№5 (167) Май

 

Тема номера: ФИНАНСИРОВАНИЕ

 
  • Белорусская экономика в условиях ЕЭП:  как повысить эффективность белорусской экономики?

  • Расширяем горизонт возможностей: у предприятий широкие возможности для привлечения разного рода финансирования.

  • Корпоративные облигации: просто и выгодно.

  • Варшава зовет на биржу:  фондовый рынок как инструмент для привлечения капитала.

  • Рецепты здоровой ветеринарии: перейдут ли научные учреждения на хозрасчет?

  • Бизнес-образование: практикоориентированные программы МВА от ИБМТ БГУ.

  • Женский почерк: коммерческий успех "немужского" стиля управления.

  • Покупаем недвижимость правильно: как избежать излишних материальных трат?

  • Разрушающая сила инфляции: Рост цен - кому это нужно?


Уважаемые читатели!

Общаясь с коллегами из Прибалтики и Германии, нередко приходится слышать мнение о том, что лет через 8-10 Беларусь станет членом Евросоюза. Казалось бы, логичное решение в свете глобализации и необходимости притока в белорусскую экономику новых технологий. Но так могло бы быть, если бы Беларусь все предшествующие годы, включая и советский период, развивалась как страна с 10-миллионным (или около этой цифры) населением и создавала промышленность и в целом экономику для обеспечения его потребностей. Однако в XIX ст. и особенно в ХХ ст. экономика Беларуси формировалась как составная часть государства с населением в 125 (1897 г.) - 293 млн. (1991 г.), и на ее территории были созданы предприятия, призванные обслуживать потребности Советской империи. Анализ объединения Германии позволяет нам понять, что будет происходить с Беларусью в случае ее вступления в Евросоюз. В Восточной Германии сохранялись только те предприятия, которые были ориентированы на восточный рынок, например, такие как вагоностроительный завод. Недозагруженность предприятий в Западной Германии не позволяла сохранять уже в объединенном государстве производственные мощности в Восточных землях. Кроме того, перезагруженность восточно-германских предприятий социальной сферой и излишней численностью работающих делало их менее эффективными в сравнении с западно-германскими. Одним из примеров может быть комбинат по добыче калийных солей с годовым объемом производства 36 млн. т и количеством занятых - 31,6 тыс. человек. Аналогичный комбинат на Западе выпускал 27 млн. т, на нем работало 7800 человек и, следовательно, выработка была выше в 3 раза. После объединения Германии комбинат на Востоке вынужденно был подвергнут реорганизации. Увольнялось большое количество сотрудников, предприятие освобождалось от социальных учреждений и недобывающих дочерних предприятий. Так было со многими восточно-германскими коллективами. И это притом, что Тройханд  вкладывал большие деньги в развитие Восточных земель . Но рыночная экономика диктовала свои условия хозяйствования.

Белорусские валообразующие предприятия кроме определенной технологической отсталости также имеют избыточную численность промышленно-производственного персонала, что, конечно же, не позволит им вписаться в экономику Евросоюза. Неминуемо встанет вопрос об их реорганизации и высвобождении численности работающих, занять которых в сегодняшней экономике Беларуси практически нереально. Более того, промышленность Беларуси свою деятельность строит на импорте российского сырья и энергоносителей, рассчитываясь за это поставками на российский рынок готовой продукции. А коль так, то логично было бы двигаться в направлении экономической кооперации с Россией, привлекать российские инвестиции за счет продажи предприятий. Но вот уже несколько лет как российский бизнес охладел к идее покупки белорусских предприятий и занял выжидательную позицию, отслеживая процессы, происходящие в нашей экономике.

Что же это за процессы, которые снижают интерес к приватизации у российского бизнеса?
1. Замедление в последние годы темпа роста ВВП до 1,5% (2012 г.), 5,5 (2011 г.), 7,7 (2010 г.), 0,2 (2009 г.), 10,2% (2008 г.).
2. Высокая суммарная задолженность белорусских предприятий, достигшая в 2013 г. 70% ВВП.
3. Хроническое отрицательное сальдо внешнеторгового баланса по товарам.
4. Несмотря на предпринимаемые усилия по обновлению производства, а ежегодное накопление составляет более 40% ВВП, за последние 12 лет уровень материалоемкости в экономике не снижается.
5. Хроническое опережение роста заработной платы над динамикой производительности труда. Так, в 2012 г. рост зарплаты составил 22%, а производительности - 3,4%, ВВП увеличился на 1,5%.
6. Энергоемкость в 2 раза превышает среднеевропейский уровень.
7. Высокая в последние годы инфляция (в 2012 г. - 21,8%), которая формирует высокую ставку рефинансирования по кредитным ресурсам (сентябрь 2012 г. - 30%, апрель 2013 г. - 27%).
8. Хроническое невыполнение планов по привлечению ПИИ, которые в абсолютном выражении оказываются меньше 2 млрд. в год.
9. Низкая рентабельность. В 2012 г. по промышленности она составила 13% , а с учетом производственного лага, если даже его принять на уровне 120 дней, - оказывается меньше 5%.
10. Отрицательная динамика цен на готовую продукцию, поставляемую на российский рынок, в частности, на тракторы, грузовые автомобили и молоко.
11. Закредитованность сельского хозяйства. При этом возврат кредитов фактически нереален.
12. Без учета государственной поддержки высокий, более 33%, удельный вес убыточных сельскохозяйственных предприятий, несмотря на значительные капитальные вложения в последние годы в развитие села. Высокая их закредитованность. И этот процесс продолжается. На реализацию Программы устойчивого развития села на 2011-2015 гг. планируется выделить 29,8 трлн. руб. бюджетных средств, в том числе в производственную сферу - 27 трлн., социальную - 2,8 трлн. руб.

В этих условиях российский бизнес полагает, что чем позже он придет в Беларусь, тем дешевле можно будет приобрести активы предприятий. Руководство республики пытается исправить ситуацию и с начала 2013 г. сделало ставку на модернизацию экономики и, в частности, промышленности. Намечено создать 400 тыс. высокопроизводительных новых рабочих мест с выработкой как минимум 60 тыс. евро в год. Но что же с финансированием?

Если применить критерий организации аналогичных рабочих мест в Англии, то на практике на каждое уходит до 50 тыс. евро, и тогда суммарно 20 млрд. евро. На модернизацию действующих предприятий в 2013 г. в Беларуси намечено направить 13 трлн. руб. бюджетных средств, или 1 141 млн. евро. Только для 240 предприятий Минпрома потребуется, по заявлению министра промышленности, как минимум 6,1 трлн. руб., или 709 млн. долл. В среднем на предприятие - около 3 млн.долл. Что касается модернизации действующих предприятий, то надо заметить, что белорусская экономика сегодня соответствует 3-му и 4-му технологическим укладам . Не выше уровень технологического развития и в России. Удельный вес 5-го уклада, по оценке специалистов, в российской экономике не превышает 10%. Но Россия ставит задачу до 2020 г. довести удельный вес 5-го технологического уклада до 40%. При этом Программой Правительства намечено ежегодно направлять на капитальные вложения от 578 млрд. долл. в 2015 г. до 692 млрд. в 2018 г. и далее. Мы же модернизируем 3-й и 4-й технологические уклады при дефиците ресурсов и отсутствии ясного понимания источников. По мнению Правительства, необходимые средства должны формироваться из четырех составляющих: собственных средств предприятий, кредитов коммерческих банков, зарубежных инвестиций и государственных средств, удельный вес которых составляет 4,5% искомой суммы. Можно ли назвать эти источники реальными исходя из финансового состояния предприятия, которое характеризуется не только высокой задолженностью, но и дефицитом оборотных средств?

