№7 (169) - ИЮЛЬ

 

Тема номера: АПК, СЛОЖНОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ

 
  • К пониманию проблемы и выработке системных решений.

  • От объемов к эффективности: как обеспечить качественный скачок отрасли?

  • Дотянуться до показателей: от чего зависит рост сельхозпроизводства?

  • Акцизная "мина" уже тикает:  как облегчить дорогу иностранным производителям?

  • С кем и чем мы торгуем:  что является залогом сбалансированности во внешней торговле?

  • "Тройка" взялась за кооперацию: к чему приведет проведение единой промышленной политики в ЕЭП?

  • Все включено: многопрофильная деятельность ООО "Белинтертранс".

  • Покоряем недра знаниями: от чего и от кого зависит успех калийной отрасли?

  • Графики подскажут, чего ожидать: важность анализа мировых финансовых рынков.


Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Масштабные вложения в модернизацию материально-технической базы сельского хозяйства и промышленности АПК позволили существенно увеличить концентрацию производства. Достаточно напомнить, что только в рамках выполнения Государственной программы возрождения и развития села на 2005-2010 гг. инвестиции составили порядка 50 млрд. долл. В результате по объемам выпуска некоторых продтоваров на душу населения, например, молока, мяса и картофеля Беларусь даже вошла в число мировых лидеров.
Однако актуальным остается повышение экономической эффективности отрасли и ее способности адаптироваться к меняющимся условиям хозяйствования. О том, что сделано, делается и должно быть сделано в этом направлении, беседуем с и.о. директора ГП «Институт системных исследований АПК НАН Беларуси», доктором экономических наук, профессором Александром ШПАКОМ.

- Александр Петрович, как вы оцениваете широкий социально-экономический эффект, достигнутый в результате приоритетной господдержки агросектора республики?

- Если брать только экономическую сторону вопроса, то механизация и концентрация аграрного производства (средняя площадь угодий на сельхозорганизацию достигла порядка 5,5-6,0 тыс. га) позволила многим хозяйствам задействовать эффект масштаба. Это открыло путь к снижению затрат на единицу продукции, развитию инвестиционной и инновационной деятельности.
Валовое производство зерна по сравнению с 1990 г. увеличилось на 31,2%, достигнув в 2012 г. 9,23 млн. т., овощей - в 2,1 раза до 1,58 млн. т, сахарной свеклы - в 3,2 раза до 4,77 млн. т. Существенно возрос сбор кукурузы на зерно и рапса на семена. Такая динамика стала преимущественно следствием роста урожайности культур. В 1990-2012 гг. в целом по республике урожайность зерна и зернобобовых увеличилась на 26,5% до 34,4 ц/га, овощей - на 25,5% (236 ц/га), сахарной свеклы и картофеля - в 1,51 раза (соответственно 485 и 208 ц/га).

За этот же период возросла продуктивность животноводства. Так, в осуществляющих сельскохозяйственную деятельность организациях среднегодовой удой молока вырос на 46,3% до 4712 кг с коровы, среднесуточный привес КРС - на 26,4% до 627 г, свиней - на 41,8% до 550 г. Все это в целом свидетельствует об интенсивном пути развития сельхозпроизводства.
Качественным показателем можно считать и экспорт продовольствия, который в годовом выражении превысил 4 млрд. долл., оказывая положительное влияние на внешнеторговый баланс страны. Темпы роста производства и поставок позволяют надеяться, что в 2015 г. Беларусь сможет взять рубеж в 7 млрд. долл. экспорта данного вида продукции, а положительное сальдо внешней торговли ею составит до 4 млрд. долл.
В социальном плане положительные результаты принесло создание масштабной сети агрогородков с развитой инфраструктурой, а также строительство жилья на селе. Во многих случаях это позволило преодолеть проблему оттока людей из деревни в город, помогло удержать молодые кадры. В целом повышена привлекательность сельского образа жизни.

- Оценивать нашу конкурентоспособность на рынке ЕЭП, где продается более 90% произведенного в Беларуси продовольствия, следует с поправкой на тарифную и нетарифную защиту единого рынка. Вместе с тем выполнение Россией обязательств перед ВТО снижает эту защиту. Не получится ли так, что через несколько лет запас ценовой прочности наших продуктов на рынке ЕЭП окажется исчерпан, в результате чего иностранные производители начнут вытеснять белорусских с традиционных для нас рынков?

- Ослабление тарифной и нетарифной защиты единого рынка вряд ли существенно повлияет на нашу конкурентоспособность по сравнению с российскими производителями. В Беларуси выше интенсификация сельхозпроизводства, ниже себестоимость продуктов, что обеспечивает нашему АПК ценовые преимущества. А вот производителям из третьих стран, особенно из развитых, мы проигрываем. Там по ряду продовольственных позиций затраты аграриев в несколько раз ниже, поэтому снижение таможенных пошлин действительно может серьезно изменить расстановку сил на рынке в результате повышения ценовой конкурентоспособности импортного продовольствия. Это не может не тревожить. А потому уже сегодня всем без исключения сельхозорганизациям и перерабатывающим предприятиям следует уделить повышенное внимание сокращению необоснованных затрат в производстве. Сейчас себестоимость одной и той же продукции у разных отечественных производителей порой отличается в 2-3 раза. Это свидетельствует о значительном резерве для сокращения затрат за счет повышения эффективности хозяйствования.

- Доступны ли нашим аграриям передовые технологии сельскохозяйственного производства, позволяющие оптимизировать затраты?

- Наш институт еще в конце 80-х - начале 90-х гг. приступил к разработке технических регламентов, которые вобрали в себя передовой мировой и отечественный опыт сельхозпроизводства, наработки опытных станций и институтов НАН Беларуси. Впоследствии разработанная нами структура документа была взята за основу отраслевыми сельскохозяйственными НИИ Беларуси, и совместными усилиями были созданы и изданы техрегламенты для растениеводческой и животноводческой отраслей. В них детально изложены оптимальные требования к почве, использованию средств механизации, защиты растений, рациону кормления животных и многие другие вопросы. Хозяйства, строго соблюдающие требования этих техрегламентов, уже сегодня достигают показателей производительности и экономической эффективности, близких к западно-европейским.

- Доступны ли техрегламенты хозяйствам?

- Разработки нашего и других институтов регулярно доводятся до аграриев Минсельзозпродом. К тому же мы никогда не отказываем в предоставлении информации тем, кто самостоятельно обращается к нам.

