Соблюсти платежную дисциплину, не допустить кассовых разрывов, обеспечить своевременное предоставление отчетности, выгодно разместить временно свободные средства - вот лишь часть вопросов, которые приходит-ся решать финансистам любой компании.

БПСДля достижения этих целей ОАО «БПС-Сбербанк», помимо традиционного финансирования, предлагает корпоративным клиентам широкий спектр продуктов и услуг транзакционного бизнеса. Об их нюансах и особенностях рассказал Юрий СУШКЕВИЧ, исполнительный директор ОАО «БПС-Сбербанк».

- Юрий Эдуардович, начнем с сути понятия. Что такое транзакционный бизнес?

- Банковскую деятельность можно условно разделить на два больших блока: финансирование и обеспечение расчетов. Собственно, транзакционный бизнес и есть то самое обеспечение расчетов. Это, прежде всего, то, что позволяет клиентам вести ежедневную операционную деятельность, осуществлять расчеты со своими контрагентами, отправляя и принимая платежи в любой форме, с помощью любых инструментов, по любым каналам связи.

- Очевидно, что данное направление не является новым в вашей работе…

- Думаю, не будет преувеличением сказать, что как вид операционной деятельности это направление существует столько же, сколько существуют банки. Но как бизнес оно стало рассматриваться ОАО «БПС-Сбербанк» относительно недавно. Учитывая стабильность доходов от расчетного бизнеса по сравнению с волатильной кредитной маржой, он выглядит весьма привлекательным. Более того, у лидеров рынка доходы от этого бизнеса сравнимы с доходами от кредитования. Кстати, для международных банков - это давняя практика.

- Какие продукты и услуги входят в линейку транзакционного бизнеса?

- Две основные группы: продукты для обеспечения расчетов, которые позволяют клиенту получать средства и рассчитываться со своими контрагентами (внешняя деятельность), и продукты, помогающие клиенту оптимизировать свои денежные потоки, эффективно управлять оборотными средствами, размещать временно свободные денежные средства (внутренняя деятельность). К первой группе можно отнести открытие и обслуживание счетов, расчетно-кассовое, дистанционное банковское обслуживание, валютно-обменные операции и валютный контроль; ко второй - депозиты, облигации банка, депозитные сертификаты, продукты cash management и др. Из предлагаемого ОАО «БПС-Сбербанк» перечня продуктов и услуг каждый клиент может выбрать для себя комплекс, отвечающий потребностям именно его бизнеса.

- Юрий Эдуардович, чем удобен и выгоден комплексный подход для клиентов?

- Комплексное банковское обслуживание - это возможность для наших клиентов эффективно управлять своими расходами, что особенно актуально сегодня, когда каждый руководитель компании или предприниматель скрупулезно анализирует обоснованность своих затрат, в том числе на банковское обслуживание. Предлагаемая банком линейка пакетов операций позволяет клиенту, в зависимости от размера бизнеса, за фиксированную ежемесячную плату подобрать оптимальный по стоимости комплекс, в который входят определенное количество платежей и другие наиболее востребованные банковские услуги. Отмечу, что стоимость каждой транзакции, включенной в пакет, существенно ниже стоимости такой же банковской операции в отдельности.

- Какие транзакционные продукты пользуются наибольшим спросом?

- Важной составляющей комплексного банковского обслуживания в ОАО «БПС-Сбербанк» являются современные системы дистанционного банковского обслуживания и электронной торговли. Благодаря высокому уровню их развития, клиенты могут дистанционно совершать практически все банковские операции: от проведения платежей в любой валюте, выплаты зарплаты, покупки и продажи иностранной валюты и т.д. до возможности открытия аккредитива, осуществления переводов ценных бумаг или размещения свободных денежных средств в депозиты.
В качестве основного программного комплекса мы используем систему дистанционного банковского обслуживания BS-Client.

Это современная система электронных платежей с удобным настраиваемым интерфейсом, шаблонами платежных инструкций и различных заявок, которая позволяет контролировать все этапы обработки документа в банке, поддерживает разграничение полномочий и позволяет работать с банковскими документами в режиме 24 ч 7 дней в неделю. Сегодня более 90% наших клиентов успели оценить удобства управления своими деньгами на расстоянии.

Очень важно, что банк не стоит на месте и продолжает развивать услуги дистанционного банковского обслуживания. Помимо стандартных систем «Банк-клиент» и «Интернет-клиент» мы предлагаем такие услуги, как предоставление SMS-выписок на мобильный телефон, SWIFT-выписок в международном формате МТ940, использование мобильных приложений, таких как «Выписка моб@йл». Причем последняя услуга становится все более востребованной, и уже более 3 тыс. клиентов успешно ею пользуются.

Отдельно хотелось бы отметить не имеющую аналогов в Республике Беларусь услугу - заключение депозитных договоров посредством торговой интернет-площадки АС SavEx, без личного обращения клиента в банк. Подтверждение заключения депозитного договора осуществляется банком путем направления клиенту со-ответствующего сообщения и договора, подписанного сторонами электронными цифровыми подписями посредством системы ДБО «BS-Client». Таким образом, не требуется оформления депозитного договора на бумажном носителе, а время на заключение договора в автоматическом режиме составляет не более 1 мин! При этом банк самостоятельно списывает денежные средства на депозиты. Сегодня этот продукт очень популярен среди наших клиентов.

