55-летие, мы попросили рассказать генерального директора объединения «Брестоблсельстрой» Владимира ВАБИЩЕВИЧА.

Владимир ВАБИЩЕВИЧ,
генеральный директор ГППСУП «Объединение Брестоблсельстрой»

- Созданное в 1960 г. объединение «Брестоблсельстрой» является одной из крупнейших строительных компаний, в которой сегодня трудятся более 6 тыс. человек. В лучшие времена, в период строительного «бума» в республике, его численность превышала 15 тыс. человек.

За более чем полувековую историю «Брестоблсельстрой» прошел непростой путь от мелких по оснащенности предприятий до многоотраслевого объединения с мощным кадровым и материально-техническим потенциалом, современными технологиями строительного и промышленного производства.

В структуре объединения сегодня 46 юридических лиц, среди которых как общестроительные, так и отделочные, дорожно-строительные, электро- и сантехмонтажные организации, промышленные предприятия и проектный институт. Это позволяет силами объединения выполнять практически 100% объемов работ - от проектирования объектов до сдачи их «под ключ».

Главная ценность любого коллектива - люди. В объединении «Брестоблсельстрой» десятилетиями трудятся и передают бесценный опыт новым поколениям высококлассные специалисты-профессионалы. Все, что сделано за 55 лет, все его достижения - заслуга десятков тысяч каменщиков, монтажников, штукатуров и рабочих других строительных профессий, линейных работников, инженеров, специалистов, руководителей ПМК, СПМК и аппарата управления объединением.

За более чем полвека в историю организации вписано немало страниц, рассказывающих о трудовых свершениях десятков тысяч специалистов из Брестской области. Производственными коллективами объединения в селах и городах области возведены тысячи объектов - школ и детсадов, больниц и поликлиник, объектов торговли и общественного питания, промышленного производства и сельхозназначения.

Сегодня можно организовывать увлекательные экскурсии по трудовым маршрутам объединения, показывая возведенные с любовью умелыми руками сельских строителей жилые дома, кварталы и микрорайоны Брестчины. За эти годы построено и сдано в эксплуатацию 4,5 млн кв. м жилья.

Справка «Директора»
В перечне исторически значимых строек «Брестоблсельстроя» - государственная резиденция «Вискули», музей «Беловежская пуща», Березовский мясо-комбинат и Березовский сыродельный завод, объекты Жабинковского сахарного завода, крупные животноводческие комплексы «Беловежский» Каменецкого района, «Остромечево» Брестского района, совхозкомбинат «Мир» Барановичского района, санатории «Берестье», «Алеся», «Колос» и «Белая Вежа», турбаза «Белое озеро».

Коллективы объединения слаженно участвовали в возведении жилья и объектов, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на ЧАЭС и землетрясения в г. Спитаке (Армения), в реализации государственных программ возрождения села, развития Припятского Полесья, «Дети Чернобыля», «Чистая вода» и других масштабных программ. Специалисты «Брестоблсельстроя» участво-вали также в строительстве спортивного комплекса «Раубичи» и Национальной библиотеки.

За последние годы по новым технологиям возведена 41 и реконструирова-ны 75 молочно-товарных ферм. Введен в эксплуатацию международный пункт пропуска «Переров-Беловежа», физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном в г. Столине и спорткомплекс в д. Ольшаны Столинского района, птицефабрика в д. Приборово Брестского района, свиноводческие комплексы в д. Ост-ров Ляховичского района, д. Сычево Жабинковского района, д. Довгулевщина Воложинского района.

Более 10 лет объединение было генеральным подрядчиком по строительству инфраструктуры и благоустройству СЭЗ «Брест», благодаря чему она стала весьма привлекательной для иностранных инвесторов.

- В чем секрет стабильных успехов «Брестоблсельстроя»? Почему именно ему отдают предпочтение заказчики при выборе подрядной организа-ции?

- Надо строго выполнять договорные обязательства, не подводить партнеров и соблюдать технологию производства строительных работ, тогда и качество строительной продукции, внешний вид зданий и сооружений, их внутреннее устройство будут соответствовать требованиям времени. Немаловажно, когда весь комплекс строительных работ выполняет одна компания, например, такая, как наше объединение.

