№1 (175) - Январь

 

Тема номера: ПИЩЕВАЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 
  • Колонка главного редактора: что ждать от экономики-2014?
  • Продаем деньги. Дорого: кто виноват в дороговизне кредитования?
  • Удобрение дружбы и раздора: почему "Беларуськалию" грозят убытки?
  • Дорога к сладкой жизни:  второе дыхание "Спартака".
  • Бизнес с кислинкой: стагнирующий спрос - не приговор.
  • Закон сохранения: дайте компенсацию перевозчику.
  • По цепочке стоимости: что выгодней производить - сырье или переработанный продукт?
  • Хлеб насущный: ученые готовы поддержать пищевиков, но кто поддержит науку?

Наталья КОРЖ

Конкурентоспособность пищевой перерабатывающей промышленности во многом будет определяться качеством научного сопровождения проектов по внедрению в производство новых видов продукции, совершенствованию рецептур и повышению качества продовольственных товаров. Вместе с тем наметившиеся проблемы с кадровым потенциалом отечественной науки посылают тревожные сигналы: сможем ли мы обеспечить отраслевую конкурентоспособность в долгосрочном периоде?

Сразу после развала СССР на постсоветском пространстве сложилась непростая ситуация в отношениях между наукой и белорусскими предприятиями пищевой перерабатывающей промышленности. Более 20 научно-исследовательских институтов остались на территории Украины, России и других стран, тогда как в Беларуси сохранился только филиал Московского молочного института. Со временем он был преобразован в Научно-исследовательский институт молочной и мясной промышленности. Но не только «молочка» требовала научного сопровождения,  общее развитие пищевой промышленности требовало разработок технических условий, технологических инструкций, рецептур, стандартов, и т.д. Поэтому постановлением Совмина от 14.02.2001 г. №141 был создан Белорусский научно-исследовательский институт пищевых продуктов, который собрал отдельные лаборатории, институт «Технопрод» и проектный институт, лучших на тот момент ученых республики, а еще через несколько лет на его базе согласно Указа Президента от 18.04.2006 № 242 создан Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию.

С тех пор по проектам центра созданы Барановичский комбинат пищевых продуктов, крахмальные заводы ОАО «Отечество», ОАО «Новая Друть», проведены реконструкция консервного комбината в Быхов, техническое перевооружение всех спиртовых заводов. Одно из серьезных достижений - решение проблемы детского питания. Получены сухие смеси, максимально приближенные по составу к материнскому молоку, появились смеси, обогащенные микроэлементами, добавками для формирования нервной системы ребенка, ряд молочных и консервированных продуктов для детей. При содействии белорусской науки созданы производства детских соков и пюре на

ОАО «Малоритский консервно-овощесушильный комбинат», ОАО «Гамма вкуса» и ОАО «Витебский плодоовощной комбинат». Разработаны технологии производства овощных, рыбно-овощных пюре. В итоге это позволило отечественным производителям завоевать примерно 80% внутреннего рынка детского питания и одновременно существенно нарастить экспорт.
Но за внешним благополучием и результатами все отчетливей просматривается проблема финансирования научных разработок, которая в свою очередь порождает еще одну - кадровую. По словам генерального директора НПЦ НАН Беларуси по продовольствию Зенона Ловкиса, пришлось столкнуться, в частности, с дефицитом финансирования фундаментальных исследований.

- К сожалению, сегодня на это выделяется недостаточно средств. Должны быть созданы условия, целая система, при которых исследователя не надо будет нагружать производственными проблемами. Он должен работать в лаборатории над созданием нового продукта. Мы своими силами, находя средства, пытаемся продвигать эти вопросы. Нащупываем фундаментальные идеи, первично обрабатываем их, проводим опыты, предлагаем свои проекты. Но в связи с ограниченностью финансирования идет отсев некоторых идей, и не все они находят свое воплощение. Хотелось бы, чтобы финансирование фундаментальной науки у нас было хотя бы на таком уровне, как в России.

Работа с предприятиями пищевой промышленности по созданию новой продукции требует высококвалифицированных научных кадров. Однако существует проблема с их оттоком. У нас в стране это вопрос номер один. При центре есть аспирантура, мы готовим кандидатов наук, исследователей. Но их часто переманивают коммерческие структуры. Чтобы бороться с этим, стараемся обеспечивать им заработную плату не ниже 1000 долл. в месяц, предоставляем жилье. Но сами в полной мере решить проблему не можем. Ее, наверное, надо решать на уровне Президента. Полагаю, начать следует со школы. Необходимо повышать квалификацию педагогов и престижность этой профессии. Считаю, нам надо вернуть советскую систему образования, когда учитель, доцент, профессор, были большим авторитетом.

- Зенон Валентинович, наверняка не только от научного обеспечения зависит конкурентоспособность нашего продовольствия. Какие еще резервы вы видите?

- Основной резерв - работа над повышением качества и безопасности продукции. Если она производится по жестким стандартам, если выдерживается технология, без подделок и фальсификаций - это обеспечит спрос и на внутреннем, и на внешнем рынках. По моему мнению, наша продукция конкурентоспособна из-за отсутствия либо незначительного количества в ней химических добавок. Думаю, нам не стоит ими увлекаться. Как не стоит разрешать производство мясных продуктов по чрезмерно либеральным техническим условиям. Мы должны сохранить нашу базу, чтобы белорусская натуральная продукция не только пользовалась популярностью в России, но и нашла потребителя в Европе и других регионах мира.

