№9 (171) - Сентябрь

 

Тема номера: ДИВЕРСИФИКАЦИЯ СБЫТА

 
  • Кому и зачем нужны структурные и институциональные реформы?

  • Деньги утекают в канализацию: куда девалась белорусская сыворотка?

  • Молочные реки, валютные берега: "Березовский сыродельный комбинат" раскрывает свои секреты?

  • Калий, как кремний:  Баумгертнер и диверсификация сбыта.

  • Ветер подул на восток: чему научился "Минский мебельный центр" у IKEA?

  • В отеле как дома: о развитии гостиничного бизнеса в РБ.

  • Не благодаря, а вопреки: как избежать забюрократизированных процедур с помощью лизинга?

  • Война и мир: куда движутся котировки белорусского рубля, нефти и золота?



Уважаемые читатели!

На состоявшемся в начале сентября саммите G20 в Петербурге главы государств договорились о «проведении всеобъемлющих структурных реформ». В итоговом выступлении В.В.Путин пояснил, что план действий включает меры по регулированию рынка труда, налогообложению, развитию человеческого капитала, модернизации инфраструктуры и регулированию товарных рынков.

Все эти направления в полной мере актуальны и для Беларуси. О необходимости структурных реформ и связанным с этим перераспределением трудовых ресурсов мы писали не раз. Есть в республике и соответствующие программные документы, но на практике преобладает стремление сохранить имеющиеся рабочие места и, в лучшем случае, модернизировать их, несмотря на очевидное отсутствие должного финансирования. Поддерживается жизнедеятельность убыточных предприятий, не имеющих рынков сбыта. Для этого создаются холдинги, вынуждающие еще рентабельно работающие предприятия делиться средствами. При этом все понимают, что сколько в труп не вливай жизненных сил, он не оживет, но, сохраняя свои рабочие места, ничего не предпринимают, полагая, что проблема сама рассосется. В реальности же она лишь нарастает. Некоторые экономисты, обсуждая проблему регулирования рынка труда, справедливо указывают на то, что и модернизация предполагает высвобождение численности работающих. Между тем, с учетом имеющихся финансовых ресурсов, как внутренних, так и зарубежных, при действии только этого фактора можно было бы надеяться на реальную убыль работающих. Тем более что средний возраст на промышленных предприятиях более 40 лет. Но проведения структурных реформ требует рынок. С традиционной белорусской продукцией все сложнее находить потребителей. Снижение ее поставок на российский рынок в первом полугодии 2013 г. наглядно это продемонстрировало. Нужна концентрация материальных и интеллектуальных ресурсов для организации эффективных рабочих мест, требуется производственная кооперация с обладателями передовых технологий. В наших условиях это, в первую очередь, российские предприятия.

Но принимая данный тезис, мы выходим на необходимость институциональных преобразований. События с Белорусской калийной компанией наглядно показали, что «В одну телегу впрячь не можно коня и трепетную лань». Слишком разные интересы: получение прибыли с российской стороны и выполнение доведенных заданий с белорусской. Какой же предприниматель, кровно заинтересованный в прибыли, отдаст в руки соучредителя всю дилерскую сеть? Сработал принцип должностной инструкции: не записано - не делаю. По сути произошло столкновение двух алгоритмов хозяйствования: социалистического и капиталистического. И очевидно, что этот урок инвесторы будут помнить долго, а посему вхождение государственных предприятий в кооперацию с частными российскими, а тем более с производителями из дальнего зарубежья максимально затруднено.

Требуется реальная приватизация, подразумевающая возникновение частного собственника, следствием которой неизбежно станут и высвобождение численности работающих, необходимость переподготовки кадров, изменение структуры экономики в направлении уменьшения доли промышленности в формировании ВВП. В противном случае продолжится достаточно быстрое снижение конкурентоспособности белорусской экономики.

Важным противодействием этому процессу должно стать и развитие человеческого потенциала. К сожалению, условия хозяйствования последних 20 лет продуцируют не предпринимателей, а исполнителей. При этом, с учетом определенной раздвоенности, благодаря вплетению в хозяйственную практику элементов капиталистических устоев утрачена и четкость работы прежней административной системы. Нередко возникает впечатление о самодостаточности государственного аппарата управления. Устранение несложных проблем может тянуться годами. Срабатывает принцип: не принимай решение, которое кому-либо когда-нибудь может не понравиться. В результате документы подписываются максимально коллегиально, чтобы не с кого было спросить.

Изменить ситуацию с формированием конкурентоспособного человеческого потенциала могут снижение регуляторных функций государства и развитие предпринимательской инициативы на основе расширения микрокредитования. Использование этих факторов важно не только для Беларуси. Россия первые шаги в этом направлении делает на уровне регионов. Способствует и развитию человеческого потенциала, а также регулированию рынка труда и повышению конкурентоспособности экономики модернизация инфраструктуры: автомобильных и железных дорог, связи, сферы коммунального хозяйствования.

Это направление может вобрать в себя не только излишнюю и высвобождаемую с промышленных предприятий численность работающих, но и создает благоприятные условия для развития бизнеса.

Что касается работы по регулированию товарных рынков, то Беларуси, не входящей в ВТО, рассчитывать на участие в этом процессе проблематично. Вероятнее всего достигать каких-либо результатов в рамках Единого экономического пространства, пытаясь договариваться с партнерами о специализации промышленности с учетом различных форм кооперации, включая субконтрактацию, а также развитие других секторов экономики, исходя из единого понимания целей развития.

