№1 (163) - Январь

Тема номера: ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ

  • Все начинается с бережливости. Высокий износ теплосетей белорусской столицы и недостаточные темпы их замены являются причиной значительных потерь тепла.
  • Труба зовет! О чем свидетельствуют примеры эксплуатации древесины на отечественной энергетической ниве?
  • Наступательная позиция «ЛИДКОН».  Растущая конкуренция заставляет искать новые подходы в маркетинговой политике.
  • В поисках стратегии роста. Большинство экономистов сходятся во мнении, что без кардинальных реформ белорусская экономика в дальнейшем не сможет демонстрировать устойчивую динамику.
  • Валовой внутренний продукт в системе национальных счетов. Лишь понимание сути показателей и методологии их учета позволяет объективно оценить экономические процессы.
  • Реестр провинившихся предпринимателей: две стороны одной медали. Выбор партнера, его надежность и деловая репутация - не пустые слова для любого бизнеса.
  • Умеренно волатильный старт. Белорусский рубль склонен к плавному снижению, перспективы евро не определены, золото и зерно на подъеме.
  • О чем сигналит «радуга» в глазах. Есть доктора, которые могут поставить диагноз на расстоянии. С развитием интернета стала возможной виртуальная иридодиагностика. Что это такое?

 

Беседовал Вячеслав ВОЛОТОВСКИЙ

Начало 2013 г., объявленного в соответствии с Указом Президента от 29.11.2012 № 537 Годом бережливости, - хороший повод еще раз задуматься над тем, где и в чем страна может сэкономить в нынешнее непростое время. Объектом пристального внимания, безусловно, должна стать энергетика, тесно связанная со всей экономикой и напрямую влияющая на благосостояние граждан. Внедрение в данной отрасли новых энергосберегающих технологий и решений может принести пользу не только государству, но и стать интересным и прибыльным бизнесом, убежден директор столичного УП «Теплосети» Михаил ШУРИМ.

- Михаил Абрамович, насколько велик потенциал сбережения в энергетике и, в частности, по вашему направлению - в строительстве и реконструкции тепловых сетей?

- Благодаря тому, что по требованию главы государства вопросы теплоснабжения жилого фонда и других объектов были отнесены к сфере государственной безопасности, этой теме, начиная с середины 90-х гг., в стране уделялось достаточно большое внимание.

По этой причине, к примеру, тепловые сети белорусских городов находятся в куда лучшем состоянии, чем, скажем, в России. В последние годы у нас не было значительного количества аварий, а их последствия не носили столь разрушительного характера, как в некоторых сопредельных странах. Тем не менее, преждевременно говорить, что все проблемы у нас решены. Так, в Минске примерно четверть всех теплосетей имеет возраст более нормативного срока службы (25 лет), тогда как таких для достижения показателей безопасности должно быть не более 4%. Цифры свидетельствуют о необходимости ускорить замену изношенных труб и иного оборудования, однако в прошлом году мы наблюдали снижение объемов строительства и ремонта теплосетей - менее 100 км против 120 км, как того требует Совмин.

Такая динамика откровенно тревожит. Если ситуацию не изменить, то год-два Минск еще выдержит, а потом могут начаться массовые проблемы: порывы теплотрасс, что чревато авральными ситуациями в отопительный период и ростом потерь энергии. И без того нынешний уровень потерь - недопустимая роскошь для нашей страны, что в целом не отвечает целям энергобезопасности. По экспертным оценкам, из-за высокой изношенности столичных теплотрасс пропадает до 25% энергии, потраченной на обогрев, еще 15% - это потери из-за отсутствия должного регулирования подачи тепла. Пока основным «регулятором» в квартирах белорусов выступает форточка: стало жарко - открыли, похолодало - закрыли, а не специальное оборудование, меняющее объемы подачи горячей воды в радиаторы в зависимости от атмосферной температуры, как это должно быть и как уже есть на Западе. Третьей существенной причиной потерь являются неэффективные в плане термоизоляции стены зданий - еще «минус» 5% тепла. Итого на отоплении городских объектов мы суммарно теряем до 50% энергии, или половину сжигаемого газа, за который, напомню, страна рассчитывается валютой.