Серьезный потенциал имеет органическое сельскохозяйственное производство (его активно развивает Украина). Мы также можем занять эту нишу, тем более что в ней продукция с высокой добавленной стоимостью.
Общеизвестно, что на 60% здоровье человека зависит от пищи. Шесть лет назад начата совместная с российскими коллегами разработка программы Союзного государства по оздоровительному и функциональному питанию. Мы до сих пор над ней трудимся. К сожалению, медленно проходит согласование проектов на уровне министерств и ведомств. Год назад завершены согласования в Беларуси, продолжается эта работа в России. Мы обосновали необходимость реализации этой программы. Считаем, поправить ситуацию со здоровьем нации можно за счет питания. Для этого не нужны большие вложения, необходим тщательный подбор качественных продуктов, сбалансированных по составу, с полезными ингредиентами. Например, в мире разработана продукция, обладающая профилактическим действием к онкологическим, сердечно-сосудистым и другим заболеваниям. Я думаю, мы пробьемся через бюрократические барьеры и реализуем этот проект.

- Как поставить заслон перед недобросовестными производителями продуктов питания, дискредитирующими страну и несущими угрозу здоровью потребителей?

- К сожалению, некоторые производители в погоне за прибылью нарушают технологии, техрегламенты, не выдерживают заявленный состав, а порой и вовсе выпускают фальсифицированный товар. При центре создан Республиканский контрольно-испытательный комплекс по качеству и безопасности продуктов питания, так что мы можем компетентно оценить любой продукт. Например, случалось, производитель заявляет об отсутствии в детском питании крахмала, а исследования показывает, что он есть. Пресекать деятельность недобросовестных предприятий следует двумя путями: путем улучшения системы контроля за присутствующей на рынок продукцией и посредством совершенствования стандартов для ее производства. Так, работа центра по регламентированию технологий, созданию СТБ для соков привела к тому, что с белорусского рынка практически полностью исчезли фальсифицированные продукты этой группы. Для ограничения поступления некачественного винодельческого коньячного сырья были созданы новые стандарты и разработаны методики определения показателей. Теперь качество белорусских коньячных напитков не уступает лучшим зарубежным образцам.

В целом за последние 10 лет нами разработано 107 новых стандартов. Все они гармонизированы с европейскими. Мы это делаем с прицелом вывести белорусскую продукцию на рынок ЕС. Да и после присоединения России к ВТО они должны помочь сохранить нам конкурентоспособность в ЕЭП.
В центре работает орган по сертификации, организован контроль на предприятиях по соблюдению ими международных систем ISO и НАССР. Создана сеть дегустационных комиссий (ЦДК). Все это также способствует поддержанию конкурентоспособности нашей пищевой промышленности.
{jcomments on}

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Высокая стоимость рублевых заемных ресурсов продолжает оказывать давление на белорусскую экономику. Не менее пагубно и вложение средств в неэффективные проекты. По совокупности этих двух факторов реальный сектор в последние годы работает в большей степени на возврат банковских процентов, чем на формирование добавленной стоимости и получение прибыли.

Статистика и Священное Писание
И в прежние годы экономисты обращали внимание на опережающий темп кредитования экономики по сравнению с ее ростом. На одной из конференций в начале 2012 г. доктор экономических наук Александр Лученок, невзирая на упреки в методологической неточности, обратил внимание на корреляцию прироста ВВП с приростом задолженности перед банками (рис. 1) и то, что второй показатель явно обгонял первый. Уже тогда это заставляло задуматься об эффективности вложений.

По итогам 10 месяцев 2013 г. на фоне 25,1% прироста требований банков к экономике, ВВП по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. прирос лишь на 1,1%, а валовая добавленная стоимость - и вовсе на 0,2%. Даже если учесть, что в зависимости от сферы применения и задействованных технологий капитал в реальном секторе сказывается на  увеличении добавленной стоимости в среднем через 2-4 года, в 2013 г. мы почему-то не увидели адекватной отдачи от значительного ускорения кредитования экономики в 2009-2011 гг.

Рис. 1. Динамика ВВП и задолженности банкам, трлн. руб.

Образно говоря, мы изо всех сил надавили педаль газа, но наш крайне громоздкий, материало- и энергоемкий автомобиль практически не набирает скорости. Еще одна причина пробуксовки - стоимость денег в экономике. Можно понять иронию директоров, по словам которых, кредиты под 50-60% годовых спокойно берут только те, кто не собирается их возвращать. С учетом средней по экономике оборачиваемости средств (около 120 дней), чтобы «отбить» рублевые кредиты, инвестпроекты без учета расходов на обслуживание кредитов и лизинга должны работать с рентабельностью не ниже 20%, а чтобы одновременно компенсировать инфляционные потери - не менее 25%.

В том числе из-за возросших расходов на обслуживание долгов в прошлом году мы видели ухудшение финансовых результатов экономики. Сегодня редкий директор не возмущается процентными ставками по кредитам, многие открыто обвиняют банки в алчности и непонимании потребностей реального сектора экономики. Словесные перепалки между руководителями компаний и представителями бизнес-союзов, с одной стороны, и банкирами, с другой - давно уже стали привычными на разного рода круглых столах. На одной из таких встреч, организованных минувшей осенью Советом по развитию предпринимательства при Президенте, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов даже узрел в банковском бизнесе библейский грех, а свой тезис подкрепил набором цитат:

«Если даешь взаймы деньги своему брату, бедняку, никогда не поступай с ним, как ростовщик. Тебе не позволено облагать его процентами» (Книга Моисея).
«…И взаймы давайте, не ожидая ничего» (Евангелие от Луки).