В этом случае мы несем полную ответственность перед заказчиком за любые недостатки, обеспечиваем гарантийные обязательства по всем нормативным срокам и комплексу выполненных работ. Объединение не подводит своих заказчиков, поэтому нам доверяют. Сложившаяся репутация надежного партнера работает на «Брестоблсельстрой» эффективнее любой рекламы.

- Сегодня строительный комплекс республики переживает не лучшие времена: снизились объемы инвестиций, не обеспечивается полное финансирование объектов. Как с этим обстоят дела в объединении «Брестобл-сельстрой»?

- Строительной отрасли свойственна цикличность. В течение определенного периода (6-7 лет) происходит рост, а затем снижение инвестиционной активности. Так и наше объединение в 2007-2013 гг. ежегодно прирастало в объемах строитель-но-монтажных работ в среднем на 20%, провело практически полную техническую переоснащенность, модернизировало производственные мощности. В 2013 г. выполненный объем подрядных работ составил 1,7 трлн руб., а общая выручка превысила 2 трлн.

В прошлом году по строительным объемам объединение сработало на уровне 88% по сравнению с 2013 г. В нынешнем году мы в постоянном поиске объектов и объемов строительства, постоянно участвуем в тендерных торгах. Сложную финансово-хозяйственную ситуацию усугубляют несвоевременные расчеты.

Общая сумма дебиторской задолженности заказчиков строительства по объединению со-ставляет 295 млрд руб., в том числе просроченная - 180 млрд, из них по объектам сельхозназначения - 117 млн руб. Но я оптимист, поэтому даже в самых непростых ситуациях надо искать выход, находить новые методы организации труда и эконо-мического роста.

- Как, на ваш взгляд, повлияли на наведение порядка в строительной отрасли Указ от 14.01.2014 г. №26 «О мерах по совершенствованию строительной деятельности» и постановление Совмина от 31.01.2014 г. №88 «Об организации и проведении процедур закупок при строительстве объектов»?

- Данный указ, предусматривающий обязательную аттестацию строительных организаций, упорядочил права на строительство объектов той или иной степени сложности в зависимости от технической, нормативной оснащенности и кадрового потенциала организаций. Так что в данном вопросе он, несомненно, сыграл положи-тельную роль, как и постановление Совмина в совершенствовании организации и проведении процедур закупок.

Не секрет, что зачастую в тендерах на возведение объектов побеждают не лучшие по оснащенности и опыту работы строительные организации, отвечающие за качество на протяжении всего гарантийного срока, а предложившие более низкую цену. И не важно, останутся они или нет на строитель-ном рынке завтра.

То есть фактически исключается ответственность за качество и надежность объекта в период его гарантийной эксплуатации. Поэтому считаю, что по строительным объектам государственного заказа право выбора и назначения подрядчика необходимо предоставить местным органам власти.

Дальнейшее развитие объединения я связываю с выполнением не только проектных и строительных работ, но и с освоением инжиниринговых услуг (выполнением функций заказчика, технического надзора), что позволит расширить объемы строительных услуг в городах и регионах республики. Над этим сейчас работает аппарат управления объединением. Также работаем над открытием филиала в Смоленске. Уверен, что после создания структурной единицы «Брестоблсельстроя» в Российской Федерации увеличатся экспортные возможности объединения

Специфика такова, что организации строительного комплекса Беларуси в основном являются государственными или ОАО с долей государства 90% и более. По-этому самостоятельно выстраивать взаимоотношения по оказанию строительных услуг с частным бизнесом за рубежом и в Российской Федерации им крайне сложно. Руководство «Брестоблсельстроя» неоднократно высказывалось по этому поводу, мы говорили о необходимости защиты строительного комплекса республики на государственном уровне.

- Владимир Федорович, что для этого предлагаете сделать?