Отсюда вырисовываются три основных направления для энергосбережения. Это замена теплосетей, применение экономных технологий подачи горячей воды, а также строительство энергосберегающего жилья с одновременной реконструкцией старого жилого фонда. Но тут стоит отметить, что с экономической точки зрения, эффективность инвестиций в эти направления будет разной, потому что отличаются как объемы требуемых инвестиций, так и периоды их окупаемости. Например, теплоизоляция зданий окупается примерно за 20-25 лет, замена теплосетей - 8-10 лет, а установка простейших регуляторов подачи горячей воды - за считанные годы. Отсюда, я полагаю, надо делать и акценты в политике бережливости.

- На ваш взгляд, где резерв для разумной экономии при модернизации тепловых сетей и иного энергетического оборудования?

 - В последнее время при замене теплотрасс страна полностью перешла на так называемые п-трубы (с полиуретановой изоляцией). Да, это современные трубы с высокими энергоэффективными показателями, но есть одна проблема… Они тоже гниют, и при нарушении обшивки - еще быстрее, чем другие виды труб, поскольку полиуретан в контакте с водой создает кислотную среду, агрессивно разрушающую металл. Нашим ремонтным и эксплуатационным службам еще надо научиться грамотно работать с этими трубами, чтобы добиться длительных сроков их использования, как на Западе. Но даже если нам удастся достичь продолжительных эксплуатационных нормативов, серьезным недостатком п-труб останется то, что, во-первых, они достаточно дорогие, и, во-вторых, это импорт пенополиуретана. В то же время в Беларуси есть предприятие «Акотерм Березино», выпускающее прекрасные изоляционные материалы для труб. Почему хотя бы частично не перейти на использование отечественного товара, который и дешевле и по качеству не уступает зарубежному? Мы ведь сразу нескольких зайцев убьем: займемся импортозамещением, поможем развиться своему производителю и сэкономим на модернизации теплосетей!

 Я также не понимаю, почему ввели обязательную разработку проектной документации для замены теплотрасс, что увеличивает себестоимость работ и отнимает дополнительное время. В 90-е гг. мы меняли сети без проектов, и это не ухудшало качество работ. Полагаю, стоит вернуться к практике замены теплосетей без предварительной разработки проекта, по крайней мере при установке труб того же диаметра без изменения генплана и профиля. Также нет смысла демонтировать бетонные короба, в которых заложены старые трубы, так как это только увеличивает затраты.

Сегодня эти и другие вопросы работы с теплосетями регламентируются постановлениями правительства, к которым многие чиновники и контролеры относятся как к святому писанию и не приемлют никаких отступлений от их требований. Чтобы сделать модернизацию более бережливой, от такого формального подхода надо уходить.

Есть еще более радикальные меры экономии - отказ от теплосетей там, где это возможно, и переход на тепловое снабжение от локальных источников энергии, например, крышных котельных. Представьте себе, что речь идет о каком-нибудь удаленном объекте или густо застроенном участке города с массой коммуникаций. Протянуть в таких условиях новую трассу или заменить действующую крайне затратно, да и потери тепла при доставке воды на далекое расстояние увеличатся, какой бы ни была совершенной изоляция. По этой причине в городах Западной Европы и Америки нет столь разветвленной системы теплосетей как у нас, зато многие жилые и административные здания имеют автономные источники отопления. Пока в Минске установлено лишь несколько крышных котельных, а счет должен идти на десятки и сотни.

