№1 (163) - Январь

Тема номера: ЭНЕРГОБЕЗОПАСНОСТЬ

  • Все начинается с бережливости. Высокий износ теплосетей белорусской столицы и недостаточные темпы их замены являются причиной значительных потерь тепла.

  • Труба зовет! О чем свидетельствуют примеры эксплуатации древесины на отечественной энергетической ниве?

  • Наступательная позиция «ЛИДКОН».  Растущая конкуренция заставляет искать новые подходы в маркетинговой политике.

  • В поисках стратегии роста. Большинство экономистов сходятся во мнении, что без кардинальных реформ белорусская экономика в дальнейшем не сможет демонстрировать устойчивую динамику.

  • Валовой внутренний продукт в системе национальных счетов. Лишь понимание сути показателей и методологии их учета позволяет объективно оценить экономические процессы.

  • Реестр провинившихся предпринимателей: две стороны одной медали. Выбор партнера, его надежность и деловая репутация - не пустые слова для любого бизнеса.

  • Умеренно волатильный старт. Белорусский рубль склонен к плавному снижению, перспективы евро не определены, золото и зерно на подъеме.

  • О чем сигналит «радуга» в глазах. Есть доктора, которые могут поставить диагноз на расстоянии. С развитием интернета стала возможной виртуальная иридодиагностика. Что это такое?

 

Уважаемые читатели!      

В ноябре 2011 г. в колонке главного редактора освещалась дискуссия по поводу планового роста ВВП на 2012 г. в 7 или 5,5%. В ней отмечалось, что не так важен процент, как решение о сохранении курса на рост объемных показателей или отказ от него. В итоге на совещании у главы государства был озвучен плановый прирост в 5,5% при ориентации экономики на внешнего потребителя, т.к. стояла задача сжатия внутреннего спроса для нормализации финансовой устойчивости. При этом основной потребитель белорусской продукции - Россия - закладывала на 2012 г. прирост ВВП в 3,7%. Фактически в Беларуси показатель составил 2, в России - 3,5%. На 2013 г. вновь устанавливается динамика ВВП в 108,5% при опережающем росте производительности труда 109,3%. Повышение отдачи с рабочего места предполагается достигнуть за счет широко запланированной модернизации предприятий. Только в Минпроме из 159 субъектов хозяйствования, входящих в систему, до 2015 г. должно быть модернизировано 125. На эти цели планируется направить 3,1 млрд. долл.                  

В связи с этим возникает несколько вопросов.                

Во-первых, как план модернизации увязан с рынком? В России, по прогнозам Минэкономразвития, рост ВВП будет на уровне 3,7-4%. Кроме того, на российском рынке, работающем в условиях ВТО, конкуренция возрастает с каждым днем. А западные компании только в НИОКР вкладывают от 2 до 13,6% к объему продаж. В абсолютных цифрах затраты на исследование и обновление продукции, например, в Microsoft, достигают 9 млрд. долл. В Минпроме же расходы в среднем на предприятие за 3 года по плану модернизации составят 24,8 млн. долл. Между тем не раз отмечалось, что для вывода на саморазвитие РУП «Минский тракторный завод» требуется не менее 300 млн. долл., такая же цифра по ОАО «Минский автомобильный завод» и т.д.               

Во-вторых, надо ли делать ставку на неэффективные предприятия? В 2012 г. крупные организации республики имели отрицательное сальдо внешнеторгового оборота: импорт превышал экспорт на 8,2%, т.е. по-прежнему крупные предприятия обеспечивали конкурентоспособность своей продукции за счет ценового фактора. В то же время у средних и малых организаций было положительное сальдо, соответственно 3,7 и 8,1%.              

В-третьих, рационально ли обрабатывающую промышленность рассматривать в качестве основного вектора развития? Объем экспорта в этой подотрасли по итогам 10 месяцев 2012 г. превышает импорт только на 1,1%. В сфере услуг напротив - сальдо положительное, не говоря уже о том, что существенно выше добавленная стоимость. К тому же в обрабатывающей промышленности по-прежнему высок износ основных фондов, несмотря на большие закупки импортного оборудования в 2010 г. Для обеспечения конкурентоспособности продукции требуется не точечная модернизация, а освоение новых технологий, иные стимулы к достижению результата и более эффективная организация производств.                

И все же основной вопрос - где руководство республики планирует найти средства на модернизацию? В бюджете эти расходы не предусмотрены. Кредиты практически недоступны - как внешние, так и внутренние. Прямых инвестиций в нужном объеме нет, да и кто из иностранных инвесторов будет вкладывать деньги в модернизацию государственных предприятий. Продажи их по «низким ценам», исходя из заверения руководства страны, также не будет. Нет у них и собственных источников. В связи с высоким износом основных фондов амортизация как аккумулятор средств на развитие давно ушла в небытие. Что касается прибыли, то рентабельность реализованной продукции, товаров, работ, услуг в 2012 г. составила 13%. Между тем инфляция оказалась на уровне 21%. С учетом того, что оборачиваемость оборотных средств по народному хозяйству ориентировочно можно принять на уровне 138 дней (средневзвешенная оборачиваемость в обрабатывающей промышленности - 102 дня), реальная рентабельность не превышает 5% (360 дней / 138 дней = 2,6; 21% / 2,6 = 8%; 13% - 8% = 5%). Следовательно, решение о мобилизации 20% прибыли у организаций с государственным участием позволит саккумулировать 710 млн. долл. в год, или 2,1 млрд. за 3 года. Если их использовать только для системы Минпрома, то на одно предприятия придется по 17 млн. долл. до 2016 г.              

