Марина Носова

Многие эксперты, бизнесмены, ученые, представители МВФ не раз подчеркивали, что экономика Беларуси требует структурных изменений. В условиях новых экономических реалий нашей стране нужна новая экономическая политика. Такое мнение высказал председатель РОО «Белорусская научно-промышленная ассоциация» (БНПА) Александр ШВЕЦ на конференции, посвященной 25-летию деятельности организации.

Белорусская научно-промышленная ассоциация

Отдать и уйти
- Мы беспокоимся, что наши коллеги из органов госуправления не понимают, что надо активно меняться не завтра, а еще вчера. Мы видим, что окончательного понимания необходимости реформ в экономике нет. Перед нами стоят проблемы, которые лежат как в плоскости ежеминутного кризиса, так и в макроэкономических перекосах и в структуре экономики, - сказал А.Швец. По его мнению, то, что государство удержало позиции после распада СССР, сыграло роль только в определенный промежуток времени.

- Сейчас настала пора менять даже это. Причем мы не говорим менять всё, мы говорим, что государство может оставить всё, что должно и может эффективно работать в управлении государства, оно может оставить и то, что при изменении мотивации управления, менеджмента может работать. Но есть отрасли, подотрасли, и мы это видим по опыту других стран, где управление государства никогда не было эффективным. Надо с этим смириться, надо все это передавать эффективному, с нашей точки зрения, частному бизнесу, считает А.Швец.

Он заявил о необходимости определить отраслевые приоритеты и формировать госпрограммы таким образом, чтобы это было востребовано в стратегическом плане. «Нам даются испытания, которые мы должны все вместе пройти, не детализируя, частный это бизнес или государственный. Надо делить предприятия не по виду собственности, а на эффективные и неэффективные и на это настраивать всю государственную «вертикаль», - отметил глава БНПА.

- Это не значит, - продолжил он, - что государство полностью уходит из экономики. Опыт излишнего ухода в других странах показывает, что это порой неверно. Мы на эти грабли наступать не должны. Глава государства, я думаю, гарант того, что государство будет уходить только тогда, когда будет видеть экономическую нецелесообразность. Но проблема в том, что оно этого пока не делает. Наш посыл: не надо держаться за предприятия, даже неэффективные, только потому, что они государственные. Неэффективное - значит, подлежит реформированию через разные пути: банкротство, продажу, приватизацию. Надо решать это кардинально. Здесь мы ничего нового не выдумываем, мы за здравый смысл.

По ком звонит колокол
- О чем сегодня звонит экономический колокол? Ситуация, в которой находятся Беларусь и соседние страны, достаточно кризисная. Для нас она возникла не с момента падения цен на нефть, еще до этого существовали серьезные макроэкономические перекосы, которые ставили под вопрос эффективность нашей экономики. На них наслоились действительно кризисные явления. Но стоит учитывать, что Беларусь уже перешла в другие экономические реалии. По мнению наших экспертов, мы вошли в достаточно затяжную фазу кризисных явлений. И эту проблему надо решать сообща, - считает глава объединения.

По словам А.Швеца, диалог бизнеса и власти носит порой формальный характер. «Мы активно принимали участие в подготовке директивы Президента №4 о предпринимательской деятельности в первой версии, сейчас идет обсуждение второй. Считаем, что первый вариант был ближе к предпринимательству», - заявил председатель РОО.

Он привел пример преамбулы новой редакции директивы №4: «В условиях модернизации существующей экономики Республики Беларусь традиционные стимулы развития экономики исчерпали себя, и требуется поиск новых источников экономического роста. Беларусь больше не может опираться на инвестиции, стимулируемые государством. Основным фактором роста должно стать повышение эффективности всех элементов экономики. Огромные возможности в данном направлении заложены в реализации предпринимательской инициативы граждан и развитии частного сектора. С учетом современных вызовов, внутренних и внешних угроз, а также ограниченных инвестиционных ресурсов частный сектор в целом имеет больший потенциал для роста по сравнению с государственными организациями. Но этот потенциал не может быть реализован, если существенно не изменятся правовые и экономические условия для создания новых и развития существующих субъектов малого и среднего предпринимательства».

Как отметил А.Швец, за четыре года, прошедших с момента принятия первого варианта директивы, госорганы рассмотрели опыт деятельности и мнения предпринимателей, и это вошло в проект новой редакции. Но следует признать, что директива №4 выполнена частично. Не реализована экономическая парадигма предпринимательской деятельности - кардинальное изменение формы собственности. Застарелые проблемы в этом вопросе все еще остаются актуальными.

- С нашей точки зрения, новая редакция в отличие от старой спущена сверху вниз. Пришло обновленное правительство, и поступила команда перетряхнуть все директивы и положить на стол президента. Ничего плохого в этом я не вижу, это стремление сделать работу над ошибками. Причем любая директива, которая будет стимулировать развитие бизнеса, играет положительную роль. Но я вижу в ней очень много разрозненных моментов, - отметил глава БНПА.

Определиться с приоритетами
По мнению А.Швеца, необходимо определиться с приоритетами, одним из которых продолжает оставаться сельское хозяйство. «Но мы понимаем сегодняшнюю проблему слабой эффективности современного сельского хозяйства. И решать этот вопрос надо совместно, сформировав программу действий. Надо брать пример с успешных фермеров, которые показывают более высокую по сравнению с другими хозяйствами эффективность, при этом не получая никаких льготных кредитов, ничего не требуя от государства. Вопрос передачи земли частникам можно разрешить, взвесив эффективность двух предприятий и отдав решение на аукцион. Пусть победит тот, кто больше заплатит налогов, кто произведет больше продукции».  

Изменение системы управления, подходов, является одним из ключевых факторов, который надо ставить во главу угла в новой экономической политике, считает председатель РОО.  

Чтобы слышали
- Наступило время, когда нужен неформальный диалог между бизнесом и властью. Надо разработать регламент на участие бизнеса в реальной работе правительства, потому степень его участия сегодня явно недостаточна. Еще одна проблема - достаточная разобщенность предпринимательских общественных объединений. Да, есть зонтичная организация - Республиканская конфедерация промышленников и предпринимателей, которая объединяет более 30 союзов. Она предназначена для выработки консолидированной позиции.

Но, с моей точки зрения, там ее нет. Я считаю, что надо создать согласительную комиссию. Мы должны консолидироваться, чтобы решать проблемы, которые союзы самостоятельно сделать не в состоянии, несмотря на представительность и уважение. Одна из задач - регламентное обеспечение нашего диалога с властью. Мы должны вместе собраться и разработать стратегию работы в условиях кризиса в разных отраслях, решить, как привлечь частный бизнес, - считает А.Швец.

Справка «Директора». РОО «БНПА» основано 23 января 1990 г. по инициативе руководителей ряда предприятий Беларуси как инструмент сохранения партнерских связей, выработки промышленной и научно-технической политики в условиях распада бывшего СССР. За минувшие годы ассоциация превратилась в авторитетную организацию гражданского общества, объединяющую около 600 членов: руководителей и ведущих специалистов (промышленников), а также представителей бизнеса и ученых. РОО «БНПА» имеет отделения в областях, Минске и ряде районов Беларуси, участвует в диалоге бизнеса и власти, поддерживает инициативы по социально-экономическим преобразованиям, развитию деловой среды, промышленно-предпринимательской инициативы, инвестиций и инноваций.

{jcomments on}