fbpx
Александр Мелешевич
Александр МЕЛЕШЕВИЧ, директор Второго монтажного управления ОАО "Промтехмонтаж"
С завидным постоянством белорусский строительный комплекс каждые 3-5 лет теряет кадры, в подготовку которых вложено немало средств и сил, в том числе и непосредственно в строительных организациях. Специалистам оказывается выгоднее работать за рубежом, особенно когда там, как, например, сейчас в России, начинается строительный «бум». Какой экспорт нам нужен?

По словам директора Второго монтажного управления ОАО «Промтехмонтаж» Александра МЕЛЕШЕВИЧА, это самый невыгодный для любой страны экспорт - рабочей силы. Да и сами гастарбайтеры далеко не всегда получают те суммы, на которые рассчитывают. Живут они, как правило, в приспособленных помещениях, не блещущих уютом. Они не могут получить листок нетрудоспособности в случае болезни, и чаще всего таким специалистам зарплату выплачивают в конвертах, а значит, она не будет учтена при начислении пенсии.
- Совсем другое дело, когда за рубеж едут не неорганизованные работники, а коллектив строительной организации, получившей контракт на сооружение какого-то объекта, - говорит Александр Владимирович. - В этом случае валютная выручка поступает на счет белорусского предприятия, т.е. идет в республику, так же, как и налоги, которые пополняют не иностранный, а родной бюджет. Такие результаты дает экспорт услуг, который, безусловно, выгоден и для страны, и для предприятия, и для работников, которые, работая за границей, сохраняют все социальные льготы вплоть до очереди на льготное строительство жилья.
Александр Мелешевич
За рубежом управление, которое в этом году отмечает 65-летие, строит не один десяток лет. В свое время - в 1947 г. - оно было создано для монтажа конструкций и оборудования на Минском тракторном заводе и с тех пор дало «путевку в жизнь» многим предприятиям не только в Беларуси, в числе которых минские заводы шестерен и автоматических линий, солигорское ОАО «Беларуськалий» и минское - «Керамин», Молодечненский завод легких металлоконструкций, но и за рубежом. Монтажники из МУ-2 работали в Алжире, Египте, Иране, Йемене, Нигерии, Монголии, Вьетнаме, на Кубе. А в последние годы значительную часть объемов работ выполняют в России. Доля этого экспорта колеблется в зависимости от загруженности коллектива внутри республики и складывающейся конъюнктуры на зарубежных строительных рынках. В любом случае экспорт является своего рода регулятором: с его помощью «добираются» объемы работ, которые не удалось получить в Беларуси. Назад, в Россию! В последние три года этот показатель несколько снизился - до 15%. В России из-за кризиса были свернуты многие проекты, а в республике, наоборот, было начато строительство ряда крупных объектов. В числе последних строек, где потребовался квалифицированный труд монтажников, - новый производственный корпус ОАО «Глубокский мясокомбинат», СЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод», Ледовая арена в Молодечно. Значительного объема работ потребовала реконструкция, проводимая в ОАО «Керамин».
На первое полугодие текущего года также удалось набрать достаточный портфель заказов, в котором, например, такой крупный и престижный объект, как спортивный комплекс «Чижовка-Арена», где сейчас монтируется каркас, а затем специалисты управления начнут монтаж оборудования. Ведутся работы на сооружении цементного завода в Кричеве, строительстве нового производства плит МДФ в ОАО «Ивацевичидрев».
- Однако мы пока не видим достаточного фронта работ, которые могли бы вести во втором полугодии, - замечает А.Мелешевич. - Связано это, скорее всего, с инвестиционными трудностями, которые переживают многие предприятия. А мы, будучи монтажниками, в последние годы делаем ставку именно на реконструкцию, включающую в себя монтаж нового
Александр Мелешевич
оборудования. Причем сюда можно отнести объекты культуры и спорта, которые сегодня оснащаются не менее сложной техникой, чем промышленные предприятия. В свое время вели такой сложный объект, как Дворец Республики, и этот опыт пригодился в ходе реконструкции Национального академического Большого театра оперы и балеты. На очереди - Национальный академический театр имени Янки Купалы: думаю, что квалификация наших специалистов, которую они продемонстрировали на подобных объектах, поможет нам победить в тендере.
