№3 (153) - Март

 

Тема номера: ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО ПРОЦЕССА

 
  • Ставка на развитие. Один из крупнейших банков Беларуси заявил о смене стиля и содержания работы

  • На иностранных инвесторов надежд все меньше. В Беларуси не выполняются даже значительно урезанные по сравнению с прошлогодними планы привлечения прямых иностранных инвестиций.

  • Денег нет и не будет. Нынешняя модель белорусской экономики обречена на хроническую нехватку средств для развития.

  • Рост цен под защитой государства. Почему реальный сектор экономики не почувствовал снижения цен на энергоносители.

  • Первое приобретение весны-2012: модная мужская сорочка. Почетное место на мировом подиуме заняли черные рубашки.

  • Бизнес - заразная болезнь. Начав заниматься бизнесом, женщина вдвое чаще подвергается риску сердечно-сосудистых заболеваний

Электронная версия журнала (для того, чтобы увеличить страницы, кликните по ним левой клавишей мыши)

Сергей ЖУКОВСКИЙ, бизнес-консультант

 

Для любого предпринимателя чуть ли не самым актуальным вопросом является увеличение продаж и возможность управления таким процессом. Для этого существуют специальные маркетинговые технологии и приемы.

Чтобы быстро увеличить продажи на 20-30%, можно, во-первых, резко увеличить число покупателей. Однако это не всегда возможно, поскольку привлечение новых клиентов связано со значительным ростом затрат, в том числе на рекламу.

Второй способ - увеличить сумму «среднего чека». Проще говоря, создать такие условия, чтобы покупатель потратил больше денег в магазине. В этом случае расходы останутся на том же уровне, а вот доходы могут существенно вырасти. Кроме того, в данной ситуации есть еще один бесспорный плюс: чем больше человек тратит денег в определенном магазине, тем выше его лояльность. Иными словами, появляется желание прийти сюда за покупками еще и еще раз.

Это достигается с помощью методов увеличения продаж up-sell и cross-sell, которые эффективно работают как в online так и offline-торговле.

Up-sell - увеличение, буквально «поднятие», суммы продажи. Это маркетинговый ход, мотивирующий покупателя к увеличению суммы покупки. Представим, что человек хочет купить утюг. Выбрав модель, он обращается к продавцу, который предлагает покупателю стоящую рядом модель с расширенным набором функций. Конечно, такой утюг немного дороже, но зато у него гораздо больше возможностей!

Подобным образом, хотя и с учетом специфики, можно строить работу online торговли. Например, посетитель интернет-магазина выбрал ноутбук с жестким диском 150 Gb. А на боковой панели сайта высвечивается такая же модель, но с хард-диском на 200 Gb. Причем разница в цене весьма несущественная. Покупатель в 90% случаев соблазнится более дорогим товаром, решив, что его преимущества того стоят!

Как это работает на практике? Вспомните манеру работы сотрудников сети McDonalds. Вы решили заказать стаканчик «Кока-колы». Кассир обязательно спросит: «Вам большую?» Согласно статистике лишь три посетителя из десяти в этом случае смогут не попасться на эту уловку и ответят отрицательно. Только представьте себе: 70% возьмут большую порцию, хотя им вполне хватило бы и маленькой!

Очень искусно используют технологию up-sell изготовители и продавцы продуктов и парфюмерной продукции. Упаковка, предназначенная для разных объемов продукции, поистине позволяет творить чудеса! Сметана, расфасованная по 250 и 500 г, пиво по 0,33 и 1 л, туалетная вода во флаконах по 50 и 100 мл. Если внимательно посчитать, то при двукратном увеличении объема, цена увеличивается в среднем лишь на 80%. А ведь покупатели тоже считают! Главное - помочь им в этих расчетах, подсказать.

Использование приема up-sell широко распространено и в сфере услуг. Вспомните знаменитые абонементы фитнес-клубов, программы обслуживания в автосервисах, да и отели, работающие по системе all inclusive! Увидев объявление с текстом: «Только сейчас стоимость годового обслуживания по цене 9 месяцев», покупатель сразу начинает считать и понимает, что это ему выгодно. Кстати сказать, не только ему…

Cross-sell - перекрестные продажи. Данный маркетинговый ход мотивирует покупателя приобрести дополнительные товары или услуги. Применительно к приведенным выше примерам это может быть гарантийное обслуживание для утюга или специальная вода для глажения. А для ноутбука - мышка или флэшка.

