fbpx

№3 (165) Март

Тема номера: КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

  • Беларусь: конкурентоспособность экономики вчера, сегодня, завтра.
  • Главное - найти свою нишу: новые идеи от "Алеси".
  • Как продлить век древесины в ХХI столетии?
  • Быть не хуже других!  Условия хозяйствования в Беларуси.
  • Победы куются на марше: честное имя в бизнесе.
  • ВВП и оптимизация его структур.
  • Взгляд на кадры из Оксфорда. Преодолеть нехватку менеджеров-новаторов.
  • Агропродукт теряет преимущество: Экономика отечественного сельского хозяйства.
  • Капель и заморозки в краю активов: в феврале - начале марта белорусский рубль отвоевал часть позиций.
  • Курс на импортозамещение.
Любая производственная или строительная идея начинается с проекта. Творческий замысел, правильность инженерных расчетов, подбор материалов и технических решений во многом определяют и стоимость возводимых объектов, и эффективность их будущей эксплуатации. А еще от проектировщиков зависит комфорт наших городов… И хоть данный фактор напрямую не связан с эффективностью экономики, уютная и грамотно организованная инфраструктура - составляющая качества жизни, важная не только для граждан, но и для инвесторов. В этом деле нужны вдохновение, знания, опыт и старания. Откуда черпают их современные проектировщики? Об этом беседуем с директором Института «Витебскгражданпроект» Натальей КОСАБУКО.
- Наталья Васильевна, профессиональная и авторитетная школа проектирования была сформирована еще в советское время. Удалось ли сохранить преемственность опыта и развить его в суверенной Беларуси?
- Девиз нашего института: ценим прошлое, строим настоящее, смотрим в будущее. Следование ему во многом и есть ответ на ваш вопрос. Свою историю наше предприятие начало в 1936 г., когда проектная группа при городском бюро техников и инженеров была преобразована в Витебский филиал Белгоспроекта. 77 лет работы позволили нам накопить достаточный опыт. В стенах института в разное время трудилось много заслуженных людей, чьи имена и сегодня известны далеко за пределами Витебска. Достаточно назвать архитекторов Виктора Катакина, Виталия и Александру Даниловых. Многие работники института без преувеличения отдали ему всю свою трудовую жизнь, по 30-40 лет и более. В их числе ветераны труда Иермиония Боровая, Анна Соколова и другие. Эти люди определили послевоенный облик областного центра и других городов Витебщины, а история нашего предприятия воплотилась на наших улицах.
- И все-таки 90-е гг. стали непростым испытанием для строительного комплекса в целом и проектного направления в частности… Удалось ли сохранить кадры - носителей знаний и опыта?
- Конечно, после развала СССР из-за падения объемов строительства проектные организации значительно потеряли в заказах, в т.ч. наш институт, что вызвало определенный отсев кадров. Так, если в 80-е гг. у нас трудилось до 700 человек, то сейчас вместе с филиалом в Новополоцке порядка 330. Но поскольку сокращение персонала в наиболее сложные времена шло преимущественно за счет специалистов со среднеспециальным образованием, а не высшим, то нам удалось сохранить творческий и интеллектуальный костяк коллектива. Критического обвала не произошло.
Отчасти помогло то, что мы как государственное предприятие имели относительно стабильный заказ на бюджетные объекты. Еще больше повысил спрос на наш труд строительный бум 2000-х.
Сегодня накопленный опыт работы и высококвалифицированные кадры позволяют институту выполнять проектирование жилых домов (панельных, кирпичных, монолитных от 5 до 19 этажей), общественных зданий, промышленных, сельскохозяйственных объектов, инженерно-транспортной инфраструктуры, а также объектов благоустройства.
В нашем активе не только отдельные дома, но и целые микрорайоны - в Витебске это Билево-1, 2, 3 и др. Занимаемся разработкой генпланов и проектов детальной планировки для малых городов и населенных пунктов. Нашей визитной карточкой стали летний амфитеатр в Витебске, где ежегодно проходит «Славянский базар», гостиница «Лучеса», Центральный спортивный комплекс, ряд зданий Витебского медуниверситета и т.д. Пример объектов благоустройства - реконструированная площадь Победы и мемориальный комплекс в Витебске. Среди промышленных объектов - проект кондитерской фабрики «Сладкая страна», строительство которой в скором времени должно начаться в Оршанском районе.
- Сегодня актуально возведение энергоэффективных зданий. Предлагаете ли вы рынку подобные проекты?
- С 2009 г. в Витебской области по нашим проектам возведено 7 энергоэффективных объектов, например, в областном центре односекционный и трехсекционный многоквартирные жилые дома, которые включены в перечень для повторного применения. Использованы все передовые энергосберегающие технологии, в т.ч. переменное утепление фасадов, установки рекуперации тепла, а на одном объекте даже утилизация стоков.
По энергоэффективным домам мы работаем в тесном сотрудничестве с Институтом жилища НИПТИС и в целом готовы перейти на массовую разработку подобных проектов в жилищном и ином строительстве. Но, как показывает первый опыт эксплуатации таких зданий, в «умных домах» еще необходимо научиться жить, так как надо уметь управлять оборудованием и поддерживать его в исправном состоянии. И здесь еще есть определенные сложности.
- В последнее время много говорят о необходимости переходить на европейские нормы проектирования и строительства. Прежде всего с целью привлечения к нам иностранных инвесторов и успешной адаптации опробованных в других странах проектов. Готов ли к этому ваш институт?
- Закупили еврокоды, имеем все необходимое программное обеспечение, оборудование и обученные кадры, чтобы применять евростандарты в проектировании. Но есть одна независящая от нас сложность - использование евростандартов влечет удорожание строительства, что противоречит политике сдерживания цен на жилье. Так что для объектов с бюджетным финансированием, особенно там, где речь идет о льготном жилье для нуждающихся, использовать евростандарты пока не получается. Однако если частный заказчик, скажем, иностранный инвестор, пожелает, чтобы мы выполнили проект по этим нормам - готовы это сделать.
- Есть ли движение в сторону применения более жестких норм расходов материалов?
- Постановлениями Совмина от 01.03.2012 г. №195 и Минстройархитектуры от 4.04.2012 г. №17 установлены предельные нормы расхода базовых строительных материалов для проектирования объектов, финансирование которых осуществляется за счет госбюджета. Это обязательные для исполнения нормы и мы их учитываем при проектировании. Хотя и до этих документов в целях удешевления жилья и других объектов мы вели работу над снижением материалоемкости. Например, разработанная нами серия крупнопанельных жилых домов серии 111-108 содержит жесткие нормы расхода всех основных видов стройматериалов. Работа в этом направлении продолжается и сейчас. Иное дело, что не всегда в силу ряда обстоятельств проектные цифры расхода соответствуют реальным, поэтому есть потребность в проведении мониторинга на уже возведенных зданиях.
Чтобы удешевить стоимость проектирования и строительства, работаем с объектами повторного применения (жилые дома, детские сады, школы).
- Еще при премьере Сергее Сидорском была поставлена задача перейти на параллельное проектирование и строительство. Что вы думаете относительно жизнеспособности такого подхода?
- Подобное требование было актуально для второй половины 2000-х гг. на пике строительного бума, когда ставилась задача максимально сократить сроки. Но надо понимать, что параллельное проектирование и строительство - это колоссальная нагрузка прежде всего на проектные организации, повышенная ответственность и дополнительные риски. И если при новом строительстве такой подход еще как-то оправдан, то в ходе реконструкции применить его крайне сложно.
К тому же после выхода нового технического регламента в строительстве, а также постановления Совмина N 195 для ведения параллельного проектирования и строительства практически не осталось правового пространства. Полагаю, что в настоящий момент оно практически полностью себя изжило.
- Наталья Васильевна, можно ли говорить, что выполняя госзаказ на проектирование, вы тем не менее вовлечены в конкурентную борьбу на рынке?
- Институт получает заказ на проектирование вне конкурса, только когда он включается в областную инвестиционную программу как проектная организация по тем или иным объектам. В остальных случаях мы боремся за заказ в рамках тендеров, и нас выбирают по ряду объективных характеристик, по соотношению цена/качество, уровню технической и технологической подготовки и иным конкурентным преимуществам. А здесь имеет значение и то, что мы сертифицированы в международной системе качества ISO серии 9000, и умеренная стоимость наших проектных работ, и производственная дисциплина, и опыт, и авторитет. Поэтому нашими заказчиками становятся как государственные, так и частные организации.
- Проектирование - сфера интеллектуального, творческого производства, требующая высокой квалификации и постоянного совершенствования. Как налажены поиск и подготовка кадров?
- Действительно, наш труд - это в первую очередь творчество. Любой объект начинается с творческой мысли архитектора. Далее к работе подключается большое количество инженеров: конструкторы, специалисты по водопроводу, отоплению, вентиляции, связисты. Приходится задействовать широкий круг людей, обладающих различными знаниями, а это в свою очередь предполагает постоянную и кропотливую работу с кадрами.
Чтобы пополнить штат молодыми специалистами, заключаем договоры с учебными учреждениями страны, привлекаем на практику студентов старших курсов, трудоустраиваем после окончания учебы. С 2009 г. приняли 79 молодых специалистов по распределению. Конечно, не все у нас приживаются, есть естественный «отсев». Идет нормальный процесс отбора кадров.
- А достаточно ли интересные условия предлагаете сотрудникам?
- С одной стороны, у нас есть свои особенности. Институт - государственное учреждение, которому вышестоящие органы госуправления доводят показатели по объему работ, рентабельности, экспорту и т.д. Чтобы их выполнить, мы трудимся в условиях жесткой трудовой и технологической дисциплины. Возможно, для некоторых данное обстоятельство является сдерживающим фактором. Тем более что есть проблемы с финансированием и оплатой выполненных проектных работ.
С другой стороны, используем все возможности для мотивации персонала разного рода надбавками к зарплате за сложность и напряженность труда, за выслугу лет, выплатами к праздничным и памятным датам. Постарались создать достойные условия труда: обновили материально-техническую базу, закупили современное оборудование, служебный транспорт. Институт оплачивает сотрудникам медицинское страхование и страхование от несчастных случаев. Тем, у кого нет собственного жилья, предоставляем общежитие. Словом, делаем все, чтобы наш соцпакет был привлекателен для сотрудников.
- Каким видите будущее института?
- Надеюсь, что модернизация проектных организаций пройдет успешно. У нас она не требует таких значительных финансовых затрат, как, скажем, в промышленности или строительстве, и сводится преимущественно к приобретению лицензионного программного обеспечения и ряду мер, направленных на повышение конкурентоспособности института. Продолжим обновление материально-технической базы. В этой связи рассчитываем, что будут положительные подвижки в части стоимости проектных работ, с тем чтобы она справедливо отражала наши затраты, позволяла формировать достойный зарплатный фонд и развивать предприятие.
Со своей стороны приложим все усилия для дальнейшего процветания древнего города Витебска и Витебской области, улучшения градостроительных условий, создания комфортной среды для проживания и отдыха, чтобы люди, глядя на здания и сооружения, говорили только добрые и теплые слова в наш адрес. Мы работаем сплоченной командой, поэтому, уверена, у нас все получится.
Справка «Директора»
УП «Институт Витебскгражданпроект» имеет сертификаты соответствия системы менеджмента качества в Национальной системе подтверждения соответствия и в Немецкой системе аккредитации.
Обладает специальными разрешениями (лицензиями):
- МВД Республики Беларусь №02010/0526891 на право осуществления деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц;
- МЧС Республики Беларусь №02300/297-1 на право осуществления деятельности в области промышленной безопасности;
- МЧС Республики Беларусь №02300/676 на право осуществления деятельности по обеспечению пожарной безопасности.
220015, г. Витебск, ул. Гоголя, 8
Тел./факс: +375 212474291, +375 212474410
E-mail : Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.vgp.by
{jcomments on}
Александр ПАВЛОВИЧ
В строительной отрасли, по мнению директора ОАО «СУ-153» Григория БОЙКО, безупречная репутация строительной организации становится определяющим фактором при выборе заказчиком генподрядчика. Поскольку объект, построенный с высоким качеством и в оптимальные сроки, обходится намного дешевле.