Только системная и целенаправленная работа может в перспективе обеспечить конкурентоспособность экономики.

С уважением, А.Н.Ковтуненко

{jcomments on} 

Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Диверсификация рынков сбыта является неотъемлемой частью стратегии развития любой успешной компании. Нельзя класть все яйца в одну корзину. Интерпретация этой житейской мудрости в бизнесе позволяет минимизировать риски и в случае чего - перекрыть «просадки» одних рынков продвижением на других. В необходимости расширять географию сбыта убежден и директор ОАО «Березовский сыродельный комбинат» Владимир ПОПЕНЯ. Наладив выпуск более чем 180 наименований высококачественной продукции, предприятие смогло завоевать предпочтения потребителей не только в Беларуси, но и далеко за ее пределами.

Республиканская программа развития молочной отрасли в 2010-2015 гг. (утв. постановлением Совмина от 12.11.2010 г. №1678) предполагает увеличение экспорта молока и молочной продукции до 2,65 млрд. долл. Если текущий темп отгрузок сохранится (за I полугодие 2013 г. их стоимостной объем составил 1,089 млрд. долл.), по году отрасль может выйти на более чем 2 млрд. USD экспортной выручки против 1,098 млрд. долл. в 2009-м. Это соответствует графику 5-летней программы, делая достижимыми ее цели.
Ощутимый вклад в общую «копилку» вносит ОАО «Березовский сыродельный комбинат». За 7 месяцев этого года экспорт товаров предприятия составил 46,2 млн. долл., увеличившись к аналогичному периоду 2012 г. почти в полтора раза. Продукция предприятия пользуется спросом в России, Украине, Молдове, Казахстане, а также странах дальнего зарубежья.

Шаг за шагом
Впрочем, выход и закрепление на внешних рынках - это вторичный шаг. Первично - создание конкурентоспособного ассортиментного портфеля и оптимизация всех видов затрат. А это уже вопросы промышленной политики предприятия.
Разрабатывая программу развития комбината до 2015 г. поняли, что прежде всего надо увеличивать производственные мощности, чтобы справиться с растущими поставками сырья, рассказывает В. Попеня. Начали с приемки молока, установили десять 100-тонных танков, так что теперь на предприятии одновременно может храниться до 1 тыс. т сырья. Установили линии охлаждения, усовершенствовали систему бактериального контроля.

Обеспечив качество сырья, двинулись в сторону глубоких технологических переделов. В частности, было решено усилить профильное направление по производству сыров. Рядом с действовавшей линией мощностью 30 т сычужного сыра в день появилась новая на 40 т/день. Позаботились об автоматизированной упаковке под растущие объемы, а в июле этого года ввели в строй новую линию посолки сыров. Модернизация позволила практически полностью уйти от ручного труда, сейчас операции осуществляют роботы и автоматы, тогда как люди - лишь контролируют их работу.

Как итог, удельный вес сыра в производстве достиг 50%, а совокупный объем его выпуска в этом году, как ожидается, превысит 14 тыс. т. Весомая цифра не только для отдельно взятого комбината, но и для всей страны. Углубление специализации, помимо прочего, помогает добиться признания со стороны потребителей. По результатам конкурса «Выбор года 2012» Березовский сыродельный комбинат признан «Производителем полутвердых сыров №1» в Беларуси.

Сыр - ходовой товар. Ежемесячно Березовский сыродельный комбинат реализует его порядка 1 400 т, из них 1 000 т идет на экспорт. В основном это твердые и полутвердые сорта, на которые приходится более половины физических объемов. Рынку также предложены плавленые, мягкие и рассольные сыры.

С экономической точки зрения, целесообразно направлять производственную программу в сторону товаров с наиболее высокой добавленной стоимостью. Похоже, в Березе с этим все в порядке. По результатам 7 месяцев добавленная стоимость на одного занятого на комбинате составила 23,1 тыс. долл. Интерпретация этих цифр в годовое исчисление свидетельствует о выходе предприятия на западноевропейские показатели производительности труда.

«Сыр всегда был прибыльным», - замечает В.Попеня. Поэтому на предприятии уверены в правильности расстановки производственных акцентов. И хоть в этом году наиболее высокую рентабельность продаж дает сухое молоко, руководство комбината не считает целесообразным резко менять структуру производства. Рынку молочных продуктов свойственны значительные и не равномерные по разным продуктам колебания цен, к тому же работу усложняют периодически вспыхивающие «молочные войны» между странами. Чем шире ассортимент - тем ниже риски, проще обеспечить сбыт, в этом березовские молочники убедились по опыту прежних лет. 

Поэтому вместо узкой специализации на Березовском сыродельном комбинате предпочли развитие сразу нескольких производственных направлений. Вторым по значимости, после сыров, стал выпуск сухих продуктов. При производстве 1 т сыра получается до 10 т сыворотки, или при 70 т сыра в сутки - 700 т. Она и стала сырьем для переработки с использованием сразу нескольких технологий. «Березовский сыродельный комбинат» один из первых в республике применил метод сгущения сыворотки посредством нанофильтрации, после которого на выходе получают деминерализованную сухую сыворотку. Этот продукт востребован на рыке как сырье для производства различных высококачественных продуктов питания. Используется также ультра- и микрофильтрация, при помощи которых получают белковый концентрат. Высокая степень очистки по микробиологическим и другим показателям позволила использовать сухие молочные продукты при изготовлении детского питания.
Перспективным продуктом глубокой переработки сыворотки оказался молочный сахар. «Раньше он не очень пользовался спросом, а теперь только подавай! Спрос большой», - с удовлетворением констатирует директор.

