№12 (174) - Декабрь

 

Тема номера: СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ, СЕКТОР УСЛУГ

 
  • Колонка главного редактора: выбор между шоковой терапией и эволюционным развитием.

  • О стараниях и результатах: почему институциональные реформы не перерастают в структурные?

  • Обделенные интеграцией: секрет надежных перевозок от "Борисовгрузавтотранс".

  • Бизнес с людьми и для людей:  "Гомельпроект" – есть счастье на производстве!

  • Страховка именем: в условиях просевшего спроса на перевозку грузов выручают наработанные связи и имидж надежного перевозчика?

  • Реки эффективности: как возродить водный транспорт? На Украине смогли - сможет ли Беларусь?

  • Всевидящее око: что представляет собой бизнес по установке и обслуживанию кабельный телевизионных сетей?

  • Услуги усилим производством: "Строитель" из Ошмян не только строит.

  • Дела молочные: азбука эффективности от Слуцкого сыродельного комбината.

  • Сладкая экономика: как сахарный завод обуздал издержки?

  • Много шума, мало движения: динамика финансовых рынков.





Ковтуненко А.Н.Уважаемые читатели!
Этот выбор за последние 20 лет пришлось делать многим странам и не единожды. Сейчас наступило время принятия решения Украиной, и выбор делается в пользу евроинтеграции, а следовательно, более глубоких структурных изменений экономики, сжатых по времени. Надо сказать, страна шла к этому моменту с событий Беловежской пущи, а западные области лелеяли надежду на независимость от России и в советские времена. Национализм на Украине все те годы хотя и был меньше, чем в Прибалтике, но существенно выше, чем в Беларуси. Поэтому это решение нельзя назвать спонтанным, принятым под нажимом Майдана, «собранного исключительно жителями западных областей».

Конечно, в анализе этого выбора нельзя не учитывать и накал геополитической борьбы, стремление высокоразвитых государств ослабить Россию, сделать ее сырьевым придатком.
Игра западными странами ведется достаточно тонко и целеустремленно. Россия же порой не проявляет должной настойчивости и дипломатичности. Так, объем прямых иностранных инвестиций из дальнего зарубежья в экономику Украины по состоянию на 31.12.2012 г. составил 41,7% общего объема в 54,4 млрд. долл. На долю России приходится только 7%. Правда, эта статистика не учитывает кипрские инвестиции, удельный вес которых 31, 7%, а происхождение их может быть не только украинское, но и российское. Если же предположить, что и остальные инвестиции во многом являются реэкспортными, то можно сказать, что и для бизнеса Россия за эти годы не стала привлекательной страной.
За годы самостоятельности структура экономики Украины, как и других бывших республик, исключая Прибалтику, существенно не изменилась.

Сфера производства в общем объеме выпуска продукции составляет 49,6%, в том числе перерабатывающая промышленность - 31,7%, при валовой добавленной стоимости всего 17%. В общем объеме валовой добавленной стоимости удельный вес перерабатывающей промышленности - 14,9%, а сферы производства - 26,7%. С 2001 г. на 4,8% уменьшилась доля сельского хозяйства в общем объеме добавленной стоимости и на 5,1% - перерабатывающей промышленности. На 6% увеличился вклад в добавленную стоимость торговли, ремонта автомобилей и другого производства предметов личного потребления. В целом экономика в 2013 г. по отношению к 1990 г. восстановилась только на 69,3%. Темпы роста ее за последние 7 лет в 3,5 раза отставали от Беларуси и в 2,2 - от России, но зато основа была более здоровой. Динамика не базировалась на эмиссионном кредитовании. Так, годовые темпы инфляции не превышали 1 - 2%, а девальвация за последние 10 лет - 51%. Например, в Беларуси только за период с 2005 по 2012 г., т.е. за 8 лет инфляция составила 540%, а девальвация национальной валюты с 2004 по 2013 г. - 4, 37 раза. По состоянию на июль 2013 г. валовой внешний долг Украины на душу населения достиг 2995 долл., в Беларуси - 3643.

И это при том, что за последний год государственный внешний долг Украины увеличился на 20 млрд долл. Средняя заработная плата на Украине в октябре 2013 г. была 410 долл., в Беларуси - 554. В столицах соответственно 630 и 715, при этом инфляция за 2013 г. в Беларуси составит 22%, а девальвация - только 10%. То есть зарплата практически идентична.
Вся эта аналитика не позволяет согласиться с большим числом российских экспертов, видящих причину Майдана в том, что Украина задолжала, экономика ее неэффективна и люди устали. Видимо, причина в другом, если в Беларуси все спокойно. 

Думаю, что сгущают эксперты и последствия для Украины европейской интеграции. По итогам 2012 г. удельный вес России во внешнеторговом обороте Украины составил 29,4%, в том числе в экспорте - 25,6%, импорте - 32,4%. В случае выхода Украины из зоны свободной торговли с Россией и Беларусью ее потери могут достичь 6 млрд. долл. Очевидно, что конкуренция на внутреннем рынке возрастет и работать надо будет напряженнее. Придется отказаться от многих неконкурентоспособных промышленных предприятий, изменив структуру экономики в сторону увеличения сферы услуг. Потребуются переобучение и смена профессий, повысится процент безработных. Не обойдется и без новых выступлений населения. Для многих последствия интеграции будут шоком.

