№11 (161) Ноябрь

 

ТЕМА НОМЕРА: СТАНОВЛЕНИЕ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА.

 

 

  • Александр Суриков: инициатива способна творить чудеса. Почему во взаимоотношениях Беларуси и России до сих пор действуют центробежные силы?

  • Латвийский оффшор: смелая фантазия или близкое будущее?  Со следующего года Латвия становится оффшором.

  • Увеличение продаж: работа над ошибками.  Каковы типичные ошибки маркетинговых служб?

  • Тяжела ли доля дольщика? Правовых оснований для произвола со стороны застройщика по отношению к дольщикам нет.

  • Как "засечь" тайную переписку? Контроль за перепиской подчиненных гарантирует защиту от конкурентов.

  • Государственные и предпринимательские интересы в преобразовании высшей школы.  Какое образование сегодня требуется для бизнеса?

  • Тарифная сетка против роста производительности труда. Чтобы повышать производительность труда, надо научиться ее измерять.

  • Есть ли истина в вине? Может ли алкоголь быть лекарством?
 

Татьяна ЛЮТИНСКАЯ, руководитель Отдела международного налогового и корпоративного планирования юридической компании Prime Consulting (Рига) 

В начале следующего года вступят в силу изменения в латвийском законодательстве, предусматривающие максимально благоприятный режим для международных холдингов. Некоторые эксперты пророчат, что Латвия, став «новым Кипром», вполне может привлечь к себе тысячи инвесторов.

Где фокус?

Благоприятный для холдингов налоговый режим в классическом виде должен предполагать отсутствие налогообложения для дивидендов и доходов от продажи капитала, а также отсутствие налогов у источника при выплате из страны инвестиционных доходов: дивидендов, процентов, роялти. Плюс сеть соглашений об избежании двойного налогообложения. Именно такую концепцию реализовали Кипр, Мальта, Нидерланды и Люксембург. Теперь к ним присоединяется и Латвия.

Привлечение в страну иностранного капитала, а затем и бизнеса для размещения холдинговых, финансовых и других операционных центров было целью латвийских законодателей и в 2010 г., при либерализации иммиграционного законодательства, и сейчас - при изменении законодательства налогового. Политика эта однозначно логична, конструктивна и последовательна. Президент Латвии Андрис Берзиньш в интервью прессе открыто заявил, что «наш фокус - это Люксембург, Сингапур, Швейцария».

На этом фоне искренне удивляет негативный настрой критиков такого курса: от глубокого скепсиса к потенциалу Латвии как международного финансового центра до сомнений в стабильности нового налогового режима. Кажутся странными также страхи отдельных представителей местного населения по поводу превращения родины в «грязный оффшор». Но больше всего непонятна «смелость» некоторых иностранных «экспертов», которые, не обладая должной компетенцией в данном вопросе, не стесняются высказываться по поводу сомнительности перспектив Латвии на рынках международного капитала, 

«Стирка» капиталов уже не актуальна

Каждому, кто мало-мальски знаком с предметом, очевидно, что оффшор - отнюдь не синоним «стирки» незаконно нажитых капиталов, абсолютной тайны собственности, полного отсутствия налогов, финансовой отчетности и государственного регулирования.

Да, где-то далеко есть острова Кука и Коста-Рика, включенные в черный список Организации экономического сотрудничества и развития, территории, которым международные организации грозят лишением международной помощи, а банки США останавливают платежи. Но есть Нидерланды с огромным транзитным центром Роттердамом, которые с 2005 г. являются крупнейшим покупателем российских товаров и оставили далеко позади таких важнейших торговых партнеров России как Китай, Германия и Италия. Есть и Люксембург - страна-основатель Евросоюза.

На том же Кипре кодированные банковские счета и отсутствие налогов для иностранного бизнеса - история давно ушедших дней. И давно уже ни в одной стране мира невозможно учредить компанию или открыть счет в банке, не предоставив сведений о бенефициарном владельце.

Так что современный оффшор - это в подавляющем большинстве случаев вовсе не приют для преступных капиталов, а юрисдикция, которую капитал или бизнес выбирает для дислокации и развития - по причине налоговых и регулятивных льгот и других преимуществ. И не только.

Холдинги как путь развития экономики 

Упомянутые Нидерланды и Люксембург на протяжении десятилетий являются крупнейшими инвесторами в мире. По статистике МВФ, через Нидерланды сегодня проходит 18% мирового объема прямых инвестиций (1-е место в мире), через Люксембург - 9% (3-е место после США, у которых 17%). У 60% стран мира в списке пяти ключевых источников иностранных прямых инвестиций фигурируют Нидерланды, у 25% - Люксембург. Для России Нидерланды по этому показателю занимают 2-е место с 16%, Люксембург - 3-е с 11%.

Мощь финансового сектора непосредственно отражается на благосостоянии страны. По объему ВВП на душу населения Люксембург и Нидерланды являются европейскими лидерами с соответственно 274 и 131% от среднего уровня по ЕС.

