№9(183) -Сентябрь

 
 
  • Колонка главного редактора: Девальвация продолжится, вопрос лишь в скорости.

  • Менеджер on-top: Рассмотрим опыт успешного управления крупной компанией.

  • Украинский кризис: По прогнозам МВФ, в этом году экономика нашей южной соседки упадет на 7,25%.

  • Реформы холостого хода:  Лесной отрасли велено перейти на передовые стандарты работы по образцу Финляндии.

  • Парк надежд и сомнений: Что сулит экономике и предприятиям создание Китайско-Белорусского индустриального парка?

  • Окно в Европу: Как получить сертификат GMP - опыт витебского предприятия "ВИК - здоровье животных".

  • "Портфель" директора. Производственный: Диверсификация производства уже не первый раз выручает ОАО "Спецжелезобетон".



Уважаемые читатели!
Динамика валют стран - наших основных торгово-экономических партнеров не оставляет шансов белорусскому рублю. В краткосрочной перспективе он продолжит девальвироваться. Вопрос лишь: с какой скоростью?

Рост геополитической напряженности и военные действия на востоке Украины обвалили и украинскую гривну, и российский рубль. Первая с начала года по отношению к доллару США потеряла 40%, второй - 17%. Обе валюты в девальвационной гонке опередили белорусский рубль, в результате чего тот с начала года укрепился и к гривне - на 33%, и к российскому рублю  - на 5,5%. Особенно заметным было движение в III квартале т.г., с 1 июля до 22 сентября (на момент написания материала) наша валюта укрепилась к ним примерно на 10%!

Если учесть, что на рынках двух стран мы представлены в основном традиционной группой товаров, по многим из них девальвация как раз уложилась в средний уровень рентабельности, «съев» прибыль экспортеров. Те же, кто попытался отыграть курсовую разницу повышением отпускных цен, столкнулись со сложностью при сбыте продукции.

Ситуацию усугубило непривычное для нас удорожание белорусского рубля к евро за неполный III квартал на 2,4%.
Двухмесячный временной лаг в публикации статистических данных не позволяет оценить, как такая ситуация отразилась на внешней торговле Беларуси в августе-сентябре. В июле экспорт товаров и услуг сложился достаточно благополучно - в размере 3,9 млрд. долл., что выше среднемесячного значения этого года. Но что будет дальше? Хватит ли внезапно появившейся «подушки безопасности» в виде ажиотажного спроса на белорусские продукты питания в России для преодоления спада по другим направлениям?

Конкурентную девальвацию валют как механизм поддержки экспортеров в мире начали активно использовать на фоне глобального финансово-экономического кризиса в 2008-2009 гг. Тогда же появился термин «валютные войны». Ряд ведущих мировых держав и регионов, в т.ч. США, ЕС, Япония, постарались обрушить свои валюты посредством смягчения денежно-кредитной политики и прямых валютных интервенций.

С этой точки зрения, Беларусь находится в состоянии «валютной войны» с 2008 г. - рубль неуклонно девальвируется не только по отношению к мировым валютам, но и к денежным единицам стран-партнеров по СНГ и ЕЭП. Именно благодаря данному обстоятельству, продажи наших товаров и услуг на внешних рынках получали дополнительный стимул. Текущее укрепление белорусского рубля разрушает сложившийся механизм поддержки экспортеров и создает потенциал для ускорения девальвации с тем, чтобы выиграть гонку валют в ближайшие несколько месяцев. Добиться этого можно только посредством ускоренного обесценивания по отношению к доллару - мерилу валютного рынка. В сентябре курс «американца» уже преодолел психологический рубеж в 10 500 бел. руб. и по итогам года нацелился на 11 000 руб./долл.

Разумеется, повысить конкурентоспособность экономики на внешнем рынке можно не только за счет девальвации национальной валюты. Помимо цены выбор покупателя определяют потребительские свойства и общее качество товаров и услуг. В целом экономический успех страны зависит от широкого набора составляющих - и прежде всего от эффективного использования факторов производства (земли, труда, капитала, науки), а согласно современным веяниям экономической теории - еще и предпринимательской инициативы. Объединив потенциал всех этих составляющих, некоторые державы вполне успешно развивают экономику, например Швейцария, на фоне традиционно сильного франка.

В Беларуси вывести эффективность на должный уровень директивным или административным способом сложно и едва ли возможно. Стране нужны серьезные реформы, прежде всего разгосударствление значительной части экономики, что позволило бы использовать огромный потенциал частной инициативы и чего пока, к сожалению, не наблюдается. Кроме того, балансирующим фактором могла бы стать ускоренная диверсификация географии продаж белорусских товаров и услуг. Впрочем, и этого пока не видно.

Куда проще понизить стоимость национальной валюты к доллару еще на 200-300 руб., дав передышку экспортерам. Вот и субъектам хозяйствования, и населению приходится платить за девальвацию - ростом инфляции, дорогими кредитными ресурсами, новыми налогами и правилами их сбора. Девальвация превратилась в ключевой психологический якорь для всего белорусского общества, и избавиться от него становится все сложнее.

С уважением, главный редактор Алесь Герасименко

{jcomments on} 

Вячеслав МИЦУРА

Управление даже небольшим предприятием требует значительных усилий, терпения, стрессоустойчивости. Если же в компании трудятся несколько тысяч человек - ответственность руководителя возрастает в геометрической прогрессии. Как успешно управлять такой структурой?

Численность сотрудников ОАО «Гомельпромстрой» превышает 4 тыс. человек. Эту крупнейшую строительную организацию Беларуси вполне можно сравнить с корпорацией в западном понимании масштабов и организации бизнеса. У нас такие предприятия еще принято называть валообразующими. Впрочем, не в названии дело, и не в количестве персонала.

Неважно - малый бизнес или крупный, действительно принципиальна его экономическая эффективность. В рейтинге эффективных директоров реального сектора экономики, составленного нашим журналом (№4 за 2014 г.), генеральный директор ОАО «Гомельпромстрой» Ефим ФРИДКИН занял второе место среди руководителей крупных компаний.

Приведем несколько результатов «Гомельпромстроя» и его директора по итогам работы в 2013 г. Количество вновь созданных рабочих мест к среднесписочной численности сотрудников в компании составило 13,4%, в т.ч. 8,4% - с выработкой более 40 тыс. долл. по выручке на одного работника. Зафиксирована одна из наиболее низких среди участников рейтинга текучесть кадров (4,5%). Реализация продукции (работ, услуг) на одного занятого увеличилась на 76,8% - до 405,3 млн. руб. при рентабельности продаж 8,8%. Наше исследование зафиксировало недостаточную активность белорусских директоров в части образования.