- Почему же, несмотря на наличие в стране передовых технологий и значительные инвестиции в село, урожайность культур и производительность животноводства у нас в целом заметно отстают от стран Западной Европы?

- Во-первых, надо понимать, что мы все-таки находимся в зоне рискованного земледелия, по балльности почв, климатическим факторам уступаем многим странам Европы.

Во-вторых, не везде еще техрегламенты нашли применение или соблюдаются должным образом. Многое здесь зависит от хозяйства: если оно хорошо технически оснащено, у него достаточно оборотных средств, есть квалифицированный персонал, что позволяет соблюдать технологии, то и показатели, как правило, на высоте. Поэтому, например, «Снов» или «Остромечево» могут достигать высоких результатов. Но есть и отстающие хозяйства, которые ухудшают общую статистику по стране.

Я бы также выделил проблему личной мотивации к эффективному труду. Ее надо повышать как у менеджеров хозяйств, так и у рядовых тружеников села. Ведь одно дело, когда человек чувствует себя только наемным работником (в таком случае его будет заботить лишь размер заработной платы), и совсем иное - когда он собственник. Хозяин действительно заинтересован в повышении эффективности работы, рациональном использовании каждого гектара пашни, сохранении и повышении ее плодородия. Дать аграрию почувствовать себя хозяином на земле можно через более активное участие работника сельхозорганизации в акционерном капитале.

Перспективным здесь представляется и дальнейшее развитие фермерства. Сейчас в Беларуси порядка 3 тыс. фермерских хозяйств, вклад которых в ВВП отрасли лишь около 1%. Считаем, что органам госуправления необходимо больше содействовать их развитию. Они гармонично дополнят преимущественно крупнотоварное производство Беларуси мелким и средним, сделав более разнообразной по форматам хозяйствования и более устойчивой сельскохозяйственную модель. Фермеры заняли бы свою нишу на рынке, активней пошло бы развитие новых направлений, таких как овощеводство, да и традиционные - также получили бы дополнительный стимул к интенсификации. На базе малых форм хозяйствования можно, например, развивать органическое земледелие и производство экологически чистых продуктов. Это направление бурно развивается сегодня в Европе. Надо понимать и другие преимущества фермерства - сохранение преемственности поколений, а, следовательно, национальных традиций, привитие любви к труду на селе и повышение его престижности.

Да и показатели эффективности и производительности у частников, как правило, на высоте. Зачастую фермер - это и управленец, и специалист, и работник в одном лице. Отсутствие управленческого аппарата исключает расходы на его содержание, а другие затраты успешно оптимизируются применением техрегламентов.

- Александр Петрович, насколько актуально для страны развитие специализации сельхозпроизводства, в том числе на уровне регионов и отдельных хозяйств?

- Процесс углубления специализации уже идет, и это правильно. Стране в целом и каждому хозяйству в отдельности необходимо найти свои ниши на рынке, где они были бы наиболее конкурентоспособны и могли справляться с современными вызовами глобализации. Так, благодаря целенаправленной специализации Беларусь стала одним из крупнейших игроков на мировом рынке молока и молочных продуктов. Подобный уклон в животноводстве требует корректировки и в растениеводстве. Стране следует обеспечить опережающее производство травянистых кормов, составляющих основу рациона КРС. Причем речь идет не только об объемах, но и о качестве, а также сбалансированности кормов, которые должны содержать достаточно протеина. Этого можно достичь за счет расширения посевов бобовых и зернобобовых культур.
Важно в достаточной мере обеспечить отрасль культурными пастбищами, которые в наших почвенно-климатических условиях дают сравнительно высокие урожаи зеленой массы, позволяя получить качественную и дешевую животноводческую продукцию. В этом залог конкурентоспособности молочно-мясного скотоводства.

Актуально развитие специализации и в региональном разрезе. Так, на наш взгляд, в Витебской области целесообразно уменьшить площади под зерновыми и увеличить - под многолетними травами. На Гомельщине, где все чаще отмечаются засухи, есть смысл переходить на выращивание сои и расширять посевы под кукурузу с целью получения зерна.
На уровне отдельно взятых хозяйств эффект специализации может быть усилен за счет участия в интегрированных производственных структурах, например, в холдингах. Правда, одновременно государство не должно допускать монополизации аграрных рынков. Иначе вместо мобилизации внутренних резервов и ограничения издержек за счет эффективного высокотехнологичного производства хозяйства начнут повышать рентабельность путем простого взвинчивания цен.

- И все-таки сельскохозяйственное производство - это преимущественно сырьевое направление, тогда как основная добавленная стоимость, в которой заинтересована страна, формируется в перерабатывающей промышленности. Как вы оцениваете состояние этого сегмента АПК? Каковы рекомендации в части повышения его эффективности?

- В настоящий момент, по нашим оценкам, создаваемая в перерабатывающей промышленности добавленная стоимость в среднем составляет около 20%. И это, конечно, не предел возможностей. Несмотря на предпринятые в последние годы меры, отрасли пока не удалось выйти на устойчивую траекторию развития. Так, по итогам 2012 г. количество убыточных мясных комбинатов выросло на 8, а молокоперерабатывающих предприятий - на 23 единицы. Корень проблем - в недостаточной глубине переработки сельскохозяйственного сырья. Особенно это характерно для мясной промышленности, в структуре экспорта которой доля сырого мяса КРС, свиней и птицы в последние годы достигала 90%.
Изменить ситуацию и повысить экономическую эффективность может лишь решительная модернизация, направленная на радикальное углубление переработки сырья, а также применение передовых маркетинговых технологий в продвижении продукции.

Институт системных исследований АПК НАН Беларуси также подготовил рекомендации по совершенствованию структуры производства перерабатывающей промышленности. Их реализация должна помочь существенно увеличить добавленную стоимость. Так, на наш взгляд, в молочной промышленности целесообразно строительство новых мощностей по сушке молока и сыворотки, производству пластичных сливок и молочного жира на их основе. Нужны современные хранилища сыра. В мясной - следует развивать выпуск ценных видов и сортов мяса, деликатесных и элитных продуктов, создать современные линии по убою скота, которые улучшат товарный вид, повысят качество мяса и увеличат сроки его хранения. Предприятиям мукомольной и хлебопекарной промышленности рекомендуем освоить производство мучных композитивных смесей и пищевых концентратов (полуфабрикатов мучных изделий и каш быстрого приготовления). Сахарным заводам - расширить ассортимент в сторону глазури, кристаллического, крупноизмельченного, жидкого сахара, сиропов и т.д.