В рамках СНГ такие процессы могли бы протекать эволюционно и достаточно долго. Но народ хочет лучшей жизни уже сегодня, а за это придется платить.
Между тем, постепенно будут приходить понимание необходимости жить по средствам и учиться их зарабатывать. Сравнительно низкая оплата труда, которая в первые годы интеграции может еще уменьшиться, конечно, привлечет инвесторов, а это новые технологии и в производстве, и в управлении. Десятилетний переходный период позволит подготовиться к вступлению в Евросоюз. Таковы реалии.
Несомненно, интеграционные процессы в недалеком будущем затронут и Беларусь, и Россию. И тем безболезненнее они будут проходить, чем скорее наша экономика сможет обрести современную структуру, повысит конкурентоспособность и шаг за шагом будет выстраивать производственную кооперацию с европейскими странами. Вероятнее всего, Украина для Беларуси и России будет мостом к интеграции.

С уважением, А.Н.Ковтуненко.

Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Успех сферы услуг напрямую зависит от человеческого фактора, особенно если бизнес связан с творчеством, как, например, в архитектурном деле и проектировании. В ОАО «Институт «Гомельпроект» это хорошо понимают. Во многом поэтому свое 25-летие институт встретил, будучи одной из лучших проектных организаций Беларуси.

Есть счастье на производстве
Беседу с корреспондентом журнала «Директор» руководитель «Гомельпроекта» Александр Тишкевич начал с вопроса, что такое счастье, может ли человек чувствовать себя счастливым на работе, и как это влияет на успех фирмы. Привел цитату немецкого философа и ученого Готфрида Лейбница: «Единственная цель правильной политики - это счастье человека. Все другие - либо подцели этой цели, либо - ложные цели». Руководитель подчеркнул, что уже с первых дней существования организации делал все, чтобы работа для сотрудников была в радость. Но создать атмосферу доброжелательности и свободного творчества одному невозможно, поэтому весь коллектив, тогда еще малочисленный, определял для себя правила, по которым будет жить, и выполнял их.

Вспомнил, как в начале 90-х посетил одну крупную архитектурную фирму в Западной Европе, где был впечатлен условиями труда и отдыха, особенно - отношениями в коллективе и с собственником: увидел добрую атмосферу, построенную на доверии и взаимопонимании. Загорелся сделать нечто подобное для работников своего института, чтобы люди чувствовали себя комфортно. И действительно - здание «Гомельпроекта» на ул. Интернациональной, 30 в областном центре удивляет обилием пространства, создает ощущение свободы. Все сделано для удобства персонала: вокруг идеальная чистота, в буфете кофе, чай, общение.

Те, кто хоть раз побывал в институте, поговорил с сотрудниками, отмечают особенную атмосферу в этом коллективе. Да и сами работники «Гомельпроекта» в корпоративном фильме, который показал А.Тишкевич, подтверждают, что они счастливы.

Признаться, подобное начало встречи несколько обескуражило. Мы же деловой журнал, а не философско-литературное издание! Хотим поднять тему структурной реформы белорусской экономики, роли в ней сектора услуг. Приехали на успешное предприятие, по проектам которого построено множество современных зданий в Беларуси и России, и которое является обладателем многочисленных наград и дипломов. Хотим изучить его опыт, посмотреть, как организованы бизнес-процессы, какой стратегией руководствуются в завоевании рынка и т.д. В какой-то момент даже возникло ощущение, что руководитель просто не желает предметно с нами разговаривать…

Впрочем, дальнейшее общение показало: то было лишь первое впечатление, а оно зачастую обманчиво. Просто нас сбила с толку расстановка приоритетов и ценностей «Гомельпроекта». Мы уже привыкли, что общение с директорами начинается с показателей, места предприятия на рынке, достижений и перспектив. Люди в этой системе рассматриваются как ресурс, который можно и нужно рационально использовать. Традиционно идет речь о подготовке кадров, обеспечении трудовой дисциплины, материальном стимулировании, социальной поддержке. Но никак не о философской категории «счастье».

А ведь компания - это прежде всего люди. И если на промышленном предприятии можно поставить роботизированную производственную линию, сведя к минимуму роль персонала, то в творческой мастерской робот вряд ли когда-нибудь заменит инженера или архитектора. Те, кто поняли это, - обходят своих конкурентов, добиваясь признания и успеха на рынке.

Счастливые часов не замечают
Принято считать, что организация существует, чтобы, создавая продукцию или оказывая услуги, зарабатывать деньги и делать все для постоянного роста прибыли.

Чтобы сотрудники эффективно работали, используются всевозможные методы воздействия, материальные и моральные стимулы. Этого достаточно для достижения кратковременных целей, но не для устойчивого развития и совершенствования.
В «Гомельпроекте» действительно считают, что самая большая ценность - человек, а не прибыль. К сотруднику не относятся как к формальной ценности, ему создают все условия, чтобы он смог себя раскрыть, реализоваться, чтобы рядом были друзья, которые его понимают, с которыми он работает и творит. Причем в создании таких комфортных условий и для себя, и для других участвует он сам.

Хорошо работать в фирме, которая постоянно стимулирует непрерывное развитие и совершенствование да, еще получать за это деньги.
«Работа должна доставлять удовольствие, - убежден директор «Гомельпроекта». - Тогда и прибыль будет». Заметим, с прибылью на предприятии тоже все в порядке. При этом на сотрудниках не экономят. В январе-сентябре средняя зарплата здесь к аналогичному периоду 2012 г. увеличилась в полтора раза. Благодаря этому удалось предотвратить отток наиболее талантливых и квалифицированных специалистов. Чего не скажешь о других профильных организациях, серьезно растерявших кадровый потенциал за последние пару лет. Многие молодые проектировщики попросту уехали на заработки в Россию.

