Александр КУРДЕКО, ректор УО

Александр КУРДЕКО, ректор УО "Белорусская государственная сельскохозяйственная академия", доктор ветеринарных наук, профессор

 

Низкий уровень практических навыков, плохое знакомство с новейшими техникой и технологиями, недостаток, а то и отсутствие лидерских качеств, - таков далеко неполный набор претензий, предъявляемых директорами едва ли не большинству молодых специалистов. В УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия» сегодня внедряются обучающие технологии, которые позволяют резко повысить качество учебно-воспитательного процесса, придав ему практическую направленность. О важнейших новациях рассказывает ректор академии, доктор ветеринарных наук, профессор Александр КУРДЕКО.


- Александр Павлович, давайте попробуем ответить на главный вопрос: почему вообще возникла проблема «дефицита практичности»? Ведь почти все вузы имеют партнерские предприятия, где студенты проходят производственную практику. У вашей академии есть и прекрасный учхоз, и обширные опытные поля. Кажется, что еще надо?


- Надо, чтобы практика проходила не в сторонних для вуза организациях, даже если они и партнерские, а в основном на собственной учебной базе.


- То есть каждый вуз должен открыть с дюжину собственных заводов, которые будут выполнять функции учебных лабораторий? Задачка из области экономической фантастики.


- Тем не менее, без ее решения сложно добиться прорыва в качестве подготовки специалистов. Об этом свидетельствует, кстати, и опыт лучших университетов мира. И хотя пока речь идет не о дюжине, а о 3-4 научно-производственно-обучающих структурах, в академии они созданы. Это уже сейчас позволяет действительно по-новому выстраивать весь учебный процесс.

Факультет механизации сельского хозяйства встречает студентов музеем техники

Вы спрашиваете, почему в образовании возник «дефицит практичности»? Открываем устав нашего учебного хозяйства. Среди его задач превалируют производственные, а подготовка кадров значится после производства зерна, молока, мяса, повышения урожайности, надоев, привесов, выполнения планов госзакупок… Таковы реалии. Поэтому практиканту только показывают, как функционирует доильная установка или, допустим, аппаратура для диагностики тракторных двигателей. Самостоятельно работать с этой техникой ему никто не даст. Производственная практика, если студенты проходят ее на чужой производственной базе, стала по преимуществу формально-созерцательной. И другой при существующей системе ее организации быть не может.

 
Несколько лет назад мы эту систему начали перенастраивать, создавать собственные структуры, которые решают триединую задачу: практического обучения, научных исследований и рентабельного производства продукции.
Первым таким объектом стала станция технического обслуживания легковых автомобилей. Она уже функционирует. Следующие этапы - включение в номенклатуру заказов, с которыми работает СТО, грузового автотранспорта, тракторов, а затем и оказание услуг по ремонту широкого спектра сельскохозяйственной техники. Причем, как показывает опыт, наши предложения на рынке оказываются априори конкурентными, ведь работы выполняются, без преувеличения, наиболее квалифицированными в стране кадрами, на лучшем оборудовании, да еще и без цели достижения максимальной рентабельности. К слову, по итогам прошлого года СТО признана лучшей в Могилевской области и второй в республике.
Кроме того, мы собираем статистику по отказам, неисправностям. Когда накопится достаточный материал, будем иметь прекрасную информацию об особенностях эксплуатации автомобилей различных марок в Беларуси.


Строительство станции ТО по легковым автомобилям - лишь первый шаг в реализации широкомасштабного проекта формирования комплекса учебных предприятий. Аналогичная структура создается для обучения будущих зооинженеров. В этом проекте научная составляющая особенно значима. На ферме, рассчитанной на содержание около 300 коров, установлено несколько доильных систем: «карусель», «робот», молокопровод на монорельсе и комбинированная установка. Само здание фермы представляет собой сборку из трех типов помещений - железобетонного, деревянного и металлоконструкций. Будем проводить исследования, накапливать материал о преимуществах и недостатках различных условий содержания, рационов кормления, технологий доения и т.д.


Всего для практического обучения студентов планируем создать 8-10 структур, чтобы охватить основные направления учебного процесса. И хотя расчеты показывают, что все «цеха» могут не только окупаться, но и приносить прибыль, производственная деятельность для них никогда не станет самоцелью, приоритетом останутся обучение и наука.