- Как оцениваете готовность института помочь селу и промышленности преодолеть многие из обозначенных вами проблем?

- Своими исследованиями мы охватываем все основные направления работы АПК Беларуси и на их основе готовим практические рекомендации как для органов госуправления, так и субъектов хозяйствования. За последние годы внедрено свыше 120 научных разработок института. Мы участвовали в разработке основных отраслевых программ и документов, в том числе на наднациональном уровне - в рамках Союзного государства Беларуси и Росси, Таможенного союза и Единого экономического пространства.

Как известно, соперничество между странами за место под солнцем давно переместилось в экономическую плоскость. При этом занимаясь вопросами конкурентоспособности национальных экономик, правительства неизменно в качестве приоритета выделяют аграрную отрасль, призванную обеспечить продовольственную безопасность. Надежным помощником здесь выступает аграрная наука. В нашей стране Институт системных исследований АПК НАН Беларуси без преувеличения является флагманом аграрной научной мысли, аккумулирующим передовые разработки и подходы, необходимые для успешной работы в новых рыночных условиях. Наша сила - в нашем научном потенциале и кадрах. Достаточно назвать таких видных ученых, как В.Г.Гусаков, Г.М.Лыч, З.М.Ильина, Бычков Н.А., Байгот Л.Н. Селюков Ю.Н. и др.
Пользуясь случаем, в очередной раз хочу пригласить всех заинтересованных субъектов АПК к взаимовыгодному сотрудничеству с нашим институтом.

Справка «Директора»
Учреждение основано в 1956 г. как Белорусский НИИ экономики и организации сельского хозяйства. За годы деятельности оно претерпело несколько реорганизаций и свое нынешнее название приобрело в 2008 г.
При институте действуют аспирантура и докторантура, а также Совет по защите докторских и кандидатских диссертаций, в котором за 1997-2012 гг. защищены 78 диссертаций. Ведется подготовка научных и преподавательских кадров, в том числе для других научных организаций и вузов.
Функционируют 5 научно-исследовательских отделов, включающих 18 секторов. В исследования вовлечен 101 человек, включая 4 доктора и 23 кандидата наук.

ГП «Институт системных исследований АПК НАН Беларуси»
220108, г. Минск, ул. Казинца, 103
Тел.: +375 17 212 04 11
Тел./факс: +375 17 278 69 21
сайт: http://www.refor.by
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
{jcomments on}

Алексей АНТОНОВ

Производство алкогольной и табачной продукции традиционно считается выгодным независимо от пространства и времени. Однако неожиданный крен отечественной акцизной политики грозит разрушить эту парадигму. По крайней мере, для белорусских профильных предприятий. Ведь если повышение налоговой нагрузки в 2011-2012 гг. для них прошло более-менее спокойно, то рост акцизных ставок с 1 января вверг в лихорадочную дрожь, от которой они еще не оправились. Зато импорт все больше начинает расцветать и приятно пахнуть.

Цех по розливу… винограда

Руководители профильных предприятий в кулуарах заявляют: если так пойдет и дальше, то до полного выравнивания акцизных ставок с российскими многие белорусские заводы и фабрики могут попросту «не дожить». Причем российские же конкуренты и выжмут их с собственного рынка. Не по причине великого технического превосходства или удивительного качества, а благодаря финансовым возможностям. Мало того, что кредиты у восточных соседей более дешевые и доступные, в производстве «вредных привычек» уже давно и плотно обосновались транснациональные корпорации. У некоторых из них обороты превышают бюджет всей Беларуси. Обладая такими возможностями, российские конкуренты под денежным прикрытием ТНК попросту перекроят рынок «под себя». И отечественным предприятиям им практически нечего противопоставить.

Акцизная политика - один из самых существенных факторов, который влияет на структуру алкогольного рынка. В Средиземноморье пьют много вина, в Германии и Британии - пива. И не только благодаря культурным традициям. В этих регионах акциз на «легкий» алкоголь в 2-3 раза ниже, чем на «тяжелый». Поэтому водка, виски и бренди для массового рынка получаются дорогими и менее привлекательными. Кроме борьбы с «народным» пьянством, такая политика имеет и экономическое обоснование: поддерживаются местный производитель и собственная сырьевая база. Ведь вино и пиво начинаются с винограда, ячменя и хмеля, которые приносят хороший доход сельскому хозяйству. При всей пагубности чрезмерного потребления алкогольная отрасль формирует достаточно много рабочих мест.

Собственно говоря, долгое время аналогичные акценты расставлялись и в Беларуси. Но в последние два года акцизная политика к национальным напиткам повернулась спиной, к такому выводу заставляет склоняться официальная статистика. За первые пять месяцев этого года продажи водки и ликероводочных изделий в Беларуси упали на 11,6 и 22,7% соответственно. Пиво прибавило, но очень скромно - 6%. Зато на 48% выросла реализация коньяка, на 15% - виноградных вин. Правда, «виноградный алкоголь» в большинстве своем не полностью импортного происхождения, а белорусского розлива. Но коньячные спирты, виноматериалы и другое поступающее сырье - иностранного производства. Таким образом, основная маржа остается в стране происхождения.

Почему чисто отечественная продукция при затоваренных складах «минусует» и по продажам, и по объемам производства? Например, на фоне снижения выпуска на 6,4% спирта и водки скопилось в объемах двухмесячного производства. Зато выпуск коньяка и виноградного вина увеличился на 15-20%. Такие результаты не удивительны: акцизы на «падающую» продукцию последние два года росли в геометрической прогрессии. А на «виноградные» напитки налоговое давление было более щадящим. Поэтому согласно мониторингу Белстата средняя цена литра водки за последние 4 года в долларовом эквиваленте выросла в 2,3 раза, пива - в 2 раза, коньяка - всего в 1,5, а вина и того меньше - на 15%. Реакция рынка на ценовые изменения не заставила себя долго ждать. И процесс будет только усиливаться. Акцизы продолжат расти в прежних пропорциях, а традиции потребления спиртного будут ослабевать. В результате увеличится валютоемкость отрасли, ухудшится ее внешнеэкономическое сальдо, и до этого не слишком блестящее. Несколько странно, ибо в стране действует программа импортозамещения.

Словом, идет перераспределение структуры рынка в пользу напитков с иностранными корнями. Происходит это на фоне падения продаж алкоголя вообще. Но радоваться рано. Покупать спиртное люди стали меньше, а вот пить… В МВД бьют тревогу: буйно расцветает самогоноварение. Да и контрабандный суррогат никто не отменял. Ценовыми «перекосами» нельзя решить проблемы пьянства. Скорее они помогают загнать их в «тень», увеличив доходы нелегально-криминального рынка и количества отравлений жидкостями «с запахом спирта».

