После публикации в журнале «Директор» (№12, 2011 г.) статьи главного редактора Александра КОВТУНЕНКО, в которой речь шла, в частности, о негативном влиянии на экспорт многочасовых очередей на пограничных переходах (в качестве примера приводился переход «Каменный Лог»), редакция получила письмо начальника Ошмянской таможни И.И.НИВЕРКЕВИЧА. Помимо прочего, в документе идет речь о новых возможностях оперативного таможенного оформления экспортируемых товаров. Надеемся, что данная информация будет интересна и нашим читателям.

Как отмечается в письме, в последние годы Государственным таможенным комитетом проведена большая системная работа по созданию оптимальных условий для экспорта товаров с территории Республики Беларусь.

Во-первых, внедрена система электронного декларирования, применение которой начиналось с оформления товаров, вывозимых белорусскими экспортерами. Сегодня основные экспортеры помещают под таможенную процедуру экспорта товары, размещенные во временных зонах таможенного контроля непосредственно на их территориях, а декларации направляют из своего офиса. Таким образом, время на совершение таможенных операций исчисляется минутами. Фактически работает заявительный принцип. В такой ситуации сроки отправки экспортных товаров в большей степени зависят от самого экспортера. Более того, отмечается в письме, в тех случаях, когда экспортер не успевает подготовить отправку, чтобы подать декларацию во время работы пункта таможенного оформления, руководство таможни идет ему навстречу и разрешает совершение таможенных операций вне времени работы пункта.

Всего за декабрь 2011 г. Ошмянской таможней совершены операции при помещении товаров под таможенную процедуру экспорта в отношении 720 поставок. Из них в отношении 698 поставок (97%) использовано электронное декларирование.
Во-вторых, создан институт уполномоченных экономических операторов (УЭО). Субъектам хозяйствования, имеющим такой статус (ранее ему соответствовал статус добросовестного участника внешнеэкономической деятельности), предоставляется ряд специальных упрощений. В настоящее время все основные белорусские экспортеры обладают статусом УЭО. Вывозимые ими товары попадают на территорию автодорожных пунктов пропуска вне очереди. Для целей идентификации таких товаров таможенными органами применяется специальный штамп на транспортных документах. Непосредственно в пунктах пропуска выделены отдельные рабочие места для приоритетного оформления белорусского экспорта.

В-третьих, руководством Государственного таможенного комитета проводятся рабочие встречи с руководителями таможенных служб всех сопредельных государств, одной из целей которых является оперативное принятие согласованных мер по минимизации влияния возникающих нештатных ситуаций, к которым относятся и очереди. В конце ноября прошлого года в пункте пропуска «Каменный Лог» была проведена очередная встреча с руководством таможенной службы Литовской Республики, на которой обсуждалась и проблема очередей. Для ее решения по автомобильным пунктам пропуска «Каменный Лог», «Котловка», «Бенякони» и «Привалка» определены минимально допустимые количественные уровни обработки как грузовых, так и легковых транспортных средств при наличии очередей. При этом ГТК Беларуси ведется почасовой мониторинг количества обработанных транспортных средств.

В-четвертых, создана эффективная система анализа и управления рисками, которая наряду со средствами неинтрузивного досмотра (сканирующие системы) создает условия для значительного сокращения времени на проведение таможенного контроля.

Таким образом, подчеркивается в письме, в Беларуси построена система таможенного контроля, позволяющая эффективно поддерживать баланс между мерами по обеспечению соблюдения участниками ВЭД таможенного законодательства и максимальным облегчением условий международной торговли. В частности, за декабрь 2011 г. в пункте пропуска «Каменный Лог» физическим досмотрам подвергнуты 1,4% всех перемещаемых партий товаров.

В-пятых, действует система электронного предварительного информирования (ЭПИ), которая позволяет перевозчикам значительно сокращать время на осуществление таможенных формальностей в пограничных пунктах пропуска при ввозе товаров. В настоящее время предварительное информирование носит рекомендательный характер, но каждый перевозчик имеет возможность его использовать. К сожалению, литовские перевозчики не проявляют в этом плане активности (в зоне Ошмянской таможни доля использования ЭПИ составляет 10-13%). После введения с 17 июня 2012 г. обязательного ЭПИ каждый водитель сэкономит от 20 до 30 мин на подготовку транзитной декларации.

В письме также отмечается, что для минимизации очередей на белорусско-литовской границе во все пограничные пункты пропуска дополнительно переведены должностные лица из других подразделений таможни.

По мнению руководителя таможни, очереди на границе возникают, прежде всего, из-за большой разницы в ценах на автомобильное топливо и другие товары, а также ограничений на ввоз топлива в Республику Польша - по этой причине водители стремятся выехать в Европу через Прибалтику. Но, как подчеркивается в письме, очереди на границе не создают помех для деятельности основных экспортеров.
 
 
Юрий БЕХТЕРЕВ
 
{jcomments on}