Привлечение для модернизации кредитных ресурсов под ставку 30 и более процентов, конечно же, нереально. Возможно допустить привлечение валютных кредитов, но только теми предприятиями, которые поставляют продукцию за рубеж. Что касается прямых зарубежных инвестиций, то понятно, что их объем не соответствует возлагаемым на них надеждам. Возможно привлечение ПИИ за счет зарубежного размещения ценных бумаг, но это сопряжено с ростом внешней задолженности, которая и без того приближается к пороговому значению экономической безопасности страны и превышает 50% ВВП.

Что же делать в этой ситуации?
1.    Необходимо сконцентрировать ресурсы на структурном изменении экономики, подразумевая под этим расширение сферы услуг с 40 до 60% в ВДС.
2.    Целесообразно работать над высвобождением на промышленных и, в первую очередь, валообразующих предприятиях излишней численности работающих. Увеличение производительности труда при сохранении объема производства позволит повысить заработную плату при неизменном фонде оплаты труда. Тем самым будут формироваться потребители платных услуг.
3.    Для обеспечения занятости высвобождаемых работников необходимо всемерно стимулировать создание малого и среднего предпринимательства и, в первую очередь, за счет расширения доступа к кредитным ресурсам и арендным площадям. Пока процесс идет в обратном направлении. Принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь №172 от 13.03.2013 г. «Об установлении размера базовой арендной величины», и ставка с 1 апреля увеличена до 10 долл. за 1 м2.
4.    Необходимо развивать сектор услуг за счет создания и развития сети платных дорог, формирования придорожного сервиса, отраслей строительства, связи, а также широкого внедрения в производство и быт цифровых средств передачи информации. При этом в Минске целесообразно возводить только элитное жилье, потребительских же качеств - в городах-спутниках и там, где есть работа. Неминуемое высвобождение работающих с промышленных предприятий может привести не только к необходимости выплаты пособий по безработице, но и создаст проблемы с содержанием жилого фонда безработных.
5.     Всемерно содействовать созданию экономических стимулов для становления предприятий по разработке программного продукта и, в первую очередь, автоматизирующего технологию инновационного процесса. Программный продукт, описывающий создание нововведения, невозможно купить за рубежом. Это тайна за семью печатями. Такой продукт каждая страна разрабатывает самостоятельно. Между тем именно он характеризует наряду с другими факторами, такими как широкое внедрение микроэлектроники, электроники, принципа цифровой передачи информации не только в производстве, но и в быту, 5-й технологический уклад.
6.    Развитие 5-го технологического уклада невозможно и без активного поощрения обучения молодежи за рубежом, а также создания условий для ее возвращения на родину. В этом направлении можно опираться на опыт Казахстана, Азербайджана, Российской Федерации.
7.    Следует расширить хозяйственную самостоятельность руководителей предприятий. Увеличить их материальное вознаграждение и поставить его в зависимость от результата хозяйственной деятельности. Оплата должна быть реально весомой. В сегодняшних условиях это более 5 тыс. долл. Кроме того, целесообразно в деятельности предприятий активно поощрять аутсорсинг, а также их специализацию на выпуске не готовой продукции, а комплектующих. Несравнимо более эффективно качественно производить детали и поставлять их на зарубежные конвейеры, чем выпускать продукцию для конечного потребления и пытаться продать ее, обеспечивая конкурентоспособность за счет ценового фактора. Нецелесообразно создавать и отверточную технологию, ибо надо думать об увеличении добавленной стоимости. На предприятиях легкой промышленности следует широко развивать франчайзинг. В этом процессе можно опереться на опыт ряда белорусских предприятий и, в частности, СП ЗАО «Милавица», которое открыло в мире более 500 магазинов.  
8.    Важно развивать конкуренцию, а для этого - активно привлекать новых игроков на белорусский рынок.
9.    Необходимо настоятельно совершенствовать отраслевое управление в направлении повышения качества и снижения себестоимости. Этого можно достигнуть за счет проведения единой научно-технической политики, сертификации и стандартизации производства. Следует освобождать предприятия от технологических переделов, которые могут выполняться специализированными предприятиями, например, таких как гальваника, инструментальное производство и т.д.
Несомненно, комплексная и системная работа по всем этим направлениям будет способствовать повышению эффективности белорусской экономики, что позволит республике занять достойное место в Едином экономическом пространстве.

С уважением, А.Н.Ковтуненко

{jcomments on} 

Алексей Чубат

До сих пор представители реального сектора белорусской экономики не воспользовались в полной мере таким популярным на Западе инструментом привлечения финансирования как размещение акций предприятий на фондовом рынке. Хотя формально предпосылки для этого имеются. В стране есть крупные акционерные общества, не только Беларусь, но и отдельные компании уже имеют кредитные рейтинги. Поэтому не случайно ближайшая к нам и самая крупная в регионе Варшавская фондовая биржа (ВФБ) активно приглашает белорусские компании за капиталом.

Какие возможности дает выход на IPO? Несомненные плюсы - нет необходимости возвращать привлеченные финансовые ресурсы, а активы предприятия получают справедливую рыночную оценку. Улучшается имидж компании, повышается узнаваемость бренда. Минусы директорат видит в отчуждении части акционерного капитала, что в случае продажи более чем 25% акций (блокпакет) может привести к ослаблению контроля над предприятием и даже стать причиной недружественного поглощения компании.

Что же дало публичное размещение тем немногим белорусским компаниям, которые решились на него? Первое IPO в новейшей истории Беларуси связано с размещением на Белорусской валютно-фондовой бирже акций ОАО «Борисовский завод медицинских препаратов». Летом 2011 г. на продажу предложили 125,5 тыс. акций на 59,7 млрд. руб. (15% уставного фонда). Инвесторы купили только 223 акции за 105 млн. руб., или 0,18% количества, выставленного на продажу. Первый блин вышел комом, в том числе по причине слабого сопровождения IPO в СМИ. Невозможно провести успешное публичное размещение акций, если об этом молчат газеты и журналы.

Через год, в апреле 2012 г., ОАО «Минский завод игристых вин» выставил на продажу 25%-й пакет акций. «Пищевикам», которые учли опыт «фармацевтов», сопутствовал больший успех: 70% предложенных акций были проданы за 28 млрд. руб. Деньги пошли на обновление основных фондов и другие цели, что помогло предприятию в реализации инвестпрограммы.
В ряде случаев компаниям удавалось привлечь финансирование через стратегических инвесторов. Так, несколько лет назад эстонская Silvano fashion group, являющаяся мажоритарным акционером белорусского СПЗАО «Милавица», успешно осуществила IPO на ВФБ. Около 10 млн. евро от вырученных средств были направлены на создание розничной сети «Милавицы» в России.

