№6(156) - Июнь

 

Тема номера: Прямые иностранные инвестиции

 

 

 

  • Инвестиции требуют эффективного менеджмента. Инвестиции пойдут только в том случае, когда инвестор будет уверен, что сможет участвовать в управлении производством, созданным на его средства.

  • Куда пойдут капиталы на Едином экономическом пространстве. Каковы перспективы привлечения в Беларусь прямых иностранных инвестиций.

  • Инвестиции или долги? В Беларуси в объем прямых иностранных инвестиций зачем-то включают в банковские кредиты.

  • "Подгоднка" законодательства к хозяйственному механизму. Сегодня главной целью законодателей ТС стало создание Таможенного кодекса.

  • Лизинговые компании выстроили по ранжиру. Как выглядит рейтинг лизинговых компаний?

  • Стильный отпуск: самые актуальные тренды мужской моды лета-2012. Этим летом в моду вошли яркие мужские костюмы.

Жанна ШКУРДЮК, заместитель Председателя, председатель коллегии по делам интеллектуальной собственности Верховного суда Республики Беларусь

Как правило, с заявлениями о недобросовестной конкуренции при использовании товарных знаков заинтересованные лица предпочитают обращаться в антимонопольный орган, который рассматривает их на бесплатной основе. Но если субъект хозяйствования намерен оспорить его позицию, то конфликт переносится в судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.


Красивых слов осталось мало

Прежде всего, попробуем разобраться, что же служит первопричиной возникновения споров о недобросовестной конкуренции в сфере использования товарных знаков (ТЗ)? Как известно, покупателей привлекают распространенные изображения и благозвучные словосочетания или слова, а также их комбинации. Однако по мере развития рынков максимально привлекательных и одновременно незарегистрированных шаблонов для этих целей уже не хватает. Это - одна из причин подделки и имитации ТЗ, их заимствования и последующей регистрации на свое имя. Например, на территории Казахстана индивидуальный предприниматель зарегистрировала на свое имя ТЗ белорусского ОАО «Бархiм», став, таким образом, единоправным распространителем продукции этого предприятия в республике. Довольно часто встречаются и случаи регистрации в качестве ТЗ чужих фирменных наименований либо их части.


Конечно, такие регистрации стабильными назвать трудно: над «пиратом» постоянно висит угроза потери прав на ТЗ, в случае если заинтересованное лицо обратится в антимонопольный орган, по решению которого действия по регистрации ТЗ могут быть признаны недобросовестной конкуренцией, а в последующем патентное ведомство признает регистрацию недействительной и аннулирует ее.

Попытки оттеснить первого

В качестве иллюстрации рассмотрим дело по жалобе истца Б. на решение Департамента ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь, которым его действия, связанные с регистрацией и использованием ТЗ «ASTRONIM», были признаны недобросовестной конкуренцией. Решением судебной коллегии обжалуемое решение было признано законным.

Суд установил, что с 2003 г. ООО «А» оказывало услуги по программированию и рекламе в сети интернет, используя при выполнении работ и оказании услуг словесное обозначение - ASTRONIM. Это слово являлось латинской транслитерацией части его фирменного наименования, но не было зарегистрировано в качестве ТЗ. В свою очередь, ИП Б., оказывая аналогичные услуги, зарегистрировал в 2007 г. на свое имя идентичный словесный ТЗ «ASTRONIM», а затем потребовал от добросовестного пользователя незарегистрированного обозначения (ООО «А»), чтобы он прекратил нарушать его исключительные права на ТЗ. Учитывая, что целью индивидуального предпринимателя было получение необоснованных преимуществ в бизнесе, а также то, что данная регистрация ТЗ «ASTRONIM» противоречила Закону РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», судебная коллегия согласилась с обоснованностью вывода антимонопольного органа о том, что действия ИП Б. являются недобросовестной конкуренцией.

Ностальгия по прошлому

Зачастую недобросовестные предприниматели регистрируют на свое имя в качестве ТЗ обозначения, которые длительное время использовались на территории СССР и потому ассоциируются у потребителей с качественным товаром определенного вида. После получения охранных документов они предъявляют необоснованные претензии к добросовестным пользователям идентичных обозначений и, ссылаясь на нарушение их исключительных прав на ТЗ, обращаются в суды с исками о пресечении нарушений.