Что касается отечественной ликероводочной отрасли, то, как заметил в сердцах один из ее представителей, если так пойдет и дальше, рискуем остаться без собственного алкоголя. В свое время перед производителями поставили четкую задачу: обеспечить потребителей доступным, но качественным спиртным. С ней справились, развивая массовое производство так называемых «прейскурантных» напитков. Нынешняя акцизная политика «выбивает» почву из-под ног нижнего сегмента, на котором зиждется вся экономика отечественного производства. Причем изменения произошли стремительно: времени на перестроение и формирование эффективного продуктового портфеля под новые реалии нет. И места на полках постепенно начинает занимать продукция зарубежных конкурентов. Процесс идет пока не очень заметно, но с каждым месяцем увеличивается, например, выпуск лицензионной водки.
 

Дым пахнет… керосином

С высокими ставками на табак несколько другая история. «Жестокие» акцизы отлично вписываются в стратегию транснациональных корпораций, которые владеют мировыми брендами. Обычно именно они являются прямыми или косвенными инициаторами повышения налоговой нагрузки на все сигареты независимо от цены. На первый взгляд, идея логична на фоне всемирной борьбы с курением. Мол, вредную привычку надо сделать дорогой, а акциз использовать не для изъятия суперприбылей в пользу казны от определенных товаров, а для ценовой «надбавки» на никотин. И неважно, содержится он в копеечном табаке или элитной сигаре. Дорогим должно стать «действующее вещество». Такой подход фактически убивает конкуренцию. В том числе и по качеству. Себестоимость продукции как таковая перестает играть серьезную роль, ибо в Европе, с ее драконовскими налогами на табак, стоимость производства сигареты в розничной цене составляет несколько процентных пунктов. Все остальное - налоги. Если выражаться грубо, то солома с табачной крошкой, завернутая в папиросную бумагу, будет стоить лишь немного дешевле, чем элитные сигареты. В результате становится важным не столько технологическое развитие, сколько маркетинг. Такую стратегию для захвата новых национальных рынков в последние два десятилетия и использует «большая табачная четверка». Обладая мощнейшими мировыми брендами, раскрученными через все каналы коммуникаций еще до рекламных ограничений, транснациональные корпорации легко сминают местные торговые марки. Именно после повышения акцизов «загибались» табачные предприятия в странах Восточной Европы и Балтии, на Ближнем Востоке, в других регионах. В разы снижались объемы сбыта, рынок перемещался в «серую зону», расцветал контрафакт. В результате бюджетные доходы после повышения акцизов падали. В выигрыше оставались только мировые компании, которые наращивали свои прибыли, ведь их намного легче «прятать» в дорогой продукции. А дешевая в официальной продаже из-за высоких налогов попросту отсутствовала.

Причем посчитать реальную доходность международных брендов весьма проблематично. Состав смеси табаков, технология обработки держатся в секрете. Себестоимость сигареты остается неизвестной, поэтому судить о рентабельности «транснационалов» приходится опираясь на их данные. Собственно говоря, именно крупные мировые производители выступали в России за высокие ставки. В результате национальное табачное производство кануло в лету. Фабрики либо закрылись, не выдержав конкуренции с монстрами, либо были скуплены, более 90% продаж приходится на международные торговые марки. Такое грозило и Беларуси, если бы не грамотная акцизная политика, которая способствовала развитию собственного производства. Сегодня белорусские бренды занимают до 60-70% продаж на отечественном рынке. Их присутствие не дает разгуляться «международникам» и включить свою универсальную стратегию на полную катушку.

Действительно, транснациональные корпорации напрямую не выступают за пересмотр акцизной политики. Некоторые их представители в Беларуси даже в частных беседах отмечают положительные стороны отечественной модели. Но решения-то о глобальных позициях ТНК принимаются не в Минске, а в Москве, Киеве, а по стратегическим вопросам - в Женеве, Лондоне, Лозанне. Причем табачное лобби по всему миру у «большой четверки» огромное. И Россия - не исключение. В разное время некоторые крупные и известные российские политики «засветились» даже в составе директоров этих богатейших корпораций. Словом, свои вопросы решать эти гиганты умеют.

Накануне повышения акцизов в Беларуси в России началась пиар-компания: мол, белорусские производители заваливают соседний рынок своими дешевыми сигаретами. Причем без фильтра. Хотя единственная марка овальных сигарет, выпускаемых в Беларуси, - знаменитая «Прима». Ее продажи стабильно падают, а средние объемы производства не превышают 100 млн. штук в месяц. Для огромного российского рынка - крохи. Однако информационная «утка» стала для российского Минфина своеобразной моральной поддержкой в борьбе за повышение акцизов на всем пространстве ЕЭП.

Пока гром не грянул

В Беларуси с ликероводочными и табачными производителями принято только бороться. А вот на Западе несколько иная традиция: с алкоголизмом и курением воюют, а отечественных производителей этой продукции поддерживают и защищают от внешних посягательств. Как бы мы ни относились к вредным привычкам, их социальному «статусу», но есть еще экономика отраслей. В Беларуси на алкоголь, пиво и сигареты приходится 10-12% товарооборота. Это ежемесячно около 200-250 млн. долл. в эквиваленте, из них 100-120 млн. уходят в казну в виде налогов. Огромные суммы, за которые готовы побороться даже транснациональные корпорации.

Слишком резкие акцизные взлеты подкашивают отечественные профильные отрасли. Пока это существенно не сказывается на бюджете, но гроза может разразиться уже в среднесрочной перспективе. Экономика отраслей и их финансовое состояние находятся на пределе возможностей. Если не дать передышки, может произойти очень серьезное и необратимое падение. В том числе, в части наполнения бюджета.
Безусловно, интеграционные процессы всегда связаны с поиском компромисса. Вместе с тем некоторые направления экономики являются стратегическими. Как ни парадоксально, но табачная и алкогольная отрасли в Беларуси входят в их число. Слишком большие обороты, чтобы ими разбрасываться.

Конечно, российская сторона придерживается своей линии. Например, с 1 января следующего года предлагается снова повысить акцизы на нижний ценовой сегмент отечественных сигарет. А на высокий, в котором концентрируются интересы транснациональных компаний, можно и понизить. При этом никто не обращает внимания на самочувствие нашего производителя, который вряд ли оправится от таких инноваций.

