Франсуа Буше.

Франсуа Буше. "Портрет маркизы де Помпадур", 1756 г.

Елена КОРНУШЕНКО

С начала августа на слуху новость - в Беларусь прибыла выставка «Королевские сокровища: европейские шедевры 1600-1800» из коллекции Музея Виктории и Альберта (Лондон). Подробнее о новом проекте  рассказала куратор выставки Светлана ПРОКОПЬЕВА.


- Выставку считают уникальной. В чем это заключается?


- Музей  Виктории и Альберта славится крупнейшей в мире экспозицией декоративно-прикладного искусства. Он основан в 1852 г. и назван в честь королевы Виктории и ее супруга принца Альберта, которые оказали большую поддержку при создании уникальной коллекции.
В экспозиции, привезенной в Беларусь, представлены предметы, которые принадлежали выдающимся историческим деятелям. Например, табакерка прусского короля Фридриха II Великого, который создал Берлинскую академию наук, заложил знаменитый дворцовый ансамбль Сан-Суси.
Добавлю, что в ходе подготовки выставки была проделана уникальная работа по документальному оформлению экспонирования коллекции, проработке правовых вопросов, проблем обеспечения безопасности и сохранения предметов.


- Чем еще интересна выставка?


- «Закольцованностью» экспонатов. Изучение предметов наглядно подтверждает, что история - это процесс, где события и личности часто неожиданно взаимосвязаны. Фактически визитной карточкой выставки стал портрет маркизы де Помпадур. Более 20 лет она была фавориткой Людовика XV и удерживала привязанность монарха не только красотой, но умом и мудростью. Салон маркизы стал центром встреч художественной и научной элиты Франции. Именно маркиза де Помпадур способствовала тому, что на науку, литературу и искусство стали тратиться солидные деньги. Она была очень женственна, с ее именем связано появление сумочки ридикюль, высоких каблуков, высоких причесок и пр. Для маркизы де Помпадур стали по приказу короля строить в Версале дворец Малый Трианон. Со временем он перешел к новой хозяйке - Марии-Антуанетте. Столешница - часть письменного стола, принадлежавшего королеве и ранее находившегося в этом дворце, представлена на выставке.


- Что бы еще вы отметили, говоря об экспонатах выставки?


- Поражает мастерство людей, создававших столетия назад эти произведения. Сильное впечатление производит работа итальянского скульптора Джованни Л. Бернини. В его произведениях мрамор выглядит пластичным, «живым». Бернини умел передавать динамизм, добивался необыкновенной иллюзии подвижности форм.


- То есть можно уверенно говорить не только о высокой художественной ценности выставки, но и о ее познавательно-образовательном значении?


- Конечно, причем считаем, что посещать выставку следует всей семьей, используя возможность пополнить знания по истории и географии Европы. Не будем забывать, что географически и исторически Беларусь - неразрывная ее часть. Экспозиция размещена не только в Национальном художественном музее, но и в Несвижском замке. Туда надо обязательно сходить: экскурсия по открывшимся недавно после реставрации залам замка послужит лучшим подтверждением справедливости наших слов.

{jcomments on}