Конечно, развитие и модернизация собственной производственной базы потребовала значительных ресурсов. Только в 2012 г. инвестиции в основной капитал составили 61,8 млрд. руб., за 7 месяцев этого года - еще 10,7 млрд. руб. Привлекли кредиты банков, валютные и рублевые. Последние в силу их дороговизны старались использовать для краткосрочного оборота под финансирование текущей деятельности. За валютные кредиты приобретали оборудование. При этом всегда руководствовались здравым экономическим расчетом, оценивая, на какие проекты целесообразно привлекать кредиты, а на какие - нет. Весомым источником финансирования стали собственные средства предприятия. «Пока на рынке складывается благоприятная ситуация, выручку стараемся не проедать, а вкладывать в модернизацию», -- раскрывает секрет финансовой устойчивости В.Попеня. 

Из пассивов - в активы
Примечательно, что производственную программу последних лет верстали с учетом присоединения к Березовскому сыродельному комбинату нескольких проблемных предприятий. Пришлось немало постараться, чтобы эти пассивы, отягощенные миллиардными долгами и изношенными основными фондами, превратить в приносящие прибыль активы.

Первым в 2003 г. под опеку взяли ОАО «Ивацевичский молочный завод». «Я тогда переживал, зная, что представляет это предприятие, - признается В.Попеня. - Его проще было бы закрыть на замок, а людей отправить в отпуск или уволить. Но мы пошли по другому пути». Первое - попытались оптимизировать издержки. Чтобы снизить накладные расходы и улучшить управляемость, завод оформили как цех Березовского сыродельного комбината. Пришлось постараться, чтобы убедить в этом руководство Ивацевичского района, которое после реорганизации формально не досчиталось одного предприятия. Второе - усилили специализацию цеха. В частности, отказались от выпуска сметаны, которую из-за незначительных объемов (0.5 т в сутки), по образному выражению В.Попени, ранее лишь размазывали по трубам. Взамен сосредоточились на мягких сырах и казеине. Параллельно провели масштабную реконструкцию - «от пола до потолков».

По схожему сценарию работали и с присоединенным в феврале 2007 г. убыточным ОАО «Ивановский молочный завод». Там наладили выпуск ЗЦМ. А теперь уже замахнулись на создание нового импортозамещающего производства сывороточно-жировых концентратов, которые входят в состав ЗЦМ и на закупку которых пока приходится тратить от 600 до 800 тыс. евро ежегодно. Предварительная стоимость проекта - в 164 млрд. руб, а реализовать его планируют к 2015 г.

Несколько по иному пути пошли с сельхозорганизациями. Присоединенный совхоз «Племенной завод «Луч» продолжил работу на правах сельскохозяйственного филиала. Такой статут позволяет рассчитывать на более обстоятельную финансовую и иную поддержку со стороны государства. Впрочем, основную ставку опять сделали на оптимизацию издержек, усиление производственной дисциплины и в целом интенсификацию сельхозпроизводства. Начали заниматься развитием молочного стада, благо под боком собственные перерабатывающие мощности. Отстроили новую ферму по последнему слову техники - посмотреть на нее, поучиться приезжают со всей республики.
Опять-таки в целях оптимизации накладных и управленческих расходов еще одно взятое «на поруки» в 2011 г. хозяйство (СПК «Земледелец) объединили с «Лучом». Теперь они совместно дают Березовскому сыродельному комбинату 27 т молока в день, став крупнейшими поставщиками сырья.

Рост сельхозпроизводства в сочетании с автоматизацией процессов позволил значительно повысить производительность труда. Таким образом, спустя несколько лет и этот актив стал прибыльным.

Люди - главный ресурс
И все-таки развитие производственной базы и модернизация вряд ли дали бы должные результаты, если бы в Березе не вели планомерную работу с кадрами. В.Попеня, отдавший 40 лет родному предприятию (из них 26 лет - в должности директора), прошедший путь от слесаря-наладчика до топ-менеджера, прекрасно осознает важность и сложность работы с коллективом.

В 1986 г., когда В.Попеня вступил в должность директора, на предприятии появились новые цеха, значительно увеличилась численность персонала. Чтобы организовать работу, руководитель сделал упор на старые кадры, распределив их костяк по подразделениям. Вокруг «стариков» объединялись новые работники. Для себя В.Попеня решил, что никакого противостояния или противопоставления на предприятии быть не должно. А во главе угла оказался директорский лозунг: «Давайте работать и создавать коллектив!». Болея душой за родной завод, руководитель понимал, что люди - это главная ценность и ресурс предприятия.

Немало пришлось потрудиться с таким бичом нашего общества, как пьянство, особенно в присоединенных сельхозорганизациях. С людьми проводили разъяснительные беседы, кодировали… А с кем-то приходилось просто расставаться.

«Стараемся создавать хорошие условия для работы. Люди видят, как к ним относятся - и стремятся хорошо трудиться», - делится опытом директор. В этом деле важен также личный контакт с человеком. Бывает, идет он на работу утром хмурый. Обязательно следует поинтересоваться, что случилось? Если надо, поддержать словом. А бывает - и просто пошутить. Глядишь, и настроение совсем другое у работника.

