№10 (172) - Октябрь

 

Тема номера: БИЗНЕС В РЕГИОНАХ

 
  • Поиск нетрадиционных решений в сложной экономической ситуации.

  • Три столпа "Спецжелезобетона": не ассортиментом единым в условиях конкуренции.

  • От первичного накопления до автоматизации: секреты устойчивого развития компании от "Альянспласт".

  • Увидеть прибыль за деревьями:  от чего зависит экспортный потенциал древесных ресурсов?

  • Осознанный выбор: что помогает Азербайджану двигаться в сторону более технологичной экономики?

  • От пуговицы до коляски: как "ЭКТБ" соперничает с китайцами?

  • Дайте потребителю выбор - и будет спрос: как ТД "Свислочь" превратился в успешный бренд?




Уважаемые читатели!

Отсутствие реального снижения потребления за истекшие 5 лет после мирового финансово-экономического кризиса не позволяет практически всем странам перелистнуть страницу напряженности и перейти к уверенной положительной динамике. Напротив, рост оплаты труда, осуществление социальных программ при незначительном повышении производительности труда ведут к удорожанию факторов производства, снижению конкурентоспособности экономики, росту внешнего долга, вынужденной эмиссии и, как следствие, к инфляции, уменьшению темпов роста ВВП.

Осознание необходимости рациональной экономии, с одной стороны, и выполнение предвыборных обещаний во время президентской кампании о реформе здравоохранения - с другой, поставило богатейшую страну перед угрозой дефолта, до которого в октябре отсчитывали часы. И хотя компромисс был найден, но основа проблемы не устранена. Америка не может жить без эмиссии, которая подтачивает ее экономику.
В России средняя заработная плата уже сравнялась с оплатой труда в ряде стран Восточной Европы. Как отмечают специалисты, цены на энергоносители на российском рынке в полтора раза выше, чем на американском. В результате экономика теряет конкурентоспособность и прогноз по росту ВВП на 2013 г. уже снижен до 2%. В этих непростых условиях премьер-министр Д.А.Медведев в статье «Время простых решений прошло» сформулировал стратегию развития экономики.

В самой стратегии принципиально новых подходов нет, но тактика свидетельствует о том, что правительство готово к более решительным действиям, чем ранее. Во-первых, предлагается отказаться от «сохранения занятости любой ценой, независимо от экономических соображений». Справедливо указывается на то, что «залог социальной стабильности состоит в создании условий для профессионального роста, а не в консервации того, что уже отжило свой век». И в стратегии, и в тактике особо выделено обеспечение предпринимательской свободы и создание конкурентной среды для модернизации и инновационного развития.

Модернизация определена как отказ от неконкурентоспособных производств и создание новых эффективных рабочих мест благодаря поддержке малого и среднего бизнеса. Названы и конкретные меры. Так, с 2014 г. снижен барьер по численности работающих на предприятии с 30 до 7 человек для получения льгот в сфере информационных технологий. Региональным и местным органам власти предоставлена возможность вводить налоговые каникулы для малых предприятий. Предложено расширить финансовую поддержку малого и среднего бизнеса, определить квоты на приобретение товаров и услуг малого и среднего бизнеса в системе государственных и муниципальных закупок. Наряду с этим обозначено понимание того, что основной проблемой в развитии бизнеса является отсутствие дешевых и длинных денег. Осенью Государственная Дума должна рассмотреть соответствующий законопроект.

В середине октября в докладе министра энергетики РФ А.В.Новака на совещании по вопросам развития нефтехимической промышленности под руководством Президента РФ в Тобольске прозвучали практические меры по материализации изложенной Д.А.Медведевым стратегии. В связи с признанием созданной в советский период структуры отрасли неконкурентоспособной намечено перейти к организации шести кластеров, которые принципиально должны поменять отраслевую логистику. Более того, наращивание современных перерабатывающих мощностей позволит, несмотря на рост добычи нефтегазового сырья к 2030 г. в 2,3 раза - до 65 млн. т, увеличить переработку с 31 до 59%, что обеспечит динамику выпуска крупнотоннажных полимеров с 3,3 до 22,3 млн. т, или почти в 7 раз.

Это не только изменение структуры отрасли, но и продолжение перестройки структуры экономики страны, ибо 1 рабочее место в нефтехимии создает 4,5 рабочих мест в других отраслях. Кроме того, с учетом складывающегося в мире профицита на рынке полимеров намечено расширить их потребление в 2-3 раза внутри страны (сегодня это 31 кг, что ниже в 5 раз, чем в США и в 3 раза, чем в Японии). Реципиентами продукции в первую очередь станут отрасли ЖКХ и строительства, включая дорожное.

Что это означает для Беларуси, у которой ВВП в 2013 г. тоже демонстрирует замедление роста? За 9 месяцев рост показатель увеличился на 1,1%, что почти в 3 раза ниже, чем год назад. При этом за 8 месяцев прирост реальной заработной платы достиг 17,9%, а производительности труда - 2,2. В Минске номинальная среднемесячная заработная плата в августе уже составила 754 долл. Очевидно превышение потребления над ростом объема производства, основанное на эмиссионном кредитовании экономики. Денежная масса за 9 месяцев увеличилась на 15,2%. Все это неминуемо сказывается на снижении конкурентоспособности экономики, невозможности привлечения прямых иностранных инвестиций для создания новых эффективных рабочих мест. При этом модернизация нефтехимической российской отрасли неизбежно затронет загруженность белорусских переработчиков, а это более 30% экспорта. Стремление перерабатывать нефтехимическое сырье в России уже поставило в повестку дня пошлины на поставку сырья за рубеж. И если цель Беларуси - сохранение самостоятельности, то ей необходимо, так же как и России, озаботиться поиском непростых решений.

