№2 (176) - Февраль

 

Тема номера: ЭФФЕКТИВНЫЙ ЭКСПОРТ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ

 
  • Колонка главного редактора: рецепт конкурентоспособности товаров.

  • Торговля одного направления: как пробиться на международный рынок продовольствия?

  • Мясной профиль "Беловежского": от модернизации - к прибыли.

  • Мы все в одной лодке:  что не так с госзакупками?

  • Броня крепка: история коммерческого успеха в специфической производственной нише.

  • Мы в ответе за тех, кого научили: кто поможет проектным институтам удержать кадры?

  • Реформа сверху донизу: мнение коммунальников о ситуации ЖКХ.

  • Объективный взгляд на ваш бизнес: в чем преимущество сервисных пакетов от Приорбанка?

Уважаемые читатели!

Меры по модернизации промышленности в 2013 г. и значительные капитальные вложения в предыдущие годы пока не дали ощутимого эффекта. Отрицательное сальдо в торговле товарами по итогам 2013 г. составило 4,56 млрд. долл. Свести дебет с кредитом в платежном балансе и избежать девальвации удалось за счет положительного сальдо по услугам (+ 2,8 млрд. долл.) и займа, предоставленного Российской Федерацией.
Поэтому в Правительстве постепенно осознают, что проблема конкурентоспособности лежит не только в технологической сфере, но и в области эффективности труда. Поскольку на переход от  государственной собственности к частной политической воли  пока не хватает, начали озвучиваться меры повышения заинтересованности в труде благодаря безработице. Впервые от руководителей высшего звена управления об этом довелось услышать в августе 2012 г. В интервью журналу «Директор» тогдашний губернатор Минской области Б.В. Батура сказал, что для повышения ответственности работников в труде, целесообразно допустить безработицу в пределах хотя бы 2%. В текущем году эту мысль озвучил уже премьер-министр М.В. Мясникович, удвоив возможный уровень показателя.
О необходимости высвобождения лишней численности работающих мы писали не раз. Но вот, похоже, лед тронулся. В действенности этого рычага мне удалось убедиться еще в 1990 г. во время учебы в Англии. Нашу группу руководителей оборонных предприятий в процессе знакомства с английскими фирмами привезли в логистический центр. Меня удивило очень быстрое перемещение погрузчиков по складу. Я спросил менеджера, будут ли они больше платить водителям, если те смогут передвигаться еще быстрее. Последовал отрицательный ответ. А как изменится оплата, если они снизят скорость? И вновь последовало: «Никак». Тогда что заставляет их так быстро ездить? Менеджер пояснил, что за воротами много желающих занять их место.
Прошло 24 года, но желающих по статистике не уменьшилось. В Германии на декабрь 2013 г. уровень безработицы составлял 6,8%, Италии - 12,7, Польше - 13,2, Испании - 26, а в среднем по Евросоюзу - 12,1%. В условиях рыночной экономики бизнес не может содержать излишнюю численность, он должен думать о конкурентоспособности. Иначе дело обстоит в постсоветских республиках. На Украине этот показатель - 1,8%, в Казахстане - 5,2, России - 5,6, Беларуси - 0,5% экономически активного населения. При этом производительность труда по валовой добавленной стоимости в Беларуси ниже, чем в Евросоюзе в «производстве, распределении электроэнергии, газа и воды» - в 21,6 раза, в «обрабатывающей промышленности» - в 2,8, в «строительстве» - 1,9, на транспорте и связи - в 2,75 раза.
Оптимизация численности, конечно, изменит соотношение, повысит конкурентоспособность товаров, но достаточное ли это условие. Есть еще плоскость эффективности управления. И надо сказать только административным контролем, каким бы жестким он ни был, поднять ее до уровня, основанного на частном интересе, не удастся. Для этого нужны реальная приватизация, кровная заинтересованность хозяина предприятия в повышении его эффективности. В Беларуси же, как и в России, отказ от государственной собственности дается тяжело и затянулся на десятилетия. Велико еще стремление построить «рыночный социализм». Часто в подтверждение этой позиции приводится Китай. Между тем в Поднебесной проведена глубокая приватизация, которая действительно в первоначальный план реформ не входила. Но, как пишет С. Гуриев в своей монографии «Мифы экономики»: «Когда надежды улучшить работу госпредприятий исчезли, началась приватизация малых и средних госпредприятий и частичная приватизация крупных». За шесть лет (с 1993 г.) вдвое сократилась доля госпредприятий в ВВП. И все последующие годы процесс продолжался. Но и это еще не все. Как говорил поэт: «Воля, воля, если сил невпроворот». Для руководителей-предпринимателей сила заключена в знании современного управления, рынков, конкурентов, их методов организации производства и продвижения продукции. С наскока это не освоить. Нужны годы теоретической и практической работы по изучению зарубежного опыта. Поэтому у постсоветских республик выход только в объединении усилий, использовании внутреннего рынка и постепенном вхождении в международное разделение труда.

С уважением, А.Н.Ковтуненко

 

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Заметный рост поставок белорусского продовольствия за рубеж можно было бы рассматривать как безусловный успех, если бы не чрезмерная концентрация наших производителей на одном рынке - российском. Дорогу к глобальному потребителю по большинству товарных позиций мы все еще не протоптали, тогда как в ЕЭП наши товары конкурентоспособны в основном благодаря тарифной и нетарифной защите, слабеющей год от года.

В Беларуси интенсификация сельскохозяйственного производства и наращивание объемов промышленной переработки сырья сопровождаются адекватным ростом экспорта продовольствия. По ряду товарных позиций за 10 лет (2004-2013 гг.) в физическом выражении поставки увеличились в 3-5 раз и более.

По данным Белстата, за 11 месяцев 2013 г. на внешние рынки отгружено продовольственных товаров на 4,7 млрд. долл., что на 17,4% больше по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Так что по году показатель должен выйти на рекордные 5 млрд. Увеличение экспорта произошло в результате роста стоимостных объемов поставок молока и сливок сгущенных и сухих (на 283,6 млн. долл.), говядины (+116,7 млн.), масла сливочного (+53,4 млн.), пахты, йогурта, кефира (+37,9 млн.), сыров и творога (+37,6 млн. долл.).

Наиболее значительное поступление валюты в страну обеспечила торговля готовыми изделиями из мяса и рыбы (0,5 млрд. долл.), сырым мясом (почти 1 млрд.) и молочной продукцией (2,3 млрд. долл.).