«Гомельпроект» не жалеет денег на закупку новейшего программного обеспечения и техники для проектирования, а также для обучения персонала. Интересуемся: «Не боитесь, что обученный вами специалист уйдет в другую фирму, например, в российскую? Зарплаты там все равно выше. Соответственно ваши инвестиции могут пропасть».
- Больше боюсь того, что я не научу работника, а он останется на моем предприятии, - парирует директор. - Из состоявшихся специалистов от нас никто не ушел.

«Преимущества системы управления трудно украсть и трудно воспроизвести, - продолжает А.Тишкевич. - Предприятие не существует вне среды функционирования, а представляет собой подвижную систему в постоянно меняющемся окружении. Какова же задача управления в таких условиях? Чтобы работа организации была эффективной, надо предвидеть все возможные ситуации и предложить пути их решения до того, как возникнет сама проблема.

Будущее такое, каким мы его создаем, Может в его предвидении и состоит искусство управления?
В большинстве случаев управление отличается именно качеством решений. Этим отличаются и руководители друг от друга. Когда возникает ситуация, требующая принятия решения, реагируешь, как умеешь, и когда есть опасность проигрыша, и когда появляется шанс дальнейшего развития.

Вообще, самая главная проблема - вовремя увидеть ситуацию, требующую принятия решения. Не бояться сделать не так, как все».
Было время, когда в Беларуси начали массово создавать архитектурные мастерские. При этом архитекторы либо покинули проектные институты и сосредоточились на собственном бизнесе, либо стали совмещать его с работой на прежнем месте, уводя часть клиентов «на сторону». Чтобы предупредить такую проблему, в «Гомельпроекте» проанализировали, что привлекает архитекторов в мастерских и начали действовать. В результате руководители архитектурных подразделений получили возможность самостоятельно набирать сотрудников и распределять между ними зарплатный фонд.

Показали, какие преимущества имеет архитектор, работая в институте: большую информационную базу, программное обеспечение, что упрощает решение технических задач, объекты, постоянных коллег, товарищескую среду, в которой ему комфортно и которую не хочется менять. Одним словом, продумали детально все, даже такую «мелочь», как название - архитектурные подразделения переименовали в мастерские. Кроме того, архитекторам увеличили норматив заработной платы. Последнее - не было волевым решением директора, предложение сперва вынесли на собрание руководителей подразделений, пояснив причины и последствия, - и оно было одобрено.
«Нам удалось дать людям все то, что они могли бы получить, создав свои мастерские, и даже больше - стабильность и уверенность в завтрашнем дне. И мы удержали кадры в институте», - резюмирует А.Тишкевич.

В целом трудовое счастье на «Гомельпроекте» многогранно, оно имеет многочисленные составляющие, которые можно было бы разделить на два блока: материальные и организационные. Первый представлен возможностью получать достойную зарплату в зависимости от объема и качества выполненных работ и материальную поддержку от организации (например, «Гомельпроект» помогает сотрудникам с приобретением жилья, оздоровлением, в трудных ситуациях с лечением). Второй блок связан с обеспечением комфортных условий труда и отдыха, демократичной системой управления, при которой персонал вовлечен в принятие и реализацию разного рода решений, возможностью повышать свои профессиональные навыки. Последнему А.Тишкевич придает особое значение, ведь возможность заниматься любимым делом, развиваться, углублять знания - один из самых сильных факторов мотивации к труду. В институте применяется прогрессивный подход повышения знаний и квалификации, при котором работник определяет направление и скорость собственного обучения. Руководитель подразделения, как наставник, помогает ему в этом.

Высококвалифицированный персонал становится ключевым фактором, обеспечивающим конкурентное преимущество.
При этом корпоративное образование рассматривается не только как средство повышения квалификации, но и как инструмент развития всего предприятия.

Для себя директор сформировал целый свод правил работы с подчиненными, в основе которых - продуктивная психология и гуманистические принципы. При этом общение с коллективом он строит не на механическом применении психологических «приемов» - в основе всегда искреннее отношение к человеку.

Эффект мотивации усиливается плоской системой управления, привязанной к проектам. Нет лишних звеньев, нет лишней работы - и, соответственно, издержек. Все это объединено идеей создать качественный продукт, максимально отвечающий и превышающий запросы клиента, для чего организация первой в стройкомплексе страны внедрила систему менеджмента качеством СТБ ISO 9001, первой получила Премию Правительства Республики Беларусь в области качества и трижды подтверждала ее, первой стала Победителем Международного конкурса стран СНГ с занесением в Золотую книгу и победителем Международного турнира по качеству стран Центральной и Восточной Европы «Признание совершенства в Европе-5* (пять звезд)».

Институт во многом был первым, так как делал ставку на самое новое и прогрессивное. У А.Тишкевича принцип такой: как только появляется что-то инновационное, сразу - изучить, и, если это полезно, использовать.

«Нужно всегда быть готовым к меняющейся ситуации и быстро реагировать, - продолжает руководитель. - Самая сильная мотивация - это сама работа. Когда награда в самой работе - это и самая экономичная, и самая правильная мотивация. А еще нельзя терять темп. Как только показалось, что все идет слишком гладко, надо ставить новую интересную задачу, предложить такую идею, которая была бы значима и для общества, и для института. Чтобы она была интересна людям, и с ней можно было выйти на новый уровень.