С уважением, А.Н.Ковтуненко

{jcomments on} 

Вячеслав МИЦУРА

Развитие сразу трех производственных направлений – железо-бетонные трубы, железнодорожные шпалы и элементы благоустройства - позволило ОАО «Спецжелезобетон» нивелировать колебания спроса, обеспечив устойчивую загрузку мощностей и хорошие финансовые показатели работы. При этом расположение предприятия в удаленном полесском регионе (в Микашевичах) никак не подрывает конкурентоспособности, убежден его директор Василий БАСЕВИЧ.

По мнению известного американского экономиста, нобелевского лауреата Майкла Портера, в современном мире конкуренция, так же как и конкурентоспособность, почти не зависит от местоположения. Глобализация позволяет компаниям откуда угодно получать капитал, товары, технологии и организовывать свою деятельность там, где это наиболее эффективно в плане затрат. Похоже, опыт микашевичского предприятия полностью доказал теоретический тезис, а значит, бизнес в белорусских регионах может и должен быть успешным.

Уроки шоковой терапии
По словам В.Басевича, выживать в рыночных условиях научила жизнь. В советские времена предприятие было крупнейшим производителем железобетонных труб, а три четверти его продукции отгружались за пределы республики - от Байкала и Средней Азии до Калининграда и Мурманска. Развал СССР без преувеличения стал шоком: в какой-то момент сбыт и производство сократились почти на 90%. Возник вопрос: что же делать дальше? Были даже мысли полностью сменить профиль производства. Однако в итоге приняли решение не только сохранить, но и расширить номенклатуру железобетонных труб.

«Сегодня на постсоветском пространстве мы - самый «продвинутый» их производитель и по объемам, и по качеству, и по ассортименту», - с гордостью отмечает В.Басевич. Рынку предложили широкий выбор микротоннельных, дорожных, напорных, безнапорных труб диаметром 300-2400 мм, а с недавних пор - до 3600 мм. Изделия с солидным запасом прочности. Например, если по стандартам безнапорные трубы должны выдерживать давление до 0,5 атмосфер, то продукция из Микашевич может до 2. Уплотненные стенки и прорезиненные стыки исключают потеки, а если надо транспортировать агрессивные по отношению к бетону жидкости, можно воспользоваться трубами с внутренней пластиковой оболочкой.

Неудивительно, что по мере восстановления покупательского спроса предприятие не только восстановило прежние объемы, но и превысило их.
Впрочем, воспоминания о шоковом падении спроса в начале 90-х не давали покоя, а потому решено было подстраховаться организацией нового производства железнодорожных шпал. После распада СССР БелЖД вынуждена была импортировать эту продукцию, так что идею импортозамещения в партнерстве с ОАО «Спецжелезобетон» руководство железной дороги охотно одобрило - вскоре в Микашевичах появились мощности, позволяющие выпускать до 300 тыс. железобетонных шпал в год. По несущей способности новая продукция не только не уступала, но даже превосходила европейские аналоги, а сбыт гарантировали плановые строительные и ремонтные работы железнодорожников.

Третьим столпом стабильного развития стало производство элементов благоустройства (тротуарной плитки и бордюра) мощностью до 40 тыс. м2 в месяц. Товар быстро стал ходовым как среди покупателей-организаций, так и граждан. Сегодня он присутствует на всех более-менее значимых стройках Полесья и сопредельных регионов.

Таким образом, сформирован сбалансированный производственный портфель, в котором все три направления заняли примерно равные доли. Это позволило успешно сглаживать сезонные и иные колебания спроса по отдельным видам продукции, работать с высокой загрузкой мощностей при минимальных складских запасах.

Во имя эффективности
Но не ассортиментом единым выживают в условиях конкуренции! По мере насыщения рынка товарами цены на нем проседают, а растущие тарифы перевозчиков съедают маржу производителя. Если в прежние годы можно было отгружать продукцию в Россию с рентабельностью 40%, то теперь и 10% рады. В зависимости от региона доставка железобетонных изделий увеличивает себестоимость на 25-50% и более. А ведь часто расстояния измеряются даже не сотнями, а тысячами километров. В прошлом году, например, поставки осуществлялись в Мурманск (2300 км), Сургут и Караганду (3800), Ямало-Ненецкий автономный округ (4400) и даже Красноярский край (4900 км).

Выиграть борьбу на удаленных рынках с местными производителями можно, лишь серьезно оптимизировав производственные издержки. На «Спецжелезобетоне» эту задачу решают за счет основательной модернизации, которой уже подверглись 5 из 6 действующих технологических линий.

В итоге удалось не только расширить производственный портфель, повысить объемы и качество продукции. Совершенствование и автоматизация процессов существенно увеличили производительность труда. Если ранее на производстве 60 тыс. м3 железобетонных изделий в год были задействованы 700 работников, то сейчас 120 тыс. м3 делают 450 человек. Директор «Спецжелезобетона» - убежденный противник подхода «создания рабочих мест ради рабочих мест». Модернизация должна быть направлена лишь на появление высокопроизводительных.