Наконец, Кипр - основной «финансист» для России, Беларуси, Армении, Украины, Сербии и Молдавии. В России по размеру накопленных иностранных инвестиций Кипр - лидер безусловный и многолетний, на него приходится 21% более чем из 300 млрд. долл. финансовых вливаний (15% входящих инвестиций и 25% исходящих). Россия для Кипра - якорный бизнес, связи у него с ней теснее, чем с соседней Грецией. Что это дало Кипру? Даже сейчас, когда южную Европу сотрясает кризис, остров с населением 800 тыс. человек имеет уровень благосостояния 92% от среднего по ЕС. В сфере финансовых услуг для нерезидентов там заняты десятки тысяч юристов и бухгалтеров. 

Латвия - не Кипр, а лучше!

В ответ на скепсис типа: «Латвии не стать Кипром никогда» отметим, что собственно Кипром Латвии быть и не надо - у нее при всей схожести холдингового законодательства налицо другие преимущества.

На Кипре ежегодно регистрируется 20 тыс. новых компаний, 10 лет назад в коммерческом регистре их было всего 100 тыс., сейчас - свыше 260. Большая часть - иностранный бизнес. При этом реальный сектор экономики острова достаточно слаб, что создало понятные угрозы на фоне греческого кризиса. Конечно, сценарий, при котором к 40 тыс. активных латвийских компаний в следующем году добавится еще 20 тыс., представляется маловероятным. Но с чего-то надо начинать.

Тем более что у Латвии имеется собственное «обаяние». По сравнению со странами старой Европы наши плюсы - простота регистрации и администрирования, а также невысокая стоимость обслуживания и при этом персональный подход. По сравнению же с государствами, Кипром и Мальтой перечень сильных сторон, особенно тех, которые привлекают бизнес из расположенными на постсоветском пространстве, - еще значительнее. Это, прежде всего, стабильность, надежность и конфиденциальность латвийской банковской системы (к слову, 9 октября агентство Moody's в очередной раз понизило кредитные рейтинги трех крупнейших кипрских банков).

Наконец, преимущество Латвии - финансовый сервис на русском языке и ментальная близость с жителями стран СНГ, а также наличие соглашений об избежании двойного налогообложения со всеми основными постсоветскими странами.

Реальных преимуществ в Латвии немало. И есть все основания полагать, что отличные законодательные инициативы будут поддержаны госчиновниками и на практике.

 

{jcomments on} 

Евгений КАЧУРОВСКИЙ, президент Международного некоммерческого фонда «Новая экономика»

Агентство экономического прогнозирования «Prognos AG» опубликовало прогноз по кризисным сценариям распада Еврозоны [1]. Доклад носит название «Экономические последствия выхода из Еврозоны государств-членов из Южной Европы» [2].Под руководством доктора Бёмера сделана попытка ответить на вопрос, сколько будет стоить для мира выход из Еврозоны ее южных членов (Греции, Италии, Португалии и Испании).

Экономисты в своем анализе исходили из положения, что дефолт Греции по ее государственным долгам и выход этой страны из европейского валютного союза приведет к подрыву доверия инвесторов к португальским, испанским и итальянским рынкам капитала. Поэтому банкротство Греции спровоцирует не только дефолты в других государствах юга, но и вызовет серьезную всемирную рецессию. В свою очередь этот фактор уменьшит экономический рост в общей сложности на 17,157 трлн. евро с 2013 по 2020 г. в 42 крупнейших экономиках мира (составляющих в совокупности 90% мировой экономики). Речь в опубликованном анализе идет о неоднократно описанном «эффекте домино» разрушения Еврозоны.

Аналитики из «Prognos AG» рассмотрели различные варианты: отдельно для Греции (сценарий 1), для Греции и Португалии (сценарий 2), для Греции, Португалии и Испании (сценарий 3) и, наконец, для всех вместе: Греции, Португалии, Испании и Италии (сценарий 4). Какими же видятся им последствия во всех этих случаях?

Сценарий 1

Суммарное падение объема ВВП в 42 странах мира за 2013-2020 гг. составит 674 млрд. евро. Для Греции последствия будут катастрофическими (-164 млрд.). Наибольшие потери понесут Франция (-157 млрд.), Германия (-73), США (-93) и Китай (-81 млрд.). Падение ВВП в 2013 г. в Греции составит 94%, в Германии - 2,9, США - 0,9%.

Сценарий 2

Суммарное падение объема ВВП в 42 странах мира за 2013-2020 гг. составит 2,4 трлн. евро. Выход Греции и Португалии из Еврозоны при этом сценарии будет иметь тяжелые последствия для Греции (-164 млрд.) и Португалии (-84 млрд.). Наибольшие потери понесут Германия (-225 млрд.), США (-365), Франция (-331) и Китай (-275 млрд.). Падение ВВП в 2013 г. в США составит 3,3%, Франции - 17,6, Германии - 9,1, Португалии - 55, Греции - 94%. Выход Греции и Португалии из зоны евро никак не отразится только на одной стране - Латвии и даже даст прибавку ВВП Австралии в сумме 19 млрд. евро.