Искусно обращаются с перекрестными продажами магазины, торгующие бытовой техникой и электроникой. На ценнике обязательно будет написана стоимость технического обслуживания на один, два или три года. Даже беглый взгляд позволит уловить, что если стоимость трехлетнего обслуживания разделить на количество лет, получится куда более выгодный вариант, чем при оплате на год.

В таких магазинах с заботливым персоналом посетителя «укомплектуют» по полной. Так, приобретая телевизор, он будет осчастливлен уникальным спреем и «волшебными» салфетками по уходу за экраном, дисками с фильмами для детей и взрослых, дополнительным сетевым фильтром и батарейками для пульта, мини-холодильником, сервировочным столиком на колесиках и подносом для еды, ведь так удобно есть перед телевизором.

Здесь вспоминается анекдот. Приняли в магазин нового продавца. В конце дня подходит к нему менеджер и спрашивает: сколько посетителей довел до покупки? Продавец отвечает – одного. Возмущенный менеджер начинает кричать, топать ногами: «Да ты знаешь, сколько у других продавцов было сегодня покупателей, не меньше двадцати. А у тебя один! И на какую же сумму он купил товара?» «На три миллиона», - ответил продавец. Менеджер, мгновенно успокоившись, спрашивает: «А что же он купил?». Продавец отвечает: «Он хотел купить рыболовный крючок, я ему посоветовал набор. Оказалось, что удочка у него плохая, тут я помог ему выбрать полный рыболовный комплект. Узнав, где он собирается ловить рыбу, подсказал, что в этом месте с лодки клев будет лучше. Он купил резиновую лодку. А потом оказалось, что в его автомобиль она не помещается. Вот и пришлось ему приобрести внедорожник».

Когда начинают говорить о перекрестных продажах, я всегда вспоминаю этот анекдот, в котором идеально выстроена линия поведения продавца. В этом случае пусть будет всего один покупатель, но зато какой!

Хорошо работают в отношении перекрестных продаж и парфюмерные магазины. Идеальная форма и идеальное содержание - парфюмерные и косметические наборы. Особенно хорошо расходятся такие комплекты перед 23 февраля, 8 марта и Новым годом. Знаете, как их покупают? Посетителя в большинстве случаев даже не интересует, что находится в упаковке. Он просто ориентируется по цене, причем многие берут по два, три, пять наборов: всегда есть кому подарить…

Очень хорошо работает прием cross-sell и в интернет-магазинах, где нередко под описанием предлагаемого к продаже изделия добавляется фраза: «С этим товаром чаще всего покупают» и ниже «выставляется» целый список. И в большинстве случаев принцип cross-sell срабатывает!

Так что в действительности оба маркетинговых хода: up-sell и cross-sell не только просты в реализации, но и универсальны. Благодаря этому их можно использовать практически в любом бизнесе: и в торговле, и при оказании услуг.

Крупнейшие мировые производители и торговые сети уже давно зарабатывают с помощью up-sell и cross-sell миллионы. Небольшие магазинчики и фирмы по всему миру до 70% продаж делают благодаря этим чудо-методам.

Михаил ЦВЕТКОВМихаил ЦВЕТКОВ

В странах, где национальные стандарты бухгалтерского учета и отчетности преследуют главную, а иногда и единственную цель - точного расчета налогов, финансовая отчетность сильно искажена и не очень пригодна для управления бизнесом, для которого нужны иные, подчас весьма специфичные финансовые параметры.


В этих условиях многие предприятия идут на дополнительные расходы и готовят отчетность не только по национальным стандартам бухгалтерского учета, но и по своим собственным, разработанным с учетом специфики бизнеса. Если пользователем первой отчетности выступает государство, то вторая нужна учредителям и руководству предприятия. Соответственно, если первая регулируется национальными законами, то правила составления второй разрабатывают внутри компании.


За основу, как правило, берутся стандарты, успешно применяемые в большинстве стран мира. Наиболее часто это IFRS (Международные стандарты финансовой отчетности - МСФО), принятые в Европе, реже GAAP (Общепринятые принципы бухгалтерского учета), принятые в США. Следует отметить, что различия между этими стандартами незначительны, хотя некоторые практические ситуации прописаны в GAAP подробнее. Для того чтобы внедрить такую внутреннюю систему, сначала необходимо определиться с валютой учета.

Термины и определения

Рассматриваемый вопрос разъясняется в стандарте МСФО (IAS 21) «Влияние изменений обменных курсов валют».
Функциональная валюта - валюта, используемая в основной экономической среде, в которой предприятие осуществляет свою деятельность.