Так надо ли затевать очередную компанию, которая не может ничего кардинально изменить? Пример - инновационная программа, в результате осуществления которой удельный вес инновационной продукции в 2012 г. составил только 17%.            

Не лучше ли прислушаться к рекомендациям о реальной структурной перестройке экономики в направлении роста объема платных услуг? Это предложение вносится нами на протяжении 5-6 лет. Вроде бы и есть понимание необходимости структурных изменений, но на практике реальных сдвигов нет. Между тем в России в ближайшие 3 года бюджетные инвестиции будут направляться в инфраструктурные проекты: дороги, жилищно-коммунальное хозяйство. Кроме того, В.В.Путин озвучил необходимость оценки эффективности государственных капитальных вложений.              

Известно, что «в своем отечестве пророков нет», но есть опыт государства, в котором у нас основной рынок и с которым мы строим союзные отношения.                   

 

С уважением, главный редактор, А.Н.Ковтуненко

{jcomments on} 

Виталий Велисов

Как утверждают химики, золото можно и из морской воды выкристаллизовывать. Правда, технологический процесс очень сложный. А главное - слишком дорогой: себестоимость «морской унции» значительно превышает биржевые котировки вечного металла. Аналогичное положение в энергетике. С разным тепловым эффектом научились сжигать для обогрева множество органических и неорганических веществ. Даже солому и автомобильные покрышки. Другой вопрос: насколько это эффективно по сравнению с традиционными углеводородами - мазутом и газом? С середины 90-х гг. на государственном уровне у нас активизировали процесс использования местных видов топлива. О чем же свидетельствуют примеры эксплуатации древесины на отечественной энергетической ниве?

Подноготная «зеленого» электричества

Во всем мире энергетика тесно связана с политикой. Ставка на более активное использование местных видов топлива в нашей стране также началась после некоторых обострений в газовой сфере. Переговоры шли непросто уже на рубеже 2003-2004 гг. А в 2007 г. углеводородное давление закончилось резким повышением цены на голубое топливо - до 100 долл. за тысячу кубических метров. А ведь почти вся белорусская энергетика «сидела» тогда на природных углеводородах. Вот и начались мероприятия по увеличению местных видов топлива в энергетическом балансе.

В 2004 г. белорусское правительство в целевой программе поставило задачу - к 2012 г. долю местных ТЭР довести до 20,5%. Однако ориентира достичь не удалось. По данным Министерства энергетики, в 2001 г. она составила 15%, правда, в котельно-печном топливе - 25%.Почему же программу недовыполнили? Ведь отечественные эксперты, да и западные специалисты из многочисленных общественных организаций в освоении местных видов топлива прочили Беларуси большое будущее. В частности, приводились следующие расчеты. Суммарная площадь государственного лесного фонда и земель, покрытых древесно-кустарниковой растительностью, в стране составляет порядке 8,5 млн. га с запасом древесины 1340 млн. м3. Объем древесных остатков зависит от возраста леса, его состояния, видов растений и множества других факторов. Но существует наработанная на Западе практическая статистика, согласно которой отходы деревозаготовки составляют 2-3 т с гектара, или 17-24 млн. т со всей площади. Энергетическая ценность 1 т условного топлива эквивалентна приблизительно 2,33 т древесины при влажности 10%. Словом, суммарный энергетический потенциал отечественных древесных остатков, по расчетам специалистов, составляет 3-4 млн. т.у т. И это не считая потенциала древесины, которая идет на дрова, а также отходов деревопереработки.

На первый взгляд, цифры весьма привлекательные, Тем более что в Финляндии и Швеции сумели преодолеть планку в 20 с лишним процентов доли древесного сырья в энергетическом балансе.В белорусской же программе очень оптимистично были рассчитаны инвестиции на эти цели. Однако во второй половине 2000 гг., когда в госорганах загорелись идеей скоропалительно перевести все местные котельные на торф, щепу и лигнин, средства выделили только… на приобретение котлов. Причем не самых дорогих и эффективных. Их закупили, в большинстве случаев даже установили. Но столкнулись с другой проблемой: для работы с приемлемым КПД в инфраструктуру необходимо вложить средства в 1,5-2 раза большие, чем стоит основное оборудование. Добавьте сюда инвестиции в заготовку древесной щепы и логистику ее доставки к энергетическим объектам. Эти мероприятия также требуют миллиардных вложений. В противном случае себестоимость древесной гигакалории не менее чем в 1,5 раза превысит цену  газовой.