Компания-разработчик ПО с белорусскими корнями - EPAM Systems (ее основатель и учредитель Аркадий Добкин - наш соотечественник) в феврале 2012 г. осуществила IPO на Нью-Йоркской бирже (NYSE). И хоть первичное размещение прошло не в таких объемах, как ожидалось, - было размещено 6 млн. акций по 12 долл., тогда как планировалось 7,4 млн. по 16-18 долл., тем не менее в последующие месяцы капитализация этих активов примерно удвоилась. А это позволяет говорить о коммерческом успехе проекта.
Но вернемся на ВФБ. Биржа состоит из четырех основных площадок: т.н. главного рынка, NewConnect, Catalyst и Poee. На основной площадке разместили свои акции 438 компаний, в том числе 43 иностранные (преимущественно украинские, чешские и болгарские). Общая капитализация клиентов ВФБ достигла 181 млрд евро.

О том, что белорусским субъектам хозяйствования потенциально доступны инструменты ВФБ, свидетельствует опыт украинских компаний. Так, можно привести в пример агропромхолдинг «Астарта-Киев», который вышел на биржу со стоимостью акций 7,7 долл. за штуку, а в феврале 2013 г. котировки уже достигли 22 долл. за акцию. Кроме капитализации, выросло доверие и к украинским «сахарникам», что помогло «Астарта-Киев» наладить поставки продукции на завод Coca-Cola.

Примерно половина инвесторов на Варшавской бирже - иностранные, а это позволяет утверждать, что у ВФБ не локальный, а глобальный статус. Кроме того, в Варшаве действуют несколько крупных брокеров, способных привлекать в значительных объемах международный капитал.
Есть у ВФБ и другие достоинства. Например, в силу достаточно демократичных тарифов затраты по выходу на IPO и дальнейшему обращению акций в среднем на 50-60% ниже, чем в Лондоне и на других ключевых фондовых площадках мира.
Косвенную поддержку торгам в Варшаве оказывает относительно благополучная макроэкономическая ситуация в стране. В отличие от еврозоны, увязшей в рецессии, Республика Польша продолжает демонстрировать хоть и небольшой, но устойчивый рост экономики. В этом году прирост ВВП ожидается не ниже 1,8%. Определенное доверие инвесторов вызывает и размер экономики Польши, а это 30% совокупного ВВП 12 стран, присоединившихся к Евросоюзу после 2004 г. Кроме того, стране присвоены рейтинги: А2 стабильный (Moody’s), А - стабильный (Standard & Poor's и Fitch Ratings).

Для белорусских ОАО наибольший потенциальный интерес представляет Варшавская площадка NewConnect. Открытая 30 августа 2007 г., она рассчитана на малые и средние компании с капитализацией от нескольких миллионов долларов и предоставляет относительно простой и недорогой доступ к капиталу по сравнению с иными биржами. По состоянию на 15 октября 2012 г. число компаний в листинге NewConnect  составило 419, а их общая капитализация - 2,5 млрд. евро.
Несмотря на слабые потуги в деле приватизации, в умах белорусских чиновников в целом созрело понимание, что проведение IPO - один из наиболее перспективных и дешевых источников финансирования модернизации и текущей деятельности предприятий. На это, в частности, обратил внимание первый заместитель председателя Государственного комитета по имуществу Сергей Пятков, выступая на недавней конференции «Требования по организации IPO и роль Варшавской фондовой биржи для хозяйственных субъектов из Восточной Европы».
К слову, законодательные основы для развития IPO у нас уже заложены. В 2010 г. Беларусь ратифицировала соглашение о свободном передвижении капитала, отчетности по МСФО в государствах-участниках СНГ. На международные стандарты отчетности перешли все белорусские банки, а также несколько десятков ОАО реального сектора экономики.

Неурегулированным пока остается раскрытие финансовой информации компаний, что крайне важно для тех, кто хотел бы выйти на международные фондовые площадки. Ясности не внесла и Программа развития рынка ценных бумаг Республики Беларусь на 2011-2015 гг., утвержденная совместным постановлением Совмина и Нацбанка от 12.04.2011 г. №482/10. Но есть хорошая новость: требование по раскрытию информацию обещают прописать дополнительно в примечаниях Программы.
Это дает некоторую надежду на то, что выход на фондовый рынок с акциями белорусских компаний спустя какое-то время станет не исключением, а привычной практикой. Правда, как скоро наступит это светлое будущее, не берется предсказать ни один эксперт. Очевидно, что многое будет зависеть и от регулятора в лице государства, и от субъектов хозяйствования, а точнее - от финансовой грамотности менеджмента и его готовности к рискам глобального финансового рынка.

{jcomments on} 

Сергей ЕГОРОВ, начальник отдела операций с ценными бумагами ОАО «Банк БелВЭБ», кандидат экономических наук

В последнее время предприятия внебанковского сектора стали чаще использовать такой инструмент финансирования, как корпоративные облигации. Привлекательность их выпуска обусловлена налоговыми льготами для инвесторов: в соответствии со ст.138 Налогового кодекса при определении валовой прибыли не учитываются доходы от операций с ценными бумагами. Под льготу попали облигации, выпускаемые с 1 апреля 2008 г. по 1 января 2015 г., что делает их более привлекательным инструментом по сравнению с банковскими депозитами, займами и кредитами.

Например, для инвестора ставка по облигациям в размере 20% годовых с учетом льготы по налогу на прибыль равноценна ставке по депозиту 24,4%. С другой стороны, эмитенты могут привлекать ресурсы на более выгодных условиях, чем по банковским кредитам.
О растущих возможностях финансирования свидетельствует и динамика объема корпоративных облигаций, выпущенных и находящихся в обращении в Республике Беларусь. С 01.01.2009 г. по 01.01.2013 г. их общий объем вырос в 28 раз - до 66,2 трлн. руб. в эквиваленте, в том числе у эмитентов небанковского сектора - в 141 раз - до 27,3 трлн. руб. Доля облигаций организаций, не являющихся банками, в общем объеме за указанный период увеличилась с 8,28 до 41,24 %.

В условиях динамично растущего белорусского рынка облигаций следует отметить его некоторые национальные особенности:
- отсутствие в стране институциональных инвесторов (инвестиционных, паевых, трастовых и пенсионных фондов). Среди инвесторов - юридических лиц облигации покупают либо взаимосвязанные с эмитентом компании, либо инвесторы, хорошо знающие его в узком кругу, как партнера, поставщика и т.д. Среди физических лиц корпоративные небанковские облигации непопулярны, поскольку более выгодным и удобным инструментом являются банковские депозиты. Поэтому сегодня основным инвестором в корпоративные облигации являются банки, которые покупают их у своих клиентов в качестве альтернативы банковскому кредитованию. По сути конкуренция между банками определяет рыночные процентные ставки на этом сегменте финансового рынка;
- практически полное отсутствие вторичного рынка облигаций, а значит, и возможности для инвесторов продать эти ценные бумагу в случае необходимости, что делает вложения в данный инструмент низколиквидными. При этом банки, покупая облигации у своих клиентов, могут создавать их вторичный рынок, перепродавая своим клиентам на короткие сроки;
- отсутствие гарантированного размещения облигаций на открытом рынке по рыночным ставкам. Как правило, первичное размещение проводится в виде закрытой продажи среди заранее определенного круга инвесторов. Есть только единичные удачные примеры выхода на открытый рынок по ставкам выше рыночных (облигации ООО «Евроторг»). Поэтому сегодня ни один профессиональный участник рынка ценных бумаг (далее - профучастник) не может гарантировать размещения облигаций на открытом рынке, если заранее нет договоренности с инвесторами. В сложившихся условиях более правильной финансовой стратегией для компании является непосредственное обращение в банк, который может выступить инвестором. Известны случаи, когда компании пытались привлечь финансирование под облигации на открытом рынке с помощью профучастников, но в итоге они все равно приходили в банк как к инвестору, потеряв при этом время и упущенную выгоду.
Преобладающая роль банков в качестве инвесторов обусловлена, прежде всего, сложившимися перекосами национального финансового рынка, на котором более развитым является банковский сектор. Здесь сложилась достаточно рыночная ситуация и действует конкуренция. Понимание этого зачастую помогает избежать возможных потерь.

