Бизнес электронных продаж набирает обороты - во многих странах СНГ его объем растет в разы быстрее, чем в традиционной торговле. Вместе с тем предприниматели все больше задумываются о структуризации е-коммерции и повышении рентабельности. Такие возможности своим клиентам в Беларуси и России предложил один из крупнейших банков Латвии Rietumu. Подробнее об этом - в интервью с первым вице-президентом Русланом СТЕЦЮКОМ.


- Почему латвийский банк решили выйти на рынок электронной коммерции Беларуси и России?


- Нас привлекают перспективы рынка онлайн-коммерции, которые действительно огромны. Согласно статистике только в России, например, в этом году его объем превысил 10 млрд. долл., и в ближайшие пять лет он может вырасти еще раз в десять. Очевидно, что электронная торговля в СНГ только набирает обороты.


Но самое главное, что в е-коммерции не существует каких-либо границ. Если вы продаете через интернет, например, русские книги, рассчитываете на покупателей не только из России и Беларуси: с таким же успехом они могут быть из Европы, США и других стран. С другой стороны, сайт, через который продаются эти товары, может принадлежать, например, европейской компании.
В Европе законодательство, регулирующее сферу е-коммерции, - одно из самых совершенных в мире. И организация бизнеса в интернет-среде на базе европейской компании открывает широчайшие возможности для его структурирования, позитивно влияет на доходность электронных продаж и повышает финансовую мобильность, поскольку счет такая компания может иметь в любом банке мира.
Нашим клиентам доступен весь этот инструментарий. Rietumu - один из немногих банков Балтии, обладающий всеми необходимыми европейскими лицензиями на электронную торговлю. Поэтому в сфере е-коммерции у нас сильные позиции.


- Чем сотрудничество с европейским банком может быть полезным белорусскому предпринимателю, который хочет развивать онлайн-бизнес?


- Открытие торгового счета (merchant account) в европейском банке существенно удешевляет для владельца сайта весь европейский трафик. Я имею в виду все расчеты посредством кредитных карт, выданных банками Европы. А эти карты находятся на руках у очень платежеспособной публики, делающей покупки в онлайне, в том числе в странах СНГ. К примеру, порядка 20% оборота электронной торговли в России обеспечивается именно с использованием европейских карт.
Поэтому российским и белорусским предпринимателям в сфере онлайн-бизнеса, клиенты которых используют для расчетов европейские кредитные карты, очень выгодно обслуживать свой бизнес через банк в Европе.


- В каких европейских странах, на ваш взгляд, целесообразно регистрировать компанию для электронной торговли?


- Поскольку онлайн-бизнес трансграничен, для регистрации торговой компании можно подобрать оптимальный вариант в зависимости от направления продаж, будь то предметы искусства, одежда, туристические путевки, авиабилеты, виртуальные покупки в социальных сетях или гейминг. Чтобы было понятно, о чем я говорю в последнем случае, приведу один из последних примеров: компьютерная игра Modern Warfare 3 свой первый миллиард долларов «заработала» за 16 дней и уже опередила по прибыльности киноленту «Аватар».
В Европе существует множество юрисдикций, которые оптимально подходят для того или иного вида бизнеса, эта система складывалась десятилетиями и на сегодня оптимально отлажена. Здесь можно упомянуть Великобританию, Кипр, Данию и др.


- Сложно ли зарегистрировать такую европейскую компанию и что это в итоге дает? Иными словами, имеет ли смысл предпринимателю брать на себя все эти хлопоты?


- В Rietumu принято решать такие вопросы «под ключ», потому что в этом процессе есть много составляющих, которые необходимо правильно оформить, чтобы результат был эффективным. Вовсе не нужно, скажем, ехать в Данию, чтобы учредить датскую компанию - все документы оформят профессионалы, которые впоследствии будут также следить за подготовкой и подачей финансовой отчетности. У нас есть партнер, который берет все эти вопросы на себя.

И смысл в этом, конечно, есть. Грамотное планирование помогает значительно оптимизировать финансовые потоки, в том числе с точки зрения налогообложения. Как показывает наш опыт, рентабельность бизнеса в результате серьезно возрастает.


- Электронная торговля - все-таки пока специфическая сфера деятельности. Легко ли, на ваш взгляд, сегодня решаются технологические вопросы?


- Она не столь специфическая, как кажется на первый взгляд. Интернет - это просто новый глобальный канал продаж того, что раньше продавалось другими способами. Что же касается специальных моментов, то они легко улаживаются с помощью специалистов.
Скажем, мы в Rietumu предлагаем комплексный сервис в сфере виртуальных продаж: от юридических и финансовых вопросов и до консультаций в области технической поддержки. Так что переход от традиционной торговли face-to-face к онлайн-бизнесу происходит легко.


- Как обстоят дела с расчетами - насколько быстро торговец может получить на свой счет деньги за проданный товар?


- В этом плане е-коммерция принципиально отличается от продаж через торговые сети: деньги за проданный товар поступают на ваш счет в течение одного-двух дней. По сравнению с традиционной торговлей это можно считать онлайн-режимом, это революционно иная скорость оборота капитала.


- Многих пока останавливают соображения безопасности. И у потенциальных торговцев, и у покупателей возникают опасения, что участие в торговле через интернет может принести им финансовые потери. Каков, на ваш взгляд, сегодня реальный риск мошенничества в интернет-среде?


- Я считаю, что данная проблема в основном надуманная. Все эти страхи в большинстве своем продуцируют люди, не связанные с онлайн-бизнесом или те, кто пытается в нем работать непрофессионально. Серьезный бизнес для себя проблему рисков решил, для этого существуют соответствующие технологии, стандарты безопасности, методики мониторинга подозрительных транзакций, которые применяются в том числе и нами, в Rietumu.


- Вы как банк работаете только непосредственно с торговцами или сотрудничаете также с профессиональными участниками рынка е-коммерции?

 


- Мы предлагаем сервис нескольких уровней. Во-первых, это комплексные решения для структурирования и обслуживания существующего бизнеса или того, который переходит из офф-лайна в интернет-среду.
Вторым сегментом для нас являются профессиональные «интернет-пеймент-сервис-провайдеры», для которых мы становимся новым транзакционным каналом и эквайер-банком.
Набор этих предложений является результатом того долгого пути совершенствования сервиса e-коммерции, который мы прошли на европейском рынке. И сегодня мы уверены в том, что наши решения способны существенно увеличить эффективность бизнеса клиентов.

 
- Выступая с этим предложением, вы, думаю, уверены в том, что белорусские и российские бизнесмены в сфере е-коммерции выберут сотрудничество именно с вашим банком, хотя вариантов в Европе достаточно. В чем именно ваша уникальность?


- Уникальность Rietumu в том, что мы - европейский банк, который работает трансгранично и говорит на русском языке. Ведь когда большая европейская банковская структура приходит, скажем, в Россию, она открывает там дочерний, уже российский банк, который начинает играть по правилам местного рынка. Мы же предлагаем сервис бизнесу в СНГ, который ищет пути развития в Европе, будучи именно банком страны ЕС. При этом мы прекрасно понимаем ментальность своих клиентов, у нас общие язык и культура. И, если принять во внимание размер активов, собственного капитала, технологический уровень развития, то становится очевидно, что таких банков, как наш, совсем немного. Да простят мне «манию величия», скажу больше: мы - единственные.