№9 (159) - Сентябрь

 

Тема номера: Транспорт и рыночные механизмы

 

 

 

  • Люди и дороги. Вопросы развития сети автодорог и обеспечение безопасности движения приобретают особую актуальность и требуют скоординированной работы все уровней власти.

  • По единому пространству не проедешь просто так. В условиях острой конкуренции с поляками и россиянами белорусские грузоперевозчики постепенно теряют свои позиции на рынке.

  • Стоимость, добавленная обработкой - показатель экономического роста страны. Как увеличить в Беларуси долю добавленной стоимости?

  • Налогообложение белорусского бизнеса за рубежом. Как облагаются налогами доходы белорусских компаний и граждан за границей.
  • Киловатты уходят сквозь стены. В Беларуси планируется с 2015 года не менее 60% всего вводимого жилья строить в энергоэффективном формате.

  • Самые актуальные тренды в  женской моде на осень-2012. Сентябрь - начало нового модного сезона, время, когда одни fation тенденции сменяются другими.

 Сергей ВОЙТОВИЧ, директор ООО "Профизол"

 

Многие рынки в Беларуси сегодня характеризуются, казалось бы, несовместимыми чертами: на них очень высока конкуренция, и в то же время работающие здесь компании имеют исключительно высокий потенциал роста. Естественно, маркетинговая стратегия в таких условиях отличается рядом особенностей, о которых применительно к рынку сандвич-панелей рассказывает руководитель гомельского ООО «Профизол» Сергей ВОЙТОВИЧ.


- Сергей Аркадьевич, чтобы успешно войти в рынок, вашей молодой компании требовалось каким-то образом выделиться из ряда конкурентов. Какую «фишку» вы предложили потребителям?


- В 2008 г., когда было создано ООО «Профизол», рынок сандвич-панелей был уже разделен между большим числом импортеров и пятью отечественными предприятиями, которые могли удовлетворить существовавший на тот момент спрос на весь спектр товарной номенклатуры. Предложить какой-то новый продукт с особыми свойствами мы не могли - его не существовало в природе. Оставалось конкурировать за счет цен, разумеется, в совокупности с высоким и, главное, стабильным качеством изделий.


Начнем с цены. В Гомельской области на тот момент не было своего производства «теплого металла», в то же время здесь работает завод, где выпускается минераловатная плита - отличный высокоэффективный утеплитель. Было очевидно, что «привязав» к нему предприятие по изготовлению сандвич-панелей, мы получим достаточно заметный выигрыш в плане транспортной и складской логистики. А если избрать еще и сельскую прописку, то вот вам дополнительные льготы. С учетом всех этих факторов мы сегодня можем, участвуя в конкурсных торгах, предлагать цену на 5-10% ниже, чем у конкурентов.
Теперь по вопросу качества. Выход на рынок не в первых рядах его операторов дает возможность использовать лучшие на тот момент технологии и не повторять ошибки, которые неизбежно делают первопроходцы. В частности, некоторые сооружения спустя несколько лет после монтажа требовали ремонта из-за низкой надежности замков - в сандвич-панелях это, пожалуй, самый важный и уязвимый узел. Поэтому мы сразу сделали выбор в пользу улучшенных замков Z-lock европейских производителей, конструкция которых прошла многолетнюю проверку в самых разных климатических зонах и признана наиболее удачной.

При строительстве гипермаркета
Маркетинговые исследования показали также, что заказчики часто интересуются малогабаритными - до 1 м длиной - панелями, которые удобно использовать при строительстве, например, небольших торговых объектов. Такие стены можно изготавливать не на автоматических, а на полуавтоматических линиях. Правда, у них чуть ниже производительность, зато нет ограничений по типоразмерам, теплоизолятору, материалу «оболочки» - в зависимости от пожеланий заказчика это может быть обычный металл, оцинкованный, нержавеющая сталь.

 
- Насколько устраивает вас качество гомельской минеральной ваты?


- Российские покупатели наших панелей к их гомельской «начинке» относятся очень хорошо, никаких нареканий на качество нет. Высокое качество этого материала подтверждено и данными наших экспертиз. Впрочем, в ассортименте предприятия есть и панели, где в качестве утеплителя используется пенополистирол. Все зависит от желания заказчика.


- Какие у ООО «Профизол» планы по развитию производства?


- Мы выпускаем до 7 тыс. кв. м панелей в месяц. Завод работает в две смены, и уже чувствуем, что находимся на пределе производственных возможностей. В то же время спрос постоянно растет, в том числе за счет сельского хозяйства, где реализуется масштабная программа строительства и реконструкции животноводческих ферм. Увеличиваются продажи и на зарубежных рынках.