- Нас наконец-то услышали на высшем уровне. Государство планирует принять комплекс мер по урегулированию и стимулированию экспортных услуг в строительной сфере. Речь идет о создании единого инжинирингового центра под руководством Минстройархитектуры, который смог бы решать вопросы участия белорусских строителей в международных конкурсах по возведению объектов, организационно и юридически обеспечивать заключение контрактов на проектирование, техническое обеспечение и строительство объектов.

- Каковы ваши прогнозы на будущее в преддверии профессионального праздника и празднования 55-летия объединения?

- Насколько благосклонной к строителям будет ситуация на рынке в ближай-шее время, покажет время. Но я точно уверен, что в любой ситуации наш коллектив приложит все усилия, чтобы объединение оставалось конкурентоспособным и привлекательным для заказчиков.

От имени всего коллектива «Брестоблсельстроя» поздравляю многотысячный отряд представителей отрасли с Днем строителя! Желаем всем новых творческих свершений, быть востребованными и полезными на благо нашего общества.

Редакция журнала «Директор» присоединяется к поздравлению в адрес бе-лорусских строителей. Отдельные поздравления - работникам и ветеранам прославленного объединения «Брестоблсельстрой» с 55-летием со дня образования.

ГППСУП «Объединение Брестоблсельстрой»
224016, г. Брест, ул. Горького, 31
Тел.: (8-0162) 20-72-10
Факс: (8-0162) 21-40-86, 21-40-28
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.selstr.by

{jcomments on} 

Марина АЛЕКСАНДРОВА

Единственный путь для развития экономики Беларуси - широкая кооперация, встраивание в мировые корпорации. Такое мнение высказал на заседании «круглого стола» «Состояние и перспективы немецко-белорусской промышленной кооперации в контексте ЕАЭС» в Минске почетный председатель правления Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского Георгий БАДЕЙ.

«Если мы будем продолжать сохранять нынешний потенциал в промышленности и не начнем перестраивать экономику, то и дальше не преодолеем кризисные явления. Единственный выход - широкая кооперация и встраивание в мировые корпорации. Сегодня можно красиво говорить об экспорте инновационной сложнотехнической продукции, может быть, в будущем мы к этому и придем. Но надо начинать с поставок деталей, узлов, например, для промышленности Германии, имеющей прекрасные возможности для сборки и реализации», - считает Г.Бадей.

Он отметил, что это может решить проблему реализации белорусской продукции и плачевного финансового состояния предприятий. «При нынешней налоговой и фискальной политике у наших предприятий, имеющих 0-5% рентабельности, отсутствуют перспективы создания нормального производства, чтобы выйти с готовой продукцией на внешние рынки», - отметил Г.Бадей.

Нет понимания
Среди проблем в развитии кооперации Г.Бадей назвал отсутствие у власти понимания того, что нет смысла сохранять в Беларуси неконкурентоспособное производство: «Нам надо менять лицо, надо перестраивать производство, как это сделали в Германии, в которой на конвейер идут комплектующие от предприятий-кластеров.

Это узкоспециализированные, высокодоходные предприятия, которые обеспечивают низкую себестоимость и высокое качество. Так получается дешевая продукция, качественная, конкурентоспособная». Он считает, что Беларуси надо уходить от структуры промышленности, созданной еще в СССР по принципу комбинатов.

По мнению Г.Бадея, важное значение имеет технический уровень производства. Он привел пример, когда немецкие компании предложили производить узлы и детали в Беларуси, но не нашлось предприятий, соответствующих по уровню точности, качества и цены. «Создание небольших, технически вооруженных предприятий - сегодняшняя необходимость, - считает эксперт.

- Для того чтобы развивать промышленную кооперацию, необходимо содействовать созданию малого производственного бизнеса. Кроме того, чтобы он появился, нужно идти на очень широкую реструктуризацию больших предприятий». «Только реструктуризация позволит расширить поле поиска, развивать кооперацию, специализацию. Необходимы разгосударствление, приватизация. Частник будет работать на прибыль и будет искать, где ее получить, в том числе через поставки малых деталей, малых партий, - отметил Г.Бадей.