Если директор и его команда решили, что это очень важно, то, приступив в воплощению задуманного, непременно достигнут результата».
Понятно, почему коллектив института представляет собой высокопродуктивную и организованную команду профессионалов, мотивированную к творческому труду, способную создавать востребованный рынком продукт и обеспечивать устойчивый финансово-экономический результат для своей компании. Неудивительно и то, что поделиться опытом управления гомельчан попросила крупнейшая российская корпорация «Росатом».

Сказка о золотой рыбке
«Гомельпроект» не только воплотил передовые архитектурные решения в нашей стране, но и, работая на экспортных рынках, по ряду направлений обогнал отечественную практику проектирования и строительства. Взять, например, высотный (25-этажный) жилой дом, ультрасовременное администритвно-офисное здание «КАНТРИ-ПАРК» в г.Химки или малоэтажную жилую застройку в подмосковном Новогорске. К сожалению, некоторое отставание технологий и консервативные подходы строительного сектора Беларуси не всегда позволяют реализовать все функциональные и эстетические задумки архитекторов на родине. Иная ситуация в соседней России, по крайней мере в Москве, где платежеспособный спрос обеспечил концентрацию передовых строительных технологий. Там заказчики готовы к самым смелыме архитектурным решениям, а потому ищут креативных и надежных проектировщиков. ОАО «Институт «Гомельпроект» старается отвечать этим ожиданиям.

Дело не только в ценах на услуги проектировщиков, и не только в платежеспособности российских заказчиков, а в возможности реализовать самые новые строительные технологии и требования компетентного заказчика. Стоимость во многом начинает формировать имя «Гомельпроекта». «Уже не мы ищем заказчиков, а они нас порой находят», - отмечает директор, - поэтому и цена выше».

Когда-то на волне строительного бума в середине 2000-х Минстройархитектуры и облисполкомы административными путями сдерживали экспорт услуг проектных организаций - в них остро нуждались на внутреннем рынке. Но после финансового кризиса, вылившегося в череду девальваций, ситуация кардинально изменилась. В стремлении уравнять внешнеторговый баланс и платежное сальдо страны экономические власти всячески стимулируют экспорт. У «Гомельпроекта» удельный вес этого показателя к объему работ увеличился с 20,7% в 2009 г. до 84,4% в 2012-м. Вот он, производитель интеллектуального продукта с минимальной импортоемкостью и высоким экспортным потенциалом! Институт - в каком-то смысле герой нашего времени, точнее, экономики, архетип субъекта хозяйствования, призванного стабилизировать экономическую модель Беларуси.

Результаты работы гомельчан всецело подтверждают теорию о способности сферы услуг генерировать высокую добавленную стоимость, по итогам 9 месяцев у института она составляет около 75% к совокупной выручке. При этом для производства конкурентоспособного продукта не потребовались полезные ископаемые, мегаватты электроэнергии и значительный промежуточный импорт в виде сырья и комплектующих. В основе этого продукта - интеллект и творческий потенциал наших людей, человеческий капитал, который на «Гомельпроекте» смогли объединить и превратить в капитал финансовый.

После осмысления специфики бизнеса и результатов работы «Гомельпроекта» становится понятно, почему директор начал беседу с того, как чувствуют себя на рабочем месте его подчиненные, счастливы ли они. «Золотая рыбка» сферы услуг не становится таковой сама по себе, ее надо растить и лелеять, создавать условия для продуктивной работы.

Сегодня конъюнктура рынка благосклонна к гомельским проектировщикам, будет ли она такой завтра - А.Тишкевич не знает. Но руководитель института уверен, что при любом раскладе событий и он лично, и трудовой коллектив приложат все усилия, чтобы их продукт оставался конкурентоспособным и находил заказчика. Ведь от этого напрямую зависит счастье людей в родной компании.

{jcomments on} 

Евгений КОРШУН

Ежегодно транзитом через Беларусь только автомобильным транспортом перевозится несколько десятков миллионов тонн грузов. По оценкам ассоциации БАМАП, если бы нам удалось пропустить через свои транспортно-логистические центры (ТЛЦ) хотя бы десятую часть этих потоков, страна дополнительно получила бы не менее 1 млрд. долл. валютной выручки. Но сохранение в ЕЭП принципа резидентства при оформлении товаров из третьих стран не позволяет нам в полной мере задействовать транзитный потенциал, в частности, при обслуживании российских грузопотоков.

Политики не скупятся на обещания. Выступая 31 мая на Форуме деловых людей ЕЭП, российский премьер Дмитрий Медведев в очередной раз заверил, что создание в 2015 г. Евразийского экономического союза снимет все внутренние барьеры. Россия пойдет на это даже в ущерб некоторым своим интересам. Правда, одновременно те, о чьих интересах идет речь и кто имеет устойчивое лобби в министерских кабинетах, предпочитают не конкретизировать сроки либерализации. На секции «Транспорт и логистика» форума представители ЕЭК в основном говорили обтекаемыми фразами, не обозначая каких-либо временных рубежей.

Ожидать быстрой отмены принципа резидентства не стоит, это невозможно в силу ряда налоговых, таможенных и иных нестыковок, уточнил 27 ноября по итогам заседания Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Коллегии ЕЭК министр по экономике и финансовой политике ЕЭК Тимур Сулейменов. Пока речь идет лишь о разработке плана совместных действий, который должен быть готов в I квартале 2014 г. При этом Т.Сулейменов признал, что «принцип резидентства является существенным барьером, чтобы мы могли признавать себя действительно единой таможенной территорией». А потому конечной целью наднационального органа управления ЕЭП остается переход на принцип резидентства Таможенного союза. В этой связи ЕЭК призывает представителей бизнеса высказывать свои мнения и пожелания по данной теме.

