№9 (159) - Сентябрь

 

Тема номера: Транспорт и рыночные механизмы

 

 

 

  • Люди и дороги. Вопросы развития сети автодорог и обеспечение безопасности движения приобретают особую актуальность и требуют скоординированной работы все уровней власти.
  • По единому пространству не проедешь просто так. В условиях острой конкуренции с поляками и россиянами белорусские грузоперевозчики постепенно теряют свои позиции на рынке.
  • Стоимость, добавленная обработкой - показатель экономического роста страны. Как увеличить в Беларуси долю добавленной стоимости?
  • Налогообложение белорусского бизнеса за рубежом. Как облагаются налогами доходы белорусских компаний и граждан за границей.
  • Киловатты уходят сквозь стены. В Беларуси планируется с 2015 года не менее 60% всего вводимого жилья строить в энергоэффективном формате.
  • Самые актуальные тренды в  женской моде на осень-2012. Сентябрь - начало нового модного сезона, время, когда одни fation тенденции сменяются другими.

Андрей ГОЛОВАЧ, главный инженер ОАО

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Андрей ГОЛОВАЧ, главный инженер ОАО "МЗКТ"

Авторский коллектив ОАО «Минский завод колесных тягачей» представлен на соискание Государственной премии Республики Беларусь в области науки и техники 2012 г. за разработку и освоение производства специальных колесных шасси и тягачей четвертого поколения военно-технического и двойного назначения.
Между тем, еще не изгладились из памяти времена, когда вообще стоял вопрос: быть или не быть предприятию? О том, как был пройден путь от кризисного состояния до установления ритмичной работы предприятия, рассказывает главный инженер ОАО «МЗКТ» Андрей ГОЛОВАЧ.


- Андрей Альбертович, что послужило отправной точкой в достижении устойчивого плодотворного развития предприятия?


- Сейчас с уверенностью можно сказать, что становление МЗКТ как самостоятельного предприятия позволило сохранить его специализацию: производство продукции военно-технического назначения в интересах Республики Беларусь и Российской Федерации, а также дало толчок к производству техники для народного хозяйства. Мы получили возможность ставить проблемы перед высшим руководством страны и были включены в республиканские программы. Освоение большого объема новых видов продукции обеспечило ритмичную работу производства, позволило стать валообразующим предприятием в Государственном военно-промышленном комитете Республики Беларусь.

Во времена СССР завод выпускал три модели продукции. Теперь же ежегодно разрабатывается и осваивается производство 16-20 моделей автомобильной техники для народного хозяйства и 3-4 - военно-технического назначения. Сегодня номенклатура модельного ряда продукции торговой марки «Волат» насчитывает свыше 150 базовых моделей.
Колесные шасси производства ОАО «МЗКТ» являются транспортной  базой для  установки  комплексов  «Тополь-М», «Ярс», «Искандер», «Бастион», «С-400», «Тор», «Бук», «Печора» и других вооружений.  Наше предприятие выпускает продукцию, востребованную оборонными  комплексами Беларуси, России и других стран.

 

Пользуются спросом  и  наши гражданские  автомобили. В силу специфики производства, рассчитанного на изготовление мелкосерийной и единичной продукции, мы готовы изготавливать по желанию потребителя любые технически сложные изделия независимо от объема его заказа. Специалисты предприятия способны в кратчайшие сроки выполнить эксклюзивный заказ даже самого привередливого заказчика.


- Сегодня МЗКТ наряду с военно-технической выпускает широкую гамму продукции гражданского назначения. Ее качество на таком же высоком уровне как и для ВПК?


- На сегодняшний день на МЗКТ сохранена и функционирует военная приемка, которая контролирует качество выпускаемой продукции военно-технического назначения. В то же время и гражданская, и военная техника производится на одной технологической базе, что обеспечивает высокое качество изготавливаемой продукции.


Подтверждением сказанному может служить тот факт, что наши четырехосные самосвалы, разработанные и изготовленные еще в начале 90-х гг.,  до сих пор  работают исправно.

Производство машин народно-хозяйственного назначения потребовало значительного увеличения эксплуатационного ресурса продукции.  Нами была проведена модернизация основных комплектующих узлов, что позволило повысить ресурс изготавливаемых машин. В настоящее время работаем над его увеличением до 1 млн. км.

 
МЗКТ производит продукцию для различных отраслей народного хозяйства. Одним из перспективных направлений деятельности нашего предприятия является разработка и изготовление шасси под мобильные буровые установки для нефтегазовой отрасли, в том числе совместно с ОАО «Сейсмотехника». Уже освоено производство шасси, имеющих от 3 до 6 осей. Производим специальные «платформы» под монтаж кранового оборудования грузоподъемностью 50-60 т. Создан опытный образец грузоподъемностью 80 т, ведутся работы по разработке еще более мощных шасси для 110-тонных кранов. Налажено производство низкорамных полуприцепов грузоподъемностью от 24 до 70 т и мощных тягачей для нужд народного хозяйства.


- Ваше производство весьма материалоемкое, а в продукции - высокая импортная составляющая. Как это соотносится с эффективностью?


 - Сегодня доля импортных составляющих в нашей продукции достаточно велика, потому что автотехника комплектуется  в соответствии с высокими требованиями заказчиков к качеству покупных комплектующих изделий.  И тем не менее к импортным составляющим добавляется 50-60% интеллекта и труда работников нашего предприятия, а  затем продукция отправляется на экспорт. К слову, сальдо внешней торговли товарами в ОАО «МЗКТ» за первое полугодие положительное, оно выше уровня прошлого года, что свидетельствует о положительной тенденции нашей внешнеэкономической деятельности.


-  Ваше предприятие имеет необходимую материально-техническую базу и квалифицированные кадры для производства востребованной сегодня продукции и в этом смысле является самодостаточным. В таком случае, насколько актуальны для вас вопросы интеграции с другими компаниями, в том числе российскими?


- МЗКТ - экспортно-ориентированное предприятие. Свыше 90% выпускаемой техники поставляется более чем в 30 стран мира. Однако нашим главным партнером и потребителем выпускаемой продукции является Россия. Поэтому мы должны сделать все, чтобы наше тесное сотрудничество  с Российской Федерацией  развивалось и способствовало стабильной, устойчивой работе нашего предприятия. 