Универсальность, которой обладает управление, помогает ему получать заказы и в Российской Федерации. Только в последнее время выполнялись работы на угольном терминале в порту Усть-Луга Ленинградской области. Этот объект, кстати, был положительно оценен российским премьер-министром Владимиром Путиным. Неподалеку от Санкт-Петербурга, в Колпино, на дочернем предприятии ОАО «Северсталь», произведен монтаж крупного комплекса по производству труб. В Калуге минские специалисты дали «путевку в жизнь» заводу по выпуску извести.
Но с прошлого года, когда строительный комплекс заметно оживился, можно получить и более крупные объекты. Сегодня в соседней стране монтажники выполняют примерно 15% общего объема работ, а ставится задача за два года довести этот показатель до 50%.
- Думаю, это вполне реально, - считает Александр Владимирович. - Уверенность придает то, что мы не потеряли
Александр Мелешевичнаработанные годами связи с заказчиками. Ценится, например, наш опыт в строительстве предприятий, выпускающих строительные материалы. Одним из первых на пространстве СНГ управление смонтировало «под ключ» завод ячеистого бетона в ОАО «Забудова» по современной технологии немецкой компании Hebel, являющейся европейским законодателем мод в этой сфере. Газосиликатных блоков тогда больше не выпускал никто ни в Беларуси, ни в России, поэтому многие приезжали сюда знакомиться с новинкой, а заодно узнавали, что монтаж производственного комплекса выполнен силами нашего управления. Такая реклама помогла нам получить заказы на строительство нескольких подобных предприятий в России. В Чисти познакомились и с санкт-петербургскими производителями строительных материалов, по заказу которых три года назад построили производство ячеистого бетона. А сегодня тот же заказчик предлагает нам взять на генподряд крупный завод железобетонных изделий. Есть и другие предложения, которые мы сейчас внимательно рассматриваем. Цена и зарплата Самый главный для руководства управления вопрос, безусловно, заключается в цене, предлагаемой российскими заказчиками. К слову, в прошлом году они попытались «сыграть» на девальвации белорусского рубля и связанных с этим трудностях в экономике республики, стремясь снизить расценки для белорусских строителей.
- Естественно, мы на такие «игры» не идем, ведь нам не нужен экспорт любой ценой, он должен полностью окупать затраты и давать прибыль, - отмечает А.Мелешевич. - Так что мы поступаем по пословице: не бойся называть большую цену, бойся получить малую. Поэтому договариваемся о ней, исходя из своих наработок в России. Допустим, мы знаем, что сегодня в России смонтировать 1 т конструкций стоит от 700 до 1 тыс. долл. В этом диапазоне мы и ведем переговоры.
Сегодня в Егорьевске Московской области управление строит завод по выпуску изделий из ячеистого автоклавного бетона. И здесь договорились, что за каждую тонну смонтированных конструкций белорусы будут получать 750 долл. Но надо понимать, что эта стоимость включает все затраты, связанные с переброской техники, доставкой, проживанием и оплатой труда работников, арендой механизмов. В целом контракт предполагает выплату 2 млн. долл., а если участь, что трудится на этом объекте лишь 30 человек из 200 работающих в управлении, то выручка представляется очень даже неплохой. Она дает возможность ежемесячно выплачивать рабочим, занятым на российской стройке, зарплату в 10 млн. руб.
По словам директора Второго монтажного управления, именно невысокий размер заработной платы сегодня является самой сложной для строительных организаций проблемой. На республиканских стройках ее не удается поднять выше 5-6 млн. руб. в месяц. Но и «экспортный» заработок, несмотря на внушительный размер в белорусских рублях, тем не менее, заметно отстает от зарплат, выплачиваемых российским работникам, которые могут получать и по 2 тыс. долл. в месяц.