Впрочем, пожелания компаний транспортно-логистической сферы, по крайней мере, российских, сводятся как раз к сохранению действующих ограничений. Допуск белорусских ТЛЦ к свободному обслуживанию товарных потоков ЕЭП сулит им рост конкуренции и, возможно, частичную потерю рынка. Грузоотправители и грузовладельцы заявляют о конкурентных преимуществах обработки грузов в Беларуси - у нас зачастую она быстрее и дешевле, чем в России. По предварительным оценкам, крупные российские импортеры, переведя обработку товарных потоков в Беларусь, могли бы экономить на этом сотни миллионов долл.

Однако в России в последние годы вложены серьезные деньги в создание собственной логистической инфраструктуры, в частности, плотное кольцо ТЛЦ появилось вокруг Москвы. Собственники этих активов не особо жаждут передела рынка. Отсюда отраслевое лобби и блокирование некоторых политических решений ЕЭП.

Гонка «вооружений» и поиск виноватых
О необходимости более полно использовать потенциал Беларуси в обработке транзитных грузов заговорили лет десять назад. В какой-то момент инициатива предпринимателей пересеклась с желанием чиновников, что позволило достичь критической массы, необходимой для разработки комплексного документа. Так появилась Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 г., утвержденная постановлением Совмина от 29.08.2008 г. №1249. В нынешней ее редакции фигурируют 36 участков, на базе которых должны быть организованы логистические центры. Более десятка уже введены в строй, в т.ч. самый крупный на сегодня в Беларуси центр «Прилесье» совокупной складской площадью 230 тыс. м2.

Предполагается, что новые территориальные ТЛЦ появятся во всех областях Беларуси: в частности, в Барановичах, Бобруйске, Борисове, Жлобине, Мозыре, Орше и Пинске. В этих городах, по оценкам авторов программы, формируется и погашается наибольший грузопоток экспортно-импортных грузов. Тогда как региональные ТЛЦ, рассчитанные на обработку преимущественно внешнеторговых и транзитных грузов, планируют построить в областных городах, на пути международных транспортных коридоров, а также в СЭЗ.

Совокупный объем инвестиций в ТЛЦ по программе составляет несколько сот миллионов долларов - сумма весьма немаленькая для Беларуси. Только в упомянутое «Прилесье» уже вложено более 25 млн. долл., при том что весь инвестиционный период объекта оценивается в 145 млн. долл. Разумеется, инвесторы и государство ждут отдачи от этих вложений. Многие занервничали в связи с неспособностью властей быстро разрешить ситуацию с принципом резидентства. Не секрет, что ТЛЦ строятся в расчете как раз на преимущественное обслуживание экспортно-импортных и транзитных грузов. Кое-где встревоженные инвесторы уже отказались от строительства ТЛЦ, а для иных площадок, вошедших в программу, желающих организовать логистический бизнес просто не нашлось.

Медленные темпы реализации правительственных планов стали объектом резкой критики со стороны Президента во время недавнего посещения ТЛЦ «Минск-Белтаможсервис-2». «Будет то, что с деревообработкой. Я вам просто отвинчу головы, под мышку положу, и вы, если сможете, пойдете. Я вам не прощу», - пригрозил Александр Лукашенко.

По мнению белорусского лидера, если частники не спешат инвестировать в логистику - это должно сделать государство, сохранив свою долю и влияние на рынке услуг ТЛЦ. Чтобы укрепить позиции, госкомпаниям необходимо повышать качество услуг, внедрять IT-технологии, агрессивней идти на внешний рынки, демпинговать и т.д., перетягивая в свою пользу не только товар, но и финансовые потоки.
Впрочем, не так важно, какой формы собственности ТЛЦ, частной или государственной. Экономика сложится лишь тогда, когда на растущее предложение услуг логистики найдется достаточное количество заказчиков. Ни демпинг, ни IT-технологии, ни другие «уловки» бизнеса не способны в полной мере преодолеть заградительной препоны в виде принципа резидентства.

Их лишь можно сгладить, в т.ч. с помощью государства. Некоторым подспорьем для участников логистического бизнеса стал Указ от 11.08.2011 г. №358 «О стимулировании реализации товаров». Нормативный акт позволил уполномоченным экономическим операторам, включенным в реестры владельцев таможенных складов и владельцев СВХ, не уплачивать НДС на ввозимые в страну товары, предназначенные для дальнейшего экспорта с уплатой налога по стране назначения. Это, в частности поддержало развитие таможенной логистики - в 2012 г. объем услуг компаний, обладающих статусом таможенных представителей, вырос на 20%, примерно до 200 млн. долл.
Но рост отдельных сегментов логистической отрасли не делает погоды. По имеющейся у нас информации, ряд введенных в последние годы ТЛЦ столкнулись с проблемой наполняемости складских помещений и, как следствие, с недобором выручки.

Издержки менталитета
Создаваемая инфраструктура могла бы пригодиться и для нужд внутреннего рынка. Но к несчастью инвесторов, как показал опрос, проведенный в июле-августе т.г. КГ «Здесь и Сейчас» среди представителей различных отраслей, большинство белорусских предприятий (67%) не собираются пользоваться услугами логистических операторов. В настоящий момент логистику на аутсорсинг перевели лишь 6% респондентов.