- Григорий Григорьевич, судя по фотографиям объектов, которые возводило ваше строительное управление, вы не ограничиваете себя каким-то определенным сегментом рынка…
- Сегодня строители должны быть универсалами, стремясь охватить различные направления. Это позволяет при смещении инвестиционных акцентов оказываться в нужное время в нужном месте, а значит, с максимальной выгодой применять имеющийся производственный опыт и потенциал. Управление строит жилые дома, молочно-товарные фермы, производственные предприятия. Такая широкая специализация дает возможность в случае уменьшения финансирования в одном сегменте, концентрировать свои усилия на другом направлении.
- Чем дольше строится объект, тем дороже он обходится инвестору. Есть ли у вас свой «рецепт» оптимизации сроков строительства?
- Нам также невыгодно затягивать сроки строительства, поскольку в этом случае растут расходы на аренду необходимого оборудования, прежде всего башенных кранов, охрану объекта и т.д. Но чаще всего, по крайней мере в нашей практике, сроки увеличиваются из-за недостаточного финансирования.
Со своей стороны уже на стадии проработки тендерного предложения стараемся спланировать все сроки выполнения предполагаемых работ таким образом, чтобы исключить возможные простои. Чтобы не было как в одной из миниатюр Аркадия Райкина: кирпич - бар, раствор - ёк и т.д.
- Недавно ваша компания завершила строительство I этапа завода по сборке китайских легковых автомобилей «БелДжи». Что нового в профессиональном плане дало вам участие в возведении этого объекта?
- Сложность состояла прежде всего в том, что он строился уже на существующих производственных площадях ОАО «Борисовский завод Автогидроусилитель», в помещении, где ранее изготавливались железобетонные конструкции. Понятно, что сборка автомобилей, с точки зрения культуры производства, - это уже совсем другая лига. И хотя возведение объекта считалось проведением реконструкции, по сути нам пришлось отстроить завод заново.
Прошлый год вообще был очень насыщен, поскольку по трем объектам выступали генподрядчиками, а еще была большая череда более мелких заказов на подряде, где мы оказывали помощь своим коллегам. Поэтому вторую половину года работали с продленной неделей, рабочими субботами и т.д., даже отпуска некоторым категориям работников пришлось сместить.
И если при строительстве жилых домов уже есть опробованные стандартные решения, то каждый производственный объект уникален, особенно когда речь идет об изменении производственного профиля предприятия, что требует применения оригинальных решений. К примеру, на строительстве завода по сборке автомобилей бригада, которая занималась монтажом термошубы и вентилируемых фасадов, выполнила такой объем работ, с которым ранее не сталкивалась. Однако это вряд ли удалось бы сделать без должной подготовки. Поэтому и стараемся вначале все проработать в графиках: от момента заключения договора до сдачи готового объекта заказчику, а уже затем реализовывать эти решения на практике.
- Не секрет, что в строительной отрасли ощущается дефицит высококвалифицированных кадров, поскольку многие опытные строители уехали на заработки в сопредельные страны. Как складывается кадровая ситуация в вашем управлении?
- В прошлом году люди, которые покинули нас весной, к осени стали возвращаться. Тот, кто уезжает за большими деньгами, далеко не всегда полностью просчитывает расходы на питание, проживание, переезды и т.д. Не говоря уже о социальном статусе, практически отсутствием каких-либо прав у трудовых мигрантов и т.д.
Люди среднего возраста вообще не готовы к резким переменам и предпочитают пусть немного меньшую, но зато гарантированную зарплату дома, чем обещанную за тридевять земель. У нас в прошлом году сильного оттока персонала не было, те, кто хотел заработать, смог это сделать в Беларуси.
- Понятно, что нагрузка на вас и ваших коллег различная: в столице одни объемы, в областных центрах - другие, в городах районного значения третьи. Где жестче конкуренция за строящиеся объекты - в провинции или центре?
- Каждый руководитель должен смотреть как минимум на полгода вперед, иначе можно остаться без заказов. Если не следовать этому правилу, то это неизбежно скажется на результатах работы возглавляемой им организации. Не берусь говорить за все строительные организации Борисова, но мы стараемся участвовать в тендерах по строительству только тех объектов, которые можем реально выполнить в оговоренные заказчиком сроки. О качестве я даже не говорю, это, как говорят компьютерщики, предусмотрено по умолчанию.
Если же участвовать вообще во всех тендерах, то можно попасть в большую неприятность. В одной из своих новелл Бернард Шоу писал, что лучше недоесть, чем переесть, поэтому кошка съедает мышку, а не наоборот. Вот и в нашем случае можно переоценить свои силы, набрать объемов в несколько раз больше, чем позволяют возможности, и попасть на крупные штрафные санкции, которые съедят всю ранее запланированную прибыль. А это негативно скажется на экономической состоятельности организации и в конечном итоге вызовет ее финансовый крах. Но не менее опасна и инфантильность, поскольку такая пассивность ведет к потере проверенных временем заказчиков, которых будет весьма трудно вернуть.
Самое главное правило - по завершении строительства заказчик должен расставаться с подрядчиком с положительными эмоциями. Для любого человека важно сохранить свое имя незапятнанным, не зря же говорят, что честь нужно беречь смолоду. Это в равной степени распространяется и на бизнес-структуры. Поскольку весьма часто окончательное решение на тендерных торгах принимается как раз исходя из репутации фирмы, ее опыта и послужного списка. Так что честное имя в нашем бизнесе - это капитал.

  Справка «Директора»
  В 2012 г. силами ОАО «СУ-153» в роли генподрядчика были выполнены строительно-монтажные работы на следующих крупных объектах: пункт  технического обслуживания и ремонта спецавтомобилей Крупского УМГ - заказчик ОАО «Белтрансгаз»; завершение первого этапа строительства завода по сборке легковых автомобилей - заказчик СЗАО «БелДжи»; продолжение строительства жилого дома ЖСПК «Удача» в 6-м микрорайоне г. Борисова. Общая выручка от реализации продукции, работ, услуг составила 39,4 млрд. руб., фактический уровень рентабельности - 21,5%, производительность труда в стоимостных измерителях - 223,5 млн. руб. (при среднесписочной численности 152 человек). Инвестиции в основной капитал - 2,3 млрд. руб. за 2012 г.

ОАО «СУ-153» г. Борисов
222518, Минская обл., Борисовский р-н, г. Борисов, ул. Чапаева, 82а
Тел.: (0177) 73-23-28
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on} 
Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

Грамотная модернизация, оптимизация технологических процессов и забота о персонале позволяют создать в сфере агропромышленного производства успешный и конкурентоспособный бизнес. Об этом свидетельствует работа ОАО «Птицефабрика «Рассвет», которая достигла устойчивых показателей. Опытом ведения бизнеса с читателями журнала «Директор» поделился руководитель фабрики Сергей КРУПЕНЬКОВ.

- Важна оптимизация технологических процессов. Модернизировав технологию, мы без введения в строй новых производственных площадей увеличили выпуск продукции на 19%. Прежде все за счет соблюдения технологической дисциплины. Но для продолжения динамичного роста одной «чистки перышек» недостаточно. Особенно сейчас, когда перед нами поставлена задача в течение двух лет увеличить мощность предприятия в 2 раза.

