№8(182) - Август

 
 
  • Колонка главного редактора: Взаимные санкции России и Запада серьезно изменили конъюнктуру рынка.

  • Зачем белорусам биржа? Рассмотрим природу недоверия некоторых директоров к этому институту.

  • Большой разговор о малом бизнесе: Реформы идут, но теми ли темпами??

  • Вглубь и вширь:  Как подстраховать портфель заказов в условиях нынешнего замедления темпов строительства?

  • Высотки и малоэтажки в одном портфеле: "Гродножилстрой" принял решение идти в нишу монолитного и каркасно-панельного домостроения.

  • Грянет ли крах доллара? Уже много лет некоторые эксперты пророчат большие неприятности американской валюте.

  • Трудовая революция: Вступившие в силу поправки в Трудовой кодекс не должны застать врасплох руководителя.


СОДЕРЖАНИЕ АВГУСТ 2014 г.

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

1    Время сложностей и возможностей
Взаимные санкции России и Запада серьезно изменили конъюнктуру рынков.

РЫНОЧНАЯ НИША

4    Вглубь и вширь
Как подстраховать портфель заказов в условиях нынешнего замедления темпов строительства?
Вячеслав МИЦУРА

8    Последний из «могикан»
Со времен СССР, пожалуй, только «Тираспольская ПМК» смогла сохранить специализацию в сфере монтажно-наладочных работ на объектах АПК.
Александр СОРОКИН

РЫНКИ

10    Зачем белорусам биржа?
На чем основано недоверие некоторых директоров, и так ли «страшна» биржа, как ее некоторые рисуют?
Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

ДЕЛОВАЯ СРЕДА

14    Большой разговор о малом бизнесе
Не надо говорить о победах, продуктивней - поднимать проблемы.
Алексей БЕЗВЕСЕЛЬНЫЙ

СТРОИТЕЛЬСТВО

18    Соединяя берега
Как обстоят дела в таком специфическом секторе строительного рынка, как мостостроение?
Марина НОСОВА

21    Высотки и малоэтажки в одном портфеле
Добившись признания в сегменте крупнопанельного  домостроения, «Гродножилстрой» принял решение идти в нишу монолитного и каркасно-панельного строительства.
Анастасия ПОГОРСКАЯ

РЕСУРСЫ

24    «Черное золото» наших болот
Торф все активней вовлекается в топливный баланс страны. Как это сказывается на экономике и экологии?
Николай ЗАДОРОЖНЫЙ

28    За гармонию с природой
Экологическая оценка инвестпроектов - не праздное развлечение ученых.
Алексей АНТОНОВ

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

31    Небо в алмазах
Заканчиваются полезные ископаемые на Земле? В космосе можно отыскать неограниченные их ресурсы. И это уже не фантастика.
Маргарита ГЕРАСИМЕНКО

ТЕХНОЛОГИИ РЕКЛАМЫ

34    Как захватить рынок через интернет
Рассмотрим проверенный алгоритм применения различных рекламных инструментов.
Владимир ПАШУК

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ

36    Грянет ли крах доллара?
Уже много лет некоторые эксперты пророчат большие неприятности американской валюте.
Владимир ТАРАСОВ

40    У нас и у них
В июле-августе доверие к белорусскому рублю укрепилось, на Forex - наблюдается широкомасштабный рост доллара, сырьевые рынки под давлением.
Вадим ИОСУБ

43    Деньги любят тишину и… проценты
Высокие процентные ставки сохраняют за рублевыми депозитами статус наиболее выгодного инструмента сбережения. По крайней мере, до конца этого года.
Сергей ГРИЦУК

ПРАВО

46    Мониторинг законодательства (июль-август 2014 г.)
Директору - о правовых новациях.
Елена КОРНУШЕНКО

48    Трудовая революция
Вступившие в силу поправки в Трудовой кодекс не должны застать врасплох руководителя.
Ева МАРЦИНКЕВИЧ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

51    Сколько стоит наше меню

52    Торговля без пробелов
Существенно изменено правовое регулирование организаций торговли и общепита.
Татьяна ЯВТУХОВИЧ

МЕНЕДЖМЕНТ


53    Как победить «горе от ума»?
Распространенная ошибка директоров считатьв том, что им не надо учиться, так какпотому что они и так обладают богатым управленческих опытом.
Александр ГАЛЬКЕВИЧ

КЛУБ «ДИРЕКТОР»

Здоровье
54    На дне
Беларусь вышла на первое место в мире по потреблению алкоголя на душу населения.
Катерина МАЛАК

История и архитектура
56    Дом несвижских королей
Родовое «гнездо» Радзивиллов стало поистине жемчужиной белорусской средневековой архитектуры.
Павел ГАЙДУКЕВИЧ

Реставрация
58    Все начинается с проекта
Страна накопила немалый опыт не только в восстановлении историко-культурного наследия, но и в проектировании подобного рода работ.
Наталья КОРЖ

Отдых
60    Сказочный Крит: колыбель богов
Бархатный сезон в разгаре. Выбираем, куда бы поехать…
Ян МАРГУС

 

Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

В деловом сообществе нашей страны не утихают споры вокруг деятельности ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» (БУТБ). Не секрет, что руководители ряда предприятий настроены достаточно скептически по отношению к этому торговому институту. На чем же основано такое недоверие и так ли «страшна» биржа, как ее некоторые рисуют?

«Мы готовы услышать конструктивную критику наших оппонентов и готовы совершенствоваться», - заверил в беседе с корреспондентом журнала председатель правления БУТБ Аркадий Саликов.

Действительно, вряд ли имеет смысл комплиментарная статья о достижениях биржи (хотя их немало): довольные клиенты давно уже оценили достоинства БУТБ и хорошо осведомлены о ее возможностях, тогда как переубедить недовольных вряд ли получится. А вот обозначить некоторые проблемы, посмотреть на них с различных точек зрения, совместно поискать пути решения - это куда более продуктивный путь. Итак, приступим.

Дремуч ли лес?
Свою практическую деятельность биржа начинала с торгов лесопродукцией в 2005 г., соответственно в этой отрасли стали формироваться первые группы сторонников и противников биржевого механизма. Радует, что в последние годы общее немотивированное недовольство все чаще обретает форму конструктивной критики, с учетом которой в биржевые нормативные правовые акты вносятся изменения, оптимизирующие торговый процесс. К слову, открытый диалог, сбор и анализ мнений продолжаются и в настоящее время.

Рассмотрим, например, замечание генерального директора Республиканской лесопромышленной ассоциации Валерия Александровича (В.А.):

- Действующее законодательство предполагает приоритетную реализацию древесины на биржевых торгах для нужд внутреннего рынка, и лишь при отсутствии потребности покупателей внутри республики сырье может реализовываться на экспорт. Вместе с тем практика показывает, что этот фундаментальный посыл работает не в полной мере. Минлесхоз реализует древесину на бирже через уполномоченную организацию «Беллесэкспорт», формируя из множества мелких предложений лесхозов сборные крупные лоты в десятки тысяч кубометров древесины. Из-за этого малые и средние предприятия-переработчики не могут единовременно приобрести такие объемы и, как следствие, испытывают дефицит сырья. Решить проблему может допуск к торгам непосредственно самих лесхозов, которые будут торговать самостоятельно небольшими лотами, доступными для широкого круга покупателей.