Сценарий 3

Суммарное падение объема ВВП в 42 странах мира за 2013-2020 гг. составит около 7,9 трлн. евро. Суммарные потери Франции превысят 1,2 трлн., Германии - 850 млрд. Для государств БРИК потери будут 1,4 трлн., для США - 1,2 трлн. Падение ВВП в 2013 г. станет катастрофическим в Португалии (-104%), Греции (-96), Испании (-81), Франции (-65), Германии (-34), Китае (-4) и США (-11%).Выход Греции, Португалии и Испании из зоны евро не окажет вредных последствий и даст прибавку только ВВП Австралии - 61 млрд.

Сценарий 4

Выход Греции, Португалии, Испании и Италии из Еврозоны вызовет мировой экономический спад, что в суммарном виде выразится в потерях совокупного мирового ВВП на сумму почти в 17,2 трлн. евро к 2020 г.

В пересчете на абсолютные цифры в наибольшей степени пострадают экономики Франции (-2,9 трлн. от ВВП), США (-2,8), Китая (-1,9) и Германии (-1,7 трлн.). Падение ВВП в 2013 г. будет катастрофическим для Италии (-75%), Германии (-69), Китая (-49) и США (-25%). Снижение ВВП прямо связано с подъемом безработицы. При подобном сценарии ее уровень в Германии в 2015 и 2016 гг. будет на 2,5 и 2,2% выше нынешнего показателя. А с 2017 по 2020 г. - от 0,5 до 1,7%.

Выход Греции, Португалии, Испании и Италии из зоны евро приведет к потерям для ЕС в 2013-2020 гг. в сумме 8,8 трлн. евро Выиграет только Австралия, для которой прибавка ВВП составит 138 млрд.

Корректны ли такие прогнозы? По этому поводу есть сомнения. Слишком много в них недостаточно обоснованных допущений.

Во-первых, прогнозы строятся не на предпосылках, а проводятся на модельном уровне с учетом нескольких определяющих факторов.

Во-вторых, четыре прогноза сами по себе представляют матрицу неопределенности, в рамках которой сложно дать конкретную оценку. Это связано с комбинаторикой и сроками выхода стран из Еврозоны. Например, проблема рассматривается с точки зрения ситуации распада Еврозоны в 2013 г., хотя временная последовательность событий может быть совсем иной. В свою очередь разброс между вариантами настолько велик, что любой из них можно интерпретировать как случайный.

В-третьих, количественные оценки в зависимости от вариантов не коррелируются между собой. Так, в представленных четырех сценариях Франция является наиболее «ущербной» при развале Еврозоны. Хотя в других прогнозах эта роль отводится Германии - локомотиву и стабилизатору Еврозоны.

В-четвертых, прогноз, построенный на подрыве доверия инвесторов к португальским, испанским и итальянским рынкам капитала вообще является виртуальным. Как фактор он должен быть учтен в модели, но он не первичен.

В-пятых, в прогнозе не учитываются динамические факторы. В том числе не учтены как механизмы спасения Еврозоны, так и меры в области реформирования мировой финансовой системы («G20», МВФ и др.), реформа европейской банковской системы (создание единого Центробанка и др.) и т.д. Именно эти меры в краткосрочной и среднесрочной перспективах должны сыграть стабилизирующую роль на европейском континенте и избежать рисков, при которых ЕС может стать источником мирового кризиса.

Вообще, прогнозы в жанре «страшилки» призваны напугать основных фигурантов (Германию, Францию) и призвать к более решительным мерам по борьбе с финансовым кризисом Еврозоны. Но ведь об этом постоянно говорят в МВФ, в также основные партнеры ЕС - США, Китай, Россия и др.

Главным выводом данного прогноза является спасение Еврозоны любой ценой с использованием всех ресурсов. Это хороший вывод. Но он должен быть экономически и финансово взвешенным. А именно дать ответ: сколько и каких ресурсов потребуется, какие регулятивные меры должны быть использованы для спасения Еврозоны.


[1] Агентство занимается проблемами будущего социально ориентированной рыночной экономики (г. Берлин) и работает на средства германского фонда «Bertelsmann».

[2] Dr. Böhmer Michael, dr. Petersen Thieß. «Economic impact of Southern European member states exiting the Eurozone», Policy Brief, 2012, №06

 

{jcomments on} 

Юлия ПАНКОВА, адвокат Минской областной специализированной юридической консультации №2 Минской областной коллегии адвокатов

Жилищное строительство, как правило, осуществляется в долевой форме. Средства массовой информации переполнены объявлениями о начинающемся строительстве и призывами поучаствовать в нем. При этом в подобных объявлениях рекламодатели красноречиво обещают строительство в кратчайшие сроки и без проблем. Тем не менее как общие, так и хозяйственные суды буквально завалены заявлениями, содержащими претензии, связанные именно со строительством жилья.