-  Сейчас МЗКТ производит технику четвертого поколения, соответствующую мировому уровню. Надолго ли хватит этого задела, чтобы оставаться сильным, конкурентоспособным предприятием?

 
 - Чтобы выпускать конкурентоспособную продукцию, необходимо выполнять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В настоящее время последовательно ведутся поисковые работы  по применению в составе изделий МЗКТ  электронного оборудования, автоматических коробок передач нового поколения, электрических трансмиссий, новых материалов и  т.д. Совершенствование и развитие - процесс  непрерывный и, по сути, должен привести к созданию своего рода интеллектуальных машин. Так что впереди у нас много творческой работы.


Работая над созданием автомобильной техники новых поколений, коллектив МЗКТ вносит свой весомый вклад в обеспечение национальной безопасности Союзного государства Беларуси и России.


ОАО «Минский завод колесных тягачей»
220021, г. Минск, пр. Партизанский, 150
Тел.: (017) 246-10-09, 291-31-85
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
www.mzkt.by

Александр САДОВСКИЙ, заместитель председателя правления ЗАО Александр САДОВСКИЙ, заместитель председателя правления ЗАО "АКБ "БЕЛРОСБАНК"

 

 

ЗАО «АКБ «Белросбанк» продолжает хорошую традицию по оптимизации затрат клиентов на расчетно-кассовое обслуживание и с июля предлагает своим новым партнерам специализированный пакет услуг «Бизнес-Союзный». О преимуществах пакетного обслуживания, а также особенностях нового предложения рассказывает заместитель председателя правления ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК» Александр САДОВСКИЙ.


- Александр Леонидович, пакетная форма расчетно-кассового обслуживания в последнее время становится очень популярной на банковском рынке Республики Беларусь. Скажите, Белросбанк также следует последним тенденциям?


- Конечно, это не просто дань моде, это осознанное стремление банка оптимизировать затраты клиента на банковское обслуживание. Если оно пакетное, то это дает клиентам существенную выгоду, так как банк предлагает в «одном флаконе» оптимальный набор необходимых банковских услуг по цене более низкой, чем, если бы они приобретались отдельно. Наши клиенты по достоинству оценили преимущества линейки пакетов «Бизнес-Оптимальный» и «Бизнес-Международный», которые предлагаются банком с середины прошлого года. Они до сих пор пользуются большой популярностью. С января 2012 г. введены в действие пакеты услуг «Бизнес-Обслуживание», которые носят специализированный характер: в них удобно сгруппированы наиболее востребованные банковские услуги.


- А чем вызвана новая инициатива Белросбанка по созданию пакета услуг «Бизнес-Союзный»?


- Белорусское бизнес-сообщество по достоинству оценило перспективы и возможности, открывающиеся с созданием Единого экономического пространства и упрощением выхода на рынки Российской Федерации. Восточное направление для многих компаний становится полем активной деятельности. При этом бизнесмены отмечают, что работа на российском рынке требует серьезных усилий, эффективного управления и безупречного финансового обслуживания.
В этих условиях надежная поддержка со стороны обслуживающего банка по проведению расчетов с российскими партнерами, устойчивый доступ к покупке иностранной валюты и быстрые расчеты с партнерами являются важными факторами успеха.


Поэтому специально для компаний, которые имеют деловые отношения с российскими контрагентами и осуществляют операции в российских рублях, мы разработали пакет услуг «Бизнес-Союзный». В его рамках Белросбанк, используя как собственные возможности, так и содействие со стороны своего основного акционера - ОАО АКБ «Росбанк», обеспечивает комфортное обслуживание клиентов и их расчеты с российскими контрагентами.


- А какие конкретно выгоды получат клиенты, выбравшие этот пакет услуг?


- В рамках пакета «Бизнес-Союзный» банк, помимо надежного и удобного расчетно-кассового обслуживания, обеспечивает клиентам режим наибольшего комфорта в расчетах российскими рублями, в доступе на биржу для покупки этой валюты. Отличительной особенностью данного пакета является низкая стоимость переводов в российских рублях и сниженный тариф на покупку российских рублей на бирже. Стоимость перевода в российских рублях - всего 1 долл. за перевод, независимо от суммы. На 45% снижен тариф на покупку российских рублей на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи. В рамках пакета услуг он составляет 0,15% (с зачислением купленной валюты на второй день после торгов) или 0,2% (с зачислением в день торгов).

- Что еще, кроме работы с российскими рублями, входит в пакет «Бизнес-Союзный»?

 
- В этот пакет также включены безлимитные переводы в белорусских рублях, в том числе и на счета в банках-нерезидентах, бесплатное сопровождение и обслуживание системы «Интернет-Клиент» или «Клиент-Банк». За открытие и ведение счета плата также не взимается. Подключение к пакету услуг бесплатное.
Открыть счет в Белросбанке и подключить пакет услуг «Бизнес-Союзный» очень просто: для этого необходимо позвонить в контакт-центр по телефону (017) 229-73-29, и специалист поможет подготовить необходимые документы и связаться с менеджером по расчетно-кассовому обслуживанию. Подробную инструкцию можно найти на официальном сайте банка www.belrosbank.by.


- Сейчас для клиентов важно не только расчетно-кассовое обслуживание, но и кредитная поддержка со стороны банка. Что предлагает Белросбанк в сфере кредитования бизнеса?


- В банке существует широкая линейка кредитов для малого бизнеса. Она включает ряд продуктов, называемых «Бизнес-кредитами», которые охватывают все сегменты малого бизнеса. Мы предлагаем нашим клиентам полный спектр кредитования, начиная от небольших и быстрых кредитов «Бизнес-Экспресс» и заканчивая более крупными займами «Бизнес-Оборудование» и «Бизнес-Ипотека». Совсем недавно наша линейка пополнилась новым кредитом «Бизнес-Коммерсант», в рамках которого можно получить кредит для бизнеса со скоростью и легкостью потребительского.
Наряду с кредитованием малого бизнеса мы успешно финансируем деятельность средних и крупных предприятий, предоставляя им доступ к ресурсам в гораздо более крупных суммах.


