№7(181) - Июль

 

Тема номера: ЭКСПОРТ УСЛУГ

 
  • Колонка главного редактора: через услуги - к сбалансированной внешней торговле.

  • Уроки географии устами строителей: как получить подряд за рубежом?

  • Езда с препятствиями: почему "буксует" отрасль международных автомобильных перевозок?

  • От банков - до танков:  белорусская IT-индустрия доказала свою конкурентоспособность на глобальном рынке.

  • Без паники! Не смотря на сложную ситуацию, машиностроители могут вернуться на устойчивую траекторию развития.

  • Факторы конкурентоспособности: гонка мировых технологий стала ключевым вызовом для нашей электронной промышленности.

  • Какая деятельность самая выгодная? Оценим финаносвые результаты белорусских ОАО.


Стратегической задачей для белорусской экономики стало достижение положительного сальдо внешней торговли. Двигаться к этой цели, на наш взгляд, целесообразно посредством опережающего развития экспорта услуг.

Напомним, отрицательное значение внешнеторгового сальдо последних лет стало одним из основных дестабилизирующих экономику факторов. Во многом благодаря ему страна сейчас живет с перманентной девальвацией и крайне дорогими кредитными ресурсами. Но есть и свет в конце тоннеля. Диаграмма итогов внешней торговли свидетельствует о постепенном выравнивании сальдо (результаты 2012 г. не в счет - на них слишком сильно повлиял «растворительный бизнес»). Проблему помогает ослабить рост экспорта услуг с 2008 по 2013 г. - в 1,6 раза - до 7,3 млрд. долл., а также положительного сальдо внешней торговли услугами - в 1,4 раза до - 2,6 млрд.

Если за отправную точку взять прошлогоднее сальдо внешней торговли товарами и услугами в размере -1,9 млрд. долл., то для приведения показателя к нулю (сбалансированное состояние) необходимо увеличить экспорт услуг примерно на 40%. Задача выглядит достаточно достижимой, если учесть, что, например, продажи наших услуг за рубеж в 2011 г. увеличились на 16,9%, в 2012 г. - на 12,9, в 2013 г. - на 15,2%. При сохранении такой динамики мы можем достичь обозначенного рубежа примерно за 3 года.  Итоги внешней торговли Беларуси, млн. долл. 

Разумеется, формула сработает, только если не произойдет резкого падения экспорта белорусских товаров либо роста импорта товаров и услуг. Вместе с тем с учетом растущего давления со стороны иностранных конкурентов, для достижения сбалансированности во внешней торговле следовало бы выбрать в качестве целевого 1,5-2-кратный рост экспорта услуг. Такой показатель амбициозен, но, на наш взгляд, достижим.

В настоящий момент - по итогам 4 месяцев т.г. - костяк белорусского экспорта услуг формируют транспорт (54%), поездки (10,1%) и строительство (10,4%). Из этой тройки лидеров ставку, на наш взгляд, можно делать на строительство, так как в стране имеются достаточные ресурсы в части технических мощностей и кадров для резкого наращивания экспансии на внешние рынки. Благо опыт прежних лет показывает, что строительные подряды за рубежом достаточно успешно находят как на уровне межправительственных договоренностей (Венесуэла, Туркменистан), так и в формате самостоятельного выхода компаний на внешние рынки, преимущественно российский.

Сложнее с транспортом. Его трубопроводная составляющая по прокачке газа приблизилась к 100% физических возможностей, тогда как по нефти после создания Россией Балтийской трубопроводной системы (БТС) наши трубы оказались не у дел. С другой стороны, международные перевозчики грузов автомобильным транспортом столкнулись с системной проблемой недостаточной конкурентоспособности по сравнению с польскими и литовскими компаниями, что ставит под сомнение значительный рывок в этом сегменте.

Стоит также учитывать, что и транспорт и строительство, достаточно импортоемки, а потому рост экспорта услуг, даже если он произойдет, скорее всего не окажет существенного положительного воздействия на сальдо внешней торговли страны.

А потому сосредоточиться, на наш взгляд, следует на продаже интеллекта. Ежегодно экспорт IT-индустрии Беларуси прирастает примерно на треть. И если сопоставить прошлогодний итог в 0,55 млрд. долл. с глобальным объемом IT-рынка в более чем 1 трлн., очевидным становится поле для дальнейшей экспансии.
Недопустимо мала плата, взимаемая за использование за рубежом отечественной интеллектуальной собственности (в прошлом году - 27,5 млн. долл., или 0,4% всего экспорта услуг). Между тем в стране работают десятки НИИ, КБ и разного рода лабораторий, сотни инновационно активных предприятий. Действительно ли они активны? Не выбираем мы потенциал экспорта архитектурных, инженерных и прочих технических услуг (118,9 млн. долл., или 1,6%), а также финансовых услуг (24 млн., или 0,3%).

Почему бы не попробовать организовать профильные центры для архитекторов, проектировщиков, ученых-новаторов, инженеров или консалтеров? Опыт создания и развития ПВТ доказал высокую эффективность подобных проекты в сфере интеллектуальных продуктов.

Большего достоин и белорусский въездной туризм. Пока же абсолютные и удельные показатели экспорта туристических услуг Беларуси в разы меньше, чем в странах с сопоставимыми природно-климатическими и иными условиями.

Собрав воедино потенциал этих секторов, понимаешь, что цель - увеличить экспорт услуг в 2-2,5 раза вполне достижима. Нужны лишь желание и системное движение к обозначенному рубежу.

С уважением,
и.о. главного редактора Алесь Герасименко

{jcomments on}

Вячеслав МИЦУРА

По данным Белстата, в 2013 г. экспорт строительных услуг нашей страны составил 0,9 млрд. долл. За 4 месяца этого года строители положили в валютную корзинку еще 228 млн. Много это или мало? На первый взгляд, цифры весьма внушительные. На долю стройкомплекса приходится 12,3% совокупного экспорта услуг белорусской экономики. С другой стороны, не следует успокаиваться достигнутым. До сих пор немногочисленные белорусские компании смогли самостоятельно найти заказы за рубежом. В их числе - новополоцкое ОАО «Нефтезаводмонтаж».

