проблемыПочему на пограничных переходах то и дело возникают многочасовые очереди, серьезно ухудшающие инвестиционный имидж страны, мешающие развитию экспорта? - такой вопрос был поставлен в статье главного редактора А. Ковтуненко «Внешнеторговая деятельность Беларуси: реалии и задачи» («Директор», №12/2011). В январском номере журнала был опубликован ответ начальника Ошмянской таможни И.И.НИВЕРКЕВИЧА. Позицию ГПК по затронутой теме высказал начальник управления пограничного контроля ГПК И.И.БОНДАРЕНКО.

- Основные проблемы, связанные с пограничными переходами (ПП), уже были названы. И у таможенников, и у пограничников они одни и те же: развитие инфраструктуры ПП не успевает за ростом грузо- и пассажиропотока. - рассказывает И. Бондаренко. - Только по грузовому транспорту мы имеем ежегодное увеличение на 15-20% и, например, в 2011 г. границу в обоих направлениях пересекли более 10 млн. транспортных средств.
- Если страна активно развивает экспорт, то надо расширять «двери», связывающие ее с внешним миром. Ожидаемо было и увеличение нагрузки на ПП в связи с созданием Таможенного союза, ЕЭП, а также вступлением России в ВТО. Почему же мы оказались не готовы к такому развитию ситуации?
- Создание пограничной инфраструктуры - не ведомственное, а государственное дело. Напомню, что в республике принята и в целом успешно реализуется государственная программа развития автодорожных пунктов пропуска. Согласитесь, однако, что никакая программа не может учесть всех нюансов ситуации, которая складывается на пограничных переходах и которая постоянно меняется. В частности, как уже отмечалось, очереди на белорусско-литовской границе возникли главным образом из-за установленного Польшей ограничения на ввоз дизтоплива. В результате половина большегрузных автомобилей, въехавших на территорию Беларуси через ПП «Козловичи», возвращается через пункты, расположенные на литовской границе и, естественно, там возникают очереди.
Кроме того, несколько лет назад на этом направлении существовали межгосударственные пункты пропуска, они служили «отводом» для довольно широкого потока легкового и пассажирского транспорта. После вступления Литвы в ЕС все пункты пришлось закрыть - законодательством Евросоюза вообще не предусмотрен такой формат ПП.
По большому счету, эти 2 фактора и создали проблему очередей на литовско-белорусской границе.
- А когда планируется ее решить?
- В настоящее время завершается реконструкция ПП «Привалка». В пункте пропуска «Каменный Лог» помимо прочего транспортные потоки разделены: по одному коридору следуют граждане и транспортные средства государств Таможенного союза, по второму - других государств. Процедуры оформления для тех и других разные, и разделение потоков значительно ускоряет их движение. Постепенно будут создаваться условия для использования такой технологии и на других переходах.
Также с литовской стороной прорабатывается вопрос об изменении статуса переходов Лоша, Поречье, Дотишки. В настоящий момент они работают в режиме упрощенных пунктов пропуска, но здесь имеется достаточная инфраструктура для того, чтобы обрабатывать легковой и порожний грузовой транспорт. Напомню, что пункт Лоша расположен очень удобно, на прямой дороге в Вильнюс. Через него может пойти значительный транзитный поток, что заметно снизит нагрузку на пункт пропуска «Каменный Лог».
- Процедуру пограничного контроля, конечно, нельзя назвать ни долгой, ни сложной. Обычно она укладывается в несколько минут…
- Хочу уточнить. До последнего времени, согласно нормативу, на осуществление пограничного контроля отводилось 2,5 мин, недавно же это время было сокращено вдвое.
- Хорошая новость для тех, кто пересекает границу. Тем не менее, согласитесь, что у нас эта процедура все равно гораздо более сложная и длительная, чем в Евросоюзе. В частности, требуется заполнять контрольный талон. Что мешает белорусским пограничникам работать так же быстро и корректно, как их западные коллеги?
- Талоны нужны не столько для пограничного контроля, сколько для получения информации контрольными службами других ведомств. В частности, таким образом осуществляется контроль транспортных средств нерезидентов государств-участников Таможенного союза. Госпогранкомитет уже отказался от указания в талонах некоторых сведений, которые не являются актуальными или могут быть получены другим путем. На пункте пропуска «Котловка» с 2009 г. проходит апробацию автоматизированная система контроля. Здесь уже сегодня не нужно ни заполнять талон, ни покидать салон автомобиля без необходимости. В скором времени такая система будет использоваться на всех погранпереходах, где для этого есть технические возможности.
Проводятся и другие мероприятия в целях увеличения пропускной способности пунктов пропуска.
 
Юрий БЕХТЕРЕВ
 
{jcomments on}