№10 (160) Октябрь

 

Тема номера: Инвестиционная привлекательность Беларуси

 

 

 

  • На чем держится держава? Как немца занесло в белорусскую глушь, где по утрам поют петухи, а вечером слышно мычание пригнанных с пастбища коров? Почти два года Андре Ноак пытается организовать в поселке Домачево на границе с Польшей производство красок по рецептурам известной германской компании Lankwitzer.

  • Имидж Минска - мнение экспертов. Что хотят изменить британские имиджмейкеры в образе белорусской столицы?

  • Урегулирование споров в ВТО.  В связи с вступлением Российской Федерации во Всемирную торговую организацию все чаще можно слышать о разного рода угрозах, которые якобы поджидают российскую экономику

  • Искусство "лова" с помощью сети. Каковы основные отличия позиционирования во Всемирной сети и каким образом лучше всего выстраивать правильную тактику бизнеса?

  • Осенние сюрпризы белорусского рубля. Почему дорожают кредиты?

  • Психологические причины головной боли. Исследования показывают, что в 90% случаев головные боли обусловлены наличием ситуационных трудностей и конфликтов.

Уважаемые читатели!

В середине октября Всемирный банк опубликовал рейтинг стран по степени благоприятности условий ведения бизнеса за 2012 г. и прогноз рейтинга на 2013 г. У нас есть повод порадоваться за Беларусь, которая с 91-го места в 2011 г. переместилась на 69-е. Из республик бывшего СССР впереди только Грузия (16-е место), Латвия (21-е), Эстония (24-е), Литва (27-е), Казахстан (47-е) и Армения (55-е). Российская Федерация переместилась с 124-го места на 120-е. Украина находится на 152-м, Италия (!) - на 86-м. Всего в рейтинге участвовало 183 государства. Хорошие перспективы у Беларуси и на 2013 г. В прогнозном рейтинге страна занимает 58-е место. При таких темпах за два-три года можно рассчитывать на достижение поставленной цели: войти в тридцатку стран по благоприятности условий ведения бизнеса.

Но рейтинг - не самоцель. Реальное изменение условий хозяйствования будет способствовать дальнейшему раскрепощению инициативы предпринимателей, привлечению прямых иностранных инвестиций, без которых невозможно ни технологическое обновление, ни изменение структуры экономики в направлении увеличения доли услуг. В одной из предыдущих статей мы отмечали, что у Беларуси есть возможность привлекать инвестиции компаний, ранее пришедших на территорию сопредельных государств. В этом случае крайне важны условия открытия в РБ представительств зарубежных инвесторов. Недавно мне пришлось изучить их на практике, и не могу не поделиться появившимся соображениями, реализация которых могла бы, на мой взгляд, способствовать улучшению имиджа страны и дальнейшему продвижению в рейтинге условий ведения бизнеса.

Разрешение на открытие представительства в соответствии с Постановлением СМ Республики Беларусь № 929 от 22 июля 1997 г. «О порядке открытия и деятельности в РБ представительств иностранных организаций» выдает Министерство иностранных дел. В перечне административных процедур, с которым можно ознакомиться на стенде в холле МИДа, указано, что вместе с заявлением необходимо представить 5 документов. Казалось бы, немного, но на их сбор и оформление уходит немало времени. Черт скрывается в деталях. Так, согласно перечню МИДа требуется представить «копии учредительных документов организации». Но копия должна быть нотариально удостоверена в стране базирования материнской компании и переведена на русский язык белорусским переводчиком, имеющим нотариальную аттестацию, подпись которого заверяется белорусским нотариусом. Далее представляется «копия документа, подтверждающего государственную регистрацию организации в уполномоченном органе страны-заявителя». В Европейском союзе уже давно осуществляется только электронная регистрация предприятий. Но мы почему-то зайти на сайт и получить подтверждение о регистрации не можем, хотя за открытие представительства взимаем 65 базовых величин за каждый год пребывания в Беларуси. Исключительно наша практика. Даже с благотворительных организаций берем 20 базовых величин.

В качестве документа, подтверждающего регистрацию в стране заявителя, в Беларуси требуется выписка из реестра, имеющая гербовую печать регистрирующего органа. А далее - перевод на русский язык и нотариально заверенные подписи переводчика.

Особые казусы возникают при подготовке доверенности на открытие представительства (в перечне административных процедур МИДа она пропущена) и доверенности на главу представительства. Правда, министерство допускает, чтобы два документа были в одном.

Но в сопредельных странах нотариатом оформляется только доверенность на открытие представительства, а глава назначается внутренним приказом или протоколом собрания учредителей. У нас порядок иной - и пусть все строятся под наш барабан. Поэтому приходится брать Постановление Совета Министров и доказывать в зарубежном нотариате, что в Беларуси требуется нотариально заверенная копия доверенности на главу представительства. Если даже документ на двух языках, включая нотариальное заверение, то у нас потребуют и перевод печати нотариуса, хотя его имя есть в документе и на латинице, и на кириллице. И вновь - аттестованный переводчик и нотариальное заверение его подписи. Положение о представительстве также заверяется нотариально.