От поляны до топки

Одна из парадигм «зеленой» энергетики: древесина дешево стоит в лесу. А вот ее себестоимость рядом с топкой зависит от множества самых разнообразных факторов. И логистика - главный из них. Самая дешевая древесина - порубочные остатки, ибо их цена на лесосеке фактически равна «нулю». Специалисты выделяют несколько способов производства щепы из такого сырья. Первый - переработка отходов лесозаготовки прямо на лесосеках мобильными рубильными машинами. При многих плюсах такой подход имеет и серьезные недостатки: сложности вывозки готового сырья грузовыми щеповозами, другие издержки. При рентабельности 15-20%, которая обеспечивает для заготавливающих организаций полноценное воспроизводство, отпускная цена щепы для потребителей в переводе на условное топливо сопоставима с газом.

Другой способ - создание в лесу специальных площадок с рубильными машинами, к которым ветки и мелкие бревна доставляют с лесосек тракторами. Щепу производят рядом с хорошими автодорогами, что облегчает и удешевляет вывоз готового сырья. Если площадки заасфальтировать, то можно хранить определенный запас готовой продукции, что позволяет «развязать» доставку остатков, их рубку и вывоз щепы в три независимых друг от друга процесса, исключив простои техники. Это повышает эффективность и рентабельность, но требует вложения сотен тысяч долларов в инфраструктуру. В среднем такая щепа получается несколько дешевле «голубого углеводорода», однако срок окупаемости инвестиций в логистику превышает 10 лет.

На Осиповичской мини-ТЭЦ проблему решали собственными силами: закупили порубочные машины, сделали обширную площадку для хранения дров и сучьев, рядом возвели огромный крытый навес, под которым хранятся горы щепы про запас… Таким образом, энергетики перестали зависеть от поставок сырья. Однако подобная «независимость» обошлась в 4 млн. долл., которые пришлось вложить в строительство склада. На мини-ТЭЦ в Вилейке наладили надежную систему поступления сырья, поэтому капитальные вложения оказались в 3-4 раза меньше.

Словом, при производстве щепы возможны варианты. Каждый имеет свои плюсы и минусы. Главная сложность - определить наиболее эффективные способы, учитывая эксплуатационные издержки и первичные инвестиции. Причем просчитать их окупаемость, по крайней мере на несколько лет вперед, достаточно сложно. Значительную долю в себестоимости щепы занимают издержки на ГСМ, транспортировку и износ техники. И хотя лес растет независимо от нефтяных котировок, себестоимость древесного топлива косвенно от них зависит. Ведь цена топлива и оборудования - достаточно металлоемкого, напрямую связана с мировой конъюнктурой рынка энергоносителей.Зарубежный опыт свидетельствует: местные виды топлива эффективны при одном условии: небольшое транспортное плечо между районами заготовки той же древесной щепы и ее потребителем. Предел - 60 км. Если же древесное топливо возить на более далекие расстояния, то говорить о стабильной экономической эффективности уже не приходится. В Беларуси этот важный фактор учитывают далеко не всегда.

Производим тепло или утилизируем древесину?

Топить котельную щепой или дровами технологически сложнее, чем газом или мазутом. По крайней мере, при использовании древесного топлива есть много нюансов. К примеру, замена автоматической подачи топлива на ручную снижает первоначальные инвестиции в оборудование, но кардинально сказывается на экономических показателях: увеличивается количество работников, растет влияние человеческого фактора. В итоге - КПД установки на порядок падает. Да и горение в топке котла - достаточно сложный химический процесс, требующий соблюдения определенных параметров, в том числе дозированного поступления кислорода. Поэтому КПД котла с ручной загрузкой редко превышает 50%. В основном - 20-30%.

Второй серьезный вопрос - качество сырья. Де-юре белорусское законодательство запрещает сжигать древесную биомассу влажностью более 40%. На деле же в топках горят дрова и щепа влажностью 50, а то и более процентов. Такое сырье снижает КПД, уменьшает температуру горения и увеличивает выброс вредных веществ в атмосферу. Как мрачно шутят специалисты, сжигать топливо 50-60%-ной влажности в котлах старых модификаций - это не производство энергии, а утилизация древесины. Ведь КПД такой установки иногда падает до 20-25%. В некоторых случаях сырую древесину, для оптимизации горения, приходится «подсвечивать» газом, но тогда теряется один из основных эффектов от использования местных видов топлива. Можно готовить ту же щепу и при помощи специального оборудования, но тогда повышается ее цена. Так, чтобы снизить влажность 1 т древесины с 60 до 30%, необходимо сжечь ее полтонны. Можно добиться нормированной влажности и естественным путем, заготавливая древесину в конце лета, самый сухой период, либо складировать специальным способом, в том числе и на открытом воздухе, для просушки. Но тогда возникают дополнительные затраты на создание площадок для хранения, нужны оборотные средства для «замораживания» древесины в запасах, выстраивания продуманной системы логистики.

Безусловно, сегодня на рынке есть котлы, способные достаточно эффективно работать и на сыром топливе. Но стоят они дороже, да и технология не у всех производителей до конца отработана. Словом, использование щепы, кроме некоторых преимуществ, влечет массу технических проблем, которые необходимо решать параллельно с тщательной проработкой экономической стороны вопроса.