«Кто берет проценты, должен быть отлучен от церкви и принимается обратно после строжайшего покаяния и с величайшей осторожностью. Взимателей процентов, не вставших перед смертью на Путь истины, нельзя хоронить по христианскому обычаю» (из постановления Второго Латеранского собора 1139 г.). Математика процентов
Впрочем, взывая к морали и Библии, многие промышленники почему-то забывают, что банки - такие же субъекты хозяйствования, нацеленные на извлечение прибыли, как и предприятия реального сектора экономики. Иначе, если развить рассуждения В.Маргелова, продажу любых товаров и услуг по ценам выше себестоимости тоже следовало бы причислить к числу смертных грехов.

Забывают некоторые директора и о том, что доход банков формирует не столько процент по кредитам, сколько процентная разница между ставками по кредитам и депозитам, а она измеряется достаточно скромными процентными пунктами. Да, наращивая активы (кредиты) без соразмерного увеличения пассивов (депозитов), банки в текущих условиях могут сформировать внушительную маржу. Но такой подход сопряжен с повышенными рисками. В свое время Белорусский банк малого бизнеса увлекся выдачей рублевых кредитов. Поначалу бизнес шел успешно, но после девальвации 2011 г. ранее прибыльные рублевые активы принесли банку значительные убытки. С тех пор финансовые учреждения страны стараются выдерживать баланс между кредитами и депозитами, довольствуясь процентной разницей по ним.

Дороговизна рублевых ресурсов также вызвала закономерное перераспределение кредитных портфелей банков и организаций в пользу иностранных валют. Если в целом по экономике задолженность по кредитам и иным активным операциям в белорусских рублях за 10 месяцев 2013 г. возросла на 16,8%, то в иностранной валюте - на 34,3%. Казалось бы, найдено логичное решение: не устраивают рублевые кредиты - берем валютные. Но такой тренд как минимум сопряжен с ростом кредитных рисков и для банков, и для предприятий. К тому же обслуживание долгов в иностранной валюте стимулирует спрос нее. И без того в последние месяцы чистый спрос на иностранную валюту на всех сегментах рынка стал причиной ползущей девальвации белорусского рубля. Девальвационно-инфляционная спираль начала свою раскрутку, грозя повторить сценарий 2011 г. Понимая опасность подобной перспективы, регулятор в лице Нацбанка минувшей осенью ужесточил кредитно-денежную политику, в частности, для валютных кредитов - банки неожиданно для предприятий вдруг ограничили их выдачу, в т.ч. для платежеспособных заемщиков.

Так, может, регулятор в лице Нацбанка не понимает сложностей белорусских предприятий и, соответственно, не спешит снизить ставку рефинансирования (СР), которая во многом определяет стоимость денег в экономике? Ведь она у нас зашкаливает не только в сравнении с наиболее развитыми странами и регионами, но и с ближайшими соседями (табл. 1). Если же учесть, что в Беларуси СР перестала быть мерилом стоимости денег (в большинстве стран ставки по банковским кредитам превышают ее на 2-3 процентных пункта, у нас - в несколько раз) - самое время бить в набат. Ведь в таких условиях не может быть и речь ни о какой конкурентоспособности национальной экономики в части доступа к денежным ресурсам.

 Таблица 1. Сопоставление ставки рефинансирования в различных странах по состоянию на 03.01.2014 г.
 Страна Ставка рефинансирования, %
 Беларусь  23,5
 Россия  8,25
 Украина  7
 Австралия  2,5
 Канада   1
 Великобритания  0,5
 ЕС  0,25
 Швейцария  <0,25
 США  <0,25
 Япония  <0,1

Уверены, в Нацбанке прекрасно понимают всю тяжесть ситуации для белорусских предприятий, но одновременно регулятору необходимо как-то воздействовать на инфляцию (обеспечение ценовой стабильности является основной задачей любого центробанка планеты, тогда как изменение ставки рефинансирования - проверенный способ подстегнуть или подавить цены). К тому же в нашем случае важно сохранить привлекательность рубля как инструмента сбережения, для чего СР и привязанные к ней процентные ставки по депозитам должны значительно превышать уровень инфляции и девальвации. В противном случае население и предприятия быстро переведут свои рублевые депозиты в иностранную валюту, а ползущая девальвация на фоне возросшего спроса на доллары и евро перерастет в галопирующую как в 2011 г. с ее шоковыми последствиями.

На нефтяной игле сидели

В высокой стоимости рублевых заемных ресурсов виноваты не алчные банкиры и не забывший о реальном секторе Нацбанк. Да и корни проблемы уходят не в 2011 г., а намного глубже - в благополучные 2000-е. Виной всему - серьезные макроэкономические просчеты, допущенные в последние полтора десятка лет. Прежняя экспансионистская кредитно-денежная политика, при которой стоимость денег в процентном выражении зачастую была ниже инфляции, а растущие запросы в финансировании удовлетворялись за счет печатного станка, вкупе с ручным управлением курсами валют привели к укреплению реального обменного курса белорусского рубля. Это сформировало эффект отложенной девальвации.