Причем трудности начинаются даже не с момента подписания договора строительства объекта, а гораздо раньше - на стадии выработки текста договора. Стороны предполагают, что использование типового договора оградит их от всех проблем, связанных со строительством. К сожалению, данное мнение ошибочно. Типовые договоры не могут предусмотреть цену каждого конкретного объекта, сроки его сдачи, а также права и обязанности сторон, возникающие в связи с конкретным процессом строительства. В результате условия, делающие договор действительным и заключенным, попросту отсутствуют. Как следствие каждый подобный документ может быть признан судом недействительным и, естественно, строительство не будет завершено.

Как же обезопасить себя, заключить правомерный, действительно работающий договор и сделать процесс строительства минимально болезненным?

В правоотношениях долевого строительства, как правило, участвуют две стороны: дольщик и застройщик. Дольщиком может быть как физическое (гражданин), так и юридическое (организация) лицо. Застройщик - это строительная организация, обеспечивающая за счет дольщика строительство жилого дома самостоятельно либо с привлечением третьих лиц в том случае, если определенные виды работ не могут быть выполнены самим застройщиком.

Правоотношения между дольщиком и застройщиком начинаются с заключения договора создания объекта долевого строительства. Но право на это возникает только при условии отсутствия у застройщика задолженностей перед налоговыми органами.

К сожалению, дольщикам об этом ничего неизвестно, так как сегодня не существует единого списка должников. Нет у них информации и о том, рассчитался ли застройщик с прежними дольщиками. Таким образом, нет никаких гарантий, что застройщиком не создана финансовая пирамида, в которой средства, выделенные на вновь начинаемое строительство, не пойдут на завершение строительства, начатого ранее. При этом схема подобных финансовых пирамид неоднократно использовалась недобросовестными застройщиками, и по данным фактам возбуждены уголовные дела. К тому же имели место случаи, когда на строительство одной и той же квартиры заключалось несколько договоров с разными дольщиками, даже не подозревающими о существовании друг друга. По данным фактам также возбуждались уголовные дела.

Тем не менее, принять определенные профилактические меры и получить дополнительную информацию о своем застройщике дольщик в состоянии. Для этого он может обратиться в Управление Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с заявлением (запросом - для юридических лиц), о предоставлении сведений о застройщике. Из ответов, выдаваемых на такие заявления (запросы), можно почерпнуть ряд полезной информации, например, размер уставного фонда застройщика, какие виды деятельности он может осуществлять, на какие виды деятельности им получены специальные разрешения (лицензии), нет ли у него задолженности перед бюджетом, не ликвидирован ли он. Эти профилактические меры в определенной степени обезопасят дольщика на этапе заключения договора.

Существует четкий перечень условий, подлежащих обязательному включению в договор создания объекта долевого строительства. Они оговорены в п. 3 Правил заключения, исполнения и расторжения договора создания объекта долевого строительства, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. №396 (далее - Правила). Особо важными являются условия о сроке исполнения обязательства по договору и цене объекта долевого строительства. Их законодатель относит к категории существенных. Это значит, что при отсутствии данных условий договор будет считаться незаключенным и не повлечет правовых последствий. Поэтому остановимся ни них особо.

Как бы удивительно это ни звучало, но нередко договоры создания объекта долевого строительства не содержат дату начала строительства, а только расплывчатую формулировку: например, «срок строительства - 24 месяца». 

Согласно ст. 192 Гражданского кодекса Республики Беларусь течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено его начало. Таким образом, при отсутствии в договоре указания на дату начала течения срока, невозможно установить, когда же это срок истекает. Нельзя определить и срок исполнения обязательства и, следовательно, договор создания объекта долевого строительства будет считаться незаключенным ввиду отсутствия одного из существенных условий.

Необходимо также обратить внимание на то, что именно входит в понятие соблюдения срока. Прежде всего, составляющими данного понятия являются ввод объекта долевого строительства в эксплуатацию, а также выдача дольщикам документов, необходимых для оформления права собственности на объект долевого строительства, и ключей от жилых или нежилых помещений. Согласно п. 12 Правил данные документы и ключи застройщик обязан передать дольщику в течение месяца со дня ввода объекта долевого строительства в эксплуатацию.

Бесспорно, строительство - процесс сложный и трудоемкий, в его ходе возникают непредвиденные обстоятельства. Однако срок, предусмотренный договором, может быть изменен только путем заключения между дольщиком и застройщиком дополнительного соглашения к договору создания объекта долевого строительства. При этом дольщик имеет полное право настаивать на завершении строительства в тот срок, который был предусмотрен первоначально.

Зачастую застройщик, присылая дольщику проект дополнительного соглашения, поясняет, что если тот не подпишет данный документ, то договор создания объекта долевого строительства будет расторгнут. Данная ситуация неправомерна. Следует понимать, что в обязательном порядке договор продлевается лишь в строго определенных законодательством случаях. Таковыми являются обстоятельства, которые не могут зависеть от воли сторон, т.е. не могут быть ими предвидены и подвержены их влиянию, например, стихийное бедствие, акт терроризма, вооруженный конфликт и др. Эти обстоятельства должны быть подтверждены решением суда или иных уполномоченных государственных органов.

