№1 (151) - Январь

Тема номера: ЭКСПОРТ УСЛУГ

  • Зачем нам строить за границей? Что мешает росту экспорта строительных услуг?

  • Государственный интерес в разных измерениях. "Ручное" управление экономикой неизбежно приводит к серьезным ошибкам.

  • Обреченные на реформы. Вступление Беларуси в ЕЭП потребует коренной реструктуризации экономики.

  • Таможенное декларирование: проще и быстрее. Когда исчезнут очереди на пограничных пропусках?

  • Как увольняют директоров. Директор - единственный работник, которого собственник предприятия может уволить в любой момент.

  • Какая еда не принесет вреда? Вкусная еда - не всегда может быть одновременно и здоровой.

  • Запонки: маленькая деталь большого имиджа. Запонки по-прежнему остаются важной деталью мужского гардероба.

 Электронная версия журнала (для того, чтобы увеличить страницы, кликните по ним левой клавишей мыши)

ТЕМА НОМЕРА

ЭКСПОРТ УСЛУГ
 
 
4    Зачем нам строить за границей?
Что мешает росту экспорта строительных услуг?
Владимир СВЕРКУНОВ

8    От перевозок - к логистической системе
Транспортники планируют довести выручку от экспорта услуг до 1 млрд. долл.
Сергей НЕГРЕЙ

10    «Беларусь» - дома и за границей
Торговля вполне может зарабатывать валюту на экспорте услуг.
Николай МЕТЛИЦКИЙ

12    Белорусские дипломы становятся экспортным товаром
Образовательные услуги могут стать важнейшей статьей белорусского экспорта.
Александр СОЛОДКОВ

В ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
 
14    Государственный интерес в разных измерениях
 «Ручное» управление экономикой неизбежно приводит к серьезным ошибкам.
Владимир СВЕРКУНОВ

ФИНАНСЫ
 
17    Кредит по сходной цене
Выбор правильной ставки поможет сэкономить на стоимости кредита.
Нонна РАБЕЦ

ЕДИНОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО
 
18     Инвесторам предлагают рискованные льготы
Время индивидуальных льгот для субъектов хозяйствования проходит. Членство Беларуси в ЕЭП создает для их предоставления слишком некомфортные условия.
Екатерина ЗАБЕЛЛО

21    Обреченные на реформы
Вступление Беларуси в ЕЭП потребует коренной реструктуризации экономики.
Ирина КОЛЕСНИКОВА

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ
 
23    Сколько стоит наше меню

24    Охранная грамота
На территории ЕЭП многие товарные знаки могут остаться без защиты.
Валентин РАЧКОВСКИЙ

МАРКЕТИНГ
 
27    Директор и маркетолог: дуэт лучше соло
Технологии маркетинга в условиях быстро изменяющейся информационной и технологической среды постоянно обновляются.
Марина ЛАТЫШЕВА

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬОНСТЬ
 
28    Мебель с сучками идет на экспорт без задоринки
Когда белорусская мебель европейского качества найдет путь на внутренний рынок?
Василий КУРГАН

30    Россия вступила в ВТО…
Окажет ли негативное воздействие на развитие двусторонней торговли с Россией ее вступление в ВТО?
Сергей МИХНЕВИЧ

ОТКРЫТЫЙ РАЗГОВОР
 
33    Кому Указ - не указ?
Какие лазейки в порядке организации и проведения проверок используют государственные органы?
Игорь КАБАЛИК

МЕНЕДЖМЕНТ
 
34    Чтобы облегчить инвестору выбор
Для поиска инвестора часто нужен посредник.
Валентин ГАЛИЧ

ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ

36     Интеллект против цены
Измерительные комплексы «Исток» помогают повысить энергоэффективность предприятий.
Юрий МОСКВИЧЕВ

ИННОВАЦИИ
 
38     Беларуси нужна малотоннажная химия
Белорусская химическая промышленность нуждается в перестройке.
Владимир АГАБЕКОВ

ТРАНСПОРТ
 
40    Рекорды экономят деньги
Белорусское транспортно-экспедиционное предприятие ставит рекорды по весу и габаритам перевозимых грузов.
Владимир КОМАРОВСКИЙ

ИНЖИНИРИНГ
 
42    Профессионализм как конкурентное преимущество
Против конкурентов эффективней бороться интеллектуальными методами.
Юрий БЕЛЕНЬ

СФЕРА УСЛУГ
 
44    Старое служит не хуже нового
Современные технологии позволяют обеспечить качественное восстановление транспортных средств.
Юрий СЛИЗЕВИЧ

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
 
45    Таможенное декларирование: проще и быстрее
Когда исчезнут очереди на пограничных пунктах пропуска?

РЫНОК РЕКЛАМЫ
 

46    Продвижение в условиях спада
В Интернете грядет массовое «переименование».
Даже в трудные времена дальновидные руководители не экономят на маркетинге и рекламе.
Алена УСТИНОВИЧ

ПРАВО

47    Как увольняют директоров
Директор - единственный работник, которого собственник предприятия может уволить в любой момент.
Валентина ЗАВАДСКАЯ, Елена ПЛАВИНСКАЯ

48     Мониторинг законодательства (январь 2012г.)
Директору - о новациях законодательства.

