№1 (175) - Январь

 

Тема номера: ПИЩЕВАЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ

 
  • Колонка главного редактора: что ждать от экономики-2014?

  • Продаем деньги. Дорого: кто виноват в дороговизне кредитования?

  • Удобрение дружбы и раздора: почему "Беларуськалию" грозят убытки?

  • Дорога к сладкой жизни:  второе дыхание "Спартака".

  • Бизнес с кислинкой: стагнирующий спрос - не приговор.

  • Закон сохранения: дайте компенсацию перевозчику.

  • По цепочке стоимости: что выгодней производить - сырье или переработанный продукт?

  • Хлеб насущный: ученые готовы поддержать пищевиков, но кто поддержит науку?

СОДЕРЖАНИЕ ЯНВАРЬ 2014 г.

КОЛОНКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА

1 Что день грядущий нам готовит?

ТЕМА НОМЕРА
ПИЩЕВАЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ


4    Дорога к сладкой жизни
Кондитерская фабрика «Спартак» кардинально изменила производственную и сбытовую стратегию. Цель - повысить долю на рынке и расширить экспорт.
Вячеслав МИЦУРА

8    По цепочке стоимости
На каком этапе производства продуктов питания формируется максимальная маржа и достигается наибольшая экономическая эффективность?
Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

10    Бизнес с кислинкой
Что позволяет Слуцкому уксусному заводу выжить в условиях растущей конкуренции и стагнирующего спроса?
Марина БЕЛКОВЕЦ

12    Хлеб насущный
Можем ли мы обеспечить должное научное сопровождение для пищевой перерабатывающей промышленности?
Наталья КОРЖ

МАКРОЭКОНОМИКА

14    Продаем деньги. Дорого
Высокие процентные ставки - плата за ошибки в экономической политике. Что не так и что нужно изменить?
Алесь ГЕРАСИМЕНКО

18    Ударим по ценам модернизацией
Эффективное обновление основных средств позволит сократить издержки предприятий и замедлить инфляцию.
Борис ГУСАКОВ

МИКРОЭКОНОМИКА

22    Конфликт интересов и его преодоление
Как свидетельствует практика, конфликт интересов в процессе объединения активов - распространенное явление. Но минимизировать его последствия можно.
Дмитрий ГАВРИЛЕНКО

МАКРО- И МИКРОЭКОНОМИКА

26    Прибыль - дело системное
(Продолжение, начало в № 11 за 2013 г.)
Какие резервы есть у предприятий для улучшения конечного финансового результата и как их использовать?
Александр ГОЛОВАЧЕВ

ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ


28    Закон сохранения
Как компенсировать перевозчикам потери, вызванные сдерживанием тарифов на проезд в городском транспорте?
Марина НОСОВА

РЫНКИ

30    Удобрение дружбы и раздора
Обвал мировых цен грозит убытками производителям калийных удобрений.
Евгений КОРШУН

БИЗНЕС И ВЛАСТЬ


33    Административный резерв
Местные власти должны не только требовать от предприятий наращивать экспорт, но и помогать им в этом деле.
Алесь ПОЛЕССКИЙ

БИЗНЕС И ОБЩЕСТВО


36    С чувством ответственности
Объединим добродетель с коммерческой прибылью.
Алексей ЧУБАТ

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ


38    Сколько стоит наше меню

БЮДЖЕТ-2014

39    Ноги в кандалах
Баланс между доходами и расходами государства - не прихоть внешних кредиторов, а объективная необходимость.
Владимир ТАРАСОВ

ПСИХОЛОГИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

42    Помогать или подгонять
Психологические приемы управления способны значительно повысить эффективность работы коллектива.
Лилия АХРЕМЧИК

ФИНАНСОВЫЕ РЫНКИ


44    Под елочку без сюрпризов
В декабре - январе белорусский рубль продолжил поступательное снижение, Forex ждет реванша доллара, тогда как большинство сырьевых товаров дешевеет.
Вадим ИОСУБ

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

47    Гениальный быт
Умные гаджеты упрощают нашу жизнь, повышают производительность труда и создают комфорт.
Маргарита ГЕРАСИМЕНКО

ПРАВО

50    Мониторинг законодательства (декабрь 2013 г. - январь 2014 г.)
Директору - о правовых новациях.
Елена КОРНУШЕНКО

52    Интернет-торговля на пальцах
(Продолжение, начало в №12 за 2013 г.)
Кассовая дисциплина, обязанности курьера, особенности налогообложения и еще некоторые нюансы…
Ева МАРЦИНКЕВИЧ