Таким образом, необходимость проведения дополнительных работ не является основанием для обязательного продления срока создания объекта долевого строительства, так как выполнение работ и иных обязательств по договору - это обстоятельство, которое напрямую зависит от воли сторон.

Наряду со сроками существенной является цена объекта долевого строительства. Она является тем условием, без согласования которого договор создания объекта долевого строительства не может быть заключен.

Между тем нередко в договорах по долевому строительству конкретная цена отсутствует, а лишь определен порядок ее формирования, который непонятен гражданам и сложен в применении и понимании даже для специалистов.

Рассмотрим механизм ценообразования подробнее. Прежде всего, необходимо определить сущность понятия цены объекта долевого строительства.

Согласно п. 3 Правил, в нее входят:

- размер денежных средств, подлежащих уплате дольщиком. Это непосредственно те денежные средства, которые необходимо уплатить за проведение строительно-монтажных работ;

- затраты застройщика, не включенные в сводный сметный расчет стоимости строительства объекта долевого строительства, но относимые на стоимость строительства в соответствии с законодательством, а также прибыль застройщика. Данные затраты должны быть особо определены в договоре.

Помимо цены объекта долевого строительства договор должен предусматривать стоимость одного квадратного метра общей площади объекта.

Таким образом, при определении договорной цены сторонами должны быть учтены абсолютно все затраты, подлежащие уплате в связи со строительством. В случае если застройщиком направляется требование дольщику исполнить платеж, не предусмотренный договором и не входящий в понятие цены, данное требование является неправомерным.

Может ли изменяться цена объекта долевого строительства? Стоимость зависит от двух показателей: во-первых, от статистических индексов изменения цены строительно-монтажных работ, во-вторых, от величин косвенных налогов.

Безусловно, если это устраивает дольщика, в договор создания объекта долевого строительства могут быть включены и иные случаи изменения цены. Но, как правило, дольщики и застройщики ограничиваются лишь теми основаниями, которые предусмотрены Правилами.

При отсутствии в договоре дополнительных оснований изменения цены застройщик обязан осуществить строительство именно в рамках стоимости, предусмотренной договором. Зачастую застройщики требуют от дольщиков согласия на изменение цены объекта долевого строительства, мотивируя это необходимостью проведения более дорогостоящих работ. Однако такая необходимость, согласно п. 8 Правил, не является основанием для изменения цены объекта долевого строительства. Поэтому на данное требование дольщик вправе ответить отказом. При этом договор создания объекта долевого строительства ни в коем случае не может быть расторгнут, а застройщик обязан производить строительство по цене, предусмотренной договором первоначально.

Но остается вопрос: может ли в действительности строительная организация расторгнуть договор в одностороннем порядке? На него есть конкретный ответ: в одностороннем порядке договор не может быть расторгнут при исполнении своих обязательств дольщиками в предусмотренном порядке и в должные сроки. Никто не может обязать дольщика заключать какие-либо дополнительные соглашения к договорам долевого строительства. Между дольщиком и застройщиком уже существует действующий договор долевого строительства, который предусматривает определенные периоды строительства и стоимость объекта. Изменить данный договор возможно лишь добровольным соглашением сторон. В случае, если дольщик сочтет предложенные ему новые условия невыгодными для себя и не пожелает заключать дополнительное соглашение, действовать будет первоначальный договор, который должен быть исполнен обеими сторонами надлежащим образом и в предусмотренные сроки.

В процессе строительства, как и в любом ином, между дольщиком и застройщиком могут возникать те или иные споры. При невозможности их разрешения без посторонней помощи у сторон есть право обратиться в суд. В любом случае, как от дольщика, так и от застройщика, требуется внимательное отношение к условиям договора и четкое исполнение своих обязательств по данному договору надлежащим образом и в установленный срок.

 

{jcomments on} 

Александр ГАЛЬКЕВИЧ

В Минске прошла III Международная научно-практическая конференция «ТРИИН 2012» (Инвенции, Инновации, Инвестиции). Однако на открытии форума предлагалось добавить к этой триаде еще 3 направления: интеллектуальный капитал, интеграцию и информационный обмен. В любом случае, движение сразу по нескольким векторам было бы вполне оправданным, поскольку перед странами постсоветского пространства стоят серьезные проблемы развития экономик инновационного типа, причем они примерно одинаковы для всех государств.

Не хватает эффективности и интеграции 

Борис ЛЕОНТЬЕВ, генеральный директор ЗАО «Федеральный институт сертификации и оценки интеллектуальной собственности и бизнеса», доктор экономических наук (Москва), отметил, что эффективность инвестиций в инновационные проекты в России крайне низка, хотя в последние годы на эти цели из федерального бюджета ежегодно расходуется около 4 млрд. руб.

Сейчас разрабатывается концепция инновационного развития России, на основе которой должна быть создана соответствующая законодательная база. Пока же самая главная проблема - утечка мозгов - не решена, и во многом потому, что авторы инноваций по-прежнему не получают адекватного материального вознаграждения за вложенный интеллектуальный капитал.