В прошлом году валовая добавленная стоимость (ВДС) на одного среднесписочного работника составила 111,4 млн. руб., или по среднегодовому курсу около 16,7 тыс. долл. Этот показатель движется к среднеевропейскому, и с учетом темпа роста ВДС (за 9 мес. т.г. - 153,5% к аналогичному периоду 2012 г.) по итогам 2013 г. есть шанс довести его до 20-21 тыс. долл., а выручку от реализации продукции – до 70 тыс. долл. на одного работника. И это не предел. Есть резерв для дальнейшей оптимизации персонала, убежден В.Басевич. Правда, мешают архаичные требования законодательства. Например, у нас не разрешено совмещать должности инженера-эколога и инженера по охране труда, если ты киповец, обслуживающий контрольно-измерительное оборудование и автоматику, то не можешь быть электриком и т.д. Многие кадры недозагружены, а производительность труда не достигает своего потенциала. «Получается, мы хотим работать как в СССР, а зарабатывать - как в Германии», - замечает руководитель.

Наконец, надо признать, что в стране год от года нарастает кадровый голод. Вхождение в трудоспособный возраст малочисленного поколения 90-х, усилившаяся миграция и провалы в сфере профессионально-технического образования - все это серьезные вызовы для тех, кто задался целью проводить эффективную кадровую политику. Достойная заработная плата - один из способов привлечь и удержать квалифицированных работников. При этом доходом 500-700 долл. в месяц уже мало кого заинтересуешь. На ОАО «Спецжелезобетон» средняя зарплата составляет 8,2 млн. руб., у некоторых специалистов она достигает 11-12 млн. (не каждый минчанин может похвалиться такими доходами). Тем не менее предприятие испытывает сложности с набором персонала.

На счетчик!
Системным перекосом белорусской экономики остается высокая энергозатратность, которая отягощает себестоимость и подрывает конкурентоспособность отечественной продукции. Проблема все еще характерна для многих предприятий индустрии стройматериалов, но не для «Спецжелезобетона». Там планомерная модернизация последних лет позволила снизить долю энергозатрат в себестоимости до 4% (см. диаграмму). Ввысокопроизводительное оборудование одновременно оказалось и энергоэффективным. Кроме того, сэкономить позволило новое котельное хозяйство. От прежней полуторакилометровой теплотрассы, доставлявшей горячую воду с соседнего «Гранита», решили отказаться - слишком высоки были потери тепла и эксплуатационные затраты. Собственную котельную перевели с жидкого топлива на природный газ. Новая установка обошлась относительно недорого - около 1,4 млрд. руб., так что вложения должны скоро окупиться. Чтобы не тратиться на сложную инфраструктуру, на заводах управления поставили локальные котлы.

 Динамика потребления ТЭР на 1 тыс. м3 продукции
 

Выполняются показатели по экономии моторного топлива для автомобилей, его потребление к прошлому году сократилось примерно на 7%. Достичь столь ощутимого результата помогли перевод автопарка с бензина на дизтопливо, а также установка GPS-систем, контролирующих передвижение машин.

Инвестиции с умом
Разумеется, серьезное обновление основных фондов, модернизация с ориентиром на высокие европейские стандарты - дело затратное, а при использовании крайне дорогих сегодня заемных ресурсов - и вовсе расточительное. Не секрет что некоторые отечественные предприятия, обновив производственную базу ценой роста кредиторской задолженности, вместо финансового благополучия заработали хроническую неплатежеспособность.

«Брать рублевый кредит под серьезную модернизацию - это утопия», - убежден В.Басевич. Даже валютные кредиты под технологический импорт выдаются по ставке около 10% годовых, что заметно дороже ресурсов, доступных для предприятий в Европе.
Стоит отдать должное руководству «Спецжелезобетона», которое почти всю модернизацию смогло провести за счет собственных средств предприятия. И даже бюджетное финансирование не привлекали, хотя могли бы, ведь контрольный пакет акций АО принадлежит государству. Напротив, предприятие перечисляет часть прибыли в бюджет, в т.ч. 24% - в инновационный фонд Минстройархитектуры. Так что в распоряжении компании остается только 40% от конечного финансового результата.

А когда приходится привлекать заемное финансирование, на «Спецжелезобетоне» здраво оценивают его стоимость и по возможности минимизируют издержки. Например, позволит лизинг оптимизировать налоговые платежи - значит, ему и приоритет.

Клиент - дело тонкое
Выручка от реализации - основной финансовый источник. И чтобы он не пересох, слаженно должен работать сбыт. Сегодня на складе «Спецжелезобетона» - 1-2-дневный объем выпуска продукции. Недостижимая мечта для многих промышленных предприятий! Но В.Басевич стремится увеличить складские запасы до недельного производства, а своих подчиненных настраивает, чтобы там присутствовал максимальный перечень номенклатуры. И если клиент позвонит, то должен услышать в ответ: «приезжайте - берите».
Емкий склад также нужен, когда идут значительные объемы заказов. Ведь ждать никто не любит. Скорость важна и при освоении новых модификаций продукции - это верный способ отстоять заказчика. «Лет 7 назад во время строительства гребного канала в Бресте неожиданно понадобилась труба диаметром 2000 мм, - вспоминает руководитель. - За несколько дней разработали оснастку - и выдали нужный продукт, немало удивив строителей».

Особое отношение к крупным инфраструктурным проектам, за которые есть смысл побороться и в Беларуси и за ее пределами. «Такие объекты отслеживаем еще на этапе проектирования, стараемся, чтобы запроектировали именно наши трубы, для этого готовим разную документацию, доказываем свое преимущество как надежного поставщика», - рассказывает директор. В основном такие стройки финансируются из госбюджета, поэтому если удалось заключить договор на поставку, как правило, проблем с расчетами не бывает, да и в цену можно заложить хорошую рентабельность. Сложнее с промышленными объектами, которые теперь чаще возводятся частными структурами (особенно в России). Там, переговоры зачастую идут долго, а покупатель старается максимально сбить цену.

