Дмитрий ФЕДЧЕНКО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дмитрий ФЕДЧЕНКО, экономист Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве

 

С 1 января в республике действует новый порядок определения стоимости строительства. О его особенностях рассказывает экономист Республиканского научно-технического центра по ценообразованию в строительстве Дмитрий ФЕДЧЕНКО.


- Дмитрий Григорьевич, старый порядок ценообразования критиковали за то, что рассчитанная в соответствии с ним цена оказывалась некой абстрактной величиной, лишь очень отдаленно отражающей реальную стоимость объекта. Новый порядок избавлен от этого недостатка?


- Как известно, ранее действовавшие ресурсно-сметные нормы учитывали нормативный расход материальных и трудовых ресурсов и эксплуатации строительных машин и механизмов. При этом стоимостные показатели их расхода были усреднены и не подлежали, за редким исключением, корректировке.


Нынешний порядок также основывается на нормативных расходах трудовых и материальных ресурсов. Другой вариант определения стоимости строительства в наших экономических условиях, в общем-то, и невозможен. Новизна же подхода состоит в том, что, во-первых, стоимостные показатели учитываются в ценах на дату разработки сметной документации; во-вторых, изменение стоимости строительства объекта с даты начала разработки сметной документации до завершения нормативного срока строительства будет определяться через прогнозные индексы цен в строительстве. Напомню, что на 2012-2014 гг. эти индексы утверждены постановлением Минэкономики от 26.01.2012 г. №10; наконец, в-третьих, цена «завязана» на нормативную продолжительность строительства, определяемую в проектной документации.


Таким образом, появится возможность более объективно формировать учетную стоимость объекта в бухгалтерских документах и принимать его к учету в качестве основных средств.

Позитивное влияние новая система окажет и на экспорт строительных услуг. Объективные цены позволят шире регулировать взаимоотношения участников на основе типовых контрактов Международной федерации инженеров-консультантов (ФИДИК).


И, конечно, станет гораздо меньше поводов для споров и конфликтов между строителями и заказчиками.
Новые правила ценообразования установлены Указом главы государства от 11.08.2011 г. №361 «О совершенствовании порядка определения стоимости строительства и внесения изменений в некоторые указы Президента Республики Беларусь», а также рядом нормативных правовых актов, принятых в его развитие.


   - Одна из важнейших составляющих сметной стоимости строительства - заработная плата. Как меняется порядок ее определения?


Согласно нормативным актам заработная плата определяется исходя из нормативных затрат труда рабочих по видам выполняемых работ в человеко-часах, учтенных в нормативах. В свою очередь стоимость одного человеко-часа рассчитывается на основе данных Национального статистического комитета о номинальной начисленной среднемесячной заработной плате по строительству на первое число месяца, предшествующего дате разработки сметы, в среднем по республике (за исключением г. Минска) и нормативного рабочего времени 170 ч в месяц. Для строительства в столице берется сложившийся здесь среднемесячный уровень заработной платы.


В связи с тем, что Национальный статкомитет учитывает все выплаты и различные доплаты, сложившиеся в строительных организациях, значительно упрощается порядок ее отражения в актах сдачи-приемки выполненных работ.


- Хотелось бы уточнить также, что изменилось в порядке определения стоимости материальных ресурсов?
Поскольку на долю материальных ресурсов приходится 50-65% сметной стоимости строительства, ее объективность, конечно, исключительно важна.


Цены строительных материалов, изделий и конструкций теперь определяются на основании текущих цен с учетом данных мониторинга. И чем большее их количество удастся охватить мониторингом, тем более достоверным окажется стоимость строительства. Текущие цены на материальные ресурсы будут рассчитываться ежемесячно в зависимости от их назначения по регионам или в среднем по республике.


Транспортные затраты, включая заготовительно-складские расходы, по доставке материалов от предприятий-изготовителей и (или) поставщиков до приобъектного склада объекта строительства определяются по трем зонам строительства (городское, в сельской местности и в г. Минске) в процентной норме от стоимости строительных материалов.