Ответом на такую конъюнктуру может быть только быстрый рост производства. Мы планируем установить вторую линию.


- Кризис прошлого года показал, насколько неустойчивым может быть спрос на строительные услуги, особенно если объекты финансируются за счет средств бюджета. Не слишком ли рискованно в этих условиях делать ставку на быстрое расширение рынка?


- Конечно, мы учитываем возможные колебания спроса. Но, во-первых, разве можно назвать грамотной маркетинговую политику, ориентирующуюся не на развитие, а на сдерживание производства ввиду неопределенных средне- и дальнесрочных рисков?

Второе. Мы совершенно уверены, что независимо от общего объема средств, которые вращаются на строительном рынке, сектор, связанный с облегченными конструкциями, все равно будет динамично развиваться. Дело в том, что сегодня такие проекты составляют лишь около 50% от их оптимального для страны объема. Иными словами, в силу недостаточного знакомства с современными технологиями, ориентации на традиционные материалы, ряда других причин (включая заинтересованность не в экономии средств, а увеличении объемов строительства) заказчики строят здания из дорогих материалов: кирпича, дерева, железобетона, хотя гораздо выгоднее возводить их с использованием сандвич-панелей. А этот материал, напомню, может использоваться практически на любых объектах, за исключением жилых домов. В условиях же дефицита средств интерес к альтернативным вариантам строительства, обеспечивающим заметную экономию, растет гораздо быстрее, чем в периоды благополучного развития строительной отрасли.

 
Наконец, третий момент. Совершенно с вами согласен, что вопрос финансовой устойчивости для предприятий малого бизнеса имеет особое значение. В силу небольших оборотов им сложно создать финансовую подушку безопасности, которая позволила бы спокойно пережить длительный спад. Самое неприятное, что могут пострадать и те партнеры, которые будут продолжать в этот период работать и разместят у нас свои заказы. Чтобы полностью исключить неблагоприятный вариант развития событий, с момента создания бизнеса мы предпринимаем шаги по его диверсификации. Сегодня наша группа компаний развивает несколько направлений, связанных со стройматериалами и оказанием услуг в сфере автобизнеса. Маневр средствами даст возможность при любых обстоятельствах сохранить производство сандвич-панелей на необходимом уровне и своевременно выполнять все обязательства перед заказчиками.

ООО «Профизол»
246028, г. Гомель, ул. Федосеенко, 8
Тел.: (0232) 608-673

Внешнеторговые операции. Электронное декларирование

Внесены изменения в Указ от 27.03.2008 г. №178 «О порядке проведения и контроля внешнеторговых операций». Уточнены определения статистических и периодических статистических деклараций. Указанные документы теперь предоставляются только в виде электронного документа. Новшеством является установление в законодательстве стоимости отгрузок (поставок) товаров, которые требуют подачи периодической статистической декларации. Она подается по двум и более фактам отгрузок (поставок) товаров, если общая стоимость составляет сумму, эквивалентную 1 тыс. евро и более. Статистические и периодические статистические декларации регистрируются в таможенных органах с использованием информационных систем и информационных технологий и являются документами валютного контроля.


В развитие положений Указа внесены изменения и в постановление Правительства от 30.04.2009 г. №549 «О статистическом декларировании товаров». Установлено, что  статистическая декларация и периодическая статистическая декларация представляются экспортером (импортером) или грузоотправителем (грузополучателем) либо таможенным представителем. Таможенные органы вправе отказать в регистрации деклараций в случае несоблюдения формата и порядка ее заполнения.


Указ Президента Республики Беларусь от 23.07.2012 г. №323 «О внесении изменений и дополнения в Указ Президента Республики Беларусь от 27 марта 2008 г. №178». Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.08.2012 г. №768 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2009 г. №549». Документы вступают в силу с 26.09.2012 г.

Служебные и специальные легковые автомобили

Согласно постановлению Совета Министров для бюджетных организаций обязательно утверждаются лимиты количества служебных легковых автомобилей и табели положенности специальных легковых автомобилей. Также они обязательно утверждаются для иных организаций, получающих субсидии из республиканского и местных бюджетов, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.

 
Для служебных и специальных легковых автомобилей исполнительных комитетов, администраций, советов депутатов, организаций постановлением определен лимит пробега служебных и специальных легковых автомобилей не более 2 тыс. км в месяц на один автомобиль. Исключение составляют специальные легковые автомобили следующих наименований: «Скорая медицинская помощь», «Инкассация», «Учебная», «Газотехническая», «Испытательная», «Государственная служба медицинских судебных экспертиз», «Государственная инспекция охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь», «Медицинская помощь».