Сейчас на базе ОАО «Птицефабрика «Рассвет» складывается многопрофильное предприятие: кроме выращивания птицы и ее переработки, занимаемся земледелием: у нас 2,3 тыс. га земли, где возделываем зерновые и кукурузу. Имеем собственное комбикормовое производство, племремпродуктор в Рогачевском районе, торговую сеть, насчитывающую 40 торговых точек. Недавно распоряжением Президента на баланс предприятия передана Светлогорская птицефабрика, точнее, то, что от нее осталось. Так что мощностями будем прирастать именно там.
Только непосвященному человеку может показаться, что ничего сложного в выращивании птицы нет. На самом деле это далеко не так. Все начинается с доставки на наш инкубатор яиц, где через три недели появляются цыплята весом всего 40 г, а через 42 дня мы уже должны получить готовую продукцию. И чем больший ежесуточный привес мы будем получать, тем меньше издержки и выше прибыль. А она складывается по крупицам: сами произвели цыплят, корма, вырастили и переработали птицу, продали в собственной торговой сети. Поэтому в Гомельской области среди аналогичных предприятий у нас самая высокая рентабельность.

С помощью собственных средств проводим постепенное перевооружение предприятия: купили энергонасыщенные трактора, обновили автопарк, построили новую зерносушилку. Заканчиваем монтаж новой линии гранулирования кормов, что, по нашему мнению, поможет значительно улучшить экономические показатели. Чтобы птица правильно росла и развивалась, была устойчива к болезням, корм должен содержать весь необходимый комплекс: белок, углеводы, аминокислоты и т.д. Именно такие корма мы стремимся делать на собственной производственной базе.
Много вкладываем и в людей. Поскольку на предприятии в основном работают жители из пяти ближайших деревень, для их доставки на работу приобрели автобус. Для персонала построили шикарную баню на мехдворе. Так, как трудятся механизаторы на селе во время уборочной - с утра до позднего вечера - в городе давно не работают. Нетрудно представить, каким приезжает в парк механизатор после 16-часового рабочего дня... И здесь баня очень кстати. Люди должны видеть, что мы уважаем их труд и самоотдачу.
Более чем 6 млрд. руб. в прошлом году потратили на социальный пакет для работников, а это без малого трехмесячный фонд заработной платы.

- Сергей Яковлевич, когда планируете вывести на проектную мощность птицефабрику в Светлогорске?

- Когда я туда впервые приехал, то впечатление было такое, будто на этом месте проходили боевые действия - практически все птичники находились в полуразрушенном состоянии. Уже восстановили административный корпус, убойный и колбасный цеха, шесть птичников. Переходим с напольного содержания птиц к клеточному. Если в первом случае на одной и той же площади можно разместить 20-25 тыс. цыплят, то при клеточном содержании - до 65 тыс. Естественно, возрастает и ответственность, поскольку в случае какого-либо ЧП потери будут значительно выше. Через год планируем увеличить производство до 14 тыс. т мяса. Так что со временем бедная «золушка» должна превратиться в богатую «принцессу».

Мы не боимся конкуренции, скорее, наоборот, ее приветствуем. Постоянно расширяем ассортимент выпускаемой продукции. Недавно изготовили, как говорят в народе, «пальцем пханую» сырокопченую колбасу из мяса птицы, которая в наших магазинах разошлась в мгновение ока.
Объединение под одной крышей всей технологической цепочки дает нам больше свободы в ценовом маневре. Так что мы готовы к жесткой рыночной конкуренции, а после реализации всей планируемой модернизации будем еще сильнее. Уже сегодня в области по выработке на одного работающего (292 млн. руб.) мы занимаем второе место, а среди предприятий агросектора - первое.

- Выращиванием птицы человечество занимается тысячелетия. Появляются ли в вашей области новации или в эту многовековую технологию уже трудно привнести что-то новое?

- Каких-то кардинальных изменений ожидать трудно, а вот на первый взгляд незначительные, но эффективные новации появляются регулярно. Например, в области кормления, содержания птицы. Ведь если в природе несушка может своим примером обучить цыплят - что нужно есть и как нужно пить, то в птичнике инкубаторским «сироткам» приходится учиться всему самостоятельно. Поэтому в первые часы жизни очень важно заставить цыплят попеременно пить и есть, иначе можно потерять не только в привесе, но и в поголовье. Недавно для Светлогорской фабрики мы приобрели новые клетки, где поилки оборудованы светодиодной подсветкой.

- Вы поставили перед собой достаточно амбициозные задачи и цели, справиться с которыми в одиночку невозможно. Удалось ли вам создать команду?

- Утвердительно на этот вопрос можно будет ответить лишь после реализации всех намеченных планов. Положительного результата в выращивании птицы можно добиться лишь тогда, когда с любовью относишься к своему делу. У нас достаточно ответственных и высокопрофессиональных специалистов, которые знают, что и как нужно делать. Моя задача состоит в том, чтобы обеспечить им необходимый фронт работ и своим примером показать, как нужно работать.

От редакции: Всегда приятно разговаривать с тем, кто бесконечно предан своему делу. При этом порой на первый взгляд незначительные детали могут рассказать о человеке больше, чем сухие строки «объективки». Скажите, много ли людей в заграничной командировке стали бы искать старинные артефакты, как-то связанные с их работой? А вот Сергей Яковлевич будучи в Голландии приобрел коллекцию гравюр конца XIX в., на которых изображены куры-победители различных сельскохозяйственных выставок того времени. Подобных вещей нет даже в Национальном художественном музее Беларуси.

ОАО «Птицефабрика «Рассвет»
247008, Гомельская обл., Гомельский р-н, д. Песочная Буда
Тел.приемной: 8-10-375-232-93-49-88
Тел./факс: 8-10-375-232-926-391
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
www.rassvet.by