Бывает, что у нового крупного заказчика возникают сомнения: а сможет ли предприятие из полесской глубинки сделать все качественно, в срок и в должных объемах? Сомневающихся приглашают посмотреть производство своими глазами - на «Спецжелезобетоне» привыкли удивлять гостей (в хорошем смысле этого слова). Высокие технологический уровень и слаженность работы неизменно вызывают уважение, а для кого-то являются примером для подражания.

Народная мудрость
Замедление белорусской и российской экономик, влияющее на объемы строительства, а также рост девальвационных настроений в обществе вызывают тревогу у руководителя «Спецжелезобетона». «Но я по-крестьянски рассуждаю - «паміраць сабраўся, а жыта сей», - обозначил свою жизненную философию В.Басевич. Модернизация и совершенствование бизнес-процессов создали запас прочности, а экспорт, на который приходится примерно четверть отгружаемой продукции, формирует достаточно валютной выручки, чтобы покрывать технологический и промежуточный импорт, и при этом у предприятия оставалась свободная для продажи валюта.

К тому же рынок жилья в Беларуси, России и других постсоветских странах далек от насыщения. Например, в нашей республике на одного человека приходится 23 м2, а в Европе - в среднем 50 м2. Так что в будущем и государство, и граждане постараются использовать все возможности для решения жилищного вопроса, а значит, будет создаваться инфраструктура, благоустраиваться территории. К тому же в большинстве случаев железобетонные изделия остаются вне конкуренции по сравнению с другими материалами. Так, ставшие модными года 3 назад пластиковые трубы показали себя несостоятельными на раскисших грунтах, где они деформировались и всплывали, нарушая сток. Да и цены на этот товар кусаются.

А если технологический прогресс предложит более прогрессивное решение, «Спецжелезобетон» будет на полшага впереди своих конкурентов, заверил директор. «Наши лучшие решения уже не раз копировали. Что ж - тогда опять создаем что-то новое. В любом случае вершки этих решений мы сорвем. У меня хорошие связи с европейскими партнерами, у которых многое заимствую на перспективу, отслеживаю новые направления. Но как производственник считаю, что моя задача - не изобретать, а разумно использовать то, что уже изобретено».
И в чем точно можно быть уверенным - В.Басевич, отдавший предприятию 35 лет жизни, со времени его строительства и ввода в эксплуатацию, сделает все, чтобы его детище продолжало успешно развиваться.

Справка «Директора»
Предприятие «Спецжелезобетон» начало работу в 1984 г. Неоднократно становилось лауреатом различных конкурсов и премий в области качества. Вся продукция сертифицирована в Беларуси, а шпалы железобетонные и трубы железобетонные безнапорные также сертифицированы в Российской Федерации. Имеется полный комплект нормативной и технической документации: СТБ и ТУ РБ, технологические карты, удостоверения гигиенической регистрации, ИСО 9001-2009.
Основные рынки сбыта - Беларусь и страны СНГ, а также Балтии. В 2012 г. объем экспорта составил 8,54 млн. долл., за 9 мес. т.г. - 7,1 млн. долл., сальдо внешнеторгового баланса - 6,3 и 5,66 млн. соответственно, рентабельность продаж - 6 и 9,7%. Всего в январе-сентябре 2013 г. заказчикам отгружено 150 км труб, 360 км бордюров, 205 тыс. м2 тротуарной плитки.

ОАО «Спецжелезобетон»
225680, Брестская обл., Лунинецкий р-н, г. Микашевичи, п/о Гранитное
тел.: +375 (01647) 43-810, 43-829, 43-831
факс: +375 (1647) 43-806
www.mikabet.by
mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

{jcomments on}

Марина НОСОВА

По данным ассоциации БАМЭ, в 2012 г. рынок транспортно-экспедиционных и логистических услуг увеличился на 23% - до 1,595 млрд. долл. Этому помимо прочего способствовал рост активности компаний-экспедиторов, которые выполняют роль связующего звена между грузоотправителем, транспортной компаний и получателем. Преимущества такого посредничества очевидны - передача экспедиционных функций на аутсорсинг позволит заказчику оптимизировать работу ряда служб и отделов (ВЭД, доставки, склада), а значит - сократить издержки и повысить конкурентоспособность своей продукции. Чем выгодны транспортно-экспедиционные услуги производителям и импортерам? Каково будущее рынка? На эти и другие вопросы ответил директор частного транспортно-экспедиционного унитарного предприятия «Сервис М Логистик» Виталий ЛАЗУК

- Значительный рост рынка в 2012 г. я в первую очередь связываю с отменой лицензирования транспортно-экспедиционных и логистических услуг. Это привело к тому, что появилось множество новых субъектов хозяйствования. Для промышленных предприятий, перевозчиков, грузополучателей - это, конечно, выгодно, ведь рынок формирует оптимальную цену, создаются конкурентные преимущества для доставки продукции основных белорусских экспортеров.
Кроме этого, данный рост я связываю с тем, что статистика стала учитывать услуги логистических центров. Пусть их немного, но это крупные компании с хорошим оборотом. Многие теперь хотят получать комплекс логистических услуг, а не обращаться к мелким игрокам рынка.

- Виталий Иванович, в чем выгода от сотрудничества именно с вашей компанией? Наверняка есть некие «изюминки», которые отличают «Сервис М Логистик» от других транспортно-экспедиционных компаний.

- Растущая глобальная конкуренции требует минимизации издержек. Именно цена является определяющей в выборе поставщика услуг. Выживают только те, кто предлагает наименьшие ставки и высокий уровень оказания услуг, работает в условиях большого оборота. Наша компания специализируется на предоставлении 2PL-услуг, т.е. занимается транспортно-экспедиционной деятельностью. Мы организуем доставку грузов автомобильным либо сразу несколькими видами транспорта в формате мультимодальных перевозок.

