Михаил ГАВРИЛОВ, директор Государственного предприятия

 

 Михаил ГАВРИЛОВ, директор Государственного предприятия "Академфармс"

 

 

Проект создания научно-фармацевтического предприятия «Академфарм» вобрал в себя сразу несколько актуальных идей: государственное участие в формировании инновационного кластера экономики, укрепление связи науки с производством, коммерциализация научных исследований, импортозамещение. Сегодня, спустя два года после старта проекта, с уверенностью можно говорить как о том, что он состоялся, так и о необходимости его более полной адаптации к современным рыночным условиям, считает директор предприятия Михаил ГАВРИЛОВ.


- Михаил Владимирович, ваше предприятие не вполне обычно уже тем, что создавалось по прямому поручению главы государства. Почему возникла такая необходимость?
- Прежде всего, ставилась задача обеспечить условия для внедрения в производство передовых достижений отечественной науки. В системе Академии наук имеется ряд научно-исследовательских центров, где ведется разработка лекарственных средств, биологически-активных комплексов, других препаратов. По своим качественным показателям они не уступают зарубежным аналогам, однако в силу ряда причин не всегда удавалось быстро наладить их производство. Еще недавно на рынке фармацевтической продукции позиции отечественных препаратов были недостаточно сильными, около 80% продаж в денежном выражении приходилось на долю импорта.
В конце 2008 г. во время посещения Национальной академии наук Президент озвучил идея создания собственной производственной базы для оперативного внедрения разработок научно-исследовательских центров НАН Беларуси. Государство выделило средства для закупки самого современного высокоэффективного оборудования, предприятие было построено и введено в эксплуатацию в рекордно короткие сроки - один год.
Сейчас мы выпускаем популярные у населения страны витаминно-минеральные комплексы под брендовым названием «Унивит». Это целая группа биологически-активных комплексов, предназначенных для определенных групп населения, с индивидуально подобранными составами витаминов и минералов, а также других жизненно важных микроэлементов. Всего на предприятии за год освоен выпуск 12 наименований биологически-активных комплексов. Их оригинальные формулы разработали специалисты НАН Беларуси.

