Николай Тарасов
 
Николай ТАРАСОВ, начальник юридического отдела ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа»

Уже больше года Беларусь, Россия и Казахстан являются участниками Соглашения о государственных (муниципальных) закупках товаров (работ, услуг), заключенного в рамках формирования ЕЭП и направленного на гармонизацию законодательства трех стран в области закупочной деятельности. Чтобы процесс интеграции прошел гладко, в Беларуси вскоре должны быть приняты Закон «О государственных закупках товаров (работ, услуг)» и ряд подзаконных нормативных актов. Они существенно изменят процедуру госзакупок, а потому субъектам хозяйствования лучше подготовиться к новациям заранее. Следует также учитывать, что при проведении электронных процедур закупок с 1 января 2012 г. Россия и Беларусь обязуются обеспечивать товарам (работам, услугам) и поставщикам режим равного благоприятствования. Казахстан к электронным процедурам закупок присоединится с 1 июля 2012 г.

Приглашение на аукцион

В настоящее время активность белорусских заказчиков при осуществлении госзакупок на электронных аукционах (ЭА) невысока. Однако участники госзакупок должны активно включаться в этот процесс, чтобы к моменту принятия нового закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», где ЭА будет определен уже в качестве основной процедуры, успеть освоить новые технологии на практике. Пока законопроект принят парламентом в первом чтении, а к весенней сессии будет окончательно доработан и, вероятнее всего, принят.
Соглашением и проектом закона предусмотрено применение в РБ 5 видов процедур государственных закупок. Помимо основной - электронных аукционов, будут применяться конкурсы (открытые и закрытые), запрос ценовых предложений, закупки из одного источника, а также биржевые торги.
Выбор процедуры будет зависеть от ориентировочной стоимости годовой закупки. До 300 базовых величин - закупка из одного источника. От 300 до 1 тыс. БВ - запрос ценовых предложений, а от 1 тыс. БВ и более - ЭА или биржевые торги (в зависимости от вида товара). Также в приложении к проекту закона содержится перечень случаев осуществления госзакупок из одного источника, независимо от стоимости закупки. При этом госзакупки с применением конкурсов планируется проводить лишь в случаях, не предусмотренных для применения иных видов процедур.
В свою очередь разработанные проекты нормативных правовых актов предусматривают размещение информации о государственных закупках на официальном сайте, в настоящий момент - на icetrade.by. В случае же проведения ЭА заказчик предоставляет такую информацию соответствующей электронной торговой площадке, оператор которой обеспечивает ее размещение на официальном сайте. Такая схема должна упростить деятельность заказчика, который будет работать в интерфейсе одной площадки.
Во всем мире одной из характерных особенностей и преимуществ ЭА является соблюдение полной анонимности участников процедуры вплоть до завершения торгов. В Беларуси этот принцип также будет выдержан.
Важно отметить, что в связи с подготовкой к принятию Закона «О государственных закупках товаров (работ, услуг)», начиная с 1 марта 2011 г. на электронных торговых площадках ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» и ИРУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» заказчикам предоставлено право осуществлять госзакупки способом ЭА путем понижения начальной цены предмета закупки, определяемой заказчиком в аукционных документах.