 
Например, СООО «К.м.» решило обжаловать в суде решение Департамента ценовой политики, на основании которого действия общества по регистрации ТЗ были признаны недобросовестной конкуренцией. Как было установлено, российские предприятия ООО «Ц» и ООО «М», а также СООО «К.м.» производили каждый на своей территории, а затем продавали в Беларуси замороженные полуфабрикаты и пельмени под наименованием «Русские». Однотипная продукция расфасовывалась в картонные коробки со схожими рисунками (на фоне орнамента была изображена расписная ложка с пельменями, выполненная в бело-желто-красно-черном цветовом решении) и похожей надписью. При этом российское общество «Ц» реализовывало пельмени в этой упаковке в Беларуси с 2003 г., а ООО «К.м.» - только с 2007 г., тем не менее, в 2010 г. ООО «К.м.» зарегистрировало на себя в качестве ТЗ изобразительный элемент на упаковке пельменей. Это было расценено антимонопольным органом как недобросовестная конкуренция, с таким подходом в последующем согласилась судебная коллегия.

 

Если нет преимуществ

Антимонопольный орган может признать действия по регистрации товарного знака недобросовестной конкуренцией и в том случае, если обладатель прав на него сам еще не вышел на рынок со своей продукцией, но уже запрещает использование своего обозначения всем другим производителям и продавцам аналогичных изделий. Однако здесь есть нюансы. Недобросовестный владелец ТЗ должен таким запретом на использование его ТЗ фактически причинить убытки другим хозяйствующим субъектам или нанести урон их деловой репутации, либо быть потенциально способным к этому. Иначе действия владельца по регистрации ТЗ нельзя квалифицировать как недобросовестную конкуренцию.

 
Подтверждением является дело по жалобе российского ООО НПФ «Б.Т.» на решение антимонопольного органа, который не признал действия ОДО «ЦНДИСИ» по регистрации в 2008 г. на свое имя ТЗ «Энтегнин» фактом недобросовестной конкуренции. Основными видами деятельности ОДО «ЦНДИСИ» являлись производство и реализация энтеросорбента «Полифепан», а российское ООО НПФ «Б.Т.» занималось производством и реализацией лекарственного энтеросорбирующего средства «Энтегнин». В свою очередь ТЗ «Энтегнин» был зарегистрирован на товары, производимые ООО НПФ «Б.Т.». Однако это общество не представило суду доказательств по факту того, что владелец ТЗ запретил ему использовать обозначение «Энтегнин», и это помешало его работе. Поэтому антимонопольный орган не увидел в данном случае признаков недобросовестной конкуренции. Ведь сама по себе регистрация ТЗ без последующих действий его владельца по реализации своего исключительного права на него, в том числе по запрету его использования конкурентами, еще не дает предприятию конкурентных преимуществ.

Ольга ПАСИЯК        

Уже не первый год бесспорное лидерство в рейтинге самых высокооплачиваемых, а следовательно, и самых востребованных профессий закрепилось за специалистами сферы IT. Беларусь - не исключение. Наши асы программирования играют по собственным правилам: штурмуют недоступные для других сфер отечественного бизнеса рынки, где продвигают свой продукт на равных с продукцией старожилов в области информационных технологий, и вопреки барьерам экономической нестабильности получают реальный результат. Но у одной из мощнейших бизнес-сфер далеко не все так благополучно, как может показаться на первый взгляд.

Кадры - на вес золота

Проблем на белорусском рынке информационных технологий достаточно. Отечественные IT-компании то и дело критикуют за отсутствие пат


Патриотизма и повышенный интерес к сфере компьютерных игр. От них ожидают, в первую очередь, социальной направленности, призывая при этом поступиться рыночными интересами. Но реальность сегодня такова: информационные технологии на белорусском рынке активно внедряют лишь 15% компаний. Да, немало у них заказчиков среди малого и среднего бизнеса, ведь в стране востребован продукт в области бухгалтерии и банковского дела. Есть в числе подобных фирм и свои лидеры, среди них - «МАПСОФТ», на программном обеспечении которой более 75% минских поликлиник уже выдали около четверти миллиона талонов на посещение врачей. Не уступает и компания «Авест», которая за 5 лет сделала слова «электронная подпись» реальной составляющей документооборота. Но что скрывать, на заграницу работать куда привлекательнее: там и рынок масштабнее, и интересы глобальнее, и заказчики богаче.

 

Впрочем, и с проектами на заграницу не все гладко: едва ли не самой острой проблемой называют сегодня белорусские «айтишники» еще одну особенность нашего рынка - приходится отчаянно сражаться не только за место под солнцем и независимость интересов, но и за каждого достойного сотрудника, способного работать на уровне мировых стандартов. Показательный пример - компания «ЭПАМ Системз», которая является крупнейшим разработчиком проектного (заказного) программного обеспечения и одним из ведущих игроков в области IT-консалтинга в Центральной и Восточной Европе. Ее успехи - без преувеличения глобальные: здесь и размещение акции на NASDAQ, и выход на IPO, удачный, в отличие от опыта компании с мировым именем Facebook. В штате трудятся более 8 тыс. специалистов, выполняющих проекты более чем в 30 странах мира.

