директор универмага Слуцк Наталья БлохинаСовременный крупный и средний ритейл приобретает сетевой формат. Причем его возможности оценил не только частный бизнес, но и местные власти. К примеру, в Слуцке исполком вот уже несколько лет «присоединяет» к центральному универмагу торговые объекты различного профиля. В планах директора коммунального торгово-производственного унитарного предприятия «Универмаг «Слуцк» Натальи БЛАХИНОЙ - формирование структуры, способной привлечь потребителя не только широким ассортиментом товаров и демократичностью цен, но и возможностью получить комплекс сопутствующих услуг. Такой ритейл сохраняет потенциал роста даже на фоне общего снижения покупательской способности населения.


- Наталья Викторовна, перед встречей с вами мы зашли в торговый зал универмага. Людей много, к некоторым кассам даже стоит очередь в несколько человек. Общее впечатление - несмотря на снижение доходов населения, у вас покупателей меньше не стало. Или оно обманчиво?
- Нам действительно удалось сохранить лояльность покупателей. Об этом говорят не только многолюдные торговые залы, но и цифры. По итогам прошлого года товарооборот в сопоставимых ценах вырос почти на 30% - до 129,6 млрд. руб. В январе получили прирост 7%.
Формула успеха любого торгового предприятия, в общем-то, совсем несложная: максимально широкий ассортимент плюс привлекательные цены. Что касается ассортимента. Весь процесс торговли у нас компьютеризован, каждое утро мы видим полную картину наличия товара; ситуация, когда какая-то позиция оказалась на нуле и не осталось никакого запаса, в принципе невозможна. Постоянно изучаем предложения на сайтах предприятий, еженедельно обращаемся к ним за прайсами. Где-то вчера начали выпуск новой продукции, сегодня мы уже приезжаем на завод, чтобы ее закупить. Я не оговорилась, именно приезжаем. Ведь важно увидеть товар, проверить его свойства, а по возможности и ознакомиться с условиями производства. Как же иначе, ведь мы отвечаем за то, что предлагаем покупателю.директор универмага Слуцк Наталья Блохина
По ценам. Основное правило - всегда находить наиболее выгодных поставщиков. Свой автопарк делает экономически выгодным завоз товаров из любого региона республики. Поэтому, допустим, те же гречка, рис у нас всегда на 500-800 руб. дешевле, чем в других продмагах. С другой стороны, неправильным было бы утверждать, что цены у нас низкие. Они оптимальные. На каждый товар устанавливается индивидуальная наценка. Наши экономисты ведут ежедневный мониторинг цен по всем основным торговым объектам города и на рынке. Конкуренты снизили цены на какую-то группу товаров - мы тут же делаем аналогичный маневр. Оперативно реагируем и в случае роста цен.
Если маневр ценой не помогает быстро продать товар, даем на него хорошую скидку или пускаем в распродажу. И даже когда несем на таких акциях убытки, считаем, что, получив дополнительные оборотные средства, стратегически предприятие выигрывает. Хотя, наверное, было бы более правильно, чтобы часть потерь, например, 50 %, компенсировали производители, чей товар не удалось реализовать. К сожалению, примеров такого равноправного сотрудничества у нас немного.
У формулы нашей эффективной работы есть и третья составляющая. Слово «универмаг» в названии сохраняется, скорее, по традиции, на самом деле мы уже несколько лет работаем как полноценная сетевая структура. В торговый блок, помимо универмага, входят еще 11 магазинов различного профиля и мини-рынок, которые предлагают самый широкий ассортимент товаров, начиная от продовольствия и заканчивая одеждой и мебелью. Второй, «обслуживающий» блок, включает кафе, коктейль-бар, парикмахерскую. То есть покупатель имеет возможность на нашей «территории» не только в одном месте приобрести все товары, но и получить комплексную услугу.
- Формирование региональной сетевой структуры - целенаправленная политика местной власти?
- Сначала цель была немного другая - нам передавали убыточные торговые точки, за счет своей прибыли мы их ремонтировали, реконструировали, оснащали, отрабатывали современные технологии и делали прибыльными. К примеру, 4 месяца назад получили очередной «подарок»: продовольственный магазин, расположенный на рынке. После «реанимационных» мероприятий оборот в нем увеличился в 3 раза и продолжает расти.