В то же время, как показывает таможенная статистика, из 19 укрупненных товарных групп опережающий рост стоимостных объемов над физическими отмечен только по 7 (что может свидетельствовать не только о благоприятной конъюнктуре, но и о их конкурентоспособности). В то время как по таким важным для нас экспортным позициям, как мясо и мясные субпродукты, готовые изделия из мяса и рыбы, а также из зерна, прирост обеспечен как раз за счет физических объемов при стагнирующих или даже просевших ценах (табл. 1).

Таблица 1. Данные таможенной статистики об экспорте отдельных белорусских товаров в 2013 г. 

Товарная группа по ТН ВЭД ТС
 Всего по Беларуси

Доля России

в белорусском

экспорте (стоимостное

выражение), %

  2013 г.  в % к 2012 г.
 Количество, тСтоимость, тыс. долл.
 КоличествоСтоимость
 Мясо и пищевые мясные субпродукты 307 800 992 384 109,9
 98,7 96
 Рыба, ракообразные, моллюски 15 900100 980
228,3
241,7
95
 Молочная продукция, яйца, мед натуральный 979 705 2 331 396110,5
127,2
 93

 Продукты животного происхождения, в другом

месте не включенные

3 246
 4 101 158,2 116,373,8
 Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубни265 520
 178 073166,5
155,7 
 78,7
 Фрукты и орехи 220 866146 743
 226,9 147,670,1
 Кофе, чай, пряности 1 1914 972
82,8
111,1
95,8
 Злаки 1 2051 191
11,5
42,7
 84,2
 Продукция мукомольно-крупяной промышленности 177 28670 768
112,9
109,3
73,4
 Масличные семена и плоды 8 7945 891
60,3
98,7
63,7
 Жиры и масла животного и растительного происхождения 169 123151 391
142
 122,914,2
 Готовые продукты из мяса и рыбы 121 524511 960
 101,2
100,6
93
 Сахар и кондитерские изделия из сахара611 030
345 980
124,6
111,5
70,9
 Какао и продукты из него 12 69953 890
 100,4109,8
82,5
 Готовые продукты из зерна, злаков, муки, крахмала, мучные кондитерские изделия 37 649 66 410125,6
100,1
85
 Продукты переработки овощей, фруктов, орехов 50 22649 027
123,4
 128,4 75,5
 Разные пищевые продукты13 300
39 700
99,4
80,1
91,2
Алкогольные и безалкогольные напитки, уксус
 191 721138 334
115,4
128,2
49
 Остатки и отходы пищевой промышленности, корма для животных 235 177110 182
 173,1185,1
 61,2

В ряде случаев экспортная деятельность оказалась убыточной, что привело к ухудшению конечного финансового результата аграриев и переработчиков. Это заставляет задуматься о ценовой конкурентоспособности белорусского продовольствия. Не секрет, что по многим позициям она худо-бедно обеспечивается лишь тарифной и нетарифной защитой рынка ЕЭП. Неудивительно, что основная масса белорусских товаров отгружается в ТС, а точнее в Россию. По 9 из 19 укрупненных продовольственных групп доля последней в структуре экспорта превысила 80%, по 5 - 90%! Сюда, в частности, вошла мясомолочная группа, формирующая основу нашей внешней торговли продовольствием. Таким образом, по совокупности факторов (в т.ч. прибыльности и диверсификации поставок) наш экспорт продовольствия сложно охарактеризовать как эффективный.

Товарная структура экспорта продовольствия в январе-августе 2013 г в % к итогу, из расчета в долл.), по данным Белстата


Очевидно, что по мере снижения таможенных пошлин и снятия других барьеров в рамках выполнения Россией обязательств перед ВТО проблема конкурентоспособности белорусского экспорта только обострится, тогда как беспошлинная торговля в СНГ и ЕЭП больше не будет очевидным преимуществом. То, о чем некоторые экономисты предупреждали полтора-два года назад, начинает сбываться. И если мясная отрасль, по крайней мере производители сырого мяса, уже ощутила итог снижения тарифной защиты, то представителям других направлений сельскохозяйственного производства и пищевой перерабатывающей промышленности еще предстоит прочувствовать всю прелесть либерализации международной торговли.

Как ожидается, наиболее массовое снижение импортных пошлин произойдет в 2015-2018 гг. (табл. 2). Это без сомнения приведет к обострению конкурентной борьбы на традиционных для нас рынках сбыта, в т.ч. усложнит белорусский экспорт в Россию колбас, молочки, картофеля, овощей и продуктов их переработки, кондитерских изделий, пива, алкогольной продукции и пр. К такому развитию событий следовало бы готовиться уже сегодня, в т.ч. через оптимизацию производственных и иных издержек, а также здоровую диверсификацию сбыта. По этим двум факторам наша «пищевка» наиболее уязвима.

Таблица 2. Динамика таможенных тарифов (в % от таможенной стоимости, либо в долларах и евро) в рамках выполнения обязательств Россией перед ВТО по отдельным товарам