Хочу отметить, что Белросбанк входит во французскую банковскую группу Societe Generale, и это нам очень помогает в выстраивании наших отношений с клиентами. А полуторавековой опыт работы группы позволяет нам предлагать клиентам сервисы высочайшего качества.


Белросбанк. По всей республике. Для Вас.

 

ЗАО «АКБ «БЕЛРОСБАНК»
220029 г.Минск. Ул. Красная, 7,
Тел: +375 17 229-73-29
http://www.belrosbank.by

Ришард НАРКОВИЧ, генеральный директор Гродненского областного унитарного предприятия пищевой промышленности Ришард НАРКОВИЧ, генеральный директор Гродненского областного унитарного предприятия пищевой промышленности "Гроднопищепром"

Модным ныне словом «холдинг» называют структуры, которые на самом деле всегда присутствовали в экономической жизни Беларуси. Здесь постоянно создавались различные объединения, многие из них ликвидировались или реорганизовывались, другие же успешно функционируют многие годы. Чем может быть полезен опыт управления ими? Как адаптируются такие структуры, особенно государственные, к рыночным условиям? На эти и другие вопросы ответил генеральный директор Гродненского областного унитарного предприятия пищевой промышленности  «Гроднопищепром» Ришард НАРКОВИЧ.


- Ришард Ришардович, УП «Гроднопищепром» имеет нетипичную структуру. В нее входят обособленные подразделения, самостоятельные предприятия, акционерные общества. В чем преимущества такой формы производственной кооперации?


- Нельзя сказать, что именно такая структура, с нынешними функциями ее «штаба», была изначально спланирована. Она прошла через многочисленные изменения. В частности, на каком-то этапе был избран путь узкой специализации, образовано объединение «Гродноспиртпром». В дальнейшем возникла необходимость более четко координировать работу значительного кластера разнопрофильных предприятий. Так возникло наше УП. Надо сказать, что его структура способствовала выработке отвечающего рыночным требованиям управленческого стиля.


Главное - мы никогда не ассоциировали себя с органом оперативного управления подчиненными предприятиями. Разумеется, руководство, специалисты УП никогда полностью не устранялись от такой деятельности, тем не менее основные управленческие функции эффективно осуществляют директора. Достаточно сказать, что все предприятия имеют хорошую прибыль, значительные средства инвестируются в развитие. Если бы у нас были менее подготовленные кадры, наверное, другой, более жесткой, сложилась бы и система управления.


Ее нынешний мягкий вариант позволяет иметь аппарат всего из 32 человек. Причем два завода - Поречский спиртовой и Дятловский винно-водочный - обособленные подразделения, по ним значительную часть управленческих функций мы замыкаем на себя. В свою очередь доходы обособленных структурных подразделений обеспечивают деятельность «надстройки», всем остальным предприятиям менеджерские и консалтинговые услуги мы  предоставляем бесплатно.

- В республике за развитие пищевой промышленности отвечает концерн «Белгоспищепром». В чем состоит стратегический менеджмент регионального уровня?

 
- Приведу несколько примеров. В прошлом году благодаря вводу в эксплуатацию нового производства в ОАО «Рогозницкий крахмальный завод» в области было переработано около 60 тыс. т картофеля - в 3 раза больше, чем годом ранее. Около 70% крахмала реализовано на внешних рынках. Прекрасные результаты дала реконструкция Гродненского консервного завода. Сегодня на нем выпускается более 80 наименований продукции, быстро расширяется география ее экспортных поставок.  


Инвестором этих высокотехнологичных производств выступил облисполком. Разумеется, понимание того, что региону необходимы новые перерабатывающие мощности, присутствовало на всех уровнях. Но ведь кто-то должен выполнить экономические расчеты, предложить план действий, организовать исполнение принятых решений. А это уже задача таких структур, как наша.


Еще одна важная функция «штаба» - проработка рыночной стратегии отдельных предприятий, согласование планов их развития. Конкуренция между заводами, безусловно, должна быть жесткой. Но не избыточной. Выход на внутренний рынок производителей с однотипным товаром чаще всего не дает ожидаемого экономического эффекта.  
Что касается концерна «Белгоспищепром», то наши управленческие усилия совершенно не дублируются. Мы ближе к предприятиям, поэтому можем успешно выполнять функции и регулятора, и помощника, и контролера, и инициатора новшеств, которые нуждаются в широком распространении.


 А вот в отношении ценообразования роль республиканских органов, на мой взгляд, могла быть более заметной. Сегодня сложилась совершенно оправданная система, когда каждое перерабатывающее предприятие имеет свою сырьевую зону, т. е. они ограничены в выборе поставщиков. Ценообразование же у нас сегодня в основном свободное. И, например, на картофель в прошлом году разбежка цен могла достигать 100%. В нашей области «второй хлеб» оказался самым дорогим, и это определило высокую отпускную цену производимого нами крахмала. Естественно, дорогую продукцию сложнее реализовывать. Чтобы заводы работали в равных рыночных условиях, государству необходимо устанавливать на картофель минимальную отпускную цену. Такая практика сегодня имеет место в отношении продовольственного зерна, и она себя полностью оправдывает. Убежден, что в регулировании нуждаются цены и на другие виды сельскохозяйственной продукции.  
- Насколько успешно могут сегодня работать небольшие предприятия на внешних рынках?


- Имея собственное сырье и современные технологии, они вполне способны выпускать конкурентоспособную экспортную продукцию. Маркетологи активно продвигают наши товары в Туркменистан, Азербайджан, страны Балтии,  другие регионы. Всего за 8 месяцев текущего года на экспортных поставках мы заработали более 4 млн. долл. - столько, сколько за весь прошлый год. Кстати, положительное сальдо внешнеторгового баланса у нас превышает 3,2 млн. долл.

Впрочем, эти результаты могли быть лучше. Сложно обеспечивать конкурентоспособность продукции на внешних рынках, особенно предоставлять требуемую многими покупателями отсрочку платежа, фактически не имея льготной кредитной поддержки. Ее объемы в последнее время сведены к минимуму, к тому же процедура получения таких средств не отличается простотой. Но если рост экспорта назван в качестве важнейшего приоритета государственной экономической политики, то логичным было бы под экспортные контракты предоставлять недорогие ресурсы по заявительному принципу. В случае невыполнения условия контракта можно требовать от получателя рассчитаться за них уже по обычным банковским ставкам, да еще и начислить пеню за использование средств не по назначению.