Но и это еще не все! Необходимо получить разрешение в милиции на изготовление печати. Для белорусских предприятий милиция не согласовывает печать уже с 2006 г. Это правило сохранено только для иностранцев. Ознакомиться с требованиями к печати негде, нет информации и на стендах. Поэтому даже опытные белорусские юристы делают по два-три захода в милицию. А получать разрешение на изготовление, так же как и саму печать, может только глава представительства. Ну должен же иностранец посмотреть, в каких условиях работает наша милиция.

В итоге, когда вы добираетесь до банка, где собираетесь открыть счет, за плечами уже больше месяца кропотливой работы, и знающие люди вас спрашивают: «Что, пришлось помучиться?».

Чего мы боимся? Складывается впечатление, что мы никак не можем отбиться от инвесторов, которые толпами ходят вдоль наших границ и только и думают, как бы «помошенничать» в Беларуси!

Если редакция получит ответы заинтересованных ведомств на эту статью, то обязательно их опубликует.

С уважением,

 

{jcomments on} 

ТЕМА НОМЕРА
ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ БЕЛАРУСИ


4    На чем держится держава
Под Брестом готовится к пуску производство лакокрасочных материалов по немецким рецептурам. Владимир СВЕРКУНОВ

8    Как "раскрутить" целую страну?
Географический маркетинг увеличивает известность страны, привлекает к ней внимание зарубежных пратнеров.
Жанна ГРИНЮК

10    Имидж Минска - мнение экспертов
Как создать привлекательный имидж города и страны?

12    Беларусь попала в инвестиционный гольфстрим ЕЭП
Вскоре между Беларусью, Россией и Казахстаном развернется настоящая борьба за инвесторов.
Олег АНДРЕЕВ


15
    Взаимовыручка - принцип холдинга
В республике начал действовать холдинг "Белорусская металлургическая компания".
Анатолий ВОЛКОВ

ФИНАНСЫ: РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТОВ


18    Комплексное банковское обслуживание для бизнеса: как получить все сразу и при этом сэкономить?
"Пакетный" подход в банковском обслуживании позволяет снизить для клиентов стоимость расчетно-кассовых операций.
Юрий СУШКЕВИЧ

ФИНАНСЫ

20
    Кто и как управляет затратами
При принятии управленческих решений большинство руководителей пока не испытывают острой потребности в финансовой информации.
Анжелика ПЛЕСКАЧЕВСКАЯ

КОНЪЮНКТУРА ФИНАНСОВОГО РЫНКА
23    Осенние сюрпризы белорусского рубля
Почему дорожают кредиты?

КАЧЕСТВО ЖИЗНИ

25    Сколько стоит наше меню

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: НАЛОГОВАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ
26   Доходы, полученные за рубежом: алгоритм налогообложения
Как облагаются налогами доходы белорусских компаний и граждан за рубежом?

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
29    Урегулирование споров в ВТО
Следует ли ожидать исков членов ВТО к России?
Сергей МИХНЕВИЧ

МЕНЕДЖМЕНТ
32    Как стать успешной компанией?
У каждого предприятия есть потенциал, важно грамотно его использовать.
Галина ОЛЕХНОВИЧ

МАРКЕТИНГ
36    Вековые традиции подкрепляются новыми технологиями
Работа над выполнением госзаказа значительно расширила технологические возможности предприятия.
Александр ПЕРЕВЕРЗЕВ

38    Чтобы город стал краше
Правило "Семь раз отмерь, один - отрежь" как нельзя лучше подходит к развитию рынка наружной рекламы.
Александр КАРЕЛИН

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ

40    Товарный запас: конфликты и взаимодействие прав
В наше время конфликт прав на товарный знак - довольно распространенное явление.
Валентин РАЧКОВСКИЙ

НАУКА
43    Когда все тайное становится явным?
Методы визуализации течений помогают смоделировать и по возможности улучшить конкретные технологии, механизмы и приборы.
Олег ПЕНЗЯКОВ

ДЕЛОВОЙ ИНТЕРНЕТ
46    Искусство "лова" с помощью сети
Как сделать, чтобы вам поверили в интернете?

Елена ХАРЛАМОВА


МИРОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ
49    Посткризисный ренессанс госкапитализма
Эффективные госкорпорации и холдинги - продукт эффективного государства.
Александр КОВРИГИН

ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ПРОДУКТ
52    Путь к идеалу
Кондитерские изделия под брендом "Идеал" многие потребители считают настоящими шедеврами.
Владимир МИРОВ.

КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА
53    Роль организации оплаты труда в повышении эффективности производства
Почему организации оплаты труда на большинстве отечественных предприятий не способствует повышению эффективности производства?

Татьяна ДОЛИНИНА.