При определении своей функциональной валюты предприятию необходимо учитывать следующее:


•    какая валюта больше всего влияет на цены товаров и услуг (часто таковой является валюта, в которой установлены цены и осуществляются расчеты за продажу товаров и услуг его производства)?


•    какая валюта используется в стране, чьи условия конкуренции и нормативная база в основном определяют продажные цены на товары и услуги?


•    какая валюта в основном определяет затраты на оплату труда, материалы и прочие издержки, связанные с предоставлением товаров и услуг предприятия (часто таковой является валюта, в которой определены такие затраты и в которой производятся расчеты)?


Для подтверждения определения функциональной валюты предприятия также могут использоваться следующие факторы:


•    валюта средств, поступающих от деятельности по финансированию (например, от эмиссии долговых и долевых инструментов);


•    валюта, в которой хранятся денежные средства от операционной деятельности.


Если указанные выше показатели не позволяют сделать однозначный вывод, и выбор не очевиден, руководство предприятия на основании собственного суждения определяет функциональную валюту, которая наиболее правдиво отражает экономические последствия соответствующих операций, событий и обстоятельств.


Валюта представления отчетности - валюта, в которой представляется финансовая отчетность.
Курс закрытия - текущий обменный курс на конец отчетного периода.
Текущий обменный курс - обменный курс валют при немедленной поставке.
Курсовая разница - разница, возникающая при переводе определенного количества единиц в одной валюте в другую валюту с использованием разных обменных курсов валют.
Обменный курс валют - соотношение при обмене одной валюты на другую.
Справедливая стоимость - сумма, на которую можно обменять актив или произвести расчет по обязательству при совершении сделки между хорошо осведомленными, желающими совершить такую операцию независимыми сторонами.
Иностранная валюта - любая валюта, отличная от функциональной валюты предприятия.
Монетарные статьи - единицы валюты в наличии, а также активы и обязательства к получению или выплате, выраженные фиксированным или определяемым количеством валютных единиц. Существенной характеристикой монетарной статьи является право получить (или обязательство предоставить) фиксированное или определяемое количество валютных единиц.
.
Выбор функциональной валюты

Основной сложностью в странах с «мягкими» валютами является выбор функциональной валюты, на которой ведется учет операций, событий и обстоятельств, относящихся к предприятию. Очень часто затраты на оплату труда определяются в «твердых», а другие издержки - в национальных («мягких») валютах. Кроме того финансирование предприятия зачастую происходит в «твердых» валютах.


Два макроэкономических фактора, не зависящих от деятельности предприятия, могут сильно искажать отчетность: инфляция и девальвация. Например, такой важный показатель деятельности предприятия как «выручка» будет завышать на величину инфляции объем выполненных работ в случае ведения учета в национальной валюте. Если же он осуществляется в твердой валюте, возможная девальвация, не сопровождаемая инфляцией, наоборот, занизит реальные объемы работ по сравнению с прошлыми периодами.


МСФО не ставит в зависимость выбор функциональной валюты от инфляции, в отличие от принципов GAAP, рекомендующих использовать доллар США в качестве функциональной валюты в «дочках» американских компаний, работающих в странах с гиперинфляционной экономикой. МСФО в таких государствах обязывает применять специальный стандарт, очищающий отчетность от инфляционных искажений. Она должна представляться в единицах измерения, действующих на конец отчетного периода. Таким образом, в соответствии со стандартом необходимо пересчитать сравнительные данные (данные за прошлые периоды) с учетом индекса инфляции, а также немонетарные статьи баланса текущего периода. Кроме того, все суммы отчета о совокупной прибыли (или отчета о прибылях и убытках) должны быть пересчитаны с использованием изменения в общем ценовом индексе с дат, когда статьи доходов и расходов были первоначально признаны в финансовой отчетности.


В период инфляции предприятие, имеющее превышение монетарных активов над монетарными обязательствами, теряет покупательную способность, а предприятие, имеющее превышение монетарных обязательств над монетарными активами, увеличивает покупательную способность в той мере, в которой указанные активы и обязательства не привязаны к уровню цен. Такая прибыль или убыток по чистой монетарной позиции может быть выведена как разница, возникающая при пересчете немонетарных активов, капитала и статей в отчете о совокупной прибыли и корректировке индексируемых активов и обязательств.