 
- Планируются ли изменения структуры УП? Полноценный холдинг - не ваша перспектива?


- Хотя мы обеспечиваем рост производства и рентабельности не ниже 10% в год по всем заводам, это не значит, что в дальнейшем высокую динамику удастся поддерживать без серьезных структурных изменений. Только прийти к ним мы намерены эволюционно и поэтапно. Первым шагом станет объединение трех крахмальных заводов в одно укрупненное акционерное общество. Посмотрим, насколько новая структура будет управляемой, какие преимущества по сравнению с ныне существующей схемой получат ее участники, и с учетом наработанного опыта предложим проект объединения в той или иной форме производителей других видов продукции. Затем, видимо, потребуется подобрать вариант преобразования всего нашего унитарного предприятия. Совершенно не исключаю, что это будет холдинг.  

 

Гродненское областное унитарное предприятие пищевой промышленности «Гроднопищепром»
230003, г. Гродно
пр-т Космонавтов, 60
Тел.: +375 (152) 75-50-91

Александр ИВАНОВ, директор УП Александр ИВАНОВ, директор УП "Белгазпрмдиагностика"

Точный диагноз важен не только в медицине. В технике он помогает избежать аварий и катастроф, не допустить лишних трат на ремонт, продлить срок жизни оборудования, а главное, - быть уверенным в надежности и безопасности всего производства в целом.
Наиболее приемлем для этой цели неразрушающий контроль, который в индустриально развитых странах по заказам предприятий самых разных отраслей осуществляют независимые специализированные компании.


Десять лет назад по такому же пути решило пойти минское унитарное предприятие «Белгазпромдиагностика», которое создало лабораторию по проверке качества состояния металла и сварных швов на строящихся и действующих нефте- и газопроводах, резервуарах для хранения ГСМ, технологических трубопроводах. Осуществление такого контроля заложено в технологических картах многих белорусских предприятий и регулируется законодательством в области промышленного надзора. Однако на большинстве из них до сих пор работает известный принцип: проверять самих себя.


- Уверен в том, что это в корне неправильно, - считает директор компании Александр ИВАНОВ. - И дело даже не в том, что неэффективно тратятся средства и с невысокой интенсивностью используется аппаратура. Главное - в объективности и независимости оценки, которая не всегда нужна руководителям предприятий, чтобы не выносить «сор из избы».
При независимом контроле полностью исключен пресловутый «человеческий фактор». В нем должны быть заинтересованы министерства и концерны, чтобы видеть картину реального состояния дел на опасных объектах. Однако, как ни странно, здесь более дальновидно поступают предприятия без ведомственной подчиненности. Например, частное производственное унитарное предприятие «Западтранснефтепродукт», имеющее российские корни и обслуживающее нефтепродуктопровод протяженностью 1,5 тыс. км. С ним у компании «Белгазпромдиагностика» сложилось плодотворное сотрудничество, причем транспортировщики сами подтолкнули диагностов к совершенствованию методов контроля. Так, они дали задание на освоение технологии проверки состояния днищ в хранилищах нефтепродуктов, для чего пришлось приобрести специальный сканер стоимостью более 50 тыс. евро и подготовить работников. Понятно, что такие приборы и специалисты не должны простаивать, но когда «Белгазпромдиагностика» попыталась найти других потенциальных заказчиков, в том числе и на обоих белорусских нефтеперерабатывающих заводах, имеющих солидные парки емкостей для хранения нефти и нефтепродуктов, оказалось, что такая диагностика, мягко говоря, не востребована. Хотя известно, что под воздействием серы, содержащейся в сырье и некоторых видах топлива, именно днище является самым слабым местом, подверженным быстрой коррозии.

- Занимаясь профессионально неразрушающим контролем, мы постепенно пришли к необходимости создания собственного производства технологического оборудования, - говорит Александр Владимирович. - Известно, что в любой конструкции самым уязвимым местом являются сварные швы. Чтобы они были бездефектными, нужны четкое соблюдение технологии и соответствующая оснащенность. Поясню на примере: перед сваркой электроды следует прокалить при определенной температуре, именно прокалить, а не нагреть на батарее или теплом кожухе станка, как делают на многих белорусских предприятиях. И хранить их на рабочем месте сварщик обязан в местах, где исключено насыщение влагой. Для этого нужны специальные печи и термопеналы, выпуск которых был нами успешно освоен, и сегодня мы - единственные в Беларуси производители такого технологического оборудования. Вслед за этим начали изготовлять столы для сварки, мобильные и постовые вентиляционные установки, защитные экраны, а затем, завязав контакты с зарубежными производителями сварочного оборудования, амуниции и «аксессуаров», стали полностью оснащать сварщиков всем необходимым, вплоть до палаток для работы в неблагоприятных погодных условиях.

 
Сейчас в «недрах» предприятия «Белгазпромдиагностика» зреет еще одно перспективное, по мнению директора, направление. В свое время для нужд лаборатории неразрушающего контроля были приобретены тепловизоры - устройства для наблюдения за распределением температуры на исследуемой поверхности. Чтобы это оборудование использовалось эффективнее, решили «внедриться» в сферу энергосбережения путем создания лаборатории теплофизических испытаний и энергосбережения. А поскольку специалисты компании привыкли делать все основательно, тепловизионные исследования дополнили собственной разработкой технологии диагностики тепловых потоков. Впоследствии лаборатория включила в список своих исследований наиболее достоверный метод контроля воздухопроницаемости конструкций любого дома - «blower door», позволяющий, создавая пониженное или избыточное давление в помещении,  определить распределение (утечки) потоков воздуха.