Действительно, сейчас отдельные продавцы (отраслевые экспортеры) применяют практику выставления на биржевые торги крупных лотов древесины в заготовленном виде со сроком поставки от 3 месяцев до 1 года. Такой подход дает возможность крупным потребителям, вне зависимости от их формы собственности, одномоментно закупать используемые в производстве сортименты лесоматериалов под свою производственную программу на долгосрочную перспективу.

Вместе с тем в БУТБ отмечают, что на все биржевые торги (текущие, квартальные, годовые) выставляется немало небольших по объему лотов, что позволяет малым и средним предприятиям, а также индивидуальным предпринимателям обеспечивать сырьем свои производственные мощности. Доказательством тому является биржевая статистика. Так, за I полугодие 2014 г. на БУТБ заключено 4800 сделок по покупке/продаже древесины в заготовленном виде, из них 85,4% пришлось на лоты объемом до 500 м3, 7,5% - от 501 до 1000, 3,4% - от 1001 до 2000 м3, и только у 3,7% сделок объемы составили свыше 2000 м3.

В.А.: - Не работает в должной мере механизм понижения цены при биржевой торговле на внутреннем рынке. И дело не только в том, что продавец отказывается идти на уменьшение стоимости товара в ходе переговоров с потенциальным покупателем, - это его законное право. Проблема скорее в несовершенстве механизма по определению котировочной цены, которая рассчитывается как средневзвешенная цена состоявшихся сделок за истекший квартал и является стартовой ценой торгов в следующем квартале. На наш взгляд, при расчете котировочной цены следует учитывать количество несостоявшихся сделок, дисконтируя заявленную продавцом цену на определенный процент. Такой подход сделает котировки более рыночными и адекватными ситуации.

А вот с этим замечанием БУТБ в корне не согласна, ведь действующий механизм ценообразования уже работает на рыночных принципах, основывается на реальных сделках и, соответственно, в равной мере учитывает интересы как покупателей, так и продавцов. Введение специфического механизма принудительного снижения стартовых цен противоречит самому понятию рынка и ставит продавцов в заранее невыгодные условия и даже может заставить продавать в убыток. Такой диктат в рыночных условиях неприемлем!
Использование любых других данных, в т.ч. неудовлетворенных заявок на продажу/покупку, существенно снизит объективность котировок. Неудовлетворенные пожелания покупателей или продавцов свидетельствуют лишь о несоответствии спроса предложению и не могут являться (тем более при наличии реальных сделок!) исходными данными для определения равновесной цены.

А судьи кто?
Согласитесь, что эти претензии имеют скорее частный характер, а сам процесс торгов давно отточен и не вызывает массовой критики. Наоборот, увеличиваются объемы биржевых сделок как на внутреннем рынке, так и на экспорт, постоянно прирастает новыми странами география потребителей белорусского леса: Скандинавия, Прибалтика, Центральная и Западная Европа, Великобритания, Китай, ОАЭ, Азербайджан, Кипр - это далеко не полный список. Более того, опыт БУТБ изучают крупные российские товарные биржи, которые только сейчас начинают внедрять биржевой механизм в лесной отрасли (например, Санкт-Петербургская Международная Товарно-сырьевая Биржа, СПбМТСБ).

Стоит вспомнить еще один факт: несколько лет назад в России было озвучено намерение организовать собственные торги молочной продукцией (на базе Московской Биржи). При этом в открытую заявлялось, что в качестве примера следует использовать именно опыт БУТБ, а не какой-либо другой крупной международной торговой площадки. Молочная биржа в России так и не открылась, но интерес к биржевым торгам (конкретнее - к БУТБ) не ослабевает, а, наоборот, усиливается.

Буквально несколько месяцев назад крупнейшие российские молочные ассоциации - Национальный союз производителей молока (СОЮЗМОЛОКО) и Российский союз предприятий молочной отрасли (РСПМО) подписали с биржей соглашения о сотрудничестве, предполагающие создание единого стабильного рынка посредством перевода белорусско-российской торговли молоком на торги БУТБ. Подписание проходило в присутствии заместителя министра торговли Республики Беларусь и заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации. Это ли не свидетельство успеха и международного признания?

Если этих фактов недостаточно для того, чтобы признать, что БУТБ, без лишнего пафоса, действительно есть чем гордиться, приведем еще один пример. Президент Российского союза поставщиков металлопродукции (РСПМ) Александр Романов, с одной стороны, очень близкий партнер биржи, с другой - один из самых активных скептиков, более 30 лет проработав в сфере металлургии, возглавляя организацию, которая объединяет свыше 100 компаний из почти 60 российских регионов, на встречах и совместных с БУТБ мероприятиях недоумевает: почему в России, где есть ресурсы, множество металлопроизводителей и сбытовых организаций, не получилось организовать биржевую торговлю (ведь попыток было немало), «а белорусы смогли»?

Что здесь порекомендовать? Наверное, в первую очередь стоит перебороть скепсис самих участников рынка и убедить себя в том, что это как минимум возможно - сосуществование внебиржевого и биржевого рынков. Ведь до сих пор нередки крайне негативные высказывания сродни этому:

- Экономика не готова к таким механизмам, регулирующим цены. Металлами на биржах торговать сложно из-за их разновидностей. Металлургический комплекс попросту не нуждается ни в каких электронных торговых площадках...

Так ли это? Однозначно, без оглядки ссылаться на опыт России не стоит, тем более что он неоднородный. Да, там не получилось с товарными биржами, но электронные торговые площадки в разных видах существуют и развиваются. Они есть, например, у Магнитогорского металлургического комбината и Северстали. В белорусских условиях торговля металлопродукцией через биржу удобна еще и потому, что помогает вписаться в законодательство о закупках.

Например, между российскими производителями металлов и белорусскими машиностроительными предприятиями (МАЗ, БелАЗ, МТЗ) налажены долгосрочные торговые отношения. Но даже имея рамочные долгосрочные соглашения, согласно белорусскому законодательству предприятия должны проводить процедуры закупок, сравнивая предложения нескольких поставщиков. Это можно делать по правилам «каменного века»: через тендерную комиссию, сбор подписей, конвертов, переговоры о понижении цены… А можно через электронный биржевой механизм, как говорится, в один клик.

Реализация подобного механизма расширяет первоначальное понятие биржи и ее сущность. Это далеко уже не то место, которое ассоциируется с молотком и гонгом. На каждый вид продукции, будь то металлы, лес или продовольственные товары, разработано специальное программное обеспечение, соответствующее специфике их продажи. В итоге экономятся время и силы ответственных работников компаний: снабженцам не надо ехать в дальние командировки (часто заграничные), а сделки заключаются по прозрачным и понятным контрагентам схемам. При этом биржа не вмешивается в переговоры сторон сделки, а лишь выступает техническим посредником и помощником в ее совершении. Поэтому и увеличивается количество клиентов БУТБ. И, кстати, многие из членов РСПМ давно аккредитовались на бирже и успешно здесь работают.

Есть ли будущее?
С ноября 2012 г. БУТБ открыла новую страницу в развитии биржевой торговли в Беларуси - впервые клиенты получили возможность работать с товарными фьючерсами. Сейчас в секции срочного рынка обращаются расчетные фьючерсные контракты на стальной круг, арматуру и Индекс цен нефтепродуктов СПбМТСБ - Регуляр-92. Данные финансовые инструменты открывают широкие возможности для хеджирования коммерческих рисков и извлечения спекулятивной прибыли. Но не все, как оказалось, воодушевлены первыми итогами торгов.