Инициативы с меркантильными интересами

В середине 2000 гг. Запад особенно подстегивал развитие «древесной» энергетики в Беларуси. Не только морально и интеллектуально, но и выделяя небольшие гранты. Иностранные банки выражали готовность финансировать «зеленые» проекты. Безусловно, такие инициативы были тесно связаны с меркантильными интересами. Во-первых, открывался новый рынок сбыта для иностранных агрегатов. Во-вторых, в середине минувшего десятилетия была принята директива Евросоюза - к 2020 г. довести долю возобновляемых источников в энергетическом балансе до 20%, одновременно снизив на 20% выброс парниковых газов. Поэтому Европе был необходим полигон для практических испытаний своих технологий при масштабном использовании возобновляемых источников энергии. Ибо даже в Германии до их совершенства пока далеко. Поэтому и «приехали» в нашу страну практически опытные образцы. Не удивительно, что на Вилейской ТЭЦ около года мучились, пока станция заработала на полную мощность. В-третьих, Евросоюз достаточно жестко подходит к выполнению своих решений в области чистой экономики. Учитывая то, что древесина пока самый эффективный вид «зеленой» энергетики, а собственные леса в Центральной и Западной Европе почти закончились, Беларусь фигурирует как потенциальная сырьевая база.

Возможности работы над ошибками

Альтернатива традиционной, углеводородной и атомной энергетике остается актуальной. Однако говорить об экономической эффективности тех же «зеленых» технологий пока рано. Какой источник света и тепла «выстрелит» через 50-60 лет, когда иссякнут подземные ископаемые? Ответ на этот вопрос неизвестен. Не исключено, что к тому времени доведут до ума термоядерные технологии. Возможно, произойдет прорыв по другим фундаментальным направлениям. В любом случае, энергетика в ближайшие годы останется одной из составляющих геополитики. Поэтому реализация государственных программ далеко не всегда может основываться на экономической эффективности, по крайней мере, в классическом понимании данного термина в бизнесе. Скажем, на 2013 г. отечественным предприятиям ЖКХ помесячно расписан график использования местных видов топлива. За невыполнение - двойной тариф при оплате электричества и газа, которые потреблены сверх нормы. Естественно, что при подобном раскладе даже дорогая щепа покажется дешевой.

Тем не менее, использование древесины для коммерческой эксплуатации полностью не «закрыто» Древесное топливо имеет весьма значительные преимущества. Экономически оно очень выгодно, если «топить» котел отходами деревообработки. Их себестоимость практически равна «нулю»: за вывоз или утилизацию деревопереработчики вынуждены даже доплачивать. Плюс - стабильный источник сырья с прогнозируемой и идеальной логистикой: особенно если он находится неподалеку от генерирующего агрегата. Кстати, экономные шведы 70-80% энергии из древесины получают именно за счет сжигания отходов профильных промпредприятий. В Беларуси же этот ресурс используется далеко не полностью. Хотя есть и весьма удачные примеры. В частности, производитель деревянных стеклопакетов в Узде не только обеспечивает собственные нужды в электричестве и тепле, но и обогревает еще несколько зданий, которые расположены рядом с предприятием. Причем цена гигакалории для местных потребителей значительно дешевле «рыночной».

Еще один большой плюс при использовании и щепы, и пеллет, и топливных брикетов - предсказуемость цены. Процесс ее формирования отличается от стоимостных оценок нефти и газа, которые подвержены резким скачкам из-за мировых непредсказуемых ситуаций. Однако в силу того, что в себестоимости древесного сырья большую долю занимают амортизация оборудования и машин, а также транспортные издержки, изменения мировых цен на углеводороды отражаются и на стоимости древесного сырья, правда, со значительным временным лагом. Она не подвержена резким колебаниям и по плавной кривой следует за общим энергетическим трендом. Хотя, как свидетельствует практика, необходимо тщательно просчитывать весь спектр факторов, которые могут влиять на эффективность использования местных видов топлива.

{jcomments on} 

Александр КОЛЬСКИЙ

Изменчивая конъюнктура рынка способна быстро подорвать финансовые силы даже успешных компаний, а некоторых - и вовсе приблизить к банкротству. По словам директора ОАО «Теплоприбор» Владимира ГОГАНА, когда с похожей ситуацией столкнулось его предприятие, спасли модернизация и поиск новых производственных направлений.

- В наше время желательно иметь разновекторную направленность производства. В этом случае при уменьшении объемов в одном сегменте можно компенсировать потери увеличением выпуска продукции по другим направлениям. К примеру, мы производим масляные радиаторы, которых в 2011 г. продали около 5 тыс. шт., а в прошлом - всего около 1 тыс. Также выпускаем универсальные бытовые отопительные котлы, позволяющие использовать различные виды топлива: газ, уголь, дрова, торф и т.п., но, к сожалению, данная продукция пользуется сезонным спросом.