54    Прививка от банкротства
Беспечным директорам порой приходится за свой счет рассчитываться по долгам предприятий.
Андрей ШИМОНОВИЧ

КЛУБ «ДИРЕКТОР»

Здоровье
56    Горло красное
Как уберечься от ангины и действовать в случае заболевания?
Юлия ЕРЕМЕНКО

История и архитектура

58    Башня поколений
Более 700 лет стоит на белорусской земле Каменецкая вежа.
Павел ГАЙДУКЕВИЧ

Искусство

60    Этот максимальный минимализм
Зародившись в Беларуси и получив признание в Америке, новаторское направление вновь возвращается на родину.
Евгений ШУНЕЙКО

62    Минская прописка Шаляпина и Рахманинова
Минский художник Владимир Чернышов представил известных деятелей искусства в новом амплуа.
Феликс ГОРОДНИЧУК

Наша жизнь
63    Греет не только любовь
Как не замерзнуть в холодную погоду?
Ян МАРГУС

читайте статью в печатной версии журнала

Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

В последние годы Беларусь существенно увеличила объемы выпуска и экспорта продовольственных товаров, превратившись в довольно крупного регионального игрока на рынке. В то же время не мешало бы разобраться в экономической эффективности этого сектора производства, в частности, его способности генерировать добавленную стоимость и прибыль.

С пресловутым валом у нас все в порядке, ну, или почти. С 2000 г. наблюдался устойчивый рост производства продукции в сельском хозяйстве (за исключением прошлого года) и в пищевой перерабатывающей промышленности. В несколько раз вырос физический и стоимостной экспорт. По итогам 10 месяцев 2013 г. на внешние рынки отгружено белорусских продовольственных товаров на 3,7 млрд. долл. при положительном сальдо внешней торговли в данном сегменте 2,09 млрд. долл.

В целом благополучная картина складывается по большинству ключевых товарных позиций. На многолетних максимумах - валовой сбор зерновых и зернобобовых, рапса, сахарной свеклы, существенно возросло поголовье скота и птицы, а вслед за ним производство мяса, молока и яиц.

Однако ситуация не так радужна, если присмотреться к качественным результатам работы, особенно на стадии сельскохозяйственного производства. О какой добавленной стоимости может идти речь, если, по итогам трех кварталов в сельском хозяйстве на 1000 руб. продукции пришлось 969 руб. затрат! Это наихудший показатель по затратности среди всех укрупненных отраслей белорусской экономики.

В январе-октябре 2013 г. рентабельность продаж у наших аграриев составила лишь 6,8%. При таком ее уровне в производстве растениеводческой продукции с периодом оборачиваемости капитала, равным одному году (в наших широтах по большинству культур удается собрать лишь один урожай за сезон), невозможно даже перекрыть уровень инфляции. Худо-бедно с этим справляются лишь сельхозорганизации, специализирующиеся на молочном животноводстве, а также производстве яиц и мяса птицы.

К неэффективным можно отнести 75% сельхозорганизаций (их рентабельность колеблется от 0 до 10%, т.е. заметно ниже инфляции), к условно эффективным - 21,1 % (с рентабельностью от 10 до 20%). Лишь у 3,6% организаций показатель превысил 20%, что может обеспечить их финансовую устойчивость.

Неудивительно, что в январе-октябре 2013 г. к аналогичному периоду 2012 г. убыточные сельскохозяйственные организации ухудшили свой конечный финансовый результат в  9,2 раза - до -513,4 млрд., тогда как рентабельные сократили чистую прибыль на 36,7% - до 5,024 млрд. руб. Интересно, что будет с финансовыми показателями, если их скорректировать на объем целевого бюджетного финансирования аграриев? Не секрет, что многие в плюсе лишь благодаря господдержке.

Не губите, мужики!

Основная добавленная стоимость генерируется на этапе переработки сырья - в пищевой промышленности. Маржинальная вилка между выручкой и затратами здесь колеблется в среднем в пределах 10-20%, у отдельных успешных предприятий - еще выше.

Но показатели «пищевки» сильно зависят от стоимости входящего сырья, и стремление аграриев компенсировать неэффективность собственной работы ростом отпускных цен перманентно бьет по конечному финансовому результату промышленных предприятий. С математической точки зрения, рост издержек перерабатывающим комбинатам проще всего переложить на потребителя, повысив цены на мясные, молочные, хлебобулочные изделия и т.п. Так, кстати, и происходило в последние годы, в результате чего Беларусь по стоимости продовольственных товаров в долларовом выражении обогнала большинство стран Западной Европы.