Аналитик официального партнера Альпари в Минске Вадим Иосуб:

- На первый взгляд, появление возможности торговать на БУТБ фьючерсом на индекс цен нефтепродуктов можно только приветствовать. Однако практика пока не вселяет оптимизма. Ликвидность нового фьючерса оставляет желать лучшего. Дневной оборот по инструменту не превышает 100 тыс. долл., количество же открытых позиций по итогам каждых торгов неизменно равно нулю, а это означает, что все сделки, открытые в течение дня, в этот же день и закрываются. Поэтому говорить об использовании фьючерса для хеджирования, минимизации ценовых рисков пока не приходится.

Обеспечение высокого уровня ликвидности - одна из важных и сложных задач на любом сегменте организованных рынков. В разных странах и при различных обстоятельствах она решается по-своему: от аккредитации «особых» участников - маркет-мейкеров до включения административного ресурса. В белорусских условиях достижение задачи усложняется еще и отсутствием должной экономической и социальной среды.

Непросто заинтересовать руководителей предприятий в выстраивании каких-либо хедж-стратегий на основе биржевых инструментов, когда задачей №1 для них является разгрузка складов иногда по ценам, формирование которых не укладывается в классическую экономическую теорию. Сложно быстро развить торговлю новым финансовым инструментом, когда слово «фьючерс» неизвестно большей части взрослого населения страны, а термин «спекулянт» ассоциируется со статьей Уголовного кодекса из недавнего прошлого. В целом мешает низкая финансовая грамотность: исследование Нацбанка показало, что только 5% белорусов уверенно ориентируются на финансовом рынке.

Малые объемы торгуемых на БУТБ фьючерсов, отсутствие у трейдеров долгосрочных стратегий хеджирования - не показатель ущербности биржевого продукта, а свидетельство того, что он пока находится на стартовой стадии своего развития. При этом БУТБ выступает в роли первопроходца, занимаясь своего рода просветительской деятельностью среди белорусского делового истеблишмента (при бирже налажено бесплатное обучение для тех, кто желает работать на срочном рынке). Биржа также включена в разработку более благоприятного законодательства и есть надежда, что в этом году будет закрыт правовой пробел для операций хеджирования, по крайней мере в отношении углеводородного сырья и нефтепродуктов.

***
Отметим, что сам руководитель БУТБ достаточно самокритично относится к итогам работы. С одной стороны, радует стабильное из года в год увеличение количества сделок и сумм контрактов, рост экспорта, расширение торгуемых товаров и финансовых инструментов. С другой - приходится сталкиваться все с теми же проблемами: непониманием и даже сопротивлением директората, скептицизмом и недоверием. При этом одним из главных «недостатков», провоцирующим такое отношение, А.Саликов считает прозрачность сделок на бирже. Стоит признать, что белорусские и российские предприятия зачастую предпочитают заключать сделки кулуарно, когда при желании можно найти место для «серых схем», откатов и сокрытия налогооблагаемой базы. Преодоление данной проблемы выходит далеко за рамки компетенции и возможностей биржи. И это, как говорится, совсем другая история…

От редакции
Подборка критических замечаний (скажем прямо, не такая уж и большая) может создать впечатление повышенной проблемности БУТБ как института. Но это далеко не так. Во время опроса, проведенного журналом, непросто оказалось найти представителей предприятий, которые готовы были аргументированно и четко сказать, что им не нравится в работе через биржу. Многие говорили просто: «Нас все устраивает».

На наш взгляд, БУТБ, безусловно, прогрессивный институт, предлагающий современные интерактивные инструменты торговли и открывающий перед предприятиями качественно новые возможности. Это и получение информации о ценах и коммерческих предложениях на рынке в режиме реального времени, и дистанционное ведение переговоров с последующим заключением сделок, и механизм досудебного решения споров, если что-то при реализации сделки пошло не так, и логистическое сопровождение поставок, и многое другое. И все это по достаточно демократичным расценкам, что делает услуги биржи доступными в том числе для мелкого бизнеса.

Единственным спорным моментом, на наш взгляд, является обязательная торговля через БУТБ некоторыми товарами, хотя, возможно, такое положение дел оправданно на данном этапе развития биржевой деятельности в нашей стране.

Отметим также, что порой сложности в работе через БУТБ возникают по причинам, не зависящим от биржи. Например, практика использования т.н. индикативных цен, не всегда соответствующих рыночным, обусловлена решениями некоторых отраслевых ведомств. Биржа, как и все экономические субъекты Беларуси, работает на отведенном для нее правовом поле. От его качества во многом зависит конечный результат продвижения товаров на рынок. Здесь важно наладить продуктивную коммуникацию между всеми заинтересованными сторонами, собрать конструктивную критику и на ее основе усовершенствовать законодательные условия. Соответствующие стремления со стороны руководства БУТБ можно только приветствовать. Надеемся, и мы этой статьей внесли посильный вклад в анализ проблем и поиск путей их преодоления.

 Количество сделок, совершенных на торгах БУТБ

 

 Сумма сделок, совершенных на торгах БУТБ, млн. долл. США

 

 Количество участников биржевой торговли и клиентов брокеров, зарегистрированных на БУТБ

 

Основные итоги торгов в ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»

 2009 г.
 2010 г.2011 г.
2012 г.
 2013 г.
 Количество торгов 947 1 085 1 430 1 418 1 512
 в т.ч. экспорт 481
 459 652 602 648
 Количество сделок 119 166 172 287 164 241 214 807 245 414
 в т.ч. экспорт 4 912 6 224 7 209 8 426 8 852
 Сумма сделок, млн. долл. 764,59 1 150,96 1 414,85
 1 513,84 1 738,50
 в т.ч. экспорт, млн. долл. 240,59 301,38 334,07 448,19
 521,38
 Количество участников биржевой торговли и клиентов брокеров 6 544
 7 898 9 673 11 456 12 975
 в т.ч. нерезидентов 1 350 1 630 2 054
 2 439 2 774
 Из стран (количество) 46 52 55 56 56

ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»
220099, г. Минск, ул. Казинца, 2
Тел.: (+375 17) 224 48 25
mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.butb.by

{jcomments on} 

Вячеслав МИЦУРА

Обустройство инженерных сетей - базовая, а потому востребованная услуга. Но есть один минус: спрос на нее напрямую зависит от общей динамики строительных работ в стране. Чтобы подстраховаться в условиях нынешнего замедления темпов строительства, начальник Специализированного управления №149 ОАО «Стройтрест №3» Николай КОВАЛЕВСКИЙ параллельно начал развивать монтажное направление и наладил производство металлоконструкций.

Впрочем, обо всем по порядку. А начнем с основного профиля СУ-149.
Образованное в 1975 г., СУ-149 как структурное подразделение ОАО «Стройтрест №3» присутствовало на многих стройках государственного значения. Так уж повелось… Если надо возвести какой-то объект быстро и качественно, заказчики зачастую останавливают свой выбор на солигорских строителях. Нередко решение о передаче им подряда принимается на высоком государственном уровне, вплоть до Президента страны.

