fbpx

Марина НОСОВА

В коридорах правительства зреет идея коренным образом модернизировать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации белорусских директоров. Уже разработан пакет концептуальных предложений. Так чего не хватает нашим топ-менеджерам, чтобы быть успешными и эффективными? Мы поинтересовались мнением одного из идеологов распространения в Беларуси принципов бизнес-управления, директора Института бизнеса и менеджмента технологий БГУ, председателя Ассоциации бизнес-образования Владимира АПАНАСОВИЧА.

- Владимир Владимирович, можно ли говорить о дефиците знаний среди белорусских топ-менеджеров? Чего не хватает для эффективного управления?

- И частные, и государственные компании - все они работают в рыночной среде и должны быть эффективными, конкурентными и давать значимый результат в интересах как страны, так и своих работников. На госпредприятиях, как правило, превалирует исторически сложившаяся система, когда на руководящие должности выдвигают специалистов, проявивших себя определенными способностями к управлению. Но им сложно руководить, потому что у них нет профессионального управленческого образования, прежде всего по программе МВА (магистратура по специальности «Бизнес-администрирование»).

Такие руководители нередко обращаются в вышестоящие организации власти и стараются переложить на них решение стратегических вопросов. Но именно предприятие, его топ-менеджмент должны принимать оперативные и стратегические решения и нести за них ответственность. Тогда как министерства и ведомства нужны не для управления отдельными проектами, а для создания на государственном уровне комфортных условий для ведения бизнеса.

Наш анализ показывает, что белорусским топ-менеджерам действительно не хватает управленческого образования. Его можно получить, используя образовательные программы разного уровня, конфигурации, длительности. Все это в нашей стране есть. Даже если не хватает квалифицированных преподавателей, то их можно пригласить из других стран, где процесс бизнес-образования давно отлажен.

За границей наработаны опыт и технологии по организации программ в области управления бизнесом в рыночных условиях. В целом, безусловно, нашу управленческую элиту надо учить, и для этого организовывать специальные проекты. Здесь нужна воля самих предприятий, их понимание, что надо иметь профессиональных управленцев, что без этого нет развития.

- Каковы возможности программы МВА по заполнению пробелов в квалификации и знаниях директора?

- Программа МВА, которая готовит магистров бизнес-администрирования, имеет хорошие традиции, она положительно зарекомендовала себя в других странах. Ей уже более 100 лет. Она создана для подготовки профессионалов в области управления. У нас бытует мнение: чтобы стать хорошим управленцем, надо пройти школу жизни, иметь специальное образование, работать по профилю и руководить в силу своих природных способностей.

Опыт западных стран показывает, что есть такая профессия - управлять, и этой профессии можно научиться не через конкретную специальность или практическую деятельность, а через специальное образование. Такое общепризнанное образование и дает программа МВА. Сложились определенные стандарты по ее организации и наполнению. Считается, что человек с дипломом МВА получает высшую академическую квалификацию в области управления.

Наш институт работает по международным стандартам, с помощью партнеров из-за рубежа мы перенесли сюда практическую часть организации и наполнения американской бизнес-школы. Провели соответствующую аккредитацию в нашей стране и выдаем дипломы людям, которые закончили программу MBA. Получать степень МВА стало престижно, и к нам отправляют учиться своих специалистов не только частные структуры, но и госпредприятия.

Помимо этого мы реализуем программы высшего образования первой ступени по специальности «бизнес-администрирование». В случае принятия изменений в Кодексе об образовании этот специалист будет называться бакалавром, что соответствует Болонской системе.

Опросы студентов института показывают, что 60-70% из них в ближайшие пять-шесть лет готовы создать собственный бизнес. У студентов есть желание реализовать себя через конкретное дело, за которое они готовы полностью отвечать. Такое стремление поддерживают и родители студентов. В стране существует атмосфера поддержки предпринимательства и надо это использовать. Замечу, что для предприимчивых основным мотивом развития является не высокий доход или комфортные условия труда, а возможность реализовать свой потенциал.

- Считается, что менеджер со степенью MBA может одинаково успешно управлять предприятиями различного профиля: строительными, промышленными, из сферы услуг (независимо от того, есть ли у него профильное отраслевое образование). Так ли универсальны подходы эффективного управления? В чем их сущность?

- Если человек заканчивает программу MBA, ему все равно, каким делом управлять. Сегодня он может работать на предприятии по оказанию услуг, завтра - по производству каких-то изделий. То есть он универсальный профессионал в области управления. Конечно, у нас не так много примеров, когда руководитель меняет отрасль. Как правило, он движется по карьерной лестнице в ограниченной сфере деятельности. Я считаю, что это отчасти является издержками старой системы управления, которая существует в нашей стране.

Действительно, руководителю необходимо знать специфику производства, но гораздо важнее собрать и сплотить команду профессионалов, отвечающую за свой участок работы, будь то производство или финансы. Основная же функция руководителя - это стратегическое развитие, оценка предложений людей, которые отвечают за определенную сферу на предприятии. И эти предложения надо увязать так, чтобы в целом тот или иной проект давал эффект. То есть задача руководителя - выбор команды и стратегия развития. Когда стратегия выработана, важно отслеживать, чтобы поставленные задачи реализовывались.