Торговая площадка АС «SavEx» позволяет визуально оценивать и анализировать котировки ведущих международных торговых площадок, просматривать котировки банка в режиме реального времени, заключать конверсионные сделки в режиме реального времени, получать новостную информацию.

Все больший интерес клиенты проявляют к таким эксклюзивным услугам банка, как покупка-продажа безналичных драгоценных металлов в виде банковских слитков. Данные операции предоставляют клиентам возможность сохранить и приумножить денежные средства за счет роста стоимости драгоценных металлов, а также позволяют диверсифицировать свои риски (инвестиционные, валютные, девальвационные и т.д.). Сегодня банк осуществляет операции с такими безналичными драгоценными металлами, как золото, серебро, платина и палладий. Торговая площадка АС SavEx дает возможность просматривать котировки с ценами и совершать сделки покупки-продажи безналичных драгоценных металлов в режиме реального времени. Для нас развитие торговой интернет-площадки - очень важное направление, и мы планируем и дальше активно его развивать.

- Какие новые продукты вы уже запустили и планируете запустить до конца этого года?

- С начала 2014 г. ОАО «БПС-Сбербанк» предлагает группам компаний и компаниям с территориально и организационно распределенной структурой услуги по оперативному контролю внешних и внутренних финансовых потоков своих обособленных или структурных подразделений, в том числе дочерних компаний: мониторинг информации по счетам, контроль и акцепт расходных операций, прямое управление счетами, консолидация денежных средств. Инструменты оперативного контроля и управления движением денежных средств, ускоренного обмена информационными и финансовыми потоками с помощью централизации принятия управленческих решений представляют собой продукты под общим названием cash management.

Продукты cash management просты в применении и максимально автоматизированы, благодаря чему существенно снижаются временные и финансовые затраты на операционный процесс, уменьшается вероятность технических ошибок и ошибок персонала при проведении платежей.

- Какие преимущества получает компания от использования продуктов cash management?

- Это зависит от тех сервисов, которые использует клиент. Например, услуга «Мониторинг информации по счетам» позволяет головной компании получать оперативную детализированную информацию о движении денежных средств по счетам ее обособленных или структурных подразделений.

«Контроль и акцепт расходных операций» предоставляет возможность контролировать расходные операции структур компании путем акцепта расчетных доку-ментов, подготовленных подразделениями, до их исполнения банком. Банк принимает к исполнению только расчетные документы, прошедшие согласование.

Услуга «Прямое управление счетами» позволяет головной компании формировать и направлять в банк расчетные документы с единого рабочего места по счетам своих обособленных или структурных подразделений, открытым в различных подразделениях банка. Услуга позволяет оперативно осуществлять централизованное управление расходами компании, сохраняя финансовую самостоятельность подразделений.
И последнее - «Консолидация денежных средств». Услуга позволяет, в зависимости от потребностей головной компании, осуществлять консолидацию всех или части денежных средств обособленных или структурных подразделений на основном счете. Особенность данной услуги заключается в том, что она оказывается в рамках одного юридического лица при условии открытия в ОАО «БПС-Сбербанк» счета для аккумулирования денежных средств.

- Недавно ОАО «БПС-Сбербанк» анонсировало изменение порядка кассового обслуживания своих клиентов. Расскажите, что изменилось?

- Клиентам, которым приходится постоянно сдавать торговую выручку, мы предлагаем возможность вносить наличные деньги в кассы любого подразделения банка с их зачислением на их счета в нашем банке в тот же день. Для получения наличных денег клиент также может обратиться с чеком в любое подразделение банка независимо от места открытия своего расчетного счета. Кроме того, в ближайшее время для пользователей системы ДБО BS-Client будет реализована возможность получения наличных денег по заявлению, переданному в электронном виде. Все эти новшества позволят клиентам оптимизировать свои расходы на поездки в банк и сократить временные разрывы в операциях.

- Какие перспективы вы видите для развития транзакционного бизнеса?

- Рынок услуг транзакционного бизнеса является довольно конкурентным, при этом линейки транзакционных продуктов и услуг в белорусских банках отличаются друг от друга незначительно. Тем не менее ОАО «БПС-Сбербанк» является одним из ведущих игроков в этом направлении, и мы вкладываем много сил в его развитие. Подтверждением служит постоянное увеличение клиентской базы. Так, за I полугодие т.г. уже 1,5 тыс. клиентов выбрали для обслуживания ОАО «БПС-Сбербанк».

В ближайшие годы мы планируем существенно усилить свои позиции как за счет новых продуктов и технологий, в центре которых находится наша система дистанционного банковского обслуживания BS-Client, так и в результате автоматизации существующих продуктов. Это позволит сделать расчеты наших клиентов максимально быстрыми и удобными, а управление денежными потоками и ликвидностью - наиболее эффективным. Ведь основной секрет успеха в продажах транзакционных продуктов - это понимание потребностей корпоративных клиентов и четкое формирование комплексного предложения в соответствии с запросами бизнеса. Подробная информация об условиях банковского обслуживания, услугах и продуктах - на сайте банка www.bps-sberbank.by и по телефону 148 (в стационарной и мобильных сетях).

{jcomments on}