- Строительство, оснащение мини-заводов - удовольствие не из дешевых. Откуда академия берет средства для реализации столь амбициозной программы?


- Во-первых, наши структуры создаются не на пустом месте, что резко снижает их стоимость. Почему, например, первой в проекте оказалась станция ТО? Несколько лет назад академия приобрела современное диагностическое оборудование для факультета механизации сельского хозяйства. Система дорогая, высокоэффективная, а использовалась она в учебном процессе всего несколько часов в неделю. Было очевидно, что здесь имеет место некачественный менеджмент. Так и появился проект диагностической станции, в течение 1,5 лет его довели до логического завершения.


Перечень современного оборудования, которым располагает академия, оказался весьма значительным, так что идея формирования новых производственно-обучающих структур сразу получила солидное материальное обеспечение. Но, конечно, нам требовалась и финансовая поддержка государства. По каждому объекту готовился бизнес-план, после его защиты Министерство сельского хозяйства и продовольствия выделяло необходимые средства - ведь это же стопроцентно инновационные проекты, рассчитанные на многоплановый мультипликационный эффект.


- Александр Павлович, пока мы с вами говорили о том, как лучше учить молодых специалистов, но ведь у вузов есть еще и воспитательные функции. Удается ли применять инновационные технологии в этой сфере?


- Воспитывает, прежде всего, сама духовная атмосфера академии - старейшего в СНГ сельскохозяйственного учебного заведения, созданного указом императора Николая I более 170 лет назад. И нашему коллективу на протяжении многих десятилетий удается сохранять лучшие традиции в их оптимальном сочетании: демократизм и высокую ответственность, исключительно лояльное отношение к студентам и принципиальную требовательность, новаторство и разумный консерватизм. По поводу последнего хотелось бы привести один пример. Немногим более 10 лет назад была высказана идея создания нового факультета - бизнеса и права. Тогда у нее нашлось немало противников, считавших, что преподавание экономических дисциплин лучше сосредоточить в рамках очень сильного, с большими научно-педагогическими традициями, экономического факультета. Однако в ходе открытой дискуссии рыночники смогли лучше аргументировать свою позицию, факультет был открыт, и сейчас в рейтинге популярности он занимает одну из первых позиций.

Практические занятия по геодезии

Что касается современных технологий воспитания, то хотелось бы сказать о нашей формуле: «воспринять и продолжить лучшее». Поясню. В БГСХА для студентов создаются максимально комфортные условия обучения и проживания. На территории сохраняются старинные здания, парки, аллеи. Комнаты в новых общежитиях практически не отличаются от гостиничных номеров «люкс». Старые общежития капитально ремонтируются с заменой как коммуникаций, так и мебели.
Мы очень надеемся, что, восприняв в стенах академии культ красоты, наши выпускники смогут репродуцировать ее везде, где будут работать, возглавляя сельхозпредприятия, районы, области, министерства и ведомства. Не могу не напомнить, что и глава государства получил образование в стенах Белорусской сельскохозяйственной академии.


Справка журнала «Директор»

За свою историю БГСХА подготовила более 85 тыс. высококвалифицированных специалистов. 24 выпускникам академии присвоено звание Героя Социалистического Труда, 2 - Героя Советского Союза. В числе выпускников вуза 21 академик и член-корреспондент НАН Беларуси, 3 ректора белорусских вузов, 2 вице-премьера и 2 министра действующего правительства. На 16 факультетах обучается около 15 тыс. студентов. В вузе работает более 600 преподавателей, среди которых 52 доктора наук и профессора, около 300 - кандидатов наук и доцентов. БГСХА дважды прошла аттестацию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки России на право ведения образовательной деятельности. В декабре 2009 г. академия успешно прошла аттестацию Министерства образования. В 2010 г. в вузе внедрена система менеджмента качества. Академия в 2011 г. аккредитована как научная организация.

УО «Белорусская государственная сельскохозяйственная академия»
213407 Могилевская обл., г. Горки, ул. Мичурина, 5
Тел./факс: 8(02233)59383
e-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

{jcomments on}