Сегодня у Беларуси достаточно высокий товарооборот со странами Юго-Восточной Азии. Мы доставляем туда продукцию крупных белорусских экспортеров, именно они прибегают к услугам экспедиторских компаний. Мы организуем отправку продукции в порты Балтии или Украины, а потом - морскими контейнерными путями в порты Юго-Восточной Азии. Также грузы из этих стран поставляются в Беларусь. Организация мультимодальных перевозок грузов и является нашим конкурентным преимуществом.

По статистике БАМЭ, в Беларуси работает 654 транспортно-экспедиционных и логистических предприятий, в том числе 12 логистических центров и 280 индивидуальных предпринимателей. В ассоциацию входит 124 члена, но не все они занимаются смешанными перевозками грузов. Мы гарантируем предоставление комплексной, качественной услуги в данном сегменте.

- Как за 13 лет работы «Сервис М Логистик» совершенствовалось качество оказания услуг?

- Качество в большей степени зависит от персонала. Думаю, не только нашей компании, но и многим другим приходится решать задачу повышения компетентности работников. Особенно актуально это для 3PL-услуг. После обучения в течение испытательного срока и положительного решения о зачислении сотрудников мы отправляем их в учебные центры «БАМЭ-Экспедитор» и «БАМАП-Веды» для повышения компетентности в организации перевозок. Нам бы хотелось принимать на работу уже готовых специалистов с транспортным образованием, но основные вузы находятся в Минске и Гомеле, а мы работаем в Гродно. Приходится решать проблему за счет организации курсов. В целом квалификации сотрудников придаем большое значение, поскольку без этого говорить о качестве услуг невозможно.

Качество также определяется отточенными годами связями с нашими подрядчиками - перевозчиками и страховыми компаниями. Мы постоянно совершенствуем бизнес-процессы на предприятии. Три составляющие: компетентный персонал, связи с подрядчиками и совершенствование бизнес-процессов - основа нашей работы. Насколько четко и компетентно проходят переговоры с подрядчиками, быстро и эффективно достигаются соглашения, настолько и качественно оказываем мы услуги.

- Осуществляете ли экспорт услуг?

- Мы работаем не только с крупными белорусскими предприятиями, которые в основном экспортируют свою продукцию, но и с их контрагентами. Один из наших клиентов - Белорусский металлургический завод, его продукцию - металлокорд - мы поставляем на многие шинные заводы в Европе и России. Поэтому среди клиентов есть австрийские, немецкие и российские компании, которые пользуются нашими транспортно-экспедиционными услугами. Они уверены в «Сервис М Логистик» как в надежном экспедиторе, поскольку мы хорошо знаем рынок, привлекаем лучших белорусских перевозчиков, делаем это быстро и четко.

- Могут ли белорусские компании-экспедиторы в условиях сохраняющегося принципа резидентства в ЕЭП полноценно обслуживать российских производителей и импортеров, наращивая экспорт услуг в этом направлении?

- Принцип резидентства касается брокерских услуг. Это одна из основных проблем, которую должны решить в рамках Таможенного союза. Должна быть проведена унификация таможенного законодательства и разрешительной системы. При оказании транспортно-экспедиционных услуг этот принцип не действует. Рынок ТС позволяет нам как резидентам Беларуси работать и с резидентами России. Однако у российских экспедиторов есть привилегии по участию в тендерах, которые проводят крупные российские компании. Чтобы преодолеть эту проблему, многие белорусские компании вынуждены открывать бизнес и в России.

- В этом году на рынке сложилась непростая конъюнктура цен на транспортные услуги, что сказалось на маржинальности перевозок. Как себя в таких условиях чувствуют компании-экспедиторы?

- Действительно, в этом году на рынке сложилась непростая ситуация. После отмены лицензирования и появления льгот Декрета от 7.05.2012 г. №6 по ввозному НДС и таможенной пошлине при покупке транспортных средств на белорусском рынке появилось много новых транспортных компаний. Они в основном начали работать на рынке СНГ, в меньшей степени - Евросоюза. Именно в СНГ мы ощутили снижение ставок фрахта и усиление конкуренции. Если в предыдущие годы с учетом повышения цен на топливо, девальвации российского рубля рост фрахта составлял 5-6%, то в этом году наблюдаем противоположную ситуацию - цены упали. Появилось много предложений. Хотя крупные клиенты продолжают работать с прежними партнерами, они одновременно проводят переговоры по снижению цены в силу увеличения предложений на рынке. Понимая это, мы идем на уменьшение наших комиссионных и ставок фрахта для перевозчиков.

Экспедиторский бизнес не является высокорентабельным, поэтому приходится бороться за каждого клиента. Чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, меняем подходы к ценообразованию и качеству услуг. Сегодня работаем от оборота.

- Как заявляет руководство БАМЭ, после отмены лицензирования транспортно-экспедиционной деятельности появились многочисленные недобросовестные исполнители, в результате чего страдает доверие к экспедиторам, особенно со стороны зарубежных заказчиков. Заметили ли вы такую проблему?

- Ситуация противоречивая. Отмена лицензирования дала положительный эффект для развития данных услуг и экономики страны в целом. С другой стороны, действительно появились лжеструктуры, которые просто уводят грузы. Чтобы избежать неприятных инцидентов, мы тщательно проверяем перевозчиков.
Да, в ходе привлечения сторонних транспортных и экспедиторских компаний существуют риски потерять груз. Как решить эту проблему? Можно вновь вернуть лицензирование, навести порядок в Беларуси. Но многие лжекомпании работают в России, Украине.