НЗМ - нас знают многие
Будучи практически ровесником Новополоцка, это предприятие получило широкую известность еще во времена СССР. Начинали с узкой специализации - механомонтажных работ на объектах нефтехимии. Но именно благодаря специализации тогда еще строительно-монтажное управление города Новополоцка треста «Нефтезаводмонтаж» Минмонтажспецстроя СССР оказалось участником многочисленных промышленных строек на просторах Советского Союза: Новополоцк, Мозырь, Гродно, Пермь, Уфа, Норильск, Новгород, Новомосковск, Торбеево…

В то время был накоплен значительный опыт монтажа технологических колонн, мачт, емкостей, трубопроводов и прочего уникального технологического оборудования. Вскоре новополоцких строителей-монтжаников начали приглашать в заграничные командировки, а «портфолио» работ пополнилось объектами в Эфиопии, Египте, Сирии, Турции, Ираке, Монголии, на Кубе и других странах.

«НЗМ - нас знают многие», - у генерального директора ОАО «Нефтезаводмонтаж» (НЗМ) Александра ЯЛОВИКА достаточно оснований, чтобы  вот так, в шутку и одновременно всерьез расшифровывать аббревиатуру своего предприятия.

Доброе имя, опыт и связи помогли в переломные 90-е, обеспечили экспортный потенциал предприятия теперь уже суверенной Беларуси. «Нефтезаводмонтаж» стал подрядчиком у российских компаний «Лукойл», «Сибур-Нефтехим», «Пермьнефтеоргсинтез», литовской «Можейкяй-нафта» и других, а сейчас вошел в команду белорусских организаций по строительству горно-обогатительного комбината в Туркменистане.

В настоящий момент портфель заказов новополоцкого предприятия расписан на два года вперед, и порой оно даже вынуждено отказывать зарубежным заказчикам, поскольку приоритетной остается работа на объектах новополоцкого «Нафтана».

Примечательно, что после того как в России в 2010 г. для строительных компаний обязательным стало членство в саморегулируемых организациях (СРО), «Нефтезаводмонтаж» смог оперативно выполнить это требование, сохранив «входной билет» на российский рынок. Хорошее имя обеспечило рекомендации, а портфель заказов позволил рассчитать перспективные объемы работ и, соответственно, размер членского взноса в СРО. Опыт новополоцкого предприятия показал, что появление в России саморегулируемых организаций не является чем-то непреодолимым для экспорта в эту страну белорусских строительных услуг. Надо лишь четко обозначить цели, рационально аккумулировать ресурсы и грамотно позиционироваться на внешнем рынке.

Один из советов для тех, кто желает получить подряд в России, - ищите узкоспециализированные востребованные ниши. Если за выполнение общестроительных работ идет жесткая конкуренция, и белорусов там особо не жалуют (на этот «пирог» хватает желающих из числа российских компаний), то, например, монтаж сложного технологического оборудования качественно и в срок способны выполнить единичные подрядчики, а потому такие предложения в цене и пользуются спросом.

При этом для извлечения хорошей маржи узкоспециализированным строительным предприятиям совсем не обязательно брать на себя роль генподрядчика в РФ. Вот и руководитель ОАО «Нефтезаводмонтаж» не ставит перед собой такой цели. Это потребовало бы отвлечения значительных человеческих ресурсов, учреждения нового юридического лица на территории Российской Федерации  и набора местного персонала там. Куда удобней работать на подряде с выездом белорусских специалистов к месту заказа вахтовым методом.

Благоприятствуют активной работе на российском рынке и другие факторы. Например, в ЕЭП сегодня действуют схожие технические правила и требования. Иное дело - Западный мир…

Старый и Новый свет

Получение строительных подрядов в Венесуэле и Туркменистане - безусловно, положительный фактор для отечественной стройиндустрии. Но, признаем, это заслуга скорее государства, результат политических переговоров. На микроуровне компании пока не могут похвастаться широкой географией экспортных заказов.

Вместе с тем под боком - огромный, емкий рынок Европы. Можем ли мы в перспективе рассчитывать на вхождение туда? Мы попросили А.Яловика оценить реальность таких перспектив.

По его мнению, определенные предпосылки для движения в западном направлении есть. Не секрет, что в последние годы модернизация нефтехимической отрасли и в Беларуси, и в России проходила с использованием технологического оборудования ведущих западных производителей. Их монтаж местные подрядные компании выполняли по европейским и американским строительным стандартам. «Пришлось изучать принципиально новые для нас нормативные документы, - отмечает руководитель ОАО «Нефтезаводмонтаж». - Зато когда после этого к нам приезжали представители хорватских и польских фирм, то, узнав о нашем опыте работы по европейской технической документации, проявляли живой интерес и уважение».

В этой связи А.Яловик приветствует распространение в Беларуси европейских норм проектирования и строительства среди широкого круга отечественных компаний. Это создает технические и технологические предпосылки для возможной экспансии строительных услуг на западные рынки. Впрочем, пока мы лишь на начальной стадии, и предприятиям надо время, чтобы адаптироваться к западным нормам, приобрести соответствующие навыки и знания.

Рынок строительных услуг Европы действительно емкий, в частности, просматривается широкий фронт ремонтных работ на объектах нефтехимии, соглашается А.Яловик. Но одновременно руководитель не испытывает иллюзий на счет легкости покорения европейских строительных площадок. К высокой конкуренции и устоявшимся деловым связям добавляется сложность получения многочисленных разрешительных документов и аттестации персонала в Европе.
Возможно, путь на Запад был бы проще через вхождение в цепочки транснациональных корпораций (ТНК), о чем, кстати, говорят и в белорусском правительстве.

«Нефтезаводмонтаж» предпринял подобную попытку несколько лет назад. Но все застопорилось на вопросе собственности. Допуск к глобальному пакету заказов ТНК практически всегда связывают с приобретением контрольной доли в уставном капитале новых подрядчиков. Логика и цель инвестора в данном случае понятны - покупка предприятия обеспечит  эффективный контроль за денежными, ресурсными и иными потоками. Но в нашей стране государство не спешит приватизировать свои активы, к которым относится и «Нефтезаводмонтаж».

В целесообразности поскорее продать контрольную долю предприятия какому-нибудь инвестору сомневается и А.Яловик: «У меня как у руководителя большой вопрос: стоит ли это делать?» К примеру, предприятие считает достижением свой социальный пакет, основанный на разного рода выплатах, поддержке ветеранов, заботе о здоровье и отдыхе трудящихся, для чего создана соответствующая инфраструктура. Вместе с тем большинство российских и западных инвесторов рассматривают подобные расходы как излишние затраты. В Новополоцке опасаются, что продажа предприятия может иметь негативные социальные последствия.