- Сколько примерно у нас в стране управленцев с дипломами MBA?

- Становление МВА у нас проходило непросто. Наш институт работает уже 18 лет. За это время подготовили около 700 человек. Был также небольшой проект MBA в Гродненском государственном университете, сейчас вместе с нами работает Белорусский государственный экономический университет. В целом подготовлено порядка 800 специалистов с дипломами MBA.

К сожалению, пока нет понимания статуса магистра на законодательном уровне. Не определено, какие должности он может занимать, руководителю дано право устанавливать ему надбавки к заработной плате по своему усмотрению. Чтобы предать больший вес дипломам MBA, надо более четко прописать в должностных инструкциях компетенции, подтверждаемые программой МВА. Соответствующее предложение направлено в Министерство труда и социальной защиты. Это не означает, что мы просто хотим увеличить поток слушателей.

Надо понимать, что выпустить магистра не так просто. За полтора-два года слушатель получает очень важные знания для управления и существенно повышает свой уровень компетенции. Мы видим это на примере наших выпускников. Они легко компенсируют затраты на образование, получают более высокую должность. Бизнес-образование мотивирует на дальнейший профессиональный рост.

- Насколько востребовано MBA на белорусском рынке? Кто основные потребители таких специалистов: государственные или частные предприятия?

- Для белорусской экономики на данном этапе такое бизнес-образование необходимо для повышения эффективности. Сейчас направляются большие средства на модернизацию предприятий, но почему-то повышение квалификации, а также поддержка учреждений образования остаются несколько в стороне. А ведь для качественной подготовки менеджера надо не просто иметь парты и аудитории. Необходимо определенное оборудование и современные технологии обучения. В этом деле мы надеемся прежде всего на поддержку со стороны государства. Пока приходится констатировать, что Беларусь в области бизнес-образования движется медленно, отстает не только от развитых европейских стран, но и от российских бизнес-школ, и этот разрыв не сокращается.

Важными являются разработка и реализация Национальной системы бизнес-образования в стране. По поручению вице-премьера Петра Прокоповича создана рабочая группа, которая подготовила проект соответствующей концепции и разослала его на согласование в различные ведомства. В проект заложено много важных моментов, в том числе по созданию Национального института бизнеса.

Должен появиться сильный методический центр, который взял бы на себя координацию и помощь в организации программ обучения руководителей. Концепция предполагает проведение тендеров на подготовку управленцев. То есть будет создана конкурентная среда среди образовательных учреждений, когда квалифицированная комиссия займется отбором наиболее приемлемых предложений. Это приведет к повышению ответственности за качество бизнес-образования.

- Насколько серьезна сейчас проблема взаимодействия образовательных структур, предлагающих обучение в формате MBA, с предприятиями-потребителями кадров? Почему многие компании не могут сформулировать четкие требования к управленцам, их знаниям и квалификации, не могут детализировать заказ на знания учреждениям образования?

- Есть, к сожалению, разрыв между университетами, институтами и бизнесом. Необходимо привлекать предприятия к образовательному процессу по опыту других стран. Представители бизнеса, особенно успешного, просто обязаны приходить в аудиторию и участвовать в учебном процессе.

Таким образом, не только будут подготовлены специалисты для практической деятельности, у предприятий появится возможность выбрать себе будущих специалистов еще на студенческой скамье. Думаю, что позитивный процесс взаимодействия уже наметился. Институт сотрудничает с рядом предприятий реального сектора экономики, на которых наши студенты проходят практику. При этом мы создаем команду, которой поручается определенный проект. Кроме того, лекции читают у нас и практики-управленцы для того, чтобы ознакомить слушателей с тем, что у нас происходит на передовых предприятиях. Форм взаимодействия много.

- Могут ли наши учреждения образования выступить своеобразными бизнес-инкубаторами по модели Стэнфордского университета? Что для этого необходимо?

- К образовательной и исследовательской миссиям у университетов должна добавляться еще третья - предпринимательская. Я уже говорил о том, что для развития деловой инициативы в нашей стране есть благоприятная среда - устойчивая мотивация к осуществлению предпринимательской деятельности. Университетам следует более внимательно посмотреть на свою третью миссию и создавать предпринимательские структуры. То есть сегодня границы вуза расширяются, он становится предпринимательской организацией, которая решает задачи своего региона.

Университет должен стать центром инновационного развития, реализации самых перспективных проектов, создавать рабочие места через инкубаторы, через предприятия, которые учреждаются им и его выпускниками. Вокруг университета должна создаваться сеть, с которой связан он, его студенты и выпускники. Последние могут обращаться к сотрудникам университета, преподавателям за консультациями, поддержкой, даже за поиском источников финансирования. Так создаются кооперация, конгломерат различных учреждений вокруг университета. Ставить задачу по организации образовательно-предпринимательского холдинга сегодня сложно, но пробовать нужно.

Мы об этом заявляем и обсуждаем этот вопрос с зарубежными партнерами, имеющими опыт по реализации такого рода сотрудничества. В ближайшее время на большой конференции предпринимательских вузов в Испании мы представим свое видение и надеемся привлечь партнеров.

{jcomments on}