{jcomments on} 

Период становления оптово-розничного предприятия «Белмедтехника», которое занимается торговлей медицинской техникой и изделиями медицинского назначения, пришелся на спокойные советские годы. Однако затем рынок потребовал диверсификации, в т.ч. развития производственного направления. Налаживание собственного производства стало дополнительным конкурентным преимуществом компании. Как решает предприятие вопрос о выпуске той или иной продукции, как формирует свою конкурентную политику на насыщенном медицинском рынке, рассказывает его директор Александр ШАРАК.
- Александр Викторович, каждый год «Белмедтехника» заключает порядка 5 тыс. внешнеторговых договоров. Закупается сложнейшее оборудование, например, магнитно-резонансные и компьютерные томографы. И при этом вы думаете о создании собственного конкурентоспособного продукта на рынке медицинских товаров?
- Мы не только думаем, а реализуем наши задумки, производим и успешно продаем. Конечно, мы не замахиваемся на томографы или на цифровую систему рентгенографии - это нам не по силам. Но есть целый спектр продукции, которую при минимальном желании можно выпускать у нас, экономя валюту. Вместе с линейкой медицинских кроватей мы наладили производство мебели для лабораторий, шкафов медицинского назначения, столов и тележек, тумбочек, палатных и даже компьютерных столов. Делаем кушетки, стулья, табуретки, мебель для холла. Поставили на поток производство массажного комплекса.
- Но ведь такую продукцию - я имею в виду шкафы, стулья, табуретки - по бросовой цене сделает любой мастер из рекламной газеты?
- Мастер из газеты может сделать даже ракету, но будет ли такой продукт функционален с аптечной точностью? В подавляющем большинстве случаев - нет. Взять хотя бы картотечный шкаф - казалось бы, что там сложного: стенки да ящички? Но чтобы отработать технологию производства такого шкафа, «мастеру на все руки» нужно потратить время. Как правило, это они делать не хотят, а экспериментируют непосредственно на клиенте. Поэтому я не рекомендую заказывать даже простейшие медицинские товары у людей, которые не занимаются этим постоянно.
- Но есть производители, иностранные в том числе, которые специализируются на изготовлении кроватей уже давно. Как вы конкурируете с ними?
- Наше конкурентное преимущество в том, что мы работаем на локальном белорусском рынке и можем пригласить потенциального заказчика в свой цех и выслушать его пожелания. Вот конкретный случай. Сделали мы кровать и пригласили несколько главврачей, заинтересованных в данном изделии. Они нам подсказали, что, во-первых, тормоза нужно сделать не на двух, а на четырех колесах, и, во-вторых, конструктивно упростить кровать - чтобы легче было ее дезинфицировать. (Сложная конструкция предполагает дополнительные затраты на дезинфекцию и делает покупку невыгодной.) Или еще пример. Мы заказали на предприятии «Термопласт» специальные клапаны, однако первая партия, которую они прислали, оставляла желать лучшего. Мы пригласили их специалистов, и подробно объяснили: для каких целей нам нужны клапаны, какую функцию они выполняют в оборудовании. Следующий заказ был изготовлен со 100%-ной точностью. Как видите, тесное общение заказчика и подрядчика повышает конкурентоспособность местных производителей. Сделать заказ и заключить договор - это даже не полдела, а шажок в реализации проекта. В наше время предприятию нужно быть очень коммуникабельным и гибким.
Поэтому мы обслуживаем и ремонтируем технику. Причем не только своего производства, но и все, что продаем. Постоянно обучаем сотрудников, чтобы они знали все нюансы продукции «от» и «до». Мало того, каждый из них несет личную ответственность за сроки и качество услуг по ремонту медицинской техники. Если нужно, работники «Белмедтехники» помогут составить дефектные акты для представления рекламаций поставщикам. Мы заключаем договоры с продавцами медицинской техники и на поставку запасных частей, выполнение гарантийных обязательств по ремонту.
- Предприниматели, думая о новых продуктах, постепенно выходят из связки «цена-качество». Понимают, что путь к выигрышу на конкурентном рынке лежит не через сравнительную, а через интегральную оценку качества. Частью ее является и товарооборот. 137 магазинов «Белмедтехники» - внушительная товаропроводящая сеть, которую можно использовать не только как ресурс для торговли.
- Мы знаем своего потребителя очень хорошо и понимаем, что качество товара - это не только его полезные свойства и функциональность. Кроме того, важную роль играют налаженные сбыт и сервис, данные о возможностях потребителя и т.д. Наша сеть магазинов «Оптика» и «Медтехника» (а это отдельное предприятие) реализует продукцию, в том числе пенсионерам, инвалидам, молодым семьям. Одна из задач «Белмедтехники» - доступность продукции простым людям. Понятно, что мы можем больше заработать, продавая только дорогое оборудование. Но, думаем, что мы успешно конкурируем с другими компаниями еще и потому, что учитываем интересы людей с ограниченными финансовыми возможностями. (И это также можно косвенно отнести к интегральной характеристике качества продукции). В наших магазинах можно купить как доступные тонометры Microlife, Omron, так и класса «люкс». К примеру, один из тонометров имеет память на 14 измерений с регистрацией даты и времени, расчет среднего значения по результатам трех измерений, произведенных за последние 10 мин, индикаторы аритмии и повышенного давления, звуковой сигнал, дублирующий пульс.
- Можно ли основными путями повышения рентабельности назвать увеличение товарооборота и ассортимента?
- Верно, но наш вес на рынке вырастет, если мы еще уменьшим коэффициент арендной платы. Сейчас он для наших магазинов равен 3, но «Белмедтехника» - социально значимое предприятие, и вполне логично (и законодательство здесь на нашей стороне) уменьшить этот коэффициент до 1. Как видите, ресурсы роста конкурентоспособности кроются даже там, откуда обычно нам видятся ограничения.
- Видите ли возможности дополнительной диверсификации бизнеса?
- Занимаемся исследованиями рынка, по нашей, разумеется, отрасли и продаем их результаты. Владеем информацией о сроках эксплуатации продукта, знаем пожелания покупателей. Для любой компании, которая хочет выйти на белорусский рынок, - это кладезь информации. И кое-чем мы готовы поделиться. Но, как и с медицинской продукцией, не заламываем цены. Например, информация о количестве проданных нами тонометров и процентном соотношении по торговым маркам обойдется всего в 510 тыс. руб.
220007, г. Минск, ул. Могилевская, 16/4
Тел.: +37517 224-35-52
Факс: +37517 256-09-35
www.belmt.by - информация о магазинах и ассортименте
www.scbmt.by  - филиал «Сервисный центр»
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}
Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ
ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод» является единственным в Беларуси предприятием, которое выпускает шпалы из древесины. По словам директора предприятия Александра ПАШКЕЕВА, новые технологии пропитки высокоэффективными защитными средствами методом «вакуум - давление - вакуум» обеспечивают требуемую глубину проникновения антисептиков в древесину, что увеличивает срок ее службы до 20 лет.
- Александр Иванович, история вашего предприятия началась в далеком 1900 г. Поэтому можно смело утверждать, что ваши предшественники имеют самое непосредственное отношение к разветвленной железнодорожной сети Беларуси и сопредельных государств… 
- Действительно, в свое время завод производил более 1 млн. шпал в год, которые отправлялись на Белорусскую железную дорогу, Юго-Западную, Южную, БАМ и т.д. Сейчас ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод» удовлетворяет заявки предприятий и организаций не только Беларуси, но и других стран, пропитывая до 700 тыс. шпал ежегодно. Повышение качественных характеристик помогает расширить экспорт, сейчас активно сотрудничаем с крупным российским потребителем - холдингом «МЕТАЛЛОИНВЕСТ» - ведущим в мире производителем железорудного сырья и горячебрикетированного железа. Ежедневно на экспорт отправляем вагон готовой продукции.              
Когда встал вопрос о модернизации предприятия, то было принято решение основной упор сделать не на увеличении производственных мощностей, а на повышении уровня используемых технологий. В этом плане нам повезло, во время рыночного «перепутья» удалось модернизировать предприятие таким образом, что сегодня завод является самым современным среди «собратьев» на территории бывшего СССР. Но, что самое важное, на этом не остановились. Был построен современный цех приготовления растворов, что позволяет создавать уникальные рецептуры пропиточных составов для разных условий применения изделий, индивидуально для каждого заказчика.

Модернизация без соответствующей научной поддержки не принесла бы желаемых результатов. Наше тесное сотрудничество с Белорусским государственным технологическим университетом (БГТУ) позволило реализовать программу по внедрению энергосберегающих технологий и импортозамещению компонентов пропитывающих составов. Заводские специалисты вместе с учеными БГТУ разработали программу долгосрочного сотрудничества, которая направлена на разработку новых пропиточных составов с учетом современных экологических требований. Добились того, чтобы отечественные компоненты масляных и водорастворимых составов обладали повышенными способностями по био- и огнезащите древесины. В целом уже более 10 лет успешно работаем с учеными БГТУ. Совместно запатентовали масляный пропиточный раствор, в этом году внедрим собственную разработку водорастворимого антисептика, который пока приобретаем в Великобритании.

Вслед за модернизацией технологических линий реконструирована котельная завода, что позволило увеличить ее пиковую мощность, но при этом значительно сократить энергозатраты. Технология производства требовала быстрого нагревания раствора в ходе пропитки древесины. Ранее один мощный котел вырабатывал пар в постоянном режиме, установка двух модульных котлов позволила более гибко управлять энергетикой предприятия. Теперь второй котел включается только тогда, когда в этом есть производственная необходимость.
Недавно на предприятии смонтирована уникальная автоматическая линия по наколке древесины перед пропиткой. Технологическая новация, во-первых, сокращает время пропитки почти на 50%, а во-вторых, способствует более равномерному поглощению раствора при обработке древесины. Особенно это важно при пропитке ели, которая относится к труднопропитываемым породам.

- Большинство белорусских предприятий в силу разных обстоятельств предпочитают приобретать зарубежное оборудование и технологии. А каковы ваши приоритеты?

- Проводя модернизацию, стараемся максимально использовать отечественное оборудование. Считаю, что такой подход оправдан, потому что позволяет создать в стране не только новые рабочие места, но и повысить профессионально-технологический уровень белорусской промышленности.

Та линия, о которой я рассказывал, создана инженерами и рабочими Барановичского завода автоматических линий, сейчас на ней ведутся пуско-наладочные работы. Одновременно на данном технологическом оборудовании будет осуществляться закрепление торцов шпал оцинкованными пластинами. Сейчас их закреплением вручную занимаются монтеры дистанции пути. В дальнейшем планируем смонтировать еще два таких технологических комплекса.

- Недавно побывав в украинской части Карпат, обратил внимание на то, что практически все придорожные кафе, рестораны, гостиницы, строятся с использованием местных материалов - предварительно оцилиндрованного и затем пропитанного деревянного бруса. Развивается ли производство подобных стройматериалов в Беларуси?

- Кроме шпал пропитываем и другие элементы деревянных конструкций, особенно водорастворимыми составами. Это колья для виноградников, есть возможность выпускать столбы для линий электропередач, но к этому не готова инфраструктура деревозаготовительных организаций. Длина столба 9-11 м, а прицепы лесовозов позволяют вывезти древесину длиной 6-7 м.
Могли бы выпускать и механически обработанный брус. Мы даже присмотрели такое оборудование. Стоит оно не так много (150 тыс. долл.) и в то же время весьма производительное. За смену три человека могут обработать до 50 куб.м древесины. Проблема в другом - у нас отсутствуют четкие стандарты по пропитке строительных материалов. Поэтому большей частью их «пропитывают» кисточкой, но таким дедовским способом можно защитить древесину максимум на 2-3 года.

- А что вам мешает полностью отказаться от не совсем экологически чистых материалов, отдав предпочтение водорастворимым пропиткам?

- Мы хотели полностью перейти на пропитку водорастворимыми составами, которые более экологичны, чем масляные. Изделия, прошедшие такую обработку, можно легко и безопасно утилизировать, тогда как в масляном растворе присутствует до 20 ароматических компонентов. Как говорится, духи, но не те! Но есть заказчики, которым по технологическим нормам необходима пропитка масляным раствором, например в метро. Такой же консервативный подход предпочитают и железнодорожники, считающие, что шпала должна быть черной и при этом не очень приятно пахнуть. Возможно, в чем-то они правы, в некоторых случаях масляные антисептики помогают сохранить шпалу не только в земле, но и вне нее. Например, в Казахстане, когда железнодорожники решили использовать шпалы на водной пропитке, местное население растащило их на стройматериалы в мгновение ока. А вот на их промасленных «сестричек» никто никогда не посягал.

- Судя по всему, модернизация предприятия позволила выйти на более высокий технологический уровень, повысить качественные характеристики выпускаемой продукции. Удалось ли при этом улучшить финансовые показатели?

- Руководством страны поставлена задача к 2015 г. завершить модернизацию предприятий, при этом выручка от реализации продукции на одного рабочего завода должна составить не менее 60 тыс. долл. Наше предприятие уже сегодня имеет выручку на одного работающего - 120 тыс. долл., к 2015 г. планируем достичь уровня в 125 тыс. И это притом, что специфика производства требует большого применения ручного труда.
Казалось бы, предприятию, у которого в себестоимости затрат расходы на заработную плату составляют всего 7,5%, вполне возможно довести ее до 10-12%. Но я как руководитель не могу этого сделать, поскольку базовый уровень был изначально высоким, а моем контракте записано, что рост заработной платы на вверенном мне предприятии не должен опережать рост производительности труда. Но в свое время все ресурсы были брошены на модернизацию, поэтому заработная плата значительно отстала от желаемой величины.