Есть и другое существенное различие между белорусской и российской отраслями. В соседней стране все предприятия давно приватизировали: единственным инструментом регулирования отрасли остался акцизный налог. За счет него правительство заставляет коммерсантов делиться с бюджетом доходами от прибыльного бизнеса. Но активы находятся уже не просто в частных руках, а в большинстве принадлежит крупным ТНК. С ними спорить непросто - бизнес перетекает в большую политику. В Беларуси по доле рынка лидируют государственные предприятия. Они во времена низких акцизов и высоких прибылей наполняли бюджет за счет других налогов, отчислений в инновационные и иные фонды, финансировали различные мероприятия. Словом, при любой норме прибыли деньги все равно шли на национальные нужды. Стоит ли отказываться от такой системы, которая демонстрирует свою эффективность не только в Беларуси. К примеру, в Швеции алкогольный рынок полностью контролируют государственные компании.

Между тем процесс выравнивания ставок акцизов в ЕЭП запущен. Существует опасность, что партнеры по единому пространству будут «дожимать» тему по другому направлению: через снятие ограничений на перемещение подакцизных товаров. Например, спиртное с российской акцизной маркой смогут свободно ввозить и продавать в Беларуси, и наоборот. Такую идею некоторые лоббисты в России пытались протолкнуть еще четыре года назад. Однако она «заглохла», в том числе из-за кризиса. Думается, к ней обязательно вернутся. Ведь в этом случае доминирование восточных производителей на белорусском рынке не вызывает сомнения.

В ЕС каждая страна устанавливает свои налоговые тарифы на алкоголь. И никаких катаклизмов не происходит. Правда, структура западной интеграции несколько иная: при ярко выраженных экономических центрах полтора десятка стран «периферии» со схожими интересами имеют более сильные позиции.
Смеем надеяться, что и Беларусь сможет отстоять свои интересы в интеграционных процессах. Ведь акцизы, о которых идет речь, составляют существенную долю в доходах отечественного бюджета.

{jcomments on}

Вячеслав МИЦУРА

Не так уж много в Беларуси транспортных фирм, которые могут похвалиться комплексным подходом в оказании профильных и смежных услуг. В этом смысле группа компаний ООО «Белинтертранс» - положительный пример многопрофильной деятельности. Грузоперевозки, логистика, ремонт и мойка транспортных средств гармонично дополнены работой диагностической станции № 197 в д. Касынь Минского района.

К ее созданию на базе ООО «Белинтертранс» подтолкнули растущие объемы автомобильных перевозок и отсутствие поблизости диагностической станции. А еще руководитель компании Вячеслав Довнар, будучи одним из наиболее активных депутатов районного и сельского советов, во главу угла поставил социальный аспект. Услуги государственного технического осмотра транспортных средств должны стать удобными и доступными местному населению. Сказано - сделано. Первые подготовительные работы по переоборудованию одного из боксов ремонтных мастерских «Белинтертранса» начались в 2007 г., а уже 20 ноября 2008 г. в д. Касынь в 14 км от МКАД была открыта диагностическая станция для транспортных средств всех категорий, за исключением мотоциклов.

Сегодня помимо гостехосмотра там можно осуществить международный технический осмотр с получением сертификата МСТО либо продлить его действие, а также пройти испытания на подтверждение соответствия техническим нормам ЕКМТ. К слову, в Минской районе нет больше диагонстических станций со столь широким перечнем услуг.

Уже с первых дней были заданы высокие стандарты работы. Так, для повышения качества и эффективности проведен анкетный опрос клиентов. Руководствуясь собранными пожеланиями, работники «Белинтертранса» изготовили буклеты, календари с указанием на них схемы проезда к станции и режима ее работы, распространили их среди потенциальных клиентов и партнеров, обновили сайт компании www.bitrans.by.
Как итог - с сентября 2009 г. на диагностической станции № 197 планомерно растет количество технических осмотров транспортных средств. Чтобы удовлетворить спрос населения и организаций, с августа 2010 г. станция переведена на двухсменный режим работы без выходных дней.

Всего с момента открытия на ней проведено более 45 тыс. техосмотров. При этом в числе клиентов не только население и организации столицы и Минского района, но и других регионов Беларуси.

Слаженная и профессиональная работа коллектива в лице и.о. начальника станции Валерия Сиротко и инженерно-технического персонала с благодарностью воспринята потребителями услуг. В книгу замечаний и предложений внесено более трех десятков положительных записей.
Станция в каком-то смысле уникальна. И дело не только в том, что она укомплектована преимущественно современным немецким оборудованием. Не так уж много подобных объектов расположено в сельской местности. А это важно для здорового социально-экономического развития регионов.

Не удивительно, что ДС №197 отмечена дипломом смотра-конкурса «Лучшая диагностическая станция по проведению ГТО ТС» в Минской области. Даст Бог - и это не последняя регалия!

ООО «Белинтертранс»
223044, Минская обл., Минский р-н, д. Касынь
Тел.: +375 17 505 91 40
Тел./факс: +375 17 505 91 45
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.bitrans.by
{jcomments on}

Алексей ДАШУК

Форум деловых людей государств-членов Таможенного союза, состоявшийся в Минске с участием глав правительств этих стран Михаила Мясниковича, Дмитрия Медведева и Серика Ахметова, одобрил проведение «тройкой» единой промышленной политики. Ее важнейшим инструментом призвана стать промышленная кооперация. Каковы же нынешние условия и возможности для ее развития?

Направления координации

Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) в этом году активизировала процесс интеграции промышленных комплексов трех государств. Решением Совета ЕЭК от 30.01.2013 г. №4 были утверждены основные направления координации национальных промышленных политик Беларуси, Казахстана и России.

Их перечень включает 9 направлений, из которых них больше половины направлены на формирование тесных производственно-экономических связей между странами:
- углубление промышленной кооперации;
- создание механизма по совместному выходу на рынки третьих стран с целью продвижения совместно произведенной организациями-производителями государств-членов продукции;
- формирование условий для создания организации совместных предприятий и кооперационных объединений, включая транснациональные корпорации, для освоения высокотехнологичных производств и повышения локализации производств;
- формирование технологических платформ и промышленных кластеров в целях достижения современного уровня технологического развития приоритетных отраслей;
- создание совместных площадок для обсуждения вопросов развития промышленной кооперации, обмена опытом, развитие других институтов сотрудничества;
- создание условий для снижения стоимости сырья и материалов, произведенных и используемых для производства конечной продукции на территориях государств-членов ТС.