Код товараНаименование товараТарифы до присоединенияТекущий тарифОжидаемый тарифГод окончания исполнения обязательств
0203 11Свинина свежая, охлажденная или замороженная, туши и полутуши65%15%, но не менее 0,25 евро за 1 к25%2020
0206 10 910 0Пищевые субпродукты, КРС, печень20%, но не менее 0,2 евро за 1 кг25%, но не менее 0,35 евро за 1 кг15%, но не менее 0.15 евро за 1 кг2015
0206 30 000 2
Пищевые субпродукты свиней, свежие и охлажденные, печень20%, но не менее 0.2 евро за 1 кг25, но не менее 0,35 евро за 1 кг15, но не менее 0.15 евро за 1 кг2015
0207 11 100Мясо и пищевые субпродукты домашней птицы, цыплята ощипанные и потрошеные80%25%, но не менее 0,2 евро за 1 кг80%, но не менее 0,7 евро за 1 кг 80% /37,5%   
0401 10 100Молочная продукция, в первичных упаковках нетто - объемом не более 2 л20%15% 
15%2016
0405 10 110 0Сливочное масло и прочие жиры из молока в первичных упаковках нетто - массой не более 1 кг20, но не менее 0.29 евро за 1 кг15%, но не менее 0,4 евро за 1 кг
15%, но не менее 0.22 евро за 1 кг2015
0701 90Картофель свежий или охлажденный15%15%10%2015
0704 90 100 1Капуста белокочанная18%15%13%2015
1108 13 000 0Крахмал картофельный20%, но не менее 0.06 евро за 1 кг20%, но не менее 0,06 евро за 1 кг10%, но не менее 0.03 евро за 1 кг
2017
1601 00 910 0Колбасы из мяса20%, но не менее 0.4 евро за 1 кг25%, но не менее 0,4 евро за 1 кг0.25 евро за 1 кг2015
1704 90 710Тоффи, карамели, прочие и аналогичные сладости20%, но не менее 0.16 евро за 1 кг20%, но не менее 0,25 евро за 1 кг14, но не менее 0.13 евро за 1 кг2016
1806 90 500 1Какао и продукты из него, кондитерские изделия из сахара и их заменители, леденцовая карамель, с начинкой или без начинки0.6 евро за 1 кг20%, но не менее 0,6 евро за 1 кг
0.28 евро за 1 кг2016
2002 10Томаты, приготовленные или консервированные без добавления уксуса15, но не менее 0.075 евро за 1 кг
15%, но не менее 0,075 евро за 1 кг10, но не менее 0.05 евро за 1 кг
2016
2203 00 010 0Пиво солодовое в бутылках0.6 евро за 1 л0,6 евро за 1 л0.018 евро за 1 л
2018
 2204 21 Вина виноградные натуральные в сосудах емкостью 2 л или менее 20% 20% 12,5%2016

Сегодня от белорусских аграриев и переработчиков приходится слышать, что они не могут диверсифицировать сбыт из-за плеча доставки: в прилегающие к нам российские регионы оно приемлемо, тогда как выход на более удаленные рынки сопряжен со слишком высокими транспортными затратами, что делает нашу продукцию неконкурентоспособной. Но почему Аргентина может поставлять говядину «за тридевять земель», в т.ч. в Россию? Почему значительное плечо доставки не мешает экспорту американской курятины в ЕЭП? Почему в целом трансконтинентальная торговля продовольствием (на расстояния в тысячи киллометров) - распространенное в мире явление? Может, мы просто до сих пор не приобщились к современным логистическим технологиям, заявляя о неспособности торговать на дальние расстояния… Не наладили должные торгово-экономические отношения с различными регионами или просто не хотим обременять себя сложностями с поиском новых рынков…

Если причина в высокой затратности производства, что делает нас неконкурентоспособными, давайте повышать эффективность хозяйствования, снижать издержки. Если мы в принципе по каким-то направлениям сельхозпроизводства и пищевой переработки не можем соперничать с иностранными конкурентами, то остается повторить мысль, озвученную в одной из статей январского номера журнала «Директор» - давайте проанализируем и определимся, какие подотрасли есть смысл развивать в стране, а от каких лучше отказаться.

Под «крышей»
Наивно было бы полагать, что наше вхождении в ЕЭП, как и дальнейшее углубление интеграции на постсоветстком пространстве, является некой гарантией устойчивого экспорта продовольствия в восточном направлении. Помимо прочего, фактором риска для нас становится значительная интенсификация АПК у наших партнеров по ЕЭП. Например, в России в 2005-2013 гг. ежегодный прирост производства продукции животноводства сельскохозяйственными организациями колебался в пределах 4,3-9,2%. В сфере растениеводства провальными у наших соседей оказались только 2010 и 2012 гг. (по объективным причинам в силу аномальной жары и засухи), тогда как в 2008 г. россиянам удалось добиться прироста на 24,9%, а в 2011-м - и вовсе на рекордные 60%. Вот и в прошлом году российские сельхозорганизации увеличили производство продукции на 9,1% в сопоставимых ценах, тогда как белорусские - сократили на 3,4%.

И все-таки основным вызовом остается экспансия товаров из третьих стран. Например, как следует из отчета Евразийской экономической комиссии, в январе-ноябре 2013 г. стоимостный объем импорта молочной продукции в Таможенный союз из стран дальнего зарубежья по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. увеличился на 25,7%, физический - на 17,6%. В частности, ввоз сыров и творога вырос на 12%, йогуртов и кефира - на 33%, сливочного масла - на 46%, а сухих и сгущенных молока и сливок и вовсе в 2,1 раза. Такую динамику представители ЕЭК объясняют целым набором причин. Страны-участницы ТС (Россия и Казахстан) до сих пор не смогли обеспечить себя достаточным количеством молока для переработки, что объясняется низкими капиталовложениями в молочное животноводство и плохим качеством кормов. Это вызвало массовое банкротство мелких и средних перерабатывающих комбинатов. Сложностей добавило снижение ставок ввозных таможенных пошлин в ТС на сухое молоко, сливки и масло.

До сих пор дефицит молока и молочных продуктов на союзном рынке был на руку белорусским производителям, однако наши предприятия не оказались в выигрыше по сравнению с конкурентами: в 2013 г. темп роста экспорта белорусской молочки был сопоставим с темпом роста поставок из других стран. В дальнейшем по мере насыщения рынка и обострения конкуренции ситуация может обернуться и вовсе против нас.

Добавьте сюда периодически возникающие разговоры о возможном создании зоны свободной торговли между ЕЭП и странами Азиатско-Тихоокеанского региона, ЕЭП и Европейским союзом. Хотим мы того или нет, со вступлением России в ВТО наша республика получила четкий посыл в направлении либерализации и глобализации внешней торговли. Уже сегодня многие белорусские предприятия пищевой индустрии почувствовали, что им стало тесно на российском рынке, можно не сомневаться, что год от года это ощущение будет только возрастать. И это еще один аргумент в пользу диверсификации экспорта продовольствия.

Параллели и меридианы
Тем временем глобальный рынок сельхозсырья и продовольствия растет, предоставляя широкие возможности для его участников. По оценкам ФАО, в 2013/2014 сельскохозяйственном году мировая торговля фуражным зерном составит 135 млн. т при потреблении 1,23 млрд. т, сахаром - 54,5 млн. и 175 млн. т соответственно, мясом - 30,1 млн. и 300 млн. т, молочными продуктами - 53 млн. и 780 млн. т в пересчете на молоко. Нет точных данных о широкой номенклатуре продуктов пищевой переработки, но в целом на продовольствие сейчас приходится порядка 7% глобальной внешней торговли товарами, или примерно 1,3 трлн. долл. в год. Даже доли процента от этого «пирога» сулят Беларуси ощутимый приток валютной выручки. Так что достижение 7 млрд. долл. экспорта продовольствия (примерно 0,5% от глобальной торговли им), напомним, такой целевой ориентир обозначило правительством к 2015 г., представляется вполне реалистичным. Благо Беларусь уже фигурирует в докладах международных агентств как один из крупнейших мировых экспортеров, в частности, по товарам мясомолочной группы.

