Алла Недосекина, заместитель директора по логистике ООО Современные логистические центры, по мнению заместителя директора по логистике ООО «Двадцать четыре» Аллы НЕДОСЕКИНОЙ, должны стать надежным связующим звеном между отечественными производителями и потребителями товаров.


- Алла Петровна, Беларусь - страна, географическое расположение которой обязывает развивать широкий спектр логистических услуг. Какую рыночную нишу в этой сфере выбрала для себя ваша компания?
- Логистику в нашей стране можно условно разделить на две части: внешнюю и внутреннюю. Наша компания занимается внутренней логистикой. В созданном оптово-логистическом комплексе мы предлагаем своим клиентам полную обработку поступающих грузов и ответственное хранения товаров на современном складе класса «А». Это включает в себя прием, отбор по заявкам, комплектование заказов, фасовку, стикеровку, маркировку контрольными знаками, упаковку товара.
Все эти операции происходят с использованием автоматизированной системы управления складом WMS, которая в настоящее время является неотъемлемой частью любого современного складского комплекса. Она позволяет значительно сократить время на обработку заказов, исключить влияние «человеческого фактора». Поставку товара осуществляем по всей территории Республики Беларусь более чем в 100 магазинов - 24 ч в сутки, 7 дней в неделю.
- По советской традиции у нас каждое предприятие стремилось создать замкнутый цикл производства, хотя понятно, что доверив выполнение части услуг профессионалам, прежде всего в сфере логистики, можно значительно снизить издержки. Изменился ли в этом плане менталитет руководителей белорусских предприятий?
- На рынке все сложнее удержаться только за счет развития производства и маркетинга. Эффективная логистика позволяет повышать рентабельность компании за счет снижения производственных издержек, себестоимости выпускаемой продукции. Как показывает опыт зарубежных компаний, сокращение логистических расходов на 1% эквивалентно 10%-ному увеличению продаж.
Для руководителей большинства отечественных компаний вроде бы и очевидно преимущество от использования комплексной логистики, но, привыкнув работать «по старинке», они не спешат оптимизировать свои бизнес-процессы - передавать не свойственные им операции профессионалам. Нужно проводить «мастер-классы» для директоров, учить их правильно считать деньги. Большинство руководителей «старой волны» пока не готовы передать часть производственных функций на аутсорсинг, хотя для торговых и производственных предприятий логистика не является основной специализацией. Подобная стереотипность мышления, возможно, связна с тем, что до недавнего времени в Беларуси не было компаний, которые в сфере логистики могли бы предоставить весь комплекс услуг. Сейчас ситуация меняется, на рынок выходит все большее число логистических провайдеров.

 


К примеру, наше предприятие является первым логистическим комплексом, заявившим о себе как 3PL-оператор. Технология 3PL выходит за рамки простой транспортировки товара, подразумевает предоставление комплекса логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров. В функции 3PL-провайдера входят организация и управление перевозками, учет и распределение товарных запасов, подготовка документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю. Это предприятие, не зависящее от покупателей и продавцов, но берущее на себя часть их функций.
Аутсорсинг логистических услуг, выполненных на высоком профессиональном уровне, позволяет клиентам сосредоточиться на основных видах деятельности, вкладывать средства не в транспортную инфраструктуру, а в производственные сегменты, определяющие конкурентоспособность предприятия на рынке.
- Как выстраиваются ваши взаимоотношения с клиентами?
- Высокопрофессиональный подход в данной сфере предполагает взаимное тесное сотрудничество с партнерами, поскольку нашей компании необходимо стать неразрывной частью бизнеса обслуживаемой клиентуры. Как показала практика, для такой глубокой интеграции - от момента заключения договора до его практической реализации - обычно требуется около трех месяцев: необходимо согласовать информационные платформы по формированию заказов для работы в режиме online. Но это в том случае, если необходим весь комплекс услуг. А договоренность о простом хранении товара занимает всего несколько минут.