Е.Фридкин оказался одним из немногих участников рейтинга, кто прошел повышение квалификации в 2013 г. (год оценки работы директоров). Кроме того, глава «Гомельпромстроя» - в лидерах по количеству командировок: в прошлом году он 161 раз (!) выезжал по служебным делам за пределы Гомеля. Данный факт отражает не только географию заказов компании, выходящую далеко за пределы областного центра, но и энергичность руководителя.

«Короля делает свита»
Так однажды сказал известный итальянский мыслитель Средневековья Никколо Макиавелли. Эффективность управления и успех предприятия гендиректор «Гомельпромстроя» объясняет прежде всего слаженной работой коллектива. Много сил в последние годы потрачено на усовершенствование коммуникаций между отдельными его членами, причем как в формальном, так и неформальном плане.

Графики и диаграммы стали привычным атрибутом делового общения между менеджерами, помогли лучше понять динамику отдельных проектов и развитие предприятия в целом. По-новому взглянули на современные технологии строительства и материалы благодаря посещениям зарубежных выставок в Швеции, Англии, Израиле и других странах.

Спортивные мероприятия, состязания, развлекательные и культурные акции стали постоянной и эффективной формой общения в свободное от работы время. Для этих целей, в частности, пригодилась модернизированная база собственного санатория «Золотые пески». Хотите посостязаться в беге - пожалуйста, в ловле рыбы - милости просим, почувствовать себя десантником в прыжках с парашютом - и это возможно.

Кому-то все эти мероприятия покажутся праздной забавой. Но нет! Ведь именно такое общение позволяет установить наиболее доверительные и дружеские отношения в коллективе. Тогда и работа спорится, и результат достигается качественно иной. Да и хорошая физическая форма еще никому не помешала. «У нас все директора спортивные, только пара с животиками», - шутя замечает Е.Фридкин.

Эффективность крупной компании напрямую зависит от умения ее руководителя делегировать полномочия и ответственность топ-менеджерам структурных подразделений. В ОАО «Гомельпромстрой» 10 филиалов: 4 общестроительных управления (СУ-117, СУ-139, СУ-45, СУ-61), управление механизации (УМ-11), управление стройиндустрии и комплектации (УСК), специализированное управление (СУ-107), управление специализированных работ (УСР) и жилищно-коммунальное управление. Кроме того, в отдельное подразделение выделен санаторий «Золотые пески».

Почти все директора филиалов - выходцы из «Гомельпромстроя». «Управленцев лучше растить у себя на предприятии, такие люди хорошо знают специфику и проблемы компании», - убежден Е.Фридкин. Сам он, к слову, тоже «местный»: в 70-е гг. со студенческой скамьи заступил на должность мастера, какое-то время работал прорабом, в ноябре 1990 г. стал начальником СУ-218 (позднее преобразованного в СУ-117), а в конце 2008 г. возглавил весь «Гомельпромстрой».

«В строительную отрасль пришел окрыленный, полный комсомольского энтузиазма»,- вспоминает Е.Фридкин. «Боевое крещение» проходило на стройке «Гомсельмаша», правда запомнилась она скорее масштабом, чем качеством, признается руководитель. С тех пор возможности технологий и инструментов шагнули далеко вперед, да и подготовка рабочих заметно повысилась, а вот с энтузиазмом стало хуже.

Работа с коллективом, активные коммуникации, патриотическо-воспитательная работа призваны повысить корпоративный дух и мотивацию к труду. Ведь работают люди не только за деньги. Любовь к своей стране, своему предприятию - тоже весомый стимул.

Впрочем, и с материальным поощрением на «Гомельпромстрое» все в порядке. По итогам I полугодия средняя заработная плата там составила 9 млн. руб. В зависимости от сделанного и специальности рабочие могут получать до 12 млн. У линейных ИТР выходит около 15 млн., а директора филиалов при условии эффективной работы могут рассчитывать на вознаграждение до 40 млн. руб. в месяц. При этом на предприятии нет перерасхода зарплатного фонда, начисляются только действительно заработанные деньги.

Разнообразен социальный пакет. По итогам 2013 г. в рамках конкурса Союза строителей коллективный договор «Гомельпромстроя» признан лучшим среди строительных организаций области.

Грамотное морально-материальное стимулирование, привязанное к результату, является основным драйвером для продуктивной работы всей компании.

Портфолио разной этажности
Стена в кабинете генерального директора «Гомельпромстроя» едва вмещает многочисленные дипломы и награды. А если собрать их все за более чем 75-лютнюю историю предприятия - потребуется отдельное помещение для экспозиции. За эти годы введено в эксплуатацию более 3 тыс. объектов и комплексов промышленного назначения. В Гомеле плоды работы организации буквально повсюду - от железнодорожного вокзала в центре города до отдаленных жилых микрорайонов.

Только за последние несколько лет компания участвовала в строительстве нескольких десятков значимых промышленных, жилых и иных объектов в различных регионах Беларуси и за ее пределами. Участие в модернизации Белорусского цементного завода, БМЗ, Мозырского НПЗ, ряда предприятий деревообрабатывающей промышленности, строительство Белорусской АЭС, горно-обогатительного комбината в Туркменистане, жилья в Венесуэле…

Для понимания масштабов приведем некоторые цифры: на «Гомельпромстрой» приходится 33% освоенных капиталовложений в Гомельской области и 8,7% в целом по республике среди строительных организаций государственной формы собственности.

Предприятие не просто строит много. Вверенные ему объекты возводятся быстро и качественно. Гостиница в Жлобине при плановом сроке строительства 18 месяцев была введена в строй к Дожинкам за рекордные 7 месяцев. Более чем в 2 раза - до 8 месяцев сократили нормативные сроки возведения некогда проблемного 18-этажного дома в 21-м микрорайоне Гомеля.

Имея такое «портфолио», проще находить новые заказы. Многие выбирают «Гомельпромстрой» еще и потому, что с ним можно быть спокойным не только за строительные работы, но и за обеспечение площадок стройматериалами. Вот уже несколько лет компания целенаправленно развивает собственное производство. На базе управления стройиндустрии и комплектации освоен выпуск железобетонных изделий, металлоконструкций, отделочных и других материалов, окон ПВХ, сэндвич-панелей, вентиляционных систем, сухих смесей и акриловых красок.