В разные годы СУ-149 участвовало в возведении жилья и инфраструктуры для чернобыльских переселенцев Гомельщины, ряда объектов в белорусской столице, в т.ч. гостиницы «Виктория», Минского международного образовательного центра, медучреждений, стадиона «БАТЭ» в Борисове, создавало инженерные сети для «Беларуськалия» и «Газпрома», благоустраивало Завод горного воска в г.п. Свислочь. Управлению доверили создание очистных коммунальных сетей в Солигорске и Слуцке, объекты соцкультбыта в Слуцке, Любани и Клецке. Список можно продолжить…

Наработанные деловые связи и доброе имя позволили собрать весомый портфель заказов даже в посткризисные 2012-2013 гг. Впрочем, в этом году общее замедление белорусской стройки все-таки начало сказываться и на выручке СУ-149.

Расширение сознания и… ниши
Понимая уязвимость специализации на инженерных сетях и предчувствуя сложности с сохранением высоких объемов работ, Н.Ковалевский принял стратегическое решение подстраховать риски развитием нового направления деятельности - монтажом металлоконструкций и оборудования. Для этого минувшей зимой провели подготовку и переподготовку специалистов, обновили техническую базу - и уже этим летом монтажники смогли выйти на месячный объем работ около 10 млрд. руб., что составило примерно 30% выручки управления. Благо впереди просматриваются крупные заказы в рамках реконструкции белорусских НПЗ. Управление уже участвует в работах на «Нафтане», идут переговоры по Мозырскому НПЗ. А на таких объектах можно получить хороший подряд как в рамках основной специализации, так и по новому направлению.

Дальше - больше. Появляется возможность на собственной базе развивать производство металлоконструкций (ферм, эстакад, колон и т.п.). Сейчас мощности управления позволяют выпускать их 30 т в месяц при объеме монтажных работ до 300 т, т.е. даже без увеличения подряда производство можно увеличить в разы. Для этого на предприятии начали оборудовать дополнительный цех. «При работе со своими металлоконструкциями мы сможем формировать значительно более высокую добавленную стоимость, чем если просто будем заниматься монтажом, - объясняет Н.Ковалевский коммерческую целесообразность проекта. - Резка, сварка, пескоструйка, покраска… Все это составляющие стоимости, отсюда и разница в цене на металл в районе 10 млн./т с готовыми металлоконструкциями за 18-23 млн./т».

Дополнительные возможности по расширению рыночной ниши руководитель управления видит в развитии ряда узкоспециализированных работ. Например, 20 работников СУ-149 задействованы на тепловой изоляции трубопроводов, еще 9 трудятся в деревообрабатывающем цеху, столько же - на сертифицированной СТО, известной в регионе кузовными работами.

Так из нескольких новых и перспективных источников формируется и стабилизируется общий поток выручки, создается подушка экономической безопасности бизнеса.

Подобная диверсификация деятельности - отнюдь не модное увлечение маркетинговыми стратегиями, а жизненно важная необходимость, скорее даже - условие выживания. Как и большинство строительных организаций Беларуси СУ-149 захлестнула проблема неплатежей. Долги заказчиков перед управлением достигли 90 млрд. руб., что равно примерно трехмесячной выручке. «Некоторые не рассчитались с нами за работы, выполненные еще в 2012-2013 гг.», - сетует руководитель. Получается, что предприятие кредитует своими средствами чьи-то объекты, тогда как из-за возникающего кассового разрыва само порой вынуждено брать дорогие кредиты на выплату зарплаты работникам.

Страдают и поставщики материалов для проблемных объектов. Правда, по словам Н.Ковалевского, большинство из них с пониманием относятся к ситуации, за что руководитель им искренне благодарен. Лишь в единичных случаях дело доходит до судебных разбирательств. Но это в целом не снижает остроты проблемы. Любопытно, что с частными заказчиками, как правило, не возникает вопросов по расчетам, как нет их и с крупными предприятиями вроде «Беларуськалия» и «Нафтана». Выполнил работу - получил расчет. Зато просто какая-то беда с УКСами и некоторыми другими госзаказчиками! Ссылаясь на важность строительства того или иного объекта, чиновники порой включают административный ресурс, и СУ-149 как добросовестный подрядчик свою работу выполняет. Вот только едва ли разумно обескровливать его потом неплатежами. Не лучше ли некоторым заказчикам трезво оценить собственные финансовые возможности?

Многим также не мешало бы сосредоточиться на более качественном проведении предпроектных и проектных работ. Обустройство инженерных сетей находится в самом начале строительного цикла, а потому чувствительно к разного рода пересмотру и доработкам проектов. Вырыли котлован, а вскоре оказывается, что строящийся объект решили сместить, положили асфальт - а потом поняли, что лучше возвести в этом месте котельную, и т.д. Но работы уже выполнены, подрядчик понес затраты, вот только возмещать их заказчик не спешит.

Подобные ситуации нередки при проведении параллельного проектирования и строительства. Когда-то в бытность премьер-министра Сергея Сидорского параллельное проектирование получило широкое распространение и было призвано ускорить возведение объектов. С той же целью некоторые заказчики применяют его и сегодня. Вот только благая идея часто приобретает нелицеприятные формы. Оно и неудивительно, если из желания быстрее начать стройку некоторые буквально «на коленке» начинают создавать чертежи, допуская ошибки, которые потом дорого обходятся и инвесторам и строителям.

Модернизация с умом
За почти 40 лет существования СУ-149 приходилось работать в условиях различной конъюнктуры, благоприятной и не очень, всегда были какие-то проблемы и их надо было решать. Между тем талант руководителя проявляется не только в понимании проблем, но и в умении применить инструменты стабилизации для своего предприятия, в эффективном использовании всех видов ресурсов. Значительные возможности здесь предоставляет рациональная модернизация.

На волне строительного бума прежней пятилетки многие строительные организации в расчете на растущие объемы закупили значительное количество машин и оборудования, однако теперь в условиях стагнирующего спроса и недоиспользования основных средств эти инвестиции оказались заморожены. Но не все директора, похоже, извлекли должный урок. Некоторые слишком дословно восприняли нынешний призыв к модернизации - и вновь приступили активно обновлять технический парк без должных экономических расчетов. Где уж тут ожидать эффективную фондоотдачу!

Иной подход практикует Н.Ковалевский. Машины и оборудование на СУ-149 стараются закупать под гарантированный подряд. Например, в свое время четыре экскаватора приобрели для выполнения значительного объема работна ОАО «Кричевцементношифер». Техника окупилась за 4 года. Новый немецкий укладчик тротуарной плитки пригодился на Борисовском стадионе «БАТЭ», где в смену он закрывал до 500 м2. Когда значительные объемы заказа поступили из родного Солигорска, для работ на его улицах закупили вторую аналогичную машину. Где укладывается плитка, есть заказ и на бортовой камень - соответственно, появляется смысл закупать технику по его установке. Что и сделали. А вот с приобретением американской машины монолитного борта решили повременить. Анализ расходов и возможных доходов показал, что пока эта покупка выглядит довольно рискованной.

При выборе машин и оборудования в СУ-149 прежде всего оценивают их производительность и надежность. «В 2003 г. купили первый английский экскаватор JCB, - вспоминает начальник управления. - Поставили его отработать смену рядом с российским экскаватором, имевшим ковш аналогичного объема. «Англичанин» оказался в 2,5 раз производительней!» Время также показало высокую надежность такой техники: лишь спустя 11 лет работы экскаватору впервые потребовался более-менее серьезный ремонт. Сделав соответствующие выводы, руководство СУ-149 значительно обновило парк техники западными машинами JCB и Caterpillar. И не прогадало, так как высокая производительность и относительно низкие эксплуатационные расходы позволили выйти на 3-4-летний период окупаемости инвестиционных затрат в эти машины.