Однако компания испытывает постоянный кадровый голод: директор по производству в странах СНГ Игорь ОВСЯНИК не может припомнить момента, чтобы на сайте компании висело меньше 100 вакансий. Головастые программисты требуются круглый год.

Неужели нет у нас достойных мозговитых ребят? На первый взгляд, их хватает, ведь на собеседования активно приходит немало молодых специалистов, однако многие уходят ни с чем. И, что самое интересное, не берут таких соискателей нередко не из-за слабой компьютерной подготовки, а из-за пробелов в знании иностранных языков. А они необходимы для постоянного общения с представителями разных стран. Что и говорить, не каждому технарю под силу пройти испытание в виде собеседования по телефону, особенно если на другой стороне провода звучит ломаный английский с ярко выраженным индийским акцентом. Да и руководители IT-компаний давно пришли к выводу: научить программированию быстрее и легче, чем английскому языку.

Стоит ли говорить, что недостаточный уровень кадров не только не позволяет компании достойно конкурировать на международном рынке, но и, как результат, лишает ее интересных проектов. Из свежих примеров - продукт «World of Tanks», или попросту говоря «Танчики» - детище компании «Гейм Стрим». Эта онлайн-игра стала не только народным брендом, но и покорила Книгу рекордов Гиннеса. Серверы белорусской разработки то и дело открываются в очередной точке земного шара. А вот запустить самостоятельно аналогичный проект с самолетами и кораблями столь успешной компании оказалось не под силу - не хватило квалифицированных кадров, способных мгновенно решать поставленные задачи. Пришлось обращаться за помощью к коллегам из России и Украины.

Стимул как решение проблемы

Как только не привлекают сегодня IT-компании сотрудников! Предлагают бесплатные спортзалы и массаж в рабочее время, организуют всевозможные тренинги, предоставляют возможность путешествовать, стимулируют карьерный рост. Даже держат в штате компании педагогов по иностранному языку. А проблема с кадрами по-прежнему нависает дамокловым мечом. Спрос на специалистов превышает предложение раз в 10, и в кадровые агентства пачками поступают заявки о вакансиях. При этом компании с помощью высоких зарплат переманивают друг у друга ценные кадры.

Проректор по учебной работе и информатизации БГУИРа Борис НИКУЛЬШИН так обрисовывает тенденцию: «Как только наши студенты начинают работать, тут же уходят на заочное. В итоге и распределять некого». Но уровень университетской подготовки таких специалистов на начальном этапе далеко не всегда удовлетворяет аппетиты работодателей, и компаниям приходится тратить значительные денежные средства на организацию собственных образовательных центров.

Директор учебного центра IBA Владимир ДЮБКОВ уверен: сегодня основная задача вузов - дать фундамент, а более углубленные знания должны предоставить учебные центры.

А вот по мнению генерального директора Ассоциации разработчиков информационных технологий «Инфопарк» Владимира БАСЬКО наличие большого числа учебных центров только усугубляет ситуацию с дефицитом кадров, одной из причин которого является переизбыток специалистов по одним направлениям и резкий недостаток по другим. Дело в том, что как только появляется спрос со стороны компаний на конкретную специальность, все центры бросаются обучать исключительно таких работников. Поэтому стоит создать единый координационный центр, который бы постоянно отслеживал бы ситуацию с кадрами на рынке информационных технологий.

В любом случае, нужны новые подходы к кадровой проблеме. Например, такие, которые применяет одна из мощнейших региональных IT-компаний «Эрикполь Брест». Здесь начинают работать уже с первокурсниками, предлагая им пройти тесты по программированию. Тем, кто показал самые высокие результаты, положен бонус - бесплатные курсы и по программированию, и по иностранному языку. Лучших студентов могут направить на обучение за границу. А это - более чем реальный стимул стремиться к знаниям и сражаться за рабочее место. Но главный «выигрыш» получает компания, приобретая квалифицированных и весьма лояльных сотрудников.

Елена КОРНУШЕНКО, старший юрист юридической фирмы «Сысуев, Бондарь, Храпуцкий»

В стране возобновляется государственное регулирование отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств. Соответствующее постановление правительства начинает действовать с 3 июля.
Напомним, что государство по-разному подходило к регулированию таких закупок. С 2003 по 2009 г. их порядок был аналогичен порядку закупок для госнужд. Но жесткое регулирование недостаточно учитывало специфику хозяйственной деятельности, что негативно отражалось на эффективности работы организаций. С 2009 г. правила проведения закупок за счет собственных средств устанавливались либо организациями самостоятельно, либо вышестоящими организациями. Это, безусловно, давало значительную свободу субъектам хозяйствования.