- Мы предложили свои услуги и домостроителям, и жилищно-коммунальным службам, ведь с помощью измерений, которые больше никем в республике не проводятся, можно оценить реальные результаты мероприятий по повышению энергоэффективности, - объясняет А.Иванов. - Однако, по всей видимости, такая объективность пока не всем нужна. Например, после того как мы в результате демонстрации наших возможностей определили расточительный «мостик холода» в конструкции одного из производителей строительных материалов», нам сказали «спасибо» и прекратили всякие отношения. Подобное происходит и с организациями ЖКХ, которые, приобретя тепловизоры в рамках программы энергоэффективности и реинновации зданий, используют их, мягко говоря, не совсем правильно. Если и делается съемка, то, как правило, одноразовая, а на ее результаты может повлиять и солнце, и ветер, и другие погодные факторы. Чтобы картина была достоверной, следует проводить мониторинг в разное время суток, исследовать тепловые потоки ограждающих конструкций.

 
Особенно остро стоит вопрос качества разработки проекта тепловой реабилитации здания, учитывающего все особенности конструкции, для чего перед проектированием следует сделать «съемку» здания. После тепловой реабилитации опять необходимо сделать замеры, чтобы знать, насколько успешно проведена данная процедура. На основании замеров зданию нужно выдавать паспорт, характеризующий его с точки зрения энергоэффективности. Данные этого документа должны влиять на уменьшение нормы подачи теплоносителя, иначе весь смысл проводимой работы теряется, что мы и видим сегодня. А любая работа, в чем я глубоко убежден, должна делаться профессионалами, носить системный характер и иметь конечный результат. УП «Белгазпромдиагностика»
220073, г. Минск, ул. Гусовского, 4, офис 301
Тел./факс: (017) 205-08-68, 207-67-42, 210-24-48, 256-15-75
www.diag.by

Наталья БОВБЫРЬ, начальник ОУП

Наталия БОВБЫРЬ, начальник ОУП "Гродненский региональный центр по ценообразованию в строительстве"

 

 

В белорусском строительном комплексе завершен очередной этап формирования полноценной рыночной правовой базы. В нынешнем году у подрядчиков появилась возможность формировать неизменную контрактную цену . Не меньшее значение имеет переход к использованию стоимостных показателей, определенных в ценах на дату разработки сметной документации с корректировкой на прогнозные индексы. Благодаря этой новации экономика строительных организаций станет более устойчивой и предсказуемой, считает руководитель Гродненского центра по ценообразованию в строительстве Наталия БОВБЫРЬ.


- Наталия Викторовна, белорусские строители десятилетия пользовались ресурсно-сметными нормами. Зачем понадобилось ломать опробованную систему?


- Такой вопрос возникал и у меня. Вообще я всегда была сторонницей внедрения в практику новшеств после их апробации на объектах в разных сферах строительства: промышленной, жилищной, дорожной и т.д. Ведь изменение устоявшейся системы всегда проходит болезненно, с множеством шероховатостей. Для того чтобы новая методика раскрыла свои преимущества, необходимо в полной мере учитывать фактический уровень инфляции для конкретных регионов в течение нормативного срока строительства. Сделать это очень сложно. Как известно, в последние годы прогнозные индексы являлись основным фактором, препятствующим предсказуемости инвестиционного процесса в строительстве.


Очевидно также, что модернизация существующей системы ценообразования должна осуществляться на принципах преемственности и планомерности, основываться на методологической проработке и внедрении новых методов ценообразования параллельно с существующими. Таким образом будет достигнуто планирование затрат в строительстве со степенью достоверности, удовлетворяющей возможностям использования систем бюджетирования в инвестиционно-строительной сфере на всех этапах.


Такие подходы и были заложены в Указе Президента РБ от 11.08.2011 г. №361, вступившим в действие с 1 января 2012 г.


- Как было заявлено, основная цель реформы - приблизить «сметные» цены к реальным. В какой мере ее удалось достичь?


- Пока по новой методике просчитываются только те объекты, задание на проектирование которых получено после 1 января текущего года. Поэтому какие-то глобальные выводы об эффективности реформы делать еще рано. Могу только отметить, что поскольку строительство отличается большой длительностью производственного цикла, то проектная цена может не совпадать с фактической. Особенно в условиях инфляции. Соответственно расчетная цена окажется тем объективнее, чем ниже будет уровень инфляции. Исключительно важно также жестко соблюдать график платежей и сроков строительства.


- И все-таки, что уже сделано для внедрения новых методик определения стоимости строительства в Гродненской области?

- В настоящее время сметная документация в текущем уровне цен разработана по 72 объектам нового строительства, реконструкции и ремонта, по которым выдано экспертное заключение. Часть из них уже сдана в эксплуатацию, что позволяет в ближайшее время провести сравнительный анализ фактической стоимости с той, что определена в сметной документации, и оценить результаты нового механизма ценообразования.

 
- Возникают ли технические сложности с расчетом цен по новым методикам?


-  Во всяком случае, они почти не влияют на качество нашей работы. Постоянный мониторинг позволяет видеть реальное изменение цен. Что хотелось бы изменить, так это объем обрабатываемой информации. Банк данных цен, по которым ведется мониторинг, в сравнении с прошлым годом увеличился раза в три. Однако в целях дальнейшего совершенствования нормативно-справочной базы необходимо продолжать работу над расширением номенклатуры текущих цен на материалы, изделия и конструкции.


Есть у нас претензии к продавцам стройматериалов. Многие частные компании отказываются предоставить информацию о своих ценах.


- Как реально изменились цены в текущем году?


- Стоимость квадратного метра жилья, строящегося для льготных категорий граждан, в Гродно в домах КПД увеличилась с начала года на 40,6%, в домах из кирпича и газосиликата - на 24,9%. В Минске в домах КПД 1 кв. м стал дороже на 51,7%.
Из базовых строительных материалов заметно подорожал и щебень (70,7%), пиловочник (92,6%), кирпич керамический (35,3%), железобетонные конструкции (22,2%), шифер (18,4%). А вот цемент и арматура, производимая на ОАО «БМЗ», в основном удержались на уровне начала года (+5%). По газосиликатным блокам и окнам ПВХ рост цен составил 11,1%. Еще раз подчеркну - все это данные по Гродненской области.


- Насколько новые принципы ценообразования, принятые в строительном комплексе Беларуси, «стыкуются» с соответствующей практикой стран Запада?


