fbpx

Николай ЗАДОРОЖНЫЙ

Основной этап модернизации Жлобинского вагонного депо Гомельского отделения Белорусской железной дороги уже завершен. Ее результатом стала значительная экономия средств как для предприятия, так и для его заказчиков. В частности, одна из новаций дала экономию порядка 1 млрд. руб. в год, рассказал начальник депо Анатолий ЧАЙКОВСКИЙ.

- Что представляет собой модернизация и каковы ее цели в понимании руководителя?

- Модернизация производства - это серьезное перевооружение предприятия с целью выпуска новой продукции, оказания услуг или совершенствования уже освоенных с применением новых технологий. Наше предприятие не так давно прошло реконструкцию - производство новое, технологии совершенные, оборудование передовое, так что в какой-то дальнейшей серьезной модернизации мы пока не нуждаемся. Но отдельное оборудование продолжаем модернизировать, в частности, в этом году проведем модернизацию установок по обмывке колесных пар, корпусов букс.

Мы единственные в Беларуси освоили технологии модернизации грузовых вагонов с установкой тележек с упруго-катковыми элементами и колесными парами по проекту С03.04. Они позволяют улучшить качество ходовых частей и увеличить пробег вагонов. При этом экономический эффект оценивается в 7,1 млн. руб. на один вагон. В этом году внедренный проект намерены применить в серийном производстве, так что при планах модернизировать 150 вагонов ожидаем экономический эффект в 923 млн. руб. Кстати, вагонам, которые мы
модернизировали по данной технологии в прошлом году, не понадобились внеплановые ремонты.

В целях импортозамещения наше депо также работает с весоповерочными вагонами. Они используются для тарировки железнодорожных весов, производятся в России по единичным заказам, и закупать их весьма дорого. Изготовили опытный образец на базе полувагона, оснастили его необходимым оборудованием, провели испытание, опытную эксплуатацию - и сегодня он успешно работает на БелЖД. В 2013 г. планируем изготовить еще два таких вагона.

Проектная мощность предприятия по ремонту составляет 3,5 тыс. полувагонов в год. Сейчас мы загружены на 100% и даже превышаем этот показатель. В 2013 г. запланировано отремонтировать 1,2 тыс. вагонов из России и около 3 тыс. вагонов, принадлежащих БелЖД. Депо настолько загружено, что ремонтируем технологическое оборудование только по ночам. Мощности можно увеличивать лишь за счет дальнейшего расширения предприятия. Стоит вопрос о перераспределении заказов на другие депо дороги. Строить новые мощности или расширяться нам пока экономически нецелесообразно.

- Анатолий Николаевич, насколько конкурентоспособны ваши услуги на внутреннем и внешнем рынках?

- Наше предприятие единственное в Гомельском регионе оказывает услуги по ремонту вагонов, поэтому практически все собственники подвижного состава Гомельщины ремонтируются только у нас. Им это удобно, не надо далеко ездить. Всего же в Беларуси 12 вагонных депо, с которыми мы конкурируем в других регионах.

- Есть ли экспортные заказы?

- Обслуживаем российские компании, которые поставляют сырье для Белорусского металлургического завода. Им удобно ремонтировать у нас вагоны, в которых они доставляют в республику металлолом. К тому же - наша услуга дешевле, чем в России. Чтобы привлечь российские фирмы, предоставляем определенные преференции. Ремонтируем также транзитные вагоны из Санкт-Петербурга, Пскова. Эта категория заказчиков рассчитывается в российских рублях, формируя нам валютную выручку.

У нас есть предложение о сотрудничестве из Прибалтики, но пока воспользоваться им мешают некоторые таможенные барьеры. Тем не менее, думаю, мы сможем освоить и это перспективное экспортное направление.

- Влияет ли членство Беларуси в ЕЭП на работу предприятия?

- Конечно, влияет. Если в прошлом году мы имели договоры с 4 крупными российскими компаниями, то сегодня - уже 15 контрактов. На Казахстан пока выйти не удалось - от нас далеко, там своя ремонтная база, да и Россия рядом. Года два назад казахские компании интересовались нашими услугами, мы высылали им предложения, но для них ремонтироваться у нас, наверно, дороговато.

- Какие еще услуги оказываете кроме ремонта вагонов? Актуальна ли для вас диверсификация видов деятельности?

- Считаю, что распыляться на другие услуги нам невыгодно и нецелесообразно. Несколько лет назад обзавелись пасекой, продавали мед сотрудникам, поставляли в ресторан и столовую, но из-за низких закупочных цен этот вид деятельности оказался убыточным. Поэтому пришлось продать пасеку ближайшему хозяйству.

- От качества ремонта зависит безопасность железнодорожных перевозок. Какое внимание уделяете этому вопросу?

- Наше предприятие по итогам работы за 2012 г. стало дипломантом Премии правительства за достижения в области качества. Проверки комиссий подтвердили, что качеству у нас уделяется должное внимание. Положительная оценка работы стала для нас дополнительным стимулом для совершенствования.