Немецкий опыт
Как сообщил глава представительства немецкой экономики в Беларуси Владимир АВГУСТИНСКИЙ, «круглый стол» прошел в рамках открытого заседания рабочей группы «Промышленная кооперация и инновации». В мероприятии приняло участие более 90 представителей немецких и белорусских компаний, Минэкономики, МИДа, Госстандарта и бизнес-союзов нашей страны.

Он отметил, что первое заседание рабочей группы «Промышленная кооперация и инновации» прошло немногим более года назад. «Идею создания этой группы поддержали как представители немецких компаний в Беларуси, так и предприятия малого и среднего бизнеса Германии и Беларуси.

По мнению заместителя директора Департамента внешнеэкономической деятельности МИДа Руслана ЕСИНА, встреча придаст дополнительный импульс двустороннему промышленному, научно-техническому и инвестиционному сотрудничеству. Он отметил, что представительство немецкой экономики и органы власти нашей страны ведут подготовительную работу по организации Дня белорусской экономики в Германии.

Мероприятие состоится 22 октября в Берлине. «В сотрудничестве с Германией мы исходим из того, что возрастает привлекательность Беларуси как экономического партнера в связи с созданием интеграционных объединений, в том числе ЕАЭС, - сказал Р.Есин. - В Беларуси с большим интересом воспринимают сигналы руководства ФРГ о целесообразности налаживания прямого диалога между ЕС и ЕАЭС для обсуждения долгосрочной перспективы взаимодействия, включая идею «интеграция интеграций». Мы заинтересованы в таком диалоге и готовы со своей стороны приложить все усилия для его реализации».

Как отметил Р.Есин, Беларусь заинтересована в развитии отношений с Германией как одним из основных экономических партеров - вне зависимости от политической конъюнктуры. «Для нас важен поиск новых форм и возможностей, которые способствовали бы устранению дисбаланса во взаимной торговле, привлечению немецких технологий и инвестиций в нашу страну», - отметил дипломат.

По его словам, Беларусь нацелена на выпуск высокотехнологической, сложнотехнической, инновационной продукции. «Мы приветствуем приход инвесторов, которые будут создавать предприятия, ориентированные в первую очередь на выпуск такой продукции с последующим экспортом в страны Африки, Юго-Восточной Азии, Латинской Америки», - сказал заместитель директора департамента.

Он считает важным в этом вопросе немецкий опыт развития машиностроения, химической и нефтехимической промышленности, энергетики, сферы высоких технологий, биотехнологий и фармацевтики, микроэлектроники.

Промышленный кластер
Начальник главного управления промышленности, транспорта и связи Минэкономики Юрий Чеботарь сообщил, что сейчас разрабатывается программа социально-экономического развития страны на 2016-2020 гг. По его словам, она содержит пять основных приоритетов: развитие человеческого потенциала, создание новых рабочих мест, сбалансированное региональное развитие, повышение конкуренции и диверсификация экспорта. «Эти направления зависят от промышленности.

Я надеюсь, что мы решим основные задачи после принятия программы, в том числе поучаствовав в ее обсуждении, - сказал Ю.Чеботарь. - Хорошо, что она совпала с разработкой основных направлений промышленного сотрудничества в рамках ЕАЭС. Беларусь в этом плане нацелена на глубокую интеграцию, формирование единой промышленной политики. Наши партнеры пока это сложно воспринимают, говорят о скоординированной политике.

Главное для нас - повышение конкурентоспособности продукции за счет сплоченных усилий, решение проблем доступа на отечественные рынки, выхода на рынки третьих стран и защиты от недобросовестной конкуренции.

По словам представителя Минэкономики, для Беларуси важна согласованная в рамках ЕАЭС промышленная политика, поскольку у нее открытая экономика. Объем внешнего товарооборота к ВВП составляет более 120%. «Это крайняя степень открытости. Наибольший потенциал создает промышленность - более 90% экспорта товаров, хотя ее доля в ВВП составляет порядка 30%, - сказал Ю.Чеботарь. - Наша промышленность многоотраслевая, что позволяет дифференцировать ее возможности».

Он отметил, что Беларусь хоть и небольшая страна, но имеет значительную долю в производстве некоторых видов продукции. Например, самосвалы занимают 30% мирового рынка, комбайны - 17%, тракторы - 6%, доля в экспорте сливочного масла - 11%.