Расширен ассортимент изделий деревообработки, заканчиваются работы по вводу асфальтобетонного узла производительностью 42 т/ч. Введены в эксплуатацию 2 бетонных узла: на Белорусской атомной станции и на БМЗ - наших объектах. На очереди - освоение оборудования и технологий по укладке бетонных дорожных покрытий.

С экономической точки зрения, собственное производство помогает формировать новую добавленную стоимость. По итогам I полугодия т.г. в расчете на одного занятого показатель составил 101,9 млн. руб. против плановых 91,6 млн.

Уравнение с переменными
Каким бы успешным ни было предприятие, его результат напрямую зависит от конъюнктуры рынка, особенно в такой чувствительной сфере, как строительство. Да, доброе имя всегда помогало «Гомельпромстрою» найти заказы даже в трудные времена, скажем, после развала СССР. Но то было скорее выживание, чем развитие. По-настоящему на устойчивую траекторию удалось выйти лишь в последние несколько лет, признается руководитель.

Помогла реализация ряда крупных инвестиционных проектов в стране. На этой волне «Гомельпромстрой» прирос по численности персонала в два раза. В качестве филиала возрождено СУ-61, занимающееся общестроительными работами, кроме того, появилось новое управление специализированных работ (сантехника, электромонтаж, теплоизоляция и т.д.) Значительно модернизированы основные фонды, расширено собственное производство стройматериалов.

Что будет дальше - Е.Фридкин не берется загадывать. Многое зависит от того, будут ли продолжены в Беларуси крупные стройки (распыляться на мелкие в силу своих масштабов предприятию экономически нецелесообразно). Формирование устойчивого портфеля заказов для обеспечения работой 4-тысячного коллектива - основной вызов для компании и ее руководителя.

«Тихой гаванью», по образному выражению Е.Фридкина, остается Белорусская АЭС, где задействованы сразу несколько строительных управлений «Гомельпромстроя». В планах также расширение БМЗ, с которым плотно работают гомельские строители. Есть предложения поучаствовать в возведении промышленных объектов в России. Хотя к восточному рынку гендиректор присматривается с осторожностью: правила игры там куда более жесткие, чем в Беларуси.

В любом случае работа с заказчиками и инвесторами останется на приоритетном контроле у руководства, а доброе имя «Гомельпромстроя» и далее будет способствовать продуктивному взаимодействию с контрагентами.

Еще одним вызовом стала жесткая кредитно-денежная политика в стране: при текущем уровне процентных ставок по банковским кредитам сложно проводить ускоренную модернизацию основных фондов, да и в целом затратно брать кредиты на различные цели. Впрочем, если бы повысилась дисциплина платежей, вопросы с финансированием, в т.ч. на цели модернизации, решались куда проще. «Просроченные долги перед предприятием достигли 130 млрд. руб., некоторые заказчики задерживают платежи по несколько месяцев, а некоторые - и с прошлого года еще не рассчитались», - сетует Е.Фридкин.

В Беларуси широко распространена практика льготирования кредитов под инвестиционные проекты в промышленности (хотя не всегда деньги вкладываются в действительно эффективные производства - не будем называть предприятия). Механизм льготирования кредитных ресурсов на цели модернизации можно было бы применить и к строительным компаниям, по крайней мере, к тем, которые наиболее положительно себя зарекомендовали на рынке и имеют стратегическое значение для стабильной работы отрасли.

Вот только широкого распространения такая практика пока не получила. Единственным надежным способом удешевить ставку по кредитам остаются двусторонние переговоры с коммерческими банками. И они идут навстречу «Гомельпромстрою» как крупному и надежному клиенту. Вновь выручают имя и деловая репутация.

Как и большинство директоров крупных строительных компаний, Е.Фридкин выступает за совершенствование тендерных процедур. Сейчас туда «лезут и жук, и жаба». Множество мелких фирм, не имея должной технической базы и опыта, выигрывают заказ исключительно по ценовому фактору. Потом, правда, часто начинаются проблемы при реализации проекта, заказчики вынуждены судиться, искать новых подрядчиков, обращаться к тому же «Гомельпромстрою». А ведь лишней траты времени, денег и нервов можно избежать, несколько изменив правила игры.

Стандарт эффективности
Гендиректор «Гомельпромстроя» прекрасно понимает, что важно не только достичь эффективности, но и удержать ее, а лучше - повысить. Для этого надо мобилизовать все ресурсы, и прежде всего - человеческий. Новым руководителям филиалов Е.Фридкин обеспечивает определенную свободу действий и полномочий в принятии управленческих решений, доводит планы и цели развития подразделений и дает время для достижения результата. Привязка кадровых решений и зарплаты к конечному результату дисциплинирует менеджеров.

При таком подходе работать в темпе и духе сельского ПМК невозможно. Не справился с поставленными задачами, не выдержал напряженного ритма - будь добр, уступи кресло другому управленцу.

Повышенное внимание уделяется подбору линейных инженерно-технических работников, ведь они не только исполнители и контролеры текущих производственных процессов, но и потенциальные топ-менеджеры. Растить директоров лучше со студенческой скамьи, в крайнем случае - сразу после распределения на предприятие. За молодыми специалистами на «Гомельпромстрое» закрепляют кураторов, которые проводят, что называется, обучение на производстве.

«Главное, не испортить их сразу, - рассуждает руководитель. - Чтобы не отсиживались в прорабской, а были на рабочем месте – непосредственно на строительной площадке». А чтобы лучше понять замечания и планы новоиспеченных ИТР, Е.Фридкин решил наладить с ними коммуникацию в рамках «сбора молодых специалистов», где первое лицо компании и работники могут обменяться мнениями тет-а-тет.

Не забывают и рядовых строителей. Все те же принципы коммуникации дополняют созданием благоприятных условий труда. Чайники, холодильники, микроволновые печи и прочие блага цивилизации давно уже стали нормой для бытовок рабочих. В комфортных условиях и дело спорится. Тем, кому не хватает сознательности и дисциплинированности, помогают средства контроля (камеры видеонаблюдения, турникеты, алкотестеры и пр.). Производственная дисциплина давно уже стала визитной карточкой гомельской компании.

.Фридкин признается, что быть эффективным менеджером непросто, приходится работать в постоянном напряжении. Полноценного отдыха у него уже не было несколько лет - накопились три неиспользованных отпуска. В прошлом году удалось отдохнуть 10 дней, в этом - 5. Как снимать напряжение и восстанавливать силы при таком ритме работы? Руководителю «Гомельпромстроя» помогают спорт, общение и охота. Причем последнее, по мнению Е.Фридкина, наиболее эффективное средство.