А теперь получается, что предприятие, работающее прибыльно, не может должным образом вознаградить своих работников за хорошие производственные показатели.

Приходится искать иные пути поощрения, прежде всего в социальной сфере. Так уж исторически сложилось, что на предприятии нет столовой, поэтому было принято решение доплачивать каждому работнику на обеды по 200 тыс. руб. в месяц. Полностью оплачивается проезд с работы и на работу независимо от места проживания работника: в городе или Борисовском районе. У каждого есть возможность взять в рассрочку пиломатериалы (до 5 куб.м) на 6 месяцев. За санаторную путевку работники платят всего 15% ее реальной стоимости, оплачиваются также абонементы в бассейн, тренажерные залы и т.д. Один раз в год работник за счет предприятия может в плацкартном вагоне проехать в любую точку бывшего СССР. Хотя мы уже не входим в структуру БелЖД, решили оставить эту привилегию.

И все же главным индикатором социального статуса любого работника продолжает оставаться заработная плата. Хотелось, чтобы у предприятий, где выработка на одного работающего составляет свыше 100 тыс. долл., а заработная плата в структуре себестоимости менее 10-12%, появилась возможность ее повышения. В разумных, конечно, пределах.

 «Справка «Директора»
 ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод»
 Дата основания - 1900 г.
 Форма собственности - ОАО
 Контрольный пакет акций - ГО «Белорусская железная Дорога»
 Уставный фонд - 37,4 млрд. руб.
 Доля государства - 99,837%
 География экспорта - Латвия, Россия, Армения
 Сальдо внешней торговли за 2012 г. - 582 тыс. долл. при задании 300 тыс. долл.

ОАО «Борисовский шпалопропиточный завод»
222120, Минская обл., г. Борисов, ул. Сенная, 5
Тел: (0177) 782-862, 781-951
www.shpala.b

{jcomments on} 

Производственно-коммерческий холдинг «Международная группа компаний Белстройтехнология» уже второй десяток лет активно ведет бизнес не только в Беларуси, но и за ее пределами. Это позволяет сравнить условия работы у нас и в других странах. Вывод пока неутешительный: своеволие чиновников и не до конца совершенный механизм проведения тендеров подрубают корни белорусской конкурентоспособности, рассуждает директор ЗАО «Белстройтехнология» Александр ГАВРИЛОВИЧ.

- Александр Сергеевич, недавно вы вернулись из очередной поездки в Китай, совершили там ряд выгодных сделок, например, купили товар в 3 раза дешевле, чем он стоит у нас. Как они умудряются делать свою экономику столь эффективной?             

- Китайцы не боятся ошибок. Это главное качество, которое они воспитали в себе за последние десятилетия. Помните, 15-20 лет назад китайская продукция считалась некачественной? В то время они массово копировали западные лекала, технологии и на их основе делали свои изделия. Понятно, что первые блины получались комом: но китайцы умудрялись этими «блинами» кормить всех. Потом совершалась вторая попытка улучшить изделие, третья, и в седьмой раз у них получался вполне конкурентный на мировом рынке продукт. Достаньте свой мобильный телефон, ноутбук и посмотрите, где они сделаны. Показательный успех китайской экономики - количество автобанов. По последним данным, оно уже приблизилось к километражу хайвеев США. Хорошая транспортная инфраструктура, скорость передвижения - важнейшие составляющие экономического роста.             

- Экономика Китая уже стала притчей во языцех. Конечно, много предприятий там до сих пор находится под тотальным контролем государства, но их уже меньше 50%. Большая часть - полностью либо частично приватизирована. Получается, при всей своей монолитной госсистеме экономика Китая становится все более свободной?             

- Принципы экономики Поднебесной взяты из западного мира, но нам, белорусам, чтобы поучиться китайскому способу ведения дел, необязательно лететь в Пекин. Можно съездить хотя бы в Вильнюс. В Литве находится одно из предприятий нашего холдинга - логистическая компания. Мы организуем там также завод по утилизации боя стекла. Так вот, как только мы пришли с инициативой открыть бизнес в Литве, местные власти бесплатно подвели к месту нашего будущего предприятия газ, воду и электричество, предоставили кредит. Представляете, насколько их чиновники мотивированы в создании производств? Они понимают, что вместе с нами приходят дополнительные налоги и новые рабочие места. Мало того, если по вине чиновника в Литве тормозится создание коммерческого предприятия или, того хуже, предпринимателю чинятся формальные препятствия, такой чиновник имеет серьезные шансы вылететь с работы.Эффективность работы чиновника и аппарата в этом случае определяется не количеством сказанных «нет», а числом принятых положительных решений.               

Мы стали заниматься производством оборудования для очистки сточных и других сбрасываемых в окружающую среду вод различной мощности. В штате есть высококвалифицированные специалисты. Произведено и установлено оборудование более чем на 30 предприятиях. Но чтобы сертифицировать собственное производство в Республике Беларусь, нужно пройти «муки ада». Как сказал директор одного предприятия, отдельные чиновники являются «пятой колонной» для иностранных производителей, к которым отношение на белоруской земле более лояльнее.   

- Вы хотите сказать, что отечественные предприятия в Беларуси сталкиваются с более серьезными барьерами, чем иностранные?              

- Именно так! Иностранное предприятие, приходя на наш рынок, показывает бумагу неизвестного происхождения - и этого достаточно, чтобы начать работать. Белорусскому предпринимателю нужно показать тысячу бумажек, но на него все равно будут смотреть с подозрением.                 

- Возможно, такое раболепное отношение наших чиновников объясняется тем, что мы почему-то априори считаем, что если продукт или бумажка из-за «бугра», то это стопроцентное качество.                   

- Согласен. И в этом какой-то неправильный исторический перекос. Иностранных предпринимателей нужно проверять так же, как и отечественных. Но лучше, конечно, к отечественным относиться так, как к иностранцам. Подтвердил свою способность работать одним-двумя документами, пожалуйста, трудись без бесконечных дополнительных проверок и подтверждений. Например, мы прошли все необходимые проверки, получили сертификат ISO. Думали, что теперь можно развернуть деятельность без бюрократии, а оказалось - нет: множество шагов нужно подтверждать дополнительными документами, причем такими, которые дублируют сертификацию ISO. Это, во-первых, обесценивает саму процедуру и документ сертификата и, во-вторых, увеличивает количество препонов, бумаг и соответственно усложняет бизнес.            

За границей работают такие же люди как и мы. Поэтому, считаю, нужно давать конкурентное преимущество отечественному предпринимателю не только на уровне законодательства, но и доверительным отношением к нему со стороны чиновников. Если сформулировать мое пожелание кратко, то следует уравнять белорусские и иностранные предприятия в правах. Подчеркиваю! Давать не льготы, а равные права.

- Одно из ваших предприятий работает с частным сектором, занимается поставкой химических реагентов, фонтанами и бассейнами. Это ведь хороший задел, чтобы построить дилерскую сеть. Пока эта ниша не занята. 

 - Мы думаем об этом. Возможности есть, но, разумеется, существуют и проблемы. Что мешает организовать дилерскую сеть? Например, сложившаяся система ввоза оборудования и таможенных платежей, которая связывает руки по формированию линейки скидок (а в дилерской сети без нее - никуда). Если средняя цена на какой-либо наш товар в республике 1000 долл., а я как предприниматель нашел способ привезти его за 500 долл., то растамаживать придется все равно за 1000 долл. Такая у нас практика. При такой таможенной политике цена на товар повышается и к тому же замораживается 20% НДС. Если ввозить товар по цене закупки, тогда можно выстроить гибкую дилерскую сеть в республике, и государство заработало бы больше на налогах с прибыли. Но главное - выросла бы экономическая активность в регионах.               Еще одна причина - это создание собственного производства. Например, если ввозится оборудование для очистки стоков, то там пошлина на него 0 -5%. Отлично и правильно.            

Материалы, которые ввозятся в Беларусь для создания импортозамещающего оборудования, тоже должны льготироваться. Так ввозятся те же очистные сооружения. Но если мы хотим завезти материалы и сделать очистные сооружения сами (у нас есть ученые и специалисты для этого), нам нужно уплачивать 20% таможенных пошлин. Уменьшив их ставки, мы получим более дешевую продукцию, причем собственную.              

- Александр Сергеевич, вы покупаете оснащение у большого количества компаний. Поделитесь, пожалуйста, своими соображениями: как лучше проводить тендер, чтобы победил достойный?          

Поставку оборудования и комплектацию объектов мы осуществляем более чем из 20 компаний Европы, Америки, Китая, России, Украины. Участвуем в тендерах оборудования собственного производства, поэтому знаем о них не понаслышке. Исходя из своего опыта, видим два решения, которые могут оптимизировать проведение тендеров. Первое, достаточно простое нововведение: после сбора предложений исключать компании, которые предлагают подозрительно низкую и неоправданно высокую стоимости работ. 

Второе касается методологии оценки проектов. Она должна быть максимально качественной. А то как бывает: тендерная комиссия дает проект на оценку НИИ, который разрабатывал прототип для данного типа проектов. Естественно, такой институт «нарисует» положительную оценку. Для развития конкуренции в стране и для того, чтобы в тендерах участвовали наиболее адекватные проекты, необходимо создать отраслевую некоммерческую организацию, например ассоциацию. Если в нее войдет наше предприятие, еще 20 конкурентов, то в процессе оценки сложно доказывать непрофессионализм - профессионалам. Ассоциация выступит своеобразным противовесом ангажированным решениям. Финансы и время, потраченные на работу такой ассоциации, - это минимизация затрат в случае необдуманного решения тендерной комиссии. Надеюсь, коллеги по цеху услышат мой призыв.               