ПРАВО
56    Мониторинг законодательства (сентябрь - октябрь 2012г.)
Директору - о новациях законодательства.


58    Цена риска
Когда суды при оценке действий субъектов хозяйствования начнут применять норму об обоснованном риске?
Максим НАУМЧИК

ОБРАЗОВАНИЕ
60    Британский шанс для белорусских управленцев
Совместимы ли классические бизнес-образование и белорусская экономическая модель?
Ольга ПАСИЯК

КЛУБ "ДИРЕКТОР"
62    Рецепт от рака ищите в меню
Несбалансированное питание может спровоцировать онкологию.
Ирина ВЕСЕНИНА

64    Психологические причины головной боли
Головная боль не всегда свидетельствует о наличии заболевания.
Галина РАДЧЕНКО

Каждое государство заинтересовано в позитивном имидже своей страны на международной арене, способном дать приток капиталов инвесторов, рост туризма и экспорта. Правильность направления не вызывает вопросов, сомнения появляются лишь тогда, когда становятся очевидными средства достижения поставленной цели.

Имидж чем-то схож с репутацией женщины, считают эксперты: приобретается десятилетиями, теряется в мгновение, и поправить его или создать «новый образ» (ребрендинг - на языке PR) - дело неблагодарное. Желающих получить деньги среди PR-менеджеров предостаточно, а можно ли и, главное, как исправить неблаговидную ситуацию, создав привлекательный для инвесторов всего мира, яркий, незабываемый и запоминающий образ - очень сложный вопрос.

МИД Беларуси пошел традиционной для правительств стран СНГ дорогой, поручив ребрендинг столицы британской компании INSTID («Институт государственных идеологий», Лондон).

Что хотят изменить британские имиджмейкеры в образе белорусской столицы? Оказывается, слоганы, логотипы, цвета. Директор компании INSTID Наталья ГРАНД рассказала о том, что благодаря ребрендингу Минск приобретет мировую известность, а бренд столицы станет классикой. По предварительному плану, все работы по ребрендингу завершатся не позднее конца 2012 г. Полностью проект включает в себя не только новый логотип Минска, но и разработку специального сайта проекта, а также организацию мастер-классов для специалистов Беларуси и проведение социологического исследования.

Однако, как считают эксперты журнала «Биржевой лидер», в Беларуси нужно менять не слоганы и цвета, а общественное мнение о стране. Они полагают, что традиционный путь PR (новые логотипы, слоганы, цвета, дизайн сайта или показанный видеоролик) - не всегда самая короткая дорога к цели.

Например, накануне чемпионата по футболу ЕВРО-2012 Украина вовсю транслировала на телеканалах Европы видеоролики о красотах своих лесов и полей, а футбольные фанаты большинства стран ЕС так и не рискнули вместе со своими политиками поехать на главный футбольный праздник УЕФА из-за «разгула футбольных ультрас на стадионах Украины», «дороговизны цен в гостиницах», «отвратительного гостиничного сервиса», «политических преследований оппозиции в стране» и многого остального. Те из футбольных фанов Европы, кто все же приехал в Украину, были поражены тем, как «их подло и нагло обманули европейские СМИ», создав «неверный образ Украины и украинцев».

Такой путь изменения логотипа, массовых видеороликов и т.п. может быть логичным не для государства, а лишь для международных корпораций, работающих в сфере бизнеса, но не политики, так как никто не создает им негативного имиджа. Хотя и в сфере крупного бизнеса ребрендинг, как показал опыт компании Pepsi, часто менявшей свой логотип, это также не приносит победу в борьбе с главным своим конкурентом, оставшимся верным созданному когда-то имиджу.

«Можно сколько угодно и где угодно в Европе демонстрировать рекламные видеоролики о Минске, о красоте его улиц и площадей, высококвалифицированных научных кадрах и производственных мощностях, но европейскому обывателю это просто неинтересно», - пояснили эксперты. Он поверит не этому, а своим СМИ, которые, как и в случае с Украиной, пишут о «тоталитаризме», «нарушении прав человека», «плюшевом десанте» и преследовании инакомыслящих. Кто же из осторожных европейцев приедет в такую страну на отдых или тем более для ведения бизнеса?

Путь новейших PR-технологий в политике совершенно иной - выбрать слабое место и нанести мощный (и главное правдивый) информационный удар, став безоговорочным лидером в своей, четко обозначенной, нише рынка, пояснили эксперты.

Что же рекомендуют эксперты для создания позитивного образа Беларуси за рубежом?

Не нужно хвататься за широкие ниши, как столица страны или все государство. Начните с малого, рекламируя и пиаря то, чем Республика Беларусь может быть интересна большинству европейцев.

Медицина - на примере конкретных клиник, делающих операции на уровне (или лучше) европейских, израильских, австрийских или швейцарских больниц, тем более по цене, во много раз меньше, чем у конкурентов. А по числу пересадок органов людям, в расчете на 1 млн. граждан, Беларусь находится на первом месте среди стран СНГ.