ОАО «Гомельпромстрой»
246017, Гомель, ул. Жарковского, 22а
Тел.: +375 (232) 71 77 75,
Факс: +375 (232) 77 64 78
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.gomelpromstroy.by

{jcomments on} 

Валерий АЛЕКСАНДОВИЧ, генеральный директор Республиканской лесопромышленной ассоциации

Александр ХОТЯНОВИЧ, ассистент кафедры лесных маши и технологии лесозаготовок БГТУВо время посещения 19 августа Республиканского лесного селекционно-семеноводческого центра Президент Александр Лукашенко поручил с 2015 г. вывести уровень лесопользования на стандарты передовых стран. «Давайте договоримся так: с будущего года мы работаем только так, как работают в Финляндии, по технологии возделывания, выращивания - комплексно, - подчеркнул глава государства. - Пора этот разбой в лесу заканчивать!»

- Что делает любую отрасль национальной экономики доходной?     
- Производство конкурентоспособного конечного продукта.
- А что для этого надо?
- Обеспеченность сырьем, внедрение инновационных технологических процессов, профессиональный менеджмент.

В Финляндии эти принципы работают с прошлого века. В Беларуси о них хорошо знают, но ...

Удастся ли нашему лесному комплексу, глядя на лесное хозяйство и лесную промышленность Финляндии - образцовые для всего мира, хотя бы немного приблизиться к ним? Как скоро это можно будет увидеть и в чем конкретно это проявится?

Удастся, но для этого уже вчера следовало начать хоть что-то делать, и это, прежде всего, ..

Но давайте по порядку.

Лесной комплекс в состоянии реформирования находится уже не один десяток лет. Три министра лесного хозяйства, столько же председателей концерна «Беллесбумпром» сменились за это время. Основная цель была заявлена громко и авторитетно: «Перевести лесную отрасль на самоокупаемость». Пока не удалось.

Правда, за это время получила развитие биоэнергетика, зародилось и развивается отечественное лесное машиностроение, растут объемы заготовки древесины многооперационными лесозаготовительными машинами. Благодаря этому в малых городах и сельской местности появляются новые рабочие места, требующие высококвалифицированных специалистов. Вальщику с бензиномоторной пилой или сельскому трактористу предоставляется возможность, повысив свою квалификацию, стать оператором харвестера или форвардера. Населенные пункты становятся социально более благополучными

Конечно, хорошо, что это происходит. Но хорошо ли это происходит? Об этом позже.
Примечательно, что две отрасли - лесная и деревообрабатывающая, существование которых друг без друга бессмысленно, которые должны ориентироваться на достижение общего положительного результата, смотрят не в одну сторону, а друг на друга, предъявляя друг другу претензии: «Ты такая, ты такой, ты плохая, ты плохой». Лесная отрасль не старается найти способы обеспечения сырьем отечественного потребителя в полном объеме по ценам, гарантирующим эффективное производство конечного продукта, а старается находить способы поднятия цен на это сырье на внутреннем рынке, подгоняя их к экспортным. Лес в нашей стране является государственной собственностью, т.е. и твой, и мой, и его - наш.     

Задача Минлесхоза, возглавляющего 95 государственных лесохозяйственных учреждений (лесхозов) - растить, ухаживать, охранять и приумножать наше лесное богатство так, чтобы мы все имели экономическую, экологическую, социальную выгоды. Но в настоящее время тот, кто назначен растить, ухаживать, охранять и приумножать наше лесное богатство, стал его хозяином-монополистом, старающимся не забыть в первую очередь себя любимого. Вся выручка, поступающая от реализации лесной продукции, используется на «развитие» отрасли и на поощрение ее работников, т.е. отрасль живет для себя. В то же время 30% всех годовых расходов отрасли покрывается опять же из бюджета государства. Очевидно, что чем больше расходов (в абсолютных единицах), тем больше отчислений (в абсолютных единицах) из бюджета. Но расходы то опять же на себя.

На итоговой коллегии Минлесхоза за 2013 г. первый заместитель Комитета государственного контроля Республики Беларусь Леонид Анфимов сказал: «Хочу обратить ваше внимание на эффективность работы лесохозяйственной отрасли. Когда я начинал заниматься проблемами лесного хозяйства (2006 г. - Прим. автора), объемы ее финансирования, даже в привязке к тому курсу доллара, который был до памятной девальвации, составляли всего лишь 50 млн. долл. Сегодня эта цифра перевалила за 100 млн.

Может, это и хорошо, все же не стоит забывать, что идет широкомасштабная работа. Но дело в том, что мы ее должны соизмерять с цифрой доходов всего лесного комплекса страны, которую вы получаете от всех видов деятельности, она ведь у вас делится на бюджетную и коммерческую. Я не знаю, как воспримет это глава государства, но это обязательно будет отражено в справке, что все доходы от хозяйственной деятельности (коммерческой деятельности), т.е. от реализации лесного сырья: леса, древесины, вы оставляете себе, ведь государство практически ничего не получает от этого». (Волнение в зале: «А налоги, а на бирже?»)

- Налоги и на бирже, больше ничего. Древесина - это же государственный ресурс. Мы сидим в КГК со своими сотрудниками и начинаем размышлять: «Можно ли это сравнить с тем, что происходит в сельском хозяйстве, когда оно дотируется, скажем, из бюджета? Но в сельском хозяйстве, начиная от зернышка, цикл воспроизведения культур ограничивается лишь календарным годом, вы же фактически используете сегодня государственный ресурс, а государство за него ничего не получает.

Мне говорят, что весь мир работает точно так же, я лично хочу вникнуть детально и досконально, изучить проблемы ведения лесного хозяйства, как там финансируется лесная отрасль. Если мне говорят, что там тоже структура бюджетного финансирования приближена к нашей или аналогична ей, то тогда надо смотреть в целом структуру доходов лесного комплекса».
В следующей статье на конкретных примерах мы постараемся показать читателю, как деньги государства, т.е. наши деньги, предприятия Минлесхоза используют на себя.

А теперь о концерне «Беллесбумпром».
Интересная это структура. Используя возможности на получение всевозможных льгот, преференций, скидок и приоритетного обеспечения ресурсами по спецусловиям, она собрала под свое крыло организации, которые и без нее бы работали, и, может быть, лучше, чем сейчас, и развратила их этими благами, не забыв назначить им дань в процентах от выручки.