 Конечно, нельзя полностью исключить возможность ошибок, но уменьшить их количество - реально. Вообще, в каждой стране своя специфика проведения тендеров, но лучше всего, когда оценка осуществляется командой профессионалов. Тогда компании будут работать над своими конкурентными преимуществами, а не искать лазейки.                   

Справка «Директора»: Холдинг «Международная группа компаний Белстройтехнология» занимается проектированием и строительством больших и малых бассейнов, аквапарков, промышленным строительством, оказывает логистические услуги, производит оборудование очистки стоков. Холдинг состоит из 5 белорусских и 3 зарубежных предприятий. Предприятия группы компаний планомерно работают и на зарубежных рынках. По заказу компании «Лукойл» осуществили сборку и комплектацию очистных сооружений в одном из поселков Сибири. В столице Болгарии - Софии спроектировали и построили станцию для очистных стоков в одном из микрорайонов. Спроектировали и построили такие станции в нескольких поселках городского типа в Болгарии.

 

ЗАО «Белстройтехнология»220070,

г. Минск, ул. Солтыса, 96

Тел.: (017) 246-47-92

Факс: (017) 246-55-41

www.belst.by

{jcomments on} 

В этом году отечественному агропромышленному комплексу предстоит обеспечить экспорт сельскохозяйственных товаров на 3,38 млрд. долл., или 116% к уровню 2012 г. Выполнить задание будет весьма непросто. Да, Беларусь производит продукт с высокими потребительскими качествами, но он дорогой и по этому параметру утрачивает конкурентное преимущество на традиционных рынках сбыта, - такую озабоченность выразил на коллегии Минсельхозпрода его глава Леонид Заяц.

 Себестоимость не отстает от выручки      

Причины дороговизны - внутри страны. Прежде всего, шатким остается финансовое положение отечественного сельского хозяйства. По данным Белстата, в прошлом году производство сельскохозяйственной продукции в текущих ценах составило 100,8 трлн. руб. и по сравнению с 2011 г. в сопоставимых ценах увеличилось на 6,1%. Животноводство обеспечило 2,9% прироста, растениеводство - 3,2%. Выручка сельхозорганизаций выросла вдвое - до 61 трлн. руб., но в 2 раза - до 46,4 трлн. руб. увеличилась и себестоимость реализованной продукции. Хозяйства получили 8,4 трлн. руб. прибыли, рентабельность реализованной продукции составила 18,1% (в 2011 г. - 15,3%), а продаж - 13,8% (11,9%). С 21 до 19 (1,2% общего количества организаций) сократилось число убыточных хозяйств. Среди прибыльных 12% хозяйств завершили прошлый год с показателем рентабельности реализованной продукции 20 - 30%, а 2,9% - превысили этот уровень. Показатели, на первый взгляд, удовлетворительные. Однако совершенно по-иному оцениваешь их, если исключить из расчетов господдержку. В 2012 г. на финансирование сельского хозяйства государство направило из всех источников 14,7 трлн. руб., это порядка 1,9 млн. руб. на 1 га сельхозугодий. По оценке экспертов, такой показатель - примерно 220 долл./га - один из самых высоких на постсоветском пространстве.         

Так вот, без учета господдержки эффективность нашего сельского хозяйства будет весьма неприглядной. Рентабельность продаж уменьшится до 8,5%. Список убыточных организаций вырастет до 522, что превысит четверть от их общего количества. Убыток же этих нерентабельных хозяйств достигнет 889 млрд. руб.          

Серьезным бременем для себестоимости сельхозпродукции стали долги аграриев (см. табл.1).

Таким образом, на 1 руб. обязательств в отечественном агросекторе в прошлом году получено лишь 2 руб. выручки, что подчеркивает его низкую финансовую устойчивость. На долю организаций сельского хозяйства на 1.01.2013 г. приходилось всей просроченной задолженности в стране: кредиторской - 29,2%, по налогам и сборам, социальному страхованию и обеспечению - 36,5%, по кредитам и займам - 46,8%. Просроченная кредиторская задолженность агросектора превысила просроченную дебиторскую задолженность в 6,5 раза.           

Планирование - по указке                    

Постановлением №1075 «О мерах по подготовке сельскохозяйственных организаций к полевым работам, созданию прочной кормовой базы и уборке урожая в 2013 году» правительство в ноябре 2012 г. установило задание белорусским аграриям. Согласно документу представителям растениеводческой отрасли предстоит намолотить 10,9 млн. т. зерна, что на 18% больше прошлогоднего, и это самый высокий плановый показатель в истории страны. Кроме того, должно быть произведено 7,6 млн. т картофеля, 4,5 - сахарной свеклы, 2,16 - овощей, 180 тыс. т - льнотресты, 963 - маслосемян рапса и 677 - плодов и ягод.               

Планирование от достигнутого уровня практически ежегодно преподносит неприятные сюрпризы в виде срывов заданий. Если в 2012 г. в произведено 9,2 млн. т зерна (на 11,5% больше, чем в 2011 г.), сахарной свеклы (на 6,4%), льноволокна (на 12,1%), то валовой сбор картофеля уменьшился до 6,9 млн. т (на 3,3%) овощей - до1,6 млн. т (на 12,9%).              

Следствие плановой системы - жесткая структура посевов в организациях, которая лишает агрономов научно обоснованного маневра с культурами. В результате около 90% пашни занято растениями одного ботанического семейства: зерновыми (включая кукурузу) и травосмесями с превалированием злакового компонента. Это приводит к обильному засорению посевов, накоплению в них вредителей и болезней.                Как признают в Минсельхозпроде, из-за такой посевной практики в ряде регионов на сельскохозяйственных землях фактически исчезли хорошие предшественники для зерновых культур, в первую очередь озимых. По данным министерства, наихудшее положение сложилось в Витебской и Гомельской областях, где даже пшеницу приходится высевать после зерновых культур. Обратимся к исследованиям НПЦ по земледелию НАН Беларуси. В них говорится, что при повторном посеве зерновых культур, а также при использовании в качестве предшественника для них злаковых многолетних трав урожайность озимой пшеницы снижается примерно на 40%, тритикале - на 30% и озимой ржи - на 15%. Ученые подсчитали, что вследствие нарушения севооборотной системы только зерна в стране теряется около 2 млн. т в год. Поэтому отказ от жесткой регламентации структуры посевных площадей в хозяйствах и восстановление севооборотов, по мнению экспертов, станет важным шагом на пути улучшения экономики отечественного растениеводства.            

Деньги - в землю                 

На финансирование мероприятий, предусмотренных постановлением №1075, в текущем году планируется направить 14,3 трлн. бел.руб. Самое дорогостоящее - обеспечение отрасли минеральными удобрениями, которое обойдется почти в 11 трлн. - на треть больше прошлогоднего. Увеличение вызвано ростом цен на мировом рынке, поскольку в натуральном выражении закупка останется на прежнем уровне - 1931,4 тыс. т. При этом, как и в прежние годы, правительство предписывает сельхозпроизводителям график внесения туков. Триллионные суммы средств, что вкладываются в удобрения, разумеется, предполагают отдачу в виде высокой и стабильной урожайности. Увы, этот показатель в нашей стране ежегодно колеблется в значительных пределах и зависит не только от погодных условий, но от регионов и хозяйств. К примеру, только в 9% сельхозпредприятий прошлогодняя урожайность зерновых превысила 50 ц/га. Расчеты показывают: где более высокая урожайность, там более низкие затраты на единицу продукции и выше прибыль. В Беларуси же в прошлом году 109 хозяйств намолотили с каждого гектара в среднем менее 20 ц зерна, а 21 - менее 15 ц.                

По мнению экспертов, одна из причин - применение стандартных минеральных удобрений. В развитых странах фермеры от 60 до 90% используют их в виде тукосмесей. Закупая удобрения в России, Беларуси, Украине, они изготавливают тукосмеси и от каждого килограмма действующего вещества получают 8-12 кг зерна высокого качества. У белорусских сельхозпредприятий этот показатель втрое ниже.              

Кроме того, в странах с высокоразвитым сельским хозяйством дорогостоящие удобрения экономят за счет применения технологии точного земледелия, отслеживая состояние почвы на микроучастках. С помощью спецаппаратуры контролируют плотность и твердость почвы, ее влажность и состав, содержание в ней микроорганизмов и микроэлементов и их распределение по площади поля. Такой анализ позволяет вносить удобрения выборочно. В результате точное земледелие помогает фермерам США и стран Евросоюза экономить до 20% удобрений и 25% горюче-смазочных материалов.

У нас же, к сожалению, даже с соблюдением традиционных технологий большие проблемы. Между тем хорошие результаты в растениеводстве достигаются в первую очередь не предписаниями чиновников, а исполнением требований агрономической науки и экономических законов. Отечественная практика также это подтверждает. Скажем, в ОАО «Язни» Вилейского района в прошлом сезоне получено 34 ц/га зерна. И это при том, что сельхозугодья здесь расположены на легких песчаных и супесчаных почвах. Для них характерен низкий уровень естественного плодородия - балл бонитета 26,7. Но агроном хозяйства жестко контролировал технологии возделывания культур, соблюдая требования севооборота, сроков сева, исключив посев непротравленными семенами, некачественную подготовку почвы и т.п. В свою очередь новый руководитель сельхозпредприятия столь же жестко «привязал» оплату труда работников к конечному результату. Если механизатор нарушал глубину вспашки или заделки семян, его лишали премий и доплат. Как следствие, прибыль на балло-гектар сельскохозугодий в ОАО в 2012 г. выросла более чем в 2,5 раза по сравнению с предыдущим годом и составила до 23,2 тыс. руб. Всего же от сельскохозяйственной деятельности в хозяйстве получено 2,1 млрд. руб. прибыли при рентабельности производства продукции 13,6%.     