Не забывают на ОАО «Березовский сыродельный комбинат» и стимулировать рублем. В январе-июле среднемесячная заработная плата там составила 6,7 млн. руб. Заметим, не каждое столичное предприятие может похвалиться такими доходами своих работников.
Объединив человеческий потенциал, директор смог достичь высоких показателей экономической эффективности предприятия. Эти старания замечены деловой общественностью - в 2012 г. В.Попене присуждено звание Человек Дела.

Восток-Запад
Итак, технологические процессы отлажены, в коллективе здоровая атмосфера, издержки в разумных пределах, создан достойный и востребованный на рынке продукт. Самое время позаботиться о стабильности сбыта, подстраховав его диверсификацией экспорта. И в этом вопросе чем шире география продаж - тем лучше, убежден В.Попеня.

Работу с Россией выстроили через нескольких крупных дилеров в Москве, Санкт-Петербурге и ряде регионов. Отгрузки идут через проверенных временем партнеров, а потому с расчетами, как правило, проблем не возникает. А вот к перспективе работы через торговые дома руководитель присматривается с осторожностью. Тревожит не совсем положительный опыт других белорусских молочных компаний.

Сегодня Россия готова «проглотить» практически любой объем белорусской молочной продукции - в этой стране она всегда была в почете. Но опыт прежних «молочных войн» показывает, что у предприятия, как минимум, должен быть запасной вариант. На Березовском сыродельном комбинате это хорошо понимают и не обходят своим внимание другие страны СНГ. А с недавних пор появился шанс «зацепиться» и за емкий рынок ЕС. Постоянный комитет Евросоюза по пищевой цепи и здоровью животных с 1.07.2012 г. разрешил комбинату поставку молочных продуктов на рынок объединенной Европы. К слову, сыры предприятие поставляло на Запад еще в советские времена, но потом этот канал сбыта был потерян, сейчас туда отгружается технический казеин и текущего года сыворотка. Плюс к этому появилась возможность вновь наладить сбыт продовольственной группы молочных товаров. Ведутся переговоры с зарубежными контрагентами. Правда, задачу усложняют ввозные пошлины ЕС на молочную продукцию. Например, по сырам они составляют 2,1 евро/кг, серьезно урезая маржу производителя. Уже сегодня понятно, что по прибыльности продажи в ЕС будут уступать продажам в России и на других традиционных рынках. Таким образом, ощутимого финансового результата на западном «фронте» можно будет достичь, лишь выйдя на значительные объемы реализации. Впрочем, главное - «зацепиться» за рынок, а там с учетом его масштабов в Европе появится и возможность достичь желаемого экономического эффекта.

Важен также опыт березовских сыроделов в получении европейского разрешения. Достичь желаемого удалось лишь после третьего визита проверяющих из ЕС. Детальной инспекции подверглась вся технологическая цепочка - от фермы и приемки молока до линий переработки и хранения. На каждом этапе инспекторы давали рекомендации, а предприятие - старательно их выполняло. При этом ключевым условием доступа на европейский рынок стали внедрение на комбинате системы анализа рисков и критических контрольных точек (НАССР) и системы менеджмента безопасности пищевых продуктов по международному стандарту FSSC 22000. Это потребовало немалых издержек, зато теперь качество продукции из Березы получило международное признание. А с ним - и пропуск на глобальный рынок.

Справка «Директора»
По итогам 7 месяцев 2013 г. выручка ОАО «Березовский сыродельный комбинат» составила 870 млрд. руб., рентабельность продаж 13,5%, прибыль - 64,7 млрд. руб.
Среднесписочная численность работников - 1 284 человек.

ОАО «Березовский сыродельный комбинат»
225210, Беларусь, Брестская обл., г. Береза,
ул. Свердлова, 28
Тел.: +375 1643 22321
факс.: +375 1643 45050
www.cheese.by
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.


{jcomments on}

Алесь ГЕРАСИМЕНКО

Как показало задержание в Минске гендиректора «Уралкалия» Владислава Баумгертнера, в высекании огня калий вполне может сойти за кремний. Давно уже так не «искрило» в отношениях между Беларусью и Россией. В воздухе вновь запахло торговой войной, а у белорусских предприятий появился повод в очередной раз задуматься о разумной диверсификации экспорта. Пока его чрезмерная концентрация на российском направлении, как минимум, сопряжена с высокими политическими рисками.

То, что произошло 26 августа, для многих стало откровенной неожиданностью. Новость даже не в том, что правоохранительные органы арестовали руководителя крупной компании (такое уже много раз бывало, и, можно не сомневаться, случится в будущем). И даже не в том, что В.Баумгертнер - гражданин союзной нам Российской Федерации. Неважно, какого полета птица. Если кто-то нарушил закон - он должен нести за это ответственность. При этом степень вины и наказание определяет суд. Принципиально другое - случай сразу же оказался вынесен на политический уровень. Устами чиновников различных мастей Москва пригрозила Минску широким набором экономических санкций: от сокращения поставок нефти до проблем с экспортом мясной и молочной продукции в РФ.