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.08.2012 г. №776  «Об упорядочении приобретения и использования служебных и специальных легковых автомобилей». Вступило в силу с 29.08.2012 г.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения. Изъятие продукции

Утверждена Инструкция о порядке изъятия из обращения продукции при установлении ее несоответствия требованиям законодательства Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Данный порядок не распространяется на изъятие арестованной,  конфискованной или обращенной в доход государства иным способом, а также бывшей в употреблении продукции.

 
Подлежит изъятию продукция при отсутствии маркировки или наличии маркировки, не отвечающей установленным законодательством требованиям, а также с нарушенной целостностью упаковки, истекшим сроком годности (хранения), с явными признаками порчи, если есть достоверные данные об отсутствии документов, удостоверяющих ее качество и безопасность. Подтверждение несоответствия продукции установленным требованиям может быть получено и по результатам лабораторных исследований.


Изъятие производится на основе предписания, которое выносится санитарными врачами различных уровней (или их заместителями). Документ должен содержать сведения, необходимые для идентификации продукции, подлежащей изъятию из обращения. Владелец продукции со дня получения предписания обязан обеспечить немедленное изъятие продукции из обращения и ее изолированное хранение. Также он обязан принять необходимые меры по своевременному информированию покупателей (потребителей) такой продукции, в том числе через СМИ в случае, если продукция, подлежащая изъятию из обращения, реализуется либо используется.


Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 16.07.2012 г. №98 «Об утверждении Инструкции о порядке изъятия из обращения продукции при установлении ее несоответствия требованиям законодательства Республики Беларусь в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения». Вступило в силу с 04.08 2012 г.

Приватизация жилых помещений

С августа вступают в силу изменения в Положение о приватизации жилых помещений в домах государственного жилищного фонда, их эксплуатации и ремонте, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21.09.2001 г. №1399. Из Положения исключен пункт о возможности оказания услуг по приватизации хозрасчетными агентствами. Также установлено, что для приобретения в собственность занимаемого жилого помещения в домах государственного жилищного фонда следует обращаться в организацию, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находится жилое помещение, и заключившую договор безвозмездного пользования на жилое помещение, с просьбой о приватизации которого обращается гражданин.

 
Сейчас стоимость объектов приватизации с учетом их потребительских качеств в ценах, действующих на день подачи заявления о приватизации, определяется комиссиями местных исполнительных и распорядительных органов, государственных органов, государственных организаций в порядке, установленном законодательством. Ранее в образовании таких комиссий участвовали и юридические лица, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находились жилые помещения. Но в работе этих комиссий по-прежнему вправе участвовать граждане, приватизирующие жилые помещения.


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.07.2012 г. № 699 «О внесении изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 г. № 1399». Вступило в силу с 09.08.2012 г.

Подготовила Елена КОРНУШЕНКО,
старший юрист юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий».

Ольга КОВТУНЕНКО

Сентябрь - начало нового модного сезона, время, когда одни fashion тенденции сменяются другими. И, конечно, - это самое лучшее время для того, чтобы с ними ознакомиться, сделать выводы и приобрести обновки. Вот краткий обзор основных трендов в женской моде на осень 2012 г.


•    Одной из очень ярких и нескучных дизайнерских предложений этого сезона стала мода на «британский шик». Имеются в виду «мужские» костюмы родом из 30-х гг. Если конкретно, то это, прежде всего, твидовые костюмы-тройки в клетку, сорочка, галстук, шляпа-котелок и зонт-тросточка. Дизайнеры не первый сезон играют в женственную мужественность, и это при том, что женственность сегодня - лидирующий модный тренд. Так в чем же разгадка этого парадокса? Оказывается, все очень просто: ничто так не подчеркивает женскую натуру, как мужская одежда. Именно натуру, а не фигуру. Идея в том, чтобы дать возможность современной бизнес-леди почувствовать себя сильной и беззащитной одновременно. Это, пожалуй, один из лучших способов женщине с помощью одежды быть на равных с мужчиной, оставаясь при этом самой собой. Такого мнения этой осенью придерживаются знаменитые модные бренды, например, Ralph Lauren, Emporio Armani, Burberry Prorsum, Escada Sport.

•    Утрированные пропорции и многослойность - еще один очень заметный модный тренд этой осени. Широкие плечи, А-образный и овальный силуэты, вещи over size (намеренно большие по размеру). Модные 80-е опять вернулись на гребне популярности!