В периоды низкой инфляции выбор национальной валюты в качестве функциональной более точно отражает операции, события и обстоятельства предприятия. Обязательства, взятые предприятием в твердых валютах, несут в себе дополнительные риски, которые проявляются в период девальвации «мягкой» валюты. Поэтому с точки зрения эффективного управления предприятием их нужно минимизировать.


В периоды высокой инфляции, когда раскручивается «инфляционно-девальвационная спираль», имеет смысл в качестве функциональной выбирать твердую валюту. Отсутствие необходимости пересчета отчетности в соответствии с МСФО (IAS 29) значительно снизит трудоемкость процесса, не допустив потери в качестве предоставляемой отчетности.


Выбор валюты предоставления отчетности

В соответствии с МСФО (IAS 21) предприятие может представлять свою финансовую отчетность в любой валюте. Если она отличается от функциональной валюты предприятия, оно переводит результаты своей работы и финансовые показатели в валюту представления (в случае отсутствия гиперинфляции), а именно:

 


•    активы и обязательства в каждом из представленных отчетов о финансовом положении (включая сравнительные данные) переводятся по курсу закрытия на дату составления данного отчета о финансовом положении;


•    доходы и расходы для каждого отчета о совокупной прибыли или отдельного отчета о прибылях и убытках (включая сравнительные данные) переводятся по обменным курсам валют на даты соответствующих операций;


•    все возникающие в результате перевода курсовые разницы зачисляются в состав прочей совокупной прибыли.


Эти курсовые разницы являются результатом, во-первых, перевода доходов и расходов по обменным курсам валют на даты операций и перевода активов и обязательств по курсу закрытия. Такие курсовые разницы возникают как в отношении статей доходов и затрат, признаваемых в отчете о прибыли и убытках, так и в отношении статей, которые признаются в составе капитала. Во-вторых, они возникают из-за перевода входящей суммы чистых активов по курсу закрытия, который отличается от предыдущего курса закрытия.


Эти курсовые разницы не признаются в отчете о прибыли и убытках, поскольку изменения обменных курсов валют оказывают лишь незначительное непосредственное влияние (или вообще никакого) на текущие и будущие потоки денежных средств от операционной деятельности.


Результаты работы и финансовые показатели предприятия, функциональная валюта которого подвержена гиперинфляции, переводятся в другую денежную единицу с использованием следующих процедур:


•    финансовая отчетность трансформируется в соответствии с МСФО (IAS 29) за исключением сравнительных данных;
•    все суммы (активы, обязательства, статьи капитала, доходы и расходы) переводятся по курсу закрытия на последнюю отчетную дату;
•    в качестве сравнительной информации используются данные, представленные за текущий год в соответствующей финансовой отчетности за прошлый год (т.е. без корректировки на последующие изменения уровня цен или обменных курсов валют).


Таким образом, перевод отчетности в твердую валюту без изменения функциональной позволяет избежать пересчета данных в случае гиперинфляции, но все равно потребуется пересчет немонетарных статей баланса, а также статей доходов и расходов.

Результаты выполнения Директивы №4 в 2011 г. неутешительны. По оценкам бизнес-сообщества, озвученным на XIII Ассамблее деловых кругов, выполнено лишь около 50% мероприятий, предусмотренных планом по реализации директивы. Правительство утверждает, что для этого есть определенные причины.


Либерализация не коснулась вопросов обращения и использования государственного имущества. До настоящего времени не приняты изменения в Указ №518, касающийся вопросов аренды.


Государство так и не создало условий для развития спонсорства в Беларуси. Хотя бизнес практически ежедневно получает такие предложения, усилий по совершенствованию законодательства в этой области со стороны заинтересованных органов не наблюдалось. То же касается международной технической помощи.


Предприниматели предлагали уменьшить уставный фонд совместных предприятий до 20 тыс. долл., но и здесь не нашли поддержки государства.


Пока не приняты изменения в Указ №510, касающийся вопросов контрольной деятельности. Проект соответствующего документа разработан, но так и не был согласован.


Не введен и мораторий на конфискацию имущества, не находящегося в собственности лица, совершившего административное правонарушение.


Как отмечали участники Ассамблеи, особенно острым остается вопрос невозможности привлечения наемных работников индивидуальными предпринимателями. Сегодня он уже стал политическим и должен решаться как можно быстрее, отметил сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор МАРГЕЛОВ.