Впрочем, прирост в более чем 2 млрд. долл. экспорта едва ли удастся обеспечить за счет увеличения поставок в привычном нам российском направлении. Таким образом, вновь встает необходимость диверсифицировать сбыт. Правда, одновременно следует задаться вопросом: по каким товарным группам продовольствия мы можем торговать с прибылью? Многое тут будет определять конъюнктура цен. Пока ее сложно назвать благоприятной. Рекордный урожай зерновых, перепроизводство сахара и мяса держат глобальные цены под давлением. Единственным заметным исключением остается молочная продукция.
 
Международный индекс цен на молочную продукцию, данные ФАО (уровень 2002-2004 гг. взят за значение 100)

В этой связи расширение молочного экспорта, в частности сухого молока и сыров, в краткосрочной перспективе представляется наиболее целесообразным. Тем более что на молочное направление уже приходится более 40% белорусского продовольственного экспорта. Вероятно, нашим производителям стоит пристальнее присмотреться к таким растущим рынкам, как Китай, Иран, Сингапур, Пакистан, а также к устоявшимся импортерам (Саудовская Аравия, ОАЭ, Индонезия, Япония, Филиппины, Малайзия, Вьетнам, Таиланд). По оценкам ФОА, в краткосрочной перспективе в перечисленных странах спрос будет расти либо сохраняться на высоком уровне при недостаточных объемах внутреннего производства.
Правда, получить свою нишу без боя нам вряд ли получится - вслед за спросом растет и предложение. В 2013 г. глобальное производство молока увеличилось примерно на 2%. К тому же по ряду факторов нам не просто конкурировать с ЕС и Новой Зеландией, контролирующими 55% мировой торговли молочными продуктами. Но есть и хорошая новость: по оценкам ФАО, мы уже во втором эшелоне глобальных экспортеров молочки вместе с США и Индией, что для маленькой Беларуси весьма неплохо.
В любом случае успех и эффективность экспорта молочной продукции, как и остальных продовольственных групп товаров, будет зависеть от известного набора факторов: умения оптимизировать издержки, обеспечить качество и достаточный ассортимент, а также сопроводить продажи должным маркетингом.

{jcomments on}

Александр ПАВЛОВИЧ

Жесткая законодательная регламентация конкурсных закупок с приоритетным выбором поставщика по фактору цены создала крайне невыгодные условия работы для многих белорусских компаний. О том, что мешает эффективной деятельности, рассказал генеральный директор иностранного предприятия ЗАО «Молодечненский трубопрокатный завод» (МТПЗ) Александр ЧЕРНЫШЕВ.

Постановление Совмина от 15.03.2012 г. № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» обязало госпредприятия, а также хозобщества с госдолей в уставных фондах более 25% осуществлять закупки с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, в т.ч. числе через биржу. В итоге приоритетным оказался один фактор выбора - наименьшая цена товара, предлагаемого поставщиком.

- Но мы не всегда готовы конкурировать по цене с зарубежными производителями, потому что ставим во главу угла качество, - поясняет А.Чернышев. - К сожалению, постановление Совмина № 229 не учитывает ни логистической (мы ведь ближе и доступнее), ни экономической, ни качественной составляющей. А ведь есть еще и социальный аспект. Поэтому считаю, что биржевые торги должны проводиться только по тем позициям товаров, которые не производятся в нашей стране или выпускаются в недостаточном количестве.

С этим мнением трудно не согласиться, особенно в контексте поставленной перед правительством задачи по снижению отрицательного внешнеторгового сальдо. Не лишним было бы также учитывать вклад предприятий-производителей в экономическое развитие страны и региона. Например, в прошлом году ЗАО «МТПЗ» сохранило производственные объемы на уровне 2012 г. (101,8%), экспорт в страны Евросоюза вырос на 17,1%, а выручка на одного работающего составила 105 тыс. долл. (среднемесячная заработная плата в 2013 г. - 6 млн. руб.). При этом предприятие со 120 сотрудниками уплатило 17,7 млрд. руб. налогов в республиканский и местный бюджеты, из них в фонд социальной защиты - около 3 млрд.

- Если общую сумму уплаченных нами налогов поделить на число рабочих мест, то каждый работник предприятия за год внес в государственную «копилку» около 150 млн. руб. налоговых отчислений. Не нужно забывать и о том, что большая часть годового дохода наших работников также остается в Беларуси.

Но и сумма уплаченных налогов в бюджет государства, ни то, что производитель импортирует только сырье, тогда как добавленная стоимость формируется в Беларуси, не берется во внимание при проведении тендерных торгов, с сожалением говорит А.Чернышев. Ориентируя потребителя на импортный конечный продукт, правительство тем самым позволяет бесконтрольно тратить столь нужную стране валюту.

Даже в условиях Таможенного союза огромная Россия находит способы защитить своего производителя, в том числе от белорусских товаров. Мы же сегодня очень широко открыли свой небольшой рынок металлопродукции, где господствуют, более 50 крупнейших российских производителей: от Рязани до Западной Сибири.
Конечно, молодечненское предприятие постоянно работает над снижением себестоимости выпускаемой продукции, но, к сожалению, это удается делать не такими высокими темпами, какими растут цены на приобретаемые энергоносители и услуги. К примеру, за последние 3 года электроэнергия подорожала в 2,7, а тариф на железнодорожные грузоперевозки увеличился более чем в 3,5 раза. Да и дебиторская задолженность белорусских гигантов машиностроения перед ЗАО «МТПЗ» составляет 6,5 млрд. руб.

Причем тенденция такова, что долги не снижаются, а постоянно растут. Благо у предприятия сложились хорошие партнерские отношения с ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат». Эта крупнейшая в мире металлургическая компания предоставляет белорусским партнерам длительную рассрочку по платежам. Именно использование качественного сырья позволило МТПЗ в 2012 г. получить, а в 2013-м подтвердить  сертификат соответствия качества производимой продукции стандартам Евросоюза.

