Коммерческая тайна. Ноу-хау

Впервые в Республике Беларусь на законодательном уровне урегулированы вопросы, связанные с использование коммерческой тайны организации. Документом определены требования к сведениям, в отношении которых может быть установлен режим коммерческой тайны. Установлено, что под коммерческой тайной понимаются сведения любого характера (технического, производственного, организационного, коммерческого, финансового и иного), в том числе секреты производства (ноу-хау). Сведения, которые не могут быть коммерческой тайной, составляют обширный перечень. В частности, не являются коммерческой тайной сведения, содержащиеся в учредительных документах юридического лица, а также внесенные в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Состав имущества государственных юридических лиц и юридических лиц, акции (доли в уставных фондах) которых принадлежат государству, также является открытой информацией.

Определены условия охраны коммерческой тайны от контрагентов, а также обязанности нанимателя, являющегося владельцем коммерческой тайны и (или) получившего доступ к коммерческой тайне третьих лиц, в отношениях со своими работниками. На работника, в свою очередь, законом возлагается обязанность подписать по требованию нанимателя обязательство о неразглашении коммерческой тайны. Обязательство может содержать условие о выплате работнику вознаграждения за выполнение обязательств, связанных с соблюдением режима коммерческой тайны, а также условие об ответственности работника за его нарушение. Если контрагент не обеспечил в соответствии с условиями гражданско-правового договора конфиденциальность сведений, составляющих коммерческую тайну, он обязан возместить владельцу коммерческой тайны убытки (включая упущенную выгоду), если иное не предусмотрено договором между ними. Соответствующие изменения внесены в Гражданский кодекс и Трудовой кодекс. Закон от 05.01.2013 г. №16-З «О коммерческой тайне». Вступает в силу через полгода после официального опубликования.

Экономическая несостоятельность. Банкротство

В новом законе сохраняются общие подходы к применению института экономической несостоятельности. Фактически защищены от банкротства (даже от применения в ограниченном объеме ряда его процедур) те субъекты хозяйствования, которые имеют важное значение для экономики государства или обеспечивают государственные потребности. Особая защита предоставлена правам и интересам работников организаций-должников. Сохраняется участие в процедурах банкротства, наряду с антикризисными управляющими, аккредитованных государственных управляющих и работа комиссий для предупреждения банкротства, созданных при отраслевых органах и исполкомах. Новшеством правового регулирования данной сферы является обязанность по более широкому использованию возможностей сети интернет. Законом предусмотрено создание и ведение Единого реестра сведений о банкротстве. Предусмотрено проведение электронных торгов имуществом должника.

В закон кооптированы нормы, ранее предусмотренные указами главы государства. В частности, меры по оптимизации работы с имуществом должника, в том числе включен в закон механизм передачи в коммунальную собственность непрофильных активов должника, включая объекты государственного жилищного фонда. Сохранена дополнительная имущественная (субсидиарная) ответственность руководителей, допустивших банкротство. В отношении граждан - физических лиц процедуры банкротства по-прежнему не применяются. Закон от 13.07.2012 г. №415-З «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Вступает в силу c 25.01.2013 г.

Мероприятия технического характера. Контрольные и надзорные органы 

Утвержден перечень мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, которые не являются проверками контролирующих (надзорных) органов. В перечень включены мероприятия 15 министерств и комитетов, указаны их периодичность и объекты. Под мероприятиями технического (технологического, поверочного) характера понимают действия контролирующих (надзорных) органов по оценке соблюдения юридическими и физическими лицами требований актов законодательства, в том числе обязательных для соблюдения требований технических нормативных правовых актов. Перечень мероприятий касается ряда сфер хозяйственной деятельности организаций. В частности, обеспечения исправного состояния и правил эксплуатации машин, механизмов, транспортных средств, оборудования, используемых в технологическом процессе, сохранности имущества, использования природных ресурсов, соблюдения правил утилизации отходов, порядка хранения оружия и боеприпасов, проведения расследования несчастных случаев на производстве и др.

Плановые и внеплановые проверки по мероприятиям, указанным в данном перечне, проводиться не будут. На данные мероприятия не распространяется мораторий на проверки. Постановление Совета Министров от 30.11.2012 г. №1105 «Об утверждении перечня мероприятий технического (технологического, поверочного) характера». Вступило в силу с 09.12.2012 г.

Договор поставки. Товарно-транспортная накладная 

Высшей судебной инстанцией разъяснено, что если товарно-транспортная накладная (ТТН) содержит существенные условия, необходимые для заключения договора поставки товаров, то договор поставки товаров считается заключенным путем составления соответствующей накладной. То есть данные ТТН могут рассматриваться как условия договора поставки. В качестве существенных (обязательных) условий договора поставки определены, в частности, условия о наименовании, количестве товаров или порядке их определения, сроке поставки или порядок его определения. При наличии разногласий между сторонами о согласовании существенных условий договора суд при рассмотрении конкретного спора оценивает процесс заключения, исполнения договора, в том числе исполнение обязательств по поставке, приемке и оплате товаров. Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда от 05.12.2012 г. №12 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров поставки товаров». Вступило в силу с 05.12.2012 г.

Охрана общественного порядка. Системы безопасности. Видеонаблюдение

Положением устанавливаются требования к системам безопасности и телевизионным системам видеонаблюдения, в том числе к средствам, используемым при их создании (модернизации). Документ распространяется на случаи использования указанных систем для обеспечения общественной безопасности, включая охрану общественного порядка в местах массового пребывания. Документом определено, что под объектами с единовременным массовым пребыванием граждан понимаются общественные, административные здания и сооружения, где возможно единовременное пребывание граждан в количестве 100 и более человек. Установлено, что при условии соблюдения технических требований к качеству видеоизображения внутри зданий и сооружений допускается скрытая установка миниатюрных камер, а при отсутствии в охраняемом помещении мертвых зон разрешается стационарная установка этих камер. Срок хранения видеоархива (время цикла обновления) - не менее 30 сут. В телевизионных системах видеонаблюдения необходимо использовать средства защиты информации, сертифицированные или прошедшие государственную экспертизу в соответствии с нормативными правовыми актами, в том числе техническими нормативными правовыми актами. Постановление Совета Министров от 11.12.2012 г. №1135 «Об утверждении Положения о применении систем безопасности и телевизионных систем видеонаблюдения». Вступило в силу с 15.12.2012 г.

Подготовила Елена КОРНУШЕНКО, старший юрист юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий».

{jcomments on}