- Методы определения стоимости строительства можно условно разбить на две самостоятельные группы. Первая объединяет расчет цены по укрупненным показателям на начальных этапах процесса, вторая - поэлементный расчет цены, применяемый, как правило, на завершающих этапах проектирования.


Расчет стоимости строительства объекта в каждом случае осуществляется индивидуально, с учетом специфических особенностей конкретного объекта на базе смет, составляемых фирмой-проектировщиком или инжиниринговой компанией. При этом для каждой фазы реализации объекта строительства рассчитывается ожидаемая стоимость со степенью достоверности результатов, возможной для данной стадии.


Типичен в этом отношении пример Германии. Порядок расчетов в строительной отрасли здесь закреплен на уровне законодательства, за его нарушение предусмотрены жесткие штрафные санкции и остановка строительства, причем независимо от источников финансирования, будь то частные инвестиции или бюджетные средства.

- Наталия Викторовна, какое влияние, по вашему мнению, окажет новая система ценообразования на ситуацию в строительном комплексе?


- Как известно, формирование цены осуществляется проектировщиком, заказчиком и подрядчиком, каждый из которых преследует собственные коммерческие цели. Поэтому окончательная цена на строительную продукцию является, по сути, результатом компромисса, достигаемого всеми субъектами строительного производства. Внедрив новую систему ценообразования, мы получим полноценный, со здоровой конкуренцией, нормальными отношениями между всеми субъектами инвестиционной деятельности рынок строительных услуг.


Да, это будет еще не завтра. Как я уже говорила, систему необходимо отладить, создать для ее работы оптимальные условия. Но я убеждена, что необходимо, даже ошибаясь и набивая шишки, постоянно двигаться вперед. Сегодня в строительном комплексе такое движение происходит, значит, поставленная цель обязательно будет достигнута.
ОУП «Гродненский региональный центр по ценообразованию в строительстве»
230029, г. Гродно, ул. Горького, д.49, к. 422
Тел.: 8 (0152) 48 47 74
Факс: 8 (0152) 73 05 11

 Сергей ВОЙТОВИЧ, директор ООО "Профизол"

 

Многие рынки в Беларуси сегодня характеризуются, казалось бы, несовместимыми чертами: на них очень высока конкуренция, и в то же время работающие здесь компании имеют исключительно высокий потенциал роста. Естественно, маркетинговая стратегия в таких условиях отличается рядом особенностей, о которых применительно к рынку сандвич-панелей рассказывает руководитель гомельского ООО «Профизол» Сергей ВОЙТОВИЧ.


- Сергей Аркадьевич, чтобы успешно войти в рынок, вашей молодой компании требовалось каким-то образом выделиться из ряда конкурентов. Какую «фишку» вы предложили потребителям?


- В 2008 г., когда было создано ООО «Профизол», рынок сандвич-панелей был уже разделен между большим числом импортеров и пятью отечественными предприятиями, которые могли удовлетворить существовавший на тот момент спрос на весь спектр товарной номенклатуры. Предложить какой-то новый продукт с особыми свойствами мы не могли - его не существовало в природе. Оставалось конкурировать за счет цен, разумеется, в совокупности с высоким и, главное, стабильным качеством изделий.


Начнем с цены. В Гомельской области на тот момент не было своего производства «теплого металла», в то же время здесь работает завод, где выпускается минераловатная плита - отличный высокоэффективный утеплитель. Было очевидно, что «привязав» к нему предприятие по изготовлению сандвич-панелей, мы получим достаточно заметный выигрыш в плане транспортной и складской логистики. А если избрать еще и сельскую прописку, то вот вам дополнительные льготы. С учетом всех этих факторов мы сегодня можем, участвуя в конкурсных торгах, предлагать цену на 5-10% ниже, чем у конкурентов.
Теперь по вопросу качества. Выход на рынок не в первых рядах его операторов дает возможность использовать лучшие на тот момент технологии и не повторять ошибки, которые неизбежно делают первопроходцы. В частности, некоторые сооружения спустя несколько лет после монтажа требовали ремонта из-за низкой надежности замков - в сандвич-панелях это, пожалуй, самый важный и уязвимый узел. Поэтому мы сразу сделали выбор в пользу улучшенных замков Z-lock европейских производителей, конструкция которых прошла многолетнюю проверку в самых разных климатических зонах и признана наиболее удачной.

При строительстве гипермаркета
Маркетинговые исследования показали также, что заказчики часто интересуются малогабаритными - до 1 м длиной - панелями, которые удобно использовать при строительстве, например, небольших торговых объектов. Такие стены можно изготавливать не на автоматических, а на полуавтоматических линиях. Правда, у них чуть ниже производительность, зато нет ограничений по типоразмерам, теплоизолятору, материалу «оболочки» - в зависимости от пожеланий заказчика это может быть обычный металл, оцинкованный, нержавеющая сталь.

 
- Насколько устраивает вас качество гомельской минеральной ваты?


- Российские покупатели наших панелей к их гомельской «начинке» относятся очень хорошо, никаких нареканий на качество нет. Высокое качество этого материала подтверждено и данными наших экспертиз. Впрочем, в ассортименте предприятия есть и панели, где в качестве утеплителя используется пенополистирол. Все зависит от желания заказчика.


- Какие у ООО «Профизол» планы по развитию производства?


- Мы выпускаем до 7 тыс. кв. м панелей в месяц. Завод работает в две смены, и уже чувствуем, что находимся на пределе производственных возможностей. В то же время спрос постоянно растет, в том числе за счет сельского хозяйства, где реализуется масштабная программа строительства и реконструкции животноводческих ферм. Увеличиваются продажи и на зарубежных рынках.


Ответом на такую конъюнктуру может быть только быстрый рост производства. Мы планируем установить вторую линию.


- Кризис прошлого года показал, насколько неустойчивым может быть спрос на строительные услуги, особенно если объекты финансируются за счет средств бюджета. Не слишком ли рискованно в этих условиях делать ставку на быстрое расширение рынка?


- Конечно, мы учитываем возможные колебания спроса. Но, во-первых, разве можно назвать грамотной маркетинговую политику, ориентирующуюся не на развитие, а на сдерживание производства ввиду неопределенных средне- и дальнесрочных рисков?