Особенности инструмента

При всей привлекательности работа с облигациями требует квалифицированного подхода. Прежде всего, рассмотрим некоторые нюансы законодательства.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 12.03.1992 г. №1512-XII «О ценных бумагах и фондовых биржах» облигация представляет собой ценную бумагу, подтверждающую обязательство эмитента возместить владельцу ее номинальную стоимость в установленный срок с уплатой фиксированного процента (если иное не предусмотрено условиями выпуска). Облигации выпускаются сериями, состоящими из однородных ценных бумаг с равной номинальной стоимостью и одинаковыми условиями выпуска и погашения, которые определяются в специальных документах. Облигации должны быть зарегистрированы в Департаменте по ценным бумагам Минфина, а при выпуске биржевых облигаций - в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа». При этом проверяются соответствие документов законодательству по ценным бумагам, в том числе по условиям выпуска, обращения и погашения облигаций, соблюдение прав инвесторов. Кроме того, проверяются соответствие требованиям по обеспечению исполнения обязательств и другие условия.

Все условия по выпуску и обращению облигаций (процентная ставка, срок обращения, дата погашения, периодичность уплаты процентов и т.д.) определяются в специальных документах - решении о выпуске облигаций, проспекте эмиссии и не подлежат изменению в течение срока их обращения (за некоторыми исключениями). Следует отметить, что в договоре на покупку облигаций инвесторами эти условия не определяются, а фиксируются лишь факт и уже установленные параметры продажи.

До регистрации облигаций в Департаменте по ценным бумагам Минфина эмитенту необходимо подготовить и утвердить:
- решение о выпуске облигаций, в котором определяются основные условия их выпуска, обращения и погашения;
- проспект эмиссии (только при открытой продаже и размещении), где подробно описываются все условия выпуска, обращения и погашения облигаций;
- краткую информацию для публикации в СМИ об основных условиях для инвесторов (также только при открытой продаже и размещении).
Облигации выпускаются эмитентом с целью финансирования как текущей деятельности, так и инвестиционных проектов, в белорусских рублях или иностранной валюте с учетом требований валютного законодательства.

Эмитент вынужден нести определенные расходы, которые включают уплату государственной пошлины за регистрацию выпуска ценных бумаг, комиссию профучастнику за организацию выпуска, комиссию депозитарию, плату за страховку или банковскую гарантию (при наличии таких видов обеспечения). Эти затраты необходимо соизмерять с объемами выпуска и условиями, которые могут предложить инвесторы, выступающие одновременно и организаторами выпуска облигаций, и их покупателями. Сегодня на рынке услуг по ценным бумагам встречаются самые разные размеры и виды указанных комиссий. Однако не всегда высокая плата профучастникам гарантирует качество, оперативность и размещение облигаций.

Требования к выпуску

Поскольку облигации - это публичный инструмент финансового рынка, который затрагивает интересы и имидж не только эмитента, но и множества потенциальных инвесторов на первичном и вторичном рынках, а также всего сегмента рынка в целом, необходимо выполнить определенные условия.

Во-первых, эмитент должен предоставить приемлемое обеспечение исполнения своих обязательств по облигациям. Требования к видам и размеру обеспечения установлены в Указе Президента от 28.04.2006 г. №277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг» (далее - Указ №277) и Инструкции о некоторых вопросах выпуска и государственной регистрации ценных бумаг, утвержденной постановлением Минфина от 11.12.2009 г. №146. В качестве обеспечения по корпоративным облигациям может выступать залог недвижимого имущества, транспортных средств, отдельных видов ценных бумаг, поручительство, банковская гарантия и договор страхования ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств эмитента. Ценные бумаги, транспортные средства, недвижимое имущество, являющиеся предметом залога по облигациям, подлежат оценке в установленном законодательством порядке. Без обеспечения можно выпустить биржевые облигации, но в этом случае эмитент должен соответствовать определенным финансовым требованиям (прибыльность, величина активов и др.), установленным в Указе №277.

Во-вторых, необходимо соответствовать требованиям, которые предъявляются к показателям финансового состояния. Если значение коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами ниже установленных нормативных значений, юридическим лицам будет отказано в государственной регистрации облигаций.

В-третьих, у эмитента должен быть заключен договор на депозитарное обслуживание с белорусским депозитарием, необходимым для учета прав собственности владельцев облигаций. Как правило, облигации выпускаются в бездокументарной форме, т.е. в виде записей на специальных счетах «депо». При последующих сделках между инвесторами происходит движение ценных бумаг со счета «депо» продавца на счет «депо» покупателя.

В-четвертых, для регистрации выпуска облигаций при участии профессионального участника рынка ценных бумаг необходимо подготовить документы по выпуску облигаций и утвердить их уполномоченным органом эмитента согласно его уставу.

Преимущества инструмента

Во всем мире облигации активно используют как источник привлечения заемных средств, поскольку они обладают рядом преимуществ, в их числе:
- снижение стоимости заимствований за счет прямого взаимодействия между эмитентом и инвесторами без участия посредника;
- увеличение сроков заимствований. Посредством облигаций средства привлекаются на более долгий срок, чем через большинство кредитов банков;
- независимость от отдельно взятого кредитора, который сегодня деньги дал, а завтра может потребовать их обратно. Облигации позволяют работать практически с неограниченным кругом инвесторов на фиксированный срок;
- стабильность условий по облигациям. В силу природы данного инструмента все условия определяются до регистрации ценных бумаг в уполномоченном органе и в дальнейшем не подлежат изменению. Например, по облигациям невозможно изменить установленную процентную ставку;
- укрепление публичного имиджа компании;
- привлечение большого объема ресурсов, поскольку эмиссия облигаций позволяет собрать значительные средства у неограниченного круга инвесторов;
- возможность на свое усмотрение использовать полученные по облигациям средства на приобретение основных средств, пополнение «оборотки», покупку недвижимости, погашение кредиторской задолженности и другие цели;
- управление своим долгом. Эмитент сам определяет условия по облигациям, включая их досрочный выкуп, порядок выплаты доходов по облигациям (ежеквартально, ежегодно и т.д.), обращение на вторичном рынке. При правильных выкупе и перепродаже компания-эмитент может получить дополнительную прибыль.
 

Алгоритм эмиссии

При всех преимуществах облигаций как источника заимствования пока относительно немногие компании решаются на использование этого инструмента. Возможно, некоторых пугает процедура выпуска облигаций, которая может показаться трудоемкой и бюрократизированной. Но это только на первый взгляд. На самом деле ничего сложного в использовании этого прогрессивного и выгодного инструмента нет.