Теперь, приняв постановление от 15.03.2012 г. №229, Совет министров вернул прежние, довольно жесткие правила регулирования закупок и, надо признать, сделал это в некоторых случаях не вполне корректно. С одной стороны, документ содержит спорные формулировки, которые могут создавать сложности при его практическом применении с другой - ряд важных вопросов отдан «на откуп» локальному нормативному регулированию. Субъекты хозяйствования, на которых распространяется постановление №229 , должны разработать и утвердить локальный документ - «Порядок закупок за счет собственных средств», где следует определить правила закупок и отразить все вопросы, не урегулированные постановлением.

Порядок закупок и его утверждение


Отныне закупки за счет собственных средств осуществляются с применением конкурсов, электронных аукционов и других видов конкурентных процедур закупок, а также процедуры закупки из одного источника. В Порядке закупок, разработанном организацией, конкретно определяются виды таких процедур, условия их применения и проведения, требования к договорам закупки, а также иные условия. Уточним, что именно в Порядке закупок следует дать определение терминов «закупка», «процедура закупки», «конкурентная процедура закупки».


Порядок утверждается руководителем организации либо советом директоров (наблюдательным советом), правлением (дирекцией). Здесь есть тонкий нюанс. По общему правилу, конкретные полномочия совета определяются в пределах его компетенции решениями общего собрания участников. Однако простого указания о наделении совета полномочиями для утверждения Порядка закупок может оказаться недостаточно, тогда дополнение, о том, что у совета есть соответствующая компетенция, потребуется внести в устав общества. Утверждение Порядка закупок директором, а не советом директоров (наблюдательным советом) позволит на практике избежать лишних сложностей.


Отметим, что постановлением №229 персональная ответственность за необеспечение выполнения требований законодательства о закупках за счет собственных средств возложена на руководителей.

Коммерческая тайна может стать общеизвестной


Концептуально постановление №229 нацелено на обеспечение максимальной открытости и прозрачности процедур закупки. В частности, организация должна не только утвердить локальный нормативный акт, в котором будут отражены все вопросы, связанные с закупками, но и разместить его в свободном доступе на сайте Национального центра маркетинга и конъюнктуры цен.


Практическая сложность выполнения этого требования состоит в том, что потребуется отразить и сведения, составляющие служебную информацию либо даже коммерческую тайну. Постановление №229 четко не оговаривает, вправе ли организация не публиковать те части текста Порядка закупок, которые составляют информацию, охраняемую другими локальными документами.

Правила и ограничения при проведении конкурентных процедур


Приглашение к участию в конкурентных процедурах закупок должно размещаться в информационной системе «Тендеры» и содержать информацию, предусмотренную подп. 2.2 п. 2 постановления №229.


Установлено, что организация дополнительно рассылает приглашения к участию в конкурентной процедуре известным ей производителям, а также вправе направить такие приглашения любым иным известным ей потенциальным партнерам и (или) разместить в любых средствах массовой информации.


Определены сроки для подготовки и подачи предложений на участие в конкурсе и электронном аукционе, они должны составлять не менее 20 календарных дней. По другим видам конкурентных процедур закупок, повторным процедурам закупок, а также в случае, если стоимость закупки не превышает 3000 БВ - не менее 5 календарных дней со дня размещения приглашения к участию в процедуре закупки в ИС «Тендеры».


Плата за документацию о закупке не взимается.


Также документом утвержден перечень товаров (работ, услуг), на которые действие законодательства о закупках за счет собственных средств не распространяется.

Вариант с посредником


Процедура закупок из одного источника проводится, в частности, если возникла срочная необходимость в закупке, либо требуется обеспечить совместимость ранее закупленного товара. В последнем случае не имеет значения, является поставщик товара его официальным производителем либо его официальным торговым представителем.
Важно отметить, что законодатель не установил абсолютного запрета на участие в процедуре закупки посредников, субъектов хозяйствования, не являющихся производителями товаров либо их официальными производителями.
Закупки из одного источника осуществляются у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей), в том числе включенных в Регистр производителей товаров (работ, услуг) и их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) в первую очередь. Если же такой вариант оказывается экономически нецелесообразным или невозможным, организация вправе самостоятельно выбрать поставщика (подрядчика, исполнителя).

Не попасть в реестр


По общему правилу участником процедуры закупки может быть любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, которое соответствует требованиям в документации о закупке. Доступ к процедуре закрыт только для субъектов хозяйствования, включенных в «Реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам». Напомним, что в данный Реестр (он размещается в ИС «Тендеры») на один год включаются:


1) участники процедур закупок, определенные в качестве их победителей и уклонившиеся от заключения договоров на закупки;


2) субъекты хозяйствования, не выполнившие (ненадлежащее выполнившие) обязательства по договорам закупки, и эти факты подтверждены судебным (арбитражным) решением;


3) юридические лица и индивидуальные предприниматели, работник(и) которых совершил(и) установленное приговором суда преступление против интересов службы, в том числе дачу взятки члену(ам) комиссии и (или) ответственному лицу (лицам) организации, на которых в соответствии с должностными обязанностями возлагалось обеспечение закупок.
Третье основание для включения в Реестр поставщиков выглядит спорным, поскольку на практике не всегда возможно оперативно получить информацию о лицах, когда-либо совершавших служебное преступление. Кроме того, непонятно, в каком порядке будут исключаться из Реестра поставщиков данные о тех лицах, чья судимость снята (погашена).