Второе. Мы совершенно уверены, что независимо от общего объема средств, которые вращаются на строительном рынке, сектор, связанный с облегченными конструкциями, все равно будет динамично развиваться. Дело в том, что сегодня такие проекты составляют лишь около 50% от их оптимального для страны объема. Иными словами, в силу недостаточного знакомства с современными технологиями, ориентации на традиционные материалы, ряда других причин (включая заинтересованность не в экономии средств, а увеличении объемов строительства) заказчики строят здания из дорогих материалов: кирпича, дерева, железобетона, хотя гораздо выгоднее возводить их с использованием сандвич-панелей. А этот материал, напомню, может использоваться практически на любых объектах, за исключением жилых домов. В условиях же дефицита средств интерес к альтернативным вариантам строительства, обеспечивающим заметную экономию, растет гораздо быстрее, чем в периоды благополучного развития строительной отрасли.

 
Наконец, третий момент. Совершенно с вами согласен, что вопрос финансовой устойчивости для предприятий малого бизнеса имеет особое значение. В силу небольших оборотов им сложно создать финансовую подушку безопасности, которая позволила бы спокойно пережить длительный спад. Самое неприятное, что могут пострадать и те партнеры, которые будут продолжать в этот период работать и разместят у нас свои заказы. Чтобы полностью исключить неблагоприятный вариант развития событий, с момента создания бизнеса мы предпринимаем шаги по его диверсификации. Сегодня наша группа компаний развивает несколько направлений, связанных со стройматериалами и оказанием услуг в сфере автобизнеса. Маневр средствами даст возможность при любых обстоятельствах сохранить производство сандвич-панелей на необходимом уровне и своевременно выполнять все обязательства перед заказчиками. ООО «Профизол»
246028, г. Гомель, ул. Федосеенко, 8
Тел.: (0232) 608-673

Внешнеторговые операции. Электронное декларирование Внесены изменения в Указ от 27.03.2008 г. №178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». Уточнены определения статистических и периодических статистических деклараций. Указанные документы теперь предоставляются только в виде электронного документа. Новшеством является установление в законодательстве стоимости отгрузок (поставок) товаров, которые требуют подачи периодической статистической декларации. Она подается по двум и более фактам отгрузок (поставок) товаров, если общая стоимость составляет сумму, эквивалентную 1 тыс. евро и более. Статистические и периодические статистические декларации регистрируются в таможенных органах с использованием информационных систем и информационных технологий и являются документами валютного контроля.


В развитие положений Указа внесены изменения и в постановление Правительства от 30.04.2009 г. №549 «О статистическом декларировании товаров». Установлено, что  статистическая декларация и периодическая статистическая декларация представляются экспортером (импортером) или грузоотправителем (грузополучателем) либо таможенным представителем. Таможенные органы вправе отказать в регистрации деклараций в случае несоблюдения формата и порядка ее заполнения.


Указ Президента Республики Беларусь от 23.07.2012 г. №323 «О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. №178». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.08.2012 г. №768 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 г. №549». Документы вступают в силу с 26.09.2012 г. Служебные и специальные легковые автомобили

Согласно постановлению Совета Министров для бюджетных организаций обязательно утверждаются лимиты количества служебных легковых автомобилей и табели положенности специальных легковых автомобилей. Также они обязательно утверждаются для иных организаций, получающих субсидии из республиканского и местных бюджетов, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

 
Для служебных и специальных легковых автомобилей исполнительных комитетов, администраций, советов депутатов, организаций постановлением определен лимит пробега служебных и специальных легковых автомобилей не более 2 тыс. км в месяц на один автомобиль. Исключение составляют специальные легковые автомобили следующих наименований: «Скорая медицинская помощь», «Инкассация», «Учебная», «Газотехническая», «Испытательная», «Государственная служба медицинских судебных экспертиз», «Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь», «Медицинская помощь».


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 г. №776  «Об упорядочении приобретения и использования служебных и специальных легковых автомобилей». Вступило в силу с 29.08.2012 г. Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Изъятие продукции

Утверждена Инструкция о порядке изъятия из обращения продукции при установлении ее несоответствия требованиям законодательства Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данный порядок не распространяется на изъятие арестованной,  конфискованной или обращенной в доход государства иным способом, а также бывшей в употреблении продукции.

 
Подлежит изъятию продукция при отсутствии маркировки или наличии маркировки, не отвечающей установленным законодательством требованиям, а также с нарушенной целостностью упаковки, истекшим сроком годности (хранения), с явными признаками порчи, если есть достоверные данные об отсутствии документов, удостоверяющих ее качество и безопасность. Подтверждение несоответствия продукции установленным требованиям может быть получено и по результатам лабораторных исследований.


Изъятие производится на основе предписания, которое выносится санитарными врачами различных уровней (или их заместителями). Документ должен содержать сведения, необходимые для идентификации продукции, подлежащей изъятию из обращения. Владелец продукции со дня получения предписания обязан обеспечить немедленное изъятие продукции из обращения и ее изолированное хранение. Также он обязан принять необходимые меры по своевременному информированию покупателей (потребителей) такой продукции, в том числе через СМИ в случае, если продукция, подлежащая изъятию из обращения, реализуется либо используется.


Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.07.2012 г. №98 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из обращения продукции при установлении ее несоответствия требованиям законодательства Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Вступило в силу с 04.08 2012 г. Приватизация жилых помещений

С августа вступают в силу изменения в Положение о приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, их эксплуатации и ремонте, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.09.2001 г. №1399. Из Положения исключен пункт о возможности оказания услуг по приватизации хозрасчетными агентствами. Также установлено, что для приобретения в собственность занимаемого жилого помещения в домах государственного жилищного фонда следует обращаться в организацию, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится жилое помещение, и заключившую договор безвозмездного пользования на жилое помещение, с просьбой о приватизации которого обращается гражданин.

 
Сейчас стоимость объектов приватизации с учетом их потребительских качеств в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации, определяется комиссиями местных исполнительных и распорядительных органов, государственных органов, государственных организаций в порядке, установленном законодательством. Ранее в образовании таких комиссий участвовали и юридические лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находились жилые помещения. Но в работе этих комиссий по-прежнему вправе участвовать граждане, приватизирующие жилые помещения.