- А что можно сказать по поводу исчисления общепроизводственных и общехозяйственных расходов и прибыли?


- Прежде всего отметим, что изменилось само название таких расходов. Ранее использовались термины «накладные расходы» и «плановые накопления».


Интересующие нас правила содержатся в Методических рекомендациях, утвержденных приказом Минстройархитектуры от 23.12.2011 г. №59, приложение Д. Пересказывать их нет смысла, но вот что хотелось бы подчеркнуть. Согласно Положению о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении, общереспубликанские и ведомственные (разработанные соответствующими республиканскими органами государственного управления) нормативы расхода ресурсов является обязательными при составлении сметной документации и определении сметной стоимости строительства следующих объектов, финансируемых полностью или частично за счет средств:

- республиканского и (или) местных бюджетов, в том числе государственных целевых бюджетных фондов, а также государственных внебюджетных фондов,
- внешних государственных займов и внешних займов, привлеченных под гарантии Правительства;
кредитов банков под гарантии правительства и областных, Минского городского исполнительных комитетов.
Упомянутые нормативы обязательны также при строительстве жилых домов (за исключением финансируемых с использованием средств иностранных инвесторов).


- На какие еще новации в сфере ценообразования следует обратить особое внимание?


- На мой взгляд, таких особенностей несколько. Согласно новой Инструкции по определению сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении изменился размер норматива средств на непредвиденные работы и затраты. В гл.10 «Средства заказчика, застройщика» отдельной строкой теперь включаются средства на проектные и изыскательские работы и средства на проведение экспертизы.


Кроме того, в данной Инструкции не учтены (ранее они учитывались) затраты на премирование за ввод в действие в срок объектов строительства.

Вопросы возможности премирования за ввод в действие в установленный срок объектов строительства теперь должны решаться в каждом конкретном случае договором подряда, что и предусмотрено п.12 Правил заключения и исполнения договоров строительного подряда (в редакции постановления Совета Министров от 30.06.2011 г. №875).

Будет ли эффективным новый порядок ценообразования в строительстве, покажет время. Очень многое зависит от стабильности в экономике, реальных прогнозных индексов цен в строительстве, ряда других факторов, определяющих сметную стоимость строительства объектов. Но главное, конечно, - экономическая стабильность, низкий уровень инфляции, позволяющий до минимума сократить разрыв между «расчетной» и «реальной» ценами строительства.

Справка журнала «Директор»


Основные нормативно-правовые акты по ценообразованию в строительстве
Постановление СМ РБ от 18.11.2011 г. №1553 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 11.08.2011 г. №361». Документом утверждены:

- Положение о порядке утверждения нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении;
- Положение о порядке формирования неизменной договорной (контрактной) цены на строительство объектов (в том числе работ по строительству).

Документы Министерства архитектуры и строительства РБ
   Постановление от 18.11.2011 г. №51 «О некоторых вопросах по определению сметной стоимости строительства объектов». Документом утверждены:

  •  Инструкция о порядке определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении;
  •  Инструкция о порядке определения сметной стоимости пусконаладочных работ и составления сметной документации на основе нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении.

Постановление от 23.12.2011 г. №59, которым утверждены «Методические рекомендации о порядке разработки и утверждении норм общехозяйственных и общепроизводственных расходов и плановой прибыли, применяемых при определении сметной стоимости строительства и составлении сметной документации».


Приказ от 23.12.2011 г. №450 «Об утверждении нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении и Методических указаний по их применению». Данным приказом утверждены 129 сборников нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении на строительные конструкции и работы, монтаж оборудования, ремонт объектов, реставрационно-восстановительные работы по материальным историко-культурным ценностям, на пусконаладочные работы.


Приказ от 29.12.2011 г. №457, которым утверждены «Методические указания о порядке расчета текущих цен на ресурсы, используемые для определения сметной стоимости строительства и составления сметной документации на основании нормативов расхода ресурсов в натуральном выражении».