fbpx

Марина НОСОВА

История молодечненского предпринимателя Николая АПЕТЕНКА становится привычной для белорусского малого и среднего ритейла. В 90-е начинал бизнес «с нуля», постепенно смог накопить кое-какой капитал и расшириться до 3 магазинов, «замахнулся» на более крупный четвертый, но… С приходом в Молодечно крупных торговых сетей условия работы сильно усложнились, а доходы упали. Четвертый объект площадью 1 тыс. м2, несмотря на многочисленные сложности, предприниматель достроил, вот только теперь не видит экономической целесообразности размещать там торговый объект - решил сдать его в аренду.

Николай

Путь предпринимателя Н.Апетенок начал в 1998 г. с открытия торгового ларька в Молодечно. Вспоминает, что и тогда условия были не из легких: государственные предприятия настороженно относились к частному бизнесу и зачастую отказывались поставлять товар. Например, у производителей сложно было купить алкогольные напитки, потому что малые торговые организации не включались в специальные списки облисполкомов. Тем не менее, в следующие несколько лет бизнесмен смог получить прибыль, достаточную для открытия в городе 3 небольших магазинов шаговой доступности, а в 2007 г. принял решение построить крупный на тот момент для Молодечно торговый объект площадью 1 тыс. м2. Благо в то время белорусская экономика, щедро питаемая нефтедолларами и эмиссионным кредитованием, была на подъеме, и перспективы в целом представлялись оптимистично.

Строительство объекта планировали завершить за два с половиной года, но глобальный финансово-экономический кризис 2008 г. и последовавшая за ним 20-процентная новогодняя девальвация белорусского рубля заметно обесценила капитал. Оправиться от удара быстро не удалось, помимо прочего мешали действовавшие на тот момент ограничения по торговым надбавкам. Стройку пришлось притормозить. В марте 2011 г. состоялась оценка недостроенного объекта на сумму, эквивалентную 600 тыс. долл.: надеялись использовать его в качестве залога для получения банковского кредита, тогда еще по приемлемым ставкам (был экономический смысл использовать заемный рублевый капитал для реализации инвестпроекта). Но грянувший очередной обвал рубля и взлетевшие вслед за этим процентные ставки вновь спутали все планы. В итоге в 2012 г. на какое-то время УП «Эконика» (торговое предприятие, принадлежащее Н.Апетенку) и вовсе вынуждено было заморозить стройку.

В 2013-2014 гг. невероятными усилиями, за счет собственный средств, объект удалось сдать в эксплуатацию. Правда, большой радости предприниматель от этого не испытал. Не хватает «оборотки», чтобы закупить оборудование и наполнить магазин товарами. Еще больше печалит резкое падение маржинальности розничных продаж: в долларом выражении прибыль торгового бизнеса по сравнению с докризисным периодом упала вдвое. По совокупности факторов Н.Апетенок решил отказаться от идеи открыть четвертый магазин - теперь он ищет арендатора для построенного объекта.

В ухудшении конъюнктуры розничных продаж бизнесмен винит пришедших в Молодечно крупных сетевых ритейлеров. Местные власти, посчитав благом для региона привлечение иностранного капитала в сферу торговли, предоставили участки под крупные торговые объекты. Но это привело к тому, что сетевые структуры почти «выдавили» небольшие магазины шаговой доступности, созданные местными предпринимателями. У оставшихся возникли проблемы с поставщиками, которые, конечно же, предпочитают работать с крупными сетями, предлагающими хороший оборот. Сегодня все складывается в пользу крупных сетей: они захватили значительную часть розничного рынка, им доступны дешевые иностранные кредитные линии. Поэтому они процветают, а местные бизнесмены разоряются, теряя покупателей и не имея возможности привлечь заемные средства на развитие.

Н.Апетенок напоминает, что сетевые структуры в Молодечно не являются резидентами города или района, львиная доля уплачиваемых ими налогов не попадает в местный бюджет, а прибыль и вовсе оседает за рубежом.

По логике чиновники должны бить тревогу, начать, например, использовать нормы Закона «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», который предполагает ограничение доли крупных сетей в розничном товарообороте регионов. Но на практике закон не действует и у молодечненского предпринимателя нет веры в его силу: с подобным нормативным актом страна опоздала, он должен был появиться еще лет 10 назад.