Так что пока по совокупности факторов руководство ОАО «Нефтезаводмонтаж» приоритетной и наиболее целесообразной определило для себя работу на внутреннем и на традиционных рынках СНГ. Но если того потребует конъюнктура, если будет политическая воля Минстройархитектуры и руководства страны, на новополоцком предприятии готовы попробовать выйти и на европейский рынок строительных услуг.

И числом, и умением

Какими бы ни были географические ориентиры продвижения услуг, «Нефтезаводмонтаж» намерен продолжить укреплять свою конкурентоспособность через развитие материально-технической базы и совершенствование кадрового потенциала. Ежегодно на эти цели расходуется 15-17 млрд. руб. В частности, план модернизации предприятия до 2015 г. предполагает существенное усиление парка крановой техники. Заметим, во многом благодаря наличию уникальных для Беларуси кранов «Нефтезаводмонтаж» пользуется спросом среди отечественных и иностранных заказчиков. Есть, например, в арсенале новополоцких строителей высокомощные автомобильные краны СКГ 63А грузоподъемностью 63 т и Liebherr LTM 1090-4.1 - 90 т.

Такого рода техника необходима для монтажа сложных промышленных конструкций. Современные машины вкупе с профессионализмом рабочих позволяют выполнять наиболее сложные, с точки зрения конструктивных особенностей. работы. На трудовом коллективе лежит очень высокая ответственность, иногда даже приходится вести монтаж оборудования в режиме «без права на ошибку». И это неудивительно, ведь некоторые высотные объекты в сфере нефтехимии в случае неправильной установки невозможно демонтировать без повреждения, что чревато серьезными убытками. Успешное выполнение сложных заказов позволило предприятию сформировать имя надежного подрядчика и обеспечило устойчивый спрос на услуги.

При этом основным фактором конкурентоспособности были и останутся кадры. Благо в нашей стране сохранилась полноценная система профессиональной подготовки строителей-монтажников, чего, к слову, не скажешь о России, из-за чего там образовался острый дефицит таких специалистов.

Впрочем, почивать на лаврах руководитель ОАО «Нефтезаводмонтаж» не спешит, сохраняя критический взгляд по данному вопросу. Может, мы и лучше выглядим по сравнению с РФ, но все еще не дотягиваем в эффективности подготовки до дуальной системы, принятой в Германии. Там, как известно, предприятия и учебные учреждения работают в предельно тесной связке, а основу учебного процесса составляют практические занятия на производстве.

Между ОАО «Нефтезаводмонтаж» и основным поставщиком кадров - Полоцким государственным профессиональным лицеем строителей - также налажены давние связи.  Ежегодно предприятие берет для прохождения учебной практики порядка 40 учеников, помогает в обновлении материально-технической базы лицея. «И все-таки это не то, что представляет собой дуальная система образования в Германии, - признает А.Яловик. - Наши учебные базы и полигоны уступают немецким». «Нефтезаводмонтаж» мог бы и больше финансировать в базовое учреждение образования, но вести это в рамках прямого постоянного договора не получается - мешают ограничения Указа от 01.07.2005 г. №300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи».

К тому же было бы несправедливо решать задачу финансирования только за счет ОАО «Нефтезаводмонтаж», ведь выпускников полоцкого лицея распределяют по меньшей мере еще в 5 крупных строительных организаций региона. Вероятно, к оказанию спонсорской помощи учебному учреждению следовало бы привлекать все заинтересованные компании, а работу эту вести под патронатом вышестоящего органа госуправления, например, отраслевого министерства.

Пока же «Нефтезаводмонтаж» делает ставку на параллельное укрепление собственной учебной базы: на предприятии действуют учебный пункт, полигон, сварочная лаборатория. Там и «обкатывают» молодых выпускников-сварщиков. Получается, что учебный процесс после окончания лицея не прерывается еще несколько лет, а по продолжительности он сопоставим с приобретением высшего образования. «Для подготовки сварщика 5-6-го разрядов, который может работать со всеми марками стали и владеет всеми видами сварки, надо в среднем 7 лет. Даже самые одаренные ребята достигают вершин профессии не ранее чем через 5 лет», - отмечает А.Яловик.

Подготовка высококвалифицированных специалистов также требует немалых финансовых затрат. По оценкам директора, в каждого приходится инвестировать 3-4 тыс. долл. Зато есть и результат. Пару лет назад на профессиональном международном конкурсе в Китае сварщик ОАО «Нефтезаводмонтаж» Андрей Козловский занял  4-е место. «Первый среди европейцев», - шутят на предприятии. Дело в том, что три призовых места заняли китайцы, за ними оказался белорус, далее - немец, болгарин и все остальные.

Впрочем, не места на конкурсах являются основным достижением в деле скрупулезной подготовки кадров. Главное - обеспечение качества на реальных стройплощадках. Ответственность за это чувствует каждый. По завершении работы сварщик ставит личное клеймо, так что и спустя годы можно определить, кто варил тот или иной узел, в каких температурных условиях и т.д.

Во имя эффективности
Уверены, экономическим показателям ОАО «Нефтезаводмонтаж» сегодня позавидуют многие строительные организации страны. По итогам 5 месяцев года рентабельность продаж там составила 15,5%, объем подрядных работ, выполненных собственными силами по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. в действующих ценах вырос на 36,8% - до 175,8 млрд. руб., добавленная стоимость в расчете на одного среднесписочного работника увеличилась полтора раза - до 87,1 млн.  руб. С одинаковым темпом (+42%) прирастает заработная плата и производительность труда.

Это стало возможным благодаря тому, что эффект модернизации усилили грамотной мотивацией к труду. Все подразделения предприятия работают на принципах хозрасчета, т.е. являются центрами прибыли. В каждом подразделении ведется расчет выручки и себестоимости, а зарплата начисляется исходя из конечного финансового результата. При таком подходе отсидеться в подсобке до зарплаты (как это можно наблюдать в некоторых трестах) уже не получится.

