fbpx

Вячеслав МИЦУРА

XV Ассамблея деловых кругов Беларуси, состоявшаяся 5 марта в Минске, принципиально не отличалась от аналогичных мероприятий прежних лет. Предприниматели преимущественно жаловались на многочисленные препоны для ведения бизнеса, тогда как чиновники рассказывали, как у нас все хорошо. Единственное - как-то поугас эмоциональный драйв и с одной, и с другой стороны. Казалось, говорили преимущественно заготовками, без вдохновения. Вероятно, просто смирились с положение вещей.

АссамблеяБоль бизнесменов
Самыми проблемными традиционно оказались выступления бизнесменов, причем представителей как мелкого, так и крупного бизнеса. По словам солигорского предпринимателя Анатолия Змитровича, ИП-эшники в последние годы из формы самозанятости в экономике превратились в объект по вытягиванию налогов. Что ни год - то новые сюрпризы в Налоговом кодексе. Очередные 150 страниц изменений на 2014 г. приняты без должного обсуждения с деловой общественностью, несмотря на соответствующее требование Директивы №4. Показательной стала ситуация вокруг сферы автосервиса.

После долгих лет работы в гаражах этот род бизнеса наконец вышел из тени и легализовался. Впрочем, радость от работы по белым схемам была недолгой. Единый налог сделали вмененным, или, как горько пошутил, А.Змитрович, невменяемым. Мастеров-одиночек обязали его уплачивать из расчета среднего дохода автосервиса с количеством работников 15 человек, подхватил критику глава гродненского ОО «Клуб предпринимателей» Иван Илькевич. По его мнению, при измененных требованиях узаконить работу мастерских в гаражах нереально. Люди массово закрывают бизнес или вновь уходят в тень.

Подобных историй-жалоб накопилось немало. Примечательно, что даже крупные бизнесмены, приближенные к власти, позволяют себе весьма критические высказывания. На Ассамблее таковым запомнился генеральный директор СООО «Марко», член Совета Республики Николай Мартынов. «Воз и ныне там», - заявил он, оценивая реализацию Директивы №4. Документ призван повернуть чиновников лицом к бизнесу, но здорового содействия с их стороны как раз и не хватает. Даже после принятия на самом верху властной вертикали принципиальных решений - на местах появляется масса проблем.

Так, Указ от 14.10.2013 г. № 467 «О мерах по развитию кожевенно-мехового производства и производства обуви» констатировал создание холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко», а также позволил СООО «Марко» приобрести убыточный РПУП «Витебский меховой комбинат» за одну базовую величину с целью его включения в холдинг и дальнейшей модернизации. Под реализацию инвестиционного проекта по наращиванию производственных мощностей по выпуску обуви и реконструкции мехового комбината новому собственнику предоставлены фискальные льготы. Например, согласно п.5 Указа №467 установлено, что участники холдинга освобождаются в 2013-2018 гг. от уплаты налога на прибыль для направления этих средств в обновление основных фондов.
Вроде бы черным по белому написан год начала действия льготного периода, но, по словам Н.Мартынова, ответственные за реализацию указа ведомства тогда в один голос заявили, что в 2013 г. воспользоваться преференцией инвестор не сможет. Ассамблея

С другой стороны, возникшие проблемы с параллельным проектированием поставили под угрозу срыв нормативных сроков, при том, что без проекта получить кредиты и воспользоваться льготами «Марко» не может. А ведь время в данном случае - это деньги, большие деньги.