- Мы ведь все в одной лодке, - продолжает А.Чернышев. - Если не покупают конечное изделие у нас, то страдают все наши поставщики материалов и комплектующих.

Гендиректор МТПЗ убежден, что белорусским государственным предприятиям и организациям надо дать больше свободы в выборе товаров и услуг. Отказ от жесткого фактора цены позволит разумней определиться со стратегическими партнерами-поставщиками, для которых важна не сиюминутная выгода, а долгосрочное сотрудничество.

Заметим, несмотря на все трудности, ЗАО «МТПЗ» продолжает инвестировать в модернизацию производства. Принято решение приобрести полупроводниковый сварочный генератор. Новое оборудование позволит увеличить скорость сварки толстостенных труб в 2 раза, снизит потребление электроэнергии на 20%, на четверть повысит производительность труда.

- Мы ежегодно пополняем ассортимент своей продукции, - подчеркивает А.Чернышев. - Сейчас работаем над освоением выпуска сварных труб овального профиля. Такую продукцию пока не производит ни одно предприятие на постсоветском пространстве.
Прорабатывается возможность выпуска на одном из прокатных станов гнутого уголка и швеллера. Из отходов производства изготавливаются ограждения, заборы, ограды, качели, теплицы и т.д.

Перестраивает предприятие и свою маркетинговую политику, стараясь по максимуму удовлетворить любые, даже самые незначительные по тоннажу заявки. Для этого приходится наращивать складские запасы и ассортимент, уменьшая объем единовременного проката. Так, если ранее в смену прокатывали в среднем 28 т одного типоразмера труб, то теперь - 13, а в перспективе эта цифра может уменьшиться еще вдвое.

Помимо прочего в последние годы сложностей добавили некоторые макроэкономические неурядицы, в частности, валютный кризис 2011 г. породил трудности в расчетах с российскими партерами за импортируемый металл. Неоценимую помощь тогда оказали местные власти, прежде всего экс-председатель исполкома Молодечненского района Федор Домотенко (ныне помощник Президента) и бывший губернатор Минской области Борис Батура, который также очень много сделал для города Молодечно в период проведения республиканских «Дожинок - 2011».

- Стараемся в этих трудных экономических условиях не только остаться на плаву, но и усилить свой рыночный потенциал, - говорит в заключение А.Чернышев. - Но мы не достигнем поставленных целей, если правительство не повернется лицом к отечественному производителю. И здесь я солидарен с известным белорусским предпринимателем Александром Шакутиным, председателем совета директоров холдинга «Амкодор», который на одном из заседаний Совета по развитию предпринимательства при Президенте заявил: «Пока возможность заниматься бизнесом в Беларуси получили только 5 или 6 человек (я имею в виду и себя в том числе), мы экономику не поднимем». Может, правительству стоит задуматься над этими проблемами, во избежание пробоин в лодке.

ИП ЗАО «Молодечненский трубопрокатный завод»
222310, Минская обл., г. Молодечно, ул. Элеваторная , 1
Тел.: (+375 176) 73-98-50
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.mtpz.by

{jcomments on} 

Вячеслав МИЦУРА

Активное развитие мясного животноводства позволило нашей стране по объемам производства мяса и мясопродуктов превысить потребности внутреннего рынка. Мясная отрасль стала одним из крупных экспортеров в структуре национальной экономики, тогда как экономическая эффективность экспорта начала сильно влиять на конечный финансовый результат сельхозорганизаций и перерабатывающих предприятий.

Тем не менее, итоги работы в 2013 г. несколько разочаровали. С одной стороны, статистика зафиксировала увеличение объемов реализации сельхозорганизациями скота на убой (в т.ч. КРС на 9,9%, свиней на 6,1%) и производства говядина и свинины на 9,7% и 10,6% соответственно. С другой - конъюнктура цен на мясную продукцию на внутреннем и внешнем рынках не позволила многим организациям и предприятиям покрыть производственные и иные издержки. Не помогло даже существенное увеличение экспорта, так как зачастую мясо и мясопродукты приходилось сбывать по ценам ниже себестоимости. Отрасль понесла убытки. В этой связи ценным является опыт отдельных хозяйств, таких как ОАО «Беловежский» (Каменецкий район), сумевших сохранить положительный финансовый результат. Секретами устойчивого развития с читателями журнала поделился генеральный директор ОАО «Беловежский» Юрий МОРОЗ.

По итогам 2013 г. рентабельность от реализации свинины в ОАО «Беловежский» составила 4,9%, говядины - 3,2%, прибыль от реализации - 17,6 и 1,2 млрд. соответственно. Да, это несколько меньше, чем планировалось, но предприятию, как и остальным представителям мясной отрасли, приходилось работать в условиях достаточно неблагоприятной конъюнктуры.

«В начале года в России упали цены на свинину - примерно до 75 росс. руб. за килограмм, так что отгружали туда с рентабельностью «минус» 4-6%, вплоть до апреля несли убытки», - вспоминает Ю.Мороз. Отказаться от экспорта предприятие не могло, объемы производства мяса в «Беловежском» таковы, что для устойчивого сбыта надо продавать на внешних рынках порядка 60% продукции. При этом диверсифицировать поставки в пользу внутреннего рынка не было особого смысла: его перенасыщение мясной продукцией на фоне ограниченного покупательского спроса также вызвало снижение цен до уровня, не позволяющего сформировать устойчивую положительную рентабельность.

К лету конъюнктура несколько улучшилась, но решение России ограничить ввоз белорусской свинины на несколько месяцев вновь расстроило все планы. И лишь к концу года условия работы стабилизировались.

Впрочем, нет худа без добра. Конъюнктурные стрессы 2013 г. подвигли ОАО «Беловежский» к мобилизации всех резервов и решительной оптимизации затрат, дали нужный опыт и закалку для противостояния будущим рыночным колебаниям. С марта по июнь себестоимость килограмма свинины в живом весе удалось снизить с 18 тыс. до 15 тыс. руб., или примерно на 17%! Опыт - достойный изучения и подражания. Прояви остальные наши аграрии и переработчики аналогичную расторопность и эффективность - сегодня мясная отрасль не погрязла бы в многомиллиардных убытках и долгах, а количественный рост производства сопровождался бы должным качественным финансовым результатом.