Почему-то наши топ-менеджеры не спешат брать на вооружение опыт западных компаний, доказавших, что передача на аутсорсинг склада и доставки помогает снизить издержки на единицу продукции. Предприятия реального сектора экономики по привычке продолжают содержать собственное складское хозяйство и автопарк, беря на себя все эксплуатационные и иные расходы. Это помогает прирасти в балансовой стоимости, но никак не повышает эффективности работы.

При этом лишь половина опрошенных компаний пробуют самостоятельно решить задачи логистики, для чего создали у себя соответствующие отделы. Сложно надеяться на профессиональное и эффективное решение задач, когда одновременно 43% респондентов делегировали логистические функции непрофильным отделам.

Возможно, дело не только в непонимании преимуществ логистики по аутсорсингу, но и в недостаточном качестве услуг логистических операторов. Автору этих строк довелось услышать нелицеприятные замечания одного из бизнесменов относительно неразворотливости работников упомянутого ранее «Белтаможсервиса». Впрочем, претензии следовало бы перераспределить между логистическим оператором и работающими на его базе сотрудниками таможни. Ведь данная сфера услуг находится на стыке бизнеса и контролирующих функций таможенной службы. Здесь много зависит от регулятора в лице государства, его способности формировать благоприятные институциональные условия, что пока вызывает немало критики.

С высоты международных институтов
По оценке Всемирного банка в 2012 г. в сводном индексе эффективности логистики (The Logistics Performance Index) Беларусь заняла 91-е место среди 155 охваченных исследованием стран. Наш результат несколько лучше, чем у России (95-е место), но хуже, чем у Казахстана (86-е), а также у других ближайших соседей: Латвии (76-е), Украины (66-е), Литвы (58-е) и Польши (30-е). Индекс выводился по шести составляющим: оценивались работа таможни, инфраструктура, легкость международных перевозок, качество и компетентность логистики, возможность контролировать грузы пути, а также оперативность доставки. Заметим, наименьшую оценку ВБ (2,24 балла) получила как раз работа таможенных органов: по этом субиндексу Беларусь лишь 121-я в мире. На таком фоне понятны замечания бизнесменов.

Наверное, можно утешать себя тем, что российская таможня и вовсе оказалась на 138-ом  месте (работа этой службы у наших соседей давно вызывает массу нареканий, а коррупционные скандалы - где-то уже воспринимаются как норма). По мнению ВБ, хуже у россиян обстоят дела с инфраструктурой, а также качеством и компетентностью логистики. В том числе поэтому некоторые крупные грузовладельцы заявляют о конкурентных преимуществах Беларуси как площадки для обработки грузов экспортно-импортных потоков в ЕЭП. Но это, откровенно скажем, слабое преимущество. Мы все еще далеки от стандартов работы Западной Европы, страны которой в основной массе в авангарде по эффективности логистики.

Условия международной торговли в нашей стране в целом критично воспринимаются Всемирным банком. Именно они в купе с замонополизированной системой электроснабжения никак не дают нам приблизиться к заветной тридцатке лидеров по легкости ведения бизнеса. В рейтинге Doing Business-2014 по субиндексу «международная торговля» мы лишь 149-е в мире. Относительно конкурентоспособна Беларусь лишь в части стоимости экспорта, у нас она в среднем, по оценкам ВБ, составляет 150 долл./т контейнерных грузов против 2109 долл./т в странах Европы и Центральной Азии и 1070 долл./т - в ОЭСР, а также времени на экспорт грузов - 15 дней  против 25 и 11 соответственно.

По остальным показателям (количество документов на оформление ВЭД, времени в пути и стоимости доставки) мы не только уступаем наиболее промышленно развитым странам, но и странам-соседям. Особенно обращает на себя внимание стоимость доставки 1 т импорта контейнерами - 2 315 долл. и сроки доставки - 30 дней. Едва ли нелюбовь к иностранным товарам, портящим нам сальдо внешней торговли, может оправдать созданные в стране условия, при которых импорт становится столь затратным. А ведь все эти показатели внимательно изучаются инвесторами, прежде чем принять решение о вложении средств в Беларусь, в т.ч. в ее логистическую систему.

Заметим, чиновники министерств и ведомств дают своей работе куда более лестные оценки, обвиняя ВБ в необъективности. Критику в адрес методологии международных рейтингов высказывают и некоторые отраслевые бизнес-союзы, например, Ассоциация таможенных представителей. Но раз уж мы вышли на международный рынок услуг, наверное, продуктивней было бы сосредоточиться на совершенствовании своих институциональных условий в соответствии с международными стандартами, чем убеждать инвесторов в правильности наших оценок.
В противном случае даже отмена принципа национального резидентства в ЕЭП не гарантирует нам желанного притока инвестиций в логистическую отрасль и отдачи от этих вложений.

{jcomments on} 

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Белорусская элита в целом созрела к проведению структурных реформ в экономике страны. По крайней мере, о них активно говорится на всех уровнях, в т.ч. в эшелонах власти. Правда, до сих пор нет четкого плана и ориентиров на этот счет. Например, экономисты все чаще заявляют о необходимости увеличить долю услуг в ВВП. Ведь данный сектор генерирует более высокую добавленную стоимость, имеет меньшую энерго- и импортоемкость по сравнению с промышленностью, быстрей наращивает экспорт.