На первом этапе следует выбрать профессионального участника рынка ценных бумаг, который подготовит необходимые для выпуска облигаций документы и будет сопровождать их регистрацию в Минфине. Основные критерии выбора профучастника - это оперативность подготовки документов, обязательное полное сопровождение регистрации облигаций в Департаменте по ценным бумагам, стоимость услуг.

В подготовленных документах важно учесть все интересы эмитента и инвесторов с учетом требований законодательства. К сожалению, иногда профучастника выбирают формально, для подписания документов за минимальную плату. Но такой путь неверный. Например, на практике наш банк, выступая инвестором и покупая облигации у предприятий, столкнулся со случаями, когда профучастник брал у них деньги, формально принимал участие в подготовке документов, ставя на них подпись, но фактически вся дальнейшая работа по устранению замечаний регистрирующего органа, согласованию интересов инвестора (банка) и эмитента перекладывалась на эмитентов. Это значительно усложнило и затянуло процесс регистрации и выпуска облигаций. Бывает, профучастники берут большие деньги за подготовку документов, но не гарантируют их продажу. Поэтому, по нашему мнению, наиболее оптимален алгоритм, при котором банк одновременно выступает в качестве и профучастника, и инвестора или соинвестора выпуска облигаций, сопровождая данный процесс на всех стадиях.

На втором этапе необходимо утвердить подготовленные документы по выпуску облигаций уполномоченным органом эмитента (общим собранием акционеров, собранием участников, наблюдательным советом и др.), соблюдая все процедуры и требования законодательства и устава эмитента.
На третьем - выбрать депозитарий, который будет вести реестр владельцев облигаций. Здесь приходится учитывать интересы не только эмитента, но и потенциальных крупных инвесторов, например банков. У акционерного общества депозитарий уже есть, однако поскольку в соответствии с законодательством у предприятия он может быть только один, инвесторы для снижения рисков могут потребовать от эмитента перевода обслуживания в другой депозитарий.

На четвертом - проводится регистрация облигаций в Департаменте по ценным бумагам Минфина. Здесь важно полное сопровождение этого процесса со стороны профучастника для оперативного устранения замечаний регистрирующего органа.
На пятом - публикуется краткая информация о продаже облигаций в СМИ. В случае закрытой продажи облигаций этот этап отсутствует.
Шестой этап представляет собой собственно размещение (продажу) облигаций инвесторам на биржевом или внебиржевом рынках.

Один из простых и надежных способов начать работу с облигациями, чтобы получить при этом их гарантированную продажу, - это доверить работу банку, который выступит одновременно и организатором выпуска облигаций, и покупателем. Такой подход позволит избежать ненужных затрат. При участии банка в организации закрытого выпуска облигаций и их приобретении вся технология работы эмитента упрощается и сводится к трем этапам:
1) заключению договора с банком как с профучастником на организацию выпуска облигаций;
2) утверждению подготовленного банком решения о выпуске облигаций;
3) продаже облигаций банку.
При этом все промежуточные этапы банк берет на себя, оказывая клиенту комплекс услуг «под ключ», выраженный в итоге в гарантированном получении финансирования.
При правильном выборе профучастника, с учетом интересов эмитента и инвесторов процедура выпуска и продажи облигаций не будет такой уж сложной, а стоимость данного вида заемного финансирования окажется ниже, чем у других рыночных источников привлечения капитала. Итак, пробуйте работать с облигациями. Это просто и выгодно!

{jcomments on} 

Несмотря на высокие процентные ставки по рублевым кредитам, заемное финансирование остается доступным широкому кругу белорусских субъектов хозяйствования. При этом стоимость привлекаемых ресурсов зависит скорее не от банка, а от компании-кредитополучателя, ее финансового состояния, кредитной истории и в целом надежности как партнера. Кроме того, доступны бездолговые инструменты привлечения капитала. Как и на каких условиях можно получить финансирование? Об этом беседуем с Председателем Правления ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) Владимиром ИВАНОВЫМ.

- Владимир Владимирович, дорогое рублевое кредитование на фоне высокой ставки рефинансирования Нацбанка - это приговор для субъектов хозяйствования или все не так страшно?

- Безусловно, все не так страшно. Кредиты в белорусских рублях - это далеко не единственный инструмент привлечения средств для предприятий. Мы кредитуем также в различных иностранных валютах, и стоимость этих ресурсов даже снизилась по сравнению с докризисным периодом. Сегодня многие предприятия-клиенты стремятся перейти на валютное кредитование, к чему помимо ставок подталкивает текущая стабильность обменных курсов. В настоящий момент доля валютных кредитов для юр.лиц и индивидуальных предпринимателей в структуре кредитного портфеля нашего банка достигла 77%. За I квартал они приросли на 8,1%. С одной стороны, рост кредитования можно рассматривать как положительный процесс и для банка, и для наших клиентов. Но с другой - выраженный перекос портфеля в сторону иностранной валюты - это не очень хорошо, поскольку возрастают риски в случае дестабилизации ситуации на валютном рынке. Мы это понимаем и хотели бы больше выдавать кредитов в белорусских рублях по более доступной для предприятий стоимости.

Я обращаю на это внимание, чтобы было понятно, что не банки виноваты в дороговизне рублевых ресурсов. Банку не важно, предоставляет он ресурсы под 12% годовых или под 60%, он зарабатывает на марже между стоимостью проданных и приобретенных денег. И если регулятор установил высокую ставку рефинансирования, чтобы ограничить инфляцию и обеспечить высокую привлекательность рублевых депозитов, то мы вынуждены привязывать стоимость рублевых кредитов к этим ставкам. Предприятия должны понимать, что финансовая система зависит от экономики, и рублевые ресурсы подешевеют только тогда, когда существенно снизится инфляция. К слову, реальный сектор тоже может и должен посодействовать замедлению роста цен в экономике, повышая эффективность собственной работы, что в конечном итоге поможет удешевить банковское финансирование. Так что сложившаяся ситуация - это не приговор. Тем более что мы уже наблюдаем снижение стоимости во всех сегментах рублевого кредитования.

- Можно ли рассматривать открытие иностранных кредитных линий и привлечение зарубежного фондирования как способ удешевить кредитные ресурсы на белорусском рынке?

- Да, можно. Помимо формирования валютных пассивов от привлечения средств во вклады, белорусские банки активно используют кредитные линии для прямого и торгового финансирования. Поскольку Банк ВТБ (Беларусь) в уставном фонде имеет иностранный капитал и входит в международную Группу ВТБ, у нас также есть возможность воспользоваться фондированием. За январь-март общие финансовые вливания в наш банк в виде фондирования со стороны Группы ВТБ для поддержки ликвидности и кредитного портфеля составили 108,5 млн. долл. в эквиваленте.

А всего на 1 апреля 2013 г. объем средств, привлеченных от группы, достиг 230,5 млн.долл. Эти ресурсы повышают наши возможности и конкурентоспособность на рынке банковских услуг Беларуси.

- Так какова стоимость валютного кредитования в Банке ВТБ (Беларусь)?
- Диапазон ставок достаточно значительный - от 7 до 12% годовых. Стоимость финансирования в каждом случае зависит от набора факторов: вида валюты, финансового состояния предприятия, возможных рисков и т.д. Кстати, наши клиенты зачастую получают более дешевые валютные кредиты, в т.ч. в российских рублях, чем их конкуренты в России, что в целом положительно сказывается на конкурентоспособности белорусских субъектов хозяйствования в ЕЭП.