Как отметил министр здравоохранения страны Василий ЖАРКО, привлекательность Беларуси для иностранцев с точки зрения медицинского туризма базируется на трех основных направлениях:

- высокой квалификации белорусских врачей;

- хорошей оснащенности клиник;

- приемлемых ценах.

Исходя из данных мировой статистики, 40% туристов, путешествующих с целью получения медпомощи, ищут более прогрессивные технологии, 32% - более прогрессивную систему здравоохранения, около 15% хотят найти более оперативные возможности для лечения, и лишь около 9% ищут дешевые медицинские услуги.

В 2010 г. система Минздрава РБ приняла 100 тыс. иностранцев, а уже в 2011 г. - 115,5 тыс. Только за прошлый год иностранцам оказано медицинских услуг на общую сумму 13 млн. долл., а за 5 месяцев текущего - на 8 млн.

Туризм и отдых - можно развивать, используя этнографическую самобытность белорусской деревни (программа была принята президиумом НАН Беларуси еще в 2006 г. в виде проекта «Традиции народной культуры в возрождении села»). Например, Музейно-этнографический комплекс «Дудутки» в 40 км от Минска с катанием на лошадях, незабываемой рыбалкой или охотой, пикником под открытым небом, где в старинной хлебопекарне дают возможность испечь собственный каравай, в гончарной мастерской - самим изготовить керамические блюда, попробовать себя в роли кузнеца, отведать удивительные по вкусу белорусские домашние деликатесы и многое другое. 

Когда миллионы европейских туристов посетят и увидят эти (и множество других уникальнейших мест), пообщаются с белорусами, никакие европейские СМИ не смогут убедить их в том, что в Беларусь «опасно» ехать на отдых, «не стоит лечиться», жить и работать. Тогда и стоит рекламировать более широкие объекты, такие как столица или вся Беларусь.

Материал предоставлен интернет-журналом «Биржевой лидер» (http://www.profi-forex.org).

 

{jcomments on} 

Бурное развитие современных телекоммуникационных технологий повлекло за собой всплеск интереса к интернету как к глобальному источнику доходов, который, однако, имеет свою специфику. Каковы основные отличия позиционирования во Всемирной сети и каким образом лучше всего выстраивать правильную тактику бизнеса?

 

Немного теории 

Для начала обратимся к терминологии. Маркетинговый термин «позиционирование» был предложен Джеком Траутом в 1969 г. в статье «Позиционирование - игра, в которую люди играют на современном рынке». В современном понимании - это своеобразный вид искусства формирования в воображении целевой аудитории образа торговой марки, обладающей истинными, а нередко и воображаемыми характеристиками, выгодно отличающими ее от товаров конкурентов.

На этом основано главное свойство позиционирования товара: найти собственную конкурентную нишу, где товар сможет удерживаться продолжительное время. В основном подобная специфика сопряжена с отличиями в комбинациях реальных характеристик: цены продукта, основных каналов распределения, а также произведенного впечатления от рекламы и общей узнаваемости бренда.

К примеру, уровень цены стирального порошка может восприниматься в качестве высокого, аналогичного либо же низкого по отношению к ценам конкурентов. Однако позиция немыслима без признания потребителем. Так, по данным независимых зарубежных исследователей, в середине минувшего года лидером торговли среди моющих средств стал отечественный порошок «Мара». При этом белорусам удалось обойти по количеству продаж даже такие известные марки, как Ariel, Deni, Losk, Persil, Tide. Лидируя в рейтинге как зарубежных, так и отечественных брендов разнообразных ценовых сегментов, производители вряд ли обгоняют их по качеству.

Так в чем же дело? Секрет успеха - в грамотной подаче информации, т.е., проще говоря, труде специалистов-маркетологов, перед которыми была поставлена задача: поднять отечественный продукт до уровня ведущих европейских марок. Всего за три месяца «Мара» стала брендом №1 в Беларуси. Поэтому, по большому счету, позиционирование - это деятельность компании по убеждению потребителя в отличии собственных продуктов от конкурирующих. И развитие цифровых технологий позволяет все больше апеллировать к умам и чувствам покупателей посредством одного из самых массовых телекоммуникационных каналов - сети Интернет. 

Современные технологии на службе рынка  

Анализ тенденций отечественного рынка показывает отток все большего количества потребителей в глобальную сеть. Обусловлено это не только бурным ростом количества интернет-магазинов, но и отличительными особенностями современных платежных систем, которые позволяют производить расчеты не выходя из дома. Исходя из этого, несложно понять, для чего сегодняшним специалистам требуется особая стратегия.

Цифровые технологии начала нынешнего века, по четкому определению американского философа Томаса Фрилмана, позволили создать своеобразный «плоский мир», в котором уничтожены границы, расстояния и государства. И каждый согласится с тем, что интернет сегодня - цельная среда, объединенная существующими в ней порядками, нормами и правилами. Пока что люди представляются в ней терминалами - коммуникаторами, мобильниками, компьютерами. Однако даже неодушевленные предметы в этой среде чувствуют себя весьма уверенно. Это разнообразные веб-камеры, датчики, платы управления двигателями автомобилей, которые самостоятельно могут в ряде случаев подключаться к определенным серверам.