О целесообразности переформатирования ВВП в сторону большего удельного веса услуг заговорили еще в бытность премьера Сергея Сидорского. Подтолкнули сложности с экспортом в 2008-2009 гг. на фоне мирового финансового кризиса, а также растущая проблема отрицательного сальдо внешней торговли товарами. Правда, ни при тогдашнем, ни при нынешнем главе Совмина Михаиле Мясниковиче идея так и не получила комплексного развития. Взамен правительство сосредоточилось на реализации программных документов по отдельным отраслям.

Приехали
Между тем очевидная неспособность белорусской экономики демонстрировать устойчивый рост все настойчивей сигнализирует о необходимости проведения структурных реформ. В этом году именно промышленность и схожее по сути производства сельское хозяйство стали основным тормозом белорусского ВВП (см. диаграмму).

 Влияние основных видов экономической деятельности на формирование темпов роста ВВП в январе-октябре 2013 г., %
 

Скромный прирост экономики в 1,1% по итогам 10 месяцев достигнут лишь благодаря повышению налогов в этом году, тогда как валовая добавленная стоимость, собственно, характеризующая экономический рост, прибавила символические 0,2%. А ведь проблема не только в «просевшей» нефтянке, падение отмечено в текстильном и швейном производстве, металлургии, машиностроении, выпуске целлюлозы, бумаги и др.

Ситуация стала предметом серьезного недовольства со стороны главы государства. Выслушав 29 ноября отчет правительства и Нацбанка, Александр Лукашенко пообещал, что если по итогам I квартала 2013 г. ситуация не изменится, громких отставок не избежать: «Всю «голову» правительства мы сносим сразу. Дальше я прощать и терпеть бездействие не буду».
Воспрянет ли духом белорусская экономика в следующем году? Оценки Совмина на этот счет меняются то вверх, то вниз. Изначально в проекте прогноза социально-экономического развития на 2014 г. фигурировали 5,7% прироста ВВП, потом лишь 2,7%, а непосредственно перед отчетом у Президента показатель вновь подняли до 3,3%. К слову, Всемирный банк прогнозирует нам еще более скромный результат - 1%.

Что делать?
В последнее время усилия экономических властей были направлены на совершенствование законодательства и общее улучшение деловой среды в стране, что рассматривалось как составная часть институциональных реформ. Успехи Беларуси на этом пути признаются как отечественными субъектами хозяйствования, так и внешними институтами. Например, в одном из наиболее авторитетных глобальных рейтингов Всемирного банка (Doing Business) Беларусь за 7 лет поднялась со 129-го на 63-е место среди 189 стран. Однако рост в этом рейтинге не имеет прямой корреляции с динамикой национальных экономик (см. таблицу). Среди 11 стран СНГ Беларусь уступает в Doing Business-2014 лишь Армении (37-е место), но одновременно имеет наименьший показатель по росту экономики. Хуже дела обстоят только на Украине, которая и вовсе скатилась в рецессию.

Любопытно, что наиболее динамично ВВП растет в азиатских республик, где условия ведения бизнеса получили наихудшие оценки от ВБ. При этом самый стремительный экономический рост в этом году демонстрирует Туркменистан, который и вовсе не попал в рейтинг.

 Сравнение места стран СНГ в Doing Business-2014 с темпами роста экономики по итогам трех кварталов 2013 г. к аналогичному периоду 2012 г.
 Страна Место в рейтинге Динамика ВВП, %
Азербайджан70105,4
Армения37102,6
Беларусь63101,1
Казахстан50105,7
 Кыргызстан68109,2
 Молдова78104,9
 Россия92101,3
 Таджикистан143107,4
 Туркменистан-110,0
 Узбекистан146108,1
 Украина11298,5

Не особо впечатлены нашими реформами иностранные инвесторы. Исследовательский центр ИПМ, проанализировав зависимость между иностранными инвестициями на душу населения и условиями ведения бизнеса в 163 странах, пришел к выводу, что при нынешних позициях республики в Doing Business ПИИ должны составлять не менее 3,5 млрд. долл. против фактических 1,376 млрд. долл. в 2012 г.

Да, есть целый ряд причин, почему буксует белорусская экономика. Ей объективно нужно время, чтобы приспособиться к условиям ограниченного эмиссионного кредитования, на реальный сектор давят высокие процентные ставки по коммерческим кредитам, не все гладко у нашего основного экономического партнера - Российской Федерации. Но есть и факторы, которые скорее связаны с недоработками регулятора, а точнее с нежеланием менять сложившуюся экономическую модель. Институциональные реформы носят узкий характер, а потому не перерастают в структурные.

Упрощение условий регистрации нового бизнеса и некоторые другие законодательные подвижки позволяют Беларуси перманентно увеличивать число субъектов хозяйствования. Только за 10 месяцев года в стране появилось 17 834 организации! В основном они создавались как раз в сфере услуг (в строительстве - 1 778, торговле - 6 115, в секторе транспорта и связи - 3 840, гостиничном и ресторанном бизнесе - 368), тогда как в обрабатывающей промышленности появились 1 638 новых предприятий, а в сельском хозяйстве - 379.

Пополнение семьи субъектов хозяйствования, впрочем, не приводит к ощутимой трансформации экономики и общей макроэкономической стабилизации. Полагаем, настоящие сдвиги начнутся лишь, когда власть наберется смелости провести более-менее значительное разгосударствление реального сектора, а заодно откажется от протекционистской политики по отношению к нежизнеспособным предприятиям и отраслям. Подобные решения требуют политической воли, а их реализация может иметь болезненные социальные последствия, но как гласит древняя мудрость, «нельзя перейти реку, не замочившись».