Конечно, сама по себе переоцененность национальной валюты еще не означает автоматического ее ослабления в будущем, равно как и не обязательно становится фактором торможения экономики. Например, швейцарский франк как мировая валюта-убежище пользуется повышенным спросом на финансовых рынках, что годами поддерживает его обменный курс на высоком уровне. Тем не менее предприятия Швейцарии, в т.ч. экспортеры, смогли приспособиться устойчиво работать в условиях крепкой национальной валюты. Но если там дисбалансы валютного рынка компенсировались эффективностью ведения бизнеса, то у нас… преимущественно доходами от продажи нефти и нефтепродуктов. Длительное время Беларусь, покупая нефть по ценам, близким к внутрироссийским, продавала произведенные из нее нефтепродукты - по мировым.

Вырученная двумя нефтеперерабатывающими заводами валюта продавалась на внутреннем рынке, покрывая растущий спрос во всех его сегментах и позволяя какое-то время не замечать нарастающих проблем с внешней торговлей и платежным балансом.
Но нефтяная игла в конечном итоге больно уколола белорусскую экономику. Стоило России повысить цену отгрузки нам нефти и добиться перечисления экспортных пошлин с белорусских нефтепродуктов в свой бюджет - как прежняя модель стабильности дала сбой. А временное блокирование поставок нам нефти в начале 2011 г. и вовсе породило панику на внутреннем валютном рынке, что стало катализитором серьезной девальвации рубля. В результате сразу же после подписания в конце 2010 г. документов по ЕЭП страна взамен обещанных экономических выгод получила предельно жесткий финансово-экономический кризис, последствия которого мы продолжаем ощущать по сей день.

Текущие процентные ставки по кредитам сродни высокой температуре тела у больного. Белорусскую экономику основательно лихорадит. Тогда как стоимость рублевого финансирования стала специфической устойчивой реакцией на дисбалансы нашей модели.
Стоит признать, проблема вышла из разряда сугубо экономических, став экономико-психологической. Мы столкнулись с кризисом доверия к национальной валюте, который приходится оплачивать высокими процентными ставками. Фаст-фуд не пройдет!
Увы, нет простого и быстрого пути преодоления сложившейся ситуации. Ставка рефинансирования по итогам 2013 г. и близко не подошла к прогнозному рубежу в 13-15%. Основные направления кредитно-денежной политики на 2014 г., утв. Указом от 31.12.2013 г. № 586, предполагают снижение среднегодового значения СР до 14-16% при инфляции 11%. На наш взгляд, очень оптимистичные ориентиры.

Даже если в 2014 г. Беларусь получит от России обещанные 2 млрд. долл. очередного стабкредита и максимально возможные 23,5 млн. т нефти для переработки, поступление на внутренний рынок дополнительной валютной выручки поможет успокоить девальвационные настроения, но не обуздать инфляцию. Заметим, второе условие - обязательное для смягчения денежно-кредитной политики. Во-первых, заметное ослабление белорусского рубля и удорожание топлива во II половине 2013 г. уже создали задел для роста цен в 2014 г. (работает принцип инфляционно-девальвационной спирали). Во-вторых, в авангарде стоимостной гонки вновь могут оказаться товары и услуги, цены на которые регулирует государство (например, процент реального возмещения населением расходов ЖКХ все еще предельно низкий ). Но даже если целевые рубежи денежно-кредитной политики будут достигнуты, запланированный уровень процентных ставок означает, что нас ожидает очередной год дорогих денег.

Похоже, что в нашей ситуации справиться с инфляцией и, соответственно, создать предпосылки для значительного удешевления рублевого финансирования в краткосрочной перспективе можно только через подавление внутреннего спроса в стране, т.е. через ограничение роста реальных доходов населения и расходов предприятий. Подобное развитие событий может быть достаточно болезненным и вызвать падение уровня жизни и стагнацию в секторах экономики, зависящих от господдержки. С другой стороны, в условиях свободного курсообразования ограничение внутреннего потребления в Беларуси будет происходить автоматически через механизм девальвации. Вопрос лишь в том, продолжим ли мы движение по спирали круг за кругом, или иными путями ограничим рост внутреннего потребления, чтобы начать-таки структурные реформы, которые позволят нам стабилизировать модель в долгосрочной перспективе.

А начать «лечебное голодание» можно было бы с некоторых госпрограмм. Ведь именно их старательное финансирование вызвало непропорциональный экономическому развитию рост кредиторской задолженности перед банками, подогнало инфляцию и начало давить на рубль в 2013 г. Тем более, что по признанию начальника главного управления монетарной политики и анализа Нацбанка Дмитрия Калечица, выступившего на упомянутом круглом столе, директивное кредитование в рамках госпрограмм приводит к приоритетному финансированию недостаточно эффективных проектов. Это снижает производительность накапливаемого капитала и мешает добиться устойчивого экономического роста.

Пока же активное льготное кредитованные избранных предприятий в рамках госпрограмм продолжается, несколько изменились лишь каналы финансирования. Так, в последнее время основным агентом правительства в этом деле стал Банк развития, кредитные активы которого по состоянию на 1.07.2013 г. превысили 14 трлн. руб.

Заметим, из-под пера руководителей отраслевых министерств и ведомств не перестают вылетать все новые программные документы. Отраслевое лобби не стесняется выдвинуть амбициозные финансовые требования даже по тем направлениям хозяйствования, где в прежние годы аналогичные программы не принесли должного экономического эффекта. Например, после реализации комплекса мер по развитию льняной отрасли в 2006-2010 гг., на что были потрачены немалые бюджетные ресурсы, авторы нового Комплексного отраслевого бизнес-плана на 2013-2015 гг., утв. постановлением Совмина от 20.03.2013 № 201, вновь говорят о технической и технологической отсталости льносеющих организаций, льнозаводов и переработчиков сырья. Низкое качество льна приводит к тому, что страна вынуждена продавать его на экспорт по ценам, примерно в три раза ниже мировых! Где уж тут говорить о формировании высокой добавленной стоимости продукта. Но чиновники не отчаиваются и в этот раз просят еще примерно 0,5 млрд. долл. финансирования. Правда, одновременно быстрой отдачи от вложений они не обещают - расчетный срок окупаемости бизнес-плана составляет 16 лет. Даже в советской экономике такой проект был бы признан неэффективным. Нормативным был срок окупаемости в 6,7 года.