Сюда же можно отнести весьма занятную и практичную моду на юбки или платья, надетые поверх брюк. Сегодня такая многослойность очень актуальна: она нарочитая, с четко просматривающимися линиями, чаще прямыми, как будто вытесанными из камня. Такие вполне классические модные решения будут отлично смотреться на деловой успешной женщине-боссе: сильной и уверенной в себе. Поучиться «выносить» эту модную тенденцию можно у Prada, Maison Martin Margiela, Comme des Garsons.

•    В осеннюю моду вернулись шорты! Причем шорты в новом сезоне имеют право быть практически любыми. Этот предмет гардероба - редкий и очень неординарный тренд настойчиво пропагандируется многими модными дизайнерами. Самые актуальные шорты этой осенью похожи на обрезанные по колено классические прямые брюки. Это - прекрасная альтернатива уже поднадоевшей деловой юбке-карандаш: просто, но с «изюминкой». Более того, в пользу этого модного веяния говорит и тот факт, что длина до колена подойдет не только молодым девушкам, но и статусным леди. Одним из самых модных вариантов стали кожаные шорты. Они отлично будут сочетаться с шифоновыми блузами, «мужскими» рубашками и приталенными жакетами. Шорты были замечены на показах Anna Sui, Giorgio Armani, Valentino и многих других.

•    Очень ярким модным предложением в новом сезоне стали прямые укороченные брюки. Такая модель призвана сделать акцент на тонкой щиколотке ее обладательницы, подчеркнув тем самым ее несомненную женственность. Конечно, применение этой модной тенденции требует соблюдения некоторых правил. Например, всегда носить высокий каблук. Или не надевать сверху длинный плащ или пальто, линию бедра прикрывать свитером крупной вязки, жакетом или курткой. Очевидно, что подобная длина идет далеко не каждой представительнице прекрасного пола: при не очень удачной посадке такие брюки способны визуально укоротить ноги и «съесть» пару сантиментов роста. В том случае, если ваш рост выше 173 см, можно смело экспериментировать. Примеры комбинаций укороченных брюк можно посмотреть у Chanel, Sonia Rykiel, Calvin Klein.

 
•    Одними из самых модных материалов в новом сезоне станут кожа и бархат. В первую очередь это относится к брюкам и платьям. Сегодня материал уже не ограничивает форму. Теперь возможно все: драпировки, воланы и даже ришелье на коже. Цвет кожаной одежды в наступающем сезоне должен быть либо в коричнево-зеленой гамме, либо в более ярких и смелых вариантах черного, красного и белого цветов. Вопрос о сочетаемости можно вообще не ставить, ведь кожа отлично комбинируется практически с любым материалом. Это вопрос лишь вашего вкуса. Модные образы в коже показали Givenchy, Alexander Wang, Celine.

Что касается бархата, то этот тренд больше уместен в вечерней моде. Бархатные платья и костюмы - замечательная находка для тех дам, которым нужно выглядеть роскошно и женственно на торжественном вечернем мероприятии. Однако бархат достаточно капризен к различным вариантам его комбинации. Чтобы не ошибиться, постарайтесь не использовать в одном комплекте более двух различных фактур. А если есть возможность, то лучше вообще позволить бархату солировать в ансамбле. Бархатные вещи предложили носить этой осенью Dolce&Gabbana, Bottega Veneta, Victor&Rolf.

 
•    Модная осень-2012 обещает быть достаточно драматичной, если говорить об актуальных цветах. Самыми востребованными у дизайнеров в новом сезоне стали следующие цвета: черный, бордовый, красный, глубокий синий и темно зеленый. А для тех, кому они покажутся слишком мрачными, дизайнеры придумали замечательную альтернативу. А именно: романтичные оттенки сиреневого, черничного и холодного розового. Кажется, все понятно, однако, словно яркие вспышки на темном ночном небе, среди новых осенних коллекций в основном темной гаммы все же мелькают наряды ярких цветов и оттенков. Разбавить мрачные краски помогут такие цвета, как желтый, оранжевый, пурпурный. Впрочем, выбор цвета для базовых вещей вашего гардероба вопрос скорее не модный, а имиджевый, поэтому здесь важно решить для себя вопрос, прежде всего, личных предпочтений.

Таким образом, пополняя свой гардероб модными новинками, не забывайте слушать свой внутренний голос, ведь, как правило, он лучший советчик. Впрочем, как сказал Бернард Шоу: «следовать моде смешно, а не следовать глупо!».