- Может, тогда дадите совет, как предприятие должно организовать свою работу и выстроить отношения с банком, чтобы получить кредит под минимальную ставку?
- Советов здесь немного, и они простые. Прежде всего надо следить, чтобы у предприятия были положительная кредитная история, в разумных пределах текущая закредитованность, взвешенный бухгалтерский баланс и в целом устойчивая финансовая ситуация. Принципиальное значение имеет наличие валютной выручки. Те, кто сочетают в себе все эти факторы, становятся желанными клиентами для любого банка, и не секрет, что в условиях жесткой конкуренции на рынке банковских услуг порой даже могут начать диктовать свои условия.

- И как много на белорусском рынке подобных желанных клиентов?
- К сожалению, не так много, как хотелось бы. Объективно белорусская экономика небольшая и количество крупных, устойчивых предприятий ограничено. Но мы стараемся не просто искать крупных игроков рынка, а активно взращиваем себе клиентов. Есть примеры, когда продуктивные взаимоотношения с нашим банком помогли предприятиям из малого формата перейти в средний, а из среднего - в крупный.

- Владимир Владимирович, банковский кредит - это ведь далеко не единственная возможность привлечь финансирование. Какие иные инструменты предлагает ваш банк?
- Банк ВТБ (Беларусь) осуществляет профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, является членом секций фондового, валютного и срочного рынков ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа», а также членом Белорусской ассоциации профессиональных участников рынка ценных бумаг. Мы, в частности, осуществляем брокерские (посреднические) услуги по совершению сделок с ценными бумагами. Размещаем их на биржевом и внебиржевом рынках, по поручению клиента можем приобретать и продавать государственные краткосрочные и долгосрочные облигации, краткосрочные облигации Нацбанка, а также корпоративные ценные бумаги (акции и облигации).

Банк оказывает консультационные услуги в разработке и реализации стратегий по привлечению предприятиями инвестиций посредством выпуска ценных бумаг, помогает в организации их выпуска, дальнейшем обращении и погашении, прогнозирует конъюнктуру рынка. Наши квалифицированные специалисты в состоянии грамотно проанализировать результаты сделок клиента, помочь ему определить наиболее выгодные формы привлечения средств.

Вместе с тем, на мой взгляд, банковское кредитование остается наиболее оптимальной формой привлечения инвестиций. Ведь прежде чем выдать кредит, мы проводим финансовую экспертизу проекта, отслеживаем целевое использование денег, что в целом снижает риски. Если же предприятие использует иные финансовые инструменты, например, облигационный займ, то, с одной стороны, это вроде как развязывает ему руки в части целевого использования средств, но с другой - все ли субъекты хозяйствования готовы к такой финансовой ответственности? К сожалению, на рынке уже есть негативные примеры и надо смотреть, насколько страна может позволить себе бесконтрольное обращение корпоративных бумаг. Возможно, следовало бы усилить контроль за этим процессом со стороны банков.

Что касается привлечения средств посредством эмиссии акций и их обращения на вторичном рынке, то зачаточное состояние белорусского фондового рынка пока не позволяет в полной мере воспользоваться данной формой бездолгового финансирования. Страна не первый десяток лет декларирует развитие фондового рынка, но пока мы не выросли и на пару сантиметров в этом вопросе.

- Почему же тогда банк позиционирует себя как посредника на фондовом рынке, лицензию получил?
- Без оптимизма нельзя. Думаю, рано или поздно в Беларуси активизируются приватизационные процессы, появится больше крупных частных компаний, будут примеры успешного IPO, начнется активное обращение акций на вторичном рынке. И надо быть готовыми к позитивным изменениям.

- С кем вы больше заинтересованы работать: с частными или государственным компаниями?
- Я бы не стал разделять предприятия по форме собственности, тем более что в Беларуси доля госкапитала в целом в экономике достаточно высока. Там и там есть свои плюсы и минусы. Когда речь идет о предоставлении банковского финансирования, для нас первичны общая конкурентоспособность клиента, финансовая грамотность его менеджмента, дисциплинированность расчетов, а форма собственности - вторична.

- По данным мониторинга реального сектора экономики Нацбанка, только 6,5% предприятий среди причин, ограничивающих их инвестиционную активность, назвали отсутствие эффективных инвестпроектов. В то же время именно слабость бизнес-планов становится объектом критики правительства и многих банкиров. Каково ваше мнение на этот счет?
- Я не стану смягчать оценку. По моим наблюдениям, в лучшем случае 8% предприятий имеют проработанные бизнес-планы. У большинства же они, я бы сказал, иллюзорны. Не учитываются макроэкономические факторы, тенденции на глобальном рынке, для расчетов берутся исключительно текущие цены. В итоге мы получаем чрезмерно позитивные бизнес-планы, тогда как они должны быть умеренно пессимистичные. Там, где это правило нарушается, модернизация будет вестись ради модернизации, а не достижения коммерческих целей. Мы с осторожностью относимся к таким клиентам. Зато у предприятий, имеющих четкие и ясные расчеты, показывающих нормальную рентабельность, как правило, нет проблем с привлечением финансирования.

- Чем вы объясняете общую слабость бизнес-планирования в нашей стране?
- Первое - это недостаточная финансовая грамотность менеджмента на многих предприятиях. Второе - зачастую бизнес-планы лишь отражают доведенное решение вышестоящего органа госуправления. В стране объявлен курс на массовую ускоренную модернизацию. Но я не уверен, что надо пытаться технически модернизировать все производства одновременно. Возможно, следовало бы определить какие-то прорывные для экономики направления и поддержать их имеющимися ресурсами, а не стараться помочь всем понемножку. Третье - в нашей стране предприятия почему-то боятся прибегнуть к услугам иностранных инжиниринговых и консалтинговых фирм, обладающих значительным опытом и умеющих анализировать рынки. А ведь они могли бы помочь повысить качество бизнес-планирования.

Впрочем, одновременно мы видим и некоторую положительную динамику. На рынке появилось достаточно много финансовых директоров и управляющих, которые хорошо понимают финансовые инструменты, умеют грамотно составлять финансовые планы и модели. Много толковой молодежи, получившей банковское образование, а также банковских служащих, которые переходят работать в компании реального сектора. Так что на предприятиях, где есть подобные менеджеры, как правило, не возникает проблем с финансированием. Многое в этом вопросе зависит от руководителя компании, его готовности повышать собственное образование и привлекать в команду квалифицированных работников.
Крупным компаниям проще купить подготовленных специалистов, мелким и средним - самостоятельно готовить менеджмент. 

- Какова роль Банка ВТБ (Беларусь) в повышении финансовой грамотности корпоративных клиентов?
- Мы ведь не просто предоставляем те или иные услуги. Обращаясь к нам, клиент получает не только некий продукт, но и исчерпывающую консультацию о нем. Даже если, например, мы отказываем в кредите, то одновременно поясняем почему, подсказываем предприятию, что надо исправить, усовершенствовать. В этом и есть опосредованная роль банка в повышении финансовой грамотности. Кроме того, если мы выводим на рынок какой-то новый продукт или услугу, то организуем для наших клиентов тематические семинары и курсы, а это уже - прямая форма обучения.