Решением №4 ЕЭК определены также 19 секторов экономики, приоритетных для промышленного сотрудничества «тройки». В их числе автомобилестроение; производство дорожно-строительной техники; производство выпуск машин и оборудования для сельского и лесного хозяйства; станкостроение; производство подъемно-транспортного оборудования; производство промышленной продукции для железнодорожного транспорта; производство электробытовых приборов; производство электронного и оптического оборудования и компонентной базы; энергетическое машиностроение.

Индикатор - машиностроение

Из документа следует, что успех инициативы по интеграции промышленных комплексов будет определять, главным образом, промышленная кооперация, и, в первую очередь, в сфере машиностроения. Данный вывод подтвердил директор Департамента промышленной политики ЕЭК Владимир Мальцев, проинформировавший в конце мая участников минского форума об экономических перспективах и барьерах на этом пути.
Перспектива обусловлена, прежде всего, огромным потенциалом рынка ТС для машиностроительных компаний стран-членов. В настоящее время здесь царит значительный дисбаланс между потребностями этого рынка в продукции машиностроения и возможностями удовлетворения их национальными производителями. Например, в 2012 г. потребители «тройки» приобрели такой продукции на 337 млрд. долл. При этом 47,7% этого объема составил импорт.

Что касается отдельных секторов, то из третьих стран на территорию ТС было завезено: электрооборудования, электронного и оптического оборудования - 55,2%, машин и оборудования - 51%, транспортных средств и оборудования - 40,3%. Вследствие товарной экспансии европейских, азиатских, американских компаний машиностроители России, Беларуси и Казахстана потеряли громадный заказ - на 161 млрд. долл., которые они могли бы с большой пользой инвестировать в развитие своих компаний, посетовал В.Мальцев.
По его мнению, еще одним фактором, указывающим на перспективность идеи промышленной кооперации, является самостоятельное стремление компаний «тройки» находить торговых партнеров, в первую очередь, на объединенном рынке.

Темпы роста взаимной торговли и импорта из третьих стран государств-членов ТС (2012 г. в % к 2011 г.):

Отраженные на рис.1 диаграмме тенденции подтверждают теоретический постулат о том, что расширение экономического пространства значительно увеличивает потенциал возможностей и резко усиливает действие интеграционных факторов. Разумеется, этому способствует этому безбарьерная среда: отсутствие визового режима между государствами-членами ТС и языковой преграды. Важным фактором является и общее историческое прошлое.
«Мы все выходцы из СССР», - подчеркнул в своем выступлении на форуме генеральный директор АО «Алмаатинский завод тяжелого машиностроения» Ж. Жетписбай Едигенов. Он напомнил, что АЗТМ в советское время был известен во всех уголках бывшей сверхдержавыСССР, а произведенные им прокатные станы до сих пор сохранились и функционируют на многих предприятиях стран СНГ, в том числе России и Беларуси. В настоящее время АЗТМ поставляет свое оборудование в 36 государств мира. Но российские и белорусские заводы, ранее покупавшие его у казахстанцев, сегодня переключились на конкурентов АЗТМ на мировом рынке, в первую очередь, поставщиков из западных стран. Ж. Едигенов призвал ЕЭК помочь АЗТМ вернуть его традиционный рынок на территории государств-участников ТС.

Музеи старинной техники

Впрочем, устойчивого роста взаимной торговли Беларуси, России и Казахстана продукцией машиностроения ожидать вряд ли стоит ожидать. Она не всегда отвечает требованиям потребителей не только по цене, но и по качеству. Ведь конкурентоспособная продукция может производиться только на высокотехнологичном оборудовании. Между тем, его нынешний уровень в ТС крайне низок (рис.2).

Стоимость и степень износа основных фондов в машиностроении государств - членов ТС и ЕЭП

Почти половина оборудования в машиностроении ТС подходит к критической точке, которой ограничен срок годности, что сильно сказывается на возможностях отрасли, прокомментировал ситуацию В.Мальцев. При этом моральный износ данного оборудования не поддается количественной оценке, добавил он.

Многие машиностроительные заводы, особенно в Российской Федерации, сегодня больше похожи на музеи старинной техники. Если пройтись по производственным корпусам таких предприятий, то, как отмечают местные наблюдатели, помимо тягостного впечатления от изготовленного в СССР оборудования, о глубоком упадке свидетельствуют и не знавшие с тех пор ремонта сами цеха: трещины в стенах, прогнившие крыши, ржавые системы отопления и вентиляции. Кроме того, на рабочих местах практически никого нет.
 

В отличие от предприятий сырьевого комплекса, добывающих и перерабатывающих, например, углеводороды, в оснащение которых собственники инвестировали немалые средства, в машиностроительные заводы РФ, несмотря на их приватизацию, инвестиции средства фактически не вкладывались. С одной стороны, это следствие неэффективного разгосударствления, когда за бесценок заводы доставались нескольким собственникам, которые чаще конфликтуют, нежели реализуют совместные проекты по реконструкции и модернизации. С другой, - производство продукции машиностроения, в отличие от добычи нефти и газа, не позволяет рассчитывать на высокую окупаемость вложений.

Например, рентабельность добычаи топливно-энергетических полезных ископаемых в РФ - имела рентабельность 19,5% (в 2011 г. - 23,8%). Этот же показатель для такого сектора российской промышленности как производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования составил 4,9% (в 2011 г. - 5,3%). В секторах производства машин и оборудования, транспортных средств и оборудования уровень рентабельностиь в прошлом году была еще хужениже - 4,8% и 3,6% соответственно (в 2011 г. - 4,4% и 4%). Вследствие этого машиностроение РФ не является привлекательным для эффективных собственников, в первую очередь, иностранных инвесторов.

В полной мере это относится к такой сектору как станкостроениею. Уровень производства станков в России упал почти с 70 тыс. единиц в год в 1991 г. до приблизительно 3 тыс. в 2012-м, т. е. более чем в 20 раз. Особенно сильно в 1990-е годы гг. пострадало станкостроение в Москве, где новые хозяева уничтожили практически все заводы и научные институты. На их месте теперь склады, офисные или торговые центры.
Сегодня в станкоинструментальной отрасли РФ насчитывается около 100 предприятий. Но, по данным ассоциации «Станкоинструмент», большинство находится под угрозой банкротства. В их числе, например, Стерлитамакский станкостроительный завод, выпускающий в России почти половину всех металлорежущих станков. Борьба за выживание не оставляет станкостроителям ресурсов дляв развитиея, обучениея квалифицированных кадров, для вложений в НИОКР.