Глобальная сеть представляет собой поистине безграничную площадку для творчества работников сферы маркетинга: это большое количество медиаканалов, на которые впоследствии будет проецироваться стратегия позиционирования (социальные сети, блоги, тематические сайты, возможности таргетированной контекстной рекламы). Для интернет-среды также характерно преобладание молодежи, которая, как известно, является флагманом всех передовых идей, а следовательно, и основной целевой аудиторией большинства компаний. Именно данные факторы во многом определяют основные направления бизнеса в сети, а соответственно и маркетинга.

Возьмем, к примеру, SMM - Social media marketing, ориентированный на получившие распространение в интернете социальные сети. Существует немало анекдотов о пользователях, к которым просятся в друзья то пластиковые окна, то кремы от загара. И чтобы ваша корпоративная страничка в социальной сети не стала очередной навязчивой «незваной гостьей», следует внимательно продумывать стратегию подачи информации. Это должно происходить в легкой, игровой форме, а информация должна быть по-настоящему интересной для широкого круга пользователей. Можно проводить в сети разнообразные виды анкетирования, опросы, конкурсы и другие интерактивные акции. Стратегия двусторонней коммуникации, когда ваш потенциальный потребитель осознает, что он общается с таким же живым человеком, а не с бездушным роботом, является наиболее приемлемой в тех случаях, когда предмет коммуникации отделен от вас расстоянием.

Удачным будет применение таких медиа-каналов, как видеосервисы и блоги. Последние позволяют в ненавязчивой, доступной форме донести до пользователя всю необходимую информацию. Однако под каким «соусом» ее подать, решать опять-таки профессионалам: читаться корпоративный блог должен не хуже самого захватывающего детектива, а информация в нем должна, исходя из самой цели создания данного ресурса, нести определенный коммерческий оттенок. Для тех же, кто не знает, как «впрягать в одну телегу коня и трепетную лань», свои услуги могут предложить профессиональные блоггеры, чья читательская аудитория исчисляется уже далеко не десятками.

Видеосервисы хороши, в первую очередь, тем, что позволяют визуализировать предлагаемый продукт, что значительно улучшает его восприятие потребителем. Например, рекламный ролик марки пива на YouTube, выполненный с должным профессионализмом и вкусом, может собрать весьма значительную целевую аудиторию. И здесь немалую роль играет так называемый «вирусный маркетинг», когда информация по цепочке расходится от одного пользователя к другому. Затраты на подобные маркетинговые мероприятия минимальны, а эффективность их весьма высока, что подтверждается практикой.

Весьма успешным инструментом продвижения являются интернет-СМИ. Учитывая то, что стоимость рекламы на сетевых площадках значительно ниже, нежели у их оффлайновых «собратьев», видна прямая выгода от размещения рекламных баннеров в сети. Причем они являются лишь одной и достаточно узкой формой рекламной коммуникации. В целом же интернет-сфера предоставляет весьма широкие возможности для осуществления маркетинговых мероприятий, начиная от PR-публикаций и заканчивая специальными сервисами, на которых любой желающий может оставить информацию о компании либо промо-материалы. Из отечественных ресурсов можно отметить специализированный сервис Press-release.by, позволяющий публиковать пресс-релизы компаний совершенно бесплатно. Это достаточно удачный рекламный ход коммуникационного агентства EZERIN’com, которое предоставляет замечательную возможность зарубежным и отечественным компаниям эффективно продвигать свои корпоративные новости, так или иначе сопряженные с интересами бизнеса, как в нашей республике, так и в странах СНГ. «Динамичное развитие новых медиа привело к тому, что изменились не только форма, структура и цели новостей компаний. Увеличилось количество целевых аудиторий, на которые рассчитаны современные пресс-релизы. Сегодня пресс-релиз - это и мощный PR-инструмент, и эффективный маркетинговый рычаг. С его помощью компании обращаются не только к журналистам, инвесторам или партнерам, но и напрямую к потребителям, повышая продажи», - считает руководитель проекта Павел Эзерин.  

Эффективные коммуникации: разрабатываем стратегию  

В интернет-пространстве важно не только выбирать решения, наиболее эффективные применительно к поставленным задачам, но и уметь грамотно синхронизировать их между собой, т.е. речь идет о комплексном подходе, который позволяет добиться реального эффекта рекламной кампании. Коснемся более детально основных аспектов данного подхода.

Анализ среды. Применение современных методик маркетинговых исследований в той или иной мере позволяет определить параметры целевой аудитории. При этом необходимо опираться и на такие инструменты, как анализ конкурентной активности, а также выявление основных конкурентных преимуществ и недостатков вашего продукта. Использование этих данных позволяет комплексно выстраивать стратегию продвижения бренда.