Особенности национальных электронных аукционов

В Российской Федерации открытый аукцион в электронной форме (ЭА) с 1 января 2011 г. уже стал основной обязательной процедурой государственных закупок на федеральном и муниципальном уровнях. Что касается отличий в процедурах проведения белорусских и российских ЭА, то они довольно существенные. В частности, российское законодательство предусматривает возможность разделять предмет закупки на отдельные лоты, что способствует сокращению числа участников - потенциальных поставщиков.
Следующее весьма значительное отличие состоит в том, что в Беларуси в качестве обеспечения исполнения обязательств участника по заключению договора о госзакупке в настоящее время используются такие инструменты, как банковская гарантия и резервный аккредитив. Законопроект дополнительно предусматривает возможность использования залога денежных средств и страхования ответственности. Причем это право заказчика - установить обязанность предоставления участниками аукционного обеспечения в размере не более 3% начальной цены ЭА. С бюджетных организаций взимать обеспечение не предусматривается.
В РФ потенциальные поставщики практически в 100% случаев обязаны внести аукционное обеспечение только в виде денежных средств в размере, как правило, 5% начальной цены ЭА. Поэтому белорусские поставщики должны учесть, что для допуска к торгам им необходимо иметь соответствующее аукционное обеспечение, которое вносится на счет оператора торговой площадки и при условии допуска к торгам блокируется вплоть до момента их окончания. В случае, если поставщик проигрывает торги, ему возвращают сумму обеспечения. Если же его признают победителем, торговая площадка возвращает ему денежное обеспечение лишь после того, как он заключит госконтракт на поставку, и взимает с него вознаграждение в размере около 3 тыс. росс.руб.
Для того чтобы белорусский ЭА состоялся, к процедуре торгов должно быть допущено не менее двух участников, причем один и тот же не может делать ставку два раза подряд. В РФ даже при наличии одного участника допускается возможность заключения госконтракта по начальной (максимальной) цене, которую заказчик изначально обосновывает письменно.
К тому же, в самом алгоритме проведения белорусских аукционов существуют определенные особенности. Так, в Беларуси установлен фиксированный шаг ЭА 0,1% и не допускаются ставки, равные 0. В законодательстве РФ шаг аукциона установлен в диапазоне от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта и прямо предусмотрено, что цена контракта в процессе торгов может дойти до 0, а потом проводится аукцион на повышение за право заключить контракт. На первый взгляд, это может показаться нелогичным. Однако при проведении закупок определенных видов услуг (банковских, страховых и т.п.) российские поставщики ради того, чтобы выиграть госконтракт, не считаются с затратами.
 
Николай Тарасов

Российский и белорусский алгоритмы подведения итогов торгов также отличаются. Например, после того как на торгах была сделана последняя ставка, белорусские операторы предоставляют комиссии заказчика протокол торгов в виде электронного документа, где указываются последняя и предпоследняя ставки и участники, которые их сделали. После этого комиссия заказчика оценивает соответствие участников, сделавших ставки, тем требованиям, которые предъявляются к составу участников и квалификационным требованиям, а также определяет участника-победителя, с которым заключается контракт о госзакупке, как правило, на бумажном носителе. Электронный аукцион может быть признан несостоявшимся, если участники, сделавшие последнюю и предпоследнюю ставки, признаются не соответствующими установленным требованиям либо аукционные предложения после завершения торгов отклонены заказчиком в связи с чрезвычайными обстоятельствами.
В РФ в протоколе торгов указываются 5 участников, сделавших минимальные ставки, по результатам оценки которых определяется победитель и заключается контракт о госзакупке в виде электронного документа. При этом у заказчика отсутствует возможность отклонить предложения участников в связи с «чрезвычайными обстоятельствами».

Электронный документооборот

Одним из важных законодательных нововведений в системе госзакупок является использование электронного документа и его неотъемлемой части - электронной цифровой подписи.
ЭЦП вырабатывается с помощью специального программного обеспечения и личного ключа ЭЦП, генерируемого в специализированных удостоверяющих центрах. Стоимость ЭЦП сегодня - 197,8 тыс. руб., а срок жизни ключа - 1 год. Кроме того, Белорусская универсальная товарная биржа наладила взаимодействие с удостоверяющим центром РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (УЦ ИИЦМНС) и предоставляет заказчикам и участникам без взимания какой-либо платы возможность использования на своей электронной торговой площадке сертификатов открытых ключей проверки ЭЦП, выпущенных этим удостоверяющим центом.
Таким образом, затраты заказчика при проведении процедуры электронного аукциона связаны исключительно с инфраструктурой удостоверяющих центров и получением средств ЭЦП. Возможно, со временем Беларусь возьмет на вооружение опыт РФ и Казахстана, где все заказчики (их уполномоченные представители) получают ЭЦП централизовано за счет средств госбюджета.
 
{jcomments on}