- Каким видится будущее Банка ВТБ (Беларусь)?
- Позитивным. Опыт работы в Группе ВТБ показывает, что мы справляемся с поставленными задачами, достигнут как рост в целом, так и по отдельным сегментам рынка, так что акционеры нашей работой довольны. Наши планы связаны с дальнейшим увеличением присутствия на белорусском рынке. Ориентация на более полное удовлетворение потребностей клиента останется задачей №1. К повышению качества финансовых услуг подталкивает и растущая конкуренция среди банков.
Ну а всем нашим клиентам еще раз хотел бы пожелать прежде всего хорошей кредитной истории, чтобы ею дорожили. Чтобы не боялись задавать банку-партнеру вопросы - это только повысит финансовую грамотность менеджмента. Конечно же, желаю всем финансового благополучия. Пускай компании успешно осваивают рынки, работая на потребителя, а не на склад. И чем лучше будет нашим клиентам, тем лучше будет и банку.

Справка «Директора»
История банка началась 7 октября 1996 г. с регистрации белорусско-российского Славянского акционерного коммерческого нефтяного банка «Славнефтебанк». В апреле 2007 г. контрольный пакет акций (50% + 1 акция) ЗАО «Славнефтебанк» был приобретен российским ОАО Банк ВТБ, а с 27 ноября 2007 г. произошла смена названия белорусского банка на ЗАО Банк ВТБ (Беларусь). В апреле 2010 г. ОАО Банк ВТБ приобрел у ОАО «Славнефть-Мегионнефтегаз» и у ОАО «Нефтегазовая компания «Славнефть» акции ЗАО Банк ВТБ (Беларусь)», увеличив таким образом свою долю в нем до 71,4%. Во II кв. 2013 г. состоится очередное увеличение доли ОАО Банк ВТБ в Банке ВТБ (Беларусь).
По итогам работы в I квартале 2013 г. нормативный капитал ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) составил 691,4 млрд. руб., увеличившись с начала года на 205,2, млрд., или на 42,2%, в том числе за счет прибыли банка за прошлый год - на 102,3 млрд. Достаточность нормативного капитала - 12,1%. Ресурсная база банка на 01.04.2013 г. составила 7 120,4 млрд. руб. (+5,8 % к началу года).
На 01.04.2013 г. количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обслуживаемых банком, достигло 11557, увеличившись за I кв. 2013г. на 415.
Доля рынка банка по портфелю средств юридических лиц - 4,2%, физлиц - 0,7, кредитам для юрлиц - 2,1, кредитам для физлиц - 1,5%.
В разные годы деятельность банка отмечена различными наградами белорусского правительства, иных органов госуправления, а также негосударственных структур.
Группа ВТБ насчитывает более 30 банков и финансовых компаний более чем в 20 странах мира, которые осуществляют банковские операции, предоставляют услуги на рынке ценных бумаг, страхования, а также иные услуги финансового характера.
Председатель Правления ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) Владимир Иванов родился в 1963 г. в Витебской обл. Имеет 3 высших образования: закончил Новополоцкий политехнический институт им. ЛКСМБ (1989 г.), Белорусский негосударственный институт правоведения (1997 г.), Белорусский государственный экономический университет (1999 г.)
В банковском бизнесе - с 1990 г., на должности Председателя Правления ЗАО Банк ВТБ (Беларусь) - с момента основания банка.
В апреле 2013 г. В.Иванов получил звание «Почетный работник банковской системы Беларуси» и награжден соответствующим нагрудным знаком Нацбанка. Сегодня в нашей стране такой награды удостоен 61 человек.

ЗАОБанк ВТБ (Беларусь)
220007, г. Минск, ул. Московская, 14,
Тел.: +375 (17) 309-15-15
Факс: +375 (17) 309-15-30
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.vtb-bank.by

{jcomments on} 

Марина НОСОВА

Отечественная ветеринарная наука готова работать на условиях хозрасчета, но в разумных пределах, без ущерба для фундаментальных исследований. Чрезмерная коммерциализация научной деятельности и сокращение бюджетного финансирования могут помешать решению ряда национальных задач, считает директор РУП «Институт экспериментальной ветеринарии им. С.Н.Вышелесского», доктор ветеринарных наук Анатолий ГУСЕВ.

- Конкурентоспособность белорусской сельскохозяйственной продукции прежде всего зависит от ситуации с инфекционными, паразитарными и незаразными заболеваниями в стране. При этом стоит задача не понести потери, которые наносят болезни.

Наш институт - единственный в Беларуси, который ведет проблемы здоровья всех видов сельскохозяйственных животных (пчел, рыб, птиц, свиней, КРС). Изредка мы занимаемся и мелкими домашними животными, проводя профилактические мероприятия против бешенства. Разрабатываем средства диагностики, без которой невозможно грамотно составить схему профилактики и лечения животных. Отслеживаем также эпизоотическую ситуацию в различных хозяйствах. Почему только частично? Потому что у нас нет такой программы или задания, которое бы финансировалось, как нет и значительных средств на закупку тест-систем. Часть тест-систем мы делаем сами. Но это маленькая толика того, что необходимо для проведения масштабной работы по эпизоотическому мониторингу по всем существующим заболеваниям животных. Вместе с тем, мы оказываем помощь и консультацию всем хозяйствам, которые к нам обращаются. Отслеживаем ситуацию и в сопредельных государствах. Наш голос звучит по всем вопросам, связанным с ветеринарной службой страны.

- Как усилить конкурентоспособность наших ветпрепаратов и обеспечить прорывы по тем или иным направлениям исследований?

- Чтобы нащупать новые прорывные технологии, необходимо достичь уровня России и западных стран. Это касается разработок диагностических и иных препаратов, а также специфических средств профилактики. Перспективны сегодня биотехнологии, основанные на клеточной и генной инженерии, а также молекулярной биологии. В 2010 г. в мире биотехнологическая продукция принесла своим разработчикам выручку порядка 100 млрд. долл. С учетом же последующего внедрения их в производство экономический эффект был оценен более чем в 1 трлн. долл.

Для нашего государства биотехнологии также могут стать перспективной нишей. Но для этого в Беларуси должны появиться мощные институты. Необходимо составить рейтинг научных учреждений и отраслей, которые представляют приоритет для экономики. Институты должны быть укомплектованы современным оборудованием, а их здания и помещения - реконструированы. В целом необходима мощная государственная программа вместо мелкотемья.

К сожалению, отсутствие современных лабораторий, опытно-экспериментальных участков и нехватка средств на закупку компонентов не позволяют нашей стране идти в ногу с зарубежными исследованиями и конкурировать с Западом, где наука обеспечена всем необходимым, в том числе специалистами высокого уровня. Из-за этого у нас, например, нет ветеринарных лабораторий, аккредитованных международными организациями, а ветеринарная служба страны время от времени вынуждена обращаться за услугами за границу. Это снижает возможность проведения полноценных исследований и бьет по престижу ветеринарной науки.

- На Западе компании вкладывают десятки миллионов долларов в фундаментальные исследования в ветеринарии. Сколько надо средств для успешной работы вашего института? Как оцениваете текущий объем финансирования?