Дополнительная подушка экономической безопасности создана за счет расширения направлений деятельности. В 1990-е - 2000-е гг. из узкоспециализированного подрядчика «Нефтезаводмонтаж» на внутреннем рынке превратился в генерального подрядчика, выполняющего общестроительные, механомонтажные, электромонтажные и иные работы. Приобретен опыт жилищного строительства многоквартирных домов, молочно-товарных ферм, предприятий пищевой перерабатывающей промышленности.

Так что свое 55-летие предприятие встречает, имея солидный производственный опыт, а главное - четкое видение, куда и как надо двигаться в будущем, будь то внутренний или внешний рынок.

Пользуясь случаем, хочу поздравить всех коллег и партнеров с наступающим Днем строителя! Успехов и новых достижений вам и вашим трудовым коллективам!
С уважением, генеральный директор ОАО «Нефтезаводмонтаж» Александр Яловик.

ОАО «Нефтезаводмонтаж»
211440, Витебская обл., г.Новополоцк, ул. Техническая, 2
Тел./факс: +375 214 59 82 39
mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.nzm.vitebsk.by
{jcomments on}

Александр ГАЛЬКЕВИЧ

Когда создавался Парк высоких технологий (ПВТ), то вряд ли кто мог спрогнозировать, что через 10 лет его программными продуктами ежедневно будут пользоваться сотни миллионов человек во всем мире в самых различных сферах. Одновременно достигнута одна из основных целей проекта - предотвращена «утечка мозгов», считает заместитель директора ПВТ Александр МАРТИНКЕВИЧ.

- Александр Михайлович, при нынешнем примерно 30%-ном годовом темпе прироста экспорта IT-услуг страна сможет выйти на целевой показатель валютной выручки 1 млрд. долл. уже в 2016 г. Как вы оцениваете динамику роста экспорта и долю ПВТ в совокупном экспорте IT-отрасли?

- Сегодня темпы роста белорусской IT-отрасли значительно опережают рост мировой индустрии этого сектора экономики. Если в прошлом году затраты на услуги в сфере программного обеспечения увеличились в мире на 4-7%, то экспорт программного обеспечения и услуг компаний-резидентов ПВТ по сравнению с 2012 г. - на 35%, составив 446,7 млн. долл. Это примерно 90% всего объема белорусского экспорта данного вида услуг.

Причем стоит отметить важную составляющую: мы растем в объемах не только за счет увеличения численности компаний и их персонала, но и выработки на одного работающего. За прошлый год штат компаний, входящих в ПВТ, увеличился на четверть, а общий объем производства на 39% - до 4,7 трлн. руб.
Рост численности сотрудников компании входящих в ПВТ позволяет им выполнять более сложные заказы, а чем к более дорогому сегменту рынка они имеют доступ, тем выше добавленная стоимость производимого программного обеспечения. Кроме того, качественный рост позволяет переходить от классического аутсо́рсинга к продуктовой модели.

Сейчас уже более 5% компаний ПВТ разрабатывают и продвигают на рынок исключительно собственные IT-продукты. Около 55% резидентов Парка используют смешанную модель, когда деньги зарабатываются на заказном программном обеспечении и тут же вкладываются в создание собственных продуктов. И только около четверти компаний занимаются исключительно аутсо́рсингом.

- На какой показатель экспорта IT-отрасли мы можем ориентироваться в средне- и долгосрочной перспективе?

- Среднегодовой рост экспорта резидентов ПВТ составляет 30-40%, однако следует учитывать, что такая динамика во многом обусловлена относительно низкой стартовой базой. И по мере увеличения абсолютного значения экспорта, скорость прироста, скорее всего, будет замедляться. Одно дело вырасти с 20 млн. до 100 млн. долл. и совсем другое - с 0,4 млрд. до 1 млрд. долл.. В ближайшие два года мы должны преодолеть экспортную «планку» в 1 млрд. долл. Вместе с тем дальнейший рост будет упираться в объективное ограничение кадрового потенциала: следует учитывать, что не более 3-4% населения страны можно привлечь в IT-отрасль.

Замедление после бурного всплеска характерно и для других стран. Например, IT-индустрии Индии и Израиля первые 8-10 лет ежегодно прирастали на 30-40%, а затем темп замедлился. Скорее всего, с этим столкнется и наша страна. Вместе с тем нам следует ориентироваться не только на абсолютные, но и на относительные показатели отрасли: например, по объему экспорта услуг по разработке ПО на одного жителя страны. По этому индикатору мы уже обошли США и находимся на четвертом месте в мире.

- Возможны ли какие-то радикальные шаги по резкому увеличению количества программистов в стране? Насколько эффективны, скажем, центры подготовки, организованные при различных крупных компаниях?

- Мне трудно оценивать другие центры подготовки, поэтому остановлюсь подробнее на образовательном центре ПВТ, созданном два года назад.

Как показала практика, не обязательно иметь инженерное образование для того, чтобы стать программистом. Около 700 человек прошли подготовку в нашем учебном центре, из них примерно 70% уже трудоустроены. Он выполняет те задачи, которые ставились при его создании.

В развитии ПВТ, как, впрочем, и экономики страны в целом, необходимо учитывать, что в ближайшее время мы достигнем демографической «ямы», так что число выпускников вузов не увеличится. В прошлом году мы трудоустроили 932 студента из ВУЗов страны, создав при этом более 3 тыс. рабочих мест. И вопрос переподготовки кадров в ПВТ и центрах подготовки IT-компаний будет оставаться актуальным.

- Качество высшего образования во многом зависит от базового уровня среднего образования, в том числе и в сфере информатики. Какое место в школьной программе должен занимать этот предмет, как он должен преподаваться?

- Если брать основную массу выпускников, которые впоследствии становятся программистами, то базовые знания они скорее черпают в математике и физике. Ведь кроме создания алгоритмов необходимо понимать и физические процессы, это то, что всегда отличало советских программистов от простых кодировщиков, например, из Индии.

С другой стороны, как утверждают в частных беседах руководители крупных IT-компаний, с каждым годом растет объем рынка тестирования уже созданных программных продуктов. Так вот, в тестировании физика не так важна, здесь более необходимы усидчивость и скрупулезность, а также хорошее знание английского языка. При поступлении в вуз для освоения таких специальностей профильным предметом может быть иностранный язык, а не физика.

Что касается школы, то, наверно, правильнее в сфере информатики давать не знания, которые через 2-3 года могут «обнулиться», а так называемые компетенции и навыки.