А вот ассортимент лекарственных препаратов у нас пока недостаточный для полной загрузки производственных мощностей. Это противоопухолевое лекарственное средство «Иматиниб», которое было произведено по программе импортозамещения, обеспечив в полном объеме потребность учреждений здравоохранения республики, и современное эффективное противовирусное лекарственное средство «Флустоп» для лечения и профилактики гриппа (в т.ч. пандемического А/Н1N1) и других респираторных заболеваний.
Что отличает продукцию «Академфарма», так это ее демократичная цена и высочайшее качество. Западные аналоги «Иматиниба» стоят в 2-3 раза дороже. Биологически активные комплексы также значительно дешевле аналогичной зарубежной продукции. Качество же препаратов определяется и уровнем разработок, и подготовкой персонала, и, как я уже говорил, состоянием оборудования. Все оно аттестовано, технологические процессы подвергаются периодической валидации (подтверждению соответствия). А это вкупе с контролем качества в процессе производства и готовой продукции дают гарантию выпуска эффективных, безопасных и качественных изделий. Поэтому мы смогли в кратчайшие сроки получить сертификат GMP на производство лекарственных средств. Закономерно, что за 2 года работы потребители не предъявили нам ни одной претензии и рекламации.
Такая система распространяется как на лекарственные средства, так и на биологически активные комплексы, поэтому качество их находится на одном уровне. Можно считать это бонусом современного инновационного предприятия потребителям.
В прошлом году выпущено продукции более чем на 15 млрд. руб. Но у нас есть еще серьезные резервы мощностей, постараемся задействовать их в ближайшее время. Для этого необходимо, в частности, расширить контрольно-аналитическое хозяйство и организовать собственную внедренческую лабораторию, в которой параллельно с фундаментальными разработками ученых НАН Беларуси будут оперативно разрабатываться лекарственные средства - дженерики, отрабатываться технология получения препаратов, переданных нам на условиях контрактного производства. Это даст возможность значительно быстрее расширить номенклатуру выпускаемой продукции, увеличить объемы ее выпуска и в полном объеме загрузить производственные мощности.
- То есть институт сегодня не справляется с вашими заказами на разработки?
ГП
- Говорить так совершенно неправильно. Дело в том, что по отношению к институту, который является нашим учредителем, мы пока вообще не можем выступать в роли заказчика. У него свои, утвержденные и финансируемые государством, долгосрочные планы, государственные программы, в соответствии с которыми и создаются новые препараты. К сожалению, разработки - сами по себе исключительно добротные, грамотные - не всегда сохраняют к моменту их завершения достаточную актуальность. Допустим, какие-то препараты несколько лет назад были востребованы, но сегодня производство аналогов уже освоено другими предприятиями, и дополнительные объемы сложно будет реализовать на рынке.
Словом, и механизм планирования научных разработок, и механизм нашего взаимодействия с институтом необходимо совершенствовать. В частности, программы создания новых препаратов должны базироваться на серьезных маркетинговых исследованиях. Очень нужен и механизм оперативной корректировки программ в соответствии с быстро меняющейся конъюнктурой рынка. Частично эти проблемы уже решаются, у института расширяется объем работ, выполняемых по хозяйственным договорам. Думаю, процесс сближения науки и производства пойдет более активно благодаря начавшимся в Академии реформам.
- Хотелось бы задать вам интересующий многих читателей вопрос о ценах на фармакологическую продукцию. Конечно, отечественные препараты, как правило, дешевле импортных, но часто эта разница оказывается незначительной. Есть ли у предприятий возможность работать так, чтобы она была более заметной?
- Себестоимость готовых лекарственных форм на 50-70% формируется за счет сырья, а оно сегодня в основном импортное. Между тем во времена СССР в республике функционировало несколько крупных производств по выпуску лекарственных субстанций. Однако впоследствии почти все они были закрыты из-за появления на рынке дешевого индийского и китайского сырья. Но если в Беларуси активно развивается фармакологическая отрасль, то есть, наверное, смысл подумать о ее более полном обеспечении собственным дорогостоящим сырьем, которое используется при производстве лекарственных средств в небольших объемах, не требующих громадных капитальных вложений для организации их промышленного производства.
- Есть ли у вас планы продажи лекарств и витаминов на экспорт?
- Программа развития включает мероприятия по расширению номенклатуры и экспорту продукции. Зарубежные поставки лекарств предполагают
Михаил ГАВРИЛОВ выполнение довольно сложной и дорогостоящей процедуры регистрации. В рамках Единого экономического пространства готовится соглашение, предусматривающее признание соответствующих национальных регистраций для предприятий, имеющих сертификат GMP. Когда оно будет подписано и заработает, у нас появятся хорошие возможности для быстрого наращивания лекарственного экспорта. Кроме этого Государственной программой развития фармацевтической отрасли Беларуси на 2011-2015 гг. предусмотрена финансовая помощь предприятиям по возмещению части затрат, связанных с регистрацией продукции.
С биологически активными комплексами ситуация иная. Предприятие при регистрации препарата в нашей стране получает регистрационное удостоверение Таможенного союза, однако рынок таких средств чрезвычайно насыщенный. Чтобы завоевать в нем свою нишу, надо идти на серьезное снижение цены, вкладывать значительные средства в маркетинг и рекламу. Финансовые возможности нашего молодого, еще не вышедшего на проектную мощность предприятия, пока ограничены. Поэтому мы избрали другой путь. Сейчас проводим переговоры с российскими компаниями о предоставлении им эксклюзивных прав по продаже нашей продукции в странах СНГ. Причем в договоре будут закреплены и обязательства партнеров, касающиеся минимальных объемов продаж.
Реализовав планы расширения номенклатуры, сможем увеличить объемы выпуска продукции, активизировать работу по выпуску импортозамещающих препаратов, о чем я говорил ранее, и экспортировать продукцию в страны ближнего зарубежья. Такие задачи были поставлены главой нашего государства при создании предприятия.

Государственное предприятие «Академфарм»
220141, г. Минск, ул. ак. В.Ф.Купревича, 5/3
Тел.: 268-63-64
Факс: 268-63-68

 

{jcomments on}