Не будем брать на себя смелость определять приоритетные отраслевые направления для оказания господдержки - на это есть правительство. Обратим лишь внимание на то, что имеющиеся в стране ресурсы почему-то перераспределяются преимущественно в пользу государственных предприятий, тогда как частный малый и средний бизнес, ставший основой устойчивого развития всего западного мира, у нас довольствуется остаточным принципом. В 2012 г. в рамках программ по поддержке малого и среднего предпринимательства субъекты хозяйствования из разных источников смогли получить относительно дешевое финансирование лишь на сумму 74,27 млрд. руб. Для сравнения: это 0,4% плановых расходов республиканского бюджета по статье «Национальная экономика» в 2012 г. Не лучшим образом обстояли дела с финансированием и в 2013 г. В целом, как свидетельствуют данные Минэкономики, из-за сложности и забюрократизированности процедур даже те скромные средства, запланированные в областных и республиканском бюджетах на поддержку частного бизнеса, систематически не осваиваются в полном объеме (рис. 2). Рис. 2. Освоение денежных средств в рамках программ государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, % Щедрость льготного финансирования в рамках госпрограмм для одних (априори неэффективных) - оплачивается заоблачными процентными ставками для других (неспособных стать эффективными в силу дороговизны ресурсов). Разрушить эту порочную формулу могут лишь решительные реформы и отказ от прежних подходов в хозяйствовании. Как бы ни был силен страх перемен - стране придется начать движение в данном направлении. Это лишь вопрос времени, которое, в нашем случае - не просто деньги, а очень дорогие деньги.
{jcomments on}

читайте статью в печатной версии журнала
читайте статью в печатной версии журнала
читайте статью в печатной версии журнала

Марина НОСОВА

Социальное белорусское государство осознанно удерживает тарифы на городские перевозки пассажиров ниже себестоимости. И, наверное, это правильно. Доступность общественного транспорта во многом определяет качество жизни людей, влияет на работу промышленных и других организаций. Вместе с тем, если страна заинтересована в устойчивой работе коммунальных транспортных предприятий, необходимо создать для них прозрачный и надежный механизм компенсации убытков. Пришло время разработать и принять закон «О городском пассажирском транспорте». Такое мнение в беседе с корреспондентом журнала высказал директор Могилевского городского коммунального унитарного предприятия «Горэлектротранспорт» Сергей МОНАСТЫРЕНКО.

«Договорная» рентабельность
Основная сложность для дотационных предприятий городского пассажирского транспорта - взаимодействие с местными властями, которые принимают решения о бюджетном финансировании. Закон «О городском пассажирском транспорте» станет первым шагом в упорядочении этих отношений, считает С.Монастыренко.

Пока же многое зависит от умения договариваться, хотя при любом раскладе переговоров средств на городской транспорт, как правило, выделяется недостаточно, а суммы бюджетных отчислений не зависят от реальной экономики предприятий. По итогам 3 кварталов 2013 г. выручка предприятий городского  электротранспорта  в целом по республике колебалась в пределах 5500 - 10770 руб./км при расходах 11700 - 18080 руб./км и покрытии затрат бюджетными субсидиями на уровне 32,7 - 46,4%. На таком фоне убытки составили от 4700 до 7950 руб./км. Многие видят выход в повышении тарифов на перевозки. Но исправление ситуации лишь за счет удорожания проезда, во-первых, может нарушить социальный принцип, во-вторых, будет содействовать раскрутке инфляции.

По мнению С.Монастыренко, одними из первых в законе следует прописать механизмы компенсации затрат на перевозку льготной категории граждан. В Могилеве, например, бесплатно могут ездить около 66, 4 тыс. человек, из которых 33,2 тыс. - учащиеся, при этом именно льготная категория пассажиров преобладает в общем объеме перевозок. Закон должен определить, что именно компенсировать из бюджета: выпадающие доходы или просто убытки от пассажирских перевозок.

Пока при существующей системе предприятию «Горэлектротранспорт» хватает бюджетных субсидий на работу в течение полугода. Потом приходится доказывать необходимость выделения дополнительных средств. Причина - не низкая эффективность или качество работы, а несовершенная система взаимоотношений с теми, кто отвечает за бюджетное финансирование, повторяет С. Монастыренко. Поэтому и нужны реформа управления городским пассажирским транспортом, в т.ч. выстраивания и выполнения договорных  (контрактных) отношений, создание единого оператора по городским пассажирским перевозкам

Переменные успеха

Кроме этого, необходимо разработать новую обоснованную формулу для подсчета стоимости проездных билетов. Действующая в отношении декадных и месячных проездных содержит определенную льготу для потребителей транспортных услуг, т.к. не учитывает реальное количество поездок. В итоге, несмотря на полученную предоплату от продажи проездных, предприятия несут дополнительные убытки.