По словам специалиста, несмотря на небольшую долю белорусской промышленности в мировой добавленной стоимости, за 10 лет она приросла в 2 раза, экспорт - более чем в 2 раза, в том числе экспорт продукции машиностроения - более чем в 2 раза. «Но нас настораживает снижение темпов роста промышленности в последние 3 года. Для решения этого вопроса разработана программа развития промышленного комплекса до 2020 г., в которой предложены новые механизмы и подходы, в первую очередь по структурной перестройке промышленности.

Мы смогли немного реструктуризировать управление промышленностью - создать холдинги в машиностроении. Понемногу переходим на принципы оказания господдержки по приоритетным отраслям и на конкурсной основе», - отметил начальник управления.

{jcomments on} 

Иван ЗАИМКА

В ближайшем будущем в Беларуси могут быть созданы промышленные предприятия с участием немецкого капитала для продвижения продукции на перспективные рынки ЕАЭС.

В этом плане наша страна как ближайший сосед Европейского союза обладает наилучшими на постсоветском пространстве перспективами. Такую точку зрения высказал доктор Манфред Либль на заседании совета «Беларусь-Саксония».

Как известно, сегодня рассматриваются сразу несколько внешнеэкономических стратегий - от оптимистичных планов по активизации экспорта собственной продукции в ЕС до более реалистичных проектов по обслуживанию китайской торговой экспансии. Путь развития, на котором настаивают немецкие коллеги, пожалуй, самый трудоемкий - он предполагает более тесную промышленную кооперацию в сфере машиностроения и выпуска сложного технологического оборудования.

Очевидно, масштаб задачи обусловил столь плотный график контактов между Белорусской торгово-промышленной палатой, Торгово-промышленной палатой Лейпцига и департамента содействия экономике Саксонии, подчеркнул президент ТПП г. Лейпцига Вольганг Топф.

По его словам, предыдущая встреча в данном формате прошла в ноябре 2014 г., недавно в Минске состоялся очередной представительный форум. Но двухсторонние контакты на уровне специалистов не прерывались, начиная с 7 декабря 2009 г., когда было подписано соглашение о создании делового совета «Беларусь-Саксония».

Что интересует немецких коллег? Безусловно, привлекательные проекты - ОАО «БМЗ - управляющая компания холдинга «БМК», МАЗ, МТЗ, БелАЗ, но, как отмечают гости, основные потоки инвестиций и технологий должны принять на себя предприятия малого и среднего бизнеса. Они зачастую более мобильны и отзывчивы к инновациям, что доказывает опыт самой Саксонии, где к данному сектору относятся 93% компаний, генерирующих порядка 90 млрд евро ВВП в год.

Как рассказал заместитель председателя Белорусской торгово-промышленной палаты Владимир Улахович, Германия всегда была важнейшим партнером Беларуси: «Для нас - это страна №1 в Европейском союзе с точки зрения инноваций, технологий, привлечения финансовых ресурсов. Есть определенные обстоятельства, которые сдерживают сотрудничество, тем не менее Германия остается для нас ключевым партнером».

Далее он практически полностью присоединился к мнению доктора Либля, сосредоточившись на реальных преимуществах Беларуси: «Имея хорошую промышленную инфраструктуру и прекрасные возможности для работы на большом евразийском рынке, мы являемся важным и ценным партнером для немецкой стороны».

Господин Топф обратил внимание на один немаловажный результат развития двухсторонних контактов: в Германии создан и располагает отличной информационной базой целый корпус экспертов по белорусской экономике. Их рекомендации лягут в основу уже действующих соглашений и тех, что планируется подписать по итогам минской встречи.

Напомним, что 22 октября 2015 г. состоится очередной День белорусской экономики в Берлине. Мероприятие пройдет в Доме немецкой экономики, в самом престижном зале, что еще раз подчеркивает растущее взаимопонимание сторон и регулярный характер переговорного процесса.