Ежегодно проводим семинары для преподавателей информатики в школах, где обучаем процессам интеграции их предмета в систему школьного образования. Не менее важно обучить будущего программиста групповой работе, поскольку только коллективно можно создать конкурентный программный продукт.

Три года назад был подписан меморандум о сотрудничестве в сфере образования между ПВТ, Министерством образования и компанией Intel. В нескольких школах Парк высоких технологий проспонсировал программу: один ученик - один компьютер. Для лучшей адаптации в информационной сфере необходимо уже в раннем возрасте научить детей «слепому» клавиатурному набору, чтобы потом они не тратили свое время впустую.

Пока, к сожалению, информатику у нас начинают преподавать слишком поздно - в 5-6-м классе, в то время как в странах-конкурентах - едва ли не с первого класса. По этому вопросу мы выходили с инициативой на Министерство образования, но пока не нашли поддержки.

- В свое время ПВТ создавался в большей степени для предотвращения утечки кадров. Удалось ли полностью решить эту проблему?

- Когда рассматривалась концепция создания ПВТ, никто не думал, что будет создана новая отрасль. Тогда главной целью было - удержать молодые кадры, поскольку за рубеж выпускники вузов уезжали целыми группами.

Сейчас такого оттока нет, мало того, теперь к нам на работу приезжают зарубежные программисты. В некоторых белорусских IT-компаниях уже около 10-15% персонала составляют зарубежные специалисты. Причем не только из стран постсоветского пространства, но и из развитых государств ЕС: Германии, Великобритании, Франции.

А когда уровень оплаты труда в IT-сфере такой же, как в Европе, понятно, что и своим никуда уезжать не надо. К тому же, как показывают наши опросы, программисты при выборе компании уровень заработной платы ставят только на 2-3-е место, а на первом - интерес и сложность решаемых задач.

Сегодня в стране ведется разработка продуктов мирового уровня, например, в игру «Мир танков» играют более 85 млн. человек, а приложением Viber пользуются около 400 млн. людей во всем мире.

- Многие белорусские IT-компании создали аффилированные фирмы в других странах. С чем это связано?

- В этом вопросе многое зависит от бизнес-модели компании. Если она, во-первых, занимается разработкой заказного программного обеспечения, то зарубежное представительство позволяет принимать участие в государственных тендерах. Во-вторых, для созданного продукта необходима сервисная поддержка, которую проще осуществлять через подконтрольные материнской компании структуры.

- Глобальный объем IT-рынка превысил 1 трлн. долл. в год, есть опасения, что после насыщения программными продуктами его емкость в обозримом будущем может сократиться. Не ухудшит ли это экспортные возможности белорусской IT-индустрии?

- Падение белорусского экспорта IT в будущем возможно лишь в том случае, если мы резко сократим подготовку кадров. Пока такой тенденции не наблюдается, скорее наоборот, перераспределение студенческих вакансий идет в пользу востребованных профессий.

Вместе с тем сейчас появилось много стран (Вьетнам, Филиппины, Индонезия), активно развивающих сектор разработки заказного программного обееспечения. В то же время в Европе наблюдается миллионный дефицит специалистов данного направления. При этом, например, в Нидерландах в год выпускается всего 2,5 тыс. IT-специалистов при населении 16,8 млн. человек.

- Какие продукты и услуги наиболее перспективны на ближайшие годы и на чем, на ваш взгляд, можно было бы сделать акцент белорусской IT-индустрии?

- В данном аспекте многое зависит от предыдущих наработок. К примеру, когда-то операционный день Госбанка СССР создавали белорусские программисты. Поэтому неудивительно, что более 80% программного обеспечения в банковской сфере Беларуси имеет отечественное происхождение, примерно 15% компаний в ПВТ занимаются этой тематикой. Отработав свои решения на белорусской площадке, они поставляют софт на экспорт - в Туркменистан, Азербайджан, Казахстан, Украину и т.д.

Активно развивается разработка софта для туристических агентств, к примеру, сайты Expedia.com и Booking.com созданы белорусскими компаниями. В связи с новой моделью продаж через App Store, Google Play‎ и т.п. у нас сейчас около 40% компаний занимаются разработкой мобильных приложений. Благо продукт можно продать практически сразу после создания.

- А где наши основные и перспективные рынки сбыта?

- Это прежде всего определяется объемом локальных рынков и уровнем использования информационно-коммуникационных технологий. Заказчиками ПВТ являются 57 стран мира, в структуре экспорта 44% приходится на страны ЕС, 40% - США, 14% - СНГ. В прошлом году впервые зафиксирован экспорт IT-услуг в такие страны, как Кения, Лихтенштейн, Пакистан.

Самым крупным рынком сбыта нашей продукции была и останется Северная Америка, поскольку это самый большой сегмент мирового рынка. Много заказов приходит из Израиля, а ведь он - один из мировых лидеров в разработке IT-продуктов. Данный факт подчеркивает, что профессиональный уровень подготовки кадров соответствует запросам самых требовательных клиентов.

- Как вы оцениваете темп привлечения иностранных инвестиций в вашу сферу, в частности, субъектами ПВТ?

- Сейчас более 56% резидентов Парка - это компании с иностранными инвестициями, причем каждая третья - со 100%-ным иностранным капиталом. Мы считаем, что эти цифры достаточно красноречиво свидетельствуют о том, что в стране созданы благоприятные условия для привлечения инвестиций в развитие IT-индустрии.

 

Тем временем
ПВТ вручил высшие профессиональные награды за достижения в области информационных технологий «Золотой байт» ИТ-компаниям Беларуси по результатам 2013 г.
В номинации «Лучший экспортер года» победителем признано СООО «Гейм Стрим», в номинации «Крупнейший поставщик решений для белорусского рынка» - СООО «Системные технологии» и ИПУП «АйБиЭй АйТи Парк», лучшим центром разработки ПВТ стало ООО «Сбербанк-Технологии», лучшим региональным центром ПВТ - ИООО «Эрикполь Брест». В номинации «За вклад в развитие ИТ-образования» первое место у ИООО «ЭПАМ Cистемз», лучшим «Продуктом года» признано приложение Viber, разработанное ООО «Вайбер Медиа», «Открытием года» - ООО «И-Экс-Пи Кэпитал».
{jcomments on}

Марина НОСОВА

Предельно жесткая конкуренция со стороны европейских транспортных компаний, оказывающая давление на тарифы по доставке международных грузов автомобильным транспортом, вот уже второй год проверяет на прочность белорусских перевозчиков. Многие из них балансируют на грани нулевой рентабельности или даже ушли в минус. Есть вероятность, что мы столкнулись не просто с неблагоприятным колебанием рынка, а с долгосрочным трендом. Следовательно, возникают сомнения в конкурентоспособности и долгосрочном устойчивом развитии данного сектора услуг. Что происходит и каковы перспективы - об этом беседуем с генеральным директором одной из наиболее крупных транспортных компаний СП ООО «Райзинг» Екатериной БОСЯКОВОЙ.