Отсутствуют также экономически обоснованные оценочные критерии в сфере выделения государственных грантов на проведение научных исследований и НИОКР. В России, как и в других постсоветских странах, пока предпочитают «раздавать всем сестрам по серьгам», а не концентрировать средства на прорывных направлениях. В США, например, суммарное финансирование тех или иных университетов из федерального бюджета может отличаться более чем в 100 раз. При этом главным аргументом выделения финансовых ресурсов является организация новых рабочих мест: чем больше их создается при реализации инновационного проекта, тем больше средств выделяется.

Продолжая тему эффективности инвестиций в инновационную сферу, Вячеслав СОЛОВЬЕВ, заместитель директора по научной работе Центра исследований научно-технического потенциала истории науки им. Г.М.Деброва, доктор экономических наук (Киев), подчеркнул, что пока отсутствует интеграция в законодательной сфере. Отдельно принимаются законы о развитии научных исследований в высшей школе, инновационной политике, инвестициях и т.д., что мешает созданию и эффективному функционированию институциональных структур, которые могли бы связать в единый научно-технический конгломерат образование, науку и бизнес. Пока же получается как в известной басне: каждый участник тянет инновационный «воз» в свою сторону, что равносильно топтанию на месте.

По мнению Леонида ВАРДОМСКОГО, заведующего центром Института экономики РАН (Москва), национальные инновационные системы стран СНГ, несмотря на принятые документы, пока не дали положительных результатов в построении «экономики знаний». Появление в странах крупных изобретений глобального значения, обладающих потенциалом изменения существующего технологического уклада (radical innovation) стало редкостью. Отсутствует тесная взаимосвязь между получением научных знаний, созданием инновационных разработок и экономическим ростом.

Такой «застой», как считает докладчик, во многом связан с тем, что построение «экономики знаний» осуществляется на старом, оставшемся с советских времен фундаменте административных, а не рыночных инновационных инструментов. Преобладание в экономике стран СНГ ранних технологических укладов снижает потребность национальных компаний в инновационных проектах, а ограниченные ресурсы повышают финансовые риски их успешной реализации.

Слабость национальных инновационных систем ориентирует бизнес на импорт новаций из-за рубежа. К примеру, в Российской Федерации общее отрицательное внешнеторговое сальдо по торговле машинами и оборудованием составляет 120 млрд. долл. Похожие проблемы характерны для всех стран СНГ: в новых сферах какие-то успехи есть, но они не покрывают тех потерь, которые возникли в ходе рыночной трансформации экономик старого уклада.

Постсоветские интеграционные объединения (СНГ, ЕврАзЭС, ГУАМ, Союзное государство) слабо содействуют экономической модернизации стран-участниц, поскольку более ориентируются на сохранение производственно-технических связей, сложившихся в рамках советской экономики. В ряде принятых в 2008-2011 гг. документов этих региональных образований намечено расширение сотрудничества в инновационной сфере, но не создано адекватных механизмов и не выделены финансовые ресурсы для создания соответствующих институтов. Так что скорее такие шаги можно расценивать как подписание протокола о намерениях, чем реальный интеграционный процесс в инновационной сфере.

Странам-участницам интеграционных объединений следует уделить особое внимание согласованию национальных приоритетов и проектов в научно-технической сфере, формированию общими усилиями «технологических коридоров», в рамках которых глобальная конкурентоспособность отдельно выбранных экономических сегментов будет достигаться за счет технологий, разработанных в этих странах.

Для этого, по мнению Л.Вардомского, необходимо разработать межгосударственные целевые программы инновационного развития и определить порядок их финансирования, внедрять на двусторонней и многосторонней основе институциональные и финансовые механизмы поддержки и реализации научных исследований и проектов, способствовать формированию трансграничных инновационных цепочек, позволяющих реализовывать принцип дополняющих инноваций. Нужно улучшить условия для инновационного бизнеса путем создания Единого патентного бюро СНГ/ЕЭП, обеспечить защиту прав интеллектуальной собственности малых и средних предприятий, ускорить принятие взаимосвязанных технических стандартов и регламентов и т.д. 

Единый рецепт отсутствует

Эльдар ШЕРАЛИЕВ, представитель Центра научных инноваций Академии наук Азербайджана, отметил, что главной задачей научных организаций страны является сокращение технологического отставания от стран развитых экономик, сложившегося еще в советские времена. По итогам 2011 г. валютные резервы Азербайджана составили 41 млрд. долл., но большая часть свободных средств вкладывается пока в экономики соседних стран: Грузии, Турции, Ирана.

Внутренние инвестиции направлены на создание Сумгаитского технопарка, объединяющего 25 предприятий. На его площадях в 2012 г. открыто современное производство солнечных панелей и светодиодных ламп. Этот проект реализуется в рамках программы энергосбережения: тысяча домов - тысяча электростанций. Согласно планам, солнечные панели будут устанавливаться в жилых новостройках, позволяя создавать локальные энергоустойчивые системы. Ресурсы, получаемые от добычи полезных ископаемых, планируется инвестировать в инновационную экономику: развитие нано-, био- и информационных технологий.