Разработка стратегии позиционирования в интернете. Оттолкнувшись от результатов проведенных исследований, можно делать ряд определенных рекомендаций относительно позиционирования продукта или бренда в интернете, а также вносить конструктивные предложения по доработке существующих продуктов или сервисов. Главной целью здесь будет максимально эффективное применение источников маркетингового бюджета.

Комплексное медиа-планирование. Уже разработанная концепция продвижения продукта или бренда позволяет определять оптимальные для ее реализации медиа-каналы. При этом могут быть сформированы отдельные бюджеты для каждого из них, а также просчитать объем и частотность активности по существующим каналам. Благодаря наличию комплексного медиа-плана может быть достигнут определенный синергетический эффект от проведенных кампаний.

Долгосрочное ведение кампании. В реализации общей концепции продвижения, опираясь на детализированный медиа-план, можно осуществлять комплексные рекламные кампании с применением всех имеющихся инструментов интернет-маркетинга: PR в сети, создание сетевых сообществ, вирусный маркетинг, баннерная реклама, продвижение и реклама в поисковых системах.

И в заключение хотелось бы сказать, что в целом интернет представляет собой довольно гибкий маркетинговый инструмент, применение которого может быть оправданно только специалистами, обладающими незаурядной долей интуиции. Ведь достаточно сложно предугадать реакцию потребителя на те или иные виды рекламной информации. Основная рекомендация здесь может быть такой: информация должна подаваться дозировано, чтобы у пользователя не создавалось впечатление, что товар ему пытаются навязать. Ну а как это сделать, подскажут компетентность и фантазия интернет-маркетологов.

 

{jcomments on} 

Андре НОАК генеральный директор ИООО "Ланквитцер Лакфабрик Бел"

Наверное, многие, кто сталкивался с Андре НОАКОМ, считают его чудаком, особенно в свете последних событий. Почти два года он пытается организовать в поселке Домачево на границе с Польшей производство красок по рецептурам известной германской компании Lankwitzer.Как немца занесло в белорусскую глушь, где по утрам поют петухи, а вечером слышно мычание пригнанных с пастбища коров? История эта довольно романтична.

Любовь и бизнес

- По образованию я - инженер-педагог, рассказывает Андре. - До объединения Германии работал в западной Саксонии в техникуме преподавателем производственного обучения. Когда развалилась ГДР, для того чтобы продолжить работу педагогом, предложили заново получить образование в течение четырех лет. Мне уже было 26 лет, и смысла учиться заново я не видел. А вот экономическую специальность получить было заманчиво, и я без отрыва от работы проходил обучение в частной академии. Потом еще четыре года преподавал в ней бухгалтерское дело и маркетинг.

Параллельно Андре работал заместителем директора в строительной компании, наполовину государственной, наполовину - частной, чтобы, как говорится, соединить теорию и практику. В конечном итоге это предприятие завоевало добрую славу, и ему стали поручать все работы по реконструкции и реставрации зданий в городе. Например, полностью обновили старинную крепость, монастырь, историческую площадь с фонтанами. Набравшись опыта, Андре открыл собственную фирму, которая финансировала строительство, проводила тендеры, контролировала расходование средств, брала на себя взаимоотношения с банками. В Германии это называется «проект-менеджмент». Но ей стало тесно даже в Германии.

- В 1997 г. я впервые приехал в Брест, где вместе с местной фирмой «Союз» мы занимались обновлением фасадов, реконструкцией «внутренностей» зданий, монтажом отопительных систем известных европейских производителей, - вспоминает Андре.

- И хотя тогда в Беларуси было не очень выгодно работать, для меня это самое лучшее время: в 1998 г. я познакомился со своей будущей женой-белоруской. Это определило мою дальнейшую судьбу: супруга не захотела жить в Германии, предложив мне обосноваться в Беларуси.

Так любовь мягко положила бизнес на лопатки. Андре пришлось отказаться от дел в Германии. Но поскольку, занимаясь строительством, он имел контакты с компанией Lankwitzer, предложил ее руководству рассмотреть возможность продвижения продукции на восток через Беларусь. Был заключен первый контракт, по которому А.Ноак представлял эту компанию в качестве официального дилера на территории республики. А уже с 2004 г. зарегистрированное в Бресте ИООО «Ланквитцер Лакфабрик Бел» становится одним из дочерних предприятий фирмы Lankwitzer в Восточной Европе и занимает ведущие позиции по сбыту и сервисному обслуживанию в РБ.

Сам Андре считает, что вполне освоился в Беларуси, 5 лет назад построил дом, где и обосновался со своей заметно увеличившейся семьей - жена Антонина подарила ему двоих детей.

 Патриотизм и бизнес  

Тем не менее интересно узнать, как оценивает немецкий предприниматель условия работы в Беларуси?