О сложившейся ситуации Н.Апетенок совместно с единомышленниками поведал в письме на имя премьер-министра Михаила Мясниковича. Обращение было отправлено на реагирование в Минфин и МНС, но пришедшие ответы не воодушевили: в министерствах считают, что условия деятельности крупных сетей уже урегулированы и пересматривать их нет смысла.

Строя объект на центральном проспекте Молодечно, в оживленном месте, предприниматель рассчитывал открыть там магазин. Но теперь вынужден сдать помещения в аренду.

Последовательную позицию в части отстаивания интересов малого и среднего ритейла занимает сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор МАРГЕЛОВ:

- В целом Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» я оцениваю положительно. Сам добивался того, что в большей части там прописано. Вопрос теперь в том, насколько закон исполняется и будет исполняться в будущем. Чтобы работали и крупные, и малые торговые предприятия, у малых должны быть дополнительные льготы для выравнивания общих конкурентных условий. В противном случае мы получаем монополию со всеми вытекающими последствиями. Ее мы уже имеем в ряде районов Беларуси, где доля отдельных торговых сетей превышает 60%. Это прямое нарушение закона. По нему же проходят «юридические торги».

Для реализации положений закона Минторг должен разработать и принять порядка 40 нормативно-правовых актов. Часть из них уже издана, но они больше носят общий характер - определяют ассортиментный перечень товаров, общие правила торговли и т.д. Системные решения не приняты. Не утверждена методика оценки доли сетей в общем товарообороте региона. Министр торговли Валентин Чеканов заявляет, что субъекты торговли сами уже сегодня должны отслеживать эту долю, а юристы крупных сетей в ответ отмечают, что нет никаких нормативно-правовых актов, инструкций, как это делать. Получается, что в законе прописано благое пожелание, но оно никак не растолковано.

Многие предприниматели на местах считают, что закон несколько запоздал, и я с этим согласен. По нашим сведениям, пять самых крупных сетей в Беларуси уже имеют 52% в общем товарообороте страны. Ситуация стремительно усугубляется. При этом представители крупных сетей заявляют: пусть малые и средние предприятия объединяются и работают, как они. Действительно, по отдельности малым торговым фирмам, которые не имеют значительных средств для внедрения современных технологий розничных продаж, маркетинга, рекламы, сложно конкурировать с крупными, у которых для этого все есть. Конкуренция также искажается неравными условиями доступа к кредитным ресурсам. Основу финансового благополучия крупных ритейлеров составляют долгосрочные дешевые кредиты, недоступные представителям малого и среднего предпринимательства. Последним приходится довольствоваться рублевыми ресурсами под 35% годовых на год-два, что многим грозит разорением.

Мудрые люди говорят: «Кому много дано, от того много и спросится». У нас же те, кто много имеет, почему-то считают, что никому ничего не должны. В цивилизованном мире по-другому: у большого бизнеса, достигшего успеха, расширяется зона ответственности. Он берут на себя миссию «тянуть» за собой мелкий бизнес. В Швеции гипермаркеты включают мелкие предприятия в свою сеть, дают им работу, создают рабочие места. Они не ссорятся, а выстраивают отношения так, чтобы мелкие фирмы работали и дальше.

Существует проблема неравенства во взаимоотношениях с поставщиками, которые зачастую отдают предпочтение сетям, предлагая им лучший товар с хорошими скидками. То же можно сказать и о банковских услугах: для некоторых эквайринг стоит 0,28% от выручки, а для кого-то - 3-4%. Чем ты мельче, тем больше с тебя дерут. Понятно, что все эти проблемы надо решать на уровне и предприятий, и законодательства. Но есть еще одна проблема -  разобщенность мелких торговых организаций. В силу ряда причин их мнение порой разноголосо, большинство думает исключительно о своих интересах. Совсем немногие понимают необходимость объединения усилий.

Бизнес-союзы в этом пытаются помочь, в частности, предлагается создать Ассоциацию розничной торговли. Надо формировать систему координации, тогда можно будет эффективнее решать проблемные вопросы.

{jcomments on}