Кроме того, бизнес-сообщество настаивает на амнистии капитала, а также лиц, отбывающих наказание за экономические преступления, санкции по которым не соответствуют общественной опасности деяний.


«Выпуск на свободу 2-3 тыс. толковых директоров и предпринимателей дал бы нашей стране ценный кадровый ресурс», - отметил председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир КАРЯГИН.


Председатель Белорусского союза предпринимателей Александр КАЛИНИН считает, что в ближайшее время государство должно сконцентрироваться на совершенствовании налоговой системы. Без этого невозможно будет, как планируется, войти в тридцатку стран с наиболее благоприятным бизнес-климатом.


У бизнеса есть программа действий по достижению этого результата. Его представители предлагают провести реформы по принципу 15-15-15, который предусматривает снижение налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и размера отчислений в Фонд социальной защиты населения до 15%. При этом, уверен Александр Калинин, бюджет не столкнется с уменьшением поступлений.


А. Калинин напомнил, что налоговая нагрузка в Беларуси составляет 62,8%. «С учетом снижения налога на прибыль этот показатель улучшится, но я не думаю, что мы достигнем уровня Российской Федерации (46,5%) и тем более Казахстана (28,6%). Кстати, средняя налоговая нагрузка по региону Европы и Центральной Азии - 40,5%, так что нам есть к чему стремиться», - сказал он.


Заместитель министра экономики Беларуси Антон КУДАСОВ, выступая на форуме, отметил, что формат, в котором бизнес критикует положения Директивы, ему знаком. Примерно так же проходят и заседания правительства.
«Наверное, это хорошо, потому что мы сливаемся в едином порыве, но все-таки так быть не должно. Бизнес гораздо динамичнее и гибче, чем власть», - заявил он.


Как пример конструктивной работы государства в создании равных условий деятельности для разных субъектов хозяйствования А.Кудасов назвал Указ Президента РБ №114 «О некоторых мерах по усилению государственного антимонопольного регулирования и контроля».


«Те внеплановые проверки, о которых идет речь, - это конкретные действия, которые должны будут предпринять Министерство экономики и местные органы власти для того, чтобы реагировать на вскрытые вами факты злоупотребления доминирующим положением или недобросовестной конкуренции», - сказал А.Кудасов.

 

Алесь СЕРЖАНОВИЧ

 

 

Белорусские цены - самые неснижаемые в мире! Такой лозунг прекрасно подходит к современным реалиям: меняющаяся мировая конъюнктура если и влияет на стоимость наших товаров, то только в том случае, когда на нее можно списать подорожание. Взять хотя бы такой индикатор как нефть. Как бы ни колебались цены на главной мировой торговой площадке - международной нефтяной бирже в Лондоне, эти «взлеты-падения» никак не воздействуют на ценники белорусских автозаправочных станций.


Не повлияла на них и договоренность с Россией, в результате которой в текущем году тонна нефти подешевела для переработчиков на 30 долл. Наоборот, цены на АЗС рванули вверх. Правда, нас пытаются убедить в том, что они еще недостаточно высоки - намного ниже, чем, скажем, в Европе. Действительно, во время недавней поездки в Германию убедился в том, что цена бензина Super (аналог нашего А-95) зашкаливает за 1,6 евро/л. У нас же она в переводе на европейскую валюту в 2,5 раза меньше. Однако средняя заработная плата в той же Германии, по данным пенсионного ведомства, составляет 2,5 тыс. евро в месяц, в то время как у нас - 2,88 млн. руб., или в пересчете на эту денежную единицу - чуть больше 270. Поэтому немец может купить на свою зарплату около 1,7 тыс. л топлива, а наш автомобилист - немногим более 460. Как говорится, почувствуйте разницу. Для того чтобы мы могли приобретать в месяц столько же горючего, сколько немцы, оно должно стоить 1,7 тыс. руб.!


Особенно интересная ситуация складывается у нас с дизельным топливом, которое стоит больше, чем 95-й бензин (цены на эти виды горючего составляют соответственно 6,6 и 6,45 тыс. руб.). Даже в большинстве стран Европы такого нет. Исключение составляют Кипр, Чехия, Эстония, Венгрия, Польша, Румыния и Великобритания. Убедиться в этом поможет приведенная ниже таблица.