{jcomments on} 

Татьяна МАНЕНОК

Беларусь в 2014 г. снизила доходы от транзита в сравнении с предыдущим годом на 3,2% - до 3 млрд. долл. Белорусские транспортники объясняют спад резким изменением внешнеэкономической конъюнктуры - санкциями в отношении РФ, российским эмбарго и падением экономики соседней страны.

Все это так, но специалисты обращают внимание на то, что пока наша страна не в полной мере использует свой транзитный потенциал. Беларусь, находясь между двумя такими крупными экономическими центрами как Евросоюз и Россия, на самом деле имеет хороший шанс увеличить транзит.

Сегодня проходящие по ней трансъевропейские коридоры развиваются и модернизируются, но этого мало. В стране должна быть создана современная логистическая инфраструктура, позволяющая эффективно обслуживать грузы.

В последние годы Беларусь стремится активно развивать логистическую отрасль. По оценкам, финансовые вложения в развитие логистики в 2014 г. составили более 150 млн. евро, а прирост логистических площадей - около 150 тыс. кв.м. В 2015 г. объем инвестиций в строительство логистических центров приблизится к 1 млрд. долл., еще 130 млн. планируется вложить в развитие транспортно-логистической инфраструктуры. Однако пока национальная логистическая отрасль в своем развитии не приблизилась к уровню ближайших стран-соседей.

Отечественные транспортно-логистические центры (ТЛЦ) пока загружены на 60-70%. В 2014 г. логистические центры и операторы Беларуси обработали всего лишь около 11% транзитных грузов, следующих через территорию страны автомобильным, железнодорожным и воздушным транспортом, и заработали на этом почти 2 млрд. долл. Пока в отечественной логистике очень слабо используется аутсорсинг. К примеру, в Китае доля аутсорсинга на рынке транспортно-логистических услуг составляет 48%, а у нас - не более 2%.

В целом в Беларуси за счет логистики сейчас формируется около 7,5% ВВП, в то время как в странах Евросоюза - 20-25%. При этом доля логистических издержек в конечной стоимости продукции в нашей стране за 2014 г. составила около 20% (а в некоторых случаях она достигает 35%), хотя в европейских государствах доля таких издержек находится на уровне 11%.

Белорусские ТЛЦ: количество VS качество

Согласно данным исследования состояния современной складской инфраструктуры в Беларуси, которое провела кафедра логистики Международного университета «МИТСО» (исследование проводилось в мае-июне 2015 г., в нем проанализирована как информация государственных органов, так и предоставленная логистическими центрами, содержащаяся на официальных сайтах логистических операторов), в стране сейчас функционируют 37 логистических центров (ЛЦ) (19 ЛЦ создано в рамках Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г., еще 18 центров построены вне данной программы).

В рамках Программы создано 5 ЛЦ в Бресте (вне программы - 1 центр), по одному - в Гомеле («Гомель Белтаможсервис») и Гродненской области (ООО «Белагротерминал», 11 центров - в Минском районе (вне программы - 17), в Минской области - 1 (вне программы - 4, из них 2 - в Заславле, 1 - в Марьиной Горке и 1 - в Червенском районе).

Среди действующих ЛЦ 9 являются государственными, остальные созданы за счет инвестиций национальных и иностранных инвесторов - из России, Азербайджана, Украины, Ирана и Бельгии.

Анализ показал, что самыми привлекательными регионами для строительства ЛЦ являются Минский (за МКАД, вблизи II и IX трансъевропейских транспортных коридоров) и Брестский (граница с Польшей) регионы.

Из 37 действующих в Беларуси 13 ЛЦ располагают на своей территории складами временного хранения, таможенными складами (СООО «Брествнештранс», ОАО «Белмагистральавтотранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», РТЭУП «Белинтертранс - транспортно-логистический центр», 5 ЛЦ РУП «Белтаможсервис», СП «Доминик ООО, СП «Транзит» ООО, ООО «Л-БИТ Групп», ЗАО «Поинт логистик»).