Также необходимо разработать механизм разделения выручки от продажи проездных на несколько видов транспорта. Пока не внедрена единая система оплаты проезда, электронные билеты, карты оплаты, сложно подсчитать, какой вид транспорта сколько перевез пассажиров. В Минске уже начали устанавливать электронные компостеры и валидаторы, в этом году планируется внедрить электронные билеты.  С.Монастыренко надеется, что такая система вскоре начнет работать и в областных центрах. Это позволит точно определять пассажиропоток и в зависимости от этого считать экономику перевозок.

Руководитель могилевского предприятия не против здоровой конкуренции между различными видами транспорта, когда власти проводят конкурсы на обслуживание того или иного маршрута. Но следует учитывать особенности электротранспорта: троллейбусная сеть в городе уже создана, а строительство новых контактных сетей запланировано лишь на отдаленную перспективу, что несколько ограничивает конкурентоспособность.
«Горэлектротранспорт» проводит обновление подвижного состава, но при стоимости одного троллейбуса 2,5 млрд. руб. делать это за счет средств предприятия не получается. В свое время была принята госпрограмма обеспечения республики наземным городским электрическим транспортом на 2009-2013 гг.. При плане 112 троллейбусов для Могилева приобретено 72. Причина - нехватка средств в бюджете. Тем не менее удалось снизить износ подвижного состава с 80 до 40%.

Госпрограммой предусматривалось строительство новых линий. Разработана проектная документация, но на реализацию проекта пока также не найдено средств. Давно не модернизировались тяговые подстанции, хотя современные модели - значительно более энергоэффективные. Экономить энергоресурсы удается за счет эксплуатации современных троллейбусов. Но, к сожалению, практически всю эту экономию «съедает» рост тарифов на электроэнергию. За 11 месяцев прошлого года на оплату электроэнергии предприятие потратило свыше 13 млрд. руб., что составило более 20% удельного веса в расходах. Так что если есть необходимость повышать тарифы, то, как считает С.Монастыренко, желательно делать это плавно, ежемесячно и не более чем на уровень инфляции.

По мнению директора, в законе также стоит учесть опыт европейских стран, где для общественного транспорта выделена отдельная полоса движения. Это вкупе с модернизацией контактной сети позволит увеличить эксплуатационную скорость до 40 км/ч - тогда можно будет конкурировать даже с маршрутными такси. Сегодня же средняя скорость троллейбуса - 18 км/ч.
Со своей стороны транспортникам надо стремиться к улучшению качества предоставления услуг за счет внедрения автоинформаторов, электронных табло на остановках, считает директор могилевского предприятия. Кадры там, где деньги
По словам С.Монастыренко, есть сложности и с оттоком кадров. Профессия водителя троллейбуса теряет свой престиж, в том числе в связи с небольшим уровнем заработной платы. В среднем по предприятию она составляет около 5,5 млн. руб. Увольняются кондукторы и  контролеры, что усложняет решение проблемы неоплаченных проездов. Кондукторы, кстати, окупают свою заработную плату и затраты на содержание, увеличивая выручку предприятия. Но их работа все равно не может перекрыть убытки от реализации билетной продукции: за 11 месяцев 2013 г. у «Горэлектротранспорта» они увеличились на 35%, превысив 30 млрд. руб.

Недостаточность оборотных и дотационных средств заставляет предприятие брать дорогие кредиты на выплату заработной платы, закупку запчастей и оборудования. Значительные расходы (около 3 тыс. евро в месяц) сопряжены с обязательным страхованием ответственности перевозчика перед пассажирами. Причем размер страховых премий не зависит от выплат по страховым случаям.
В таких условиях могилевское предприятие ищет любые возможности дополнительно заработать: размещает рекламу, предлагает платную автостоянку, предоставляет другие услуги. Но без дотаций транспортникам все равно не обойтись. Без них сложно выполнить основную задачу - обеспечить качественные пассажирские перевозки.

Справка «Директора»

Могилевское ГКУП «Горэлектротранспорт» работает с 1970 г. В настоящий момент в его подвижном составе - 138 троллейбусов, в штате - 800 человек. За 11 месяцев 2013 г. перевезено 50972 тыс. пассажиров (на 6,5% меньше, чем за аналогичный период 2012 г.), выручка от реализации билетной продукции составила 44,38 млрд. руб. (на 27,7% больше). Расходы выросли на 30,7% - до 74,49 млрд. руб. Убытки с учетом субсидий достигли 7,1 млрд. (+60%), себестоимость перевозок одного пассажира - 1461,4 руб. (+40,3%).

МГКУП «Горэлектротранспорт»
212012, г. Могилев, ул.Челюскинцев, 139
Тел.: (8 0222) 25-50-07
Диспетчерская: (8 0222) 31-08-56
Факс: (8 0222) 25-50-00
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.mogtrollbus.by
{jcomments on}

Евгений КОРШУН

Обвал рынка калия, спровоцированный решением «Уралкалия» разорвать партнерские отношения с «Беларуськалием», приблизил отпускные цены к точке убыточности для большинства глобальных производителей калийных удобрений. И пока неясно: достиг рынок дна или ралли на снижение продолжится.

С июля 2013 г. мировые цены на калийные удобрения потеряли более 15%. В декабре на бирже Ванкувера (Канада) тонну хлористого калия стандартного качества можно было купить за 332 долл. против 392,5 долл./т в июле. Стоимость двусторонних контрактов между производителями и покупателями удобрения во многих случаях опустилась еще ниже. По данным российских «Ведомостей», в июле-сентябре «Уралкалий» и вовсе снизил средние экспортные цены на 21%  -до 272 долл./т. Чтобы не потерять рынки сбыта, другие производители удобрений, в т.ч. «Беларуськалий», были вынуждены включиться в демпинговую гонку.

