В годовщину начала валютно-финансового кризиса редакция поинтересовалась особенностями взаимоотношений предприятий различных отраслей с банками, обратившись к руководителям предприятий. Как субъекты бизнеса оценивают условия предоставления им заемных средств? Чувствуют ли они господдержку в области кредитования? На какие цели расходуются заемные средства? Вот что они ответили.

Андрей СОБОРОВ, генеральный директор ЧУП «ТелеМикс» (производство и внедрение цифровой аппаратуры связи):

- С организационной точки зрения сегодня взять рублевые банковские кредиты не представляет собой проблемы, однако экономически они неподъемны для большинства предприятий. Несмотря на укрепление белорусского рубля, и валютный кредит может отрицательно сказаться на судьбе предприятия в случае очередной девальвации. Наше предприятие - экспортер, но, к сожалению, доля экспорта в структуре сбыта нашей продукции не столь велика, чтобы иметь валютную выручку, достаточную для погашения валютных кредитов.

Процентная ставка за пользование рублевыми кредитами очень высока, но реально отражает тот уровень инфляции, который сложился в стране за последний год. Высокий процент по кредиту в конечном счете ведет к удорожанию стоимости работ и услуг.

Тимофей МАРЦЫНКЕВИЧ, финансовый директор холдинга «Атлант-М» (автомобильный бизнес):

- Помимо кредитования мы пользуемся такими банковскими услугами, как размещение временно свободных средств на депозит, валютные платежи, гарантии, зарплатные проекты. Активно прибегая к банковскому кредитованию, мы в этой области сотрудничаем и с несколькими банками. Основные продукты, которые мы используем, это, во-первых, инвестиционные кредиты на срок до 5 лет, направляемые на расширение бизнеса - в нашем случае, на строительство новых автоцентров; во-вторых, оборотное кредитование (на срок от 3 до 12 мес.), которое позволяет нам в оперативном режиме регулировать краткосрочные вопросы ликвидности компании; в-третьих – банковские гарантии (3-6 мес.) как наиболее дешевый сегодня способ финансировать отсрочку по платежам поставщиков.

Оценивая услуги белорусских банков, хотелось бы пожелать им проявлять большую ориентированность на клиентов и гибкости. Кроме того, банкам пора расширять линейки предлагаемых бизнесу продуктов как по стандартному расчетно-кассовому обслуживанию, так и по кредитованию.

Олег БЕРДУЛА, генеральный директор ОАО «Лидахлебопродукт»:

- Цель около 70% взятых нами кредитных обязательств - пополнение оборотных средств. Условия кредитования если не ужасают, то приводят в глубокое уныние. Кредит по ставке свыше 40% - это кабала для предприятия, когда существовать какое-то время еще можно, но развивать инвестиционные проекты совершенно нельзя. Что касается валютных кредитов, они во-первых, не всегда доступны, а, во-вторых, их целесообразность тяжело прогнозировать в долгосрочной перспективе. Чаще всего банки предлагают валютные кредиты тогда, когда знают, что будет очередной взлет курса.

Что касается господдержки, отмечу Указ Президента РБ от 14.06.2010 г. №301, в соответствии с которым банкам была компенсирована часть процентов за пользование кредитами, выданными в том числе и нашему предприятию, на закупку продукции растениеводства. Это была благоприятная для нас практика, позволившая сделать необходимые инвестиции в оборудование и технологии. Но в прошлом году возможность участвовать в аналогичных программах у нас практически не было. Сейчас мы реализуем очень большой проект по строительству макаронной фабрики. В данном случае на нас распространяется государственная программа, часть средств нам обещают из инновационных фондов, другие суммы планируем привлечь за счет льготных кредитов, но, видимо, придется брать и «тяжелые», дорогостоящие кредиты.

Евгений КОЧЕРГИН, заместитель генерального директора по экономике и финансам группы компаний «Белинтертранс» (международные перевозки, логистика и экспедиция):

- Основная цель нашего кредитования - приобретение основных и пополнение оборотных средств. В настоящий момент мы реализуем ряд крупных проектов, один из которых - программа по обновлению парка эксплуатируемой техники. Мы приобретаем импортные грузовики Volvo и полуприцепы к ним. Разовые суммы финансирования составляют около 1 млн. евро за каждую партию техники. Достаточно крупные объемы финансирования и положительная кредитная история делают нас интересным клиентом для белорусских и зарубежных кредитно-финансовых организаций. Мы активно работаем с иностранными лизинговыми компаниями, а также используем возможность получения кредитных средств через белорусские банки, которые привлекают деньги иностранного банка, и с учетом собственной маржи, скажем, 1,5-2%, предоставляют нам финансирование под 8-10%. Не исключаем также варианты получения валютного кредита в белорусском банке, но при ставке 12-13% он менее интересен, тем более, если средства нужны под инвестиционный проект.