Задачу обеспечить рациональную модернизацию сильно усложнили высокие процентные ставки на финансовом рынке. Непросто окупить машину, взятую в кредит или лизинг под 30-40% годовых. По этой причине начальник СУ-149 признается, что пока вынужден приостановить приобретение основных средств с привлечением заемных денег. Но и в таких условиях есть пространство для рационального маневра. С Минским заводом колесных тягачей удалось договориться на поставку 30-тонных самосвалов с отсрочкой платежа, в результате чего по сравнению с прошлым годом затраты на транспорт снизились на 60%.

В ряде случаев можно вообще обойтись без закупки новой техники. Например, для развития нового направления - монтажных работ - СУ-149 активно арендует технику у сторонних организаций, и экономика в рамках такого подхода остается в плюсе, заверил Н.Ковалевский. В любом случае сейчас это лучше, чем загонять предприятие в убытки, проводя модернизацию по заоблачным ценам.

Зарабатывает тот, кто работает
Разумеется, экономическая устойчивость и эффективность работы предприятия, качество и производительность напрямую зависят от умения обращаться с одним из главных ресурсов - кадрами.

Специализация в нише инфраструктурных сетей определила выраженную сезонность работ СУ-149. Зимой они замирают. И чтобы время не пропало зря, людей активно вовлекают в повышение квалификации и переподготовку.

Отлажена работа с молодыми специалистами. Например, прежде чем попасть в команду ИТР, под патронатом куратора они минимум 3 месяца проходят адаптацию, вникая в специфику работы планового отдела, отдела кадров и в целом аппарата управления. Так у них формируется комплексное представление о предприятии, вырабатывается умение взаимодействовать в коллективе.

Со своей стороны СУ-149 старается привлечь хорошим соцпакетом. Молодым специалистам, в т.ч. создавшим семьи, предоставляется арендное жилье, кроме того, у них появляется возможность в порядке очереди построить собственную квартиру. Подобные перспективы привлекают выпускников профильных вузов, в частности, традицией уже стало распределение в Солигорск из Полоцкого государственного университета. «Устроившиеся к нам на работу, ребята общаются со своими друзьями-студентами, делятся опытом - так у нашего управления формируется положительный имидж как места для трудоустройства», - рассказывает Н.Ковалевский.

Отлажен и подбор рабочих. Тут, конечно, приходится проводить серьезный отсев, отмечает руководитель. Большинство хороших специалистов, как правило, уже где-то трудоустроены, тогда как «дрейфующая масса» в основном сформирована из тех, кто не может прижиться на постоянном месте в силу характера, пристрастия к алкоголю или склонности к прогулам. Выбрать подходящих помогает скрупулезный контроль за трудовой дисциплиной.
Сформирован положительный опыт подбора кадров из числа сезонных рабочих, а таковых ежегодно набирается до 100. По итогам сезона руководство управления отбирает 15-20 лучших, которых переводит на постоянную работу и организует для них зимнее обучение с присвоением разряда по выбранной специальности.

Но дать человеку должную квалификацию и знания - это только полдела. Задача - добиться от него максимальной производительности. Для этого оплату труда в СУ-149 привязали к сделке, а чтобы никто не мог «отсидеться», привычные бригады разбили на звенья. Это позволило вести точный учет выполненных работ каждым сотрудником, а, следовательно, справедливо оплачивать труд в зависимости от количества и качества. Работал налегке - получи 5-6 млн. руб. в месяц, старался брать и качеством, и количеством - заработал 8-12 млн. и более. «Такой подход стимулирует к более продуктивному труду, хотя и не всех, - отмечает глава управления. - Даже при сдельной форме оплаты многое зависит от руководителя, его умения организовать, подстегнуть коллектив». В СУ-149 первичный контроль за производительностью труда возложен на мастеров. Они отчитываются перед начальником управления, причем спрашивают с них строго не тогда, когда их подчиненные заработали много, а когда - мало.

Придя в 1977 г. со студенческой скамьи в СУ-149, Н.Ковалевский хорошо запомнил слова своего наставника, тогдашнего начальника управления Михаила Довнара. Так вот, в память врезались его наставления: «Если вы в течение месяца были жестким и требовательным к работнику, но добились от него результата, то в конце месяца, получив зарплату он забудет про все обиды. Если же давали ему расслабляться, полежать, покурить, и он ничего не заработал - вот тогда он действительно помянет вас плохим словом».

Думаем, с высказываниями рабочих в адрес нынешнего руководства все в порядке - ведь в СУ-149 традиционно одни из самых высоких зарплат в Стройтресте №3.

Экономический результат СУ-149, как и на любом предприятии, складывается из целого набора составляющих. Влияет и позиционирование на рынке, и принципы инвестирования, и умение задействовать различные ресурсы. Главное, что по совокупности факторов управлению удается обеспечить положительный финансовый итог, а значит, можно смелее смотреть в будущее.

СУ-149 ОАО «Стройтрест №3 Ордена Октябрьской революции»
223710, г. Солигорск, ул. Козлова, 37
Тел.: +375 (174) 22 47 28 (приемная)
Факс: +375 (174) 22 01 99
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

{jcomments on} 

Алексей БЕЗВЕСЕЛЬНЫЙ

Сегодня стало модно рассуждать о трудностях, с которыми сталкиваются отечественные бизнесмены, особенно представители малого и среднего предпринимательства (МСП). Пока на этот сектор приходится лишь 24% белорусского ВВП, тогда как в развитых экономиках мира его доля, как правило, составляет более 50%. В то же время в Беларуси на правительственном уровне поставлена цель увеличить в ближайшие годы вклад МСП в экономику до 30-50%. Соответственно, заявлен курс на создание более благоприятных законодательных условий для ведения бизнеса. Почувствовали ли это частные предприятия - мы поинтересовались у сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства (РКП) Виктора МАРГЕЛОВА.

- Виктор Егорович, Беларусь год от года приближается к тридцатке лидеров по условиям ведения бизнеса в рейтинге Doing Business. Действительно ли работать в нашей стране стало легче?

- Смотря с каким периодом сравнивать. Если с 2007 г., когда стране только-только была поставлена задача войти в тридцатку лидеров по развитию бизнеса, и этим активно занялись, то - да. За истекшие 7 лет произошло упрощение административных процедур, усовершенствована нормативно-правовая база, в целом созданы более благоприятные условия для ведения бизнеса. Это дало определенный толчок, однако в 2013-2014 гг. мы уже наблюдаем явное замедление темпов развития белорусского бизнеса.

Если по одним критериям исследования Doing Business за прошедшее время в Беларуси заметны подвижки в лучшую сторону, то по другим позициям стало труднее жить и работать…

На мой взгляд, реализацию ответственной задачи по вхождению Беларуси в тридцатку лидеров по условиям хозяйствования серьезно усложняют три основные проблемы.

Во-первых, это система финансирования предпринимательства. Речь идет о беспрецедентно высокой, объективно необъяснимой, банковской ставке по кредитам (порядка 35%). В результате получается очень «странная» математика: средняя рентабельность (доходность вложенных денег) в промышленности не превышает 15%, а по вложенным в банковские депозиты - больше 32%. Разве это нормально? Кто после этого будет развивать производство?

