Виталий АЛМАЗОВ, генеральный директор ЧПУП

 Виталий АЛМАЗОВ, генеральный директор ЧПУП "Запад-Транснефтепродукт"

 

Высокая степень интеграции, к которой стремятся Беларусь и Россия, у некоторой части белорусского общества вызывает опасения: не будет ли российский капитал действовать в «синеокой» как слон в посудной лавке, не считаясь с ее законами и традициями?

Результаты реконструкции

А между тем в республике есть пример работы крупной российской компании, которая на протяжении двух десятков лет прекрасно ладит и с белорусским государством, и с местными коллегами.


Частное унитарное предприятие «Запад-Транснефтепродукт» родилось из Мозырского районного управления магистральных нефтепродуктопроводов, изначально принадлежащего РСФСР. Поэтому при разделе собственности в начале 90-х гг. оно фактически осталось под юрисдикцией России, хотя оформлена такая принадлежность была только в 2004 г. межправительственным соглашением.


- Мы обслуживаем часть нефтепродуктопровода, которая расположена на территории Беларуси, - объясняет заместитель генерального директора по эксплуатации Олег КИСЕЛЕВ. - По трубопроводу протяженностью около 1,5 тыс. км перекачиваем нефтепродукты из России на Украину, а также в латвийский порт Вентспилс, откуда жидкое топливо на танкерах отправляется по всему миру.


Эта схема весьма привлекательна для вертикально интегрированных нефтяных российских компаний, которые пользуются услугами нефтепродуктопровода для поставки на экспорт дизельного топлива. Есть и другие потенциальные заказчики, однако пропускная способность трубопровода до настоящего времени была ограничена. И это вполне объяснимо: трубы прокладывались, начиная с 1963 г., а в 90-х гг. ввиду незавершенности оформления юридического статуса предприятия средства в обновление почти не направлялись. Поэтому в нефтепродуктопроводе поддерживалось давление не 64 атм, как когда-то предусматривалось проектом, а лишь 28.


Инвестиции пошли только 5-6 лет назад, Но большая протяженность нефтепродуктопровода не позволила быстро заменить все трубы. Прорывным стал 2011 г., когда предприятию его материнской компанией ОАО «АК «Транснефть» было выделено более 1 млрд. росс. руб. Это дало возможность завершить реконструкцию основного участка, связывающего Россию с Латвией.

Диспетчерский пульт
- Уже в августе мы начали здесь ступенчато поднимать давление - сначала до 40, а в дальнейшем и до 64 атм, - говорит главный инженер предприятия Андрей СЕРАКОВ. – Другими словами, в час будет перекачиваться не 800, а 1100 куб. м нефтепродуктов. Чтобы было понятнее, - сейчас скорость прокачки составляет 5 км/ч, а раньше она была на 2 км меньше. Одновременно переоснащаются системы обеспечения работы нефтепродуктопровода. Внедряем современные системы телеметрии, которые дают возможность дистанционно открывать и закрывать задвижки, контролировать параметры перекачиваемых нефтепродуктов, а также вести их учет. На очереди – реконструкция второго участка нефтепродуктопровода, который идет на Украину. В первую очередь будем менять трубы на подводных переходах через реки Днепр, Сож и Припять. Это важно еще и с экологической точки зрения, ведь в следующем году трубопроводу исполнится 50 лет, и требуются кардинальные меры по восстановлению его надежности.

Нужна вторая нитка

Пока же по этому участку транспортируется лишь 30% общего объема перекачиваемых нефтепродуктов. Но такая неравномерность в результатах работы двух участков связана не только с их пропускной способностью. В немалой степени это зависит от качества доставляемого нефтепродуктопроводом горючего. Он уже долгое время «настроен» только на одну марку - неочищенное дизельное топливо с высоким содержанием серы и температурой вспышки 62 градуса. В Латвии оно идет на «ура», поскольку под использование такого горючего приспособлены судовые двигатели: они требуют температуры вспышки не менее 60 градусов, в то время как очищенное дизтопливо стандартов Евро-4 и Евро-5 обеспечивают немногим более 40 градусов.
Технологический трубопровод НП
Если же применять такое горючее для наземного транспорта, то требуется дополнительная очистка, на что не всегда идут украинские потребители. Однако в дальнейшем ситуация может резко измениться, поскольку европейский флот к 2020 г. должен перейти на «земные» экологические стандарты дизельного топлива. А это заставит российских нефтепереработчиков осуществить технические мероприятия по повышению качества выпускаемой продукции.


- Сегодня Россия добывает более 500 млн. т нефти в год, из которых в стране перерабатывается менее половины, - отметил генеральный директор ЧУП «Запад-Транснефтепродукт» Виталий АЛМАЗОВ. – Российским правительством уже принята программа по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей, рассчитанная до 2020 г. и предусматривающая переработку большей части добываемой нефти. Мы также знаем, какие произойдут изменения с точки зрения качественного уровня нефтепродуктов. Так, планируется уже с 2014 г. на всех нефтеперерабатывающих заводах, подключенных к системе нефтепродуктопроводов, производить моторное топливо только класса Евро-5. Это позволит транспортировать по системе нефтепродуктопроводов монопродукты с едиными качественными характеристиками. А поскольку выпуск дизельного топлива к тому времени вырастет почти на 70% и вдвое превысит потребности внутреннего рынка, то, естественно, нужно думать о том, как, экспортируя, доставить «лишнее» горючее в другие страны.