директор универмага Слуцк Наталья БлохинаИ если прежде я не без опасений относилась к появлению в нашем городе гипермаркетов и магазинов системы «Евроопт», то теперь вижу, что, работая в сетевом формате, мы имеем возможности отстоять свои позиции в борьбе с самыми сильными конкурентами.
Нащупав верный путь развития, уверенно по нему движемся. Недавно пополнили нашу сеть магазином «Дом торговли». Он хронически убыточный, требует значительных инвестиций, зато мы сможем занять еще один сегмент торгового поля, повысить лояльность покупателей. В ближайшее время запустим первую в Слуцке дисконтную программу с использованием электронных карточек для продовольственной группы. Постоянные покупатели смогут получать скидки во всех магазинах нашего предприятия.
- Если региональные торговые сети настолько эффективны, может быть, стоит заняться их строительством более целенаправленно? Зачем, например, ждать, пока магазин станет убыточным? В сетевом формате прибыльные магазины смогут работать более эффективно.
- Мы такое предложение вносили. Мой более чем 30-летний опыт работы подсказывает, что советская централизованная - по современной терминологии - сетевая - система организации торговли была почти идеальной. И, я уверена, мы к ней еще вернемся. Но постепенно. Легко только делить, расформировывать, когда же начинаешь строить, возникает множество препятствий, которые с наскока не возьмешь.
 - Столь динамичный рост товарооборота вы ведь обеспечиваете, продавая, в основном, отечественные товары?
- Конечно. Как и предусмотрено законодательством, на них приходится 90 % товарооборота. Раз вы затронули эту тему, хотелось бы высказать несколько мыслей и предложений относительно взаимодействия отечественной промышленности и торговли.
Как ни странно, некоторые руководители предприятий до сих пор убеждены, что их дело - произвести товар, а его продажей должна заниматься исключительно торговля. Причем на тех условиях, которые ей продиктует производитель.
В последнее время у нас сложились довольно напряженные отношения с одним крупным производителем обуви. Она продается в фирменной секции, постоянно рекламируется. И все равно покупатель относится к ней довольно прохладно. Не помогло и снижение до минимума, в некоторых случаях практически до нуля, торговой наценки. Предложили фабрике совместно организовать распродажу залежавшегося товара, тем более, что есть претензии и к его качеству, и к ассортименту - последний представлен только изделиями черного цвета, нет молодежных моделей. В ответ фабрика выставила на инкассо счет за всю поставленную обувь. Такое вот «взаимодействие». Как тут не вспомнить мудрого Ральфа Уолдо , заметившего, что «Помогая другим, мы помогаем в первую очередь самим себе». директор универмага Слуцк Наталья Блохина
К слову, нельзя назвать дальновидной и политику тех руководителей, которые чрезмерно увлекаются экспортными поставками в ущерб внутреннему рынку. Летом несколько производителей мебели отказались от сотрудничества с нами, а в начале зимы у них появилась необходимость к нам вернуться. Только я не знаю, когда они смогут восстановить уровень продаж, потребитель стал отдавать предпочтение другим брендам.
- С такими нелояльными партнерами лучше вообще не иметь дела.
- Проблема в том, что по отношению к отечественным производителям торговля сегодня оказалась в более слабой правовой позиции. Нам доводится обязательная квота продаж белорусских товаров. Но ведь мы не заставим потребителя выполнять лозунг «купляйце беларускае» как директиву. Поэтому эффективной может быть только стратегия продаж, рассчитанная на активное участие в ней как торговли, так и производителей. Те производители, которые делают ставку исключительно на административный ресурс, рискуют потерять внутренний рынок. Ибо не все, что нам предлагает промышленность, можно успешно продать на обычных условиях, без рассрочки платежей, скидок. Товары, не пользующиеся спросом, замещает более конкурентная продукция. И часто только благодаря тому, что ее производители грамотно работают с торговлей.

КТП УП «Универмаг «Слуцк»
223610, Минская обл., г. Слуцк, ул. Ленина, 175
Тел.приемной: (8 017 95) 5-65-74, 2-08-28

 

{jcomments on}