Хотя на этот раз, похоже, пронесло. Дальше проверок белорусских машин с молочной продукцией на российской территории и угроз Роспотребнадзора разобраться с «некачественной» молочкой дело не пошло. Запрещен только ввоз свиней и продукции из свинины, что связано с эпидемий чумы среди этих животных. А глава Роснефти Игорь Сечин после встречи с Президентом Беларуси Александром Лукашенко и вовсе пообещал увеличить поставки сырья на наши НПЗ.

Иные эксперты даже заговорили о том, что «карта» Баумгертнера разыграна с целью переделить российские активы. Появилась информация о готовящейся сделке по продаже пакета акций Сулеймана Керимова в «Уралкалии» петербургскому банкиру Владимиру Когану, близкому к Владимиру Путину.

Впрочем, живы в памяти многочисленные эпизоды торговых войн прежних лет. Такова горькая правда отношений двух стран. Наверное, ни с кем у Беларуси не было такого количества торговых конфликтов, как с Российской Федерацией - основным союзником. Напомним лишь некоторые из них. В 2004 г. из-за спроса по ценам и транзита газа республика на какое-то время осталась без контракта с «Газпромом», а поставка «голубого топлива» Россией была приостановлена. В 2004 и 2011 гг. запомнилась «электрическая война» с «Интер РАО ЕЭС», а в 2009-м - молочная, когда российские таможенники перестали пропускать фуры с белорусской молочной продукцией, руководствуясь распоряжением Роспотребнадзора. В марте 2012 г. две страны не поделили небо, точнее, частоту и принадлежность авиасообщений между Минском и Москвой, что на некоторое время блокировало полеты. Были и «точечные» репрессивные меры в отношении отдельных белорусских предприятий. Например, резидент СЭЗ «Брест» ИП «ИНКО-ФУД» крайне болезненно перенес введенные в 2008 г. временные ограничения (растянувшиеся на год) на экспорт в РФ. Продукция, которая поставлялась от Северо-Западного и Южного федеральных округов до Урала и не раз получала признание как раз в части качества, вдруг оказалась «плохой. Потеря рынка привела к простою мощностей и убыткам компании, дополнительные издержки повлекло и повторное вхождение в рынок после снятия запрета.

Противоречия между отдельными производителями, отраслями и возможные будущие политические споры в любой момент могут высечь искру, способную разжечь пожар новой торговой войны. Делаем выводы.

О яйцах в корзине
Уместно задуматься о здоровой диверсификации поставок. При этом упрощение доступа на рынок ЕЭП в виде унификации технических требований и отсутствия какого-либо контроля на границе между странами-участницами не должно создавать обманчивой эйфории ни у государственных чиновников, ни у бизнесменов. Высокая концентрация белорусского экспорта на российском направлении (более 40%) сопряжена с дополнительными рисками, причем не только политическими, но и экономическими (рис.1).

Рис.1. Распределение экспорта Республики Беларусь по странам - основным торговым партнерам в I полугодии 2013 г.

В последнее время экономика России не блещет показателями. В середине августа Минэкономразвития РФ сообщило о пересмотре данных по темпам роста ВВП в I полугодии 2013 г. с 1,7 до 1,4%. Для сравнения: за аналогичный период 2012 г. прирост составил 4,5%. Одновременно прогноз для ВВП на этот год понижен с 2,4 до 1,8%. Подводит нестабильность мировой конъюнктуры на сырьевые и энергетические товары, от которых так зависит наша восточная соседка, а также стремление инвесторов работать на коротком обороте (по причине все тех же политических рисков), выводя прибыль за рубеж. За I полугодие т.г. отток капитала из России составил почти 50 млрд. долл.
И если торможение экономики почти не сказалось на потреблении продуктов питания (кушать хочется всегда), то продавцы инвестиционных и иных промышленных товаров здорово ощутили падение спроса, что сказалось на их экспорте (табл. 1). По сути только «пищевка» вытянула белорусский экспорт в РФ, увеличив его в I полугодии на 5,5% - до 8,17 млрд. долл.

Таблица 1. Экспорт основных видов товаров в РФ в натуральном выражении

 Наименование I полугодие 2013 г. В % к I полугодию 2012 г.
 Грузовые автомобили, шт.
 3 018 51,1
 Седельные тягачи, шт. 1 625 53,9
 Трактора, тыс. шт. 13,6 76,9
 Сельскохозяйственная техника, тыс. шт. 12,6 78,5
 Части и принадлежности для автомобилей и тракторов, тыс. т
 20,4 92,8
 Двигатели внутреннего сгорания, тыс. шт.  29,9 118,6
 Трансформаторы электрические, тыс. шт.
 691,3 89,5
 Черные металлы, тыс. т 380,2 138,8
 Провода изолированные, кабели, тыс. т
 15,3
 88,1
 Шины, тыс. шт. 982,7
 88,1
 Тара пластмассовая, тыс. т
 36,8 129,7
 Мебель, включая медицинскую, тыс. т
 59 113,3
 Холодильники, морозильники и холодильное оборудование, тыс. шт. 259,2 93,7
 Бытовая аппаратура неэлектрическая для приготовления пищи, тыс. шт. 361,6 90,8
 Лекарственные средства, расфасованные для розничной продажи, т 3 109 76,3
 Обувь кожаная, текстильная и комбинированная, тыс. пар 2 297,6 99,3
 Мясо и мясные субпродукты, тыс. т
 157 117,4
 Молоко и сливки сгущенные и сухие, тыс. т
 111,3 153,1
 Молоко и сливки несгущенные, тыс. т 144,3 103,1
 Сыры и творог, тыс. т 67,8 107,9
 Масло сливочное, тыс. т 33,2 81,7
 Сахар, тыс. т 203,2 137,2