Известно, что производство солярки дешевле любого бензина. В свое время, лет пять назад, в Европе повысили цену на дизтопливо, включив в нее специальный экологический налог, который идет исключительно на природоохранные цели. У нас же об этом ничего не слышно. И поэтому было бы вполне логично (и оправданно с точки зрения экономики) привести цены на бензин и дизтопливо в соответствие с понесенными производителями затратами (себестоимостью). Ведь получается, что на дешевом дизтопливе переработчики получают сверхприбыли! И поскольку они монополисты (какая может быть конкуренция между двумя заводами, которым ценовые параметры устанавливает концерн?!), потребитель вынужден участвовать в затеянных ими ценовых играх.

 


Неужели ведомству-монополисту непонятно, что монопольно высокие цены на дизельное топливо увеличивают затраты предприятий на транспортировку грузов, в т.ч. готовой продукции грузовым автотранспортом, который в основном является дизельным?


Есть к концерну «Белнефтехим» еще один вопрос: почему исчезло из продажи менее дорогое биотопливо с применением продукта переработки рапсового масла? Ведь года три назад с помпой было открыто производство в ОАО «Гродно Азот» биодизельного топлива, и сегодня на сайте предприятия можно узнать, что его годовой объем выпуска - 200 тыс. т. В какой-то мере его отсутствие в продаже объясняется неурожаем рапса в 2010-2011 гг., когда сбор его к рекордному 2009 г. составил соответственно 61 и 62%. Это в среднем по году - 377 тыс. т. Но в тех 200 тыс. т биодизельного топлива непосредственно рапсовая добавка - метиловый эфир жирных кислот - составляет лишь 5%, т.е. 10 тыс. т. Если учесть, что для производства 1 т этого сырья требуется 3 т маслосемян, нетрудно подсчитать, что для загрузки производства в Гродно их требуется всего 30 тыс. т.


Хочется также напомнить, что постановлением Совета Министров от 14.05.2007 г. №588 была принята Программа развития масложировой отрасли Республики Беларусь на 2007-2010 гг., которой предусматривалось в 2010 г. получить 1 млн. т рапса, из которых на технические нужды направить около 125 тыс. т. Можно констатировать, что программа полностью провалена!
Но позволю себе предположить, что компонент биотоплива - метиловый эфир жирных кислот - все же продолжают выпускать. И вполне возможно, что его негласно «подливают» в обычную солярку, продаваемую на АЗС. Судить об этом могу, поскольку пару лет назад заправлял машину биодизелем и обратил внимание на специфический запах выхлопа. И сегодня этот «аромат» нередко вылетает из выхлопной трубы.


Возможно, дело здесь вовсе не в неурожае, а в цене, по которой продавался биодизель, поскольку первоначально на это горючее был установлен акциз, который в 7 с лишним раз был ниже налога, применяемого по отношению к обычной солярке? И согласно некоторым данным были заявления представителей органов государственной власти о том, что по этой причине казна недополучила 1 трлн. руб.


Так или иначе, о биодизельном топливе сегодня говорить не принято. А зря! Хочется напомнить слова изобретателя двигателя Рудольфа Дизеля, сказанные им ровно 100 лет назад: «Использование растительного масла в качестве топлива сегодня может показаться малозначимым, однако со временем оно будет так же важно, как нефть или угольные продукты».
Еще больше вопросов возникает у потребителей по природному газу. Еще в конце прошлого года было торжественно заявлено об огромном успехе во взаимоотношениях Беларуси и России, который выразился в том, что цену на «голубое топливо» удалось значительно снизить. Если в 2011 г. она в среднем составили 270 долл. за 1 тыс. куб. м. то в текущем году - 165,6. Как видно, удешевление весьма серьезное: более 100 долл. на каждой тысяче «кубиков», или около 40%.


Казалось бы, эту цены надо «транслировать» по цепочке - до конечных потребителей. Но кончается первый квартал года, а предприятия продолжают платить по прошлогодним тарифам. Например, в феврале предприятиям газоснабжающие организации выставили счет исходя из стоимости 336,2 долл. за 1 тыс. куб. м. Точно такой она была в ноябре и всего на 80 центов больше - в сентябре прошлого года.


Руководствуясь логикой, мы направили в Министерство экономики, которое утверждает цены на природный газ, вопросы, касающиеся перспективы снижения стоимости. В частности, мы интересовались следующим:


•    планируется ли адекватно уменьшению цены на природный газ снизить тарифы на этот энергоноситель для субъектов хозяйствования?


•    в одинаковой ли мере будет осуществлено данное снижение для разных групп предприятий или планируется установить разные тарифы: одни, скажем, для энергетики, другие для промышленных государственных предприятий, третьи - для частных?