- Еще в советское время решение Михаила Горбачева перевести научные организации на хозрасчет сильно ударило по науке. Такой подход в целом сохранился и в суверенной Беларуси, поэтому сейчас научный сотрудник занимается не столько наукой, сколько поиском тем и заданий, которые обеспечили бы отдел или лабораторию финансами.
Что касается деятельности нашего института, то она финансируется в рамках участия в различных госпрограммах из госбюджета. Второй источник

- продажа ветпрепаратов нашего опытного производства. Они действительно высококачественные, поскольку разработаны элитой белорусской ветеринарной науки, ни в чем не уступают импортным аналогам, а некоторые их превосходят. Институт также формирует выручку за счет предоставления услуг (консультации, постановка диагноза, разработка схем профилактики и лечения). Вместе с тем совокупный объем финансирования недостаточен и не позволяет в полной мере использовать научный потенциал сотрудников. По моему мнению, более целесообразно финансировать институты, а не темы. Только тогда можно будет ставить серьезные задачи и достигать их, а не заниматься мелкотемьем.

Например, в настоящее время в нашей стране нет классической чумы свиней и болезни Ауески благодаря ежегодной профилактической вакцинацией животных. Западные страны свободны от этих инфекций без вакцинации. РУП «Институт экспериментальной ветеринарии им. С. Н. Вышелесского» разработал программу мероприятий по признанию нашей страны свободной от этих болезней без вакцинации. Но для полноценной реализации программы нам необходимо изыскать около 25-30 млрд. руб.

- Можно ли рассматривать экспорт продукции и услуг института как серьезный источник поступлений для дальнейшего развития?

- Чтобы больше экспортировать продукции, необходимо увеличить мощность производства. Пока с тем, что у нас есть, мы не можем выходить в полной мере на международный рынок. Институт его осваивает, но я сомневаюсь, что в этом году мы сможем заработать 200 тыс. долл., как нам было доведено. В прошлом году при плане 100 тыс. долл. выручили на экспорте 24 тыс. Экспортом должна заниматься промышленность, а не наука. Еще раз отмечу, задача науки - искать прорывные направления, которые потом позволят зарабатывать миллиарды долларов различным отраслям экономики. Наше опытное производство работает не для экспорта, а для того, чтобы тщательно отладить все технологии. И невозможно сразу из пробирки перенести все на промышленное предприятие, мы «обкатываем» сложные технологические режимы, и эта работа длится не полгода-год, а годами.

- Правительство поставило задачу к 2015 г. увеличить долю отечественных ветпрепаратов на внутреннем рынке до 70%. Достижима ли цель и при каких условиях?

- Достижению целей мешают проблемы с реализацией. Например, наш институт передал технологии производства Витебской биофабрике, но в хозяйствах делают все возможное, чтобы закупать продукцию не этого производителя, а иностранных. Доля отечественных биопрепаратов сегодня на внутреннем рынке составляет 25-30%, фармпрепаратов - до 70%. Если ситуация сохранится, мы вряд ли сможем выполнить задание правительства. Необходима программа продвижения таких препаратов с оплатой авторских отчислений от оборота специалистам-разработчикам. Кроме этого, необходим жесткий контроль за применением импортных средств. Следует бороться с системой материального стимулирования руководства и специалистов хозяйств, что широко практикуют менеджеры оптовых компаний, торгующих зарубежной продукцией.

- Год от года ужесточаются санитарные нормы по остаточному содержанию лекарств в мясе и молоке. Перспективным решением этой проблемы считается переход на пробиотики. Каково ваше мнение по этой теме?

- Мы занимаемся эффективными направлениями, которые будоражат весь мир. Прежде всего, это вопрос отказа от антибиотиков. В большинстве стран уже разобрались, что они несут негативные последствия и для человека, и для животного. В свое время мы бездумно применяли антибиотики, когда считали, что с их помощью победим все бактериальные болезни. Но бактерии нас обхитрили и приспособились ко многим, если не ко всем препаратам. Большинство антибиотиков уже не оказывает бактерицидного воздействия на патогенных возбудителей, зато многие вызывают сильные аллергические реакции, ослабляют иммунную систему. Одним из путей решения проблемы является вакцинация. Она формирует мощный иммунитет не только на определенное заболевание, но и на смежные с ним. Кроме того, мы считаем, что одним из путей, препятствующих попаданию лекарств в пищу, является создание нормальных условий содержания и кормления животных в комплексе с использованием высокоиммуногенных поливалентных вирусно-бактериальных вакцин, а также пробиотиков и иммуностимуляторов. Вместе с тем, думаю, через некоторое время применение пробиотиков столкнется с теми же проблемами, что антибиотиков сейчас.

- Как вы оцениваете систему контроля за использованием препаратов в животноводстве? Достаточно ли она совершенна, чтобы не нарушались санитарные нормы и это не сказывалось на качестве животноводческой продукции?

- Все препараты, которые применяются в Беларуси, проходят испытания и получают регистрационное свидетельство. Они должны соответствовать мировым и европейским требованиям качества. Однако есть много частных компаний, которые не всегда соблюдают производственные регламенты, поскольку у них нет соответствующих специалистов, помещений и оборудования. Я это называю «вёсельным производством». Но даже такие препараты попадают на рынок и их за определенное вознаграждение используют в некоторых хозяйствах.

- Какую роль, по вашему мнению, играет современный менеджмент в науке?

- Научным институтом не может управлять топ-менеджер. Его должен возглавлять ученый, хорошо понимающий проблематику исследований. Какой из меня был бы директор, если бы я не понимал научных проблем и не знал, какие направления надо развивать? Если придет менеджер, у которого задача - заработать как можно больше денег, то науки здесь не останется. Иное дело, когда есть научная разработка и ее надо продвигать в производство. Именно на этапе перехода от научной разработки к промышленности и должен стоять менеджер, который будет заниматься ее внедрением и получать за это деньги.

Заведующий отделом молекулярной биологии Артем Лемешев:

- Наши разработки всегда являются новаторскими и имеют национальное значение для страны. Вместе с тем по некоторым позициям в мире мы отстали на 30-50 лет. Но догнать современные технологии можно, если расставить свои приоритеты. Существуют фундаментальные исследования, на базе которых можно строить научно-прикладные. Можно брать уже разработанные технологии и на их основе в течение трех-пяти лет создавать что-то новое. Но все это требует значительных средств. К примеру, стоимость некоторых приборов достигает 500 тыс. долл. Кроме того, необходимы расходные материалы, которые тоже стоят немалых денег.

Заведующий отделом паразитологии, доктор ветеринарных наук, профессор Мирослав Якубовский:

- Мы являемся единственным в республике институтом, который должен обеспечивать защиту национальных интересов в сфере ветеринарии. Среди насущных вопросов - мониторинг эпизоотической ситуации в республике. Без этих знаний, материалов невозможно грамотно планировать и осуществлять защиту животных и людей.

Заместитель директора Петр Красочко:

- Сейчас из-за невысокой зарплаты наблюдается слабая мотивация у молодых научных кадров. После распределения к нам молодые специалисты буквально сразу же стараются уйти в частные фирмы, где зарплата выше. К сожалению, у многих нет заинтересованности заниматься наукой, как это было 20-25 лет назад. Кроме этого усложнились требования ВАК по защите диссертаций, что также отпугивает молодых ученых.

РУП «Институт экспериментальной ветеринарии им. С.Н.Вышелесского»
220003, г. Минск, ул. Брикета, 28
Тел.: (017) 508-81-31
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

{jcomments on}