fbpx
Заседание Республиканского клуба директоров Бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.КунявскогоПервое в текущем году заседание Республиканского клуба директоров Бизнес союза предпринимателей и нанимателей имени профессора М.С.Кунявского по многолетней традиции было посвящено условиям хозяйствования в текущем году, которые организаторы сформулировали в виде триады: тенденции, вызовы, риски. Урок - не впрок Нетрудно заметить в этих словах настороженность, что, конечно, связано с событиями, произошедшими в минувшем году. И самое интересное, что до сих пор нет единого мнения о причинах столь резкого падения курса белорусского рубля: за 2011 г. по отношению к валютной корзине он обесценился в 2,7 раза, а к доллару почти в 2,8 раза.
Первый заместитель председателя правления Национального банка Николай ЛУЗГИН, выступивший на заседании, считает, что в валютном кризисе, как в капле воды, отразились проблем, существующие в реальном секторе экономики: низкая конкурентоспособность продукции при высокой энерго- и материалоемкости, значительная доля импортной составляющей в себестоимости, что в конечном итоге выливается в значительное отрицательное сальдо торгового и платежного баланса, который до недавнего времени удавалось «закрывать» золотовалютными резервами.
Николай ЛУЗГИН
Конечно, все сказанное справедливо по отношению к белорусской экономике, но оно никак не «привязано» к времени, не объясняет, почему рубль обвалился именно в 2011 г.? В качестве примера можно привести Францию, у которой отрицательное сальдо платежного баланса в прошлом году достигло 75 млрд. евро. При этом до недавнего времени страна имела самый высокий - ААА - кредитный рейтинг, и лишь в начале этого года он был понижен международным агентством Standard & Poor’s на одну ступеньку, о которой, между прочим, Беларуси можно только мечтать.
Как бы то ни было, тщательного анализа произошедшего в республике сделано не было, а значит, ситуация может повториться. Об этом недвусмысленно сказал и Н.Лузгин:
- Проблемы по-прежнему остались, высоки инфляционные ожидания, и все это надо учитывать в наших действиях в предстоящем году.
Другими словами, риски непредсказуемого поведения белорусского рубля остаются. Но только ли объективными причинами объясняются события прошлого года? Ведь при том «ручном» управлении, которое применяется в республике, неизбежно пренебрежение экономическими законами и, как следствие, ошибки.
Виктор ПИНИГИНКосвенно подтвердил такую возможность заместитель директора Научно-исследовательского экономического института Министерства экономики Виктор ПИНИГИН. Он рассказал о том, как велась разработка прогноза социально-экономического развития республики на 2012 г.
- Были рассмотрены различные варианты, в том числе - отрицательного роста ВВП, который должен был составлять до -8% или 92% к 2011 г. Это было обусловлено необходимостью сжимать внутренний спрос и расширять поставки на внешний рынок с учетом возрастания внешнеэкономической разбалансированности. Сжатие внутреннего спроса стало бы стимулом для снижения импорта для конечного потребления домашних хозяйств, для государственного потребления, валового накопления, а это, соответственно, вытеснит производителей на внешние рынки, и произойдет рост экспорта. Все это предполагалось осуществить для того, чтобы выйти, в конечном счете, на нулевое или даже положительное сальдо внешней торговли товарами и услугами. Для чего это делалось? Дело в том, что 2012-2014 гг. являются пиковыми по выплатам внешнего долга.
Понятна логика ведущего экономического института, который дает рекомендации правительству по формированию политики? Поневоле вспоминается анекдот советского периода: когда Брежнев увидел на военном параде проходящую по Красной площади колонну людей в костюмах и с портфелями-дипломатами в руках, ему объяснили, что это экономисты из Госплана - оружие страшной разрушительной силы. А к их коллегам, нашим белорусским специалистам хочется обратиться словами песни Владимира Высоцкого: «Товарищи ученые, кончайте ваши опыты…»
Скорее всего, из прошлогоднего провала никто так и не извлек никаких уроков.
Владимир КАРЯГИН

Издержки «ручного управления»

Вообще те, кто держит руки на рычагах управления экономикой, должны отказаться от позиции всезнаек, особенно после прошлогодних событий. И уж если они считают, что надо применить инструменты регулирования, то делать это надо с предельной осторожностью, предвидя все возможные негативные последствия от таких действий.
Но сначала надо бы разобраться с терминами: если уж идет речь о прогнозе, то таковым он и должен быть, а уж никак не планом со всеми вытекающими для субъектов хозяйствования последствиями.
Как заметил В.Пинигин, перейти к индикативному прогнозированию пока не удалось. Но показатели, которые планируется доводить до отраслевых штабов и местных органов власти, будут носить более «качественный характер»: рентабельность, материало- и энергоемкость, производительность труда, добавленная стоимость на одного занятого, объем прямых иностранных инвестиций. Между тем субъектам хозяйствования подготовлен настоящий «сюрприз»: новый показатель «валовой региональный продукт». Хотя ничего нового в нем нет, это тот же ВВП только в разрезе областей и города Минска. И поскольку в целом для республики этот показатель установлен на уровне 105-105,5%, то можно не сомневаться, что его «доведут» до всех предприятий. Кстати, интересно, что министерства и ведомства брали на себя более высокие показатели, что не совсем понятно: неужели это объясняется всего лишь стремлением «выслужиться»?!