В комиссии - только незаинтересованные


Еще один спорный момент постановления №229 - ограничения, предусмотренные в отношении комиссии для проведения процедуры закупки. Согласно постановлению ее членами не могут быть лица, лично заинтересованные в результатах закупок. При слишком жестком подходе формирование комиссии может стать нерешаемой задачей, поскольку проведение закупок всегда направлено на обеспечение эффективной и прибыльной работы субъекта хозяйствования, а, значит, на развитие всех сфер его деятельности, в том числе и социальной, в чем каждый работник лично заинтересован.
Хочется надеяться, что все вопросы применения постановления №229 будут оперативно и корректно регулироваться законодателем с учетом накопленной практики проведения закупок.

Юрий ТИШКОВ, заместитель генерального директора по развитию СООО «Феликс», эксперт-аудитор Органа по сертификации систем менеджмента и персонала «Зарегистрированное Общество Технического надзора TÜV Thüringen e.V.»

Иногда складывается впечатление, что сегодня для некоторых работников главное - умение объяснить, почему невозможно сделать то, что все считают крайне необходимым: мол, у нас слишком много текущей работы, поэтому нет времени, да и ресурсов и денег недостаточно…


Когда в компании все перемены встречаются подобными отговорками, она не просто перестает развиваться. Она начинает проигрывать тем, кто стремится преодолевать препятствия. В конце концов, клиенты с удовольствием уйдут к ее конкурентам, которые эффективно решают проблемы, а не придумывают объяснения своей некомпетентности в бизнесе.

А где эффект?

Для того чтобы выйти на мировой рынок, а тем более удерживать там свои позиции, необходимо придерживаться общепринятых правил ведения бизнеса и учитывать тенденции их изменений. В первую очередь это касается требований системы международных стандартов к качеству продукции. Особое место здесь принадлежит стандартам ИСО серии 9000, как наиболее широко применяемым в мировом экономическом сообществе. Их необходимость признана и правительством Беларуси, которое постаралось направить предприятия на внедрение таких систем: «В целях повышения качества и конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках продукции и услуг осуществляется создание и сертификация систем управления в организациях республики в соответствии с установленными Государственной программой заданиями» .
Разработка, внедрение и сертификация СМК на соответствие требованиям ИСО 9001 могут быть связаны как со стремлением интегрироваться в мировой бизнес и достигнуть определенных стратегических целей, так и с решением тактических задач, например, приобретением преимуществ при участии в конкурсных торгах, получении госзаказа, субподряда, с проведением PR-акции и т.п.


Однако, по оценке зарубежных и отечественных специалистов, 60-80% предприятий не получили ожидаемого эффекта от внедрения стандартов ИСО серии 9000 .


Следует отметить, что даже формальное внедрение стандартов и СМК позитивно влияет на состояние общего менеджмента организации. В большинстве случаев уменьшается документооборот, в силу необходимости выполнения требований регламентируются ответственность, полномочия и порядок взаимодействия подразделений и должностных лиц, проводится обучение и повышается общий уровень профессиональной подготовки персонала, улучшается культура производства, приобретаются навыки проведения анализа результатов деятельности и работы с цифрами.
Анализ реализуемых предприятиями стратегий внедрения стандартов ИСО серии 9000 показывает наличие двух основных тенденций:


•    стандарты внедряют формально, только для последующей сертификации СМК;


•    стандарты используют как средство повышения эффективности деятельности организации.


В первом случае, когда руководство организации ставит задачу внедрения стандартов только для того, чтобы получить сертификат на СМК, пользы для экономики предприятия не будет либо она будет незначительна. «Это такая практика, когда система менеджмента качества внедрена, более того, сертифицирована, а результата нет - отсутствует положительная динамика улучшения основных показателей деятельности предприятия: не снижается уровень дефектности, медленно осваиваются новые виды продукции, не растут объемы экспорта и продаж в целом и, наконец, не увеличивается капиталоемкость предприятия».


В большинстве случаев при такой стратегии «жизнь» СМК после выдачи сертификата замирает. Деятельность оживляется лишь накануне наблюдательного аудита, и то в целях выполнения формальных требований. В этом смысле уместно сравнение такой СМК с отстегивающейся подкладкой пальто: ее тоже используют только с наступлением определенного сезона или погодных условий. В «межсезонье» отсутствуют действенные стимулы для проведения внутреннего аудита, объективной самооценки, выявления областей, нуждающихся в улучшении, не выделяются необходимые ресурсы на подобные мероприятия.