Экономная экономика
Успех «Беловежского» в оптимизации затрат основывается на нескольких составляющих, а его фундамент закладывался на протяжении нескольких лет.
Поскольку до 70% себестоимости в животноводстве приходится на корма, основной упор был сделан на совершенствование процессов их заготовки, хранения и кормления животных. Поголовью «Беловежского» (101,5 тыс. голов свиней и 11 тыс. КРС) ежедневно надо 200 т комбикормов. Обеспечение таких объемов - уже непростая задача. В год требуется примерно 60 тыс. т зерна, из которых 40-45 тыс. т организация производит сама, остальное закупает у соседей. «С хозяйствами стараемся жить в содружестве, помогаем с пахотой, севом, в уборке урожая, если надо - подсобим выплатить зарплату.

За это они рассчитываются зерном и молодняком животных», - рассказывает Ю.Мороз. Будучи базовым хозяйством, «Беловежский» выполняет роль своеобразного локомотива сельскохозяйственного производства в регионе. И хоть формально организация не является холдингом (производственные активы объединены в рамках одного юридического лица, а кооперация с соседями не подкреплена вертикально интегрированным связями в виде владения их пакетами акций), фактически бизнес-процессы выстроены по правилам агропромышленного холдинга, причем достаточно эффективного.

Экономия начинается уже на этапе полевых работ. Установка специальных датчиков обеспечила полный контроль за расходом топлива тракторным и автомобильным парком. Ни один водитель теперь не может слить топливо, ведь если расход солярки или бензина не будет соответствовать реальному пробегу и выполненному объему работ, недостачу удержат из зарплаты. То же касается и водителей машин по доставке готовой мясной продукции. Нововведения оказались достаточно болезненными для коллектива. Не секрет, что для многих сельчан слив и перепродажа топлива стали второй «работой». «Поначалу некоторые трактористы просто бросали ключи – мол, мы не будем так работать», - признается гендиректор «Беловежского». На то, чтобы переломить ситуацию, приучить людей к новым правилам, ушло около двух лет. Зато, наращивая объемы производства, организация ежегодно сокращала расход моторного топлива примерно на 10%.

Транспортные расходы также удалось снизить за счет усовершенствованной логистики доставки и хранения зерна. Раньше склады были разбросаны по различным колхозам - теперь их разместили рядом с сушилкой и собственным комбикормовым заводом. Последний практически полностью обеспечил ОАО «Беловежский» комбикормами. Их, благодаря высокой автоматизации производственных процессов, завод выпускает 20 т в час, при том, что в смену трудятся лишь 7 человек.
Свою лепту в экономику внесла и работа с белковым сырьем, формирующим до 70% себестоимости кормов. Импортный подсолнечный и соевый шрот, а также рыбную муку, ранее закупаемые вагонами, почти полностью заменили отечественные рапсовый жмых и масло. Благо в непосредственной близости расположилось ООО «Агропродукт», специализирующееся на переработке маслосемян рапса. Под эту культуру «Беловежский» отвел более 1 тыс. га, обеспечив предприятие-партнера сырьем и стабильными заказами, а себя - ценной добавкой к кормам. При этом соседство двух производств позволило поставлять на комбикормовый завод белковое сырье (масло и жмых рапса) вообще без транспортных затрат.

Не секрет, что белорусская экономика в целом, и мясная отрасль в частности, все еще грешат высокой энергоемкостью производства. Помимо моторного топлива многие животноводческие хозяйства и перерабатывающие комбинаты расходуют на единицу продукции слишком много электричества и природного газа. В «Беловежском» эти энергоносители поставили на счетчик и в прямом, и в переносном смысле. По словам Ю.Мороза, любая планерка начинается с того, вложился ли производственный участок в жесткий лимит потребления. Памятка с напоминанием о нормативах энергии - буквально на каждой двери. Какой результат? Достаточно сказать, что расход природного газа на обогрев животноводческого комплекса уменьшился в 10 раз!

Во главу угла также поставлен рост производительности труда с одновременной оптимизацией численности персонала. Держать избыточное количество работников накладно для любого предприятия. По подсчетам руководителя «Беловежского», только закупка спецодежды формирует 2,4% в себестоимости конечной продукции, добавьте сюда транспортные расходы на доставку персонала, помощь работникам в решении жилищного вопроса и, конечно, заработную плату. Хочешь больше зарабатывать - больше и качественней работай, а организация поможет в росте производительности современным оборудованием и автоматизацией процессов. Руководствуясь этим принципом, в «Беловежском» перманентно наращивают удельную выработку. За 2013 г. в расчете на одного работника в сопоставимых ценах она увеличилась на 7% - до 427,2 млн. руб. сельскохозяйственной продукции. Да и люди не против брать на себя дополнительные объем: скажем, раньше на одного работника животноводческого комплекса приходилось по 1800 голов свиней, теперь 3600. Зато и зарплата растет пропорционально. За 9-10 млн. руб. в месяц есть смысл проявлять старательность и трудолюбие.

Ассортимент, умноженный на качество
Сформировать добавленную стоимость «Беловежскому» помогает собственный мясокомбинат, на котором перерабатывается 94% производимой хозяйством свинины в живом весе, или 19,7 тыс. т по итогам 2013 г, а также КРС. Потребителям предлагают широкий ассортимент свиного и говяжьего мяса, субпродуктов, вареных, варено-копченых, сырокопченых, полукопченых колбасных изделий, а также разного рода полуфабрикатов. Правда, иногда коррективы вносит все та же конъюнктура. Бывает, что на экспорт выгодней продавать сырье. «Хоть закрывай перерабатывающий цех», - парирует руководитель. Однако при любом раскладе рынка на «Беловежском» продолжают выпуск колбасных изделий, ведь потерять эту нишу легко, куда сложнее восстановить позиции.

Впрочем, если рассматривать долгосрочный период, работа мясокомбината подтверждает теорию о создании дополнительной добавленной стоимости в сфере переработки. К тому же диверсификация производства в мясном бизнесе - это всегда новые возможности по сбыту продукции. В случае с «Беловежским» эффект от расширения ассортимента усиливается качеством продукции. Колбасные изделия под торговой маркой «Бел-Морис» завоевали потребительские предпочтения не только у нас в стране, но и далеко за ее пределами. «В отличие от многих российских комбинатов мы делаем колбасы только из свежего мяса, используем натуральные специи. За 30 лет работы мы никогда не применяли сою или водопоглощающие добавки», - не без гордости отмечает руководитель.