В прошлом году объем транспортировки нефтепродуктов был увеличен предприятием на 15% и достиг 10 млн.т. при плане, доведенном материнской компанией, 7,4 млн. Еще примерно на столько же он возрастет в текущем году, благодаря повышению внутритрубного давления на реконструированном участке. Однако, по мнению В.Алмазова, требуется дальнейшее развитие нефтепродуктопровода, проходящего по Беларуси. Помимо реконструкции второго участка, связывающего Россию с Украиной, необходимо начинать подготовительные работы по прокладке второй нитки труб на латвийском направлении, и для этого уже сегодня надо привлекать инвестиции.


Кроме того, переход на транспортировку дизтоплива более высоких качественных характеристик позволит оказывать услуги по перекачке и двум белорусским предприятиям. Технически это осуществимо хоть сегодня, ведь и ОАО «Нафтан», и ОАО «Мозырский НПЗ» еще с советских времен имеют выход на нефтепродуктопровод. Однако они раньше россиян завершили переход на выпуск очищенного дизельного топлива, поэтому вынуждены ждать, пока по «трубе» не начнет идти равноценное по качеству горючее.

В чем выгода для Беларуси?

Вообще, как полагают на ЧУП «Запад-Транснефтепродукт», для Беларуси выгодно иметь на своей территории такое мощное предприятие. В прошлом году им внесено в республиканский и местный бюджеты 148 млрд. руб. и еще 10 млрд. - в различные внебюджетные фонды. Кроме того, 1,5 млрд. руб. направлено на благотворительность: оказание помощи городу - реконструкцию дорог, поддержку подшефных детских садов и школ.


Коллектив, в том числе и топ-менеджмент, сформирован преимущественно из белорусских граждан, а это свыше 850 человек, имеющих постоянные рабочие места и стабильный заработок. В прошлом году средняя заработная плата выросла с 2,5 до 5,1 млн. руб.

 
В ходе реконструкции работы выполняли также белорусские подрядные организации, которые получили неплохую прибыль.
Предприятие активно сотрудничает и со своими белорусскими коллегами из компаний «Полоцктранснефть Дружба» и «Гомельтранснефть Дружба». Дело в том, что трубы всех трех организаций лежат, как принято говорить, в одном техническом коридоре, т.е. практически рядом друг с другом. Учитывая это, предприятия заключили трехсторонний договор о взаимопомощи при наступлении различных нештатных ситуаций: аварий, разгерметизации, аварийных розливов перекачиваемых жидкостей. И такое сотрудничество подтверждено временем: несколько «ЧП» было ликвидировано общими усилиями. А в последние годы стали проводиться совместные учения под эгидой министерств по чрезвычайным ситуациям Беларуси и России.


- Вопросы экологической безопасности стоят у нас на первом плане, - уверен О.Киселев. - Мы постоянно сотрудничаем с МЧС, работники которого эффективно помогли нам в 2007 г. при ликвидации аварийных розливов. Тогда же отрабатывалась современная технология сбора и обезвреживания разлившихся нефтепродуктов. Для этого у нас имеются специальные емкости, механизмы и машины, в том числе вакуумные, которые могут удалить нефтепродукты даже из грунта.

Но самая главная задача - не допустить розлива нефтепродуктов. Именно поэтому на предприятии существует система технического обслуживания и ремонта, а также программа внутритрубной диагностики трубопровода, который разбивается на отрезки. По каждому из них раз в 6 лет пропускается специальный «снаряд», который ультразвуковым и магнитным методами исследует трубы изнутри, находя дефекты снижающие надежность трубопровода.

 
Долговечность этого непростого сооружения закладывается сегодня при реконструкции трубопровода, который, кстати, испытывается на избыточное давление 96 кг/кв. см. Сейчас применяются только трубы с заводской изоляцией, а раньше она наносилась в трассовых условиях и не всегда качественно, что впоследствии приводило к коррозии. Заложенные сегодня трубы, как считают на предприятии, и через полвека не утратят своей надежности.


Однако есть проблема, которая негативно влияет одновременно и на экологию, и на экономику предприятия. Речь идет о вмешательствах в трубопровод с целью хищения, что может привести к утечкам и неприятным экологическим последствиям. В прошлом году таких незаконных врезок было 14.


- Нами предпринимаются все меры по недопущению разгерметизации трубопроводов и выхода нефтепродуктов в окружающую среду, - отмечает О.Киселев. - Стараемся в максимально короткие сроки ликвидировать последствия незаконных действий. Стоит отметить, что наша служба безопасности работает успешно, поддерживаем постоянную связь с органами МВД, и практически каждое внедрение в трубопровод криминальных лиц заканчивается их задержанием. Поэтому попыток врезок становится все меньше.
Однако для того, чтобы свести их на нет, необходимы меры в виде уголовного наказания, чтобы у преступников даже не возникало желания приблизиться к нефтепродуктопроводу. Ведь сегодня в большинстве случаев преступники отделываются не очень большими штрафами. А надо бы применять более строгое наказание вплоть до лишения свободы.

Конституционные нормы Беларуси гарантируют защиту собственности. А то, что она - российская, нисколько не уменьшает значение такой гарантии. И как показывает опыт ЧУП «Запад-Транснефтепродукт», российские инвестиции успешно работают на экономику как Беларуси, так и России.

ЧПУП «Запад-Транснефтепродукт»
247760, г. Мозырь, ул. Котловца, 29
Тел.: (8 0236) 35-28-39
Факс: (8 0236) 34-70-16
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 {jcomments on}