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.07.2012 г. № 699 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 г. № 1399». Вступило в силу с 09.08.2012 г.

Подготовила Елена КОРНУШЕНКО,
старший юрист юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий».

Ольга КОВТУНЕНКО Сентябрь - начало нового модного сезона, время, когда одни fashion тенденции сменяются другими. И, конечно, - это самое лучшее время для того, чтобы с ними ознакомиться, сделать выводы и приобрести обновки. Вот краткий обзор основных трендов в женской моде на осень 2012 г.


•    Одной из очень ярких и нескучных дизайнерских предложений этого сезона стала мода на «британский шик». Имеются в виду «мужские» костюмы родом из 30-х гг. Если конкретно, то это, прежде всего, твидовые костюмы-тройки в клетку, сорочка, галстук, шляпа-котелок и зонт-тросточка. Дизайнеры не первый сезон играют в женственную мужественность, и это при том, что женственность сегодня - лидирующий модный тренд. Так в чем же разгадка этого парадокса? Оказывается, все очень просто: ничто так не подчеркивает женскую натуру, как мужская одежда. Именно натуру, а не фигуру. Идея в том, чтобы дать возможность современной бизнес-леди почувствовать себя сильной и беззащитной одновременно. Это, пожалуй, один из лучших способов женщине с помощью одежды быть на равных с мужчиной, оставаясь при этом самой собой. Такого мнения этой осенью придерживаются знаменитые модные бренды, например, Ralph Lauren, Emporio Armani, Burberry Prorsum, Escada Sport.

•    Утрированные пропорции и многослойность - еще один очень заметный модный тренд этой осени. Широкие плечи, А-образный и овальный силуэты, вещи over size (намеренно большие по размеру). Модные 80-е опять вернулись на гребне популярности!


Сюда же можно отнести весьма занятную и практичную моду на юбки или платья, надетые поверх брюк. Сегодня такая многослойность очень актуальна: она нарочитая, с четко просматривающимися линиями, чаще прямыми, как будто вытесанными из камня. Такие вполне классические модные решения будут отлично смотреться на деловой успешной женщине-боссе: сильной и уверенной в себе. Поучиться «выносить» эту модную тенденцию можно у Prada, Maison Martin Margiela, Comme des Garsons.

•    В осеннюю моду вернулись шорты! Причем шорты в новом сезоне имеют право быть практически любыми. Этот предмет гардероба - редкий и очень неординарный тренд настойчиво пропагандируется многими модными дизайнерами. Самые актуальные шорты этой осенью похожи на обрезанные по колено классические прямые брюки. Это - прекрасная альтернатива уже поднадоевшей деловой юбке-карандаш: просто, но с «изюминкой». Более того, в пользу этого модного веяния говорит и тот факт, что длина до колена подойдет не только молодым девушкам, но и статусным леди. Одним из самых модных вариантов стали кожаные шорты. Они отлично будут сочетаться с шифоновыми блузами, «мужскими» рубашками и приталенными жакетами. Шорты были замечены на показах Anna Sui, Giorgio Armani, Valentino и многих других.

•    Очень ярким модным предложением в новом сезоне стали прямые укороченные брюки. Такая модель призвана сделать акцент на тонкой щиколотке ее обладательницы, подчеркнув тем самым ее несомненную женственность. Конечно, применение этой модной тенденции требует соблюдения некоторых правил. Например, всегда носить высокий каблук. Или не надевать сверху длинный плащ или пальто, линию бедра прикрывать свитером крупной вязки, жакетом или курткой. Очевидно, что подобная длина идет далеко не каждой представительнице прекрасного пола: при не очень удачной посадке такие брюки способны визуально укоротить ноги и «съесть» пару сантиментов роста. В том случае, если ваш рост выше 173 см, можно смело экспериментировать. Примеры комбинаций укороченных брюк можно посмотреть у Chanel, Sonia Rykiel, Calvin Klein.

 
•    Одними из самых модных материалов в новом сезоне станут кожа и бархат. В первую очередь это относится к брюкам и платьям. Сегодня материал уже не ограничивает форму. Теперь возможно все: драпировки, воланы и даже ришелье на коже. Цвет кожаной одежды в наступающем сезоне должен быть либо в коричнево-зеленой гамме, либо в более ярких и смелых вариантах черного, красного и белого цветов. Вопрос о сочетаемости можно вообще не ставить, ведь кожа отлично комбинируется практически с любым материалом. Это вопрос лишь вашего вкуса. Модные образы в коже показали Givenchy, Alexander Wang, Celine.

Что касается бархата, то этот тренд больше уместен в вечерней моде. Бархатные платья и костюмы - замечательная находка для тех дам, которым нужно выглядеть роскошно и женственно на торжественном вечернем мероприятии. Однако бархат достаточно капризен к различным вариантам его комбинации. Чтобы не ошибиться, постарайтесь не использовать в одном комплекте более двух различных фактур. А если есть возможность, то лучше вообще позволить бархату солировать в ансамбле. Бархатные вещи предложили носить этой осенью Dolce&Gabbana, Bottega Veneta, Victor&Rolf.

 
•    Модная осень-2012 обещает быть достаточно драматичной, если говорить об актуальных цветах. Самыми востребованными у дизайнеров в новом сезоне стали следующие цвета: черный, бордовый, красный, глубокий синий и темно зеленый. А для тех, кому они покажутся слишком мрачными, дизайнеры придумали замечательную альтернативу. А именно: романтичные оттенки сиреневого, черничного и холодного розового. Кажется, все понятно, однако, словно яркие вспышки на темном ночном небе, среди новых осенних коллекций в основном темной гаммы все же мелькают наряды ярких цветов и оттенков. Разбавить мрачные краски помогут такие цвета, как желтый, оранжевый, пурпурный. Впрочем, выбор цвета для базовых вещей вашего гардероба вопрос скорее не модный, а имиджевый, поэтому здесь важно решить для себя вопрос, прежде всего, личных предпочтений.

Таким образом, пополняя свой гардероб модными новинками, не забывайте слушать свой внутренний голос, ведь, как правило, он лучший советчик. Впрочем, как сказал Бернард Шоу: «следовать моде смешно, а не следовать глупо!».