На мясокомбинате действуют системы менеджмента качества на соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2009 и управления на основе анализа рисков и критических контрольных точек НАССР (по СТБ 1470-2004). Неудивительно, что «Беловежский» является обладателем многих дипломов и наград, в т.ч. одной из наиболее престижных - Премии правительства в области качества.

Без альтернативы
В обозримой перспективе Россия, а точнее ее близлежащие регионы, останутся основным внешним рынком сбыта белорусского мяса и мясопродуктов. В ЕС нам дорога пока закрыта, да и по стоимости там конкурировать мы не можем, также сложно поспорить по цене с украинскими производителями. Относительно благоприятна конъюнктура цен в Казахстане, но удаленность рынка вызывает значительное удорожание продукта. По оценкам Ю.Мороза, оптимальное плечо доставки мясной продукции ограничено примерно 1 тыс. км. В эту зону входят Москва и пристоличный регион, с натяжкой - С.-Петербург. На более значительные расстояния экономически целесообразны только очень крупные поставки, которые, как правило, представляют собой сборные грузы сразу нескольких белорусских производителей. При этом для хозяйств и мясокомбинатов Брестской и Гродненской областей задача еще сложнее - им в сторону российской границы только по родной Беларуси приходится преодолевать полтысячи и более километров.

Располагаясь в крайне западном регионе нашей страны, «Беловежский» старается компенсировать транспортные расходы за счет совершенствования логистики и схемы расчетов с российскими контрагентами. В частности, ставку сделали на крупного московского оптовика ООО «Торговый дом «Белая вежа», которому предложили значительные объемы по взаимовыгодной цене. Примечательно, что российская компания взяла на себя обязательства забирать продукцию непосредственно на мясокомбинате «Беловежского», взамен она получила скидки, привязанные к объемам закупки. Важно и то, что стороны договорились о сжатых сроках расчетов: по сырому мясу они составляют 2 дня, по колбасной продукции привязаны к предельным срокам реализации (вареные колбасы - до 7 дней, сыровяленые - до 30).

Не заглядывая вдаль
Сегодня никто не берется давать долгосрочные прогнозы по конъюнктуре мясного рынка России, от которого так зависят белорусские производители. В начале 2014 г. спрос там усилился, цены подросли. На руку нам оказался запрет Россельхознадзора на импорт свинины из ЕС в связи со вспышкой африканской чумы в Литве. Вот и на «Беловежском» в январе экспорт увеличился, рентабельность продаж свинины выросла до 12-15%, а значительная валютная выручка помогла погасить долги, образовавшиеся в трудные месяцы 2013 г.

Впрочем, Ю.Мороз понимает, что это не повод расслабиться. За временной передышкой, без сомнения, вновь последует накал конкурентной борьбы, ведь российский рынок уже перерос период насыщения. С одной стороны, Россия продолжает наращивать собственные объемы производства: по мясу птицы они уже сопоставимы с внутренним потреблением в стране, по свинине - близки к этому уровню. С другой - схождение в ВТО упростило дорогу импорту из-за пределов ЕЭП. Ставки ввозных таможенных пошлин на большинство товарных позиций по свинине снизились с 20% от таможенной стоимости (но не менее 0,53 евро/кг) до 15% (но не менее 0,4 евро/кг). По этой причине, кстати, произошел обвал цен в начале прошлого года, больно ударивший по нашей мясной отрасли.

Очевидно, что на фоне глобализации торговли дальнейшее развитие мясного рынка будет связано с переделом его долей в пользу наиболее эффективных игроков. «Боевая закалка» в части решительной оптимизации затрат еще сыграет хорошую службу «Беловежскому» и другим белорусским производителям.
Насыщенность мясного рынка также подталкивает задуматься о здоровой диверсификации сельскохозяйственных и перерабатывающих производств. Например, в ОАО «Беловежский» своеобразной подушкой безопасности стало параллельное развитие молочного животноводства. По итогам 2013 г. оно обеспечило 13,2% совокупной выручки предприятия (без НДС), при том, что именно здесь была достигнута наиболее значительная рентабельность от реализации (32,6%). В конце 2013 - начале 2014 г. в месячном исчислении рентабельность и вовсе достигла 60%!

С одной стороны, помогло повышение закупочных цен, с другой - сказалась эффективность хозяйствования. В отличие от большинства других белорусских хозяйств в прошлом году «Беловежский» увеличил и валовой надой на 6% - до 22,5 тыс. т, и удой от коровы - на 3% - до 7 263 кг, 84% сданного на переработку молока соответствовало классу экстра, 9% - высшему сорту. В основе завидного результата все та же системная работа с кормами и в целом высокая технологичность сельхозпроизводства.
Достигнув таких показателей, можно с оптимизмом смотреть в будущее.

ОАО «Беловежский»
225078, Брестская обл., Каменецкий р-н, п. Беловежский
Тел.: +375 1631 37774
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.belmoris.by

{jcomments on} 

Марина НОСОВА

Приход сморгонского ООО «ПрактикСервис» в весьма специфическую нишу - производство специальных бронированных автомобилей - оказался успешным коммерческим проектом. За несколько лет предприятие стало одним из ведущих поставщиков данной продукции на внутренний рынок, потеснив иностранных конкурентов.

По мнению директора ООО «ПрактикСервис» Павла ШИРКОВЦА, тому способствовали удачная коммерческая идея, первоначальный капитал и коллектив, который смог воплотить эту идею в жизнь.

Начав работу в 2005 г., предприятие представляло интересы российской компании «Практик» - поставляло специальные бронированные автомобили для инкассации денежной выручки и перевозки ценных грузов на базе «Газелей», «Соболей» и «УАЗов». Клиентами «ПрактикСервиса» в то время стали Беларусбанк, БПС-Сбербанк, Белинвестбанк, Белгазпромбанк.

С 2008 г. предприятие начало выпускать собственные бронеавтомобили. Российские партнеры дали первоначальный капитал, технологию, помогли приобрести площади для производства. В течение 2009-2011 г.г. был освоен выпуск специальных автомобилей на базе «Фольксвагена» и «Пежо». Одновременно к прежним заказчикам присоединились Белагропромбанк, Минский транзитный банк, Белпочта, Государственная фельдъегерская служба и др. Всего бронировано и продано 285 автомобилей.