Но снижение ставок ввозных таможенных пошлин в ЕЭП и снятие ряда нетарифных барьеров упростили дорогу к нам импорту из третьих стран (той же Европы), да и внутри Таможенного союза усилилась конкуренция между производителями. В таких условиях так просто цены не повысишь - можно потерять покупателя. А если при этом аграрии задирают цены на сырье - значит, вы теряете в прибыли.

По итогам работы за три квартала 2013 г. в 20 самых убыточных ОАО страны вошли сразу 8 мясокомбинатов! У всех, за исключением оршанского, себестоимость реализованной продукции оказалась выше выручки. Почему? Да, на финансовых результатах многих белорусских компаний сказались крайне дорогие рублевые кредиты. Возможно, кто-то из директоров увлекся модернизацией за счет привлеченных средств, в результате чего предприятия ушли в минус. В таком случае убыточность была бы единичной, но не системной.

Мы же видим типичную для отрасли ситуацию. Например, молокоперерабатывающие предприятия, работающие в точно таких же макроэкономических условиях, сегодня возглавляют список самых прибыльных ОАО, в т.ч. Слуцкий сыродельный комбинат, Лидский молочно-консервный комбинат, «Беллакт», «Савушкин продукт» и др. Скорее всего, в бедах мясной промышленности повинна именно стоимость входящего сырья, которая при сложившейся конъюнктуре цен на конечные продукты переработки не позволяет сформировать маржу. В итоге мы много производим мяса и мясопродуктов, много экспортируем, красиво отчитываемся, но при этом наращиваем убытки.


 Результаты работы отдельных перерабатывающих предприятий по итогам трех кварталов 2013 г. (данные Минфина), млрд. руб.
 Предприятие Выручка от реализации Себестоимость реализованной продукцииЧистый убыток
Борисовский мясокомбинат778,6
843,4
168,5
Слуцкий мясокомбинат 1 015  
1 036,6 
96,4
АФПК «Жлобинский мясокомбинат»732,5 
 755,9 62,8
Гомельский мясокомбинат694,2
710
58,9
Витебский мясокомбинат 1 030,71 044,2
50,5
Оршанский мясоконсервный комбинат 408,7
407,1
49,7
Бобруйский мясокомбинат393,8
412,2
48,2
Глубокский мясокомбинат 423,6431,9
47
Калинковичский мясокомбинат460 
463,2
44,8

Законы стоимости
На наш взгляд, ситуация с формированием добавленной стоимости на разных этапах пищевого производства должна стать предметом серьезного изучения и властей, и компаний. Возможно, пришло время пересмотреть подходы, связанные с развитием различных подотраслей пищевого комплекса, - вплоть до отказа от субсидирования неконкурентоспособных секторов и переориентации ресурсов в пользу наиболее перспективных.

Например, белорусским аграриям объективно сложно добиться ценовой конкурентоспособности с европейскими производителями в силу разного уровня государственного субсидирования (у нас оно составляет порядка 200 долл./га, в Западной Европе - 300-500 евро/га), а также заметно отличающейся производительности (урожайности культур, надоев, привесов).

Во втором случае дело не только в технологиях и эффективности организации производства, что мы можем улучшить, но и в чисто климатических факторах, а также особенности наших земель, на что повлиять никак нельзя.

И если стоимость польского или немецкого мяса даже с учетом расходов на доставку на 15-20% ниже белорусского, очевидно, что есть смысл переориентировать переработчиков на импортное сырье. То же можно сказать по многим другим сырьевым позициям.  Мы не призываем вообще отказаться от помощи селу и перейти на импорт, но сместить акценты аграрного производства в сторону секторов, где страна более конкурентоспособна, можно и нужно.

А для начала следовало бы провести фундаментальные исследования, с привлечением ученых - и определить эти самые сектора.

В целом рискованно инвестировать в производство первичной сельскохозяйственной продукции, которая по сути является биржевым товаров и цены на которую подвержены значительным колебаниям. Куда разумней сосредоточиться на проектах в перерабатывающей промышленности (при сопоставимом колебании цен на сырье и конечный продукт переработчик сохраняет маржинальную вилку).

Более того, у пищевых комбинатов куда больше возможности повышать конкурентоспособность и добавленную стоимость, в т.ч. за счет маркетинговых инструментов. Сегодня на наш рынок хлынул импорт из России, Украины и Западной Европы в ярких и функциональных упаковках, который даже при сопоставимых потребительских свойствах вытесняет белорусские товары.