Вторая проблема - нехватка трудовых ресурсов. В свое время на высоком уровне шла речь о высвобождении в ближайшее время в результате успешной модернизации крупных государственных предприятий до 170 тыс. человек. Реально же приходится рассчитывать на 10-15 тыс. При том что на некоторых предприятиях сектора МСП, включая частной формы собственности, некомплект сотрудников составляет до 30%, а в целом по стране, по оценкам наших экспертов, - 10%. Нынешний усилившийся поток трудовых мигрантов из Украины лишь частично решает кадровую проблему.

И, в-третьих, мы видим «падающий» рынок практически по всем направлениям. И даже если взять, к примеру, розничную торговлю, которая в I полугодии приросла на 6%, с учетом увеличения количества торговых предприятий в стране можно предположить, что фактически в расчете на каждого субъекта хозяйствования мы получим снижение оборотов за этот период. А какие могут быть перспективы, если нет роста объемов?

- В последние годы в органах власти появилось большое количество рабочих групп и советов, куда вошли представители бизнес-союзов. Стал ли такой формат диалога с чиновниками устойчивым и продуктивным?

- Да, действительно, начиная с 2007 г., по инициативе бизнес-сообщества появилось большое количество разного рода рабочих групп и общественно-консультативных советов (ОКС). Но сегодня мы уже констатируем уменьшение их числа, а некоторые из них по сути превращаются в «карманные» структуры. Так, считаю необоснованной недавнюю ликвидацию Межведомственной рабочей группы по арендным отношениям при Госкомитете по имуществу, которая позволяла оперативно решать многие наболевшие имущественные вопросы. И подобных примеров я могу привести немало.

- А что бизнес-союзы? Смогли ли они упрочить свои позиции как площадки для диалога между бизнесом и властью?

- Одним из наиболее дееспособных органов самоуправления является Республиканская конфедерация предпринимательства, объединяющая в своих рядах более 30 отраслевых бизнес-ассоциаций и центров поддержки малого предпринимательства. Она совместно с другими бизнес-ассоциациями системно генерирует предложения по улучшению делового климата через создание ежегодной Национальной платформы бизнеса Беларуси. Основные положения Платформы учитывают интересы всего бизнес-сообщества и служат руководством к действию, причем не только для структур нашей конфедерации. Например, Ассоциации застройщиков удалось решить более половины проблемных вопросов, обозначенных в прошлом году.

Заметно активизировал свою работу Совет по развитию предпринимательства в Республике Беларусь, возглавляемый вице-премьером Петром Прокоповичем. Считаю, что его членам, представляющим крупный и малый бизнес страны, удалось сформировать консолидированное мнение по наиболее важным вопросам. Совету также приходится немало заниматься экспертной работой, оценивая различные нормативно-правовые акты по развитию бизнеса.

В последнее время мы стали активнее использовать такую форму обобщения и решения проблемных вопросов, как выездные семинары. С этой целью посещаем регионы, где всесторонне анализируем болевые точки, предлагаем пути решения проблем, оперативно готовя проекты нормативно-правовых актов.
Например, в прошлом году во многом благодаря усилиям нашего совета удалось доказать нецелесообразность увеличения ставки НДС, хотя принятие такого решения планировалось на высшем уровне.

- Но сегодня в коридорах власти вновь поднимается вопрос повышения ставки НДС, уже до 22%...

- Это так. Поэтому мы вновь обсудили такую перспективу на «круглом столе» в РКП, наметили планы действий. Вообще, считаю, что всем, рабочим группам и Советам на своих заседаниях, в первую очередь надо говорить преимущественно не о победах, а о нерешенных проблемах, заметно усложняющих условия ведения бизнеса в Беларуси. Тогда и результат нужный будет.

- Наблюдается определенное потепление отношения чиновников к частному бизнесу. Как чувствуете, это какое-то конъюнктурное колебание или у нас в самом деле осознали, что частный капитал должен стать основой будущей экономики Беларуси и, соответственно, изменили к нему отношение?

- В стране во многом произошла физическая смена поколений чиновничьего аппарата. В высокие кабинеты пришли молодые управленцы, которые понимают, что частный бизнес является социально ориентированным сектором отечественной экономики, успешно доказал свою жизнеспособность. Кроме того, мы подошли к кризису административного управления экономикой, время властвования «красных директоров» уже безвозвратно уходит… При прочих равных условиях частный бизнес сегодня работает эффективнее государственного, и это очевидный факт. Считаю, что этот сектор белорусской экономики надо и дальше активно развивать, если мы по-настоящему хотим достичь прогнозных показателей для малого и крупного бизнеса, определенных главой государства.

- В свое время деловое сообщество с надеждой и даже эйфорией восприняло Директиву №4, потом было много критики в адрес ее вялой реализации, потом… о ней вообще как-то подзабыли. Так выполнил ли этот законодательный акт возложенные на него функции?

- Я был в числе разработчиков данной директивы. Хочу отметить, что Директива №4 вобрала в себя много прогрессивного: декларировалось создание равных условий хозяйствования для субъектов различной формы собственности, появились комплексные предложения по улучшению делового климата, арендных отношений, частно-государственного партнерства и т.д.

К сожалению, вынужден отметить, что, по нашим оценкам, она реализована всего на 30-40%. А в последние годы даже наблюдается определенный откат от идей, заложенных разработчиками этого важного документа.

Да и многие бизнесмены, которые в 2007-2008 гг. считали, что чем либеральнее наше законодательство, тем лучше, с тех пор поменяли взгляды и теперь выступают за поиск золотой середины между экономическими свободами и госрегулированием. В либеральной среде хорошо плавать крупным акулам и недобросовестным участникам рынка. Малому бизнесу лучше живется в сбалансированных условиях хозяйствования. Такой основополагающий принцип мы сумели реализовать в Законе «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь», принятом в январе 2014 г.

В нем удалось заложить нормы для создания реально равных условий хозяйствования. Закон направлен на упорядочение отношений в сфере торговли и общественного питания, устранение недобросовестной конкуренции со стороны крупного бизнеса и излишних административных барьеров, обеспечивает реальную поддержку малого и среднего предпринимательства.

- И все же, есть ли шанс реализовать на практике основные положения Директивы №4?

- Как это ни грустно констатировать, Директива №4 в целом не достигла поставленных задач. Правда, год назад была предпринята попытка реанимировать совместный план правительства и Нацбанка по ее реализации. Пока не разрешены серьезные разногласия в подходах и оценках. Так, чиновники считают, что достаточно принять какой-то нормативно-правовой акт, чтобы поставить галочку о выполнении одного из пунктов плана. Представители бизнеса же рассуждают иначе: гораздо важнее реально решить наболевшие проблемы, а не ограничиваться законотворчеством.

Надо учитывать, что сегодня на повестке стоят уже другие вопросы и требуются новые конфигурации бизнес-сообщества. Настала пора решительных действий на самом высоком уровне. Нам нужны другие экономические модели, оптимально подходящие для уверенного развития Беларуси. Так что затягивать дальше с реформами нельзя, ресурс времени на раскачку исчерпан.

- Вы верите в рывок белорусского бизнеса без радикального разгосударствления и приватизации? Некоторые экономисты заявляют, что даже создание самого передового и прогрессивного законодательства не даст должного эффекта, так как в экономике нет достаточного пространства и ресурсов для развития частного бизнеса - слишком много государства. Вы согласны с этим мнением?