Прежде чем предложить новые котлы рынку, провели их апробацию на собственной котельной, которая ранее работала на газе. Теперь вместо импортного топлива используются местные ресурсы: дрова и торф. При этом улучшили качество и потребительскую привлекательность выпускаемой продукции не только технологические новшества, но и новые конструкторские решения. Инновационные инженерные разработки позволили повысить КПД котлов на 5-7% в зависимости от используемого вида топлива. Изменили также дизайн этих изделий, вместо лакокрасочного покрытия стали применять полимерное и т.д.

В целом была значительно расширена номенклатура выпускаемых изделий. Если ранее предприятие делало 4 вида промышленных вентиляторов, то сейчас - более 400. Прежде по этому виду продукции работали только с ОАО «Брестсельмаш», теперь у нас более десятка постоянных заказчиков, среди которых такие известные, как ОАО «Амкодор» - управляющая компания холдинга «Амкодор-Можа», ОАО «Лидсельмаш», ОАО «Мозырьсельмаш», СОО «Элезер» МТЗ, ОАО Беларуськалий и др. Для зерносушильных комплексов, лакокрасочных участков и нефтеперерабатывающих предприятий выпускаем вентиляторы во взрывобезопасном исполнении. По желанию заказчика они могут быть выполнены из различных материалов: алюминия, нержавеющей стали, разнородных металлов.

С целью расширения производственных направлений предприятие освоило выпуск каркасов троллейбусов для ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш»», что позволило выйти на новые технологические высоты. Сейчас производим комплектующие каркаса троллейбуса: основание, крышу, левую и правую боковины, переднюю и заднюю части, а также полнокомплектный каркас троллейбуса. В ближайших планах - освоить выпуск аналогичных элементов для трамваев модели 843 «Белкоммунмаш». Новые разработки позволяют более рационально задействовать наши мощности, а также трудовые ресурсы.

- Расширение ассортимента и освоение новых видов продукции требуют постоянного обновления производственной базы. Удается ли успевать за требованиями модернизации?

- Когда я был назначен директором предприятия, износ основных средств составлял 96%. Было понятно, что с таким «багажом» далеко не «уедешь». Поэтому, чтобы приступить к изготовлению каркасов троллейбуса, кормораздатчиков-смесителей, устройств для очистки воздуха и других видов продукции, за последние 6 лет закуплено современное высокоэффективное оборудование: электромеханический координатно-револьверный пробивной станок TruPunch 3000 (Германия, фирма «Трумпф»), плазменная резка (Россия, «Кристалл»), балансировочный станок ВМ-300 (Россия, «Диамех 2000»), гибочные и расточные станки с ЧПУ, четырехвалковый вальцовочный станок с программным управлением, а также около 60 сварочных полуавтоматов. Это дало возможность полностью отказаться от использования оборудования старого образца. В частности, сварочные аппараты не только повысили качество сварочного шва, но и значительно снизили потребление электроэнергии.

В целом стараемся, чтобы наша продукция по качественным характеристикам соответствовала мировому уровню. Например, балансировочный станок ВМ-300 позволил проводить балансировку рабочего колеса вентилятора с точностью до 0,0001 г, при этом вес самого изделия может достигать до 400 кг. Его применение в технологическом процессе снизило вибрацию вентиляторов в 2-3 раза. Благодаря замене устаревших светильников на энергосберегающие аналоги, а также модернизации компрессорной станции, удельный вес электроэнергии в производственных издержках уменьшился с 10-12 до 2,3 -2,7%.

- Владимир Антонович, серьезное влияние на конкурентоспособность материалоемких производств, подобных вашему, оказывает стоимость сырья. Есть ли возможность его удешевить?

- Экономить на стоимости сырья можно и нужно. Сейчас малые и средние предприятия отрасли покупают металл на бирже небольшими партиями у посредников. Если бы этим занималось некое государственное объединение, которое бы выходило на производителей металла напрямую, то конечные цены для предприятий могли бы снизиться на 20-30%. По такой схеме когда-то работало объединение «Сельхозтехника» - приобретало металл крупными партиями и поставляло его своим региональным структурам с фиксированной наценкой 3-5%.

Разумеется, если мы так организуем свои закупки, наши изделия будут более конкурентоспособными. Ведь чем дешевле металл, тем ниже цена конечной продукции и больше простор для рыночного маневра.

- В последние годы промышленные предприятия страны часто критиковали за высокие складские запасы. Вот и «Теплоприбор» по итогам 2012 г. выполнил практически все доведенные показатели, за исключением нормативных запасов сырья и произведенной продукции. Так ли это пагубно для производства?

- Мы должны, я бы даже сказал - обязаны, иметь определенный запас сырья и готовой продукции. Потому что если не сможем моментально среагировать на рыночный спрос, то наш заказчик купит аналогичную продукцию у конкурентов. К примеру, деловые запасы (business inventories) в США в конце прошлого года составляли более 1,5 трлн. долл., но там из этого никто трагедии не делает. И нам необходимо более гибко подходить к разного рода показателям, предоставляя больше возможностей для маневра самим руководителям предприятий.

- Где еще видите резервы для развития?