Растущая глобальная конкуренция на рынке продовольствия не прощает ошибок. Выжить в ее условиях могут только передовые и наиболее технологичные. Решительная оптимизация издержек на всех этапах производства должна сопровождаться привлечением в страну современных технологий. Почему бы, например, не пригласить к нам транснациональные корпорации, обладающие этими технологиями и богатым опытом в продвижении продукции на мировой рынок?
{jcomments on}

Вячеслав МИЦУРА

Новое руководство кондитерской фабрики «Спартак» по своей группе товаров намерено в ближайшие годы увеличить долю на внутреннем рынке с 23 до 27-28% при одновременном наращивании экспортных поставок. Чтобы достигнуть обозначенные рубежи, компания начала масштабную модернизацию производства и обновление ассортимента, изменила принципы работы с торговлей и повысила свою рекламно-маркетинговую активность.

Пищевая перерабатывающая промышленность, и в частности кондитерская отрасль, имеет в каком-то смысле подушку безопасности в виде устойчивого спроса. Шоколад, конфеты и иные сладости (в отличие от инвестиционных и некоторых других товаров) востребованы потребителями и в благополучные времена, и в кризисы. «Сладок» кондитерский бизнес еще и потому, что при грамотном построении производственной и сбытовой политики может быть высокомаржинальным. Правда, осознание этого привлекает в данный производственный сегмент значительное количество игроков, в т.ч. крупные транснациональные корпорации, что определяет высокую конкуренцию.

Так что почивать на лаврах белорусским кондитерами не приходится, тем более что создание ЕЭП и снижение тарифной защиты после вступления России в ВТО упростили доступ на наш рынок иностранным производителям, чем они и воспользовались. По данным официальной таможенной статистики, за 11 месяцев 2013 г. импорт какао и продуктов из него (шоколад, конфеты и прочие изделия) к аналогичному периоду прошлого вырос на 23,8% - до 36,4 тыс. т, а в стоимостном выражении - на 32,3% - до 158,3 млн. долл.

По отдельным позициям кондитерских товаров импорт увеличился в полтора-два раза.
Но, как убежден генеральный директор СП ОАО «Спартак» Олег Жидков, белорусские кондитеры могут и должны выстоять в конкурентной борьбе с иностранными производителями. Для этого гомельское предприятия начало реализацию комплекса мер по повышению конкурентоспособности, в частности, ускорена модернизация.

Дело техники
К сожалению, прежнее руководство фабрики уделяло недостаточно внимания техническому перевооружению. В итоге износ основных средств в конфетно-шоколадном цеху достиг порядка 68%, в бисквитном - 86, карамельном - 95, а вафельном - с учетом морального устаревания оборудования и вовсе приблизился к 100%. Это ограничило возможности «Спартака» в части расширения и совершенствования ассортимента, а также сказалось на маржинальности производства - сложно эффективно управлять издержками при высокой энергоемкости технологических процессов и значительной доле ручного труда. Поэтому для О.Жидкова модернизация производства стала приоритетной задачей. В 2013 г. на нее было направлено 90 млрд. руб., введена новая линия по выпуску нуги и мягкой карамели (конфеты и батончики).

Востребованная на рынке продукция ранее не выпускалась в Беларуси, а потому данный импортозамещающий проект стал достойным ответом «Спартака» иностранным производителям. Проектная мощность новой линии рассчитана на выпуск до 5 тыс. т нуги и карамели в год, что составляет около пятой части объемов производства фабрики. Соответственно у предприятия появился резерв для роста, благо новый продукт показал хорошие продажи в конце прошлого года, потеснив на полках магазинов Mars, Snickers и других конкурентов. Немаловажно и то, что нуга позволила «Спартаку» закрепиться в наиболее ходовой, прикассовой зоне магазинов. А это потенциал для дальнейшего наращивания продаж.

На 2014-2015 гг. запланирована модернизация наиболее проблемного вафельного производства. Чтобы в этот период не потерять покупателя, принято решение старый цех пока не закрывать, а строительство нового вести на отдельной площадке. Реализуя проект в рамках инвестиционного договора с Гомельским облисполкомом, предприятие сможет воспользоваться рядом льгот, предоставляемых Декретом от 6.08.2009 г. № 10, что позволит сэкономить на некоторых фискальных платежах.

При этом наиболее значительную экономическую выгоду сулит переход на энергоэффективное и высокопроизводительное оборудование. В старом цеху для выпечки вафельного листа используют 9 печей, в новом те же объемы будут закрываться одной печью. Значительно повысится автоматизация процессов. В итоге сокращение расходов на топливно-энергетические ресурсы и повышение производительности труда, по расчетам, позволят вафельному производству выйти на среднеевропейский показатель по добавленной стоимости.