Мы также на конкретных примерах постараемся показать читателю, как деньги государства, т.е. наши деньги, предприятия концерна, испорченные тепличными условиями, просто проедают, перестав думать, перестав совершенствоваться, перестав развиваться. Если бы каждый в Минлесхозе и концерне «Беллесбумпром» четко понимал свое место в системе лесопользования, а не искал возможности тянуть одеяло на себя, упомянутые нововведения не были бы убыточными и не требовали бы непрерывного закачивания денег из бюджета страны.

Основной проблемой, препятствующей развитию лесного комплекса, является постоянное переписывание законов под сиюминутные локальные цели и задачи всякого, кто о своих целях и задачах раньше других и громче других прокричит.

Модель развития лесного комплекса по принципу «каждый сам за себя» губительна для национальной экономики.
К сожалению, этот принцип наблюдается не только в лесном секторе. Каждая отрасль думает только о себе, стараясь достичь своих успехов, чтобы красиво отрапортовать и получить из бюджета очередные пряники.

Каждая отрасль, не думая о развитии других, старается сделать свой «кубик» покрасивее, поярче, побольше, поинтереснее и получше. И это у них неплохо получается. Вот только в единое целое эти кубики не складываются и единой картинки не получается.

Лесное хозяйство и лесозаготовительное производство - капиталоемкие отрасли. Их правильно использованная инвестиционная привлекательность позволяет экономить огромные бюджетные средства.

Сегодня непросто найти отправную точку, с которой следует начать исправлять губительную для лесного комплекса ситуацию, но это необходимо сделать сейчас же, несмотря на то, что руководство отраслей не хочет радикальных перемен, а может, не знает, как их осуществить.

Можно задаваться вопросом: «Кто виноват?», но гораздо важнее найти ответ на вопрос: «Что делать?». Именно об этом мы и поговорим в ближайшем будущем. До встречи.

{jcomments on} 

Сергей ГРИЦУК, финансовый аналитик ЗАО «Внешпромагроинвест»

В начале сентября МФВ второй раз за год ухудшил прогноз для экономики Украины. С учетом эскалации вооруженного конфликта на востоке страны Фонд ожидает, что в этом году ее ВВП сократится на 7,25%, а в следующем потеряет еще 4,25%. Для белорусских предприятий это означает только одно - продавать наши товары на падающий украинский рынок будет сложнее.

Драйверы падения
В случае продолжения военных действий рецессия углубится и потребует новых финансовых вливаний, отмечается в докладе к очередному заседанию Совета директоров МВФ. Центробанк Украины будет вынужден удерживать курс национальной валюты, что обусловит давление на резервы и необходимость поиска внешнего финансирования. По расчетам Фонда, экспорт по итогам 2014 г. сократится на фоне дальнейшего ухудшения отношений с Россией, а также с учетом физического вывода из строя производственных мощностей на востоке Украины.

В 2015 г. страна сможет несколько нарастить экспорт преимущественно за счет действия зоны свободной торговли с ЕС. Однако незначительный рост экспорта не покроет финансовых разрывов, неизбежных из-за оттока капиталов и сокращения прямых иностранных инвестиций. Дефицит платежного баланса в 2014 г. вырастет до 7,5 млрд., а в 2015-м - до 11,5 млрд. долл. Также отмечается, что на фоне всех негативных событий увеличится и дефицит государственного бюджета - до 7,25% ВВП в 2014 г. и до 8% ВВП в 2015 г.

Как отметил аналитик Альпари Александр Михайленко, пессимистичные прогнозы подтверждаются текущей динамикой розничных продаж и промышленного производства в Украине:
- Данные по розничным продажам - это прямое свидетельство падения покупательской способности населения, во многом социальный индикатор настроений в обществе относительно своего будущего благосостояния. Возникает угроза падения деловой активности и роста безработицы. Что касается промышленного производства, то оно и ранее на Украине находилось в красной черте. В определенной степени наблюдаемое снижение объясняется слабой вовлеченностью предприятий востока в хозяйственную жизнь страны.

Динамика розничных продаж на Украине

Промышленное производство на Украине

- Усугубляет экономическое положение плачевное состояние золотовалютных резервов Украины. Центральный банк долгое время сдерживал курс нацвалюты у отметки 8-8,2 гривны за 1 долл. США, - продолжает А.Михайленко. - ЗВР фактически растрачивались на проведение масштабных валютных интервенций, пока не достигли критической отметки 3-месячного импорта. Да и на этом уровне ЗВР удалось удержать лишь благодаря существенному сокращению импорта и обязанности экспортеров продавать 100% валютной выручки.
Девальвация гривны к концу лета более чем на 60% стала благом для экспорта, но породила риск повторения последствий девальвации 2004 г., когда внутренние заемщики объявляли дефолты по своим валютным обязательствам.

Золотовалютные резервы Украины

Курск гривны к доллару США

Классическое последствие девальвации - ускорение потребительских цен - также не обошло стороной Украину. Инфляция превысила двухзначную цифру и, по последним данным, достигла 12,6%.

Динамика инфляции на Украине

Оценивая вкупе снижение производства, потребительского спроса, девальвацию гривны и шаткость ЗВР, А.Михайленко делает вывод, что Украина балансирует на пороге дефолта. Единственное, что удерживает экономику страны от краха - это финансирование со стороны МФВ.

В конце августа Совет директоров МВФ принял решение выделить Украине второй транш кредитной программы stand-by в размере 1,39 млрд. долл. (первый транш на 3,2 млрд. страна получила в мае т.г.). Фонд также решил оставить без изменений объем кредитной программы stand by на 2014-2015 гг. в размере 17 млрд. долл. и смягчил условия оказания помощи в части обязательного объема резервов Центробанка, дефицита госбюджета и объема гарантированного государственного долга.

В Фонде не уточнили новые допустимые показатели, но подчеркнули, что готовы пойти навстречу правительству Украины и провести осенью текущего года обзор выполнения программы с тем, чтобы в дальнейшем принять решение о возможном выделении сразу двух кредитных траншей - третьего и четвертого - единым платежом.

Директор-распорядитель Фонда Кристин Лагард, с одной стороны, выразила обеспокоенность неблагоприятным сценарием событий на востоке Украины, но с другой - подчеркнула удовлетворенность экономическими реформами нового правительства. «Регуляторно-наблюдательная база укрепляется, диагностика банков происходит согласно плану, возможности Фонда гарантирования вкладов физических лиц выполнять возложенные на него функции расширяются.