- Разница в зарплате на одном и том же экономическом пространстве может сильно подорвать наш строительный комплекс, - полагает Александр Владимирович. - Когда же мы поднимаем этот вопрос, нам приводят в пример учителей и врачей, заработок которых намного ниже. Но ведь дело здесь не в социальной справедливости, а в возможности сохранения и развития целой отрасли. Ведь учителю намного сложнее поехать в Смоленск и обучать там детей, а строителям сделать это очень просто, тем более, что сегодня их там ждут с распростертыми объятиями. И они почти все уедут, если мы не займемся серьезно экспортом строительных услуг. В свою очередь, часть прибыли, заработанной за рубежом, можно направить на увеличение заработка тех членов коллектива, которые заняты на стройках внутри республики. ЕЭП уже работает По мнению А.Мелешевича, сейчас для этого сложились довольно благоприятные условия. Белорусские подрядные организации на равных допускаются к участию в тендерах. Правда, для этого необходимо вступить в одну из саморегулируемых организаций, которые контролируют профессиональную деятельность своих членов и несут за них ответственность. И поскольку в этих объединениях предусмотрены членские взносы, причем немалые, лучше вступать в них не отдельными небольшими предприятиями, а крупными акционерными обществами, трестами, холдингами. Так, интересы МУ-2 и еще нескольких строительных организаций представляет ОАО «Промтехмонтаж».
Александр Мелешевич
Однако здесь есть некоторые «хитрости», которые знают не все строители, намеревающиеся работать в России. Конкурсные торги там проводят не только заказчики, но и посредники, причем нередко создаются целые цепочки, и каждое звено «отщипывает» у подрядной организации свои комиссионные. Поэтому лучше всего, безусловно, искать возможность «зацепиться» за заказчика. В этом случае можно договориться о работе на более выгодных условиях. В России определение «договорная цена» имеет прямой смысл: поскольку стройки затевают в основном частные компании, то сметы, как правило, не составляются, и стоимость работ определяется разными факторами, в том числе опытом совместно реализованных проектов, примерами предыдущих удачно выполненных работ, наличием собственной техники и средств малой механизации.
С другой стороны, намного упростился порядок пребывания белорусских специалистов в России: теперь не требуется регистрация, достаточно уведомления о прибытии работников. Решен вопрос о медицинском обслуживании: первые 2-3 дня белорусов принимают бесплатно, а затем оформляется страховка, которая стоит недорого.
С прошлого года, когда начал действовать Таможенный союз, не стало проблем и с доставкой техники. Раньше требовалось оформить временный ввоз, внести залог, и при этом на российской таможне делали все, чтобы воспрепятствовать провозу машин и механизмов. А между тем использование собственных основных фондов дает возможность снизить издержки, а значит, получить больший объем прибыли, причем в валюте. Стоимость аренды, например, автомобильного крана в России вдвое выше, чем в Беларуси. Еще значительнее эта разница, если применять свои машины.
Стало очень выгодно завозить на российские стройки и белорусские стройматериалы, которые также оказываются дешевле местных. Например, на завод в подмосковном Егорьевске конструкция каркаса производственного корпуса поставлена Минским заводом технологических металлоконструкций, который входит в состав ОАО «Промтехмонтаж».
- Думаю, всему нашему строительному комплексу надо взять ориентир на экспорт, - уверен Александр Владимирович. - Причем от разрозненных «набегов» перейти к согласованным действиям. Это значит, что белорусы могли бы вести за рубежом объекты, начиная со стадии проектирования и заканчивая сдачей «под ключ». В эту цепочку вполне можно было бы включить производителей стройматериалов, особенно таких, как цемент, которого после пуска трех новых заводов у нас будет в избытке.
В качестве примера успешного экспорта строительных услуг он назвал турецкую фирму ENKA, с которой минские монтажники работали на протяжении нескольких лет. Это огромный холдинг, управляющая компания которого расположена в Стамбуле, а строительные фирмы разбросаны по всей Турции и в странах трех континентов - Европы, Азии и Африки. Компания предлагает широкий круг инженерных услуг от проектирования до поставки оборудования, строительства, монтажа и эксплуатации зданий. Почему бы и белорусским строителям не объединиться в такие мощные холдинги, которые могли бы осваивать зарубежные строительные рынки?! Зачем возрождать монополию?