Белорусское станкостроение выглядит чуть получше, и все же роль лидера в ТС ему также не по плечу. Дело в том, что постсоветские станкостроители остались в прошлом, в то время как в мире в данной отрасли за последние 2-3 десятилетия произошла техническая революция. Изменилисься характер станков, технология их производства и применения станков. Благодаря этому, в машиностроении достигнута высокая степень автоматизации: цифровое проектирование детали - программа ЧПУ для ее изготовления на станках - программа ЧПУ для перемещения детали. Человек в такой цепочке участвует только на стадии проектирования изделия и отладки работы цеха. В Японии, например, уровень станкостроения таков, что роботы делают роботов. При безлюдных технологиях в цехах даже свет выключается с целью экономии электроэнергии.

Обращают внимание наблюдатели и на институциональную революцию в мировом станкостроении. Она в том, что изменился способ организации рынка станкоинструментальной продукции. Современные станкозаводы становятся сборочными производствами - центрами машиностроительных станкостроительных кластеров. Такие кластеры представляют систему заводов, производящих необходимые комплектующие и связанныех единой технологической цепочкой со сборочным производством. То есть мировая станкостроительная индустрия пошла по пути кооперации. Но при этом кооперационные связи внутри такого кластера должны быть в пределах ста 100 километровкм, считают специалисты, основываясь, в частности, на опыте Тайваня. Близкие расстояния позволяют экономить на логистике и обеспечивать непосредственную и постоянную связь между предприятиями.

Подобная кооперация в станкостроении между предприятиями Беларуси и России, расположенными за пределами Брянской, Смоленской и Псковской областей, тем более, Казахстана, представляется неэффективной и вряд ли приблизит технический уровень станков ТС к мировым аналогам.
В других областях машиностроения кооперация между удаленными регионами «тройки» также кажется сомнительной с экономической точки зрения. В этой связи уместно вспомнить, например, об опыте Союзного государства по развитию дизельного автомобилестроения. Соответствующая программа по созданияю конкурентоспособного по мировым стандартам «союзного» грузовика на основе интеграции Минского автомобильного и Ярославского моторного заводов и ряда других предприятий автомобильной отрасли Беларуси и России, как известно, провалилась. Причем, реализовать данный проект не помогло и значительное финансирование программы средствами союзного бюджета.
При этом МАЗ по-прежнему остается в эпицентре политики интеграции - на сей раз с КамАЗом. Казалось, что они интегрируются еще в 2011 г. Но как только дело доходило до конкретики, то процесс стопорился в силу разного видения сторонами конечного результата. Россиянам интеграция представлялась в форме поглощения с приобретением контрольного пакета акций в общей собственности, белорусам - увеличения продаж в РФ отечественной техники за счет координации с КамАЗом маркетинговой политики, снижения себестоимости за счет реструктуризации рынка комплектующих с учетом нового альянса. Согласно июньской информации посла России в Беларуси Александра Сурикова, документы по созданию указанными предприятиями автомобильного холдинга «Росбелавто» могут быть подписаны осенью 2013 г. Условия создаваемого холдинга являются коммерческой тайной, отметил дипломат. При этом, по его словам, речь не идет о продаже активов.

Конфликты интересов

По мнению экспертов промышленного рынка, в России удручающе низкий уровень кооперации между производителями. В то же время Москва - наиболее активный приверженец этого процесса на территории ТС. «Нам важна производственная кооперация, мы хотим этого и готовы продвигаться настолько далеко и глубоко, насколько к этому будут готовы наши партнеры», - заявил на минском форуме глава российского правительства Дмитрий Медведев.
Департамент промышленной политики ЕЭК разработал модель, в соответствии с которой планируется углубление промышленной кооперации в приоритетных секторах. Как отметил его руководитель, Кооперация ставит своей целью кооперации - создание, прежде всего, высокотехнологичной, инновационной и конкурентоспособной продукции, отметил руководитель Департамента. Модель включает несколько звеньев, в том числе ориентирующих на создание совместных предприятий: (см. схему).

Как проинформировал В.Мальцев, Россия и Беларусь одобрили действия ЕЭК по координации национальных промышленных политик «тройки», проинформировал В.Мальцев. Казахстан продолжает изучать планы, что отражает скептическое отношение многих его представителей к нынешним возможностям машиностроения ТС по производству конкурентоспособной продукции. В этой стране, Как следует из выступления на минском форуме премьер-министра Серика Ахметова, в этой стране огромное значение придается оснащению национальной экономики конкурентоспособной техникой.
Казахстан стремится отстоять свое право следовать данному принципу, несмотря на вхождение в ТС. Это проявляется, например, в области закупок сельскохозяйственной техники. По данным статистики, в 2009-2011 гг. импорт комбайнов на территорию ТС вырос на 19,9%, а в первом полугодии 2012 г. - на 92,3%, что создало серьезные производственные проблемы нашему «Гомсельмашу» и российскому «Ростсельмашу», инициировавшим введение защитных мер.
 

В феврале текущего года ЕЭК ввела временную защитную пошлину на импорт в ТС зерноуборочных комбайнов и их модулей в размере 27,5%, что весьма негативно было воспринято в Астане. Казахстан находится в зоне рискованного земледелия, и для него альтернатив технике John Deere практически нет – - такова позиция местных чиновников и аграриев. Их голос был услышан -: Казахстану выделили квоту на беспошлинный ввоз 400 комбайнов.
Разумеется, что в долговременном плане проблема не снята. Если российские и белорусские комбайны конкурентоспособны, то зачем им спецпошлина? Такой риторический вопрос задают в представители Казахстана. Разрешать подобные конфликты интересов внутри «тройки» еще предстоит научиться.

{jcomments on} 

Марина НОСОВА

Успех калийной отрасли - крупнейшего экспортера национальной экономики - во многом зависит от качества кадров. В этой связи стратегически важная задача возложена на филиал Белорусского национального технического университета в Солигорске, который без малого почти 10 лет готовит специалистов для ОАО «Беларуськалий» и смежных с ним производств. Решение насущных проблем требует специальных знаний и умений. Готов ли филиал дать их в полном объеме - об этом беседуем с его директором, горным инженером, Верой НОВОКШОНОВОЙ.

- Вера Ивановна, подготовить качественных специалистов могут лишь достаточно компетентные преподаватели. Достаточно ли их у филиала?