- Екатерина Викторовна, в прошлом году белорусским перевозчикам несмотря на неблагоприятную конъюнктуру, удалось нарастить объемы перевозки грузов. Однако по итогам четырех месяцев этого года статистика фиксирует некоторое падение экспорта их услуг. Почему?

- Действительно, экспорт услуг автомобильного транспорта в 2013 г. вырос на 11,6% по отношению к 2012 г. и занял в балансе услуг второе по объему место после трубопроводного транспорта. По данным таможенной статистики, в 2013 г. белорусскими перевозчиками было выполнено на 15% больше рейсов, чем в 2012-м, а объем перевозок грузов вырос на 16%. В этом же году наблюдается некоторое падение экспорта транспортных услуг к аналогичному периоду 2013 г. В первую очередь это связано со снижением общего объема грузоперевозок.

Сказались и ситуация в Украине, и падение курса российского рубля, которое мы наблюдали в начале года, и другие факторы. В связи с этим усилилась конкуренция среди перевозчиков и, как следствие, снизились ставки. А конкурировать нам приходится не только внутри страны, но и с перевозчиками из России, Польши и Прибалтики. Первые имеют преимущество ввиду отсутствия ограничений на перевозки в Россию из ЕС, у остальных более низкие накладные затраты, позволяющие снижать ставки. Мы же и так работаем на грани. Рентабельность отрасли в 2013 г. упала почти в два раза - с 5,4 до 2,8%.

- Наблюдается ли этим летом сезонный рост цен на услуги международных автоперевозчиков?

- По сравнению с началом года произошел незначительный рост. Возможно, ставки подрастут в конце июля, когда перед длительными отпусками европейские заводы попытаются отгрузить остатки продукции.

- Что определяет уровень затрат белорусских перевозчиков и есть ли пути оптимизации издержек?

- В этом году затраты белорусских перевозчиков продолжают расти. Основная составляющая - топливо, которое перманентно дорожает: и в России, и в Европе, и в Беларуси. Также растут дорожные сборы. Они увеличились и внутри Беларуси. Если раньше мы платили лишь за проезд по трассе М1, то с вводом системы BelToll не только этот маршрут нам обходится дороже, но и многие участки других дорог стали платными. А с 1 августа количество таких участков увеличится еще на 256 км. Кроме того, расширяется сеть платных дорог в Европе и растут ставки за проезд по ним. На увеличение затрат повлияло также введение утилизационного сбора и госпошлины за допуск транспортных средств к участию в дорожном движении.

К сожалению, мы не можем оптимизировать эти затраты, поскольку не имеем на них влияния. И сборов по системе BelToll нам не избежать. В начале работы системы электронного сбора оплаты за проезд в прошлом году у нас возникало много вопросов, было много ситуаций, когда приходилось оплачивать штрафы. Часть из них нам вернули, поскольку нарушения происходили из-за сбоев в работе системы. Часть штрафов была назначена оправданно: водители неправильно вводили исходные данные. На сегодняшний день система функционирует без сбоев и можно двигаться дальше.

А именно, нам можно было бы перенять опыт Европы, в которой размер платы за проезд зависит от экологического класса транспортного средства. У компании «Райзинг» 85% автопарка соответствует экологическому классу EURO-5, и применение градации снизило бы наши затраты и стимулировало к дальнейшему обновлению парка не только у нас, но и других перевозчиков.

- Сейчас поговаривают о возможном введении свободного ценообразования на топливо в нашей стране. Как это может повлиять на транспортников?

- Думаю, это только повысит цены на топливо и увеличит наши затраты. Поэтому мы за здоровое госрегулирование в данном вопросе. У нас  есть возможность выбирать поставщика топлива на территории Беларуси не по уровню цен, а по размеру скидок, которые он предоставляет. В России и странах Евросоюза нам приходится разрабатывать маршруты и схему заправок с учетом стоимости топлива у разных поставщиков и в разных регионах.

- Как развивается ситуация вокруг использования книжек международных автомобильных перевозок? Помнится, ФТС грозилась вообще их запретить на территории России. Высказывалась идея взамен создать собственную (в рамках Таможенного союза) систему гарантий. Насколько жизнеспособны такие планы?

- Действительно, ФТС России объявляла о расторжении гарантийного соглашения с АСМАП с 1 июля 2014 г. На сегодняшний день действие договора продлено до 30 ноября 2014 г. Если раньше мы опасались, что Россия полностью выйдет из конвенции МДП, то сейчас, как мы понимаем, ФТС хочет расторгнуть соглашение именно с АСМАП и заключить договор с другой гарантирующей организацией. Объявлен конкурс, в котором участвует порядка пяти компаний. Ждем, что до 30 ноября ситуация прояснится.

Сейчас, если автомобиль въезжает на территорию Таможенного союза через белорусский участок границы, то гарантийной организацией выступает БАМАП, и транспорт может двигаться по книжке МДП (если сумма таможенных платежей и НДС не превышает 60 тыс. евро) до таможни назначения на территории России без дополнительных гарантий. Если же транспортное средство попадает на территорию Таможенного союза через российский участок границы, в дополнение к гарантии МДП применяется гарантия в соответствии с п.1 ст.217 Таможенного кодекса ТС - либо обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов, денежными средствами, банковской гарантией, поручительством, залогом имущества, либо таможенное сопровождение, либо установление маршрута перевозки товаров.