Не секрет, что белорусские кредиты сегодня достаточно дороги для предпринимателя. А если говорить о займах в рублях, то 45-50% - это очень дорого и неподъемно. Представляете, какая должна быть рентабельность у белорусского предприятия, ориентированного на внутреннего потребителя? Поэтому наше желание работать с более дешевым финансированием вполне объяснимо.

Еще один негативный момент связан с залоговым обеспечением кредита. Если рассматривать кредитование в белорусских рублях, то стандартная формула расчета залога будет следующая: к сумме кредита добавляется сумма годовых процентов, все это умножается на коэффициент риска невозврата кредита в размере 1,15-1,5%. Получается, чтобы взять кредит в 1 млрд. руб., необходимо предоставить залог в размере 2 млрд. Для вновь создаваемых, а также существующих малых и средних предприятий достаточно сложно будет активно развиваться, предоставляя залоги в таком размере.

Виктор МАРГЕЛОВ, директор ТЧУП «Тридакта» и ряда других предприятий торговли и общепита, председатель Республиканской конфедерации предпринимательства, 1-й вице-председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей:

- Процентные ставки по кредитам сегодня заоблачные. По одному из них наши предприятия платят проценты в размере ставки рефинансирования плюс 12%, по другому «добавка» вдвое меньше -6%. Однако в итоге все равно получается очень много - до 60%. Спасибо банкам хотя бы за то, что они не нарушали условий договоров, чего не скажешь о «Беларусбанке» образца 2009 г. Тогда в один прекрасный день он просто перестал нас кредитовать по причине «отсутствия средств» на эти цели. Это было очень больно, мы перебрасывали деньги одних наших предприятий в помощь другим, такой подход нас чуть не убил. Не хотелось, чтобы подобный «маневр» когда-нибудь повторился.

Я знаю, что у некоторых предприятий ставки по кредитам доходили до 100%. Причем не в тот момент, когда белорусский рубль падал, а сейчас, когда инфляция составляет 3-5% в месяц. До тех пор, пока деловое сообщество не примет мер по решению этих вопросов, шальные проценты по кредитам и другие невыгодные условия со стороны банков будут сохраняться.

В цивилизованном мире, особенно во Франции, большую роль в развитии частного сектора сыграли кооперативные банки, работающие на интересы вкладчиков и пайщиков. В Беларуси такой кредитующей организации нет. Мы предпринимали попытки ее создать, но они пока не увенчались успехом, потому что нужен достаточно большой стартовый капитал. Трудности связаны и с налогообложением.

В Беларуси нужно развивать и другие, в том числе небанковские формы кредитования. Ведь в нашей стране пока нет того уровня конкуренции за клиентов между банками, который бы позволил им снижать ставки. Возможно, элементы такой конкуренции отчетливее наблюдаются в регионах, а не в столице, где, к сожалению, остались абсолютно монопольное предоставление банковских услуг.

Александр ЯЦКЕВИЧ, директор ЗАО «Инвестиционная компания ДжиЭрБи» (услуги и консалтинг на рынке ценных бумаг):

- Сейчас ставка кредитования в рублях выросла до неприличных размеров, 40-50% можно считать самоубийством для любого бизнеса. Мне неизвестно, чем нужно заниматься у нас в стране, чтобы спокойно отдавать кредиты с такой высокой стоимостью.

Реальный выход для тех, кто планирует свое долгосрочное присутствие на рынке и постоянно нуждается в заемных ресурсах - выпускать корпоративные облигации и другие собственные ценные бумаги, создавая тем самым свою публичную кредитную историю и «отвязываясь» от банковской системы кредитования. Второй этап на этом пути - выход на внешние рынки, выпуск ценных бумаг на рынке нерезидентов. Подобные механизмы использовались в Прибалтике. В условиях Единого экономического пространства российский рынок становится для нас все более открытым, госорганы выстроили мостик между нашими системами учета прав на ценные бумаги (депозитарными системами). Странно, что массового интереса к таким возможностям пока нет.