Емкость рынка таких спецмашин в Беларуси - 300 единиц в год. В 2013 г. белорусские банки закупили 130 спецавтомобилей, из них 87 произвел и продал «ПрактикСервис». Как отметил директор, прошлый год был одним из самых успешных в истории предприятия. Ранее компания продавала в среднем 32 машины в год.

Нарастить объемы помогла модернизация, благодаря которой почти в два раза увеличились производственные площади. Компания смогла собирать до 10 автомобилей одновременно (ранее - только 4), что позволило ей участвовать в крупных конкурсных закупках. В 2012 г. на модернизацию направлено 1,5 млрд. руб., в 2013-м - 2,8 млрд., так что основной этап расширения производства уже завершен.

Повысились качество и технологичность производственных процессов: «ПрактикСервис» закупил новое оборудование - две установки плазменной резки, одна из которых с программным управлением, и покрасочную камеру. Производство также оснастили токарным, фрезерным, сварочным оборудованием. Удалось добиться полного замкнутого цикла производства бронированных автомобилей, за исключением изготовления пулестойкого стекла. Последнее в силу относительно небольших объемов целесообразней закупать, чем производить самим.

До модернизации комплекты для бронирования поставлял российский партнер. Сегодня предприятие закупает только листовое железо, а все комплектующие делает на месте. ООО «ПрактикСервис» использует высокопрочные сплавы металлов, которые обеспечивают защиту специальных автомобилей от пуль стрелкового оружия даже при круговом обстреле.

Есть место на узком рынке
Несмотря на специфичность ниши, конкуренция в ней достаточно жесткая. Помимо ООО «ПрактикСервис» производить бронированные машины в Беларуси пробуют еще несколько фирм. При этом основные конкуренты находятся за рубежом. Среди них - крупная московская компания, плотно работающая на белорусском рынке. Но 2013 г. для нее выдался не совсем успешным, она продала в Беларусь всего 7 автомобилей.

Раньше все бронеавтомобили в страну ввозились из-за рубежа. Таким образом, создание собственного производства в Сморгони можно считать успешным импортозамещающим проектом. Благо еще не было нареканий со стороны клиентов на качество машин. Да и по соотношению цена/качество компания конкурентоспособна. Благодаря этому, она успешно выигрывает конкурсы на поставку (это основная форма реализации данной категории товаров на белорусском рынке). Как правило, «ПрактикСервис» указывает в конкурсных заявках самые низкие цены при высоком качестве и уровне обслуживания, подразумевающем наличие сервисных центров на территории страны.

Вот и сейчас предприятие готовится принять участие в большом конкурсе, который должен объявить ОАО «АСБ Беларусбанк» на закупку 63 автомобилей. П.Ширковец надеется, что по крайней мере часть этого заказа достанется его компании. Ведь обновленные мощности позволяют производить 130-150 единиц в год, а доброе имя предприятие уже заработало.

Сейчас на предприятии трудятся 47 человек. У специалистов ООО «ПрактикСервис» высокая квалификация: слесаря-сборщики имеют 4-5 разряды, в штате опытные инженеры-конструкторы, инженеры по электрооборудованию бронеавтомобилей, технологи.

Номенклатура освоенной продукции включает:
4-е модификации «Практик-PR1910» на базе VW Transporter Т5;
2-е модификации «Практик-19277» на базе VW Caddy;
3-и модификации «Практик-PR1920» на базе VW Crafter;
3-и модификации «Практик-PR1620» на базе Peugeot Boxer;
3-и модификации «Практик- PR1610» на базе Peugeot Expert;
1-а модификация «Практик-PR1710» на базе Ford Connect;
2-е модификации «Практик-PR1720» на базе Ford Transit Van;
2-е модификации «Практик-PR1730» на базе Ford Transit Custon.

Тем самым, ООО «ПрактикСервис» охватывает практически весь модельный ряд автомобилей ведущих мировых фирм, пригодных для переоборудования под инкассацию.

Несмотря на то что все заказчики находятся в столице, размещение производственных мощностей ООО «ПрактикСервис» в Сморгони оказалось эффективным. Примечательно, что предприятие даже отказалось от некоторых налоговых льгот для тех, кто ведет бизнес в регионах.

- Я не хочу льгот. Лучше буду платить государству все налоги в полной мере, по принципу «заплати и спи спокойно», - поясняет руководитель.
Кстати, «ПрактикСервис» - один из крупнейших налогоплательщиков в Сморгони.

Видеть перспективу
В планах - расширение сервисного обслуживания. Есть договоренность с дилерами «Фольксвагена» и «Форда» о создании фирменной станции. Уже получен сертификат на станцию кузовного ремонта. Ранее, если бронированный автомобиль попадал в аварию, его приходилось ремонтировать на двух станциях : кузов восстанавливать на одной, бронезащиту - на другой. Теперь есть возможность весь ремонт делать на базе «ПрактикСервиса». Еще один сертификат позволяет осуществлять замену стекол, в том числе пулестойких.

В этом году предприятие планирует освоить производство бронеавтомобилей для инкассации по 3-му классу и в перспективе вести работы по созданию машин модульного типа. Есть желание организовать непрофильное производство специальных ударостойких стеклянных сейфов для ювелирных магазинов и банков.
В компании задумались также о выходе на экспортные рынки, правда, пока в отдаленной перспективе. Для этого надо создавать свою товаропроводящую сеть, что потребует немалых инвестиций. В России, да и в других странах в данном виде услуг существует жесткая конкуренция. Например, в РФ крупные фирмы делают по 80-100 бронеавтомобилей в месяц.

В любом случае П. Ширковец намерен продолжить совершенствование бизнес-процессов в компании, руководствуясь принципом «потребитель всегда прав». Именно такой подход делает предприятие лидером в своем сегменте рынка.
- Нашей фирме в следующем году - 10 лет. И все это время мы не стояли на месте, двигались вперед. Вначале было тяжело, но сегодня нас знают, поддерживают, в том числе местные власти, - подводит итоги директор.

ООО «ПрактикСервис»
231000, г. Сморгонь, ул. Железнодорожная, д.36, к.1
Тел./факс: (801592) 2-10-72
е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


{jcomments on}