Уважаемые читатели!

В середине октября Всемирный банк опубликовал рейтинг стран по степени благоприятности условий ведения бизнеса за 2012 г. и прогноз рейтинга на 2013 г. У нас есть повод порадоваться за Беларусь, которая с 91-го места в 2011 г. переместилась на 69-е. Из республик бывшего СССР впереди только Грузия (16-е место), Латвия (21-е), Эстония (24-е), Литва (27-е), Казахстан (47-е) и Армения (55-е). Российская Федерация переместилась с 124-го места на 120-е. Украина находится на 152-м, Италия (!) - на 86-м. Всего в рейтинге участвовало 183 государства. Хорошие перспективы у Беларуси и на 2013 г. В прогнозном рейтинге страна занимает 58-е место. При таких темпах за два-три года можно рассчитывать на достижение поставленной цели: войти в тридцатку стран по благоприятности условий ведения бизнеса.

Но рейтинг - не самоцель. Реальное изменение условий хозяйствования будет способствовать дальнейшему раскрепощению инициативы предпринимателей, привлечению прямых иностранных инвестиций, без которых невозможно ни технологическое обновление, ни изменение структуры экономики в направлении увеличения доли услуг. В одной из предыдущих статей мы отмечали, что у Беларуси есть возможность привлекать инвестиции компаний, ранее пришедших на территорию сопредельных государств. В этом случае крайне важны условия открытия в РБ представительств зарубежных инвесторов. Недавно мне пришлось изучить их на практике, и не могу не поделиться появившимся соображениями, реализация которых могла бы, на мой взгляд, способствовать улучшению имиджа страны и дальнейшему продвижению в рейтинге условий ведения бизнеса.

Разрешение на открытие представительства в соответствии с Постановлением СМ Республики Беларусь № 929 от 22 июля 1997 г. «О порядке открытия и деятельности в РБ представительств иностранных организаций» выдает Министерство иностранных дел. В перечне административных процедур, с которым можно ознакомиться на стенде в холле МИДа, указано, что вместе с заявлением необходимо представить 5 документов. Казалось бы, немного, но на их сбор и оформление уходит немало времени. Черт скрывается в деталях. Так, согласно перечню МИДа требуется представить «копии учредительных документов организации». Но копия должна быть нотариально удостоверена в стране базирования материнской компании и переведена на русский язык белорусским переводчиком, имеющим нотариальную аттестацию, подпись которого заверяется белорусским нотариусом. Далее представляется «копия документа, подтверждающего государственную регистрацию организации в уполномоченном органе страны-заявителя». В Европейском союзе уже давно осуществляется только электронная регистрация предприятий. Но мы почему-то зайти на сайт и получить подтверждение о регистрации не можем, хотя за открытие представительства взимаем 65 базовых величин за каждый год пребывания в Беларуси. Исключительно наша практика. Даже с благотворительных организаций берем 20 базовых величин.

В качестве документа, подтверждающего регистрацию в стране заявителя, в Беларуси требуется выписка из реестра, имеющая гербовую печать регистрирующего органа. А далее - перевод на русский язык и нотариально заверенные подписи переводчика.

Особые казусы возникают при подготовке доверенности на открытие представительства (в перечне административных процедур МИДа она пропущена) и доверенности на главу представительства. Правда, министерство допускает, чтобы два документа были в одном.

Но в сопредельных странах нотариатом оформляется только доверенность на открытие представительства, а глава назначается внутренним приказом или протоколом собрания учредителей. У нас порядок иной - и пусть все строятся под наш барабан. Поэтому приходится брать Постановление Совета Министров и доказывать в зарубежном нотариате, что в Беларуси требуется нотариально заверенная копия доверенности на главу представительства. Если даже документ на двух языках, включая нотариальное заверение, то у нас потребуют и перевод печати нотариуса, хотя его имя есть в документе и на латинице, и на кириллице. И вновь - аттестованный переводчик и нотариальное заверение его подписи. Положение о представительстве также заверяется нотариально.

Но и это еще не все! Необходимо получить разрешение в милиции на изготовление печати. Для белорусских предприятий милиция не согласовывает печать уже с 2006 г. Это правило сохранено только для иностранцев. Ознакомиться с требованиями к печати негде, нет информации и на стендах. Поэтому даже опытные белорусские юристы делают по два-три захода в милицию. А получать разрешение на изготовление, так же как и саму печать, может только глава представительства. Ну должен же иностранец посмотреть, в каких условиях работает наша милиция.

В итоге, когда вы добираетесь до банка, где собираетесь открыть счет, за плечами уже больше месяца кропотливой работы, и знающие люди вас спрашивают: «Что, пришлось помучиться?».

Чего мы боимся? Складывается впечатление, что мы никак не можем отбиться от инвесторов, которые толпами ходят вдоль наших границ и только и думают, как бы «помошенничать» в Беларуси!

Если редакция получит ответы заинтересованных ведомств на эту статью, то обязательно их опубликует.

С уважением,

 

{jcomments on}