7 ЛЦ являются мультимодальными, т.е. имеют подъездные пути двух и более видов транспорта (железнодорожные и автомобильные), - СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо - логистик», РТЭУП «Белинтертранс - транспортно-логистический центр», РУП «Белтаможсервис-2» (д. Щитомиричи), ООО «Евросклад Сервис», СП «Транзит» ООО, ООО «Белагротерминал», остальные - только автомобильные. Биржевыми складами располагают 3 ЛЦ (ООО «Евросклад Сервис», ООО «Л-БИТ Групп», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик»).

Тем не менее авторы исследования отмечают, что за годы реализации программы развития логистической системы Беларуси, принятой в 2008 г., в наш транспортно-логистический сектор пока так и не пришли значимые инвесторы-логисты. А появились инвесторы-застройщики (девелоперы), создавшие современные объекты складской инфраструктуры, а также резиденты Беларуси (сфера их деятельности - дистрибуция, ритейл, транспортно-экспедиционная деятельность и др.), которые, вложив деньги в строительство, пытаются как можно быстрее их «отбить», сдавая площади в аренду или продавая построенные объекты.

Резервы рентабельности

Рентабельность ЛЦ и логистических операторов в Беларуси составляет от 10 до 55%. По данным экспертов, рентабельность 10-25% имеют логистические операторы, использующие арендованные площади современных ЛЦ. В то же время у их владельцев, имеющих собственную инфраструктуру, рентабельность достигает 55%.

В структуре себестоимости логистических услуг ЛЦ и логистических операторов, использующих арендованные площади, основную долю составляют аренда (40%), заработная плата (37%) и др. (23%).

Очевидно, что в условиях экономической неопределенности, высоких процентных ставок по кредитам, при больших инвестиционных рисках собственники ЛЦ ориентированы на скорейший возврат финансовых вложений, поэтому завышают стоимость аренды складских помещений, привязывая ее к доллару. Как следствие, логистические операторы, использующие арендованные площади, вынуждены повышать стоимость логистических услуг или работать практически в ноль, чтобы не потерять клиентов.

Неудивительно, что тарифы на логистические услуги, оказываемые ЛЦ и логистическими операторами выше, чем у стран-соседей, при этом комплексность и качество услуг остаются довольной низкими.

В исследовании отмечается, что текущий уровень ставок аренды складских помещений класса «А» и «В» в Беларуси является самым высоким по сравнению со странами-соседями. Средняя ставка аренды складских помещений класса «А» достигает 8-10 евро за 1 кв. м, класса «В» - 6-8 евро за 1 кв. м. Для сравнения: в Польше ставка аренды в связи с высоким предложением составляет 1,5-2 евро за 1 кв. м, в Литве - 4,5-5,5. В России ставка аренды достигает 7,5-10 евро за 1 кв. м.

Услуги: спектр очень узкий

Эксперты отмечают, что главный критерий успешности логистической отрасли в Беларуси - развитие комплексности логистических услуг. Если в странах ЕС показатель использования логистическими компаниями комплексности услуг оценивается на уровне 73%, то в Беларуси он гораздо ниже - 23%.

Из более 770 существующих сегодня на рынке логистических услуг белорусские ТЛЦ пока оказывают всего 72 услуги.
Транспортно-логистический сектор Беларуси в основном представлен компаниями, оказывающими узкий спектр логистических услуг (в основном транспортно-экспедиционных, складских услуг), рынок 3 PL-провайдеров (комплексных логистических услуг) развит слабо. Логистические операторы, а также ЛЦ, которые таковыми себя называют, зачастую не обеспечивают комплексности логистических услуг.

В то же время введение в Беларуси с 1 ноября 2013 г. добровольной сертификации исполнителей логистических услуг (СТБ 2306-2013 «Услуги логистические. Общие требования и процедура комплексности логистических услуг сертификации») практически не повлияло на качество предоставляемых услуг. Лишь 3 ЛЦ (ООО «Евротибас», СП «Транзит» ООО, ООО «Балтспед логистик») прошли сертификацию логистических услуг на соответствие СТБ 2306-2013.