Очень неприглядная ситуация сложилась в машиностроении. Относительно стабильно работали лишь несколько предприятий, которые заранее позаботились о диверсификации поставок. В их числе ООО «Завод автомобильных прицепов и кузовов «МАЗ-Купава». Снижение в I полугодии продаж на российском рынке на 32% там в целом перекрыли почти двукратным ростом по другим экспортным направлениям. «Нельзя класть яйца в одну корзину. Руководствуясь этим посылом, завод в последние годы практиковал наиболее безопасное, по нашим оценкам, соотношение экспорта к поставкам на внутренний рынок - 50 на 50», - пояснил стратегию заместитель гендиректора по экономике и финансам «МАЗ-Купавы» Владимир Воробьев. Помимо внутреннего рынка роль подушки безопасности выполнили поставки в Германию, Францию, Швецию, Швейцарию и Казахстан. Предприятие также пробует работать с Украиной, рынок которой весьма специфичен в силу невысокой платежеспособности контрагентов.

Мы ее теряем
Примечательно, что несмотря на относительно устойчивый рост белорусского экспорта в РФ (рис.2), доля нашей страны в российском импорте неуклонно снижается. Мы все чаще уступаем в конкурентной борьбе с производителями из третьих стран. Не спасает даже относительно высокая тарифная защиты ЕЭП, и с ее ослаблением конкурентная борьба будет только возрастать. Напомним, после вступления России в ВТО средняя ставка импортных пошлин в ЕЭП должна снизится до 2020 г. с 10 до 7,8%, в т.ч. на промышленные товары - с 9,5 до 7,3%, а на сельхозпродукцию - с 13,2 до 10,8%.

Рис.2. Экспорт белорусских товаров в РФ, млн. долл.

Впрочем, растущая конкуренция на российском рынке, скорее всего, заставит большинство белорусских экспортеров присмотреться к другим направлениям продаж, а диверсификация сбыта из теоретической плоскости перейдет в разряд вопросов выживания бизнеса. Процесс уже пошел. Так, предприятия все чаще смотрят в сторону третьего участника ЕЭП - Казахстана. Кстати, за 6 месяцев т.г. из 22 основных товарных позиций экспорт в эту страну удалось увеличить по 14, тогда как в Россию лишь по 9. Перспективна Украина. И хоть платежеспособный спрос в этой стране не столь велик, к тому же на рынок ввиду низкой тарифной защиты все больше проникает товаров из третьих стран, наша южная соседка интересна прежде всего масштабом (там проживает 45,5 млн. человек), а также режимом беспошлинной торговли с Беларусью.

Значительный интерес представляют страны ЕС с учетом их высокой платежеспособности и относительно короткого плеча доставки, а также крупные развивающиеся рынки вроде Китая, Индии и других стран Азии, Африки и Латинской Америки.

Автор этой статьи не испытывает иллюзий насчет простоты достижения целей. Куда бы мы ни шли - всюду нас ожидает жесткая, перманентно растущая конкуренция. К тому же с экономической точки зрения ничто не заменит Россию ни по доступности (отсутствуют пошлины, упразднено большинство нетарифных барьеров), ни по платежеспособности и короткому плечу доставки, ни по многим другим факторам. Рентабельность продаж по большинству товарных позиций на новых рынках оказывается ниже, чем на российском. Но время работы в «тепличных» условиях для белорусских предприятий в РФ, похоже, уже прошло. Надо расширять географию сбыта, а чтобы при этом не уронить конечный финансовый результат, больше уделять внимания оптимизации издержек, в т.ч. через рост производительности труда, а также работать над общим повышением конкурентоспособности продукции.

Пожалуй, решить все эти задачи сразу помогло бы движение экономики в направлении более высоких технологических укладов. В Беларуси средневзвешенный технологический уклад составляет лишь 3,25, мы уступаем не только развитым странам мира, но и нашим ближайшим соседям, например, той же России. Что ж удивляться, что многие белорусские предприятия не могут выпустить конкурентоспособный на международном рынке товар, а если его и готовы купить, то по цене, которая не содержит достаточно добавленной стоимости, чтобы гарантировать экономическую целесообразность такой торговли. Вывод: приоритетными должны быть инвестиции в новые технологии. Это касается и государства в целом, и предприятий в отдельности.

Если Беларусь хочет выйти на устойчивую траекторию развития, она также должна активней двигаться от локальной интеграции к глобальной, искать ниши в рамках мировой торговли. Помочь этому могло бы вхождение страны в ВТО, вот только судя по отсутствию официальных заявлений по переговорному процессу, пока хвалиться нечем.

Тем временем
В I полугодии Беларусь экспортировала 1997,4 тыс. т калийных удобрений, что на 0,4% больше аналогичного уровня прошлого года. Однако при сохранении физических объемов поставок средняя цена упала на 14,1% - до 636 долл./т. Таким образом, страна недосчиталась примерно 200 млн. долл. валютных поступлений от этого важнейшей составляющей белорусского экспорта.