Ориентация на экспорт                  

Экономика отечественного сельского хозяйства сегодня нуждаются в особом внимании. Причина - интеграция Беларуси в Таможенный союз, где нашу продукцию ожидает, образно говоря, лобовое столкновение с продовольствием государств-членов ВТО. В 2013 г. из сырья растениеводческой отрасли белорусским переработчикам предписано поставить на экспорт 109,1 тыс. т муки, 10,5 - крупы, 1,5 - макаронных изделий, 470 тыс. т сахара и другой продукции. К сожалению, в очередь за ней зарубежные оптовые потребители не выстроятся, ведь опыт 2012 г. свидетельствует, что указанные виды товаров, а также картофель, овощи никаких качественных и стоимостных преимуществ не имеют.                        

Впрочем, прохладное отношение к нашей растениеводческой продукции на внешнем рынке отечественному АПК катастрофическими последствиями не грозит из-за скромных объемов экспорта. Так, в 2012 г. за пределами Беларуси было реализовано лишь 13% продукции зернопереработки. В планах на текущий год - добавить 2%. За исключением свекловичного сахара основная доля растениеводческого сырья и продовольствия останется на внутреннем рынке. Постановлением №1075 предписано, в частности, произвести в 2013 г. 7,1 млн. т фуражного зерна для нужд отечественного животноводства.                    

Куда более ориентирована на внешний рынок животноводческая отрасль, которая в 2012 г. принесла 2,9 млрд. долл. дохода. Первые четыре позиции занимали молокопродукты - 58%, мясо и мясопродукты - 32,1%, казеин - 2%, яйцо - 1,4%. В 2013 г. в соответствии с правительственным заданием за пределы страны должен быть реализован весь прирост производства продукции в этой отрасли. Экспорт молочных изделий необходимо довести до 63%, мясных - до 40%.                                      

Чем попало и как придется         

В Минсельхозпроде не скрывают, что заработать эти деньги на рынке России, куда после ее вступления в ВТО устремились потоки дешевого продовольствия из США, Австралии, Бразилии, стран Евросоюза, будет чрезвычайно трудно. Часть наших молочных продуктов, особенно сухие молоко и сыворотка, нередко оказывается неконкурентоспособной на внешнем рынке из-за высокой цены, которая формируется вследствие излишних затрат, посетовал на коллегии Минсельхозпрода Леонид Заяц.              

Истоки затрат в животноводства, что также признают чиновники, - в неэффективном растениеводстве. Дорогой фураж, производимый белорусскими земледельцами, является заметной составляющей в себестоимости молока и мяса. Его применение в качестве корма непродуктивно. Специалисты Научно-производственного центра НАН Беларуси по животноводству пришли к выводу, что в нашей стране используется наиболее затратный и наименее соответствующий физиологическим потребностям крупного рогатого скота силосно-концентратный тип кормления. Он приводит к низкой продуктивности скотоводства, сокращению продуктивного долголетия коров, большому перерасходу кормов и росту себестоимости продукции.              

Животных у нас кормят, в основном, чем попало и как придется. Такой вердикт прозвучал недавно на одном из посвященных данной теме совещаний с участием чиновников, производственников и ученых. Правильная технология кормления отсутствует почти повсеместно. Для увеличения надоев многие хозяйства в немалых объемах используют дорогостоящие комбикорма. Однако себестоимость молока при этом не падает. Более того, из-за чрезмерного употребления комбикормов животное болеет - в его организме происходит нарушение обмена веществ. Ведь корова - животное жвачное, поэтому, по мнению ученых, в ее рационе должны преобладать травяные корма. Если этих рекомендаций не придерживаться, то буренка жиреет, а отдача от нее снижается.              

Белорусские животноводы злоупотребляют не только комбикормами, но и кукурузным силосом. Дело в том, что на возделывание кукурузы в кормовых целях аграрии затрачивают значительно меньше усилий, нежели на заготовку травянистых кормов. В хозяйствах мало кого волнует, что коровы потребляют силос нехотя, только сильно изголодавшись. Отдача от молочного стада при таком подходе, разумеется, также невысокая.В 2012г. ни одна область страны не выполнила установленного правительством задания по производству молока. По сравнению с предыдущим годом в 11 районах оно снизилось, в 10 - уменьшилась продуктивность коров. При этом в 5 хозяйствах молока в среднем от каждой коровы получено менее 2 тыс. кг. Как говорят в народе, хорошая коза дает больше.

{jcomments on} 

Конкурентоспособность предприятия, отрасли или даже всей национальной экономики зависит от известного набора факторов. В их числе техническая оснащенность и технологии, уровень подготовки кадров, умение сокращать издержки, проводить агрессивную маркетинговую политику и быстро реагировать на изменения рынка. Тем не менее общеизвестность факторов не упрощает задачу. Зачастую достичь цели удается лишь после позиционирования на рынке и определения своей ниши, где мобилизация всех ресурсов помогает обойти конкурентов и достигнуть коммерческого успеха.

Примерно 10 лет назад, в середине 2000-х столичная трикотажная фабрика «Алеся» представляла собой жалкое зрелище - практически обанкротившееся предприятие с кучей долгов, устаревшим оборудованием и престарелым персоналом. Все изменилось после того как Указом от 9.06.2005 г. №264 предприятию была оказана существенная господдержка в виде реструктуризации задолженности перед бюджетом и предоставления налогового кредита, а на должность директора назначили Николая ГУРИНОВИЧА. С тех пор «Алеся» успешно следовала всем составляющим конкурентоспособности: модернизировала основные фонды, повысила уровень подготовки кадров, обновила ассортимент, определилась с рынками сбыта и т.д. Это было осуществлено при одновременном позиционировании в сегменте средней ценовой категории верхней трикотажной одежды для взрослых и подростков, выполненной с преобладанием натурального сырья. О деталях проделанной работы, текущих проблемах и перспективах беседуем с руководителем фабрики.              

- Николай Александрович, в стране объявлен курс на массовую модернизацию. Но ваше предприятие, похоже, несколько обогнало требования чиновников и, не дожидаясь отмашки сверху, уже обновило производственную базу. Насколько серьезно?        

- Действительно, мы уже завершили модернизацию, по нашим оценкам, на 80-90% от необходимого уровня. Оставшиеся 10-20% - это преимущественно так называемая текущая модернизация, наше следование за мировыми технологическими новинками с целью максимального удовлетворения запросов рынка. Да, мы не ждали, когда объявят модернизацию, для нас она и раньше была жизненной необходимостью и способом выжить. Практически сразу после выхода Указа №264 начали активное обновление технологического оборудования: на имевшиеся тогда в распоряжении 1,5 млрд. руб. купили первые 4 трикотажные машины «Шолл» (Германия). В следующие 5 лет за счет собственных средств и денег инновационного фонда концерна «Беллегпром» приобрели еще 24 машины, которые без преувеличения являются сегодня самым передовым технологическим оборудованием в мире. В зависимости от класса эти машины позволяют выпускать бесшовные изделия, с различными рисунчатыми переплетениями, интерзионными элементами, а также сочетать детали, связанные на различных классах одновременно.          

Закупили прессы итальянской фирмы NEPI OTELLO&C.s.r.l. для влажно-тепловой обработки трикотажных изделий и купонов по заданным параметрам, оборудование для стирки, через которое пропускаем до 80% изделий. Внедрили систему автоматизированного проектирования моделей, которая существенно сокращает сроки их разработки и внедрения в производство. Только за последние 3 года на техническое перевооружение и модернизацию направили около 4 млн. долл.

- Валютный кризис 2011 г. вызвал резкое удорожание рублевых кредитов, проценты по которым «кусаются» и по сей день. Как такая ситуация отразилась на инвестиционной активности вашего предприятия?         

- Мы отказались от привлечения рублевых кредитов, и сейчас используем только валютные кредитные линии, открытые для нас в двух белорусских банках. Поскольку рассчитываемся по привлеченным средствам в срок, банки предложили нам минимальный процент по кредитам. Кроме того, продолжаем инвестировать в модернизацию собственные средства. Устойчивая работа предприятия и наличие финансовых партнеров позволяют надеяться на успешную реализацию нашего бизнес-плана до 2015 г. На этот год запланировано приобретение еще двух вязальных машин, далее - установим парогенератор.                  

- Тем, кто пользуется валютными кредитами, желательно иметь валютную выручку. Достаточно ли ее у предприятия?                 

- В прошлом году на экспорт (в Россию и Германию) отгружено 32% всей произведенной продукции. Валюту не проедаем. То, что остается после обязательной продажи на бирже, используем для погашения кредитов и закупки сырья за рубежом.               

- Удается ли сокращать издержки?                

- От итальянских поставщиков пряжи добились отсрочки платежей на месяц, наверное, единственные среди профильных предприятий в СНГ. По сути, мы пользуемся товарным кредитом. Кроме того, наши партнеры предложили нам гибкую систему скидок. Правда, это наше ценовое преимущество «выравнивает» таможня, которая в качестве расчетной базы при начислении таможенных платежей использует не фактические цены накладных, а средние цены данной категории импорта, а это порядка 15 евро/кг. При таком подходе теряется смысл индивидуальной работы с поставщиками сырья с целью обойти в цене конкурентов. Мы обращались по этому поводу в Минскую региональную таможню, но быстрого решения проблемы нам не предложили. Мол, пишите обоснование и, может, быть таможенные платежи будут скорректированы. Пока же недавний рост таможенных пошли на сырье в ЕЭП лишь увеличил себестоимость нашей продукции на 5%.                   