- Стоит признать, Беларусь обладает ограниченными инвестиционными ресурсами, да и отказ от прежней модели эмиссионного финансирования заставляет власти на всем экономить. Снижение темпов замены сетей - тому подтверждение. Может ли страна успешно привлечь на эти цели частные инвестиции при том, что нынешний социальный тариф на теплоснабжение не покрывает в полной мере затрат?
 
- Нашей стране только на замену теплосетей требуется около 3-4 млрд. долл. Понятно, что госбюджету подобные расходы не под силу, особенно если учесть, что у государства есть десятки других не менее важных статей расходов. Без привлечения частного инвестора, в том числе иностранного, здесь не обойтись.В свое время я предложил реализовать в столице пилотный проект: на определенной территории комплексно модернизировать все составляющие системы теплоснабжения (источник тепла, сети, теплоузлы зданий). Надо создать нормативно-правовую базу, позволяющую такую работу выполнить частной компании. Почему именно частной? Страна заинтересована в приходе иностранных инвесторов, в том числе в сферу энергетики, а иностранный капитал представлен преимущественно частными структурами.
 
Такой инвестор сможет провести модернизацию и обеспечивать обслуживание системы теплоснабжения с минимальными издержками. У госпредприятий нет стимула снижать их, наоборот, стремление выполнить доведенные производственные показатели, а также получить бюджетное дотирование только подстегивает к росту расходов. Далее опять-таки частная компания должна взяться за производство тепловой энергии в рамках пилотного участка. Расчет с конечными потребителями (гражданами и субъектами хозяйствования) будет проводиться по общереспубликанским тарифам. Мы понимаем, что их повышение - вопрос не только экономический, но и политический, и потому не настаиваем на эксклюзивном росте в рамках пилотного проекта. Ну а поскольку социальный тариф скорее всего не позволит покрыть затрат инвестора, государство должно предложить ему компенсацию с привязкой к некоему тарифу, выраженному в иностранной валюте.
 
Таким образом, имея гарантированную выручку, инвестор будет стремиться всячески минимизировать затратную часть, чтобы сформировать максимальную рентабельность и окупить проект в кратчайшие сроки. Экономия будет достигаться на всех этапах: в ходе модернизации сетей, теплогенерирующего оборудования, при подаче тепла, грамотном подборе кадров и оптимизации их работы. Лишних людей в системе не будет, зато можно не сомневаться, востребованными окажутся современные энергосберегающие методы отопления вроде «день-ночь» и «будни-выходные», регулирующие подачу воды не только в зависимости от температуры атмосферного воздуха, но и периодов эксплуатации отапливаемых помещений.
 
Тогда в рамках пилотного проекта мы увидим реальные цифры расходов, пока они либо только расчетные, либо искажены действующим затратным подходом хозяйствования. С другой стороны, установленный государством компенсационный тариф позволит определить истинную рентабельность и сроки окупаемости проекта. Добившись реальных цифр на конкретном примере, частным отечественным и иностранным инвесторам можно будет массово предлагать подобные проекты по всей стране. При грамотном рекламировании этого бизнеса мы всю нашу отопительную систему сможем модернизировать с применением передовых технологий за 10-15 лет!Предварительные переговоры с американскими инвесторами показали их живую заинтересованность. Одна австрийская фирма и вовсе готова была приступить к реализации проекта при условии, что будет предложен более-менее приемлемый тариф и даны правительственные гарантии. Ни первого, ни второго они не получили - затея умерла.
 
- Михаил Абрамович, помнится, с идеей пилотного проекта вы выступили еще в начале 2000-х. Почему спустя столько лет она не дошла до практического воплощения?