Все это - дополнительные расходы, сказывающиеся на рентабельности международных перевозок. В выигрышной ситуации находятся предприятия, обладающие статусом таможенного перевозчика, которые могут использовать собственную гарантию. Однако получить этот статус по законодательству ТС непросто и слишком затратно для многих мелких и средних компаний. Что касается идеи создания собственной гарантийной системы в рамках ТС, то она жизнеспособна. Об этом много говорят, но реальных действий пока не предпринимается. И для создания такой системы совсем не обязательно отказываться от МДП, например, в Европе альтернативные гарантии вполне успешно уживаются, а у перевозчиков есть право выбора того, что им выгоднее и удобнее.

- Верите ли вы в то, что страны-участницы ТС когда-нибудь откажутся от взаимного квотирования разрешений на международные перевозки грузов?

- Многие перевозчики в Беларуси ждали решения этого вопроса в связи с подписанием договора о Евразийском экономическом союзе, но не дождались. Стороны договорились только о выполнении на безразрешительной основе с января 2015 г. перевозок между государством-членом ЕАЭС, где зарегистрирован перевозчик, и другим государством-членом ЕАЭС, транзитом через территорию государств-членов и перевозок между другими государствами-членами ЕАЭС. К 1 января 2016 г. должна быть принята программа поэтапной либерализации в сфере каботажных перевозок, но только между Россией и Беларусью. Казахстан к ним присоединится только в 2025 г.

Что же касается российских разрешений, позволяющих выполнять перевозки в/из третьих стран, Россия пообещала в течение ближайших трех-пяти лет поэтапно ежегодно увеличивать их количество, выдаваемое белорусским перевозчикам. Об отмене квотирования речи пока нет. Для белорусских перевозчиков отмена разрешительной системы, конечно, стала бы большим толчком в развитии. Пока же количество выдаваемых разрешений сдерживает перевозки по основным направлениям: ЕС-Россия и Россия-ЕС. Российское правительство защищает собственных перевозчиков, вводя административный барьер. Казахстану мы тоже не нужны на их территории.

С подписанием соглашения о ЕАЭС была надежда и на унификацию многих правил и требований к перевозкам. Опять не дождались. Наоборот, с 1 июля в России вступили в силу новые, более жесткие правила по перевозкам крупногабаритных и тяжелых грузов. С другой стороны, сезонные ограничения в Беларуси жестче, чем в России и Казахстане. Надеемся, что они со временем придут к одному, более мягкому знаменателю.

- Как оцениваете инвестиционный потенциал сферы международных автомобильных перевозок в Беларуси? Насколько он привлекателен для иностранных инвесторов?

- Инвестиционный потенциал сегодня невысокий. Когда многие белорусские предприятия простаивают, какой смысл инвестировать в создание новых? Тем более новому предприятию тяжело получить квоту на разрешения РФ на перевозки в/из третьих стран, а создавать его, чтобы ездить только по Беларуси и России - не очень выгодно. Свежего капитала мы не почувствовали. Возможно, какие-то инвестиции приходят в уже действующие компании, а в новые - нет.

Мы ведь тоже компания с иностранными инвестициями. На рынке 16 лет, наработаны связи, устоявшийся коллектив… Тем не менее, и у нас в компании рентабельность снизилась по сравнению с 2012 г. Наши инвесторы хотели бы большего, но они реально оценивают ситуацию, а потому в целом удовлетворены результатами работы.

- Не первый год перевозчики обращают внимание на дефицит водителей-международников. Насколько остра эта проблема сейчас?

- Проблема кадров у нас стоит очень остро. В Беларуси несколько учреждений образования готовят водителей-международников, но только по категории С, а нам нужна категория Е. По белорусскому законодательству мы не можем взять международниками тех, у которого нет стажа работы по категориям С и Е - два года, в том числе по категории Е - один год. То есть, отучившись, специалист должен поездить по Беларуси, а потом только прийти к нам на работу.

Много белорусских водителей уходят в российские, польские, прибалтийские фирмы. Им предлагают большую зарплату, более комфортные условия, хотя и у нас парк новый, и мы стараемся улучшить условия труда водителей. Все равно уходят. Часто бывает так, что берем специалиста, учим, стажируем, а его переманивает другая компания, несмотря на то что уровень зарплаты у нас достаточно высокий. Кстати, высокие зарплаты тоже снижают нашу рентабельность.

- Каков прогноз развития отрасли?

- Прогнозировать сложно. Нам приходится работать в рамках жесткой конкуренции и постоянного роста издержек. Мы видим, что происходит в других странах, и надо делать все, чтобы белорусские предприятия развивались, а не закрывались. Ведь наши грузоперевозчики являются одним из весомых источников поступления валютной выручки в страну. Многое зависит от государства. Наша Ассоциация «БАМАП» в свою очередь многое делает для решения проблем, но она не всесильна.

Например, мы раньше жаловались, что экспорт с белорусских предприятий в основном осуществляют иностранные перевозчики. В конце прошлого года Ассоциация этим занялась вплотную, было организовано несколько встреч с руководством предприятий-производителей. Они пообещали сотрудничать с белорусскими перевозчиками. Мы ездили на переговоры на БМЗ, Гродненский стекольный завод, «Атлант». Сейчас работаем непосредственно с трейдерами этих предприятий. Но сложностей в работе все равно хватает. Тем не менее, мы не отчаиваемся. Ставим себе грандиозные цели и прикладываем все усилия для их достижения.
{jcomments on}

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Непростая ситуация в машиностроительной отрасли вызывает тревогу у топ-менеджеров и представителей органов власти. Стагнация постсоветских экономик негативно сказалась на сбыте инвестиционной группы товаров, к которой, в частности, относится автомобильная и тракторная техника, что в свою очередь ударило по предприятиям-производителям. Тем не менее, нет причин для паники, убежден директор ОАО «Борисовский агрегатный завод» Андрей ЛОБАЧ.

Руководство этого предприятия, специализирующегося на выпуске автокомпонентов, видит значительные резервы в оптимизации производственных процессов и совершенствовании сбытовой политики.

От объединения - к холдингу
Три года назад в Беларуси был образован холдинг «Автокомпоненты», в который вошли 13 промышленных предприятий страны, а управляющей компанией определено ОАО «БАТЭ». Создание холдинга объяснили необходимостью консолидировать усилия предприятий по проведению единой политики, объединению сбытовой и снабженческой деятельности. Правда, члены созданной «семьи» оказались слабо связаны между собой технологическими и производственными «узами».