Власти также продолжают работать над усилением способности банков решать вопрос просроченных кредитов, предлагая схемы стимулирования добровольной реструктуризации долгов», - отметила К.Лагард. По мнению главы Кабмина Украины Арсения Яценюка, выделение второго транша - это знак поддержки и доверия к украинской экономике. Впрочем, заметим, что долг не всегда проблема должника, но часто еще и кредитора.

Есть основания полагать, что заинтересованность МВФ в продолжении программы поддержки stand-by, помимо прочего, продиктована желанием не потерять старые долги.

Относительно положительные сигналы посылает внешнеэкономическая деятельность. Торговый баланс Украины во II квартале 2014 г. выровнялся, впервые за долгое время страна стала экспортировать больше, чем импортировать. Но опять же, не столько благодаря резкому скачку поставок за рубеж, сколько из-за сокращения импорта.

Торговый баланс Украины

В разрезе географии поставок произошло сокращение экспорта в РФ - с 7,45 млрд. долл. в I полугодии 2013 г. до 5,71 млрд. в I полугодии 2014 г., тогда как в страны ЕС он увеличился с 8,23 млрд. до 9,47 млрд. долл. Импорт снизился как из РФ, так и из стран ЕС - на 1,39 млрд. и 2,15 млрд. долл. соответственно.

Основные торговые партнеры Беларуси по объемам товарооборота в 2013 г., по данным Минэкономики

Распределение белорусского экспорта товаров по странам - основным торговым партнерам в 2013 г., %, по данным Белстата

К слову, Беларусь и Украина в прошлом году наторговали между собой примерно на 6,2 млрд. долл. Основу наших экспортных поставок составили продукты нефтепереработки и машиностроения, металлопродукция, а также бытовая и промышленная техника - всего примерно на 4,2 млрд. долл. Украинцы традиционно поставляли нам продукты питания и сырье для пищевой перерабатывающей промышленности, стройматериалы, металлопродукцию и т.д. Если оценивать показатели взаимной торговли в I полугодии т.г., то, на первый взгляд, ситуация выглядит достаточно благополучно, по крайней мере, для Беларуси. Наш экспорт товаров в денежном выражении по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. сократился лишь на 2,4% (для сравнения: в Россию он упал на 6,9%), импорт из Украины «просел» на 17%.

Перестрелка конфетами, пивом и другими товарами
Одним из запоминающихся событий в белорусско-украинских отношениях в этом году стала непродолжительная торговая война. Напомним, в апреле-мае Беларусь удивила украинских партнеров серией постановлений правительства, которыми ввела лицензирование импорта пива, макаронных, кондитерских изделий и сырья для их производства, цемента, листового стекла и стеклотары из-за пределов Таможенного союза. Новый забюрократизированный механизм дал чиновникам возможность в ручном режиме контролировать заключение внешнеторговых контрактов, а также цен на продукцию. При этом всякая поставка стала возможна лишь в рамках разовой лицензии.

Заметим, нововведения не были направлены конкретно против украинских производителей, но в силу устоявшихся торговых связей и затронутых лицензированием товарных групп больше всего досталось именно украинцам. Чиновники, в частности, представители концерна «Белгоспищепром», не раз в прежние годы сетовавшие на агрессивное проникновение на наш внутренний рынок украинской продукции, не преминули по максимуму воспользоваться новым механизмом борьбы с потребительским импортом.

По крайней мере, как заявил в июле руководитель украинской Ассоциации «Укркондпром» Александр Балдынюк, в рамках механизма лицензирования от украинских поставщиков потребовали повысить цены от 30 до 500%, что делало их товары практически неконкурентоспособными на белорусском рынке. Такие действия, по подсчетам «Укркондпрома», до конца 2014 г. грозили Украине убытками в размере 130 млн. гривен (около 11 млн. долл.), а также сокращением на 2,5 тыс. рабочих мест в АПК.

Аргументы украинской стороны о том, что правила лицензирования идут вразрез с Договором о зоне свободной торговли в рамках СНГ от 18.10.2011 г., нашими чиновниками услышаны не были. С «мертвой» точки переговоры сдвинулись лишь после того, как в середине июля Межведомственная комиссия по международной торговле Украины приняла решение о введении спецпошлин на импорт ряда белорусских товаров.

На молочные продукты, кондитерские изделия, удобрения и электрические лампы накаливания спецпошлины составили 55,29% таможенной стоимости. На холодильники и холодильное оборудование - от 55,29 до 60,05% в зависимости от объема камер. Для шин, покрышек и солодового пива - 60,05%. Перспективы потерять украинский рынок сбыта помогли нашим законодателям вспомнить об упомянутом выше Договоре СНГ и со ссылкой на его нормы постановлением Совмина от 24.07.2014 г. № 719 исключить товары, произведенные в странах Содружества, из-под действия новых правил лицензирования. Со своей стороны, Украина с 19 августа отменила действие спецпошлин для белорусских товаров.

Прекращение торговой войны, впрочем, не снимает целый ряд других фундаментальных проблем, мешающих активизации взаимной торговли. К обвалу спроса в Украине добавляются планы по созданию зоны свободной торговли в этой стране и ЕС, грозящие подорвать конкурентоспособность белорусских товаров на украинском рынке. Тем не менее с белорусской стороны звучат заявления о возможности увеличения товарооборота двух стран в ближайшей перспективе в 2 раза - до 15 млрд. долл.

На наш взгляд, наиболее вероятным итогом 2014 г. будет незначительное снижение товарооборота по сравнению с 2013 г. При этом, если украинский импорт благодаря девальвации гривны будет чувствовать себя достаточно уверенно на белорусском рынке, то наши товары в Украине (за исключением, пожалуй, продуктов нефтехимии) продавать будет сложнее.

В целом итоги и выводы торговой войны подтвердили недостаточную конкурентоспособность белорусской продукции, а также слабую диверсификацию экспортных поставок. Нашим производителям есть над чем работать не только в вопросах взаимодействия с украинскими контрагентами.

Шанс на модернизацию
В свете украинского кризиса и обмена санкциями между Западом и Россией Беларусь получает уникальный шанс модернизировать экономику, полагает директор аналитического департамента Альпари в СНГ Александр Разуваев.