Одновременно чиновники убеждены, что рука дающего ни при каких обстоятельствах не оскудеет. «За 2013 г. у меня попросили спонсорской помощи больше, чем я заработал прибыли», - заметил глава «Марко». По его мнению, пришло время как-то охладить пыл властей навязывать предприятиям подобные расходы. В частности, следует принять закона о благотворительности. Расчет теоретиков
На фоне заметного ухудшения финансовых показателей белорусских предприятий в 2013 г. попытки дополнительно «доить» их действительно могут иметь самые неприятные последствия. И без того заоблачная стоимость кредитов, растущие арендные ставки и разного рода сюрпризы налогообложения поставили на грань разорения многих субъектов хозяйствования. Сюда добавляется неблагоприятная внешняя конъюнктура. По подсчетам руководителя Исследовательского центра Мизеса АЦ «Стратегия» Ярослава Романчука, при развитии пессимистического сценария на рынках наших основных торгово-экономических партнеров - России и Украины - в 2014 г. Беларусь может потерять до 7 млрд. долл. экспорта. Нашей экспортоориентированной экономике это грозит катастрофическими последствиями.

При этом, как считает экономист Леонид Заико, независимо от внешних факторов в Беларуси начинается классический экономический кризис. И связан он не с перепроизводством (как утверждают некоторые, ссылаясь на загруженные склады предприятий), а с отсутствием здоровых структурных реформ.

Власти вроде как соглашаются с необходимостью провести такие реформы. О понимании ключевой роли малого и среднего предпринимательства в этом деле свидетельствует ряд нормативных актов, установивших целевые показатели роста сектора МСП в ВВП до 30% в 2015 г. и до 50% - в 2020-м. Но председатель БНПА Александр Швец полагает, что предпосылок для такого рывка нет, так как не решен основной вопрос революции - вопрос собственности. Государство упорно не желает расставаться с активами, не оставляя достаточно жизненного пространства для роста частного бизнеса.

Если же от нынешнего достаточно скромного, примерно 20-процентного вклада МСП в экономику отнять результаты работы нефте- и калийных трейдеров, формально относящихся к малому и среднему предпринимательству, то, по оценкам сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства Виктора Маргелова, реальный вклад МСП в ВВП не превысит 11-12%. И энергия функционеров
Публику постарался ободрить неизменно энергичный председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир Карягин. Ведь у делового сообщества есть Национальная платформа бизнеса Беларуси - 2014! Над ней работали десятки экспертов, с проектом, размещенным на 93 сайтах, ознакомились 950 тыс. пользователей интернета. В итоговом документе удалось аккумулировать пожелания в части законодательства и макроэкономической политики представителей практически всех отраслей и форм собственности страны. Таким образом, сформулирован пакет инициатив по созданию добросовестной конкуренции, дебюрократизации, приватизации, оздоровлению рынка труда и снижению налоговой нагрузки, развитию идеи саморегулирования бизнес-сообщества.

Надежду вселяет и то, что в очередной раз Ассамблея стала достаточно репрезентативной площадкой: помимо 261 представителя деловых кругов на ней присутствовали 37 госчиновников разных рангов (министерств, комитетов, Нацбанка, исполкомов). Мероприятие активно освещалось СМИ. Это все повышает вероятность положительного резонанса.

Самым же большим оптимистом на Ассамблее оказался министр экономики Николай Снопков, по мнению которого уже сегодня белорусская экономика конкурентоспособна. Тому способствуют два фундаментальных фактора: стабильность в обществе и богатый человеческий капитал. В данном утверждении министр сослался на мнение инвесторов, правда, что это было за исследование, он не уточнил. Как и не назвал причины падения конкурентоспособной экономики в начале этого года (по данным Белстата, в январе-феврале ВВП Беларуси к аналогичному периоду 2013 г. потерял 1,6%, на 4% снизилась валовая добавленная стоимость в сельском и лесном хозяйстве, на 6,4% - в обрабатывающей промышленности, на 9,3% - в строительстве).

Совместную работу правительства с бизнес-ассоциациями по улучшению бизнес-климата министр назвал последовательной и системной, а вот предложенная Платформа, по его мнению, не носит конструктивного характера. Почему - глава Минэкономики опять не пояснил.
Добавим, из кулуарных высказываний представителей Минэкономки следовало, что с реформами у нас в стране все в порядке, в т.ч. предложения предыдущих платформ в основном отработаны. Просто бизнес-сообщество этого почему-то не замечает.
Видимо, что-то не то со зрением у наших предпринимателей…

{jcomments on}