Правда, и цена проекта не малая - 13-15 млн. евро. Чтобы выгоду не «съели» банковские проценты, модернизацию на «Спартаке» проводят за счет не только заемных, но и собственных средств. Доля последних, по планам, должна составить не менее 30%. В 2013 г. предприятие получило около 80 млрд. руб. чистой прибыли, так что есть чем подпитывать инвестиционную активность. Что касается кредитов, то их будут брать в валюте по ставкам, приближенным к среднеевропейским. Возможно, привлекут связанные кредиты на поставку оборудования.

Со страной пока не определились, но скорее всего это будет Германия или Австрия, поскольку, по словам О.Жидкова, они - флагманы на рынке. Некоторые линии, произведенные еще в ГДР, безотказно отработали в конфетно-шоколадных и вафельных цехах по 25-30 лет.

К слову, в рамках модернизации на «Спартаке» закупают и оборудование, и технологии. Не только «железо», но и технологические карты и консультации мировых лидеров по отладке производственных процессов становятся гарантией эффективности и высокого качества.

Под знаком эксклюзива
И все-таки каким бы ни было совершенным оборудование, само по себе оно еще не гарантирует создание продукта, способного оправдать вкусовые ожидания потребителей. Успех кондитерского предприятия зависит от умения разработать собственную рецептуру и подобрать ингредиенты для создания продуктов с наиболее изысканным вкусом и ароматом. Этим по истине творческим процессом на «Спартаке» занята производственно-техническая служба в связке с технологами цехов и главным технологом. Созданию любого продукта предшествует тщательный анализ рынка, потребительских предпочтений, технологических возможностей и экономического результата. Часто разработка рецептур выходит далеко за пределы предприятия.

Так было, например, с нугой и мягкой карамелью. Прежде чем приступить к их выпуску на собственной базе, рецептуру в тестовом режиме проверили в одной из немецких производственных лабораторий. Вслед за партией ингредиентов и сырья в Германию направилась группа специалистов предприятия и сотрудников Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию, чтобы на месте отладить все технические и технологические нюансы.

Сотрудничество с белорусскими и зарубежными учеными гендиректор «Спартака» рассматривает как конкурентное преимущество, а потому перед технологами поставил задачу усилить взаимодействие с отраслевой наукой, смелее перенимать опыт ведущих мировых производителей. Руководитель обращает внимание на то, что некоторые транснациональные корпорации сформировали при себе крупные научные центры, сосредоточились на создании принципиально новых, инновационных продуктов, тратят на это колоссальные средства.

Так что работу в связке с учеными, согласование рецептур с НПЦ НАН Беларуси по продовольствию О.Жидков в отличие от некоторых других директоров не считает ненужной тратой времени и денег. Напротив, он благодарен белорусским ученым, в частности, за помощь в повышении сроков хранения кондитерской продукции. А это наряду с вкусовыми свойствами - залог конкурентоспособности кондитерской продукции.

Руководитель «Спартака» надеется, что государство изыщет средства на укрепление материально-технической базы отечественной науки. Это не только ускорило бы расширение ассортимента и повысило качество белорусской пищевой продукции, но и решило бы ряд смежных задач. Например, техническое законодательство ЕЭП требует от производителей шоколада в случае, если в нем содержится более 5% заменителей масла какао, делать соответствующую запись на упаковке. Компании из третьих стран, поставляя товар к нам на рынок, не всегда соблюдают это требование. В данном случае Беларусь могла бы прибегнуть к здоровым нетарифным ограничениям по допуску такой продукции на свой рынок, но у наших лабораторий попросту нет оборудования, чтобы разложить шоколад на составляющие и доказать превышение допустимого количества заменителей.

Не слабое звено
В прежние годы руководители крупнейших кондитерских предприятий страны, в т.ч. «Спартака», не раз организовывали разного рода круглые столы и пресс-конференции, на которых дружно жаловались на «плохую торговлю». Мол, не хочет она работать с белорусскими товарами, слишком увлекается импортом, иностранным производителям отводит лучшие места на полке, а своих - подальше задвигает… В разное время проблему пытались решить административными путями. Это порождало недовольство, конфликты, но так и не дало должного результата.

Гендиректор «Спартака» решил руководствоваться рыночными принципами работы и взаимным интересом. Будучи выходцем из сферы торговли (О.Жидков получил профильное образование, начинал карьеру в должности товароведа Лидского РайПО, курировал розничную торговлю в Гомельском облисполкоме), он хорошо знает чаяния и стремления ритейла. Потому с его приходом фабрика кардинально изменила взаимоотношения с магазинами. Проанализировав конъюнктуру рынка, в т.ч. предложение конкурентов, «Спартак» в среднем на 10-15% снизил отпускные цены на свою продукцию, провел четкое позиционирование в рамках низкого, среднего и премиум сегментов, сделав упор на последние два.