•    планируется ли снизить также тарифы на электрическую и тепловую энергию?


Министерство подготовило ответ, за который редакция благодарна этому ведомству. Приведем его полностью и без комментариев, думаем, читатели сами смогут сделать необходимые выводы:


«Снижение цен на импортируемый природный газ позволило уменьшить цены на внутренний рынок для крупных потребителей. Так, для организаций, у которых годовой объем потребления природного газа превышает 500 млн. куб. м, цена установлена на уровне, эквивалентном 245 долл./1000 куб. м, в том числе для организаций, производящих азотные удобрения, - 218,24 долл./1000 куб. м.


Действующие тарифы на энергию в 2012 г. обеспечивают рентабельность энергоснабжающих организаций на уровне около 0,1%. Кроме того, у энергоснабжающих организаций ГПО «Белэнерго» имеется дефицит средств на инвестиционную программу в сумме порядка 3 трлн. руб. Источников для покрытия этого дефицита не имеется.


Необходимо отметить, что во втором полугодии 2011 г. цена природного газа для предприятий реального сектора не обеспечивала даже затрат на покупку импортируемого газа. Для обеспечения бесперебойной поставки природного газа в республику была достигнута договоренность с ОАО «Газпром» о переносе срока оплаты за потребленный природный газ в 2011 г. на 2012 г. Таким образом, в цене на природный газ для реального сектора экономики в 2012 г. предусмотрены суммы долга за 2011 г. Кроме того, возросла нагрузка на реальный сектор экономики из-за увеличения перекрестного субсидирования по населению, так как из-за девальвационных процессов 2011 г. существенно возросла себестоимость энергии и газа, а тарифы для населения практически не изменились.


Таким образом, в настоящее время в Республики Беларусь не рассматривается вопрос о снижении цен (тарифов) на природный газ, электрическую и тепловую энергию для реального сектора экономики, так как это приведет к появлению выпадающего дохода у газо- и энергоснабжающих организаций».


Так что никакого снижения цен, как всегда, не будет!

 

Владимир СВЕРКУНОВ

Дмитрий ФЕДЧЕНКО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитрий ФЕДЧЕНКО, экономист Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве

 

С 1 января в республике действует новый порядок определения стоимости строительства. О его особенностях рассказывает экономист Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве Дмитрий ФЕДЧЕНКО.


- Дмитрий Григорьевич, старый порядок ценообразования критиковали за то, что рассчитанная в соответствии с ним цена оказывалась некой абстрактной величиной, лишь очень отдаленно отражающей реальную стоимость объекта. Новый порядок избавлен от этого недостатка?


- Как известно, ранее действовавшие ресурсно-сметные нормы учитывали нормативный расход материальных и трудовых ресурсов и эксплуатации строительных машин и механизмов. При этом стоимостные показатели их расхода были усреднены и не подлежали, за редким исключением, корректировке.


Нынешний порядок также основывается на нормативных расходах трудовых и материальных ресурсов. Другой вариант определения стоимости строительства в наших экономических условиях, в общем-то, и невозможен. Новизна же подхода состоит в том, что, во-первых, стоимостные показатели учитываются в ценах на дату разработки сметной документации; во-вторых, изменение стоимости строительства объекта с даты начала разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства будет определяться через прогнозные индексы цен в строительстве. Напомню, что на 2012-2014 гг. эти индексы утверждены постановлением Минэкономики от 26.01.2012 г. №10; наконец, в-третьих, цена «завязана» на нормативную продолжительность строительства, определяемую в проектной документации.


Таким образом, появится возможность более объективно формировать учетную стоимость объекта в бухгалтерских документах и принимать его к учету в качестве основных средств.

Позитивное влияние новая система окажет и на экспорт строительных услуг. Объективные цены позволят шире регулировать взаимоотношения участников на основе типовых контрактов Международной федерации инженеров-консультантов (ФИДИК).


И, конечно, станет гораздо меньше поводов для споров и конфликтов между строителями и заказчиками.
Новые правила ценообразования установлены Указом главы государства от 11.08.2011 г. №361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства и внесения изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь», а также рядом нормативных правовых актов, принятых в его развитие.


   - Одна из важнейших составляющих сметной стоимости строительства - заработная плата. Как меняется порядок ее определения?