- В настоящее время у нас преподают 67 высококвалифицированных специалистов. Среди них 4 доктора технических наук, 15 кандидатов технических наук, 3 магистра, остальные специалисты-практики, руководители среднего и высшего звена предприятий и организаций: ОАО «Беларуськалий», ЗАО «Солигорский Институт Проблем Ресурсосбережения с Опытным производством» (СИПР с ОП),  ОАО «Белгорхимпром», ОАО «Трест Шахтоспецстрой».

Свидетельством качества подготовки является и последующее трудоустройство выпускников филиала. Многие работают в подразделениях названных предприятий мастерами, механиками участков, заместителями начальников участков, на линейных инженерных должностях в службах и отделах, а один из них стал главным инженером проектного конструкторского отдела ОАО «Беларуськалий». Всего филиал выпустил около 200 специалистов. Но это не покрывает потребности возмещения кадрового состава, например, ОАО «Беларуськалий», в котором текучесть кадров по причине ухода на пенсию составляет ежегодно порядка 350-400 человек. Выпуск филиала ежегодно может обеспечить лишь 10-12% необходимого количества специалистов. К сожалению, немногие выпускники БНТУ из Минска и горных вузов СНГ едут работать в Солигорск, поэтому и необходима работа нашего филиала здесь, рядом с предприятиями горного комплекса республики.
 

- Удалось ли наладить образовательные связи с другими профильными учреждениями, накопившими достаточный опыт подготовки кадров?

- Да, наш филиал поддерживает тесные связи с Санкт-Петербургским государственным горным институтом (ныне Национальный минерально-сырьевой университет «Горный»). В ноябре 2010 г. подписано соглашение о межвузовском сотрудничестве в области подготовки специалистов горной отрасли. В ОАО «Беларуськалий» сейчас работает порядка 400 выпускников этого известного в мире вуза. Я, кстати, тоже вышла из его стен. Также, с 2010 г. мы ежегодно принимаем участие в работе международного форума-конкурса молодых ученых «Проблемы недропользования» в НМСУ «Горный», на который съезжаются представители от 70 до 96 профильных вузов мира. Неоднократно наши студенты завоевывали призовые места в этом конкурсе. Участвуем в форумах и научных конференциях в Донецке (ДонНТУ), Кривом Роге (ГРУ), Киеве (НТУУ «КПИ»). В этом году к нам приезжали представители Технического университета «Горная академия «Фрайберг» из Германии, который является исторически первым горным вузом в мире, где обучался и М.В.Ломоносов. Его специалисты делились с нами своими знаниями и опытом. С ТУ «Горная академия Фрайберг» подписано соглашение о сотрудничестве.
Кроме того, мы задействуем потенциал белорусских предприятий, использующих в производстве природные ресурсы. Проводим образовательно-ознакомительные поездки на «Нафтан», «Гродно Азот», «Гранит», «Белшина» и др.

- Удается ли обеспечить должный технологический уровень обучения?

- Конечно, мы обязательно используем в организации образовательного процесса современные технологии. Раньше чертили и проектировали на ватмане и на кульманах. Сегодня используются компьютерные технологии и специальные программные продукты как для конструирования горного оборудования, так и для проектирования горных работ. У нас есть компьютерный класс, оснащенный новейшим оборудованием. Имеется электронная библиотека объемом 36 Гб. Поскольку наше горное производство (рудники, обогатительные фабрики, горное машиностроение) оснащено современным оборудованием, массово автоматизировано, специалист должен знать все нюансы работы. И мы даем соответствующие знания.

- Какие средства используете на развитие материальной базы филиала?

- Мы находимся на полном хозяйственном расчете. Используем только внебюджетные средства, получаемые от студентов в виде оплаты за обучение. Кроме того, нашей деятельности содействуют предприятия региона: арендуем учебные помещения в ОАО «Беларуськалий» и Солигорском государственном политехническом колледже. Для проведения лабораторных занятий арендуем производственные лаборатории ОАО «Белгорхимпром», ЗАО «СИПР с ОП», ОАО «Беларуськалий», также РУП «Гранит» - практические занятия по открытым и буровзрывным работам. С этими предприятиями заключены договора о сотрудничестве. Отсутствие собственных помещений - основная наша проблема. На строительство собственных помещений, конечно, средств нет. Это возможно только при участии города и области.

- Тревожной тенденцией последних лет стало общее снижение подготовленности абитуриентов по стране. Столкнулся ли филиал с такой проблемой?

- Действительно, мы также заметили падение качества знаний тех, кто хотел бы учиться в нашем филиале. На первый набор в 2005 г. к нам приходили абитуриенты с 212-235 проходными баллами, потом - с 182-187. В прошлом году низший бал был 132. Не знаю, кто тут виноват - школа или в целом система образования.
Некоторые абитуриенты не представляют даже, что такое процент от числа и как его вычислять. Невысок уровень подготовки и для изучения начертательной геометрии и инженерной графики. В средней школе  не преподают основ черчения и стереометрии, слабая подготовка по геометрии и рисованию для развития у учащихся объемного представления объектов. Было бы очень полезным ввести в школьный курс хотя бы черчение. Особенно это важно для подготовки инженеров.

- Вера Ивановна, насколько, на ваш взгляд, предприятия реального сектора заинтересованы инвестировать в образование своих работников, в частности, по вашему профилю?

- Развитие экономики государства, региона или отдельного предприятия, очевидно, предполагает вложение средств в подготовку и образование работников. Без грамотных специалистов невозможно вести производство так, чтобы оно отвечало современному уровню и качественному результату. Когда организация инвестирует в образование своих работников, то они, помимо достижения материального благополучия, чувствуют свою востребованность и значимость, а это уже социальная составляющая общества. От этого зависят и климат в коллективе, и успешность деятельности предприятия, и благополучие страны в целом. То же можно сказать о любом предприятии, любой отрасли. Хотелось бы, чтобы директора уделяли больше внимания вопросам финансовой помощи учреждениям образования, помогая им выпускать качественно подготовленных специалистов.

Справка «Директора»
Филиал БНТУ, г. Солигорск, организован в 2004 г. Проводит подготовку специалистов по специальностям «Горные машины и оборудование» (подземные разработки), «Разработка месторождений полезных ископаемых» (подземные горные работы, обогащение полезных ископаемых), «Экономика и организация производства» (горная промышленность). Кадры горного профиля готовятся по заочной форме получения высшего образования на условиях оплаты. В настоящее время в филиале обучается более 400 студентов.

Филиал БНТУ
223710, Минская обл., г. Солигорск, ул. Коржа, 5
Тел.: (80174) 241459
е-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

{jcomments on}