Доходы и расходы

В некоторых компаниях прослеживается чисто утилитарный подход к СМК, когда она создается формально, и этот процесс подчиняется только цели повышения цены контрактов, а во главу угла ставится получение сертификата. И некоторым предприятиям действительно удается добиваться поставленной цели. Однако уже существуют примеры того, как первоначальные выгоды от выигранных с помощью сертификата СМК тендеров меркнут перед теми совокупными расходами, которые предприятие несет на поддержание внешнего блеска документированной СМК, перед растущими издержками, порожденными снижением эффективности этой системы, падением качества продукции и, в конечном счете, потерей заказов.


Использование сертификата соответствия СМК требованиям стандарта ИСО 9001 для увеличения объема продаж также является временным средством, на деле усугубляющим существующие проблемы предприятия. Таким образом, очень опасно оперировать сертификатом СМК отдельно от самой системы.


Во втором случае, когда руководители и менеджеры стремятся избежать формального подхода, приоритетными оказываются не процедуры, а качество продукции и процессов, преобладает творческий подход к решению возникающих проблем. При этом появляется закономерная потребность:


•    в объективном внутреннем аудите, самооценке, анализе, выработке обоснованных решений на основе полученных фактов;


•    в выделении необходимых ресурсов на реализацию системы мероприятий по управлению качеством, что в значительной степени определяет результативность и эффективность СМК.


Именно такая стратегия создает необходимые условия для реализации известных восьми принципов менеджмента, на которых базируется действующая версия стандарта ИСО 9001. Приверженность этим принципам и определяет успех организаций. Тогда можно говорить о том, что она достигла уровня развития, при котором в ней функционирует не система менеджмента качества, а система качества менеджмента.


В этом смысле качество - решающий фактор повышения конкурентоспособности коммерческой организации и, наоборот, «конкурентоспособность на мировом рынке является главным стимулом качества» . Таким образом, качество как цель системы менеджмента организации - более широкое понятие и должно характеризовать предприятие в целом, а не только его продукцию и услуги. Оно, по большому счету, включает в себя выполнение требований и желаний не только потребителей, но и инвесторов, работников предприятия и членов их семей, законодательных и регулирующих органов, т.е. приобретает свой высший смысл, а именно значение качества жизни общества.

СМК в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001 была задумана для достижения всеми сторонами одних лишь выгод. Производитель оптимизирует бизнес-процессы, совершенствует систему управления и на этой основе сокращает издержки на исправление дефектов и многочисленные доработки и переделки, снижает себестоимость и повышает эффективность производства, получая конкурентное преимущество на рынке. Поставщики уменьшают издержки, не снижая качества продукции. Заказчики рассчитывают на повышение качества закупаемой продукции, одновременно уменьшая расходы на обеспечение гарантий этого качества, например, на входной контроль. Выиграть от применения методологии, заложенной в ИСО серии 9000, должны были все, прежде всего потребитель, который получал качественную и недорогую продукцию со всем спектром сопутствующих услуг и бонусов.

 
Еще одним серьезным фактором, определяющим эффективность СМК с точки зрения получения организацией конкурентных преимуществ на рынке, является то, что сегодня в мире в самых различных сферах деятельности насчитываются сотни тысяч предприятий, имеющих СМК, сертифицированных на соответствие ИСО 9001. А это значит, что основная масса конкурентов уже работает в соответствии с требованиями этой системы. Поэтому существенного отрыва в конкурентной борьбе, владея только СМК, соответствующей требованиям ИСО 9001, получить невозможно. Более того, руководство и менеджеры основной массы динамично развивающихся предприятий, придерживающихся второй тенденции и реализующих стратегию постоянного улучшения, хорошо понимают преимущества, которые дает неформальное использование восьми принципов современного менеджмента, и не упускают возможности ими воспользоваться.


Таким образом, своеобразный «нулевой» уровень конкурентоспособности нужно отсчитывать от систем управления, представляющих собой СМК, сертифицированные на соответствие требованиям ИСО 9001.

Есть и другие системы

Очевидной становится еще одна тенденция: падает доверие к стандарту ИСО 9001 со стороны потребителей продукции сертифицированных предприятий. Свидетельством тому служит, прежде всего, активное развитие стандартизации и сертификации СМК с отраслевой спецификой, в частности, это происходит в автомобильной промышленности. Даже такие извечные конкуренты, как Ford, General Motors, Chrysler, объединившись, организовали общую группу экспертов, которая разработала на основе ИСО серии 9000 специализированные стандарты QS 9000 для СМК в автомобильной промышленности.