Клиентов не может быть много, потому что наши технологические возможности по хранению и обработке товаров ограничены определенным объемом. Зарубежный опыт показывает, что наиболее рентабелен вариант, когда подобные логистические центры обслуживают всего несколько крупных клиентов. Мы, например, обрабатываем грузопотоки розничной сети «Родная сторона», что составляет около 40% общего объема оказываемых услуг. На подготовку к работе с таким крупным заказчиком ушло около полугода. Технологическое оснащение комплекса и профессиональный уровень подготовки специалистов позволяют брать на себя все бремя ответственности за доставку и обработку любого объема грузов. Каждый заказчик по-своему уникален, поэтому готовность нашей компании гибко подходить к каждому клиенту - непременный фактор успешного взаимодействия.
- Как проходит сам процесс интеграции и планируете ли вы расширить спектр предоставляемых услуг?
- Как я уже отмечала, наш склад оснащен автоматизированной системой управления складом - WMS, программное обеспечение для работы которой разрабатывала одна из московских IT-компаний, поскольку на то время отечественных разработок по данной тематике не было. Система позволяет реализовать адресное хранение товаров на 6-ярусных стеллажах (17 тыс. паллето-мест, 10 тыс. кв. м складских помещений), что без компьютеризированного учета осуществить невозможно. Он основан на уникальной идентификации товаров, грузовых единиц и складских мест с помощью штриховых кодов. Программное обеспечение рассчитано на использование мобильных терминалов со считывающими устройствами штрих-кодов, работающих в беспроводной сети WiFi. Гибкость системы WMS позволяет оптимизировать все складские операции, перемещения работников и одновременно контролирует точность работы персонала. Важная особенность программы - быстрая адаптация к бизнес-процессам заказчика и используемым им информационным системам.
Обычно работа с клиентом начинается с создания рабочей группы, куда с нашей стороны входят специалисты разных направлений: бухгалтеры, программисты, менеджеры и т.д. На основании запроса клиента формируется набор услуг, а затем разрабатывается инструментарий по их практической реализации. Обратная связь с клиентами поддерживается ежедневно в режиме online, что помогает повышать производительность и оперативность в работе.
До недавнего времени мы предлагали обработку товаров, которые не требуют определенных температурных условий при хранении - т.н. сухой склад. В мае-июне этого года будет введена в эксплуатацию вторая часть нашего комплекса - 4,5 тыс. кв. м холодного склада, где клиентам будет предоставлена возможность размещать товары с различными температурными режимами хранения: от -18°С до +13°С. Это позволит обрабатывать широкий спектр продуктов питания: молочные и мясные, фрукты и овощи, продукты глубокой заморозки.
Сейчас работаем над формированием клиентской базы. Часть площадей уже забронирована крупными партнерами: торговыми сетями, белорусскими производителями пищевой продукции. Ведь в окрестностях Минска не так много складов холодного хранения, к тому же мы предлагаем максимально широкий диапазон рабочих температур, что дает возможность принимать на хранение практически неограниченный ассортимент скоропортящихся товаров. Большое число камер позволяет «развести» несовместимые продукты, к примеру, совместное хранение бананов и яблок приводит к быстрой порче и тех, и других.
Все технологические достоинства этого направления деятельности, по нашим прогнозам, значительно расширят спектр предоставляемых услуг, что привлечет новый круг клиентов. Нашими услугами, к примеру, могут воспользоваться региональные производители пищевых продуктов, которые получат возможность с минимальными затратами распространять свою продукцию по всей территории страны.
После ввода в эксплуатацию второй части комплекса приступим к третьему этапу - строительству железнодорожных путей. Проект уже готов, так что после его практической реализации выгодное географическое положение (9 км от МКАД по трассе Минск-Гродно) и наличие железнодорожной ветки позволит максимально оптимизировать оказание логистических услуг для любого клиента в пределах Республики Беларусь.

 
- Вы начинали реализацию проекта по созданию логистической компании с самого начала или пришли в процессе формирования команды?
- В строительстве и запуске в коммерческую эксплуатацию логистического комплекса «Двадцать четыре» я принимала участие с момента «зарождения» самой идеи. Это был длинный, сложный, но интересный путь: от проектирования и строительства до выбора технологического оборудования и подбора персонала. Каждый из его сегментов потребовал личного участия, поэтому логично было принять решение о продолжении работы здесь в качестве руководителя.
- Легко ли решались организационные вопросы, связанные с началом строительства комплекса: выделением участка, подключением инженерных сетей и т.д.?
- Все это давалось нелегко, поскольку тогда еще отсутствовали законодательные нормы по приоритетному сопровождению инвестиционных проектов, поэтому значительная часть времени ушла на различные согласования. Но у нас была отличная инженерная группа, что позволило преодолеть все бюрократические барьеры за достаточно короткий промежуток времени.
- Насколько легко сложились ваши отношения с проектантами и строителями?
- Эффективность взаимодействия с партнерами зависит, прежде всего, от профессионализма тех людей, которые задействованы в реализации проекта. Нам в этом плане повезло и с проектировщиками (проектная организация «Белпромбауплан»), и со строителями (СМУ-77). С ними легко удавалось найти общий язык, а по спорным вопросам быстро приходили к консенсусу. Этому способствовало и то, что уже на начальной стадии наша команда принимала самое непосредственное участие в каждом проектном решении. Проект совершенствовался по мере создания, поэтому в завершающей стадии не потребовал кардинальных доработок.
- Процесс становления любой компании начинается с формирования команды. ООО «Двадцать четыре» нет еще и года, удалось ли за этот короткий промежуток времени сформировать команду единомышленников?
- Костяк менеджеров уже сложился, кадровый же состав линейного персонала постоянно обновляется. Это вполне объяснимо, поскольку, например, вряд ли кто-нибудь пожизненно мечтает посвятить свою жизнь профессии грузчика. Хотя по возможности мы стараемся сохранить коллектив, потому что это влияет на сохранность материальных ценностей, бесперебойность работы комплекса. С вводом в строй холодильного отделения численность персонала увеличится примерно на четверть.
- Логистика, как экономическая сфера, является достаточно новой для Беларуси. Используете ли вы в своей работе опыт других стран?
- Зарубежные поездки, которые предшествовали реализации данного проекта, убедили в том, что Беларуси уже в ближайшее время необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы не только подняться на уровень наших соседей, но и достигнуть более весомых результатов в этой новой для нас области.
Прежде всего следует совершенствовать законодательство. Мы проводили сравнительный анализ необходимого документооборота при оказании логистических услуг в Литве и Беларуси. У наших соседей обязательные к заполнению реквизиты в товарных (товарно-транспортных) накладных определяются сторонами самостоятельно. А в Республике Беларусь нормативно определены 42 обязательных к заполнению реквизита. При этом число первичных учетных документов в цепочке: «закупка товара - доставка - размещение - реализация» в Литве - 4, в Беларуси - 16. Соответственно требуемое количество исполнителей для выполнения одного и того же объема оказываемых логистических услуг в Литве - 6, в Беларуси - 35 человек.
Для преодоления проблем следует быть более гибкими, стремиться к упрощению законодательства, процедур прохождения грузов, развивать инфраструктуру, конкуренцию, предоставлять определенные льготы участникам логистического рынка. Для кардинальных перемен к лучшему важен именно комплексный подход.

ООО «Двадцать четыре»

Тел +375 17 500 26 41
GSM +375 29 684 49 53
GSM +375 29 104 41 06
E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
WWW.3PL.BY