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА


50    Отказ от использования экономичных судебных процедур - бесхозяйственность
Экономические процессы в зеркале судебных решений.
Елена НИКОЛАЕВА


КЛУБ «ДИРЕКТОР»


Исторический факультет
52    Дикобразы на ветру
Чем стала для СССР и Беларуси Вискулевская встреча?
Яков АЛЕКСЕЙЧИК

История успеха
56    Самый дорогой в мире «сыщик»
Как Google стал самым дорогим в мире брендом?
Ольга ПАСИЯК

Мода и стиль
58    Запонки: маленькая деталь большого имиджа
Запонки по-прежнему остаются важной деталью мужского гардероба.
Ольга КОВТУНЕНКО

Образ жизни
60    Какая еда не принесет вреда?
Вкусная еда - не всегда может быть одновременно и здоровой.
Ирина СНЕГИРЕВА

Здоровье
62    Что-то ноги стали зябнуть…
Можно ли считать болезнью постоянно мерзнущие конечности?
Ирина ВЕСЕНИНА

МЫСЛИ НЕ ДЛЯ ПЕЧАТИ
64    Там - показуха, здесь - разруха
В Беларуси сложилась не лучшая традиция подменять серьезные экономические решения шумными кампаниями

 
Уважаемые читатели!
 
В сентябре 2010 г., рассматривая развитие «белорусской модели» в 2011 г., приходилось отмечать, что заработная плата в 500 долл. для экономики неподъемна. Для такой оплаты труда требовался рост ВВП на 19,9%. К сожалению, наша оценка оправдалась. Средняя зарплата 508-513 долл. существовала два месяца: в марте и апреле, и то только потому, что курс Национального банка безнадежно отставал от реального, формирующегося на рынке. За 12 месяцев республика вышла на среднюю величину в 412 долл. При этом в декабре средняя заработная плата в долларах составила 339,7. Удельный вес оплаты труда в ВВП в 2011 г. оказался на уровне 39,3%, сократившись по сравнению с 2009 г. на 3,6 процентного пункта. Иными словами, рост заработной платы не успевал за инфляцией и девальвацией. ВВП в текущих ценах за год увеличился на 166,8%. То есть требуемый рост для повышения зарплаты был обеспечен инфляцией, порожденной эмиссией и девальвационным ожиданием. В результате увеличения цен на сырье и материалы резко выросла и выработка на одного работающего. Так, при среднем курсе за 2011 г. доллара к белорусскому рублю по котировке Нацбанка - 4669,8 в обрабатывающей промышленности этот показатель составил 63 тыс.долл. Между тем на трудоемких предприятиях выработка оставалась на уровне 25 тыс. долл. Но даже при такой выработке и сохранении заработной платы в 2012 г. на уровне декабря 2011 г. удельный вес ее в реализации продукции, приходящейся на одного работающего, увеличится по сравнению с прошлым годом на 60% - до 14,1%. Не сокращена в полном объеме и эмиссия, по-прежнему, хотя и меньшими темпами, формируется отрицательное сальдо внешней торговли, а потому в экономике продолжают присутствовать угрозы событий прошлого года. Ужесточается и конкуренция на традиционных рынках сбыта, снижается покупательная способность стран Евросоюза. Все сложнее привлекать не только прямые иностранные инвестиции, но и кредиты. Нет очереди за покупкой белорусских предприятий. Слаба надежда и на инвестиции из Китая. Поднебесная всеми силами стремится осваивать предоставленные кредиты собственными силами. Не преодолен и мировой кризис, и все чаще можно слышать пессимистические прогнозы.

В этих условиях Беларусь должна рассчитывать на собственные силы. Необходимо срочно повышать конкурентоспособность продукции. Технологическую и инновационную привлекательность пока мы обеспечить не можем. Но снизить себестоимость и цену экономика сегодня в состоянии. Резерв сосредоточен в избыточной численности промышленно-производственного персонала. Реципиентами могут и должны стать отрасли сферы услуг, включая строительство. Проблема в переобучении и трудоустройстве высвобождаемых работников. Далеко не все способны стать строителями, а тем более обладают необходимой для сферы услуг предприимчивостью.

Возможный вариант решения задачи пришел несколько дней назад при посещении Италии. Восхищаясь ее дорогами, придорожным сервисом, подумал, что Беларусь тоже могла бы, используя свое географическое положение, больше зарабатывать на транспортных потоках, тем более, после создания Единого экономического пространства. Строительство дорог может вобрать излишнюю численность в других отраслях, что реально повысит экспортный потенциал уже сейчас и будет способствовать развитию экономики страны.

Программа «Дороги Беларуси» на 2006-2015 гг. ставит правильные задачи, но темпы их решения пока мизерные. За прошлую пятилетку было реконструировано, с учетом нового строительства, всего 0,4% от 72 тыс. км дорог с твердым покрытием. Между тем качество и оснащенность наших транспортных аретрий существенно отстают от итальянских. Правда, они не хуже, чем в Польше, Чехии, Австрии и Словении, а автодорога М-1/Е30 Брест - Минск - граница РФ - даже лучше. И все же это тоже не автострада, за рубежом называемая автобаном.