Более агрессивная реклама (расходы на нее увеличились примерно в 5 раз) повысила узнаваемость брендов фабрики и лояльность к ним потребителей. Все это в совокупности повысило спрос, а вместе с ним и интерес торговли к продукции белорусского производителя. Ведь ничто так не стимулирует магазины к сотрудничеству, как рост оборачиваемости товаров на единицу торговой площади.

Еще одним шагом стало увеличение отсрочки платежей за поставленную продукцию на 15-20% - до 30-35 дней для торговых организаций без ведомственной подчиненности и системы Минторга, а также до 45-50 дней - для потребкооперации. Да, некоторые хотели бы получить еще более длительную отсрочку, но разумный предел для производителя уже достигнут. И без того с учетом частого нарушения сроков оплаты со стороны ритейла и ограниченной отсрочки по оплате сырья «Спартак» имеет кассовый разрыв до 20 дней.

Гендиректору и другим менеджерам фабрики нередко приходится прибегать к искусству дипломатии при разруливании различных нюансов договорных отношений. «Мы настроены на то, чтобы находить компромиссы и не доводить деловые отношения до конфликта», - очертил подход О.Жидков.

Мир тесен
Кондитерские изделия - одна из немногочисленных групп товаров, торговля которыми может сохранять высокую рентабельность даже при значительных расстояниях доставки. Сам Бог велел гомельской фабрике и другим аналогичным белорусским предприятиям осваивать внешние рынки. По итогам 2013 г. «Спартак» отгрузил на экспорт 4,66 тыс. т продукции (21,8 млн. долл. в стоимостном выражении), что составило 20,5% к объемам производства. Разумеется, это не предел возможностей. О.Жидков ставит задачу в ближайшие годы довести долю экспорта в отгрузках минимум до 30%. Такое соотношение, по его оценкам, наиболее оптимально для предприятия, позволит выйти на положительное сальдо внешней торговли, даже с учетом инвестиционного импорта, обеспечит должный приток валютных поступлений.

Основным внешним рынком сбыта «Спартака», как и для большинства белорусских предприятий, является Россия, на долю которой приходится около 85% сладких поставок. Впрочем, короткий в географическом плане путь на ее рынок не является самым простым, даже несмотря на максимальное упрощение передвижения товаров в ЕЭП. Жесткая конкуренция за место на полках в российских магазинах усложняется патентной борьбой между производителями. Многие наиболее ходовые наименования изделий, известные еще со времен СССР, оказались «приватизированы».

Права на использование таких названий, как вафли «Черноморские», «Артек», печенье «Мария», «Крокет» и даже овсяное на российском рынке перешли конкурентам. По этой причине часто одну и ту же продукцию в Беларуси и России «Спартак» вынужден продавать под разными названиями. В целом продвижение на российском рынке требует немалых расходов на патентование, да и на своем, белорусском приходится держать ухо востро. После того как несколько лет назад компания «Рошен» начала поставлять к нам продукцию под названием «Барбарис», гомельской фабрике через суд удалось отстоять свое право на товарных знак, так как «Спартак» на тот момент уже являлся его владельцем.

На российском рынке фабрика продолжает использовать одноканальную схему продаж. Правда, в июле прошлого года прежнего генерального дистрибьютора сменили на нового - Белорусскую сахарную компанию, подведомственную «Белгоспищепрому». Работа через одного оптового оператора позволяет эффективно контролировать всю цепочку продаж - вплоть до каждого региона и даже магазина, а также поддерживать ценовую стабильность.

Активно идет освоение новых рынков. Например, на второе место после России по объемам отгрузок вышел Азербайджан. Налажен экспорт в США, Германию, Литву, Эстонию, Болгарию, Казахстан и другие страны.
Любопытно, что наиболее значительную маржинальность продаж «Спартаку» удалось достигнуть в Украине, имеющей развитую кондитерскую промышленность. Достаточно было нащупать собственную нишу в премиальном сегменте, которая не пересекалась с предложением местных производителей, и предприятие в короткие сроки достигло успеха на одном из наиболее конкурентных рынков ближнего зарубежья.