 - Стоит констатировать, что в государственных структурах нет единства позиций и интересов. Безусловно, в прорывных энергосберегающих проектах заинтересован Президент, имеется интерес со стороны руководства местной вертикали, но существует еще и сильное бюрократическое лобби, интересы которого, как я уже говорил, сводятся к каким-то утилитарным вещам - выполнению доведенных показателей и стремлению получить больший объем дотаций из госбюджета. Поскольку радикальные методы сбережения всех видов ресурсов могут привести к значительному сокращению затратной части и в целом уменьшить объем работ и услуг, системе, ориентированной на постоянный рост показателей, это невыгодно. Как не нужна и существенная бережливость, которая грозит обернуться снижением дотаций. Может случиться и так, что в более совершенной модели теплоснабжения некоторые ныне управляющие и контролирующие чиновники окажутся ненужными и лишатся своих кресел. А это тем более не в их интересах.

Существует еще одна серьезная проблема - многие чиновники попросту боятся иметь дело с частными фирмами, реализовывать какие-то серьезные пилотные проекты, опасаясь, что их могут заподозрить в «серых» схемах.Поэтому, на мой взгляд, для движения в сторону энергосбережения необходима серьезная политическая воля, и посыл должен идти с самого верха - от главы государства. На что мы искренне надеемся.

- Реализация серьезных проектов требует не только воли, но еще и подготовленных кадров. Ваша сфера смежная со строительной, где с качественными работниками в последние годы сложилась напряженка. А как у вас?

- И для нас кадры - это серьезная проблема. Отсутствие границ и защита интересов трудовых мигрантов в ЕЭП при одновременной существенной разнице зарплат в Беларуси и России стали причиной значительного оттока специалистов из нашей республики. Сегодня на заработки за рубеж не стремится разве что ленивый. Чтобы удержать высококлассных специалистов, мы вынуждены повышать им зарплату даже ценой снижения рентабельности нашего бизнеса. Стараемся прежде всего сохранить проверенных временем работников - многие в коллективе по 10-15 лет и более. У них за плечами огромный опыт: ведь с момента основания нашей фирмы в начале 90-х гг. мы построили и заменили несколько сот километров тепловых сетей. В отдельные годы фирма выполняла более 40% общего объема такого рода работ в Минске. Хотя, стоит признать, ситуация требует более комплексного подхода, причем на уровне всей страны. Возможно, разговор должен идти о формировании какого-то кадрового резерва, как когда-то это было в советские времена.

К сожалению, обозначенная вами проблема не ограничивается только кадрами - уезжают целые фирмы. Один мой знакомый уже полностью перевел свой бизнес в Россию, второй - получил там подряд на строительство дороги, и есть риск, что также окончательно «переселится». Своим производственным мощностям легко найти применение в России, где непочатый край работы и есть заказчики, готовые платить хорошие деньги.

- И все-таки вас что-то держит в этой стране…

- Мне уже 67 лет, я давно заработал себе на пенсию и мог бы уйти на заслуженный отдых. Но у меня есть два сына, которым я хотел бы передать дело своей жизни. А поскольку я гражданин Беларуси, и мне не все равно, где буду жить сам и мои дети, сыновьям я сказал: бизнесом надо заниматься в своей стране. Единственным компромиссным вариантом для себя вижу развитие экспорта услуг. Хочу организовать вахтовый метод работы, сформировать бригады, которые будут помесячно сменять друг друга на белорусских и российских объектах. Поскольку в развитии экспорта и одновременно в сохранении кадров в стране заинтересованы также власти, реализовать проект вахтовой работы можно было бы под патронатом облисполкома либо Мингорисполкома. Если они обеспечат гарантированный заказ у себя на родине, а мы поищем подряд за ее пределами, то вахтовый метод будет в интересах всех сторон. Высокие расценки за рубежом позволят повысить зарплаты сотрудникам, во многом решив кадровую проблему, а заодно и улучшат финансы белорусской фирмы.

А работы моим сыновьям хватит, замена тепловых сетей и иного оборудования - процесс длительный. Было бы желание у государства серьезно заниматься вопросами энергосбережения.

УП «Теплосети» 220118, г. Минск,

ул. Машиностроителей, 7А

Тел./факс: (+375 17) 340-92-94

e-mail: shurym@rambler.ru

{jcomments on}