Разрыв украинско-российских торговых связей, уход украинских компаний с российского рынка и эмбарго на поставки в Россию европейских продуктов дают белорусским компаниям возможность до конца года дополнительно заработать до 5 млрд. долл., считает эксперт. Это положительно повлияет на валютный курс и платежный баланс республики. Основными составляющими дополнительной выручки могут стать не только поставки белорусской сельхозпродукции, но и переработанного европейского сельхозсырья под маркой «сделано в Беларуси».

Тем более что московские чиновники обещают не препятствовать такому бизнесу, а европейские производители готовы инвестировать в создание перерабатывающих производств. Впрочем, не будем загадывать. И экономическая, и политическая составляющие украинского кризиса имеют значительные и непредсказуемые переменные. Их влияние на экономику Беларуси в среднесрочной перспективе сложно просчитать.

{jcomments on} 

Дмитрий КОРШУН

Символическая закладка минувшим летом первого камня в строительство Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень» с участием первых лиц правительства сигнализирует о том, что ему, похоже, все-таки дадут реальный старт. Идеологи проекта заявляют, что он будет одним из самых масштабных по привлечению иностранных инвестиций в страну. Однако по нашему мнению, строительство Парка может иметь неоднозначные последствия для экономики.

Проблем с резидентами не будет: компаний, проявляющих интерес к Парку, очень много. О соответствующем желании заявляют не только китайские компании, но и тайваньские, японские, европейские, южно-корейские, заверил в ходе церемонии вице-премьер Анатолий Тозик.

Пока первым и единственным резидентом стала компания Huawei. Кроме того, как недавно сообщил и.о. главы администрации Парка Юрий Шилин, получить такой статус готовится китайская корпорация ZTE. Кроме этого, к Парку в скором времени могут присоединиться ООО «Фортива» - белорусский представитель российской фармацевтической компании ЗАО «Ф-Синтез» и отечественный производитель медицинских материалов ООО «Ассомедика».

Ранее в ходе встречи с Президентом Александром Лукашенко о готовности инвестировать в проект заявил председатель правления китайской национальной машиностроительной корпорации «Синомач» Жень Хунбинь.. Обсуждается также возможность включения Парка в тихоокеанско-балтийский экономический пояс «Шелковый путь», о начале реализации которого осенью 2013 г. объявил председатель КНР Си Цзиньпин.

Первое офисное здание на территории «Великого камня» планируют сдать в эксплуатацию летом следующего года. В целом же процесс строительства будет растянут на 30 лет.

Сейчас к рекламе возможностей Парка среди потенциальных иностранных инвесторов подключены различные государственные структуры: МИД, Минэкономики, Минпром, исполкомы. Активно распространяются печатные материалы, в ходе различных деловых форумов проходят презентации.
Впрочем, перспективы создания «Великого камня» вызывают двоякое впечатление. С одной стороны, он действительно способен привлечь значительные иностранные инвестиции и увеличить экспорт товаров, что станет дополнительным драйвером роста белорусской экономики и будет оказывать долгосрочный стабилизирующий эффект на валютный рынок.

Правда, воздействие на обменный курс белорусского рубля несколько подрывается освобождением резидентов Парка от обязанности продавать часть валютной выручки на внутреннем рынке. Впрочем, потребность делать это у них так или иначе останется для уплаты налогов, выплаты зарплат, проведения иных расчетов. Так что дополнительная валюта в страну должна поступить.

Не все так плохо и в плане возможного наполнения госбюджета, несмотря на значительные фискальные уступки. Не налог на прибыль, по которому предоставлена льгота резидентам Парка, сегодня является основной доходной статьей казны, а НДС. При реализации товаров резидентами этот косвенный налог должен выполнить возложенную на него бюджетообразующую функцию. К тому же сохранен подоходный налог с физлиц - работников предприятий Парка, даже с учетом сниженной ставки (9%) он также сможет перераспределять значительную часть добавленной стоимости в пользу бюджета.

Если же учесть, что резиденты Парка будут вовлечены в широкие кооперационные связи с белорусскими промышленными и строительными компаниями, не подпадающими под налоговые льготы, общая активизация их деятельности также должна обеспечить дополнительные поступления в бюджет.

С другой стороны, вполне реальной представляется угроза создания неравных конкурентных условий в случае появления в Парке дублирующих производств по отношению к уже действующим в стране. Заявляется, что создаваемый промышленный анклав объединит на своей территории новые высокотехнологичные производства. В то же время среди проектов, предлагаемых к реализации администрацией Парка, есть и традиционные, например, по выпуску силовых кабелей, бумажной, пластиковой упаковки, металлопластиковых труб, автокомпонентов, абразивного инструмента и т.д.

Есть сомнения в части географической локализации Парка. Его компактное расположение в непосредственной близости от Минска будет способствовать дальнейшему гипертрофированному перераспределению ресурсов (прежде всего трудовых) в пользу столичного региона. Подобные образования целесообразнее размещать вразброс по всей территории Беларуси с целью ее равномерного социально-экономического развития. Современный уровень коммуникаций позволит без проблем контролировать и управлять географически разрозненными частями анклава из единого центра.

Подобный подход также мог бы привлечь для нужд резидентов уже созданную, но неэффективно используемую инфраструктуру различных промышленных зон и объектов по всей стране, вместо того, чтобы за бюджетные деньги строить новые коммуникации.

Нам также непонятно, каким образом работа Парка впишется в договоренности Беларуси в рамках ЕЭП, а также в планы по вступлению страны в ВТО. С одной стороны, в ЕЭП мы взяли на себя обязательства упразднить льготы для СЭЗ, а с другой - создаем анклав с еще более выраженным льготированием. Как на это отреагируют другие страны-члены Таможенного союза? Между тем в продвигаемых администрацией Парка проектах рынок ЕЭП, а точнее - российский - называется основным и перспективным для сбыта продукции.

Похоже, что «Великий камень» станет непреодолимым препятствием на пути Беларуси в ВТО, поскольку эта организация не приемлет подобных форм стимулирования экспорта. Напомним, упразднение особых экономических зон с налоговым льготированием было одним из условий вступления России в ВТО. Сложно сказать, каким будет итоговый результат для страны, если от возможных бонусов работы Парка отнять потери, которые республика понесет из-за невозможности воспользоваться преимуществами ВТО в долгосрочной перспективе.

Достаточно скептично к перспективам «Великого камня» относятся и опрошенные журналом представители белорусского делового истеблишмента.

Сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор МАРГЕЛОВ:
- Относительно данного китайско-белорусского образования пока непонятно, имеем ли мы правильное, стратегически выверенное видение партнерства такого масштаба. На сегодняшний день у нас преобладает идея - в том числе и у так называемых «экономистов» (не то что чиновников) - что любые иностранные инвестиции очень хороши для нашей страны. Это абсолютно неверно. Нужно понимать, какие инвестиции нам нужны и в каком объеме, сколько нам партнерство принесет и сколько от нас заберет. Для этого необходима методика, которой следует твердо придерживаться. В этом случае, я думаю, результаты нашей совместной деятельности будут намного лучше.

Сегодня, к сожалению, мы кидаемся на любые варианты, стоит только нас поманить из-за границы деньгами: будь то гипермаркеты, которых планируется построить 40 штук, или китайский парк. Китайцы - умные, прагматичные люди, свой интерес они, конечно, не упустят. Где границы этого интереса - нас, естественно, в известность не ставили, а без цифр как-то некорректно оценивать перспективы такого партнерства. Это будет видно только тогда, когда начнется его деятельность. Но поскольку мы не понимаем, что такое хорошо и что такое плохо, есть опасения, что для страны данное сотрудничество не очень интересно.

Из общения с «бунтующими» жителями окрестных деревень мне известно о планах по размещению там производства по чистой переработке шин - это к заявляемому «высокотехнологичному» производству резидентуры. Я не знаю бизнесменов, которые бы собирались или планировали разметить производство в границах данного Парка. Полагают, что если такие будут, то они столкнутся с теми же проблемами, что и предприятия, пытавшиеся работать по Декрету №6. Этот нормативный акт тоже предоставляет много льгот, вот только различные столичные компании, пытавшиеся «вынести» бизнес в регионы, прогадали.

Пока мы не знаем, что за компании разместятся а Парке и чем будут заниматься. Однако уже сейчас можно говорить, что они усилят давление на внутренний рынок, так как маловероятно, что все произведенное там получится экспортировать. Поэтому у остальных белорусских компаний обострятся вопросы сбыта, перераспределения рынка, возникнут проблемы дефицита сырья. Также непонятно, каким образом будет удовлетворяться спрос Парка на рабочую силу. Даже высокой зарплатой белорусов не очень то заманишь (хорошее подтверждение тому - наши гипермаркеты, в которых люди, несмотря зарплату выше среднего по ритейлу, по каким-то причинам не хотят работать).

Можно «импортировать» рабочих, например, таджиков, как это сделал один крупный столичный завод, но такой опыт пока не совсем удачный - эти «заморские» работники очень скоро разбежались.

Будет много вопросов и у правительства. Из Москвы пристально смотрят, что здесь происходит. Пока мы говорим - это одно, как только что-то в данном направлении будет сделано - определенно начнут предъявлять нам претензии. Одно дело, когда услуги и продукция будут поставляться в дальнее зарубежье, а другое, когда на рынок Единого экономического пространства…

Директор ЗАО «Молодечненский трубопрокатный завод» Александр ЧЕРНЫШЕВ:
- Насколько я представляю, этот Парк в части предоставляемых льгот не сильно будет отличаться от свободных экономических зон. Если льготироваться будут компании, экспортирующие не менее 70% производимой продукции, то это благо для страны. Если же будут применены другие принципы, то это создаст неравную конкуренцию для прочих белорусских предприятий, не работающих в таких льготных условиях по НДС и налогу на прибыль.

Развивая тему конкуренции, нужно помнить, что белорусским компаниям и без того нелегко состязаться с конкурентами по ЕЭП, с теми же российскими предприятиями. Если к ним добавятся еще и резиденты Парка, то просто опустятся руки, потому что трудно будет работать в таких условиях. Нам, например, здесь станет нечего делать. Проще закрыть завод и наладить торговлю более дешевой продукцией из России и Казахстана. А ведь для белорусского потребителя удобнее работать с местным производителем, чем с иностранным, так как легче находить общий язык по коммерческим вопросам.

Мне неизвестно о каких-либо компаниях или инвесторах, которые планируют обосноваться в Парке. К тому же пока нет и каких-либо внятных аргументов и рекламы, мол, приходите, работайте и будет вам от этого выгода. Возможно, когда этому Парку придадут более понятный антураж, бизнес сможет сориентироваться и определиться насчет целесообразности своего размещения в его границах.

Почетный председатель БСПН имени профессора Н.С. Кунявского Георгий БАДЕЙ:
В отношении этого Парка пока лишь ведутся разговоры о намерениях, а не о реальных проектах. Да, есть Указ от 05.06.2012 г. № 253 «О создании Китайско-Белорусского индустриального парка «Великий камень», но прошло уже два года, а реальных инвестиций нет. Когда они будут и будут ли вообще - большой вопрос. Отсюда и спокойствие. Не все желания реализуются. Я думаю, что скорее всего Парк так и останется проектом. Поэтому большого волнения я не испытываю. Вряд ли он будет реализован в тех масштабах и размерах, в которых запланирован.

Пока мне известно лишь об одном предприятии, планировавшем получить статус резидента Парка. Минское обувное ОАО «Луч» обращалось в государственные органы с проектом модернизации производства китайским инвестором и его размещении в Парке, но получило отказ. Чиновники мотивировали это тем, что обувное производство не попадает под категорию «высокотехнологичного». К тому же на планах МО ОАО «Луч» по привлечению китайского инвестора сказался введенный государством мораторий на «хождение» акций данного хозобщества.

Само по себе создание Парка с особым режимом не несет в себе ничего эксклюзивного: у нас во всех областях есть СЭЗ, есть Парк высоких технологий. Как и не будут эксклюзивными проблемы, которые сулит предоставление льгот для резидентов «Великого камня». «Проблемные» параллели можно привести на примере резидентов СЭЗ.

Предполагалось, что они будут работать в основном на экспорт, однако в реальности внутренним рынком они тоже не «брезгуют», выступая серьезными конкурентами для остальных белорусских компаний. В свое время мы даже обращались в Совмин по одному такому примеру. К тому же подобные образования лишь сужают для Беларуси возможность «вписаться» в принятые обязательства перед партнерами по ТС и ЕЭП.

Вообще, зона охвата льготами, предоставляемыми в СЭЗ или в Парке, не обязательно должна ограничиваться или очерчиваться территориальными рамками. Эти льготы можно распространить на предприятия, работающие по всей республике, при условии соответствия «входным» параметрам резидента СЭЗ или Парка. Такой подход, возможно, принес бы большую эффективность, нежели создание непонятных анклавов.

{jcomments on}