fbpx

Евгений ШУНЕЙКО, кандидат искусствоведения, профессор Белорусской государственной академии искусств

В слове «живопись» читается его художественная суть: живо изображать окружающий и внутренний мир, доносить его трепетные образы до людей. Долгое время цвет в живописи был подчинен строгому рисунку, в картинах зачастую доминировала темная или приглушенная тональность. В начале ХIX в. живой свет впервые нашел отражение на холстах английских художников-романтиков. Затем их открытие поддержали французские коллеги. Они странствовали в окрестностях деревушки Барбизон, поэтому и называют их живописцами Барбизонской школы 1830-1850-х гг.

Создание передвижной мастерской связано с изобретением этюдников -ящиков с красками в тюбиках. Этюдники помогают работать художникам и в наши дни. А в барбизонский период окончательно закрепилось непосредственное творческое изображение природных мотивов на открытом воздухе. Учитывались все цветовые изменения, колебания и ощущения, связанные с разным освещением, состоянием световой и воздушной среды. Это и назвали пленэр (от франц. pleinair - на открытом воздухе).

Наиболее солнечная пленэрная живопись принадлежит французским импрессионистам, которые в 1870-1880-х гг. совершили настоящую революцию. В искусстве стали главенствовать первые впечатления, насыщенные богатством цветовых мазков, передающие живое ощущение воздушного пространства. И реальный окружающий мир стал восприниматься значительно ярче, более красочно и образно. Многие художники в разных странах также включились в процесс светоносного отображения.

В Восточной Европе наиболее активными последователями французских пейзажистов-новаторов стали представители московской школы живописи - К.Коровин, В.Поленов, И.Левитан и др. К примеру, нашему земляку В.Белыницкому-Бируле его наставник И.Левитан советовал сохранять в завершенных пейзажах живое ощущение красочного соприкосновения с панорамами всех времен года и скромными уголками природы. Талантливый ученик успешно воплощал наказ в своих полотнах.

Многие белорусские художники ХХ - начала ХХI в. также следуют этому золотому правилу, открывая все новые виды родной стороны. И это невзирая на тот факт, что на Западе пленэрный пейзаж в результате многих модернистских нововведений утерял свое ведущее значение и перестал развиваться. Отчасти такое явление можно объяснить гармоничной живописностью белорусской земли. В центре Европы удивительным образом компактно сохранился, образно выражаясь, натуральный зеленый остров в синеве рек и озер. К тому же наша природа достаточно первозданная, большинство городов и деревень утопают в зелени. Словом, в Беларуси можно без труда найти уголки, которые не затронуло нивелирующее воздействие современных гигантов-мегаполисов. В таких природных условиях художнику весьма трудно не стать убежденным пейзажистом.

Продуктивными пленэрными мастерами стали наиболее подвижные художники. Несмотря на педагогическую и общественную деятельность, они всегда находят возможность «вырваться на этюды». Среди отечественных пейзажистов Леонид Гомонов - своеобразный рекордсмен по участию и значимости достижений в республиканских и международных пленэрах. С середины 1990-х гг. он ежегодно по два-три раза выезжает на пленэрные форумы. После их проведения многие произведения мастера стали обогащать собрания отечественных и заграничных музеев. Для художника - это всегда настоящий праздник. Л. Гомонов успевает также успешно работать в Минске над решением дизайна книг в издательствах, выступает организатором международных конкурсов детского рисунка и т.п. Такая сверхтворческая активность способствует созданию смелых и впечатляющих образных решений, в которых запечатлены природные мотивы. Работы объединяет мягкость и задушевность изображаемого: традиционные деревенские домики в окружении столетних деревьев, тихие речные заводи, покрытые кувшинками, долины полноводных рек с далекими полями и лесами, лесные массивы, светоносные культовые памятники архитектуры на высоких холмах и др. Художник на ходу синтетизирует, обобщает, словно прозрачным туманом окутывает пейзажное пространство. И оно образно оживает. Наиболее трепетно живописец воспроизводит природное состояние самой ранней весны, утренней и вечерней зари. Вместе с тем в его творчестве оживают и развиваются многие пленерные традиции ХIХ-ХХ вв.

В 2003-2010 гг. профессиональный художник, сотрудник Министерства культуры Беларуси Николай Мищенко стал организатором международных пленэров, посвященных памяти классиков пейзажного искусства В.Белыницкого-Бирули, В.Цвирки и др. Это способствовало сближению ведущих художников России и Беларуси, которые активно создают пейзажи в романтично-реалистическом стиле, отображают необычное и трогательное на основе простых и бесхитростных природных реалий. Творческая дружба с российским классиком пейзажа Тверского края В.Сидоровым подтолкнула Н.Мищенко к поразительной живописной эволюции, дополнительной уверенности в своих творческих силах. В его активе - постоянная работа на этюдах, создание на протяжении одного-двух сеансов с натуры исключительно правдивых и образно-сконцентрированных произведений. Если это куст сирени, то он должен «гореть» под лучами солнца, если это старые дубы, то зритель должен ощущать непоколебимую мощь их стволов и трепет листвы под ветром. В очертаниях старинных зданий под кистью художника проявляется цвет прошлых времен, а в изгибистых речных потоках просвечивается песочное и каменистое дно. Многое почерпнул художник у великого пейзажиста С.Жуковского, следуя его опыту: не вдаваясь в мелочи, энергичными и сочными мазками цвета утверждать живописную красоту окружающего пространства.    

Неутомимым путешественником, который не расстается с этюдником, давно зарекомендовал себя известный минский художник Виктор Барабанцев. На его счету - многие монументальные мозаики возрожденных храмов. В 2000-х гг. мастер решил подарить белорусским зрителям также пейзажный свет, до этого невиданный и эмоционально не пережитый. Его авторская пленэрная программа «Заграничная палитра» - результат поездок в разные страны. Цель белорусского художника - с новой точки зрения и силы первых впечатлений отражать ранее недоступные нашим землякам пейзажные красоты. В 2010 г. В.Барабанцев добрался до Ниагарского водопада и написал его неповторимый мощный вид с натуры. А после возвращения в Европу создал серию французских и испанских мотивов по следам великих художников прошлого. Это значительно расширило горизонты белорусского пейзажа нового столетия. Поражает умение художника передать точные очертания природных и архитектурных объектов. В своих работах он увлеченно рассказывает о незабываемых местах, где побывал, куда собирается поехать в очередной раз, не забывая также о новых пленэрных открытиях на родной земле.

Актуальность современного пейзажа в живописи возрастает и по той причине, что большинство людей живут в городах. Им необходимо образное проникновение в натуральный и безграничный мир природного многообразия. Пейзаж словно раздвигает стены, придает новые силы и отвлекает от монотонности рабочих будней в офисах, государственных и общественных учреждениях. Несравненную радость бытия привносит пейзажная живопись и в наши дома. По-настоящему радуют произведения искусства, в которых пейзаж становится ярким высокохудожественным явлением. Неутомимое творчество белорусских мастеров пленэрной направленности - неиссякаемый источник единения традиций и новых открытий.

{jcomments on}