- Усилению рыночных позиций способствует не только технологическая модернизация, но и правильные управленческие решения. Иногда нам приходилось их принимать даже вразрез с экономическими постулатами. Например, на начальном этапе модернизации, чтобы удержать квалифицированных рабочих и специалистов, заработная плата им была увеличена на 15-20%. В дальнейшем производительность труда всегда опережала рост зарплат, так что все постепенно вернулось на круги своя. Зато такой подход дал людям уверенность в том, что предприятие имеет все перспективы для выхода на устойчивую траекторию развития.Приглашаем всех к взаимовыгодному и плодотворному сотрудничеству!

Справка «Директора»

Предприятие образовано в 1944 г. как районный промышленный комбинат. С 1968 г. -  Березовский завод металлоконструкций, с 1979 г. - Березовское производственное металлообрабатывающее объединение, с 1995 г. - Березовская производственная торговая фирма «Теплоприбор». В 2001 г. переименовано в КУПП «Теплоприбор», а в феврале 2004 г. реорганизовано в ОАО «Теплоприбор. Подчиняется управлению местной промышленности Брестского облисполкома (ГП «Брестместпром»)

Специализируется на производстве вентиляционного, отопительного и нестандартизированного оборудования. Основные рынки сбыта - Беларусь и Россия.

В 2012 г. выручка от реализации товаров предприятия составила 41775 млн. руб., чистая прибыль - 1668 млн. У хозобщества 202 акционера, в т.ч. одно юрлицо. Среднесписочная численность работников - 283 человека.

В.А.Гоган руководит предприятием с 2006 г. Родился в 1952 г., белорус, образование высшее (закончил Белорусский институт механизации сельского хозяйства по специальности «Инженер-механик»), женат, имеет двоих детей.

 ОАО «Теплоприбор» 225210, Брестская обл.,

г. Береза, ул. Ленина, 100

Тел./факс: +375 (01643) 2-49-46

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

www.belteplovent.com

{jcomments on} 

Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

ОАО «Лидапищеконцентраты» с торговой маркой «ЛИДКОН» - современное высокотехнологичное предприятие по производству пищевых концентратов, где выпускается около 100 наименований готовой продукции. В широком перечне - супы и каши, кисели насыпные и брикетированые, приправы, пряности, желе, сухие завтраки и другая качественная продукция. По словам генерального директора Александра КИЖУКА, в силу разных причин руководство предприятия вынуждено повторно направлять усилия на активное вхождение в рынок. Конечно же, теперь уже с более высоким качеством продукции и значительно обновленным ассортиментом.

- Александр Евгеньевич, как изменились маркетинговая политика и приоритеты ОАО «Лидапищеконцентраты» в нынешних условиях?

- Мы направляем усилия на те же рыночные сегменты, где наша продукция присутствует не одно десятилетие. Дело в том, что за последние годы по некоторым видам продукции утрачены лидерские позиции на внутреннем рынке. Особенно это ощущается после создания Единого экономического пространства. Сейчас намного тяжелее конкурировать с производителями аналогичной российской продукции. Кроме того, на рынке приправ в Беларуси появилось еще четыре производителя. Таким образом, конкуренция с каждым годом становится все жестче. Это заставляет применять новые подходы в маркетинговой политике. Особая забота - о повышении качества продукции, способе ее продвижения на рынок, распространении и подаче рекламы.

В текущем году планируем установить новое оборудование на участке пищевых концентратов. Это позволит увеличить объем производства, повысить конкурентоспособность продукции, снизить издержки. Решили выпускать приправы в более крупной фасовке - 150 г, в упаковке типа дой-пак с зип-замком, повысив их потребительские свойства. В этом сегменте ведется полный ребрендинг, включая упаковку с абсолютно новым дизайном. В ближайшее время планируем вывести этот продукт на рынок как абсолютно новый, к тому же в совершенно иной ценовой нише - «премиум» класса.

Намерены также продолжить развитие такого направления, как быстрорастворимые чаи и кисели. Их рынок достаточно емкий, правда, несколько перегружен ассортиментом. Планируем модернизировать линию по производству сухих завтраков, что позволит выпускать наполнители разной формы - в виде «звездочек», «колечек», «букв» и т.д. Это также в значительной степени расширит линейку выпускаемой продукции. Кроме того, есть намерение приобрести франшизу на известный бренд у одной из российских компаний. В упаковку с кукурузными палочками предполагается вкладывать детскую игрушку. По задумке и заверению маркетологов, - это должно положительно повлиять на уровень продаж и, соответственно, на степень нашего присутствия в данном рыночном сегменте.Ведется также большая работа по оптимизации ассортимента выпускаемой продукции. В тех сегментах, где складывается небольшой объем продаж, от производства некоторых изделий будем отказываться. Ряд перспективных направлений в продажах, наоборот, собираемся развивать. Ведь уже успели убедиться, что с экономической точки зрения целесообразно выпускать то, что хорошо продается, а не гнаться за разнообразием, которое не всегда дает положительный результат.