Значительно отставание и по протяженности дорог на 1 жителя. И это несмотря на то, что население Италии в 6 раз больше, чем Беларуси, а по площади она превосходит нашу страну всего на 42%. Если сравнить отечественные дороги (15,5 тыс.км) с государственными итальянскими, автобанами и провинциальными дорогами (166,5 км), то на 1 жителя Италии их приходится на 76% больше. Сравнивая же протяженность итальянских дорог с учетом муниципальных (669 тыс.км), которые ничем не уступают нашим с твердым покрытием, получим превышение из расчета на 1 жителя уже в 1,9 раза. Но этот показатель больше отражает наши возможности по развитию экономики. Ускоренное же переоснащение транспортных коридоров, дальнейшее формирование инфраструктуры и логистики несомненно первично, ибо может дать валюту для становления экономики Беларуси.

Дело за малым: «Идея должна овладеть массами».
 
 
С уважением,
{jcomments on}
 
 
 
Сергей НЕГРЕЙ, начальник управления внешнеэкономической деятельности и разрешительной системы Министерства транспорта и коммуникаций
 
 
 
 
 
В отличие от большинства других отраслей транспорт на протяжении двух десятков лет ведения Беларусью самостоятельной внешнеторговой деятельности «привозит» из-за границы лишь положительное сальдо. По предварительным итогам 2011 г. только международные автоперевозчики пополнили валютную копилку страны суммой более 920 млн. долл. При этом разница между экспортной и импортной составляющей достигла около 660 млн.
Эти цифры привел начальник управления внешнеэкономической деятельности и разрешительной системы Министерства транспорта и коммуникаций Сергей НЕГРЕЙ в интервью редакции.

- Сергей Викторович, на протяжении всех 20 лет не раз менялись условия осуществления международных перевозок. Как это отразилось на состоянии предприятий, работающих в этой сфере?
В последние годы удалось улучшить структуру подвижного состава. Усилия направлены, в первую очередь, на качественное обновление парка за счет приобретения автотехники экологических стандартов Евро-4, Евро-5 как импортного, так и отечественного производства. Сегодня около 60% автомобилей соответствуют экологическим стандартам Евро-3 и выше и могут беспрепятственно работать на Западную Европу. Причем за 2011 г. на 1 тыс. выросло количество машин стандарта Евро-5, и сегодня общее их число превысило 3 тыс.
Результатом такого качественного улучшения структуры автопарка, занятого на международных перевозках, стало ежегодное увеличение экспортной выручки, которая за 5 лет выросла почти вдвое.
- На каких условиях сегодня приобретаются автомобили?
- В основном с использованием лизинга, как внутреннего, так и международного. Сегодня в рамках Таможенного союза на автомобили Евро-5 применяется ставка таможенной пошлины 5%, которая не является заградительной. И новые машины действительно покупать выгоднее, чем бывшие в употреблении: за грузовики старше 3 лет с момента выпуска нужно дополнительно уплачивать уже 50% таможенной стоимости либо 2,2 евро за 1 куб. см объема двигателя.
- А как обстоят дела с экспортом услуг у других видов транспорта?
- В целом экспорт транспортных услуг по предприятиям всех видов собственности по итогам 2011 г. по отношению к 2010 г. прогнозируется на уровне 125%.
Однако здесь не все так однозначно, поскольку, например, у железнодорожников существуют проблемы, связанные с учетом экспорта. Согласно нашему законодательству, для того, чтобы услуга засчитывалась в экспорт, она должна быть оказана нерезиденту. Однако большую часть договоров на транзит иностранных или перевозку отечественных экспортных грузов железнодорожники заключают с экспедиторскими компаниями и промышленными предприятиями, зарегистрированными на территории Республики Беларусь.
Теперь посмотрим на другую составляющую перевозок - импорт. Как только железнодорожный состав с белорусскими внешнеторговыми грузами пересекает нашу границу, Белорусская железная дорога должна производить взаиморасчеты в валюте за пользование железнодорожной инфраструктурой других стран, увеличивая при этом импортную составляющую показателя внешней торговли услугами железнодорожного транспорта.
В целом же, привлекая дополнительный транзитный грузопоток, Белорусская железная дорога обеспечивает дополнительные финансовые поступления и работу с высокой рентабельностью и обеспечивает перевозку всех заявленных объемов внешнеторговых грузов, включая нефтепродукты.
- В свое время бытовало мнение, что наша республика может зарабатывать на транзите иностранного автомобильного транспорта. Как это реально можно сделать, если, конечно, не иметь в виду только плату за проезд по белорусским дорогам, которая, в принципе, должна идти на поддержание магистралей в приемлемом состоянии?
- Это солидный резерв: за прошлый год мы пропустили транзитом через наши дороги более 1 млн. иностранных автомобилей. В текущем ожидаем увеличения потока примерно на 18%. Но чтобы зарабатывать на транзите, необходимо развивать логистику: чтобы иностранные грузы перерабатывались на нашей территории, а для стран, входящих в Таможенный союз, здесь производилось таможенное оформление. Над этой задачей мы серьезно работали в прошлом году, и уже есть некоторые подвижки в ее решении. В частности, договорились с российскими партнерами о том, что грузы происхождением из третьих стран, которые приходят на территорию Беларуси, перерабатываются, проходят таможенную очистку и доставляются российским грузополучателям по отдельному договору на перевозку без российского разрешения на перевозки грузов в/из третьих стран.
Кроме того, мы хотим решить самую главную проблему во взаимоотношениях внутри Таможенного союза: либерализировать условия выполнения автоперевозок по примеру опыта, используемого в Европейском союзе.
Мы проанализировали нормы, применяемые в Евросоюзе, и с их использованием подготовили проект соглашения между Беларусью, Россией и Казахстаном, предусматривающий уход от разрешительной системы на все виды автоперевозок, в том числе и на перевозки в/из третьих стран. Например, в ЕС тоже существуют определенные ограничения на каботажные (внутри страны) перевозки, на транспортировку грузов с выездом в третьи страны, но они значительно либеральнее, чем те, что сейчас применяют РФ и Казахстан. В текущем году эта законодательная работа с нашими партнерами по Таможенному союзу будет продолжена.