Новый цех На первый взгляд, такая работа уже ведется, и в строительной сфере намечается создать несколько крупных формирований. Однако преобразования будут идти по команде сверху, без учета мнения предприятий, которые предполагается объединить.
- Если бы сегодняшние реформаторы учли, как говорится, инициативу снизу, то вряд ли они стали бы воссоздавать структуры, существовавшие в советские времена, - объясняет свою позицию Александр Владимирович. - Когда-то существовало Министерство монтажных и специальных строительных работ, и сегодня предлагается объединить всех монтажников республики и назвать это холдингом. С какой целью? Мне кажется, важно определить не способ, по которому надо объединяться, а посмотреть, какие связи уже наработала жизнь, какие существуют неудовлетворенные потребности? И именно это надо закрепить юридически. Мы, например, нередко нуждаемся в подразделениях, выполняющих смежные работы. Их наличие давало бы возможность не на единичных, как сейчас, а на большинстве объектов выполнять функции генподрядчика. Так, планируем создать в ОАО «Промтехмонтаж» подразделение, которое вело бы земляные работы, сооружало фундаменты. А в рамках монтажного холдинга, каковым по сути, а не по форме является ОАО «Промтехмонтаж», не помешало бы иметь общестроительный трест. Ведь сегодня наши возможности в возведении зданий ограничены использованием только металлических конструкций. А наличие «чистых» строителей позволило бы браться за корпуса со сборным и монолитным железобетонным каркасом, различными типами ограждающих конструкций. В составе холдинга также необходимы проектный институт и инжиниринговая компания. Такое объединение было бы жизнеспособным, нам же сейчас просто предлагают монополизировать отдельные сферы строительной деятельности. А монополия никогда не стимулировала развитие.
Александр МелешевичВ конечном итоге, и в этом убежден директор Второго монтажного управления, мы должны прийти к «умному» строительству. Любой объект надо сначала «построить» на бумаге, заранее позаботившись об устранении всех возможных нестыковок, а также об обеспечении рабочей силой, материалами и механизмами. А когда есть такая схема, можно нажимать кнопку «старт» и начинать стройку.
- У нас же с инженерной проработкой становится все хуже, - сетует А.Мелешевич. - Говорю об этом со знанием дела, ведь 34 года жизни отдал монтажным работам. Во-первых, все строители постоянно сталкиваются с проблемой несвоевременной оплаты выполненных работ. Мне, например, непонятно, почему новое цементное производство в Кричеве должно строиться без денег?! Некоторые заказчики не платят по 2-3 месяца, ссылаясь на то, что не открыто финансирование. Думаю, это просто удобная формулировка, за которой прячется неумение организовать дело. Но и наличие средств - не гарантия того, что стройка будет идти без сучка, без задоринки. А сегодня на объекте «Чижовка-Арена», где проектирование ведется параллельно со строительством, нам нужно постоянно возвращаться к уже выполненным конструкциям, добавлять новые
элементы или вовсе переделывать. В результате теряем в производительности, эффективности использования механизмов, сварочного и иного оборудования.
Решение этих, по сути, организационных проблем дало бы возможность не только повысить отдачу от работы строительных организаций, но и нарастить экспортный потенциал. И речь может идти не только о российском рынке. В последнее время интерес к белорусским монтажникам стали проявлять партнеры из стран Балтии, и специалисты Второго монтажного управления сейчас внимательно изучают их предложения. И сегодня - это прямой выход в Евросоюз, где белорусские строительные организации вполне способны показать класс работы. Ведь если турки смогли освоить в широком масштабе экспорт строительных услуг, то неужели не получится у белорусов?! Второе Монтажное Управление ОАО «Промтехмонтаж»

220034, г. Минск, ул. Платонова, 1
Тел./факс: (017) 294-22-07
e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
{jcomments on}