- Поддерживаете ли идею БАМЭ вернуть лицензирование?

- Считаю, что возврат лицензирования полностью не решит проблему. Хочу отметить, что существующая для госпредприятий система тендеров отсеивает мелкие и недобросовестные структуры. Почему бы этим не заниматься и крупным частным предприятиям? Порой при выборе экспедиторской компании решение принимает менеджер среднего звена. Если это крупные объемы, дорогие грузы - здесь и появляются риски.

Спросить, в случае чего, с работника будет непросто. Возвращать лицензирование не стоит, лучше обратить внимание на критерии выбора надежного экспедитора. Уважающая себя компания должна иметь богатый опыт, хорошие отзывы клиентов, договор страхования ответственности экспедитора.

- Каков ваш прогноз для рынка транспортно-экспедиционных услуг в Беларуси?

- По моему мнению, будет неизбежно происходить укрупнение бизнес-единиц и отсеивание мелких экспедиторов, которые появились в 2012-2013 гг. Мировая экономика, как мы видим, стагнирует, почти нет роста объемов грузоперевозок. Соответственно нарастает конкурентная борьба за существующие грузы.

Хочу также отметить, что у многих прибалтийских, польских, немецких логистических компаний есть желание прийти на белорусский рынок и взять под контроль грузопотоки. Они видят перспективы в рамках ТС, позволяющего работать не только с белорусским грузами, но и с транзитным потоком в Россию и Казахстан.

Также считаю, что с учетом программы развития логистической системы Беларуси до 2015 г. будет создана основа для более эффективного функционирования транспортно-экспедиторских компаний. Участникам этого бизнеса стоит задуматься о дальнейшей стратегии развития. Если будет сделан неверный выбор, то мы окажемся за пределами рынка. Отмирание ИП и небольших компаний произойдет значительно быстрее, тенденция уже налицо. Приход иностранных компаний через создание совместных предприятий или покупку действующих выгоден для Беларуси. Чтобы заработала логистика у нас, надо интегрироваться в мировую логистическую систему. Без грузопотоков, которые могут создавать крупные компании, нам не обойтись. Они также принесут новые технологии по минимизации издержек. Такой сценарий я вижу на ближайшие 3-5 лет.

Справка «Директора»
Компания Сервис М Логистик работает на рынке 13 лет, с 2010 г. - под брендом SML. Открыт филиал в России. Сотрудничает с ОАО «Белорусский металлургический завод», ОАО «Речицкий метизный завод», ОАО «Гродно Азот» ПТК «Химволокно», ОАО «Нафтан» завод «Полимир», ОАО «МАЗ» и другими крупными производителями. Компания предоставляет услуги по организации доставки грузов автомобильным, морским и железнодорожным транспортом. За 2012 г. выручка составила 4,62 млрд. руб. Организует поставку грузов автотранспортом в Германию, Австрию, Италию, Венгрию, Чехию, Польшу, Румынию, Сербию, Словакию, Россию, Турцию, мультимодальные перевозки в Китай, Тайвань, Корею, Ливию, Грецию. Штат компании - 14 человек.

ЧТЭУП «Сервис М Логистик»
230005, г. Гродно, ул. Дзержинского, 97а
тел./факс: (0152) 702-801
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.smlby.com
{jcomments on}

Владимир МОТОЛЬСКИЙ

Успешно продавать можно не только прорывные, инновационные продукты, напичканные микроэлектроникой. Для бизнеса главное - найти свою нишу и добиться в ней признания на рынке, считает генеральный директор ООО «Альянспласт» Николай СИЛИНОВ. Конечно, новые планшеты и смартфоны, гаджеты и хитроумные коммуникационные приложения будоражат воображение покупателей, но и в XXI в. люди ежедневно пользуются обычными бытовыми вещами. На них всегда будет спрос, а поэтому их всегда будет выгодно выпускать. Если, конечно, правильно наладить производство и выстроить бизнес-процессы.

ООО «Альянспласт» выбрало своей специализацией пластиковую упаковку: банки и ведра разнообразных цветов, размеров и объемов от 0,1 до 20,5 л. Емкости из полимеров изобретены не вчера, вроде бы и глубоких ноу-хау найти в них сложно. Тем не менее, для успешного развития компании, повышения конкурентоспособности стандартной продукции большое значение имеет управленческий и организаторский талант ее руководителей. Это удалось ООО «Альянспласт». Сегодня предприятие входит в пятерку ведущих профильных производителей в СНГ, 93% своей продукции поставляет на экспорт. Не только в Россию и Казахстан, но и в Прибалтику, Польшу. Были отгрузки даже в Америку.

Идею подсказала жизнь
В коммерцию Н.Силинов пришел на заре зарождения бизнеса после развала СССР. Стартовал в предпринимательской карьере с весьма скромным начальным капиталом - около 3 тыс. долл., вырученных от продажи «немолодого» личного «Москвича». Пришлось ему пройти этап и первоначального накопления капитала. 

«Как и многие первые белорусские бизнесмены, в 90-х гг. занимался торговлей, - рассказывает он. - По-другому заработать денег на открытие более серьезного предприятия просто не было возможностей». Правда, в предпринимательстве главное - чувствовать и предвидеть тенденции. Некогда успешная, исторически оправданная и полезная на заре рыночной экономики схема «купи-продай» уже лет 15 назад стала «сдуваться». Ранее успешные предприниматели, не заметившие эту тенденцию, выпали из «обоймы» бизнеса. «Торговля давала возможность заработать хотя бы небольшой инвестиционный капитал. Но многие «продавцы» всю прибыль расходовали на потребление - дорогие машины, коттеджи, не заботясь о развитии и укреплении своих компаний», - делится наблюдениями бизнесмен.