Белорусы, заслуженно заработавшие на международном рынке автотранспортных услуг репутацию надежных, профессиональных и высококомпетентных партнеров, являются востребованными и серьезными конкурентами для всех участников этого рынка.
 - Если вернуться к логистике, то как ее можно применить с учетом единого таможенного пространства?
- Я вижу большую перспективу в том, чтобы грузы из Западной Европы привозить автомобилями Евро-5 или железной дорогой в Беларусь. А дальше мы откроем возможность казахам, россиянам и белорусам доставлять их по всему таможенному пространству МАЗами. Это очень удобно, поскольку на территории бывшего СССР сохранена и активно совершенствуется сервисная сеть по техническому обслуживанию белорусских грузовиков. Таким образом, Беларусь может превратиться в своего рода «сухой порт» и зарабатывать на этом немалые средства в валюте.
- Можно ли будет подключить сюда иностранных перевозчиков? Скажем, смогут ли поляки использовать наши транспортно-логистические центры, учитывая, что они не очень любят ездить в Россию, а тем более в Казахстан?
- Если говорить о географии перевозок, то в направлении Запад-Восток, кроме белорусов, активно работают перевозчики из 5 стран: России, Украины, Польши, Литвы и Латвии. Но если в Беларуси заработают мощные транспортно-логистические центры – а они уже начинают появляться, - то, думаю, к нам поедут перевозчики практически из всех европейских стран. Поэтому мы с оптимизмом смотрим в будущее и планируем уже в 2012 г. увеличить экспорт автотранспортных услуг на 18%, что даст возможность заработать свыше 1 млрд. долл. и получить положительное сальдо внешней торговли услугами автомобильного транспорта в сумме более 750 млн.
{jcomments on} 
 
 
 
Александр МЕЛЕШЕВИЧ, директор Второго монтажного управления ОАО "Промтехмонтаж"
 
 
 
 
 
С завидным постоянством белорусский строительный комплекс каждые 3-5 лет теряет кадры, в подготовку которых вложено немало средств и сил, в том числе и непосредственно в строительных организациях. Специалистам оказывается выгоднее работать за рубежом, особенно когда там, как, например, сейчас в России, начинается строительный «бум».

Какой экспорт нам нужен?

По словам директора Второго монтажного управления ОАО «Промтехмонтаж» Александра МЕЛЕШЕВИЧА, это самый невыгодный для любой страны экспорт - рабочей силы. Да и сами гастарбайтеры далеко не всегда получают те суммы, на которые рассчитывают. Живут они, как правило, в приспособленных помещениях, не блещущих уютом. Они не могут получить листок нетрудоспособности в случае болезни, и чаще всего таким специалистам зарплату выплачивают в конвертах, а значит, она не будет учтена при начислении пенсии.
- Совсем другое дело, когда за рубеж едут не неорганизованные работники, а коллектив строительной организации, получившей контракт на сооружение какого-то объекта, - говорит Александр Владимирович. - В этом случае валютная выручка поступает на счет белорусского предприятия, т.е. идет в республику, так же, как и налоги, которые пополняют не иностранный, а родной бюджет. Такие результаты дает экспорт услуг, который, безусловно, выгоден и для страны, и для предприятия, и для работников, которые, работая за границей, сохраняют все социальные льготы вплоть до очереди на льготное строительство жилья.

За рубежом управление, которое в этом году отмечает 65-летие, строит не один десяток лет. В свое время - в 1947 г. - оно было создано для монтажа конструкций и оборудования на Минском тракторном заводе и с тех пор дало «путевку в жизнь» многим предприятиям не только в Беларуси, в числе которых минские заводы шестерен и автоматических линий, солигорское ОАО «Беларуськалий» и минское - «Керамин», Молодечненский завод легких металлоконструкций, но и за рубежом. Монтажники из МУ-2 работали в Алжире, Египте, Иране, Йемене, Нигерии, Монголии, Вьетнаме, на Кубе. А в последние годы значительную часть объемов работ выполняют в России. Доля этого экспорта колеблется в зависимости от загруженности коллектива внутри республики и складывающейся конъюнктуры на зарубежных строительных рынках. В любом случае экспорт является своего рода регулятором: с его помощью «добираются» объемы работ, которые не удалось получить в Беларуси.

Назад, в Россию!

В последние три года этот показатель несколько снизился - до 15%. В России из-за кризиса были свернуты многие проекты, а в республике, наоборот, было начато строительство ряда крупных объектов. В числе последних строек, где потребовался квалифицированный труд монтажников, - новый производственный корпус ОАО «Глубокский мясокомбинат», СЗАО «Осиповичский вагоностроительный завод», Ледовая арена в Молодечно. Значительного объема работ потребовала реконструкция, проводимая в ОАО «Керамин».
На первое полугодие текущего года также удалось набрать достаточный портфель заказов, в котором, например, такой крупный и престижный объект, как спортивный комплекс «Чижовка-Арена», где сейчас монтируется каркас, а затем специалисты управления начнут монтаж оборудования. Ведутся работы на сооружении цементного завода в Кричеве, строительстве нового производства плит МДФ в ОАО «Ивацевичидрев».
- Однако мы пока не видим достаточного фронта работ, которые могли бы вести во втором полугодии, - замечает А.Мелешевич. - Связано это, скорее всего, с инвестиционными трудностями, которые переживают многие предприятия. А мы, будучи монтажниками, в последние годы делаем ставку именно на реконструкцию, включающую в себя монтаж нового
оборудования. Причем сюда можно отнести объекты культуры и спорта, которые сегодня оснащаются не менее сложной техникой, чем промышленные предприятия. В свое время вели такой сложный объект, как Дворец Республики, и этот опыт пригодился в ходе реконструкции Национального академического Большого театра оперы и балеты. На очереди - Национальный академический театр имени Янки Купалы: думаю, что квалификация наших специалистов, которую они продемонстрировали на подобных объектах, поможет нам победить в тендере.
Универсальность, которой обладает управление, помогает ему получать заказы и в Российской Федерации. Только в последнее время выполнялись работы на угольном терминале в порту Усть-Луга Ленинградской области. Этот объект, кстати, был положительно оценен российским премьер-министром Владимиром Путиным. Неподалеку от Санкт-Петербурга, в Колпино, на дочернем предприятии ОАО «Северсталь», произведен монтаж крупного комплекса по производству труб. В Калуге минские специалисты дали «путевку в жизнь» заводу по выпуску извести.
Но с прошлого года, когда строительный комплекс заметно оживился, можно получить и более крупные объекты. Сегодня в соседней стране монтажники выполняют примерно 15% общего объема работ, а ставится задача за два года довести этот показатель до 50%.
- Думаю, это вполне реально, - считает Александр Владимирович. - Уверенность придает то, что мы не потеряли
наработанные годами связи с заказчиками. Ценится, например, наш опыт в строительстве предприятий, выпускающих строительные материалы. Одним из первых на пространстве СНГ управление смонтировало «под ключ» завод ячеистого бетона в ОАО «Забудова» по современной технологии немецкой компании Hebel, являющейся европейским законодателем мод в этой сфере. Газосиликатных блоков тогда больше не выпускал никто ни в Беларуси, ни в России, поэтому многие приезжали сюда знакомиться с новинкой, а заодно узнавали, что монтаж производственного комплекса выполнен силами нашего управления. Такая реклама помогла нам получить заказы на строительство нескольких подобных предприятий в России. В Чисти познакомились и с санкт-петербургскими производителями строительных материалов, по заказу которых три года назад построили производство ячеистого бетона. А сегодня тот же заказчик предлагает нам взять на генподряд крупный завод железобетонных изделий. Есть и другие предложения, которые мы сейчас внимательно рассматриваем.

Цена и зарплата

Самый главный для руководства управления вопрос, безусловно, заключается в цене, предлагаемой российскими заказчиками. К слову, в прошлом году они попытались «сыграть» на девальвации белорусского рубля и связанных с этим трудностях в экономике республики, стремясь снизить расценки для белорусских строителей.
- Естественно, мы на такие «игры» не идем, ведь нам не нужен экспорт любой ценой, он должен полностью окупать затраты и давать прибыль, - отмечает А.Мелешевич. - Так что мы поступаем по пословице: не бойся называть большую цену, бойся получить малую. Поэтому договариваемся о ней, исходя из своих наработок в России. Допустим, мы знаем, что сегодня в России смонтировать 1 т конструкций стоит от 700 до 1 тыс. долл. В этом диапазоне мы и ведем переговоры.
Сегодня в Егорьевске Московской области управление строит завод по выпуску изделий из ячеистого автоклавного бетона. И здесь договорились, что за каждую тонну смонтированных конструкций белорусы будут получать 750 долл. Но надо понимать, что эта стоимость включает все затраты, связанные с переброской техники, доставкой, проживанием и оплатой труда работников, арендой механизмов. В целом контракт предполагает выплату 2 млн. долл., а если участь, что трудится на этом объекте лишь 30 человек из 200 работающих в управлении, то выручка представляется очень даже неплохой. Она дает возможность ежемесячно выплачивать рабочим, занятым на российской стройке, зарплату в 10 млн. руб.
По словам директора Второго монтажного управления, именно невысокий размер заработной платы сегодня является самой сложной для строительных организаций проблемой. На республиканских стройках ее не удается поднять выше 5-6 млн. руб. в месяц. Но и «экспортный» заработок, несмотря на внушительный размер в белорусских рублях, тем не менее, заметно отстает от зарплат, выплачиваемых российским работникам, которые могут получать и по 2 тыс. долл. в месяц.
- Разница в зарплате на одном и том же экономическом пространстве может сильно подорвать наш строительный комплекс, - полагает Александр Владимирович. - Когда же мы поднимаем этот вопрос, нам приводят в пример учителей и врачей, заработок которых намного ниже. Но ведь дело здесь не в социальной справедливости, а в возможности сохранения и развития целой отрасли. Ведь учителю намного сложнее поехать в Смоленск и обучать там детей, а строителям сделать это очень просто, тем более, что сегодня их там ждут с распростертыми объятиями. И они почти все уедут, если мы не займемся серьезно экспортом строительных услуг. В свою очередь, часть прибыли, заработанной за рубежом, можно направить на увеличение заработка тех членов коллектива, которые заняты на стройках внутри республики.

ЕЭП уже работает

По мнению А.Мелешевича, сейчас для этого сложились довольно благоприятные условия. Белорусские подрядные организации на равных допускаются к участию в тендерах. Правда, для этого необходимо вступить в одну из саморегулируемых организаций, которые контролируют профессиональную деятельность своих членов и несут за них ответственность. И поскольку в этих объединениях предусмотрены членские взносы, причем немалые, лучше вступать в них не отдельными небольшими предприятиями, а крупными акционерными обществами, трестами, холдингами. Так, интересы МУ-2 и еще нескольких строительных организаций представляет ОАО «Промтехмонтаж».

Однако здесь есть некоторые «хитрости», которые знают не все строители, намеревающиеся работать в России. Конкурсные торги там проводят не только заказчики, но и посредники, причем нередко создаются целые цепочки, и каждое звено «отщипывает» у подрядной организации свои комиссионные. Поэтому лучше всего, безусловно, искать возможность «зацепиться» за заказчика. В этом случае можно договориться о работе на более выгодных условиях. В России определение «договорная цена» имеет прямой смысл: поскольку стройки затевают в основном частные компании, то сметы, как правило, не составляются, и стоимость работ определяется разными факторами, в том числе опытом совместно реализованных проектов, примерами предыдущих удачно выполненных работ, наличием собственной техники и средств малой механизации.
С другой стороны, намного упростился порядок пребывания белорусских специалистов в России: теперь не требуется регистрация, достаточно уведомления о прибытии работников. Решен вопрос о медицинском обслуживании: первые 2-3 дня белорусов принимают бесплатно, а затем оформляется страховка, которая стоит недорого.
С прошлого года, когда начал действовать Таможенный союз, не стало проблем и с доставкой техники. Раньше требовалось оформить временный ввоз, внести залог, и при этом на российской таможне делали все, чтобы воспрепятствовать провозу машин и механизмов. А между тем использование собственных основных фондов дает возможность снизить издержки, а значит, получить больший объем прибыли, причем в валюте. Стоимость аренды, например, автомобильного крана в России вдвое выше, чем в Беларуси. Еще значительнее эта разница, если применять свои машины.
Стало очень выгодно завозить на российские стройки и белорусские стройматериалы, которые также оказываются дешевле местных. Например, на завод в подмосковном Егорьевске конструкция каркаса производственного корпуса поставлена Минским заводом технологических металлоконструкций, который входит в состав ОАО «Промтехмонтаж».
- Думаю, всему нашему строительному комплексу надо взять ориентир на экспорт, - уверен Александр Владимирович. - Причем от разрозненных «набегов» перейти к согласованным действиям. Это значит, что белорусы могли бы вести за рубежом объекты, начиная со стадии проектирования и заканчивая сдачей «под ключ». В эту цепочку вполне можно было бы включить производителей стройматериалов, особенно таких, как цемент, которого после пуска трех новых заводов у нас будет в избытке.
В качестве примера успешного экспорта строительных услуг он назвал турецкую фирму ENKA, с которой минские монтажники работали на протяжении нескольких лет. Это огромный холдинг, управляющая компания которого расположена в Стамбуле, а строительные фирмы разбросаны по всей Турции и в странах трех континентов - Европы, Азии и Африки. Компания предлагает широкий круг инженерных услуг от проектирования до поставки оборудования, строительства, монтажа и эксплуатации зданий. Почему бы и белорусским строителям не объединиться в такие мощные холдинги, которые могли бы осваивать зарубежные строительные рынки?!

Зачем возрождать монополию?
Новый цех

На первый взгляд, такая работа уже ведется, и в строительной сфере намечается создать несколько крупных формирований. Однако преобразования будут идти по команде сверху, без учета мнения предприятий, которые предполагается объединить.
- Если бы сегодняшние реформаторы учли, как говорится, инициативу снизу, то вряд ли они стали бы воссоздавать структуры, существовавшие в советские времена, - объясняет свою позицию Александр Владимирович. - Когда-то существовало Министерство монтажных и специальных строительных работ, и сегодня предлагается объединить всех монтажников республики и назвать это холдингом. С какой целью? Мне кажется, важно определить не способ, по которому надо объединяться, а посмотреть, какие связи уже наработала жизнь, какие существуют неудовлетворенные потребности? И именно это надо закрепить юридически. Мы, например, нередко нуждаемся в подразделениях, выполняющих смежные работы. Их наличие давало бы возможность не на единичных, как сейчас, а на большинстве объектов выполнять функции генподрядчика. Так, планируем создать в ОАО «Промтехмонтаж» подразделение, которое вело бы земляные работы, сооружало фундаменты. А в рамках монтажного холдинга, каковым по сути, а не по форме является ОАО «Промтехмонтаж», не помешало бы иметь общестроительный трест. Ведь сегодня наши возможности в возведении зданий ограничены использованием только металлических конструкций. А наличие «чистых» строителей позволило бы браться за корпуса со сборным и монолитным железобетонным каркасом, различными типами ограждающих конструкций. В составе холдинга также необходимы проектный институт и инжиниринговая компания. Такое объединение было бы жизнеспособным, нам же сейчас просто предлагают монополизировать отдельные сферы строительной деятельности. А монополия никогда не стимулировала развитие.
В конечном итоге, и в этом убежден директор Второго монтажного управления, мы должны прийти к «умному» строительству. Любой объект надо сначала «построить» на бумаге, заранее позаботившись об устранении всех возможных нестыковок, а также об обеспечении рабочей силой, материалами и механизмами. А когда есть такая схема, можно нажимать кнопку «старт» и начинать стройку.
- У нас же с инженерной проработкой становится все хуже, - сетует А.Мелешевич. - Говорю об этом со знанием дела, ведь 34 года жизни отдал монтажным работам. Во-первых, все строители постоянно сталкиваются с проблемой несвоевременной оплаты выполненных работ. Мне, например, непонятно, почему новое цементное производство в Кричеве должно строиться без денег?! Некоторые заказчики не платят по 2-3 месяца, ссылаясь на то, что не открыто финансирование. Думаю, это просто удобная формулировка, за которой прячется неумение организовать дело. Но и наличие средств - не гарантия того, что стройка будет идти без сучка, без задоринки. А сегодня на объекте «Чижовка-Арена», где проектирование ведется параллельно со строительством, нам нужно постоянно возвращаться к уже выполненным конструкциям, добавлять новые
элементы или вовсе переделывать. В результате теряем в производительности, эффективности использования механизмов, сварочного и иного оборудования.
Решение этих, по сути, организационных проблем дало бы возможность не только повысить отдачу от работы строительных организаций, но и нарастить экспортный потенциал. И речь может идти не только о российском рынке. В последнее время интерес к белорусским монтажникам стали проявлять партнеры из стран Балтии, и специалисты Второго монтажного управления сейчас внимательно изучают их предложения. И сегодня - это прямой выход в Евросоюз, где белорусские строительные организации вполне способны показать класс работы. Ведь если турки смогли освоить в широком масштабе экспорт строительных услуг, то неужели не получится у белорусов?!

Второе Монтажное Управление ОАО «Промтехмонтаж»

220034, г. Минск, ул. Платонова, 1
Тел./факс: (017) 294-22-07
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
{jcomments on} 
 
 
Николай МЕТЛИЦКИЙ, директор торгового коммунального универсального предприятия "Универмаг "Беларусь"
 
 
 
 
За границей универмагу «Беларусь» не нужно даже особо рекламироваться: сам бренд зазывает покупателей, которые ценят белорусские товары за качество и приемлемую цену. В прошлом году это предприятие торговли организовало десяток «десантов» в Москву, Смоленск и Нижний Новгород и каждый раз привозило домой весомую выручку в валюте. Нужно ли магазинам заниматься экспортом услуг? Не отвлекает ли это от основной деятельности? На эти и другие вопросы редакции отвечает директор торгового коммунального унитарного предприятия «Универмаг Беларусь» Николай МЕТЛИЦКИЙ.