Подвела и торговля нефтепродуктами, сократившись в физическом выражении на 21,5% - до 7 719,8 тыс. т при одновременном падении средних экспортных цен на 11% - до 763 долл./т. Здесь Беларусь не досчиталась еще больше - 1,8 млрд. долл.
Итого по калию и нефтепродуктам недобор составил примерно 2 млрд. долл.

Просадка экспорта ключевых сырьевых и энергетических товаров еще раз наглядно показывает, насколько уязвима наша внешняя торговля перед конъюнктурными и политическими колебаниями (сокращение поставок нефти на белорусские НПЗ в этом году и, соответственно, уменьшение экспорта нефтепродуктов как раз вызвано политическими, а не экономическими решениями). В таких условиях сбалансировать внешнюю торговлю может лишь ускоренная диверсификация сбыта и наращивание экспорта по широкой номенклатуре белорусских товаров.
{jcomments on}

Тамара ВОЛЯК

История ООО «Корсак-ВВ» началась в 1997 г., когда четверо молодых энергичных людей организовали небольшую мастерскую по производству мягкой мебели в Несвиже. Теперь на предприятии работает 177 человек, еще около 50 занимаются торговлей в отдельно организованной компании. Своим опытом ведения бизнеса поделился директор и соучредитель фирмы Вячеслав КОРСАК.

Предприятие выпускает и реализует мягкую и корпусную мебель. Основной рынок сбыта - белорусский. На запросах местных покупателей преимущественно и строится стратегия. Компания постепенно расширяла сбыт и охватила почти все регионы страны, работая с различными магазинами - от оставшихся в наследие после СССР мебельных гигантов до небольших торговых точек на рынках. Сотрудничество налажено с порядка 90 партнерами.
Около 50% произведенной мебели реализуется через собственную торговую фирму. Есть 9 фирменных магазинов, две фирменные секции в Минске, Могилеве, Бресте, Гродно, Несвиже. Но компания не собирается останавливаться на достигнутом, планирует развивать фирменную сеть, открывать магазины в других регионах.
- К сожалению, это делать непросто, проекты окупаются не так быстро. Пока наши магазины - на арендуемых площадях, а аренда сейчас недешевая, - сетует В.Корсак.
Чтобы стимулировать развитие частных предприятий, государство должно более охотно продавать им производственные площади, убежден директор. Ютясь на арендных площадях, производственники не очень заинтересованы в их реконструкции и ремонте. Последнюю третью площадку ООО «Корсак-ВВ» выкупило лишь месяц назад.
Около 5% мебели поставляется на экспорт. Более плотно несвижское предприятие начало заниматься внешними поставками в 2011-м кризисном году. «Мы предприняли некоторые шаги по диверсификации сбыта. Сегодня наша продукция продается в Россию, Казахстан и немного в Узбекистан. Завоевание внешних рынков - дело довольно сложное и кропотливое», - отмечает директор. В 2012 г. компания отправила на экспорт продукции на 612,6 тыс. долл., что превысило показатель 2011 г. в 3,22 раза. В этом году за 8 месяцев поставки несколько снизились. Однако поскольку рынок традиционно оживает в августе-сентябре и достигает пика к Новому году, на предприятии рассчитывают на увеличение валютной выручки к концу года.
Компания никогда не экономила на покупке качественного инструмента и станков с ЧПУ от производителей из Германии и Италии. В планах - закупка автоматического оборудования, которое поможет дополнительно увеличить производительность труда. На модернизацию ООО «Корсак-ВВ» в 2012 г. направило более 3 млрд. руб., это почти в 2,4 раза больше, чем в 2011-м. За 8 месяцев текущего года вложено еще более 2 млрд. Во многом это помогло обеспечить солидный объем выпуска продукции - в 2012 г. на 50,2 млрд. руб..
Предприятие стремится подбирать высококвалифицированных специалистов, трудоустраивает выпускников, окончивших профильные училища и колледжи. «Тем не менее фирма испытывает недостаток трудовых ресурсов. Мы бы хотели нарастить на 10-20% мощности производства, но сложно осуществить дополнительный набор персонала, хотя зарплата выше средней по району», - признается В.Корсак.
- Наша стратегия - не стоять на месте, всегда двигаться вперед, инвестировать и стараться удовлетворять спрос покупателя. Мы работаем на равных с такими крупными мебельными предприятиями, как «Пинскдрев», «Лагуна», «Прогресс», - резюмирует директор компании.

ООО «Корсак-ВВ»
222603, г. Несвиж,
ул.Несвижская, 26
тел./факс 1770 55-823, 55-813
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
{jcomments on}

Марина БЕЛКОВЕЦ

Пока большинство предприятий думает, как диверсифицировать экспорт с традиционных рынков в западном направлении, на белорусско-германском производственном СП ООО «Минский мебельный центр» задались обратной целью. Изначально основным рынком сбыта была Европа, однако теперь интересы смещаются в сторону России, Украины и Казахстана (сейчас туда отгружается около 20% продукции).

Предприятие располагает современным деревообрабатывающим оборудованием, подготовленными кадрами и выпускает мебель, не уступающую по своим параметрам аналогичной продукции западных производителей. Казалось бы, есть все, чтобы расширять сбыт в платежеспособной Европе. Почему принято решение о диверсификации, рассказал генеральный директор предприятия Василий КУРГАН.

- Василий Федорович, Европа была основным потребителем вашей продукции. Почему сместили акценты в сторону традиционных для белорусских предприятий рынков?