Н.Силинову бизнес-идею «подкинул» случай. Знакомые предприниматели в 90-х гг. поставляли из Прибалтики в Россию кильку, на месте ее фасовали в пластиковые емкости и успешно реализовывали - благо, на рынке морепродуктов тогда конкуренции практически не было. Но в один прекрасный момент РФ ввела заградительную пошлину на тару. Старая схема поставки стала невыгодной. Тогда и возникла идея организовать выпуск упаковки в Беларуси. 

«Я согласился принять участие в проекте, - вспоминает руководитель. - Тем более что производство для меня не было совершенно незнакомым: успел около 10 лет поработать на заводе слесарем, старшим мастером инструментального цеха. Поэтому технологию изготовления пластиковых изделий знал».

Зарождался ООО «Альянспласт» в небольшом арендованном цеху. Несколько литьевых машин далеко не первой молодости приобрели на закрывшемся латвийском предприятии. На этом оборудовании можно было выпускать вполне конкурентоспособную для того времени продукцию. «Но побывав Европе и посмотрев там на их технологии, понял, что нам необходимо развиваться и развиваться, - вспоминает Н.Силинов. Правда, амбициозные планы пришлось отложить из-за кризиса 1998 г. Но как только экономическая ситуация в стране нормализовалась, принялись за модернизацию. Сначала в Польше приобретали бывшее в употреблении оборудование. Потом, когда появилась финансовая возможность, стали закупать новое, причем уже самое современное, в Германии.

«На старых технологиях нельзя себя уверенно чувствовать на рынке, - продолжает бизнесмен. - Когда спрос лавинообразно растет, значительно превышает предложение и вопрос цены остро не стоит, тогда достойную прибыль может приносить и старое оборудование. Это создает иллюзию устойчивости. Но рано или поздно рынок насыщается. И тогда можно мгновенно потерять на нем свою долю».

Микстура от неожиданностей
Н.Силинов убежден, что необходимо всегда смотреть в будущее, стараться иметь запас прочности при самых неожиданных и неблагоприятных изменениях внешних факторов. Кстати, в настоящее время складывается не самая простая ситуация. Если оценивать государства Таможенного союза, то емкость рынка пластиковой тары постепенно растет, перспективы у производителей есть. Но сейчас сбалансировались спрос и предложение, поэтому наблюдается жесткая конкуренция по цене. И белорусские компании оказались не в лучшем положении. ООО «Альянспластик» закупает полимерное сырье у ведущих производителей в странах ЕС. Раньше приобретали в России, но потом европейцы стали предлагать примерно такую же цену при более высоком качестве и лучших финансовых условиях, предоставляя отсрочку платежа до полутора месяцев. Сейчас Россия несколько девальваровала свой рубль к бивалютной корзине. И у белорусских компаний сложилась ситуация, когда сырьевая составляющая себестоимости номинирована в евро, а львиная доля экспортной выручки - в российских рублях.

В некоторых случаях можно повысить цену. Но значительно увеличить прайс не дадут конкуренты, поэтому за счет роста цены реализуемой продукции, по мнению Н.Селиванов, можно компенсировать максимум 2-2,5% себестоимости, или около четверти девальвационных потерь. Оставшийся «разрыв» можно выравнять только за счет оптимизации затрат. Резервы есть. В том числе, и за счет использования современного оборудования.

«Альянспласт» фактически является предприятием европейского уровня - к этому мы и стремились в последние годы, - с гордостью говорит его генеральный директор. - Покупаем только самые современные литьевые машины немецких и австрийских производителей, периферию чаще всего устанавливаем итальянскую. Конкурентам из ЕС мы проигрываем только по уровню роботизации».

Именно автоматизации планируют уделить первостепенное внимание в ближайшие годы в ООО «Альянспласт». В идеале, по расчетам Н.Силинова, как минимум 80% из 120 литьевых машин, установленных на предприятии, должны быть оснащены роботами, которые сразу ведут учет готовых изделий и штабелируют их. Правда, стоит каждый такой робот 40-60 тыс. евро, но они повышают производительность труда в 2-3 раз. Это не только снижает себестоимость, но и решает кадровую проблему. Основная рабочая профессия на «Альянспласте» - литейщик. Ничего сложного в ней нет: необходимо только знать минимальные азы эксплуатации аппарата и добросовестно упаковывать готовые изделия. Эти навыки люди даже со средним образованием легко усваивают прямо на производстве. Но и такие кадры сегодня оказались в дефиците. Не говоря уже про наладчиков оборудования и механиков для его обслуживания. Хорошая репутация белорусского предприятия и отлаженная система дистрибуции позволяют «Альянспласту» наращивать производство, но тормозом является недостаток персонала.

Эту проблему решают двумя способами. Во-первых, ежегодно инвестируют более 1 млн. евро в приобретение более современных, производительных и специализированных машин. Их минус - узкая номенклатура выпускаемой упаковки, но большой плюс - хорошие технические характеристики. Изделие отливается за 4 - 4,5 с. Имея же более сотни единиц оборудования, даже на узкоспециализированных машинах предприятие способно обеспечить широкий ассортимент продукции.