В части модернизации можно было бы сэкономить, упразднив некоторые бюрократические процедуры. Упомянутый парогенератор стоит 35 тыс. евро, а расходы на разного рода согласования по его установке и приемке - еще три раза по стольку! В итоге предприятию придется затратить 1 млрд. руб. Я, конечно, понимаю, что надзорным службам тоже надо жить, но должен же быть некий разумный размер затрат. Нигде за рубежом наши конкуренты не несут таких издержек.                      

Конкурентоспособность по ценовому фактору подрывает и то, что белорусские предприятия платят за электроэнергию по более высоким тарифам, чем российские или украинские. Но сырье, энергия и расходы на модернизацию - не главная составляющая наших затрат, 60% себестоимости формирует заработная плата сотрудников. И с ростом доходов белорусов в последние годы сдерживать себестоимость становится все сложнее. Возможности экономии за счет автоматизации процессов и отказа от лишних людей здесь ограничены, да и квалифицированным специалистам надо платить достойные деньги, чтобы удержать на предприятии.                          

- Так, может, государству стоит снизить так называемый социальный налог в виде отчислений в Фонд социальной защиты населения, которые сегодня для предприятий составляют 34% к зарплатному фонду?                 

- Такой шаг со стороны государства мог бы серьезно сократить наши затраты и повысить конкурентоспособность по ценовому фактору. Возможно, тогда нам удалось бы пробиться в западно-европейском ритейле или войти в российские сетевые магазины. Почему, к примеру, мы сегодня не можем пробиться в Прибалтику? Поскольку Беларусь не является членом ни ВТО, ни ЕС, на границе нам сразу плюсуют 37% таможенной стоимости. А еще розничный продавец нацелен на то, чтобы сделать наценку на товар не ниже 100%. Чтобы конкурировать на Западе с продукцией, которая стоит, скажем, 15 евро за штуку, мне необходимо выставить оптовую цену не выше 7 евро, хотя при текущих затратах я готов продавать не ниже 10-11 евро. Таможенных барьеров нет в торговле с Российской Федерацией, но сети вроде московских гипермаркетов АШАН выставляют наценку порядка 150%, что эквивалентно сумме наценки западно-европейского ритейла и таможенных платежей.

Снизить отчисления в ФСЗН следовало бы еще и потому, что многие белорусские предприятия, в т.ч. «Алеся», несут дополнительные издержки в виде содержания социальной инфраструктуры. Например, у нашего предприятия есть 12-этажное общежитие в Минске, на обслуживание которого мы ежегодно тратим 0,5 млрд. руб., столько же расходуем на оздоровительный лагерь для детей - итого 1 млрд. каждый год. А представьте, если бы этот миллиард оставался в распоряжении предприятия или на эту суму был уменьшен налог, мы бы и зарплату смогли повысить, и цену на продукцию снизить…                      

- Николай Александрович, и все-таки несмотря на обозначенные вами сложности, фабрике удалось выйти на внешние рынки… 

- За рубежом мы нашли свои ниши и стабильных потребителей. Так, в Российской Федерации закрепились в Санкт-Петербурге, где нашим покупателем стала сеть магазинов «Буду мамой», специализирующаяся на одежде для беременных. Специально под эту категорию потребителей модернизировали наш модельный ряд. В Германии с помощью партнерской фирмы прошли тендерные процедуры и выиграли конкурс на поставку головных уборов для полицейских.  

Проводим индивидуальную работу с клиентами: после выпуска первой партии товара вызываем представителя заказчика для согласования и утверждения эталонного образца. Следим, чтобы все последующие партии одежды строго ему соответствовали. В целом вопросам качества уделяем самое пристальное внимание, без этого на внешние рынки можно даже не пытаться выходить. Внедрили систему менеджмента качества в соответствии с международными стандартами ИСО 9001-2001. Пряжу покупаем от первого поставщика, осуществляем входной контроль, проводим испытания, имеем все необходимые сертификаты. Для проверки качества на всех этапах производства взяли специалиста, что называется, из старой гвардии, опытного, который подчиняется напрямую директору.              

- Почему такая ограниченная география продаж в ЕЭП? Все-таки огромный рынок, нет технических барьеров.                 

- Рынок действительно большой, но уже сегодня на нем жесткая конкуренция. Россияне в последние годы также активно вели модернизацию трикотажных предприятий - сегодня у них работает несколько сотен первоклассных машин «Штолл».  Что касается Казахстана, то туда пробиться еще сложнее: ощущается близость Китая, заполнившего этот рынок своей продукцией. И сегодня уже не скажешь, что в Китае и других странах Юго-Восточной Азии делают вещи тяп ляп. Туда перенесли свои производства большинство европейских профильных компаний, к тому же перевооружились национальные производители, в итоге в Азии появилось множество фирм, выпускающих продукцию не хуже нашей. Оно и понятно, ведь оборудование в мире примерно однотипное, а то, какой национальности человек за станком, уже не важно.              

Кстати, в Казахстане мало кто из белорусских предприятий легкой промышленности смог серьезно закрепиться - слишком высоки издержки по выходу на этот рынок.             

- А как «Алеся» чувствует себя на родном, внутреннем рынке Беларуси?                

- Порядка четверти всей продукции реализуем через четыре фирменных магазина в Минске, еще 30% - через другие столичные магазины. Возможно, нам не хватает средств для проведения более масштабного брендирования в рамках страны, но стараемся компенсировать это позиционированием. Сделали ставку на продукцию из натурального сырья: сегодня в нашей одежде его не менее 50%. Используем хлопок, шерсть, кашемир, лен. Идем в новые товарные сегменты. Например, наладили выпуск школьной одежды, содержащей более 50% шерсти. А какой родитель не захочет купить для своего чада форму из натуральной ткани! Тем более что цена на нее практически не отличается от продукции других производителей.              

Пригласили представителей столичной торговли, чтобы выслушать их мнение. Они высоко оценили продукцию и попросили разработать еще 5 моделей в новой цветовой гамме. Теперь под заказы будем закупать пряжу в Италии. К слову, для нас развитие товарного ряда в сторону школьной формы интересно еще и тем, что позволяет загрузить производственные мощности в летний сезон, когда в прежние годы они зачастую простаивали. В итоге растет производительность труда, снижаются издержки на единицу продукции.                      

Стараемся применять гибкую ценовую политику. В стоимость продукции в среднем закладываем рентабельность 15-17%, на некоторые остро модные модели - 25-27, на те, что попроще, - 7-12%. Иногда, если заказчик предлагает предоплату либо иным образом гарантирует платеж, даем дополнительную скидку. Торгуя через собственные магазины, учитываем сезон и спрос: если сезон близится к завершению или спустя 4-5 недель какая-то модель не оправдывает ожиданий в части продаж, делаем скидки 30-40%, иногда вовсе убираем торговую наценку. В любом случае - главное, продать, чтобы не замораживать средства в остатках.                

- В конкурентной борьбе кадры, как известно, решают все или по крайней мере многое. Смогли сформировать профессиональный коллектив?                  

- Когда я пришел на это предприятие на должность директора, то не мог найти человека, способного платежку на компьютере напечатать. Сейчас предприятие компьютеризировано. Ранее модели одежды рисовали от руки, теперь - только на мониторе. Используем станки с числовым программным управлением, работать с которым можно лишь имея определенный уровень подготовки и знаний. Если знаний после студенческой скамьи недостаточно, вкладываем средства в повышение квалификации молодых специалистов. Сегодня ИТР, мастера, технологи, бухгалтерия - на 80% молодежь. По договорам готовим для себя кадры в различных учебных учреждениях страны.                      

Пока нашим слабым местом, пожалуй, остается лишь дизайнерское направление. Но здесь есть ряд объективных причин. Все-таки в мире законодателями моды на одежду выступают итальянцы и французы. Почему так? Наверное, это связано с их менталитетом, а также с устоявшимися традициями. И, боюсь, нам пока не под силу диктовать моду европейцам. Поэтому мы пошли по другому, более рациональному пути - используем европейские дизайнерские разработки, а также активно закупаем в Европе, в частности, в Италии фурнитуру и элементы дизайна.                 

- В ближайшие несколько лет ожидается снижение тарифной защиты рынка ЕЭП в рамках выполнения Россией обязательств перед ВТО. Тарифы будут снижены в том числе и на вашу группу товаров, что усилит конкуренцию со стороны импорта из третьих стран. Готовы к такому развитию событий?                 

- Конечно, если к нам начнет поступать товар на 50 центов дешевле, мы это почувствуем. Но поскольку «Алеся» - небольшое предприятие, всего в месяц выпускаем около 30 тыс. изделий, что в каком-то смысле упрощает нам задачу приспособиться. При небольших объема проще найти свои ниши. Потому, думаю, мы готовы к усилению конкуренции, другого выбора у нас просто нет. Будем генерировать новые идеи, чтобы оставаться на плаву.

Справка «Директора»: Исторической датой образования предприятия считается 3 августа 1962 г., когда произошло объединение фабрик им. Крупской и «Прогресс» с использованием названия последней. В 1975 г. фабрике присвоен статус Минского производственного объединения, которое в 1986 г. переименовано в Минскую опытно-экспериментальную фабрику верхнего трикотажа, а затем в том же году - в Республиканский Дом моделей трикотажных изделий. С 1991 г. статус вновь изменен на Минскую промышленно-торговую трикотажную фирму «Алеся», а с 31 октября 2000 г. она преобразована в ОАО «Алеся». В настоящий момент 99,9% акций общества принадлежит государству, здесь трудятся около 360 человек. В 2012 г. выручка предприятия составила 39,9 млрд. руб.

 

ОАО «Алеся»

220123, г. Минск, ул. Старовиленская, 131

Тел./факс: +375 (17) 334-36-84

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

www.alesyaoao.by

{jcomments on}