Согласно нормативным актам заработная плата определяется исходя из нормативных затрат труда рабочих по видам выполняемых работ в человеко-часах, учтенных в нормативах. В свою очередь стоимость одного человеко-часа рассчитывается на основе данных Национального статистического комитета о номинальной начисленной среднемесячной заработной плате по строительству на первое число месяца, предшествующего дате разработки сметы, в среднем по республике (за исключением г. Минска) и нормативного рабочего времени 170 ч в месяц. Для строительства в столице берется сложившийся здесь среднемесячный уровень заработной платы.


В связи с тем, что Национальный статкомитет учитывает все выплаты и различные доплаты, сложившиеся в строительных организациях, значительно упрощается порядок ее отражения в актах сдачи-приемки выполненных работ.


- Хотелось бы уточнить также, что изменилось в порядке определения стоимости материальных ресурсов?
Поскольку на долю материальных ресурсов приходится 50-65% сметной стоимости строительства, ее объективность, конечно, исключительно важна.


Цены строительных материалов, изделий и конструкций теперь определяются на основании текущих цен с учетом данных мониторинга. И чем большее их количество удастся охватить мониторингом, тем более достоверным окажется стоимость строительства. Текущие цены на материальные ресурсы будут рассчитываться ежемесячно в зависимости от их назначения по регионам или в среднем по республике.


Транспортные затраты, включая заготовительно-складские расходы, по доставке материалов от предприятий-изготовителей и (или) поставщиков до приобъектного склада объекта строительства определяются по трем зонам строительства (городское, в сельской местности и в г. Минске) в процентной норме от стоимости строительных материалов.


- А что можно сказать по поводу исчисления общепроизводственных и общехозяйственных расходов и прибыли?


- Прежде всего отметим, что изменилось само название таких расходов. Ранее использовались термины «накладные расходы» и «плановые накопления».


Интересующие нас правила содержатся в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минстройархитектуры от 23.12.2011 г. №59, приложение Д. Пересказывать их нет смысла, но вот что хотелось бы подчеркнуть. Согласно Положению о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, общереспубликанские и ведомственные (разработанные соответствующими республиканскими органами государственного управления) нормативы расхода ресурсов является обязательными при составлении сметной документации и определении сметной стоимости строительства следующих объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств:

- республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов,
- внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства;
кредитов банков под гарантии правительства и областных, Минского городского исполнительных комитетов.
Упомянутые нормативы обязательны также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).


- На какие еще новации в сфере ценообразования следует обратить особое внимание?


- На мой взгляд, таких особенностей несколько. Согласно новой Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении изменился размер норматива средств на непредвиденные работы и затраты. В гл.10 «Средства заказчика, застройщика» отдельной строкой теперь включаются средства на проектные и изыскательские работы и средства на проведение экспертизы.


Кроме того, в данной Инструкции не учтены (ранее они учитывались) затраты на премирование за ввод в действие в срок объектов строительства.

Вопросы возможности премирования за ввод в действие в установленный срок объектов строительства теперь должны решаться в каждом конкретном случае договором подряда, что и предусмотрено п.12 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда (в редакции постановления Совета Министров от 30.06.2011 г. №875).

Будет ли эффективным новый порядок ценообразования в строительстве, покажет время. Очень многое зависит от стабильности в экономике, реальных прогнозных индексов цен в строительстве, ряда других факторов, определяющих сметную стоимость строительства объектов. Но главное, конечно, - экономическая стабильность, низкий уровень инфляции, позволяющий до минимума сократить разрыв между «расчетной» и «реальной» ценами строительства.

Справка журнала «Директор»


Основные нормативно-правовые акты по ценообразованию в строительстве
Постановление СМ РБ от 18.11.2011 г. №1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 г. №361». Документом утверждены:

- Положение о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении;
- Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе работ по строительству).

Документы Министерства архитектуры и строительства РБ
   Постановление от 18.11.2011 г. №51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов». Документом утверждены:

  •  Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении;
  •  Инструкция о порядке определения сметной стоимости пусконаладочных работ и составления сметной документации на основе нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении.

Постановление от 23.12.2011 г. №59, которым утверждены «Методические рекомендации о порядке разработки и утверждении норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации».


Приказ от 23.12.2011 г. №450 «Об утверждении нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и Методических указаний по их применению». Данным приказом утверждены 129 сборников нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы, монтаж оборудования, ремонт объектов, реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям, на пусконаладочные работы.


Приказ от 29.12.2011 г. №457, которым утверждены «Методические указания о порядке расчета текущих цен на ресурсы, используемые для определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении».