О том, смогут ли интеллект и инновации стать для белорусской экономики основной движущей силой, как используется инновационный потенциал страны, рассказывает председатель Государственного комитета по науке и технологиям, профессор, доктор технических наук Игорь ВОЙТОВ.


- Игорь Витальевич, как международное сообщество оценивает нынешний научно-технический потенциал Беларуси?


- По оценке экспертов ООН, в последние годы показатель наукоемкости ВВП Беларуси находится ниже порогового значения научно-технической безопасности развитых стран - менее 1% ВВП. В отличие от передовых государств, которые тратят на эти цели 2-3% бюджетных средств, в РБ отчисления на научную, научно-техническую и инновационную деятельность составляют 0,6 - 0,7%. В пересчете на душу населения этот показатель еще нагляднее демонстрирует большой разрыв между экономикой развитых и развивающихся стран. Так, если, к примеру, в Швейцарии и Норвегии речь идет о 30, в Израиле о 26 тыс. долл. на человека, то в Беларуси эта цифра в 4 раза скромнее (при том, что по паритету покупательной способности ВВП на душу населения составляет 13, 9 тыс. долл.).


- По вашему мнению, что необходимо сделать для активизации процесса инновационной кооперации в рамках Единого экономического пространства и Таможенного союза?


- Сейчас идет гармонизация национальных законодательств в сфере охраны интеллектуальной собственности, авторского права, товарных знаков. Поэтому инновационная продукция может беспрепятственно передвигаться в рамках различных проектов по территории ЕЭП. Формирование общего рынка научно-технических разработок в ЕЭП, ТС и ЕврАзЭС поможет снизить транзакционные издержки, откроет новые возможности для технологического развития. Устранение таможенных барьеров значительно расширит перспективы сотрудничества.


Тем не менее, получение выгоды зависит от введения дополнительных мер по технологической модернизации производств, что позволит увеличить долю высокотехнологичных товаров во взаимной торговле между странами. Расширяя свои рынки сбыта, мы не должны забывать о принципах формирования конкурентоспособной среды. Нашим предприятиям надо научиться в короткие сроки заменять некачественную продукцию, вовремя поставлять запчасти и комплектующие, своевременно выполнять контрактные условия поставок, быстро реагировать на коммерческие запросы, проявлять высокую активность и оперативность при проработке встречных предложений зарубежных партнеров и наращивать инновационную составляющую.


- Несколько лет назад планировалось, что на базе Белорусского инновационного фонда из средств госбюджета будет сформирован фонд Белорусской венчурной компании, но этот проект так и не был реализован. Почему?


- Для создания и работы венчурных компаний в РБ необходимо подготовить соответствующую законодательную базу и инфраструктуру инновационного бизнеса. Пока функции венчурной компании (в рамках действующего законодательства) выполняет Белинфонд, который впоследствии будет преобразован в АО с передачей ему полномочий венчурного финансирования. В скором времени в соответствии с проектом Указа Президента №174 начнет работать единая венчурная компания Беларуси, России и Казахстана - Центр инновационных технологий ЕврАзЭС. Его главная задача - реализация инновационных проектов, которые выполняются в интересах трех стран.

К развитию инновационных проектов будет активно привлекаться сообщество бизнес-ангелов и венчурных инвесторов «БАВИН», в том числе при подготовке нормативных правовых актов по венчурному финансированию. Предполагается, что некоторые проекты, которые на начальной стадии поддержит «БАВИН», в дальнейшем - на стадии внедрения в производство - будут софинансироваться или финансироваться Белинфондом. Продолжится работа по развитию инфраструктуры инновационного бизнеса.

 
Чтобы повысить заинтересованность отечественных частных предприятий в участии в венчурном финансировании научно-технических проектов, на рассмотрение Совмина представлен проект Указа Президента РБ, предусматривающий возможность передачи им в частную собственность результатов исследовательских работ (технологий, патентов, промышленных образцов и другой интеллектуальной собственности). Что касается развития частно-государственного партнерства, прорабатывается вопрос более активного участия частного бизнеса в реализации межгосударственных инновационных программ: Союзного государства, ЕврАзЭС, СНГ, совместных программ с Украиной и другими странами. Речь идет о межгосударственных программах по созданию оборудования для нефтегазовых компаний, скоростного городского и пригородного электротранспорта, дорожной, строительной, коммунальной, снегоуборочной техники и т.д. Также в пользу представителей частного бизнеса пересматривается состав общественно-консультативного совета при ГКНТ. Особое значение придается участию частных предприятий и индивидуальных предпринимателей в республиканском конкурсе инновационных проектов. Но не стоит забывать, что при реализации многих инновационных проектов самые большие финансовые риски пока несет государство.


- Каким образом можно снизить эти риски?


- Рекомендации ЕЭК ООН затрагивают ряд проблем инновационного развития Беларуси. В частности, вопрос определения «риска» в научных исследованиях, которые проводятся за счет бюджетных средств. По мнению экспертов, эту проблему можно решить только путем создания механизма венчурного финансирования. В данный момент его использование регулирует Указ Президента от 25.03.2010 г. №252, а в перспективе будет регламентировать Закон «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности в Республике Беларусь», проект которого находится в стадии рассмотрения.


К тому же, несмотря на то что Программа социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 гг. предусматривает увеличение затрат на научно-исследовательские работы (НИР) до 2,5-2,9% ВВП, доля бюджетного финансирования в общем объеме затрат на НИР будет постепенно снижаться до 46-48%. Для сравнения: в 2010 г. этот показатель составлял 57,9%, а в 2011 г. - 52 -53%. В 2012 г. государство планирует уменьшить свою долю участия в НИР до 42,1%, при одновременном увеличении внебюджетного финансирования (за счет средств самих предприятий, внешних инвестиций и банковского кредитования) до 52%. Предусматривается привлечение иностранных технологий и инвесторов крупных транснациональных компаний, в том числе Huaway, Basf, Siemens, LTE, Nokia, Leica Geosystems AG, Federal Signal, Navistar, Jotun, Coomi и т.д.


- Насколько остро в республике стоит вопрос научного обеспечения производственных предприятий и как это влияет на выполнение Государственной научно-технической программы?


- Начиная с 1991 г., численность исследователей и научных работников в Беларуси уменьшилась на две трети, в связи с чем конкурентоспособность нашей науки и технологий резко снизилась. Ежегодно в республике создается 400 передовых производственных технологий (при том, что в целом в национальной экономике используется около 6 тыс. определяющих ее развитие технологий). Поскольку большинство технологий морально устаревает за 5-7 лет, а в области электроники - за 2-3 года, наш научный потенциал продолжает снижаться.


Чтобы его повысить, нужно увеличить объем внедрения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в реальное производство, добиться максимально полного их использования в экономике. Наибольшую сложность в этом отношении вызывает вопрос привлечения молодых исследователей к работе в секторе науки и инноваций. Чтобы удержать их в белорусской науке, необходимо обеспечить им поддержку через грантовые программы и софинансирование жилья, а затем расширить и распространить эту практику на смежные сферы - инжиниринг, интеллектуальные сервисы.
Наряду с этим существует проблема концентрации средств отраслевой науки в ведущих институтах и центрах страны. В ряде случаев необходимо создавать с нуля недостающие элементы инновационной инфраструктуры, формировать инжиниринговый бизнес. