№12 (162) Декабрь

 

ТЕМА НОМЕРА: МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

 

 

  • «Кристалл» заиграет новыми гранями.
    Обостряющаяся конкуренция требует самого пристального внимания к маркетингу.

  • Инвесторы не видят перемен.
    Почему в Беларуси падает объем инвестиций?

  • Следующий этап - ЕврАзЭС.
    Беларусь для Казахстана является близким и стратегическим партнером.

  • «На рынке Форекс я доверяю TeleTRADE!».
    Известный музыкант торгует на глобальном валютном рынке Форекс.

  • От эталонов измерений - к эталонам качества.
    В Беларуси под эгидой Евросоюза создаются эталонные лаборатории для испытаний пищевой и сельскохозяйственной продукции.

  • Зачем нужен «Отдел хаоса»?
    Каждой компании нужен отдел, выполняющий функции своего рода МЧС.

  • «Черные ящики» белорусского чиновничества.
    Даст ли эффект сокращение государственного аппарата?

  • «Подводные камни» аренды.
    Арендатору, улучшая нанимаемые помещения, нужно «держать ухо востро».

Кто вырвется вперед, а кто останется аутсайдером и неизбежно потеряет свою самостоятельность, будет зависеть не только от экономического потенциала, но прежде всего от воли каждой нации, от ее внутренней энергии.
В.В.Путин

Уважаемые читатели!
Эту мысль Президент России сформулировал в своем ежегодном послании Федеральному Собранию. Им поставлена задача перехода к уверенному развитию, сохранению национальной и духовной идентичности, созданию богатой и благополучной России. Нельзя не отметить реальный, может быть, точнее, умеренно оптимистичный взгляд на возможности достижения цели. По мнению В.В.Путина, «интересы развития России» требуют в ближайшее десятилетие годового роста ВВП не менее чем на 5-6%. Согласно прогнозам Минэкономразвития Россия способна только на 4%. По итогам 10 месяцев 2012 г., темп составил 3,7%. Возможность достижения желаемого прироста Президент видит в изменении структуры экономики на основе восстановления лидерства в традиционных отраслях промышленности и развитии малого и среднего бизнеса. В центр «новой модели роста» он ставит экономическую свободу, частную собственность, эффективные гарантии ее защиты и конкуренцию. Иными словами - рыночную экономику, а не государственный капитализм. Продолжать приватизацию предполагается, в первую очередь, с учетом интересов российского бизнеса, стремясь к появлению «по-настоящему легитимного, уважаемого собственника».
Для кредитования «новой модели роста» предложено использовать «дешевые» и «длинные» день­ги - пенсионные фонды, накопления предприятий и граждан. Правда, начисленная заработная плата в 2012 г. составила 900 долл., а социальная пенсия - 186 долл. Вместе с тем, со следующего года до 3,3 млрд. долл. будут вкладываться в российские ценные бумаги, связанные с инфраструктурными проектами из средств Фонда национального благосостояния. Изменится и налоговая система - центр тяжести с результатов хозяйственной деятельности сместится на потребление, включая акцизные товары и дорогую недвижимость.

Намечаемые инфраструктурные проекты предполагают удвоение объема дорожного строительства, развитие Северного морского пути, БАМа, Транссиба, морских портов, региональной авиации. По мысли В.В.Путина, вектор экономической деятельности России в ХХI в. должен быть направлен на Дальний Восток и Сибирь, где, как им отмечено, сосредоточен «колоссальный» потенциал.
С целью ухода от сырьевой экономики Президентом определены задачи и аграрному сектору. В ближайшие 4-5 лет мыслится полностью обеспечить продовольственную независимость по всем основным продуктам, а в дальнейшем стать «крупнейшим в мире поставщиком продуктов питания».

Как известно, Беларусь тоже предполагает получать на экспорте продовольствия до 7 млрд. долл. в год. При этом основным рынком для нас является Россия. Такое столкновение интересов, как минимум, повод задуматься над возможностью сохранения российского рынка.
Обстоятельства все настойчивее вынуждают белорусское руководство также задуматься о структурной перестройке экономики, ее диверсификации. В этом месяце рассматривалось состояние техперевооружения деревообрабатывающих предприятий и отдельных подотраслей легкой промышленности. Между тем обращает на себя внимание недостаточная проработанность генерируемых предложений, некоторая спонтанность в постановке задач, их удаленность от реальных источников финансирования, которые подчас заменяются достаточно отвлеченным понятием «иностранная кредитная линия». Но внешний долг у нашей страны и так немаленький, да и желающих предоставлять такие линии пока нет. Не ясна и увязка с сырьевой базой, хотя ставится задача перехода на местные виды ресурсов. Что касается деревообработки, то здорового леса в Беларуси не так много, а при отказе от использования массива необходимы существенно большие средст­ва на технологическое обновление. Еще менее ясно с хлопкоперерабатывающими и камвольными предприятиями. Хлопка у нас не будет никогда, а овцеводство под большим вопросом, поскольку для производства тканей требуется тонкорунная шерсть, которую не могли получить и в Советском Союзе и постоянно импортировали. А ведь с тканями нам предстоит конкурировать на мировом рынке. Надеяться, что их будет потреблять белорусское население, вряд ли оправданно в условиях Единого экономического пространства. Россий­ский потребительский рынок для белорусов не закрыт.

Конечно же, всемерной поддержки заслуживает стремление навести порядок, обустроить рабочие места, но надо ли реанимировать теряющие рынок предприятия? Да и хотелось бы, чтобы поиск ниш рынка был системным. За этим стоит большая целенаправленная работа и госаппарата, и субъектов хозяйствования. Пока же даже в Мин­экономики не знают о бизнес-планах развития этих подотраслей.
Конечно, время расставит все на свои места. Но время - это невосполнимый ресурс. Можно заработать деньги, даже поправить здоровье, но время нам неподвластно. Это самый дорогой ресурс, неэффективное использование которого неминуемо ведет к отставанию.


С уважением,
главный редактор
А. Ковтуненко

{jcomments on} 

С проблемами сбыта продукции периодически сталкиваются многие производители, и это вполне закономерно: у рынка - зыбкая, постоянно меняю­щаяся структура, к которой нужно приспосабливаться, а еще лучше - попытаться управлять ею. А это не все умеют.
А кто понял суть взаимоотношений с рынком, тот сформулировал для себя маркетинговую стратегию и стал активно применять инструменты маркетинга. Безусловно, раньше других это осознали там, где сложилась наиболее острая конкуренция, например, в мясомолочной промышленности. Сегодня пришло время и других отраслей. О том, как предприятию строить свою линию поведения на рынке, размышляет генеральный директор РУП «Минск Кристалл» Станислав ИОДИС.

Ситуация на рынке

- Станислав Антонович, как вы оцениваете сегодняшнюю ситуацию на рынке алкогольных напитков?

- Среднестатистическая емкость белорусского рынка водок и ликероводочных изделий (раздельный статистический учет по данной группе не производится) оценивается в 13-14 млн. декалитров (дал)1 в год. Пиковым всплеском потребления крепких алкогольных напитков характеризовался 2011 г., когда объем продаж достиг 16,6 млн. дал. Девальвационные процессы, а также публикации в средствах массовой информации о предстоящих увеличениях ставок акцизов стимулировали закупки алкогольной продукции «впрок».

В текущем году объем продаж водок и ликероводочных изделий снизился: по итогам января-ноября 2012 г. - на 1,1 млн. дал (8,6%). Такой спад при сохранении высоких темпов производства (рост - 1,4%) привел к образованию сверхнормативных остатков у производителей.
В настоящее время в Беларуси ликероводочные изделия выпускают 27 субъектов хозяйст­вования, суммарные годовые мощности которых (на 1 января 2012г.) составили 26,1 млн. дал - в 2 раза выше среднестатистической емкости белорусского рынка. При этом лидером по объемам производства (5 млн. дал) по-прежнему остается РУП «Минск Кристалл».

- Не парадокс ли это: с одной стороны, от вас требуют увеличения объема производства, а с другой, - общепризнанной является опасность алкоголя для здоровья?

- Есть доведенные прогнозные показатели, согласно которым нам ежегодно планируется рост реализации продукции. Понятно, что с точки зрения государст­ва, валовой внутренний продукт должен расти. Но за счет чего? Ведь если мы будем увеличивать объемы производства, пополняя за счет акцизов и других налогов бюджет, то потом государст­ву придется гораздо больше платить за лечение населения. Уже сегодня  экономический ущерб от потребления алкоголя в Беларуси оценивается в 7% от ВВП (для сравнения: в странах Евросоюза - от 2 до 4%). В расчете на душу населения потребляется 13,3 л спиртных напитков в пересчете на чистый алкоголь в год. При этом, по оценке Всемирной организации здравоохранения, уровень потребления спиртных напитков начинает представлять национальную опасность, если этот показатель превышает 8 л.

Поэтому, как мне кажется, следовало бы вывести из общего объемного показателя производство алкоголя и табака и, если есть необходимость, то регулировать выпуск в зависимости от экспортных возможностей, которые могут меняться в соответствии со складывающейся конъ­юнктурой рынка, а также с потенциалом импортозамещения.

За счет последнего фактора еще пока можно увеличивать объем реализации продукции. Одним из первых РУП «Минск Кристалл» еще в 90-е гг. предложил белорусскому рынку коньяк, который традиционно поставлялся из-за рубежа по весьма высоким ценам. Затем расширили перечень импортозамещающей продукции сухим виноградным вином, виски. Недавно освоили розлив кубинского рома, на очереди - мексиканская текила, о чем уже заключен контракт с крупным латиноамериканским производителем. Между прочим, чтобы получить право на розлив этого напитка, пришлось зарегистрировать наше предприятие в качестве производителя текилы в Минске, что потребовало сертификации всех технологических процессов.

В этом году предприятие завезло импортного сырья примерно на 9 млн. долл. А вот за счет добавленной стоимости по продукции государство экономит около 10 млн. долл. Более того, напитки, выработанные нами, дешевле, чем импортные такого же класса и объема. И понятно, что речь идет об элитной продукции: например, виски нам доставляют от известного шотландского производителя, и выдержка его - 12 лет.
К тому же мы даем полную гарантию качества напитков, которые разливаем в бутылки. Каждая партия полученных материалов обязательно тестируется по определенным параметрам на соответствие образцу, представленному при заключении контракта, заводской лабораторией. Ее оснащение признано лучшим среди подобных подразделений предприятий нашей отрасли.

- А что можно сказать о качестве продукции, выпускаемой из белорусского сырья?

- Мы недавно полностью обновили ректификационные колонны наших филиалов - спиртзаводов, провели профилактический ремонт всего оборудования и теперь уверены в высоком качестве сырья. Образцы наших спиртов на международных конкурсах, которые проходили в Ялте и Москве, заняли первые места.

Между прочим, качество определило выбор компании, владеющей известной маркой Nemiroff: она предоставила нам право выпускать эту продукцию по лицензионному договору. И сегодня руководство фирмы признает, что производство в Беларуси - лучшее, оно превосходит даже украинские предприятия, которые начинали раскрутку бренда.

Продукция предприятия всегда была востребована, и в какое-то время создалось впечатление, что ничего не нужно делать для ее продвижения. Особого упора на реализацию не делалось. Маркетингу не уделялось должного внимания. Но ситуация изменилась с появлением на белорусском рынке сразу нескольких частных производителей, которые с точки зрения маркетинга стали вести себя очень активно, и это, безусловно, привлекло к ним покупателей. Нарастили выпуск продукции и другие предприятия отрасли, расположенные в областных центрах.
Сегодня полки в магазинах заполнены, и довольно плотно, поэтому надо бороться за место на них. В настоящее время маркетинг определяет практически все стороны производства и сбыта продукции.


Ориентир - маркетинг

- В чем заключается маркетинговая стратегия РУП «Минск Кристалл»?

- Главная цель - поддержание высочайших стандартов качества, увеличение объема продаж, прибыли, максимально полное удовлетворение существующих и создание возможностей для удовлетворения новых потребностей покупателей.

Мы вплотную занялись маркетингом, чтобы не выглядеть архаично на фоне молодых компаний и на равных бороться за покупателей. Пока он отстает и по величине бюджета, выделяемого на эти цели, и по возможностям его использования. Понятно, что для продвижения на рынке новых изделий нужны немалые затраты. Например, тот же Nemiroff тратит на это не один миллион долларов!

К сожалению, государственное предприятие не может позволить себе такие расходы, которые поначалу ложатся на убытки и начинают давать отдачу через достаточно отдаленный срок. Если идти по этому пути, сразу же станешь мишенью для контролирующих органов. Особенно трудно доказать необходимость таких затрат при раскрутке экспорта, ведь в силу рыночных колебаний сделанные шаги могут оказаться безрезультатными.

- И все же, если учесть, что в республике перепроизводст­во спиртных напитков, без постоянных зарубежных поставок трудно поддерживать на достаточном уровне экономику предприятия.

- До этого года наш экспорт был узконаправленным и поэтому недостаточно эффективным: завод поставлял 87% продукции в Турцию и страны Балтии. Чтобы диверсифицировать эту сферу, мы заключили 23 новых договора с партнерами из других государств. Совместный проект с компанией Nemiroff позволил нам внедриться на российский рынок, куда будет уходить 50% изделий, выпускаемых под ее брендом. Нам также удалось договориться с партнером о том, что с использованием его каналов реализации на экспорт будет поставляться и продукция РУП «Минск Кристалл». Это даст возможность познакомить российских потребителей с нашей продукцией.

- Есть ли необходимость какими-то специальными акциями удерживать постоянных клиентов или делается расчет только на их привычку и своего рода «патриотизм»?

- Известно, что классические технологии по продвижению товаров на потребительском рынке делятся на 2 категории: ATL2 - и BTL3 - акции. Мы можем использовать в основном вторую форму маркетинговых коммуникаций, что связано с законодательными ограничениями рекламы алкогольных напитков.

Это проведение промо-акций, сэмплинга4, дегустаций, демонст­раций, предоставление скидок, бонусов и пр. РУП «Минск Кристалл» регулярно проводит дегустации своей продукции. Кроме разового эффекта прироста продаж, это помогает реализовывать так называемую стратегию «втягивания». Активная маркетинговая деятельность, частью которой, несомненно, является дегустация, также способствует лояльному отношению к компании.

- Вы упомянули ограничения на рекламу. Все ли они продиктованы здравым смыслом?

- Мы позиционируем себя как социально-ответственную компанию и рекламируем алкогольную продукции строго в соответствии с законодательством Республики Беларусь. Тем не менее, на мой взгляд, иногда «правила игры» могли бы быть более лояльными к производителям, учитывать цели тех или иных его действий.

Так, если мы идем на импортозамещение, то, думаю, был бы смысл дать возможность предприятию хотя бы в течение месяца рассказать о напитках, которые оно начинает выпускать: скажем, почему бы не проинформировать потребителей о том, что ром мы берем на Кубе у производителя, который выпускает его в течение нескольких десятилетий. Разве это может привести к «спаиванию» населения?!

Вокруг цены

- Какой, на ваш взгляд, должна быть ценовая политика государст­ва по отношению к спиртным напиткам? Может ли оно быть одинаково честным и с производителями, и с потребителями?

- До августа 2011 г. уполномоченное на то Министерство экономики регулировало цены на водку низкого ценового сегмента, доля которой превышает 80% в общем объеме выпуска, утверждая розничные цены. Они сдерживались Минэкономики в рамках выполнения параметров инфляции в стране, поскольку в потребительской «корзинке» алкоголь занимал существенную долю (4-6%). В этих условиях производство водки периодически становилось убыточным.

Порядок изменился с принятием Указа Президента РБ от 25.02.2011 г. №72 «О некоторых вопросах регулирования цен». Теперь на алкогольную продукцию крепостью свыше 28% устанавливаются предельные минимальные цены как для производителей, так и для розничной сети (на более «слабую» продукцию применяются свободные отпускные цены).

На первый взгляд, все хорошо, поскольку регулирование отдано рынку. Но это не совсем так. Минимальные цены, утверждаемые Минэкономики, значительно отстают от агрессивной акцизной политики государства. В течение 2012 г. они были меньше или почти на уровне только одной составляющей - ставки акциза и не учитывали даже затраты на производство, а тем более доходность.
Сегодня минимальная розничная цена в республике составляет 29,6 тыс. руб. (установлена с 18 октября т.г.), что почти на 20% ниже, чем в России (с 1 июля - 125 росс. руб., или более 34,5 тыс. бел. руб.). Поневоле встает вопрос о паритете цен в рамках ЕЭП.


Взгляд в будущее

- Сегодня РУП «Минск Кристалл» - настоящий универсал в своей отрасли. Вы выпускаете вина, ликероводочную продукцию, коньяки и другие элитные напитки. Хорошо это или плохо? Ведь, как утверждается, специализация помогает улучшить экономические показатели…

- Действительно, «линейки» каждого продукта получаются чересчур «длинными», а всего ассортимент насчитывает более 200 наименований напитков. Это создает трудности не столько для нас, сколько для покупателей, которым сложно ориентироваться в обилии бутылок, выставленных на нашей фирменной полке. Поэтому сейчас работаем над тем, чтобы изменить ситуацию, сократив номенклатуру хотя бы до 50 видов изделий.

Но надо двигаться еще дальше. Дело в том, что все старые заводы, по сути, не имеют настоящих брендов: покупатель традиционно выбирал производителя, но не конкретную марку. Теперь ситуация сильно изменилась: потребители стали выбирать бренды, и чаще всего они даже не знают, кто выпускает тот или иной продукт.

Поэтому начиная со следующего года, мы решили провести ребрендинг. Для начала обновим упаковку и торговую марку «Минск Кристалл». Этот первый шаг, на мой взгляд, «встряхнет» предприятие, которое несколько закоснело в своем развитии. В дальнейшем же планируем разработать бренды для линеек продукции, которые поначалу, конечно, будут указывать на производителя, но в дальнейшем мы уведем его в «тень». По такому пути идут компании всего мира, в том числе российские и украинские. К примеру, тот же Nemiroff может выпускаться в любой стране на любом предприятии, которое сможет обеспечить необходимое качество продукта. Так что в ближайшие годы предстоит продвигать новые бренды, добиваться их узнаваемости и популярности и в нашей стране, и за рубежом.

В ноябре этого года мы ввели в эксплуатацию торгово-логистический центр. Он поможет обеспечить бесперебойность поставок продукции в самом широком ассортименте и любому потребителю, добиться их оптимизации и за счет  этого сокращения транспортных и экспедиционных расходов.

Пользуясь случаем, хочу позд­равить читателей журнала «Директор» с Новым годом, который станет юбилейным для нашего предприятия: ему исполнится 120 лет! Мы постараемся сохранить ту кристальную чистоту продукции, которой завод славится уже многие десятилетия.

РУП «Минск Кристалл»
220030, г. Минск, ул.Октябрьская, 15,
Тел./факс: +375 (17) 327-44-69
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.kristal.by

{jcomments on} 

Певец советует: запишитесь на курсы «Бизнес-Форекс» - жизнь может измениться.

- Владимир, слышал, как полгода назад вы с большим азартом рассказывали о своих торгах на Форексе с компанией TeleTRADE. Неужели за это время не было ни одного разочарования?

- Глобального разочарования не было. Но мы не живем в идеальном мире. Учиться приходится, в том числе, и на своих ошибках. Для меня оказалось весьма важным научиться контролировать и распределять риски, за что спасибо специалистам компании «Бизнес-Форекс». При должном уровне терпения и выдержки любые потери неизбежно компенсируются удачными сделками. Однако чтобы заниматься этим серьезно, быть в курсе новостей и событий на рынке, нужно тратить на торги практически все рабочее время. Специалисты TeleTRADE так и делают. Хотелось оставаться в Форекс, но не тратить свое время. В компании предложили два интересных варианта работы: «Персональный трейдер» и «Мастер-Инвест».

- Какой вариант выбрали?

- Сначала попробовал «Мастер-Инвест». Очень понравился этот проект тем, что свой счет можно прикреплять сразу к нескольким профессиональным трейдерам или управляющим. И все их сделки копируются, т.е. когда зарабатывают они, в выигрыше и я. Это хорошо тем, что если один из управляющих ушел в минус, то остальные перекроют его и выведут мой личный счет в плюс.

На мой взгляд, этот проект идеально подходит именно тем людям, которые хотят научиться торговать самостоятельно и в дальнейшем зарабатывать день­ги собственным умом, без посторонней помощи.

- А чем отличается вариант «Персональный трейдер»?

- В этом проекте я отдаю свой счет в управление одному трейдеру. Это опытный управляющий, который полностью ведет и контролирует мой депозит. Трейдера я выбрал сам, хотя могут и порекомендовать сотрудники компании.

Перед началом работы мы оговорили все возможные риски. Если бы трейдер нарушил соглашение, то сам бы нес материальную ответственность. Так что бояться нечего, я застрахован со всех сторон. Теперь трейдер приносит мне прибыль, а я занимаюсь своим любимым делом и знаю, что мои деньги работают, они в надежных руках профессионала.

- На рынке есть и другие форекс-компании. Почему вы выбрали именно ТeleTRADE?

- Для меня очень важно видеть перед собой не просто людей, красноречиво говорящих о рынке Форекс, а профессионалов с хорошим опытом и убедительной историей торгов. Поэтому TeleTRADE и ее компании-партнеру «Бизнес-Форекс» можно доверять. Я убедился в этом лично.

- С чего посоветуете начать новичкам?

- Позвонить в компанию «Бизнес-Форекс» (официальный парт­нер TeleTRADE в Беларуси) и записаться на бесплатное обучение. С этого начинал и я полгода назад. Ну а уже потом принять решение, как относиться к заработку на Форекс.

Записаться на бесплатные обучающие курсы можно по телефонам: 8 (029) 8-707-707,
8 (017) 263-35-08 ООО «Бизнес-Форекс»
220114, г. Минск,
пр-т Независимости, 117а,
Бизнес-центр «Александров Пассаж», 5-й этаж
www.teletrade.by

{jcomments on} 

Экономическая интеграция стран, входящих в Единое экономическое пространство (ЕЭП), по мнению Чрезвычайного и Полномочного Посла Республики Казахстан в Республике Беларусь Ергали БУЛЕГЕНОВА, уже приносит свои дивиденды странам-участникам. Окончательное формирование Евразийского экономического союза (ЕврАзЭС), по словам казахстанского дипломата, послужит дополнительным катализатором для динамического роста национальных экономик. 

- Ергали Булегенович, можно ли уже сегодня оценить экономический эффект, который Республика Казахстан получила от вступления в Таможенный союз?

- Создание Таможенного союза расширило возможности для выгодного ведения бизнеса предпринимателями трех стран. Образовался единый огромный рынок, объединивший 170 млн. человек. Были устранены таможенные границы между странами - членами ТС, вследствие чего сократились расходы на таможенное оформление и время доставки товаров до потребителей. Только в 2010 г. - за первый год функционирования Таможенного союза - увеличение поставок казахстанских товаров в Россию составило около 30%, а в Беларусь - порядка 50%.

- Какие экономические выгоды Казахстан рассчитывает получить от членства в ЕЭП?

- Создание Единого экономического пространства открывает еще более широкие перспективы для взаимовыгодного сотрудничества. Помимо беспрепятственного перемещения товаров создаются условия для свободного движения финансов, человеческого капитала и услуг.

Формируется общий рынок, на котором будут действовать единые правила для всех его участ­ников, открываются большие возможности для инвестиций, финансов, повышения технологического уровня предприятий.
Объем взаимной торговли между государствами ТС в январе-сентябре 2012 г. составил 51,3 млрд. долл. и увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2011 г. практически на 10%.

По оценкам Евразийского банка развития, суммарный эффект в 2011-2030 гг. от развития интеграционных связей в рамках ЕЭП для «тройки» стран оценивается в 909 млрд. долл., - в том числе для Казахстана - более 100 млрд.
Конечно, эти показатели можно отнести к наиболее позитивному сценарию, к реализации которого мы все будем стремиться. Для этого предстоит проделать огромную работу по усовершенст­вованию нормативно-правовой базы в сфере макроэкономики, финансов, транспорта, энергетики, торговли и инвестиций, промышленного и агропромышленного комплекса. К 2015 г. должна быть завершена кодификация нормативно-правовой базы ТС и ЕЭП, что приведет к подписанию Соглашения о создании Евразийского экономического союза - следующего, более высокого этапа интеграции.

- Как развивается интеграционное сотрудничество Республики Казахстан с Республикой Беларусь?

- Говоря о казахстанско-белорусских отношениях, хочу отметить, что Беларусь для Казахстана является близким и стратегическим партнером. Наше сотрудничество укрепляется в таких сферах, как машиностроение, сельское хозяйство, здравоохранение, наука, образование, оборона, строительная индустрия.

Большое значение придается вопросам промышленной кооперации с выстраиванием полного цикла производства продукции как на территории Казах­стана, так и Беларуси. Стержнем двусторонних казахстанско-белорусских отношений является торгово-экономическое сотрудничество, которое реализуется в соответствии с Программой экономического сотрудничества между нашими странами на 2009-2016 гг. Казахстан входит в тройку крупнейших торгово-экономических партнеров Беларуси в рамках СНГ, уступая лишь России и Украине.

Очень плодотворными были в текущем году официальные визиты Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева в Беларусь и премьер-министра Республики Беларусь М.Мясниковича в Казахстан, которые дали новые импульсы для развития двусторонних отношений, в том числе в области торгово-экономического сотрудничества.

В «Карту индустриализации» Казахстана вошли 5 совместных проектов по сборке белорусской техники на общую сумму более 98,6 млн. долл. По состоянию на 1 января 2012 г. в Казахстане зарегистрировано 115 предприятий с участием белорусского капитала, из них действующих - 82. Наиболее активно работают на казахстанском рынке такие известные белорусские промышленные бренды, как «МТЗ», «БелАЗ», «МАЗ», «Атлант» и др.

- Когда Казахстан сможет стать членом ВТО?

- Этот вопрос находится в стадии завершения. Окончательное решение о вступлении нашей страны в организацию, надеюсь, будет принято в 2013 г.

Хотел бы подчеркнуть, что Казахстан, как более продвинутая в данном переговорном процессе сторона, будет оказывать всяческое содействие Беларуси по вступлению в ВТО. Уже налажен активный информационный обмен по данному вопросу.

- В исследовании Всемирного банка Doing Business-2013 Казахстан занял 49-е место, Беларусь - 58-е, Россия - 112-е. Поэтому не исключено, что в рамках Таможенного союза бизнес будет все чаще выбирать Казахстан для организации производства, завоза через казахские таможенные органы оборудования и товаров на совместную таможенную территорию трех стран, особенно из Китая. Ощущаются ли такие перемены сегодня?

- Да, в 2012 г. Казахстан улучшил свои позиции в рейтинге Всемирного банка на 7 пунктов, поднявшись с 56-го на 49-е место, что отражает правильный курс правительства страны по совершенствованию условий ведения бизнеса. Так, по индикатору «Регистрация предприятий» Казахстан поднялся на 30 позиций (с 55-й на 25-ю), чему способствовало упрощение процедуры создания предприятий. По другим индикаторам также отмечаются позитивные подвижки.

И хотя о серьезном перемещении белорусского и российского бизнеса на территорию Казахстана пока говорить рано, отдельные тенденции уже прослеживаются. Данный процесс мне представляется закономерным и связан он с естественным поиском предпринимателями более благоприятной экономической среды. Тем не менее, наверное, не стоит «бить тревогу» по поводу дисбаланса организации бизнеса в Таможенном союзе, так как в рамках ЕЭП предусматривается комплекс мер по проведению единой конкурентной политики. Это позволит выровнять условия ведения бизнеса.

Относительно китайского импорта могу добавить, что Казах­стан проводит целенаправленную работу по наращиванию торгово-экономического сотрудничества с КНР. В 2011 г. двусторонний товарооборот превысил 20 млрд. долл. и к 2016 г. его планируется довести до 40 млрд. Мы создаем развитую инфраструктуру на казахстанско-китайской границе и продолжаем ее совершенствовать. Начал свою работу Международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». Продолжается формирование транспортного коридора «Западная Европа - Западный Китай» и т.д.

Все это делается для того, чтобы основной транзитный грузопоток из Китая в европейские страны и обратно осуществлялся через территорию нашей страны. Если же белорусские и российские предприниматели воспользуются данными преимущест­вами, в том числе для развития сотрудничества с Китаем, то это пойдет всем только на пользу.

{jcomments on} 

При освоении современных высокотехнологичных изделий требуется совершенно иной уровень измерений. В состоянии ли метрологическая служба республики обеспечить его? Насколько она соответствует требованиям основных импортеров Беларуси? На эти и другие вопросы отвечает директор Белорусского государственного института метрологии Николай ЖАГОРА.

- Николай Адамович, насколько ваша служба интегрирована в международную систему метрологии?

- Мы поддерживаем постоянные связи с ведущими международными метрологическими организациями и национальными метрологическими институтами, что создает основу для признания нацио­нальных эталонов, результатов измерений и калибровки. А это, в свою очередь, способствует продвижению белорусской продукции и услуг на зарубежные рынки.

В некоторых направлениях мы продвинулись достаточно далеко. Сейчас, например, реализуется проект Евросоюза стоимостью 8 млн. евро. Он направлен на создание в Беларуси трех эталонных лабораторий, одна из которых формируется на базе нашего отдела испытаний пищевой и сельскохозяйственной продукции. Несмотря на то что уже более 10 лет он аккредитован в немецкой системе аккредитации и имеет богатый опыт, все равно столкнется с определенными трудностями при переходе в ранг эталонной. Нам по­требуется дооснастить это подразделение современными приборами, обучить специалистов и в целом организовать работу по стандартам Евросоюза.

- В чем смысл этой работы?

- Опираясь на практику и методы работы эталонных лабораторий, лаборатории предприятий смогут улучшить свою работу, более точно оценивать безопасность продукции и ее соответствие ветеринарным, санитарным и иным требованиям, а значит, повысить ее конкурентоспособность, возможность осваивать новые рынки. Наша служба приобретет особый вес в рамках Таможенного союза, поскольку ни в России, ни в Казахстане подобных лабораторий нет. И она уже включена в единый реестр Таможенного союза и уполномочена проводить испытания на соответствие требованиям, изложенным в технических регламентах ТС либо общих для трех стран ГОСТов.

- А в Евросоюзе результаты испытаний будут признаваться?