Нет качества - нет безопасности. У нас работает отдел технического контроля, который отслеживает выполнение требований по качеству с нулевой стадии до выхода вагонов после ремонта. Системная работа позволила значительно сократить количество отказов вагонов в пути. В I квартале прошлого года было 4 таких случая, в этом году - ни одного. По данному показателю наше депо - одно из лучших на Белорусской железной дороге.

- На предприятии работает аккредитованная лаборатория неразрушающего контроля. Каковы ее задачи и функции, насколько она современна и востребована?

- В создании подобной лаборатории мы были пионерами на БелЖД. Такой шаг необходим был для получения сертификата менеджмента качества ISO9001-2001. Сегодня наша лаборатория - одна из лучших, как и ее сотрудники. Например, Галина Алексеевна Юрченко, руководитель лабораторией, - специалист самой высокой категории. На БелЖД таких экспертов всего три.
Лаборатория выявляет скрытые дефекты деталей вагонов, что помогает избежать серьезных аварий. Она также предоставляет услуги сторонним организациям.

- Этот год объявлен Годом бережливости. Какую работу проводит депо, чтобы сделать более рациональным использование всех видов ресурсов?

- Не только в этом году, но и за предыдущие сделано немало. Внедрены частотно-регулируемые приводы, установлены гелиоводонагреватели - солнечные коллекторы из 12 секций. Мы используем также гидродинамические нагреватели, заменили оконные блоки на стеклопакеты, установили энергоэффективные ворота, приборы учета расхода тепла, электроэнергии и воды. Внедряется автоматизированная система комплексного учета энергоресурсов (АСКУЭ).

В прошлом году провели ряд мероприятий по Программе «Энергосбережение 2012»: заменили 80 светильников на энергосберегающие, установили четыре единицы энергосберегающего сварочного оборудования, заменили несколько дверей и ворот, оконные блоки. На все эти мероприятия затрачено 400 млн. руб. В результате в прошлом году мы сэкономили 7,03 т условного топлива (т у.т.). С начала 2013 г. сэкономлено уже 11,7 т у.т.

В текущем году продолжаем работу по Программе «Энергосбережение 2013». Заменили 60 светильников на светодиодные и двое ворот на энергоэффективные.

За I квартал экономия ТЭР от внедренных мероприятий составила 11 т у.т. при затратах на их внедрение - 137 млн. руб. А доведенное на II квартал задание по экономии перевыполнили на 5,5% при целевом показателе по энергосбережению за 5 месяцев - 10,7%.
Не останавливаемся на достигнутом и до конца года планируем продолжить закупку и установку светодиодных светильников, выполнить замену еще 7 ворот и одной единицы сварочного оборудования.

Действует программа «Ресурсосбережение». Большое внимание уделяется экономии сырья, материалов и комплектующих при восстановлении узлов и деталей, проверке, замене и пересмотру норм, внедрению рационализаторских предложений и технических новшеств. В 2012 г. мы перевыполнили задание по программе на 37% и сэкономили 17745 млн. руб.

Гомельским отделением БелЖД разработан План мероприятий по проведению Года бережливости и организации работы по внедрению технологии «Бережливое производство». В нашем депо создана рабочая группа по реализации Программы, разработан собственный план из 17 пунктов, начиная от совершенствования системы организации производства и заканчивая соблюдением сотрудниками принципов экономии и бережливости. Мною утвержден график внедрения принципов «Бережливого производства», предусматривающий поэтапное их внедрение.
Кроме этого, определен пилотный технологический процесс по ремонту тормозных приборов в цехе АКП (автоконтрольный пункт) для внедрения принципов «Бережливого производства». Картировали поток создания ценности (КПСЦ) пилотного техпроцесса.

В 2014 г. потребуется определение пилотных технологических процессов при ремонте колесных пар и тележек грузовых вагонов и их поэтапное внедрение. В 2015 г. планируется завершить внедрение принципов «Бережливого производства».

- Как решаете кадровый вопрос? Где сотрудники депо проходят подготовку и переподготовку? Вкладываете ли вы средства в их образование?

- Мы укомплектованы на 100% при минимальной текучести кадров. В основном от нас уходят только на пенсию. Пополняем ряды за счет специалистов Белорусского государственного университета транспорта, колледжей, училищ. Обучаем работников и сами. В прошлом году обучили 198 человек, на что было израсходовано 33,2 млн. руб. Как видите, данному вопросу мы уделяем пристальное внимание. Кроме этого, молодые специалисты пользуются рядом социальных льгот.
Хорошая кадровая обеспеченность позволяет смелее смотреть в будущее.

Справка «Директора»
Жлобинский вагонный участок по ремонту вагонов был создан 1 сентября 1933 г., 1 января 1948 г. переименован в Жлобинское вагонное депо. По итогам 5 месяцев т.г. отремонтировано 269 приватных вагонов. Прибыль от реализации услуг составила 2 744 млн. руб., экспорт услуг - 298,2 тыс. долл. Среднесписочная численность работников - 427 человек.

Жлобинское вагонное депо Гомельского отделения БелЖД
247210, Гомельская обл., г. Жлобин, ул. Первомайская, 199
Тел.: +375 2334 622 22
Тел./факс: +375 2334 2 19 79
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

{jcomments on}