Поэтому А.Лобач считает: дополнительные возможности для развития следует искать в налаживании производственной «вертикали». В таком формате при отсутствии налогообложения, оборота по возмездной и безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), включая основные средства и нематериальные активы, имущественных прав в пределах холдинга и т.п. можно снизить издержки, а в итоге - конечную стоимость продукции.

К тому же наличие «обратной связи» между потребителем и поставщиком формирует более интеллектуальный алгоритм управления, позволяет мгновенно и точно реагировать на изменяющиеся экономические условия. Усилятся и прямые мотивационные связи, ведь партнеры заинтересованы в положительном результате.  И это давно подтверждено более чем 40-летней историей совместного плодотворного сотрудничества «БЗА» и Минского моторного завода.

Ориентация на экспорт
По словам директора завода, ОАО «БЗА» старается расширить круг потребителей за счет автосборочных производств Российской Федерации: автомобильного завода «Урал», ОАО «Алтайский моторный завод», «Ростсельмаш», КАМАЗ и т.п. С этого года начались поставки на конвейер Ярославского моторного завода.

- Сотрудничество с ярославским ОАО «Автоди́зель» является для нас наиболее перспективным, поскольку там налажено производство средних рядных четырех- и шестицилиндровых дизельных двигателей семейства ЯМЗ-530 мощностью от 120 до 320 л.с. по стандартам Евро-4 с потенциалом перехода на Евро-5 и Евро-6. Не исключено, что в дальнейшем возможны поставки узлов для двигателей 840-й серии, - поясняет А.Лобач.

Помимо России ОАО «БЗА» поставляет продукцию в Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Таджикистан, Молдову, Украину, Литву, Болгарию, Венгрию, Пакистан. В этом году к списку стран-партнеров добавились Польша и Египет. В первом полугодии 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года экспорт в дальнее зарубежье вырос в 2,3 раза.

Впрочем, в силу специфики производства предприятию невозможно уйти из ниши инвестиционных товаров, которая, как правило, первой реагирует на замедление экономики. Роль подушки безопасности может выполнить частичная переориентация на рынок запасных частей, где спрос существует при любой конъюнктуре. И это понятно, ведь как бы ни развивалась ситуация, технику на прикол никто ставить не будет.

Заманчивым для сбыта представляется сегмент автокомпонентов для легковых автомобилей, но это достаточно закрытая территория и ее, во-первых, невозможно «покорить» за короткий промежуток времени. А во-вторых, вхождение туда станет реальным лишь тогда, когда в нашей стране будет организовано производство двигателей для легковых автомобилей. Пока автосборочные предприятия получают уже укомплектованные моторы. К тому же прохождение всех сертификационных ступеней для организации нового производства потребует не только больших временных затрат, но и значительных материальных вложений.

Гонка технологий
Переход предприятий двигателестроения на выпуск более экологичных агрегатов по нормам выброса Евро-4 и Евро-5 потребовало оборудования совершенного иного класса точности и производительности. Причем не только обрабатывающего, но и измерительного. Одновременно с модернизацией Борисовский завод внедрил систему бережливого производства, которая позволяет снизить издержки и повысить качество продукции.

Заработная плата, поясняет А.Лобач, напрямую привязана не к количественным, а к качественным показателям. Тесный контакт с конечными потребителями помогает мгновенно реагировать на их замечания и предложения, а при досрочном отказе оборудования проводятся тщательный анализ причин и оперативное их устранение.

Внедряется система «пять «С» - сортировка, соблюдение порядка, содержание в чистоте, стандартизация, совершенствование. Для визуализации организованы бригадные доски, листы проблем и решений, разработаны подробные рабочие инструкции, организован контроль качества на каждом рабочем месте. Сейчас ведется работа по внедрению японской системы организации производства и снабжения - канбан, позволяющей реализовать принцип «точно в срок».

При разработке новых изделий создается рабочая группа, куда входят конструкторы, технологи, экономисты, что дает возможность даже на начальном этапе конструирования выбрать оптимальный вариант решения тех или иных инженерных задач. Уже сегодня предприятие выпускает около 70 моделей турбокомпрессоров, одно- и двухцилиндровых пневмокомрессоров, водяные и масляные насосы, приводы гидронасосов и т.п.

Упор делался на реорганизации участков, от которых в большей степени зависит качество конечных изделий. При этом приоритет отдавался комплексному подходу, менялся не отдельный станок, а вся технология производства - от начала до конца.

Еще один резерв - оптимизация потреблении энергии и материалов. Уже на проходной ОАО «БЗА» понимаешь, что к экономии энергоресурсов здесь относятся без формализма. На большом табло - цифры потребления воды, газа, электроэнергии и сколько средств на их оплату израсходовано в предыдущем месяце. По словам директора, такая информация помогает работникам более осознанно подходить к своим обязанностям, ощущая себя не второстепенными «винтиками», а полноценными участниками производственных и технологических процессов. Кроме того, есть возможность проследить потребление энергии и материалов отдельным и технологическими участками и цехами, привязав его к динамике заработной платы.

Все для человека
Противостоять объективным рыночным сложностям помогает сплоченный коллектив. Поэтому руководство не жалеет времени и средств на создание благоприятных условий для труда и отдыха. Территория завода местами напоминает ботанический сад, в котором ландшафтные дизайнеры развернули соревнование в искусстве создания цветочных композиций. Это сделано не для внешнего лоска, а для людей и для компании, подчеркивает А.Лобач. Ведь красота влияет не только на настроение, но и на культуру производства, а значит, на качество и конечную прибыль.

Хорошим тоном стало развитие семейных производственных династий. Вот и А.Лобач является продолжателем таких традиций, его отец, Николай Лобач, возглавлял предприятие с 1989 по 1999 г.

Справка «Директора»
На созданном в 1878 г. предприятие вначале производили пиломатериалы и спички. Кроме того, на его базе была организована судоверфь. В 1957 г. она из-за незначительного объема производства была ликвидирована, а завод стал пионером в развитии новой для Борисова отрасли - машиностроения. Первоначально освоили выпуск гидромеханизмов к трактору «Беларус», затем производство маслонасоса, водяного насоса, топливных и масляных фильтров, что и определило дальнейшую специализацию компании.

ОАО «БЗА»
222517, Минская обл., г. Борисов, ул. Н-Неман, 1а
Тел.: +375 177 72-26-35
Тел./факс: +375 177 72-04-78
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.bza.by
{jcomments on}