В стремлении избежать убытков крупнейшие игроки калийного бизнеса начали уменьшать объемы производства, увольнять персонал или переводить его на неполный рабочий день. По состоянию на конец декабря 2013 г. Potash Corp (Канада) уволил порядка тысячи работников, 10%-ное  сокращение запланировала компания ISL (Израиль).
ОАО «Беларуськалий», похоже, также вплотную приблизилось к точке убыточности. Как свидетельствует открытая финансовая отчетность, в январе-сентябре 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. компания сократила выручку на 26% - до 15 191 млрд. руб., а чистую прибыль в 7,5 раза - до 806,8 млрд. (и это без поправки на инфляцию и девальвацию). Если же от результатов трех кварталов отнять результат за полугодие, то в III квартале (июль-сентябрь) калийный гигант получил более чем скромные 30,4 млрд. чистой прибыли. Для сравнения: в 2012 г. у «Беларуськалия» средняя за квартал чистая прибыль составила 1,67 трлн. руб.
С учетом продолжившегося обвала цен в октябре-декабре 2013 г. можно предположить, что под конец года предприятие и вовсе приблизилось к нулевому финансовому результату, а может, даже сработало в минус.

В сложившейся ситуации «Беларуськалий» делает то же, что и большинство его конкурентов, - снижает объемы производства. По данным Белстата, в январе-ноябре 2013 г. выпуск калийных удобрений в пересчете на 100% питательных веществ сократился на 14,1% - до 3 917,8 тыс. т, в т.ч. в ноябре к предыдущему месяцу - на 10,9%. Открытая отчетность также зафиксировала уменьшение среднесписочной численности работников комбината в январе-сентябре на 220 человек, или на 1,2% - до 18 495 сотрудников. И хоть в новогоднем выступлении, размещенном на официальном сайте «Беларуськалия», его гендиректор Валерий Кириенко назвал сокращения «неприемлемой мерой», предприятию сложно избежать непопулярных кадровых решений. Тем более что, по признанию руководителя, численность работников комбината примерно в два раза выше, чем на аналогичных конкурирующих производствах. Шок - это по-нашему?
В Беларуси социальная политика почему-то часто ассоциируется с удержанием на предприятиях избыточной рабочей силы. Даже при благоприятной конъюнктуре рынка такой подход ухудшает конкурентоспособность и финансовые показатели субъектов хозяйствования. В условиях обвала спроса или цен «социализм» становится непозволительной роскошью. Как непозволительно и содержание на балансе разного рода вспомогательных и непрофильных активов.

Организацию хозяйствования на «Беларуськалии» можно рассматривать как белорусскую экономику в миниатюре - она до сих пор не претерпела структурной трансформации. Но шоковое воздействие рынка вынуждает начать таки движение в направлении реформ. В качестве одного из первых антикризисных шагов комбинат наметил выделение вспомогательных служб в самостоятельные подразделения. Следует полагать, речь идет о создании на их базе обособленных юридических лиц. Первыми в 2014 г. на вольные хлеба отправят Хозрасчетный проектно-конструкторский отдел (ХПКО) и Ремонтно-строительно-монтажное управление (РСМУ). Следом - автотранспортный цех и сельскохозяйственное управление.

«Когда вспомогательный цех выводится в самостоятельную единицу, у него появляется возможность, не теряя заказов от «Беларуськалия», заработать, выполняя работы для других заказчиков, - аргументирует решение В.Кириенко. - К примеру, в этом году объемы ремонтно-строительных работ в ОАО сократились. Что мешает РСМУ находить и выполнять новые заказы?»
В.Кириенко убежден, что передать часть функции на аутсорсинг с обособлением подразделений следовало еще несколько лет назад, не дожидаясь тяжелых времен. Но лучше поздно, чем… Другими путями «Беларуськалию» вряд ли удастся снизить заводскую себестоимость калийных удобрений, которая в сравнении с конкурентами, по некоторым оценкам, выше 100 долл. на тонну продукта.

Да, в Солигорске уже отмечен рост социальной напряженности. Заявление некоторых ответственных лиц «Беларуськалия» о возможной выплате сотрудникам выделяемых подразделений выходного пособия было воспринято некоторыми как сигнал неминуемых увольнений. Но даже если и так. Не лучше ли сократить избыточный персонал сейчас, чтобы впоследствии создать новые рабочие места на экономически окрепших, модернизированных и конкурентоспособных предприятиях? Ведь прежде чем распределять блага в рамках социального подхода, их еще надо создать, а для этого требуется обеспечить эффективную работу активов.
Строже на «Беларуськалии» намерены быть с теми, кто не выдерживает сроки оплаты за поставленную продукцию (в основном это отечественные сельхозпредприятия). Дополнительный резерв в оздоровлении экономики и финансов видится в энергосбережении, модернизации и увеличении производительности труда. Гадание на калийной гуще
Весомый урожай зерновых и других культур, достигнутый в мире в 2013 г., ускорил истощение возделываемых земель, что вкупе с общим оживлением мировой экономики и ростом ценовой доступности калийных удобрений создает задел для будущего роста спроса на них. По оценкам Potash Corp, глобальное потребление калия в этом году может выйти на исторические максимумы на уровне 55-58 млн. т. Аналитики «Уралкалия» и вовсе надеются на достижение планки в 60 млн. т.