- На мой взгляд, - говорит он, - у Беларуси - два лица. Первое - официальное, которое нередко критикуют на Западе за приверженность к старым коммунистическим идеалам. Но когда живешь здесь и занимаешься делом, видишь, что есть другое лицо. И отличия здесь очень значительные: рынок все больше завоевывает пространство. И реализуя продукцию Lankwitzer, мы ощущали сильную конкуренцию со стороны и известных мировых брендов, и местных производителей лакокрасочных материалов.

Во многом это и подтолкнуло А.Ноака и руководство компании к решению организовать здесь производство. Вторым фактором стало создание Единого экономического пространства Беларуси, России и Казахстана. Ведь на этой обширной территории ИООО «Ланквитцер Лакфабрик Бел» - единственное со 100%-ным капиталом компании Lankwitzer. Поэтому именно в Беларуси было решено разместить производство.

Показательно, что в ходе строительства Андре доказал, что он - больший патриот Беларуси, чем многие местные предприниматели, чиновники и специалисты.

- Когда дошло дело до оснащения корпуса, проектировщики стали закладывать иностранные комплектующие, - говорит А.Ноак. - Я возмутился: по белорусскому законодательству приоритет должен быть за отечественными производителями - так что переделывайте! И заставил сделать это, пригрозив вывести на чистую воду любителей импорта. Конечно, потеряли время, где-то даже пространство, поскольку белорусская техника оказалась более массивной. Но успех любой страны, в чем я глубоко убежден, начинается с уважения к своим предприятиям, где бы они ни располагались - в столице или, как мы, в небольшом поселке.

Глубинка и бизнес

Преимущества расположения производства в небольшом приграничном поселке Домачево, как объяснил А.Ноак, заключаются в том, что после организации здесь пропуска грузового транспорта, а это предусмотрено планами развития пограничной инфраструктуры, будет складываться почти идеальная логистика. На территории Польши в ближайшей перспективе завершится строительство автобана, который свяжет Германию и Беларусь, соединившись в районе Бреста с международной трассой Е30/М1. Это важно, поскольку основные компоненты в течение по крайней мере первых 4-5 лет будут завозиться из Берлина. Качественное сырье не производится пока ни в Беларуси, ни в России, ни в Украине.

Конечно, не все виды продукции, которыми славится Lankwitzer, будут выпускаться под Брестом. Например, современные УФ-лаки, быстро сохнущие и набирающие большую прочность под воздействием ультрафиолетового излучения, требуют настолько специфических условий производства, что изготавливать их в Беларуси пока не имеет смысла. В то же время отечественные потребители всегда могут рассчитывать на поставки таких материалов из Германии, где в 2007 г. в городе Остервике была построена ультрасовременная лакокрасочная фабрика.

Для первого пускового комплекса создаваемого в Беларуси производства руководитель ИООО «Ланквитцер Лакфабрик Бел» долго искал здание. Остановился на корпусе, где когда-то размещался хлебозавод. Его, а также земельный участок удалось приобрести на аукционе недвижимости. При этом главным условием, которое поставил Андре, была именно собственность на землю, ведь немецкая фирма пришла в Беларусь всерьез и надолго.

Привлекали и льготные условия, которые предоставляются инвесторам в малых городских и сельских поселениях. В частности, на 7 лет немецкий бизнес освобождается от налога на прибыль, есть также существенные послабления в ставках отчислений в Фонд социальной защиты населения.

Но размещение в «сельской местности» имеет и свои минусы. Главный заключается в отсутствии здесь персонала, который можно было бы обучить работе на современном оборудовании. Поэтому большую часть коллектива численностью около 30 человек придется привозить из Бреста.

Пока трудно сказать, насколько высокой будет добавленная стоимость в продукции предприятия, но то, что оно не станет чисто «разливочным», несомненно. Достаточно весомы и инвестиции: если в ремонт корпуса вложено 500 тыс. евро, то в оборудование - вдвое больше. Здесь установлены бисерные мельницы, предназначенные для размола пигментов, и в зависимости от величины получаемых частиц можно получить разные свойства лакокрасочных материалов. Имеются современные дозирующие устройства и смесители, оборудована лаборатория контроля качества выпускаемой продукции. Для создания безопасных условий труда смонтированы 4 независимые системы вентиляции.

На первых порах в Домачево будут изготавливаться одно- и двухкомпонентные органические и водорастворимые краски и лаки. В Беларуси аналогов по качеству им нет, и это открывает перед новым производством широкие перспективы. Например, материалы, что покрывают металлические фермы мостов, защищены от коррозии на 15 лет! Сейчас завершается сертификация материалов, намеченных к выпуску в Домачево. А это - десятки различных наименований! Объем производства составит 10 т лакокрасочных материалов в неделю при односменной работе. Вместе с продажами продукции из Германии оборот компании, достигнет 200 тыс. евро в месяц,

 Конкуренция и бизнес

Поскольку компания будет иметь статус отечественного производителя, то получит определенные преимущества на тендерах по закупке промышленными предприятиями и строительными организациями лакокрасочных материалов. К тому же на белорусском рынке продукция продается за национальную валюту, а это должно привлечь многих покупателей, ценящих настоящее немецкое качество.