Сегодня большинство украинских производителей в стремлении удешевить продукцию грешат использованием заменителей масла какао, тогда как «Спартак» остается верен классическим рецептурам. Это позволяет гомельскому предприятию быстро находить покупателей из числа ценителей настоящего качественного шоколада. О.Жидков признается, что и к нему выстраивается очередь из поставщиков разного рода дешевых заменителей, но линия предприятия не меняется - шоколад должен быть настоящим. Для этого фабрика определилась с уполномоченным трейдером при Лондонской бирже, который стал гарантом обеспечения ее качественными какао-бобами в установленные сроки.

Новый руководитель «Спартака» в целом с оптимизмом смотрит в будущее. В кондитерском бизнесе, как и в любой отрасли, успех зависит от набора факторов, которые поддаются анализу, оценке, постановке и реализации. У фабрики есть хороший задел в виде многолетнего опыта работы, профессионального коллектива и известного среди потребителей имени. Да, в прежние годы были допущены ошибки, произошло отставание в развитии технической и технологической баз. Возможно, где-то даже сознательно из активов «выжимали» все, что можно было, не особо стремясь инвестировать в развитие. Новая производственная и сбытовая политика уже показала результативность. У старейшего кондитерского предприятия страны, на пороге 90-летия, открылось второе дыхание. Оно готово посоревноваться с молодыми и дерзкими производствами.

246000, г. Гомель, ул. Советская, 63
Тел./ (факс):  + 375 (232)60–27-45
www.spartak.by
{jcomments on}

Марина БЕЛКОВЕЦ

До 1970-х годов в Беларуси уксусные предприятия были в каждой области. Сегодня уксус выпускают только в Слуцке и Слониме. Директор ОАО «Слуцкий уксусный завод» Александр РЫБАК не стал дожидаться отмашки властей на модернизацию. Реконструкция завода прошла на несколько лет раньше - в 2008-2011 гг. Причем руководитель отказался от предложений взять валютные кредиты под импортное оборудование. Обошлись собственными средствами и отечественной линией.

Результат налицо
 - Если брать кредиты под существующие проценты, то будешь только на них и работать. Нам предлагали итальянскую линию розлива за 4,5 млрд. руб. в валюте. Купили же белорусскую за 1,5 млрд.. Если бы влезли в валютный кредит, то из-за девальвации никогда бы не расплатились, ушли бы в убытки. Завода вообще не стало бы, - считает директор.

Всего на модернизацию пошло порядка 10 млрд. руб. Реконструкция привела к снижению издержек, в том числе за счет сокращения персонала с 120 до 60 человек. При этом производительность оборудования увеличилась почти в три раза - до 450 тыс. дал в год. Модернизация коснулась и энергетического хозяйства. Полностью перешли на использование местных видов топлива - дров и отработанных масел. Компьютеризировано рабочее место бродильного цеха, что позволяет контролировать температурный и скоростной режим работы окислислителей. В производстве используется оборотное водоснабжение.

Дело вкуса
Сегодня внутренний рынок - основной для сбыта продукции Слуцкого уксусного завода. Она пользуется спросом, но приходится работать в условиях конкуренции со вторым белорусским производителем. Делать это довольно сложно. Слуцкое предприятие покупает сырье на спиртзаводах концерна «Белгоспищепром» по фиксированной цене - 135 тыс. руб. за дал плюс НДС. Слонимский винодельческий завод, имея в структуре собственный спиртзавод, для уксусного производства отпускает сырье по себестоимости.

Конкурентную среду создают и литовские производители. У них есть возможность покупать белорусский спирт по 90 тыс. руб. за 1 дал. Предприятие просчитывало возможности перехода в структуру концерна «Белгоспищепром» и присоединения к одному из его спиртзаводов. Камнем преткновения стала форма собственности. У спиртзаводов она республиканская, а контрольный пакет акций Слуцкого уксусного завода принадлежит Миноблисполкому.

Розничная цена на уксус на внутреннем рынке составляет около 10 тыс. руб. за литр. Если бы не оптовые посредники, была бы ниже, считает А.Рыбак. Мелкие торговые предприятия предпочитают работать с базами и брать у них продукцию в зависимости от сезонности спроса. И все же прямые поставки также налаживаются, например, в крупные торговые сети: завод работает с «Короной» и «Простором».

Продукция реализуется сезонно, что определяет неравномерное пополнение оборотных средств. Приходится договариваться с поставщиками сырья по отсрочке платежей в межсезонный период. Еще один аспект такой работы - существенные складские запасы. Из-за роста производительности после реконструкции в 2012 г. скопилось 150 тыс. дал готовой продукции. Пришлось в 2013 г. снизить производство до 65% к уровню 2012-го. Однако завод все же заработал порядка 2,5 млрд. руб чистой прибыли. А.Рыбак приводит это, как пример необходимости отказаться от доведения до предприятий заданий по объемным показателям. Если есть прибыль, рентабельность, экспорт, то и работу предприятия надо оценивать как успешную, считает директор.