Второе концептуальное решение - развивать производство в малых городах. Недавно «Альянспласт», пользуясь возможностями Декрета от 07.05.2012 г. №6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности», приобрел здание механических мастерских в Шумилино. Эти производственные площади - около 2000 м2, не использовались 15 лет, сейчас их ремонтируют. В ближайшем будущем планируется часть производства перенести в райцентр. Будет создано 40-50 рабочих мест. И спрос на них есть. По словам Н.Силинова, когда в Шумилино объявили набор 20 литейщиков, конкурс соискателей на каждую вакансию составил до 6 человек!

Упорство рынки открывает
Главным кредо предпринимателя должны быть оптимизм, упорство и целеустремленность. Если к чему-то стремиться и работать, обязательно будет результат, уверен Н.Силинов. Скорее всего, успех придет не сразу, но со временем все получится. Наверное, такая позиция и позволила предпринимателю за 15 лет превратить крохотный производственный участок с 3 литейными машинами в современное производство, стать заметным игроком как минимум на региональном рынке.

Впрочем, приходится сталкиваться и с некоторыми перекосами, признается Н.Силинов. Например, в Беларуси хорошо развит нефтехимический комплекс, но получить сырье для упаковки весьма проблематично. Производители, выполняя показатели, стараются по максимуму реализовать продукцию на экспорт. Своим потребителям остаются лишь крохи, да и те по остаточному принципу. Поэтому приходится делать ставку на импортное сырье. Хотя, например, в республике выпускаются серьезные объемы полиэтилена высокого давления. Но по квотам «Альянспласту» достается только 8 т в месяц - около 40% необходимого объема. Хотя этот материал занимает 1-2% в сырьевой базе предприятия. По словам Н.Силинова, если бы работали разумные механизмы кооперации крупных государственных и малых и средних частных производственных предприятий, можно было бы более успешно развивать некоторые направления. Например, его предприятие могло бы более активно осваивать выпуск изделий полиэтиленовой группы. Но для этого должна быть сырьевая «подпорка».
Впрочем, убежден предприниматель, все проблемы рано или поздно решаются. Главное - проявлять упорство в качественном развитии компании.
{jcomments on}

Марина БЕЛКОВЕЦ

Среди основных видов экономической деятельности Гродненского лесхоза - лесозаготовки тонкомерной древесины, которая в основном идет на экспорт. Вместе с тем в последнее время растет значение услуг охоты, заготовки березового сока и продажи саженцев деревьев.

Лес - один из важнейших природных ресурсов Беларуси. За последние 60 лет лесистость республики увеличилась почти вдвое и в настоящее время продолжает расти. Лесной фонд насчитывает более 9,4 млн. га, что составляет 39% территории. Запас древесины на корню оценивается в 1,6 млрд. м3 при ежегодном приросте 31,4 млн. м3. Эти ресурсы обладают значительным экспортным потенциалом.
Например, по словам директора ГЛХУ «Гродненский лесхоз» Тадеуша ЧЕРНЕЦКОГО, его организация активно работает на внешних рынках, в частности, поставляет древесину в Польшу. По итогам января-сентября объем экспорта составил 1,24 млн. долл. Сам лесхоз пока древесину не перерабатывает.

Чтобы повысить эффективность хозяйствования, лесхоз развивает охотничье хозяйство, находящееся на окраине Августовской и Ладзияйской пущ в ландшафтном заказнике республиканского значения «Гродненская пуща». На берегу реки Черная Ганча возле Августовского канала построен охотничий комплекс с домом отдыха. В окрестностях Гродно можно охотиться на оленей, кабанов, косулей и другую дичь. На территории лесхоза водятся также зубры, их популяция активно увеличивается. 

В ближайшее время планируется расширить комплекс услуг для отдыхающих. Разработан проект на строительство вольера площадью 126 га. Это будет уникальное для Беларуси место для охоты, возможно, даже с использованием арбалетов и охотничьих луков. «Ждем принятия новых правил для введения данного вида охоты, - рассказал Т.Чернецкий. - Пока есть сложности с привлечением иностранных охотников. Россияне посещают наши края редко, им удобнее наведать близкие к российской границе области. Для иностранных граждан препятствием является также запрещенный вывоз продукции охоты, кроме трофеев.

Также на территории Гродненского лесхоза проходят туристические маршруты по уникальным местам, включенные в программу посещения Августовского канала. Вдоль него проложены экологические тропы, оборудованы места отдыха.
Еще одним источником доходов стала заготовка березового сока и сдача его на перерабатывающее предприятие (около 500 т за сезон). Есть и своя пасека.

Важным направлением для лесхоза является выращивание редких декоративных деревьев в питомнике и их реализация. Лесхоз может предложить 56 видов уникальных растений возрастом от одного года до 10 лет. «Гродно активно преображается в плане строительства и озеленения за счет продукции нашего питомника. - отмечает директор.

Но, как убежден Т.Чернецкий, к лесу нельзя относиться исключительно с потребительских позиций. Это наша природа, залог здоровой экологии, поэтому радует тот факт, что люди стали относиться к лесу бережнее, чем раньше. В этом году в лесхозе произошло только два незначительных возгорания. Культура поведения в лесу с каждым годом все выше, отметил директор.
Сохраним лес - тогда экология и экономика хозяйствования в нем будет на очень высоком уровне.

Справка «Директора»
ГЛХУ «Гродненский лесхоз» включает в себя 6 лесничеств, 18 мастерских участков, 96 обходов. Имеется лесозаготовительный пункт с двумя комплексами заготовительной техники. Ежегодно заготавливается более 100 тыс. м3 древесины. Общая площадь лесхоза составляет 58 тыс. га.

ГЛХУ «Гродненский лесхоз»
230030, г. Гродно, ул. Фестивальная, 16
тел./факс: (0152) 41-75-97
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
{jcomments on}