В любом случае, властные структуры не намерены отказываться от единоличного владения рычагами управления. И многие документы в экономической сфере по-прежнему принимаются келейно, без учета мнения организаций, представляющих интересы субъектов хозяйствования. Об этом резко высказался председатель Минского столичного союза предпринимателей и работодателей Владимир КАРЯГИН, обращаясь к начальнику главного управления налоговой политики и доходов бюджета Министерства финансов Дмитрию КИЙКО:
- Ваше министерство - единственное, которое полностью не выполняет положение о гласном рассмотрении законопроектов совместно с деловым сообществом. Нарушение Директивы №4 влечет как минимум отставку министра и всех, кто причастен к нарушению этой директивы. Нам не представили на рассмотрение проекты ни бюджета на текущий год (а в нем многие затратные статьи очень сомнительны), ни налогового кодекса, к которому также есть вопросы.
Александр КАЛИНИНОдин из них поставил председатель Белорусского союза предпринимателей Александр КАЛИНИН. Речь идет о совершенно новом понятии трансфертного ценообразования, которое введено в налоговое законодательство без согласования с предпринимательскими организациями.
В свою очередь, Д.Кийко успокоил собравшихся, заметив, что ничего страшного в механизме контроля за трансфертным ценообразованием нет. Хотя для нашей страны это новинка, такой порядок применяется во многих государствах. Для Беларуси это актуально в связи с формированием единого экономического пространства с Россией и Казахстаном, контроль поможет пресечь возможные злоупотребления с манипулированием ценами и уходом от налогообложения. Причем речь идет только о сделках между так называемыми взаимозависимыми лицами - компаниями, между которыми есть какая-то связь, например, участие в уставных фондах друг друга. В этом случае налоговым органам предоставляется право контролировать цены сделок на соответствие их рыночным. Если обнаружатся значительные отклонения, корректируется налоговая база, но только для целей взимания налога на прибыль. Причем, как отметил представитель Минфина, данный порядок будет применяться только по отношению к внешнеэкономическим сделкам. А вот в России с этого года стали контролироваться и внутренние сделки.
Однако этот рассказ не убедил собравшихся в том, что никаких потерь законопослушные налогоплательщики не понесут. Исходя из опыта они знают: были бы санкции, а к кому их применить - найдется!
Дмитрий Кийко рассказал и о других изменениях в законодательстве, которые несколько меняют условия ведения хозяйственной деятельности. Прежде всего, существенное снижена ставка налога на прибыль: с 24 до 18%. Но при этом отменяется инвестиционная льгота, когда ставка налога уменьшалась на 50%, если прибыль направлялась на инвестиции. Данный шаг выступающий объяснил так:
- Пришлось признать, что льгота эффективна для действующих предприятий, которые уже накопили большую массу прибыли и могут реинвестировать ее в свое производство, но для создания новых предприятий достаточных стимулов такая система не создает. Однако и в первом случае льгота не востребовалась в существенном объеме. Например, за 2010 г. ее размер не превысил 1% ВВП.
С учетом того, что от льготы на финансирование капвложений решили отказаться, предусматривается перенос убытков на будущие прибыли без количественных ограничений. Если они связаны с инвестиционной деятельностью, созданием новых предприятий, то возможно будет компенсировать эти суммы в течение последующих 10 лет.
Еще один шаг в сторону уменьшения нагрузки по налогу на прибыль, введение пониженной ставки в отношении высокотехнологичных товаров: на прибыль от их реализации будет установлена нулевая ставка. Но опять же все будет определяться перечнем, который сейчас разрабатывает Государственный комитет по науке и технологиям. Поэтому вряд ли туда включат, например, мебель, на чем настаивал выступивший на заседании клуба председатель Белорусского союза мебельщиков Александр БАРТАШЕВИЧ, который подчеркнул, что готов представить доказательства высокой технологичности этого товара. Судя по всему, список предприятий, освобождаемых от налога на прибыль, опять будет составляться в тиши кабинетов, исходя из «государственных интересов». Вот только в чем они заключаются, видимо, у каждого из нас свое представление. Отдай валюту!
Дмитрий КИЙКО Примером может служить проблема возврата валютной выручки в 90-дневный срок, определенный законодательством. По словам Николая Лузгина, Президентом была поставлена задача сокращения задолженности зарубежных дебиторов до 2 млрд. долл., и пока она еще не выполнена. В прошлом году Нацбанк полностью прекратил выдачу разрешений на отсрочки по возврату валюты. В этом году внесены некоторые изменения в нормативные акты, в которых определены случаи, когда можно давать разрешение на продление сроков.
- Определенную тревогу у нас вызывает то, что одним из условий получения разрешения на продление сроков является ходатайство министерства, Совета Министров или вице-премьера, - заметил представитель Нацбанка. - К сожалению, эти ходатайства некоторыми министерствами пишутся как под копирку, будто просят дать индульгенцию.
Понятно, что Николай Владимирович отстаивает государственные интересы, заботясь о том, чтобы валюты в стране было больше. А теперь послушаем генерального директора ОАО «Белтеплоизоляция» Николая НАВРУЦКОГО:
- В Европе, а в последнее время и в России существует такая практика: 5% от суммы контракта на строительство резервируется для устранения недоделок при сдаче объектов и еще столько же - на срок гарантийных обязательств, сейчас это от 2 до 5 лет. Понятно, что получить эти средства в течение 90 дней мы не можем. До августа прошлого года получали разрешения, по контрактам, которые предполагалось выполнить во втором полугодии, а потом нам начали отказывать. Как же в этом случае, не нарушая закона, выполнять доводимые Министерством архитектуры и строительства задания по экспорту услуг?!
А разве это - не государственный подход? И чья позиция при этом принесет державе большую пользу? Ведь стремясь вернуть в страну незначительную часть валютной выручки, контролеры отбивают у предприятий охоту заработать за границей гораздо большую сумму денег.
При всех решениях нужно иметь в виду системный подход. В этом и заключается главный урок, который надо было извлечь из прошлогодних событий.
Владимир СВЕРКУНОВ
{jcomments on}