Магеш НАНДОГОПАЛ, Центр инноваций Национальной химической лаборатории (г. Пуна, Индия), рассказал о работе данного учреждения, ориентированного на создание инновационных продуктов. В лаборатории работает более 200 человек, кроме того, здесь ежегодно проходят обучение и стажировку около 800 студентов. Годовой бюджет организации - около 25 млн. долл.

Докладчик подчеркнул, что самым сложным процессом, который требует много времени и денег, является продвижение нового продукта на рынок. Нужно иметь огромное терпение, потому что это может занять от 3 до 8 лет, а также располагать необходимыми финансовыми ресурсами, поскольку создание прототипа или технологии требует немалых затрат. Частные инвесторы не горят желанием вкладывать средства в такие проекты, потому что нацелены на быстрый оборот капитала. Главным инвестором здесь выступает государство, которое выделяет гранты, займы и т.д.

Готовый продукт предлагается транснациональным корпорациям. Если они не проявляют интерес к новой разработке, то тогда создается новая национальная компания. Так что единого рецепта доведения новых технологий до рыночного дебюта не существует, здесь требуются гибкость и креативность.

Например, учеными Национальной химической лаборатории была разработана молекула нового пластика, используемого при изготовлении тары для бутилированной питьевой воды. Ранее одна из американских компаний обладала монополией на производство такого материала, теперь лучшие индийские компании получили право поставлять его аналог на мировой рынок.

Система поддержки инноваций в Турции, по словам представителя Стамбульского технопарка Ани СЕНЛИКЦИ, отличается тем, что уже на начальном этапе предусматривает частно-государственное партнерство. Эта структура, созданная на базе Стамбульского университета, ведет разработки по шести научно-техническим кластерам: машиностроение; создание новых материалов и химические технологии; транспорт, энергетика, оборонная и текстильная промышленность; электроника; информатика; биотехнологии, сельское хозяйство и пищевая промышленность.

Государство выделяет гранты на проведение научно-исследовательских работ в промышленности, субъектам малого и среднего бизнеса, поддерживает международные исследовательские проекты, а также студентов. При этом патент принадлежит их авторам, а компании занимаются продажей технологий. Грант предоставляется в размере от 40 до 60% общей стоимости исследовательских работ, но если в проекте участвуют университеты, он может быть увеличен до 85%. При этом не существует ограничений по максимальной величине выделяемых на безвозмездной основе средств, есть лишь ограничения по доле участия государства в создании новых инновационных разработок. Каждые полгода грантополучатели обязаны предоставлять финансовые отчеты о расходе выделенных средств, лишь после этого финансирование гранта возобновляется. 

Итоги конкурса

В рамках Международной научно-практической конференции «ТРИИН 2012» подведены итоги VI Республиканского конкурса «ТЕХНОСФЕРА-2012».

Конкурс проходил по трем номинациям:

  • «Лучшее инновационное предприятие»,
  • «Лучшая новация»,
  • «Лучший товарный знак».

В конкурсе участвовало 16 предприятий. В номинации «Лучшая новация года» было заявлено 30 инновационных разработок. 

Победители конкурса «Техносфера 2012»

Инновационное предприятие:

- ОАО «Белорусский автомобильный завод»

- ОАО «Белорусский металлургический завод»

- ОАО «Молочные продукты»

Продуктовые новации:

- ОАО «Бабушкина крынка»

- КУП «Минскхлебпром»

- ОАО «Витебский плодоовощной комбинат»

- СОАО «Коммунарка»

- ОАО «Солигорская птицефабрика» 

Технологические новации:

- РУП «Минский тракторный завод» 

- ОАО «Бобруйскагромаш»

- ОАО «Белкард» 

Товарные знаки:

- ОАО «МАЗ»

- ЧУП «Мозырские молочные продукты» 

Специальная номинация «Успешная коммерциализация» была присуждена Учебно-научно-производственному республиканскому унитарному предприятию «Унитехпром БГУ» за разработку пищевых добавок для предприятий пищевой промышленности.

 

{jcomments on} 

Налоговые обязательства. Декларирование. Изменение налоговых ставок 

Законом внесены изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (НК), которые затронули как Общую, так и Особенную часть.

Согласно ст.64 теперь мониторинг - одна из форм налогового контроля. Ст.81 дополнена п.1.8-1, предусматривающим право налоговых органов и их должностных лиц проводить мониторинг в порядке, установленном Президентом Республики Беларусь. Ст.37 дополнена правилом, согласно которому налоговое обязательство будет считаться исполненным после зачета сумм обеспечения в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законами о таможенном регулировании Республики Беларусь. Определены дни уплаты налога, сбора (пошлины), пени при взыскании за счет денежных средств на счетах плательщика (иного обязанного лица) - организации, а также за счет дебиторов. При передаче налоговой декларации (расчета) в виде электронного документа днем представления считается дата ее приема Web-порталом МНС, зафиксированная в соответствующем подтверждении портала.