Примеры этого есть и на постсоветском пространстве. Например, ВАЗ и КамАЗ однозначно требуют от своих поставщиков сертификат соответствия СМК стандарту ИСО/ТУ 16949, а не ИСО 9001. Их аргументы сводятся к тому, что требования к СМК, регламентированной ИСО/ТУ 16949, сформулированы с учетом специфики отрасли и, что очень важно, конкретно. Так, в этом документе в отличие от стандарта ИСО 9001 установлено  следующее:


•    высшее руководство определяет цели в области качества и измеримые показатели, которые должны быть включены в бизнес-план и использованы при развертывании системы в области качества;


•    персонал, ответственный за качество продукции, должен иметь полномочия остановить производство, чтобы устранить проблемы в области качества;


•    при статистическом приемочном контроле по альтернативному признаку приемочное число должно быть равно нулю дефектов.


Примером повышения требовательности к СМК может служить все более настойчивое требование российского заказчика к белорусским поставщикам продукции военно-технического назначения: они должны внедрить и сертифицировать на своих производствах СМК, соответствующих ГОСТ РВ 15.002 , положения которого, в частности, гласят:


•    организация-разработчик проводит авторский надзор за производством продукции;


•    организация должна предусматривать анализ качества закупаемой продукции до начала ее поставки;


•    при выборе поставщиков следует отдавать приоритет организациям, имеющим сертификат соответствия СМК требованиям настоящего стандарта.


Еще пример: ОАО «Газпром» выдвигает обязательным условием участия в конкурсных торгах на приобретение товаров (оказание услуг) для своих дочерних компаний и совместных предприятий наличие СМК, сертифицированной на соответствие требованиям корпоративного стандарта СТО Газпром 9001-2006 с его требованиями :


•    цели в области качества должны быть документально оформлены и включены в документально оформленный бизнес-план. Они должны учитывать требования и ожидания как непосредственных, так и конечных потребителей;


•    организация по согласованию с потребителем должна определять и обеспечивать выполнение требований к обозначению (идентификации), документированию и управлению особо ответственными процессами и специальными характеристиками продукции;


•    в процессе проектирования организация должна … проводить анализ видов и последствий потенциальных несоответствий (АПН), включая действия по уменьшению рисков.


Выполнение такого рода требований заставляет предприятия организовывать свою деятельность в области качества предметно, привлекать передовые технологии и активно использовать современные принципы менеджмента. Снижается также вероятность формальной проверки этих требований при сертификации. Всем этим и обеспечивается доверие к таким СМК. И если внедрение стандарта ИСО 9001 не способствует применению современных методов менеджмента, толкает организации на формальный путь внедрения СМК, а доверие к сертификату на соответствие этому стандарту падает, то необходимо переходить на разработку и сертификацию СМК по стандартам, отражающим отраслевую специфику и более востребованных потребителем. А стандарт ИСО 9001 при этом может играть роль «нулевого» уровня шкалы конкурентоспособности и базового документа.

Ярослав БЕЗЛЕПКИН, младший научный сотрудник Института истории НАН Беларуси

После окончания Второй мировой войны более полутора сотен бывших нацистских офицеров и генералов, имевших боевой опыт на советско-германском фронте, были задействованы армией и спецслужбами США для написания книг. Как показали последующие события, именно эти мемуары на долгие десятилетия определили отношение зарубежных специалистов к истории СССР периода Великой Отечественной войны.

Тут стоит напомнить, что, с одной стороны, нацистская Германия в первый период Великой Отечественной войны действительно нанесла Красной армии крупные поражения. С другой - продвижение немцев по советской территории отнюдь не было легкой прогулкой. По официальным подсчетам, сделанным немцами еще в годы войны, менее чем за месяц боевых действий на Восточном фронте авиация Германии потеряла 550 самолетов. На Западе до сегодняшнего дня на этот факт не любят обращать внимание, потому что иначе придется переписывать многие англоязычные книги по истории Второй мировой войны. Но почему же во многих из них так сложно найти объективные оценки событий тех лет?

Запад выбрал немецкий вариант

Бывшие генералы и офицеры германского генерального штаба, усаженные за письменный стол американскими покровителями, прежде всего озвучили мысль о том, что немецкое поражение в СССР было вызвано в основном плохой погодой и разбитыми дорогами. И если бы не природный фактор, то немцы маршировали бы по Москве. Также немецкие генералы и офицеры усердно доказывали, что советско-германский фронт оказал второстепенное влияние на общий ход Второй мировой войны.

 
В научном плане эта мемуаристика почти никого не заинтересовала. Однако стоит учитывать, что шла холодная война, СССР, США и Великобритания сражались за каждый «клочок земли» на идеологическом фронте. Например, 9 мая 1955 г., когда СССР праздновал победу над Германией, в военно-политический блок НАТО была принята ФРГ. В качестве ответного шага СССР создал Организацию стран Варшавского договора.

