Сергей ВАРИВОДА, заместитель председателя РОО «БНПА», руководитель ООО «Китайские автомобили»

Изменение условий взимания НДС для импортеров стало очередной неприятной неожиданностью для белорусского бизнес-сообщества. Никто не спорит, что надо стремиться наполнить республиканский бюджет, выровнять внешнюю торговлю товарами и платежный баланс. Но таким ли путем?

РОО «БНПА»Кулуарность vs Директива №4
Внезапное появление на правовом поле Указа от 21.07.2014 г. №361 «Об отдельных вопросах налогообложения, бухгалтерского учета, переоценки имущества и взимания арендной платы» вызвало негативную реакцию бизнеса.

В первую очередь возмущает кулуарность подготовки документа, который наносит тяжелейший удар по отдельным сферам предпринимательской деятельности, не делает чести властям и прямо противоречит пп.9.2 и 9.4 Директивы Президента от 31.12.2010 г. №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Проект документа не обсуждался Минфином не только с деловым сообществом, как того требует Директива №4, но и со многими заинтересованными органами государственного управления.

Нам остается лишь гадать, почему чиновники данного ведомства своевременно не реагировали на негативные процессы с платежным балансом и бюджетом страны, которые могли вынудить так скоропалительно принять столь неоднозначный по последствиям нормативный акт.

Логика разработчиков предельно ясна: в соответствии с пп.1.5 п.1 Указа №361 «заморозим» в бюджете часть оборотного капитала импортеров и решим сразу и проблему дополнительных доходов бюджета на II полугодие 2014 г., и снизим приток импорта в страну, а стало быть, давление на обменный курс.

Проблема кабинетных разработчиков законодательных актов в том, что они видят экономику и реальную жизнь из окна своего здания в центре города. Отсюда и регулирование в экономике в духе «хотели как лучше, а получилось как всегда».

Очевидно, что экономика нынешней Беларуси далеко не в лучшей форме. И требуется консолидация усилий власти и бизнеса для обеспечения более динамичного ее роста, увеличения доходов населения. Но о какой консолидации может идти речь, если нет элементарного доверия и взаимного уважения?

«Забота» об автодилерах
Не стану давать оценку последствиям принятия Указа №361 для всех рынков импортных товаров, а приведу лишь пример из хорошо известной мне сферы деятельности автомобильного дилера.

Кстати, импорт только легковых автомобилей в Беларусь за прошлый год достиг 1,14 млрд. долл. Общий ежегодный оборот первичного и вторичного рынков продаж легковых автомобилей в стране составляет не менее 2 млрд.

Примерно такой же объем выручки формируется в смежных с продажами автомобилей сферах деятельности: реализация запчастей, сервисные, страховые, банковские, рекламные, сертификационные и иные услуги.

И цена принимаемых решений при регулировании рынков такой емкости крайне высока. Разработчики Указа №361 решили усложнить жизнь национальным дилерам-импортерам. И усложнили. Если в начале года дилеры декларировали рост продаж (по данным БАА, в I квартале 2014 г. на 13%), то уже в августе дилерский рынок сократился на 15% относительно соответствующего периода прошлого года. И по нашим прогнозам, до конца года спад сохранится.

Но свято место пусто не бывает. Если вы все-таки решили купить новый автомобиль, то вы его купите. Не здесь, так за границей. И август это наглядно показал. По маркам машин, представленным в Белорусской автомобильной ассоциации (БАА), 20% продаж новых автомобилей обеспечили дилеры соседней России. В целом же по рынку, по оценке БАА, этот показатель достигает 30%.

Так в каком бюджете добавилось денег? НДС и прочие налоги уплачены нашими покупателями в бюджет Российской Федерации. И при этом в том же августе на учет в ГАИ поставлено новых легковых автомобилей на 8% больше, чем год назад, т.е. импорт вырос! При этом следует учесть не только рост импорта в штуках, но и существенное (около 30%) различие сумм вывозимой валюты из страны дилером-импортером и покупателем-физическим лицом. Последний в валюте оплатит в бюджет другой страны тот самый НДС и не только.

Вместо того, чтобы сохранить национальный рынок в своем распоряжении и получать с него бюджетные доходы, наши чиновники создают условия для экспансии к нам иностранного бизнеса. Заметьте, речь идет не о приходе иностранного инвестора, а лишь о вывозе капитала.

В настоящий момент автодилеры, уже разместившие заказы до конца года (такова специфика нашей деятельности), пытаются привлечь дополнительный заемный капитал для финансирования ввозного НДС. При сложившейся стоимости заемных средств это приводит к увеличению издержек бизнеса на 1,5-2%. В конечном итоге издержки будут переложены на потребителей. Во всяком случае тех, кто не имеет возможности приобрести автомобиль за рубежом.

Чтобы минимизировать отток клиентов в зарубежные автосалоны, белорусские автодилеры будут снижать свою маржу, что опять-таки приведет к снижению налоговой базы по НДС и налогу на прибыль.

РОО «БНПА»

Под давлением возмущенной предпринимательской общественности и отдельных органов государственной власти Минфин все же решил посоветоваться по Указу №361: не следует ли норму пп.1.5 включить в Налоговый кодекс… на постоянной основе?

Ответ бизнеса, по-моему, очевиден. Как и очевидно неприятное для власти, но единственно возможное решение: ограничить ввоз в страну легковых автомобилей физическими лицами из-за пределов Таможенного союза.

Согласно статистике Белстата, за I полугодие 2014 г. в Беларусь ввезено 34 106 легковых автомобилей, из них физическими лицами 21 250 шт., т.е. 62,3%. Наша республика, к слову, по структуре рынка является уникальной страной по сравнению с соседями. Если в 2013 г. в расчете на 1 тыс. населения в России было продано 15 новых легковых автомобилей, в Казахстане - 10, Украине - 5, то в Беларуси  менее 3!

Ограничение ввоза автомобилей гражданами из-за границы позволит при сохранении объема рынка улучшить ситуацию с вывозом валюты и налоговыми отчислениями от сделок с автомобилями.

Инвестор инвестору рознь?
В завершение хочу обратить внимание еще на одну норму Указа №361: п.2.7 вносит изменения в Указ от 1.03.2010 г. №101 «О взимании арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности». Согласно этим изменениям предоставляются льготы по арендной плате за земельные участки, выделенные для строительства объектов в рамках инвестиционного договора между инвестором и Республикой Беларусь.

Жаль, что законодатель опять «забыл», что п.2.4 Директивы №4 предусматривает освобождение от арендной платы за земельные участки на период строительства всех категорий инвесторов, а не только подписавших инвестиционный договор. Спустя почти четыре года после подписания Президентом Директивы № 4 эта норма так и не реализована на практике.

И, следовательно, до сих пор инвесторы, заплатившие в бюджет немалые деньги за право аренды земельных участков для реализации инвестиционных проектов, платят в полном объеме эту самую арендную плату. А те, кто сумел подписать в нужных кабинетах инвестиционный договор, имеют льготу как на период строительства, так и после его окончания!

Полагаю, что власти все же пора научиться слушать и слышать бизнес. Как ни крути, а мы в одной лодке.

{jcomments on}