По новым требованиям при отсутствии идентификации держателя электронного кошелька банк приостанавливает по нему расходные операции. Если идентифицировать держателя электронного кошелька не удается, об этом сообщается в налоговый орган или в КГК и предоставляются сведения обо всех операциях с электронными деньгами по такому электронному кошельку.

Основанием для проверки налоговых органов соответствия налоговой базы по налогу на прибыль будет служить отклонение цены сделки от рыночной цены на 60, а не на 20%, как ранее. При определении рыночных цен на товары учитывается информация не просто о «сопоставимых», а об «экономически сопоставимых» условиях.

Согласно изменениям, вырастут ставки акцизов на топливо, алкоголь, сигареты. В документе определены случаи освобождения от НДС при ввозе на территорию Республики Беларусь, а также перечислены доходы, которые не являются объектом налогообложения налога на прибыль. Уточнены также требования к документам, наличие которых дает основание на применение НДС по ставке в размере ноль (0) процентов при реализации в государства-члены Таможенного союза и др.

Закон Республики Беларусь от 26.10.2012 г. №431-З «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Беларусь».

Реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей. Суммы налоговых обязательств 

В Республике Беларусь Министерством по налогам и сборам создается реестр коммерческих организаций и ИП с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере (далее - Реестр). В Реестр включаются субъекты хозяйствования при наличии одного или нескольких оснований, которыми могут быть лжепредпринимательство, сокрытие выручки и прибыли и другие экономические нарушения. В Реестр также включается субъект предпринимательской деятельности, если на его счет поступила за месяц сумма, превышающая 5000 БВ, а руководитель или ИП не располагает сведениями о фактических обстоятельствах деятельности, в результате которой поступили указанные средства. Включению в Реестр подлежит субъект предпринимательской деятельности, если от его имени действует неуполномоченное лицо или переданы лицу, не уполномоченному на хранение и (или) использование, печати либо бланки строгой отчетности. В Реестр может быть включен и субъект предпринимательской деятельности, который не расположен по месту нахождения, указанному в учредительных документах коммерческой организации и не уведомивший об этом регистрирующий орган.

Сведения в Реестре являются открытыми, общедоступными и размещаются на официальном интернет-сайте МНС.

Указ Президента Республики Беларусь от 23.10.2012 г. №488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств». Вступает в силу с 1.01.2013 г.

Единый порядок расследования несчастных случаев на производстве. Правила внутреннего трудового распорядка

Скорректирован единый порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.01.2004 г. №30 (далее - Правила). 

Правила дополнены нормой о том, что они распространяются на несчастные случаи, произошедшие с работником в периоды времени до начала и после окончания работ, «необходимые для следования по территории организации, нанимателя, страхователя к рабочему месту и обратно, для приведения в порядок оборудования, инструментов, приспособлений и средств индивидуальной защиты, выполнения других предусмотренных правилами внутреннего трудового распорядка действий перед началом и после окончания работы».

В соответствии с Правилами расследуются также несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, при выполнении работ на личном транспорте, используемом в рабочее время в соответствии с заключенным в установленном порядке договором (соглашением) между работником и организацией, нанимателем, страхователем об использовании транспорта или по соглашению сторон трудового договора.

Не распространяются Правила на ситуации, когда несчастный случай произошел при выполнении государственных или общественных обязанностей, либо судом установлено, что потерпевший изготавливал в личных целях какие-либо предметы или самовольно использовал в личных целях транспортные средства, механизмы, оборудование, инструменты, приспособления организации, нанимателя, страхователя.

Выполнение технических расчетов, проведение лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ и привлечение в этих целях специалистов и (или) экспертов, проведение фото-, видеосъемки места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем, обеспечивает наниматель, страхователь за счет собственных средств.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.09.2012 г. №885 «О внесении дополнений и изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2004 г. №30». Вступило в силу с 1.10.2012 г. 

Недействительные сделки. Дочерние хозяйственные общества. Аффилированные лица

В постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 31.10.2011 г. №20 «О некоторых вопросах рассмотрения дел с участием коммерческих организаций и их учредителей (участников)» внесены дополнения, касающиеся разъяснений положения Закона о хозяйственных обществах. Пленумом ВХС внесены уточнения по дочерним обществам и аффилированным лицам.

Определено, что под возможностью основного хозяйственного общества определять решения, принимаемые дочерним обществом, следует понимать возможность определять решение об избрании единоличного исполнительного органа и (или) более половины членов совета директоров (наблюдательного совета), правления или дирекции.

Если хозяйственное общество является дочерним по отношению к другому (основному) хозяйственному обществу или основным по отношению к дочернему хозяйственному обществу в соответствии с заключенным между ними договором, то соответственно другое общество или дочернее общество является его аффилированным лицом в период действия договора. В частности, к такому договору относится заключаемый между управляющей компанией холдинга и участником холдинга договор на приобретение прав по управлению деятельностью.

Постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 24.10.2012 г. №10 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. №20». Вступило в силу с 26.10.2012 г.

Подготовила Елена КОРНУШЕНКО, старший юрист юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий».

 

 

{jcomments on}