Оптимизируем систему доставки товаров потребителям, заключили ряд новых договоров с логистическими компаниями, которые будут доставлять нашу продукцию во все регионы нашей страны. Ведь хранение запасов товара в логистических центрах позволяет практически мгновенно реагировать на уровень спроса, а экономия времени, как известно, - это дополнительные деньги. Анализ показал, что мы пока проигрываем конкурентам именно в логистической составляющей: если наш товар отсутствует на прилавке, то его место тут же занимает продукция других производителей.

- Вы отметили, что наметился некоторый перебор в ассортименте выпускаемой на предприятии продукции. К примеру, супов под маркой «Лидкон» производится несколько десятков наименований, в то время как ваши конкуренты ограничиваются 5-6…

- Действительно, слишком объемный перечень наименований выпускаемой продукции, а их около сотни, привел к тому, что ни один магазин не в состоянии принять на реализацию все, что у нас производится. Поэтому сейчас определи для себя топ-55 видов продукции, выпуск которой нам особенно выгоден. Уверен, что оптимизация поможет снизить затраты, так как в этом случае будет налажен выпуск изделий меньшего ассортимента, но более значительными по объему партиями. Рассчитываем, что это, во-первых, упростит потребительскую ориентацию, во-вторых, повысит эффективность использования средств из рекламного бюджета компании. К сожалению, вынужден констатировать, что в отличие от зарубежных конкурентов мы пока не можем позволить себе расходовать на рекламу необходимый объем средств. Поэтому стремимся с наибольшей эффективностью использовать то, чем располагаем. Что ни говори, а эффективная реклама по-прежнему остается главным двигателем торговли.С рядом торговых сетей заключили договоры на размещение своего торгового оборудования, где на фирменных полках будет выставлена только продукция с маркой «Лидкон». Это поможет ей не затеряться в общей массе аналогичных товаров. Постепенно расширяем также географию поставок. Анализ показал, что если в крупных торговых центрах они есть, то в магазинах шаговой доступности зачастую отсутствуют. Поэтому набираем в штат мерчендайзеров, а также торговых представителей, которые будут осуществлять системный контроль за выкладкой товаров.

- Вы на предприятии разрабатываете новые виды продукции или заказываете в специализированных компаниях?

- По-разному. Есть виды продукции, которые разработаны в нашей лаборатории и прошли соответствующую аккредитацию. Но рецептуру большей части товаров создают для нас специалисты научно-исследовательского института. Они составляют также технические условия, помогают с подбором оборудования под конкретную разработку. Что-то они предлагают нам по своей инициативе, какие-то работы проводим совместно. В данном направлении налажено плодотворное сотрудничество, поскольку без научной поддержки трудно выстоять в конкурентной борьбе.Выпуск нового продукта - от идеи до ее воплощения - занимает 3-6 месяцев. Все зависит от сложности рецептуры, необходимости создания технических условий или стандартов и ряда иных факторов. Обычно выпускаем опытную партию изделий, затем анализируем предполагаемые объемы спроса на них. Внимательно анализируем экономическую составляющую: прибыльность товара при его массовом производстве, требуемые расходы на рекламу и т.п.

- Как идет процесс сотрудничества с крупными торговыми сетями? Насколько быстро удается вернуть средства за отгруженную продукцию?

- Иногда возникает некоторый финансовый перекос из-за того, что поставщики сырья предоставляют рассрочку по платежам до 30 дней, а торговля берет продукцию с условием возврата средств через 50-60 дней. Естественно, это усугубляет вымывание оборотных средств. Сейчас условия продаж диктует не производитель, а торговля. Это касается скидок на продукцию, сроков ее поставки и оплаты, иных составляющих повседневной жизни.

 ОАО «Лидапищеконцентраты»  231300, г. Лида,

ул. Тавлая, 11    Тел.: (0154) 52-26-01   

e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.   www.lidkon.com

{jcomments on} 

Понимание экономических процессов невозможно без знания определений и сути используемых показателей. Между тем даже экономисты порой не помнят содержания применяемых величин. Поэтому редакция открывает рубрику «Ключевые показатели экономики: методы определения и статистика», которую будет вести доктор экономических наук, профессор А.С.Головачев.

Система национальных счетов (СНС) - система взаимоувязанных показателей, применяемая для понимания и анализа макроэкономических процессов.

Основным показателем СНС и экономики страны является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта.

ВВП может быть рассчитан тремя методами:

  1. производственным,
  2. по расходам (методом конечного использования),
  3. методом формирования ВВП по источникам доходов.

Алгоритм расчета ВВП производственным методом: ВВП равно выпуск товаров и услуг в целом по стране минус промежуточное потребление сырья, материалов и топлива в производстве, т. е. ВВП есть сумма валовых добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики, которая не включает материальные затраты.

ВВП, рассчитанный по расходам (методом конечного использования), представляет собой сумму расходов на конечное потребление товаров и услуг, валового накопления и чистого экспорта.Формирование ВВП по источникам доходов равно сумме первичных доходов, всех предприятий страны, государственных учреждений и некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства[1].