- Как говорится в одном анекдоте: я согласен и с первой частью вашего утверждения, и со второй. Да, пожалуй, государства у нас сегодня действительно многовато. Если мы стремимся к устойчивому экономическому росту, то вполне допустимо параллельное развитие в экономике и государственной и частной форм собственности. А если видим панацею только в госрегулировании, чтобы «красные директора» и дальше руководили предприятиями, то извините…

Как верно отметили участники недавнего экономического форума в Польше, главный вопрос кроется не в форме собственности предприятия, а в качестве управления! И это надо понимать всем, а некоторым руководителям неплохо также уяснить смысл понятия «экономическая среда» и вспомнить о планировании. А то что мы видим порой на деле? В составе одной комиссии мне довелось посетить ряд предприятий Минска, в том числе и государственных. Мы попытались разобраться, почему у одних предприятий, работающих в схожих сферах, дела идут хорошо, а у других не очень.

Посетили мы одну такую компанию, пообщались с ее руководством и выяснили, что, оказывается, быть успешными не позволяют объективные причины. Конкурент входит в состав крупного холдинга и процветает, а их никто не берет под свое крыло… Дескать, сами выкручивайтесь, ищите заказы. Вот только в Минске предприятий такого профиля несколько десятков. Понятно, что должна быть конкуренция, но вы прежде чем требовать результат, обеспечьте субъектам равные условия хозяйствования. Думаю, помочь этому смог бы орган самоуправления, регулирующий степень загрузки и распределения заказов между участниками рынка. Иначе легко утопить друг друга, толкаясь локтями в ограниченном рыночном пространстве.

- Можно ли говорить о том, что хотя бы малая приватизация у нас набирает обороты?

- Приведу несколько цифр для примера. В 2012 г. арендаторам было продано 12 объектов республиканской собственности, в прошлом году - почти 40 в Гродненской области и более 50 - в Минской. И это при том, что в стране насчитывается свыше 80 тыс. субъектов малого предпринимательства. Так много это или мало, как вы считаете?

- Конечно, этого явно недостаточно…

- Я тоже так считаю. В абсолютных цифрах малая приватизация идет, но ее темпы никак не устраивают.

- А еще есть внешние факторы, влияющие на условия хозяйствования. Мы видим, что из-за конфликта на Украине и растущего вокруг него геополитического напряжения начинают буксовать экономики наших основных торгово-экономических партнеров. Как на это реагирует белорусский бизнес и как эта ситуация влияет на перспективы его развития?

- Всем надо четко понимать, что сегодня мы работаем в рамках мировой экономической системы, которая в последнее время начала распадаться на зоны. И если мы находим грамотные варианты, как органично встроиться в нее, то имеем приемлемые экономические результаты. Увы, мы еще явно недооцениваем влияние внешней среды с точки зрения глобальных процессов трансформации на свой бизнес. Но у нас в отличие от России почему-то не принято об этом говорить. А ведь это объективные экономические законы, которые надо учитывать и белорусскому правительству, и бизнес-союзам, и быть готовыми к новым вызовам, что в очередной раз подтвердила ситуация с экономическими санкциями ряда стран в отношении России и наоборот.

Это касается наших торгово-экономических отношений и с Украиной, и с партнерами по Таможенному союзу. Для сравнения: в 2013 г. МАЗ продал Украине более 1,5 тыс. автомобилей, а за I полугодие этого года только 77, из которых 44 были переоборудованы в военных целях. Вот вам и ответ на вопрос о влиянии экономического замедления у наших соседей. Конечно, эта ситуация отразилась и на хозяйственных результатах МАЗа, и на белорусской экономике в целом.

Приведу еще один характерный пример из практики. Многие участники прошедшего в конце 2013 г. форума польских предпринимателей, работающих в Беларуси, бодро делились своими планами об увеличении объемов поставок продукции из Польши в будущем году на 30-40%. Это, конечно, очень хорошо. Но при этом они почему-то забыли уточнить у своих белорусских партнеров: готовы ли они такими темпами наращивать обороты производства?

- Как вы считаете, какую тактику в нынешних условиях следует выбрать бизнесменам и инвесторам в нашей стране?

- Думаю, что подобная тактика вполне может стать и стратегией. Деятельность в рамках собственного предприятия без взаимодействия с партнерами по рынку сегодня переходит в разряд бесперспективных. Субъекты хозяйствования должны сформировать более развитые системы коммуникаций, балансирования и взаимодействия, правила работы в определенных сегментах. И, конечно же, хорошо понимать конъюнктуру современного рынка. В противном случае можно упустить экономическую выгоду и тогда придется обижаться только на себя.

- Какую политику по отношению к бизнесу, на ваш взгляд, должна проводить власть?

- Подводя итоги беседы, хочу отметить, что сегодня не хватает стратегического объединяющего начала власти и бизнеса. Государству не надо видеть в частнике врага или конкурента. Считаю, что мы делаем общее дело и делаем его хорошо. И вроде все «за» и все верно понимают, но серьезной совместной стратегии у нас до сих пор нет, мы продолжаем бить по хвостам практики.

К сожалению, в силу чисто объективных причин власть зачастую ориентируется на крупный бизнес, упуская из виду малый и средний. Традиционно о секторе МСП вспоминают только тогда, когда назревают острые проблемы. Как, к примеру, в ситуации с индивидуальными предпринимателями, которую пока не довели до логического финала. Скоро закончится переходный период, иссякнут старые запасы товаров и что дальше? Закрывать торговлю… и на биржу труда? Меня очень волнует, чем завершится эта непростая история с ИП-шниками.

В будущей стратегии однозначно должна быть прописана роль малого и среднего бизнеса, который сегодня формирует 24% ВВП, а к 2015 г. должен достичь 30%. Только сплотившись и объединив усилия, мы сможем достичь намеченных рубежей. Но для этого нужны политическая воля руководства страны и четкое понимание экономических процессов, происходящих у наших соседей и в мире. Как говорится, дорогу осилит идущий!

{jcomments on} 

Анастасия ПОГОРСКАЯ

Добившись признания в сегменте крупнопанельного  домостроения, руководство ОАО «Гродножилстрой» приняло решение упрочить позиции на рынке за счет монолитного многоэтажного и каркасно-панельного малоэтажного строительства. Таким образом, основная производственная ниша оказалась гармонично дополнена новыми направлениями, расширился пакет заказов, появилась дополнительная прибыль. О том, как прибавляются квадратные метры и осваиваются новые технологии рассказывает генеральный директор предприятия Олег УШКЕВИЧ.

- Олег Иванович, в последние годы разговоры о строительстве не обходятся без фразы «замедление темпов». Какую стратегию развития вы выбрали в таких условиях?

- Значительный сбой на рынке строительства жилья произошел в 2011 г., когда возникли проблемы с финансированием жилищно-строительных кооперативов. Это отразилось на количестве возводимого нами жилья, но в целом объемы строительных работ удалось сохранить за счет новых объектов и использования для строительства других финансовых источников. Например, три года назад мы были привлечены к модернизации ОАО «Красносельскстройматериалы», а в 2013 г. - к реконструкции ОАО «Мостовдрев», активно привлекаем средства граждан для строительства так называемого «коммерческого жилья».