- Действительно, раньше мы поставляли 99% производимой продукции в Германию, Австрию, Францию, Данию. Но четыре года назад начали диверсификацию экспорта и вышли на восточный рынок. Сегодня работаем с Россией, Казахстаном, Украиной. Сейчас порядка 18-20% составляют поставки в восточном направлении, и, я думаю, к 2014 г. эта доля увеличится до 30%. Откровенно говоря, там нам работать проще. Если немцы, французы уделяют внимание каждому центу в цене, то на востоке у нас более широкий ценовой спектр. Но главное даже не цена, а востребованность продукции. На этих рынках наметилась тенденция спроса на мебель из сосны западного дизайна. Наша компания имеет 25-летний опыт работы на западных рынках. Но мы продолжаем сотрудничать с концерном IKEA. В этом году прошли серьезные и сложные раунды переговоров. Сейчас в России у IKEA  14  магазинов, ее менеджеры как раз переориентировали нас с Европы на Россию. К сожалению, мы начали терять прибыль, когда российский рубль девальвировался с начала года. Однако, считаю, с IKEA надо работать, так как она - мировой лидер в мебельной промышленности и торговле. Это и мода, и качество, и европейские стандарты. Надо отдать должное этой компании. Мы у нее научились многому. Поэтому, даже если будут сложности, будем держаться за такого партнера.
Интересны и другие рынки. Сегодня есть куда развиваться на восточном направлении. К примеру, не исключаем возможность выхода на Азербайджан - богатую нефтедоллорами страну.
Кроме этого, начинаем реализовывать продукцию в Беларуси, чего раньше не было. Здесь появился спрос на мебель из сосны.

- На чем основывается конкурентоспособность вашего предприятия? Каковы пути ее повышения?

- Раньше конкурентоспособность нашей продукции на рынках Европы базировалась на дешевой рабочей силе и дешевом сырье. Сегодня, по существу, обе эти позиции претерпели серьезное изменение. Так  стоимость электроэнергии для промышленных предприятий стала даже выше, чем на западном рынке, у наших непосредственных конкурентов.

Стоимость труда также выросла, но она ниже, чем в Минске и Москве. Если раньше у нас была очередь из желающих работать, то сегодня ощущается недобор рабочей силы на 10-15%. Судя по всему, это не временная проблема. Молодежь стремится получить все и сразу, поэтому ищет более оплачиваемую работу.

Сложностей добавляет крепость белорусского рубля. Он, по моему мнению, сегодня переоценен, что негативно влияет на экспорт. Но это внешняя причина, на которую трудно повлиять, поэтому силы надо нацелить на решение внутренних проблем. Я вижу тут два пути. Первый - пересмотр модельного ряда. Мы стараемся разрабатывать и выпускать другие, более сложные, дорогие и конкурентоспособные модели. Также не стоим на месте в поисках новых рынков сбыта. Второй путь - снижение издержек. Тут вопрос стоит очень жестко. Одновременно надо искать возможность увеличивать производительность труда и зарплату. Иначе можно остаться без людей, а тогда ничего не сделаешь, будь ты хоть семи пядей во лбу.

В стремлении снизить издержки мы перебрали многие варианты. Во-первых, пересмотрели направления инвестиций. Ранее они вкладывались в увеличение объемов производства, даже порой без учета сроков окупаемости. Сейчас, когда появился дефицит кадров, основная задача - искать такие направления инвестиций, которые позволят или увеличивать производительность труда, или сократить рабочие места, или уменьшить расход электроэнергии на единицу продукции, или сэкономить материалы, или все это вместе. С поставленной задачей справляемся и не снижаем вложений несмотря на сложности. В этом году планируем направить на модернизацию порядка 1,5 млн. евро.
Хотелось бы также отметить два направления инвестиционных планов. Мы проанализировали ситуацию и поняли, что многое можно сделать в лесопилении. Наше оборудование уже устарело, а сегодня есть возможность применить прорывные технологии, что мы и делаем. Уже кое-чего добились, имеем положительные результаты. Во втором квартале следующего года ожидаем значительных изменений в лесопилении и в связи с этим - весомое улучшение экономики предприятия.

Второе направление связано с отходами производства. Стоит задача полностью их перерабатывать и продавать. Почти пять лет производим пеллеты. А из отходов лесопиления будем выпускать топливные брикеты. Сейчас под это строим здание. Идея с брикетами и модная, и правильная, ведь появились серьезные рынки сбыта - страны Балтии, Скандинавии, Польша.

Что касается мебели из сосны - нашего основного товара - здесь каждый цент на учете, так как работа идет в нижнем ценовом сегменте. И мы продолжаем выпускать конкурентоспособную продукцию и по цене, и по качеству. Не забываем западный вектор, ищем направления на восточном. Надеемся, что такая диверсификация поможет в развитии предприятия и завоевании новых рынков.

Справка «Директора»
«Минский Мебельный Центр» образован в 1989 г. Его учредителями являются Минское производственное лесохозяйственное объединение (МПЛХО), РУП «Молодечненский завод металлоконструкций» и немецкая фирма «Хассе ГмбХ». На предприятии работает около 1 тыс. человек.

СП ООО «Минский мебельный центр»
222310, г. Молодечно, ул. В.Гостинец, 31а
тел.: 8 0176 76-81-32
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.spmmz.com

{jcomments on}