Все это создает потенциал для восстановления конъюнктуры. Впрочем, мировые цены на калийные удобрения, возможно, пока не нащупали дна. Слишком уж сильным оказалось влияние «калийного развода» между российским и белорусским производителями. Этой зимой крупнейшие мировые компании продолжают предоставлять значительные скидки в надежде сохранить покупателей и свою долю на рынке. Аналитики полагают, что в таких условиях рост цен может возобновиться не ранее II квартала, а спрос на калий начнет усиливаться не ранее II полугодия.
Так что, как минимум еще несколько месяцев придется работать в условиях крайне неблагоприятной конъюнктуры. Овчинка и выделка
С экономической точки зрения, решение «Уралкалия» выйти из состава «Белорусской калийной компании», объявив принцип «объемы превыше цены», выглядит достаточно авантюрным. Да, российскому производителю удалось обвалить рынок, а вместе ним и собственную капитализацию, но получены ли ожидаемые выгоды?

По итогам 9 месяцев 2013 г. выручка компании сократилась на 25% - до 2,47 млрд. долл. (заметим, динамика почти такая же, как у «Беларуськалия»). При этом объем производства почти не изменился, составив 7,2 млн. т хлоркалия, а продажи упали на 9% - до 6,9 млн. т.

Отчаянный демпинг цен в октябре-декабре и выход на точку убыточности компаний-конкурентов, сопровождавшийся сокращением объемов производства и продаж, частично позволил «Уралкалию» переделить рынок в свою пользу. Но целевые показатели, обозначенные менеджерами российского производителя при смене сбытовой стратегии, все равно не были достигнуты в полной мере. В IV квартале по сравнению с III кварталом 2013 г. объемы производства увеличились на 4%, что позволило компании по итогам года произвести 10 млн. т хлоркалия при целевом рубеже 10,5 млн. т. К тому же пока не известен конечный финансовый результат работы по новым правилам.

Менеджеры «Уралкалия» заявляют о низкой себестоимости их удобрений, однако едва ли им удалось серьезно сместить точку убыточности по сравнению с другими аналогичными производствами. Более вероятно, что сейчас им приходится балансировать в пределах нулевой рентабельности.

Аналитики Sberbank Investment Research и «Уралсиб Кэпитал» сходятся во мнении, что, скорее всего, «Уралкалий» будет вынужден вернуться к прежней стратегии приоритетности цен.
Остальные крупные производители удобрений в результате экстренной оптимизации издержек и тем более в случае восстановления мировых цен на калий конечно же попытаются вернуть свои доли на рынке. Так что в долгосрочной перспективе россияне вряд ли получат ощутимый положительный эффект от развязанной ими ценовой войны.

Уроки интеграции
Пока результатом игры на понижение стал конфликт с белорусскими властями, закончившийся арестом тогдашнего гендиректора Владислава Баумгертнера. Экстрадиция В.Баумгертнера в конце ноября в Россию не ознаменовала для него выход на свободу. Сначала бизнесмен был помещен в одно из московских СИЗО, а с 10 декабря - под домашний арест, который, по решению Басманного суда Москвы, продлен до 14 апреля. В настоящий момент уголовное дело В.Баумгертнера находится в производстве Следственного комитета России. Он обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 33 и ч. 2 ст. 201 УК РФ, а именно в том, что, «являясь лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой организации, использовал свои полномочия вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя и других лиц, что повлекло тяжкие последствия».

Также под давлением официального Минска произошла смена собственников «Уралкалия»: 20% его акций выкупил «Уралхим» принадлежащий Дмитрию Мазепину, еще 27% перешли в собственность группы ОНЭКСИМ и некоторых других компаний Михаила Прохорова.

Впрочем, пока не ясно главное, повлечет ли передел собственности изменение сбытовой стратегии и будет ли заключено новое картельное соглашение о продажах с «Беларуськалием», позволяющее вернуть контроль на 40% глобального рынка калийных удобрений. Новые собственники и менеджеры «Уралкалия» воздерживаются от комментариев на этот счет, тогда как представители российских властей делают противоречивые заявления. Выступая 10 декабря в Нью-Йорке, первый вице-премьер России Игорь Шувалов сообщил, что правительство не будет настаивать на восстановлении партнерства с Беларусью в калийном бизнесе. Однако 27 декабря посол России в нашей стране Александр Суриков заявил, что новые владельцы «Уралкалия», скорее всего, пойдут на это.

На принятие решений продолжает оказывать давление политическая составляющая. Но как показал 2013 г., даже курирование интересов отрасли на высшем государственном уровне не гарантирует контроль над ситуацией. Личная встреча Александра Лукашенко с Сулейманом Керимовым в конце 2012 г. не помешала бывшему собственнику «Уралкалия» вывести его из состава БКК. Впрочем, что удивляться, братство и дружба - это скорее категории из лексикона политиков, тогда как интерес большинства бизнесменов сосредоточен на оборотах и прибыли. В этой связи любые альянсы между госкомпаниями (вроде «Беларуськалия») и частным капиталом представляются достаточно рискованными.

Война на калийном фронте - урок для многих предприятий, отраслей, а может, и всей белорусской экономики. Как бы ни складывалась политическая и экономическая конъюнктура, строить планы развития лучше, не пеняя на братские узы, покровительство государства и не дожидаясь, пока грянет кризис. Ставку следует делать на повышение эффективности и конкурентоспособности.
{jcomments on}

читайте статью в печатной версии журнала
читайте статью в печатной версии журнала
читайте статью в печатной версии журнала
читайте статью в печатной версии журнала