А.Ноак не ожидает конкуренции со стороны других белорусских производителей, поскольку они работают в совершенно ином сегменте рынка и «пока дотянулись только до самой нижней ступеньки Lankwitzer». Однако не все так однозначно, и во многом ситуация будет зависеть от поведения потребителей.

В качестве примера можно привести материалы для железнодорожного транспорта, которые используются во многих странах мира, в том числе и железными дорогами Германии. Они позволяют надежно защитить металлические поверхности и детали локомотивов и вагонов от коррозии и создать предельно ровное и гладкое покрытие, что особенно важно для скоростных поездов, ведь это снижает силу трения воздуха при движении. А оси колесных пар покрываются так, что на скорости свыше 250 км/ч удар камнем не оставляет даже следа!

Преимущества этих материалов уже оценили и российские железные дороги, а вот на белорусскую магистраль они пробиваются с трудом. 6 лет назад ИООО «Ланквитцер Лакфабрик Бел» пыталось завязать контакты с Минским вагонным депо и даже покрасило для него своими красками 6 пассажирских вагонов. Работа была хорошо оценена на самом высоком уровне, однако дальше этого показательного мероприятия дело не пошло. Железнодорожники, как, впрочем, и некоторые другие потребители считают, что они экономят средства, приобретая дешевые краски.

- На Западе уже давно поняли, что стоимость материалов чаще всего имеет второстепенное значение, - убеждает Андре. - Гораздо важнее трудовые затраты, и если недорогие краски приходится покупать чуть ли не каждый год, обновляя облезшие поверхности, то какая же тут экономия?! Есть еще один аргумент в пользу высококачественных лакокрасочных материалов: благодаря лучшей адгезии они более тонким слоем ложатся на поверхность, поэтому расход их намного ниже, чем дешевых. И тогда расчеты получаются совершенно другими: если брать по весу, то наша краска дороже, скажем, белорусской в 5-8 раз. Но в окрашенной детали эта разница уменьшается до 15-20% при значительно более высоком качестве и долговечности покрытия. К сожалению, такой информацией службы снабжения не владеют, они оценивают материалы, преимущественно исходя из стоимости за единицу массы.

Но и применение самых лучших компонентов, по мнению А.Ноака, не произведет «революцию» в окрасочном деле. Требуются внедрение определенных технологий, в том числе и для обработки окрашиваемых поверхностей, необходимое оборудование, - только тогда грунтовки, защитные составы, эмали, лаки смогут раскрыть весь свой мощный потенциал.

Так, Белорусский металлургический завод начинает развивать перспективное направление - лаки ультрафиолетового отверждения. Для покрытия ими выпускаемых предприятием бесшовных труб закуплено оборудование. А поскольку именно Lankwitzer занимает в этой сфере самые передовые позиции, компания готова предложить УФ-материалы и технологии всем заинтересованным предприятиям республики.

Стоит задуматься и над такой проблемой. Производители автомобильной техники на Западе сегодня дают 7-летнюю гарантию на то, что кузов не пострадает от коррозии. Белорусским машиностроителям тоже необходимо повышать конкурентоспособность продукции, серьезно заниматься защитой от коррозии, созданием привлекательного внешнего вида, который техника не потеряет в течение нескольких лет. Такую возможность и предоставляют современные лакокрасочные материалы, и здесь Lankwitzer уже много лет занимает лидирующие позиции. Его дочернее предприятие в Беларуси старается работать именно с теми клиентами, которые твердо поставили цель повысить качество своих изделий. При этом предлагают не только материалы, но и современную покрасочную технику, с производителями которой установлены тесные контакты

.

- Безусловно, нас интересуют и крупные машиностроительные предприятия, - признается Андре. - Пока мы выступали только в роли дилера компании Lankwitzer, пробиться на такие производства неимоверно сложно: у них уже сложились многолетние связи с зарубежными партнерами, входящими в первую десятку мировых производителей лакокрасочных материалов. Переход на продукцию других производителей может вызвать технические проблемы, ведь оборудование настроено на определенный тип краски. Однако в последнее время ведущие белорусские предприятия, в частности, МАЗ, Минский завод колесных тягачей, «Белкоммунмаш» инвестируют солидные средства в окрасочную технику и ищут под нее высококачественные материалы. Мы в свою очередь тщательно готовимся к тендерам, которые будут проводиться на всех этих предприятиях, чтобы предложить им материалы Lankwitzer, в том числе и те, что будут выпускаться в Беларуси.

 ИООО «Ланквитцер Лакфабрик Бел» 225021, Брестская обл., Брестский р-н, г.п. Домачево Тел./факс: +375 (162) 96-12-65 e-mail: info@lankwitzerbel.by