Постепенно восстановили объемы жилищного строительства. В этом году за шесть месяцев ввели в эксплуатацию 155 тыс. м2, по году ожидается около 300 тыс., что будет лучшим результатом за все 48 лет деятельности нашего предприятия.

Разумеется, если бы мы просто сидели и ждали заказов, то таких результатов не достигли бы. В качестве одной из основных задач для себя обозначили постоянный поиск инвесторов и объектов. Обратили внимание на Россию, где в Подмосковье построили несколько крупных градостроительных комплексов. Заключили договор с инвестором на строительство жилья в Калужской области. Экспорт строительных услуг предприятия за последние годы составил около 2 млрд. росс. руб.

Работаем в Минском районе. Достроили в Ждановичах дом брошенных дольщиков, причем по цене чуть выше 4 млн. руб. за квадратный метр. Строим дом в Жодино. Собираемся выйти на рынок Минска, конечно же, с более низкими ценами, чем у столичных строителей, чтобы закрепиться и здесь. Для этого наметили освоить высотное крупнопанельное домостроение, разрабатываем соответствующую проектную документацию, закупили 2 новых башенных крана.

- Было ли что-то помимо кризисных явлений на рынке жилья, что подтолкнуло ОАО «Гродножилстрой» выйти за рамки наработанной ниши крупнопанельного домостроения?

- Много лет мы специализируемся на возведении крупнопанельных жилых домов. Там, где требуется жилье типовых потребительских качеств, с минимальными затратами, идет панельное домостроение. Это достаточно комфортные дома модернизированной 90-й серии, с хорошо отработанными экономическими, планировочными и конструктивными решениями. Оптимальная номенклатура блок-секций - вариантная рядовых и угловая позволяют строить дома с различным набором квартир по количеству комнат. Но каким бы хорошим ни был панельный дом - это всегда повторение. Панель не сдвинешь ни влево, ни вправо, что ограничивает возможности потребителя использовать различные планировочные решения квартир, иметь индивидуальный архиктурный облик дома. Проблему решает монолитное домостроение.

Поэтому мы создали профессиональный, технически оснащенный участок монолитного строительства жилых домов и объектов обслуживания. По этой технологии в Гродно возвели 25 многоэтажных монолитных каркасных домов с ограждающими стенами из легкого ячеистого бетона. Используем для отделки наружных стен навесные «вентилируемые фасады». Монолитное строительство позволит нам активнее работать на рынке жилья, в том числе за пределами Гродно.

- А что привлекло к  производству щитовых каркасных  домов? Как вы оцениваете перспективы их использования в малоэтажной застройке?

- Каркасные щитовые усадебные деревянные дома в Беларуси по-прежнему называют финскими, хотя ничего общего они с ними не имеют. Наши каркасно-деревянные дома представляют собой современные индустриальные несущие конструкции, заполненные новейшими теплоизоляционными материалами с эффективной и эстетичной наружной отделкой. Лет восемь назад я изучил технологию подобного строительства в Германии. Производя панели в заводских условиях, что гарантирует точность сборки, немцы собирают из них дом в течение одних суток! Мы таких темпов пока не достигли, но программа малоэтажной застройки из изделий заводского изготовления у нас разработана и реализуется.

Малоэтажное строительство - не такой значительный сегмент рынка, как высотные дома или дома средней этажности, но и здесь есть пространство для роста и извлечения коммерческой выгоды для предприятия. Сегодня все больше белорусов хотят жить в собственном доме-усадьбе. Мы, как индустриальное предприятие, используем свои технологические возможности, чтобы удовлетворить этот спрос. Так, в Гродно в запроектированном нами микрорайоне «Лососно-4»  строится жилой комплекс усадебных и блокированных домов на 102 квартиры.

- Как в вашем портфеле уживается работа в рамках госзаказа и строительство коммерческого жилья?

- В настоящее время более половины домов мы возводим по госзаказу, а также для арендного и социального жилья. Чуть менее половины - это так называемое коммерческое жилье. Замечу, что цены на первое и второе не сильно отличаются, а потому оба эти направления примерно в равной степени выгодны. Быстрый оборот средств - вот где решающий фактор экономической эффективности.

Для финансирования строительства коммерческих домов активно используем выпуск облигаций с номиналом, приравненным к стоимости одного квадратного метра жилья. Для обеспечения данного вида ценных бумаг закладываем свое имущество, создавая дополнительную «подушку безопасности» для их держателей. При такой форме финансирования мы можем предлагать потребителям достаточно конкурентоспособные цены на готовое жилье: 7,2 млн. руб./м2 в трехкомнатной квартире. Чуть дороже квадратный метр стоит в более востребованных одно- и двухкомнатных квартирах.

Подобный положительный опыт привлечения инвестиций в строительство планируем использовать и в других городах Гродненской области, в частности, в Лиде и Волковысске.

- Возможность привлекать  дополнительные финансовые ресурсы и в достаточном объеме - не единственный фактор, который обеспечивает на выходе конкурентоспособную цену квадратного метра. Что еще есть в вашем арсенале оптимизации себестоимости жилья?

- У нас себестоимость и стоимость жилья - одни из самых низких в республике. Это помимо прочего достигается за счет усовершенствованной организационной структуры ОАО «Гродножилстрой» и достаточно высокой производительности труда. На первый взгляд, управленческая структура нашей организации может показаться громоздкой. Чуть перегружен верхний уровень, но зато это позволяет обеспечить оперативное прямое управление структурными производственными подразделениями. При этом у нас единый расчетный счет, нет дробления на обособленные СУ, ПУ, ПМК и т.д.

Нет передачи счетов от одного подразделения другому, что у многих компаний приводит к лишним накруткам в цепочке стоимости продукции. Плюс у нас все основные стройматериалы и конструкции, кроме цемента и металла, - собственного производства. Добываем гравий, выпускаем бетон, конструкции домов, металлоформы, бортоснастку для своего же завода крупнопанельного домостроения, металлическую кровлю. Семь лет назад к нам был присоединен деревообрабатывающий комбинат - там наладили выпуск современных дверей и окон, полностью закрыв собственные потребности.

У нас нет проблем с кадрами. Стараемся достойно оплачивать труд. По уровню зарплаты и производительности труда занимаем верхние строчки среди строительных организаций республики. Высокую эффективность показала организация рабочих в рамках небольших звеньев. Так, после реорганизации бригад каменщиков в звенья значительно выросла производительность труда, а вслед за ней - до 10-15 млн. руб. и зарплата рабочих. Сейчас каменщики, плиточники, плотники работают звеньями по 2-7 человек, отделочники - индивидуально.

В среднем каждый за месяц успевает выполнить работы в 2 квартирах  площадью около 130 м2. Указанная звеньевая система также способствует повышению качества выполняемых работ. Идея перевода отделочников на индивидуальную работу принадлежит первому руководителю предприятия - Кубасову Александру Ивановичу. Многие ее критиковали, некоторые переняли. Мы до сих пор ее поддерживаем и довольны результатами.

Постоянное наращивание и модернизация производственных мощностей, гибкость и инициатива в работе по привлечению инвестиций, эффективное планирование и кадровая политика позволяют большому коллективу предприятия стабильно работать и уверенно смотреть в будущее, выполняя социальный заказ белорусского общества.

ОАО «Гродножилстрой»
230001, г. Гродно, ул. Суворова, 135
Тел.: (0152) 73-83-88
Факс: (0152) 73-84-08
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

{jcomments on}