Основными покупателями уксуса являются «Белбакалея» и межрайбазы. Вместе с тем продукция поставляется и на промышленные перерабатывающие предприятия - гормолзаводы, Минский маргариновый завод, Гомельский жировой комбинат, в компании АВС, "Памакс", "Камако". Можно было бы увеличивать поставки на плодоовощные предприятия, но они консервируют продукцию в небольших объемах. Меньше стало заниматься заготовками и население. Директор надеется, что такая тенденция в ближайшее время изменится, и потребление уксуса увеличится.

От классики до модерна
Одним из путей увеличения конкурентоспособности предприятия является расширение ассортимента. Если ранее выпускался только один классический пищевой натуральный спиртовой уксус, то сегодня уже 18 видов: бальзамический, укропный, салатный, яблочный, для пельменей, шашлыков, селедки и т.д. Недавно начато производство винного уксуса на основе белого виноградного вина. Его отпускная цена - 6-7 тыс. руб. за бутылку. Это в несколько раз меньше, чем за аналогичную импортную продукцию. Снижение себестоимости достигнуто за счет использования в качестве сырья конфиската. Планируется и в дальнейшем покупать не только винное, но и спиртовое сырье.

Дилемма рынка
Продукция предприятия поставляется также за рубеж - в Россию и Казахстан. Однако конкурировать на российском рынке сложно, ведь там разрешено использование синтетического уксуса в пищевых целях. Его себестоимость в разы ниже, чем натурального. Хотя слуцкий уксус на различных выставках завоевывает золотые медали и дипломы, российские частные торговые компании в погоне за прибылью заинтересованы в покупке более дешевой, но далеко не полезной продукции. Если бы Россия также приняла решение о запрете использования синтетических уксуса и спирта, то белорусская продукция могла бы конкурировать и экспортироваться в довольно больших объемах. Завод поставляет укус в РФ наливом для использования в производстве майонезов и консервирования. В Казахстан слуцкая продукция идет в розничную торговлю небольшими партиями - по 20 т в квартал. С целью изучения спроса образцы отправлены в Украину.

Евросоюз также интересен как рынок сбыта, но по его законодательству, уксусом могут торговать только европейские предприятия. Причем на рынке в основном востребован бальзамический и виноградный уксус. Например, в Италии на прилавках не найти белых спиртовых, а Германия только недавно разрешила поставки яблочного уксуса.
Однако предприятие продолжает попытки выйти на рынок ЕС. В ближайшее время директор едет на переговоры в Литву. Если получится организовать совместное предприятие, то появится и европейский сертификат на право продажи в Европе.

Японский гриб
А.Рыбак намерен также расширить сферу производства. Из-за использования в технологии бактерий, нельзя, например, заняться розливом вина или соков. Но есть задумка организовать выращивание на буковых колодах деликатесных грибов шиитаке, которые широко применяются в кулинарии, медицине, косметологии. Для этих целей может подойти недавно приобретенный заводом бывший торговый центр на 1000 кв. м.
Кроме того, планируется совместно с литовцами начать производство продуктов для здорового питания.
- Надо искать все возможности для успешной работы, - резюмирует директор.

Справка «Директора»
История Слуцкого уксусного завода восходит к 1875 г., когда в городе была построена частная винокурня. До 1959 г. он работал как спиртзавод. Акционирован в 2004 г., 67% акций принадлежит Миноблисполкому.
В 2013 г. объем товарной продукции составил 14,1 млрд.. руб. (65,1% к уровню 2012 г.), произведено 331 тыс. дал. уксуса (70,3%), объем отгруженной продукции - 18,1 млрд. руб. (109,7%), экспорт - 74,9 тыс. долл. (84,3%), среднемесячная зарплата - 4,2 млн. руб. (112,1%). За 11 месяцев 2013 г. выручка от реализации достигла 23 млрд. руб. (134,9%), выручка на одного работающего - 383,5 млн. руб. (132,7%), чистая прибыль - 2,5 млрд. руб. (76,9%), рентабельность продаж - 15,8%, рентабельность реализованной продукции - 23,1%.

ОАО «Слуцкий уксусный завод»
223649, Минская обл., Слуцкий р-н, д. Покрашево, ул. Заводская, 1
Тел.: +375 1795 7 929;
Тел./факс: +375 1795 7 57 39; +375 1795 7 92 69
Е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.slutskiy-uksus.belarusinfo.by
{jcomments on}