- Если наша лаборатория, которая должна заработать к 2015г., будет отвечать требованиям, предъявляемым к эталонным, то ее включат в европейский реестр, и после процедуры аккредитации ее результаты станут признавать во всех странах ЕС. Но уже сегодня в Евросоюзе есть полное доверие к выдаваемым нами сертификатам радиоактивной безопасности экспортируемой из Беларуси пищевой продукции и прилагаемым к ним протоколам измерений. За все время работы мы не получили ни одной претензии из-за рубежа.
Вообще, наш институт - самый крупный в республике орган по сертификации продукции, работ и услуг. Кроме «вердиктов», выдаваемых на продукты питания, наши специалисты оформляют сертификаты соответствия на машиностроительную продукцию, изделия приборостроения, строительные объекты, услуги по техобслуживанию и ремонту автомобилей, обучению водителей, оценке энергоффективности, а также аттестуются системы менеджмента качества.

- Насколько соответствует современным требованиям состояние метрологии на промышленных предприятиях?

- Можно отметить усиление метрологических служб, на что непосредственно влияет необходимость продавать продукцию, в том числе и на экспорт, а зарубежные заказчики не принимают изделия, если не видят, что на предприятии организован надлежащий измерительный контроль.

Однако пока нельзя сказать, что эти службы играют главную роль на предприятиях, поэтому хотелось бы напомнить директорам, что без метрологии, поставленной должным образом, высокого качества не будет.

Усложняются и сами измерения, что требует создания новых эталонов. Это считаем основной задачей в данной сфере. Мы уже можем аттестовать аппаратуру, измеряющую длину до 20 м с точностью до нескольких микрометров. Есть у нас эталоны шероховатости поверхности, прямолинейности и плоскостности, угла, твердости, силы, температуры, акустических показателей, вибрации, а также для зубчатых колес, которые имеют сложную геометрическую форму. Для строителей в следующем году завершим разработку эталона термосопротивления различных материалов, для производителей горючих материалов, энергетиков и транспортников - эталон теплотворной способности топлива. Сейчас совместно с академическим Институтом физики создаем эталон для проверки оптоволоконных линий связи.

Все это позволяет качественно проводить поверку применяемых в разных отраслях контрольных приборов. Когда эталоны отсутст­вовали, владельцы приборов вынуждены были поверять их за границей, что очень дорого.

Вообще же, конечно, все охватить невозможно, да и нецелесообразно иметь эталоны на приборы, которые представлены несколькими штуками. В целом приборов, которые «уезжают» на поверку за границу, не более 5 тыс., при том, что общее количество измеряется миллионами.

С другой стороны, увеличение количества эталонов привлекает зарубежных клиентов. Если раньше привозили поверять приборы преимущественно из Литвы и Латвии и близлежащих областей России, то теперь везут даже из Ростова-на-Дону и Волгограда.

- О каких величинах идет речь, и справляетесь ли вы с все растущим числом заказов?

- Мы поверяем в год около 2 млн. приборов, и этим занимается немногим более 250 человек. Причем ежегодно количество увеличивается на 5-6%. Конечно, приборы бывают разной степени сложности, и поверка многих из них нами практически поставлена на поток. Так что у сотрудников остается время для того, чтобы выполнять на нашем оборудовании какие-то измерения. Так, на новой 3-координатной машине, предназначенной для измерения эталонных зубчатых колес, как оказалось, можно исследовать и другую продукцию. Например, к нам обратились изготовители искусственных суставов, которым нужно было выверить геометрию этих сложных изделий. Специалисты МВД, занимающиеся регистрацией огнестрельного оружия, попросили проверить диаметр стволов охотничьих ружей. По заявке Нацбанка мы определяли качество, в том числе шероховатость поверхности приобретенных этим учреждением слитков золота.

- Готовы ли вы к приходу нанотехнологий, где точность измерений должна еще больше возрасти?

- Для поверки оптических приборов высокого разрешения мы уже «заготовили» меры, которые воспроизводят штрихи и перепады высот размерами в нанометры. Часть их приобрели в России, часть - в Германии, остальные - белорусского «производства». Но сами меры мы пока не можем аттестовать - для этого их нужно везти за рубеж, где есть соответствующие эталоны. Согласно Комп­лексной программе развития нанотехнологий такие эталоны должны быть и у нас, хотя это требует немалых финансовых затрат. Но в конечном итоге вкладывать в метрологию весьма выгодно: по подсчетам зарубежных специалистов, 1 долл., инвестированный в эту сферу, дает не менее 10 долл. прибыли.

РУП «Белорусский государственный институт метрологии»
220053, г. Минск,
Старовиленский тракт, 93
Тел.: +375 17 233-55-01
Факс: +375 17 288-09-39
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.belgim.by

{jcomments on}