Согласно данным исследования кафедры логистики Международного университета «МИТСО», наиболее комплексные логистические услуги оказывают РУП «Белтаможсервис», СООО «Брествнештранс», ОАО «Торгово-логистический центр «Озерцо-логистик», ОАО «Белмагистральавтотранс», РТЭУП «Белинтертранс - транспортно-логистический центр», СП «Транзит» ООО, ООО «Л-Бит Групп», СП «Доминик» ООО.

Специализируются на оказании логистических услуг уровня логистического оператора СООО «БЛТ Логистик, ЗАО «Поинт Логистик», ООО «Евротибас», ООО «Компания ФСК Логистик», ООО «Кэпитал Логистик».

Обслуживают в основном собственные грузопотоки ТЧУП «ШАТЭ-М Плюс», ООО «Евроторг», ООО «Амазон-Колорит», РУП «Минск Кристалл», ООО «Владпродимпорт», СООО «Морозпродукт», ЗАО «Чистый берег». Преимущественно сдают площади в аренду ИООО «Логистический центр «Прилесье», ООО «ИнтерСтройПорталПлюс», ЗАО «Белрусинвест», ООО «Бугинком, ООО «Транспортно-складской комплекс Евразия», ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков», УП «СБС и К», компания «А-100 Девелопмент».

Что касается таможенно-логистических услуг, то они, как считают эксперты, являются высокомаржинальными. Если в 2008 г. на СВХ открытого типа были размещены 72 ведомственных ПТО, из них 12 содержал РУП «Белтаможсервис», то, по данным на 21 июня 2015 г., на СВХ открытого типа размещены 47 ведомственных ПТО, из них 14 эксплуатирует РУП «Белтаможсервис» (29,8%).

Прогнозы на рост

По оценкам экспертов, сейчас общая площадь складов классов «А» и «В» логистических центров Беларуси составляет более 520 тыс. кв. м, их них склады общего пользования - 402 тыс. кв. м, склады временного хранения и таможенные склады - 82 тыс., низкотемпературные склады и склады холодильники - 36 тыс. кв. м.

Для сравнения: площади складов классов «А» и «В» в районе Варшавы составляют около 2,6 млн. кв. м. Совокупная площадь ЛЦ, представленных в Польше, превышает 7 млн. кв. м. Общий объем современных складских помещений в Киевском регионе - около 1,6 млн. кв. м.

Ожидается, что к концу 2015 г. площадь складов классов «А», «В» ЛЦ увеличится на 52 тыс. кв. м - до 570 тыс. кв. м. До конца 2015 г. в Беларуси будут введены в эксплуатацию 4 ЛЦ, в 2016 г. -  5, в 2017 и 2018 гг. - по 2 центра.
Эксперты прогнозируют, что в 2016 г. в Беларуси площадь складских площадей классов «А» и «В» составит более 660 тыс. кв. м, в 2017 г. - более 730 тыс., в 2018 г. достигнет 800 тыс. кв. м.

Программе нужен новый импульс

В этом году завершается Программа развития логистической системы Беларуси на период до 2015 г. По поручению правительства Национальная академия наук вместе с профильными министерствами работает над очередной программой до 2030 г. Эксперты отмечают, что новая программа должна быть направлена не только на развитие складской инфраструктуры в части создания ЛЦ, а в первую очередь - на комплексное развитие логистической системы.

В частности, для создания рынка конкурентоспособных комплексных транспортно-логистических услуг требуется проработать вопрос о необходимости принятия в Беларуси закона «О логистическом операторе». Также следует разработать стандартизованный комплекс транспортно-логистических услуг логистического оператора (3PL-провайдера). Кстати, аналогичные документы планируется принять в России в соответствии с Транспортной стратегией на период до 2030 г.

Анализ законодательства в области логистики в ЕС и государств-соседей говорит о том, что национальное законодательство необходимо формировать исходя из приоритетов, принятых в Европейском союзе. При этом важно решить ряд принципиальных вопросов, без чего сложно представить дальнейшее развитие национальной логистической отрасли.

В частности, требуется демонополизация отдельных сегментов рынка - железнодорожного транспорта, телекоммуникационного рынка, развитие операторских компаний. А также либерализация внешней торговли - упрощение процесса получения разрешений на импорт и т.д.

{jcomments on}