- Николай Владимирович, что дает вам такая выездная торговля?
- С одной стороны, мы привозим валюту - в прошлом году более 160 тыс. долл., немного, но для нас весьма кстати. А с другой - таким образом мы изучаем сами и помогаем нашим производителям изучать спрос на отечественную продукцию за рубежом. Например, в Смоленске на ярмарке «Сад. Огород. Дача» на «ура» пошли товары для отдыха, которые у нас реализуются не столь активно.
По ряду товаров мы даем рекомендации отечественным производителям, что необходимо сделать для того, чтобы их продукция хорошо продавалась и не только за рубежом.
На этот год мы получили серьезное задание по экспорту продукции и сейчас изучаем возможность открытия в России дочернего предприятия, естественно, с нашим брендом. Некоторые крупные предприятия, выпускающие высококачественную продукцию, такие как «Милавица» и другие имеют за рубежом свои фирменные магазины, секции. Но не все производители в силу разных объективных и субъективных обстоятельств могут себе позволить фирменную торговлю, тем более за рубежом.
Поэтому создание торговых домов, выставочных центров, фирменных магазинов и секций, участие в ярмарках дает возможность представить более широкий спектр потребительских товаров белорусского производства за границей. Наше предприятие принимает в этом посильное участие.
- Ваш универмаг - один из немногих, оставшихся в государственном подчинении. Не сковывает ли это свободу поведения и на внешних, и на внутреннем рынке?
- Я считаю, что государственная форма торговли не должна уходить в небытие. Наш универмаг - это своего рода индикатор, который показывает изменения на рынке и доводит их до сведения органов государственного управления, чтобы они могли вести более гибкую политику в этой сфере. С другой стороны, мы решаем многие вопросы социальной направленности. В частности, в последнее время в связи с некоторыми нюансами в экономике мы первыми взяли на себя обязательство по сдерживанию цен. Применяем минимальные торговые надбавки. Совместно с производителями широко проводим различные акции по снижению цен, предоставлению скидок. Берем на обслуживание многодетные и малообеспеченные семьи, пенсионеров, которым тоже предоставляем скидки.
Еще одно проявление «государственности» заключается в поддержке отечественных производителей, которым мы отдаем преимущество при формировании плана продаж. Доля белорусских товаров у нас не опускается ниже 75% по промышленным и 85% - по продовольственным товарам.
- Как складываются ваши взаимоотношения с партнерами из производственного сектора?
- Ответить однозначно на этот вопрос невозможно, поскольку у нас более 1,5 тыс. поставщиков, и у каждого - свое понимание, как должна работать торговля. Сейчас, например, спорим с одним из известных производителей радиоэлектроники. Это предприятие настаивает на том, чтобы магазин покупал у него продукцию, внося предоплату. Я с этим не согласен и вот почему. Сделанный нами анализ показал, что в среднем изделия этого предприятия продаются в течение 70 дней. Получается, что на такой срок мы должны кредитовать далеко не бедное предприятие, да еще и без процентов! Вообще, я считаю, что самая справедливая форма расчета - по факту реализации. Сегодня все торговые предприятия имеют автоматизированные системы учета товаров, поэтому очень легко «поймать» торговлю на задержке платежей. Между прочим, мы всегда идем навстречу нашим постоянным партнерам, выручаем их средствами, если они попадают в затруднительное положение. С другой стороны, торговля регулирует и стимулирует процесс выпуска продукции: то, что пользуется спросом, продается быстро, а менее качественный и востребованный товар оседает в остатках. И если бы торговля работала с промышленностью на условиях предоплаты, производственники вообще перестали бы заботиться о повышении качества своей продукции, а мы бы не знали, что делать с забитыми под завязку складами.
Процесс формирования благоприятной конъюнктуры непрост, на нашем предприятии этим занимается мощная коммерческая служба. Она проводит предварительную работу по заключению договоров, участвует в закупочных ярмарках, работает в постоянном контакте с производственниками и индивидуальными предпринимателями, которые постоянно предлагают на реализацию товары. Их надо оценить и принять решение - стоит браться за продажу этих изделий или нет?
Кроме того, вместе с промышленными предприятиями организуем фирменные секции, проводим выставки-продажи, презентации продукции, акции, в ходе которых изготовители снижают отпускные цены, а мы - торговую надбавку.
- В каком направлении будет развиваться ваше предприятие: путем совершенствования технологий или за счет расширения торговых площадей?

- Оба вектора могут вполне «уживаться» друг с другом. Безусловно, основное внимание будем уделять главному зданию «Беларуси» на Партизанском проспекте. Ему уже 33 года и понятно, что за это время поизносилось и устарело оборудование, нерационально используются площади. Мы много инвестируем в развитие материально-технической базы универмага: поменяли все подъемно-транспортное оборудование, грузовые и пассажирские лифты, сделали капитальный ремонт столовой, кондитерских цехов, входной группы. Однако для того, чтобы предприятие полностью соответствовало современным требованиям, нужна полная его реконструкция, и сегодня у нас готовы предпроектные предложения.
Универмаг прирастает торговыми площадями. В 2008 г. к нам присоединили убыточный торговый дом «Октябрьский» (1,1 тыс. кв. м). За три года мы его значительно реконструировали, провели переспециализацию, расширили ассортимент, вывели предприятие на безубыточную работу.
Находим и внутренние резервы. За счет перераспределения складских помещений расширяем площади торговых залов. Исходим из того, что именно там, как можно ближе к покупателю, должен находиться весь товар. А склады нужны лишь для подсортировки и подготовки его к продаже. Планируем за счет складских помещений увеличить площадь торговых залов в 1,5 раза. Эта работа уже начата.
- Насколько сложно сегодня укомплектовать торговое предприятие кадрами?
- Наше предприятие имеет хорошие традиции во многом благодаря тому, что более 50% персонала работает со дня открытия универмага. К сожалению, у них подходит возраст выхода на пенсию и нам надо усиленно заниматься подготовкой молодых специалистов.

Универмаг является базой для обучения молодежи, мы работаем в тесном контакте с Минским торговым колледжем, Белорусским государственным экономическим университетом, студенты которых проходят у нас практику, и мы в ее ходе имеем возможность отобрать лучших ребят. Работникам предлагается хороший социальный пакет, для занятий по интересам есть спортзал и актовый зал на 350 мест, что способствует развитию различных видов спорта и художественной самодеятельности. Заработная плата продавцов сегодня в среднем составляет 2,5 млн. руб. в месяц. В дополнение к этому организовано питание в кредит с предоставлением 20%-ной скидки, выделяем материальную помощь на первоочередные нужды. Поэтому у нас практически нет текучести кадров, а работники высоко ценят универмаг, ставший для всех нас родным.

ТКУП «Универмаг Беларусь»

220026, г. Минск, ул. Жилуновича, 4
Тел.: (017) 295-00-87
Факс: (017) 210-51-23
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
 
{jcomments on}