Неудивительно, что оценки немецких генералов и офицеров попали на благодатную почву. Многие западные историки (Л. Харт, А. Ситон, А. Кларк и др.) описывали Великую Отечественную войну с немецкой точки зрения на основе германской мемуаристики. Что касается советских источников, то американские и английские авторы считали их заидеологизированными и неподходящими для использования. К тому же самые ценные советские работы были доступны только в военных учреждениях СССР. Во многом этим обстоятельством и была вызвана критика зарубежными историками всей советской литературы.


В 1960-х гг. на Западе широко обсуждался вопрос о решающих битвах, оказавших наибольшее влияние на ход Второй мировой войны. Сама «теория решающих битв» была разработана на Западе, поэтому вряд ли стоит удивляться тому, что крупнейшие битвы Великой Отечественной войны - Московская, Курская, Сталинградская, Белорусская наступательная «Багратион» - были отодвинуты на второй план.

Оценки меняются

Изучение Великой Отечественной войны на Западе зависело от многих факторов: доступности материалов, знания русского языка, личности автора и т.п. Например, с 1960-х гг. активное участие в изучении Великой Отечественной войны принимал шотландский историк Дж.Эриксон, свободно владевший русским языком. В отличие от подавляющего большинства своих американских и английских коллег он стремился использовать в работе как немецкую, так и советскую литературу, в том числе и художественную. По иронии судьбы в годы Второй мировой войны будущую жену этого историка Любицу, сербку по национальности, на Балканах спасли от смерти солдаты Красной Армии. В дальнейшем Джон и Любица опубликовали несколько работ, посвященных истории СССР, в том числе фотоальбомы, в которых отразилась вся история противостояния нацистской Германии и СССР - от трагического июня 1941 г. до победного мая 1945 г.


 Нельзя не упомянуть и А.Верта, автора многократно переиздававшейся работы «Россия в войне 1941-1945». В годы Великой Отечественной войны автор в качестве журналиста газеты «Санди Таймс» и радиокомпании Би-Би-Си работал в Советском Союзе.


Предисловие к русскому изданию своей книги А. Верт начал со следующих слов: «Всю Великую Отечественную войну советского народа я провел в Советской стране, поэтому, когда мне исполнилось шестьдесят лет, я острее, чем когда-либо, почувствовал, что должен написать эту книгу - прежде всего как долг и выражение признательности советскому народу. Именно советский народ вынес на себе основную тяжесть Второй мировой войны…».


 С конца 1980-х гг. большое количество книг по истории Великой Отечественной войны написал американский историк Д.Глэнтц. Ему, например, принадлежит известная работа «Барбаросса». Гитлеровское вторжение в Россию», посвященная начальному периоду войны. Любопытно, что в 1986 г. в отделе по изучению Красной Армии в Левенуорте, крупнейшем военном центре в США, под руководством Д.Глэнтца было развернуто изучение советской литературы, полученной из открытых источников. Основная миссия отдела заключалась в том, чтобы «помочь армии США понять Советскую Армию и нанести ей поражение в случае войны». С 1987 по 1988 г. отдел делегировал своих сотрудников для участия в многочисленных конференциях и встречах с советскими официальными лицами.


Впоследствии он был переименован в отдел по зарубежным военным исследованиям. В 1993 г. Русский институт армии США в Баварии был переименован в Европейский центр исследований по безопасности имени Дж.Маршалла, который сейчас используется в качестве обучающего центра преимущественно для представителей стран бывшего СССР и стран Восточной Европы.


В 2009 г. одновременно в США и Великобритании была издана книга Д.Стаэля «Операция «Барбаросса» и германское поражение на востоке». Исследователь отмечал, что военные историки в основном обращают внимание на крупные бои, которые происходили между войсками вермахта и Красной Армией, однако упускают из виду сотни мелких боевых столкновений, которые задержали продвижение немцев на восток.

Гриф секретности снят

В России несколько лет назад под эгидой Министерства обороны началась работа над созданием уникального общедоступного электронного банка документов «Подвиг Народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Для всех, кто хочет узнать о судьбе своих пропавших родственников, наградах или любую другую информацию о конкретных людях, был открыт официальный сайт http://podvignaroda.ru. Аналогов этого сайта не существует ни в одной другой стране мира. Проект планируется завершить в декабре 2012 г. В результате проведенной работы пользователи со всего мира получат возможность ознакомиться с некогда секретными материалами общим объемом около 100 млн. страниц.

 


К сожалению, в США, Великобритании и Германии процесс рассекречивания архивов идет более медленными темпами. Что касается Беларуси, то сейчас со многих документов, касающихся истории Великой Отечественной войны, гриф секретности уже снят.