Пока же чрезмерная концентрация активов и всех видов ресурсов в руках государства, а также нежелание расставаться со сложившейся отраслевой структурой просто не оставляют достаточно питательной среды для роста компаний в новых секторах.

Время - деньги
Конечно, если бы в Беларуси была проведена масштабная приватизация, то спустя одно-два десятилетия отраслевая трансформация произошла бы сама собой, эволюционным путем. Эффективные собственники (частники) постепенно перераспределили бы активы в пользу более прибыльных и устойчивых отраслей, в т.ч. сферы услуг. Но столь значительный временной лаг - непозволительная роскошь для нашей страны. Да и власть не демонстрирует готовности к серьезному разгосударствлению экономики.

Так что возрастает необходимость в осознанном проведении правительством структурных отраслевых реформ - в целенаправленном наращивании доли услуг в ВВП. Какие из них развивать прежде всего? Поскольку республика все еще не сбалансировала внешнюю торговлю, в приоритете должны быть те, кто способен активно наращивать экспорт без привлечения значительного промежуточного импорта. В их числе сектор информационно-коммуникационных технологий, туризм, инженерные, архитектурные, логистические, экспедиционные услуги. Достаточно импортоемки, но вместе с тем конкурентоспособны на внешних рынках транспортная отрасль и строительство.

По многим из этих секторов вложения дают на порядок большую отдачу, чем инвестиции в привычное для нас промпроизводство. Туда и нужно направлять капитал в рамках системного подхода.

{jcomments on} 

Вячеслав МИЦУРА

В условиях просевшего спроса на внутриреспубликанские автомобильные перевозки грузов выручают наработанные связи с постоянными клиентами и имидж надежного перевозчика. В этом убедились в ОАО «Борисовгрузавтотранс» - одном из старейших транспортных предприятий Минской области.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию в промышленности и строительстве (транспортники зависят от их грузопотоков), по итогам 10 месяцев т.г. Борисовгрузавтотранс обеспечил прирост большинства основных показателей, в т.ч. объема перевозки грузов (+3,3%) и грузооборота (+1,2%). По мнению директора организации Анатолия ЛАППО, помогли устоявшиеся доверительные отношения с некоторыми крупными заказчиками региона.

За 70-летнюю историю компания заработала репутацию надежного партнера, и, как считает А.Лаппо, не нуждается в дополнительной рекламе. Автопарк из порядка 90 машин (преимущественно самосвалов МАЗ) позволяет закрывать серьезные объемы работ.

- Надо заказчику 10 машин - пожалуйста, надо 30 - никаких проблем, 40 - завтра обеспечим. Все приедут в срок, срывов не будет, - уверяет руководитель.

А.Лаппо уверен в своих подчиненных. Безответственных водителей в его команде нет. А если случайно такой появится из числа новичков, то долго в организации не задержится. Основной костяк - проверенные временем люди со стажем работы 20 лет и более. Директор всегда держал высокую планку в кадровой работе, лучших водителей в организацию привлекал рублем (на пике заказов они могут зарабатывать свыше 1000 долл. в месяц), а также социально бытовыми условиями - возможность принять душ на предприятии по возвращении из рейса тоже имеет значение для работника.

Зато в «жаркую» пору водители трудятся не покладая рук, точнее не отрывая их от баранки. Например, самосвалы ОАО «Борисовгрузавтотранс» регулярно в несколько смен участвуют в уборочной кампании, практически круглосуточно велась работа в ходе строительства дороги М4 Минск-Могилев. Неудивительно, что о предприятии знают далеко за пределами Борисовского района, а география заказов не ограничивается только Минской областью.

И все-таки в последние годы работать стало сложнее, признает руководитель. Дело не только в общей непростой экономической ситуации в стране. Многие строительные и промышленные организации относительно дешевые инвестиционные ресурсы прежних лет использовали на формирование собственных автопарков. О том, что перевозки зачастую выгодней отдавать на аутсорсинг, почему-то не задумывались. Сейчас, правда, звучат жалобы на то, что вложенные в транспорт средства плохо окупаются (оно и понятно, сложно обеспечить эффективную загрузку непрофильных активов). Но транспортникам от этого не легче, ведь из-за такого поворота «модернизации» они потеряли часть заказов.

Восполнить их сложно. Развивать международные перевозки? «Борисовгрузавтотранс» периодически осуществляет их в формате Беларусь-Россия-Беларусь, но сложно рвануть с экспортом услуг, когда у тебя в основном самосвальный автопарк, предназначенный для сыпучих грузов. Попытки сосредоточиться на смежных услугах, конечно, дают определенные результаты. Действующая на предприятии станция диагностики и ремонта автомобилей давно уже себя окупила.

Дополнительный доход приносит работа в статусе авторизованного сервисного центра по автомобилям МАЗ, двигателям МТЗ и ЯМЗ. Но в структуре выручки прочие направления все равно занимают не более 15%. В этой связи А.Лаппо надеется на скорейшее оживление белорусской экономики и на то, что правительство продолжит реализацию инфраструктурных проектов вроде строительства дорог. Благо, у «Борисовгрузавтотранс» накоплен значительный опыт работы на такого рода объектах.

ОАО «Борисовгрузавтотранс»
222120, Минская обл., г.Борисов, ул. III Интернационалая, 199
Тел.: +375 (177) 72-07-34
Факс. +375 (177) 72-15-11
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

{jcomments on}