Валовой региональный продукт (ВРП) является обобщающим показателем экономической деятельности региона. Он рассчитывается производственным методом. ВРП на стадии производства исчисляется как сумма валовой добавленной стоимости всех видов экономической деятельности плюс чистые налоги на продукты (налоги на продукты за вычетом субсидий на продукты, по данным отчетов об исполнении местных бюджетов Республики Беларусь). ВРП рассчитывается в текущих (номинальный ВРП) и в постоянных ценах (реальный ВРП). Суммарный ВРП по всем регионам отличается от ВВП на сумму валовой добавленной стоимости нерыночных услуг, оказываемых государственными организациями обществу (услуги обороны, государственного управления); нерыночных услуг финансируемых из средств республиканского бюджета; налогов на продукты, поступающих в республиканский бюджет и субсидий, предоставляемых из этого бюджета.

Счет товаров и услуг характеризует общие ресурсы товаров и услуг по экономике в целом, а также направления их использования. В ресурсной части счета отражаются выпуск товаров и услуг, импорт товаров и услуг, налоги на продукты за вычетом субсидий. Использование включает промежуточное потребление, расходы на конечное потребление, валовое накопление основного капитала, изменение запасов материальных оборотных средств и экспорт товаров и услуг.

Счет производства отражает операции, относящиеся непосредственно к процессу производства, определяет валовую добавленную стоимость, равную разнице между выпуском и промежуточным потреблением.

Промежуточное потребление равно стоимости товаров и услуг, которые используются в процессе производства.

Валовая добавленная стоимость исчисляется на уровне отраслей как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением. Термин «валовая» указывает на то, что показатель включает потребленную в процессе производства стоимость основного капитала.

Чистые налоги на производство и на импорт включают налоги на продукты и другие налоги на производство. Термин «чистые» означает, что налоги показаны за вычетом субсидий.Налоги на продукты - это налоги, взимаемые пропорционально количеству или стоимости товаров и услуг, производимых, продаваемых или импортируемых резидентами.

К налогам на продукты относятся: налог на добавленную стоимость, акцизы, ввозные таможенные пошлины, таможенные сборы и др.

Субсидии - текущие некомпенсируемые выплаты из бюджета организациям при условии производства ими определенного вида товаров и услуг.

Другие налоги на производство – налоги, связанные с использованием факторов производства (земли, активов, рабочей силы), а также государственная пошлина за выдачу специального разрешения (лицензии) на осуществление отдельных видов деятельности или другие обязательные платежи, уплата которых необходима для осуществления деятельности резидента.

Оплата труда работников определяется суммой всех вознаграждений, выплачиваемых им за работу, выполненную в течение отчетного периода. Оплата труда работников учитывается на основе начисленных сумм, т.е. без вычета налогов и иных вычетов в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Валовая прибыль и валовой смешанный доход представляет собой часть валовой добавленной стоимости, которая остается у производителей после вычета расходов, связанных с оплатой труда работников и уплатой налогов на производство и на импорт.

Доходы от собственности включают доходы, получаемые институциональными единицами в связи с предоставлением в пользование финансовых активов, земли и других нефинансовых непроизведенных активов (недра, другие природные активы, патенты, лицензии).

Валовой национальный доход - сумма первичных доходов, полученных единицами-резидентами, с учетом сальдо первичных доходов, полученных от остального мира. Валовой национальный доход отличается от валового внутреннего продукта на величину первичных доходов, полученных от других стран, за вычетом первичных доходов, переданных другим странам.

Валовой располагаемый доход представляет собой доход, которым институциональные единицы-резиденты располагают для конечного потребления и сбережения. Он равен валовому национальному доходу минус доходы, переданные в качестве текущих трансфертов, плюс полученные текущие трансферты.

Валовое накопление основного капитала представляет собой вложение резидентами средств в объекты основного капитала для создания нового дохода в будущем путем использования их в производстве.

Чистый экспорт товаров и услуг рассчитывается как разница между экспортом и импортом товаров и услуг и включает в себя оборот белорусской торговли с зарубежными странами.ВВП оценивается в текущих рыночных ценах.

Рыночная цена - цена конечного покупателя, она включает торгово-транспортные наценки, налоги на продукты и не включает субсидии на продукты. Для устранения влияния различных ставок налогов и субсидий в различных отраслях экономики на структуру производства и образования доходов отраслевые показатели приводятся в оценке по основным ценам.

Основная цена - цена, получаемая производителем за единицу товара или услуги, исключая любые налоги на продукты и включая субсидии на продукты.

Индекс-дефлятор ВВП - отношение ВВП, исчисленного в текущих ценах, к объему ВВП, исчисленного в постоянных ценах. В отличие от индекса цен на товары и услуги дефлятор ВВП характеризует изменение оплаты труда, прибыли и потребленного основного капитала в результате изменения цен.

Статистическое расхождение между произведенным и использованным валовым внутренним продуктом показывает расхождение между значениями ВВП, рассчитанного различными методами: как суммы валовых добавленных стоимостей, создаваемых в экономике, и как суммы конечного потребления, валового накопления и чистого экспорта.



[1] Конкретное применение трех методов расчета ВВП в Республике Беларусь будет раскрыто в статистических таблицах нашей рубрики (см. «Директор» №2).

{jcomments on}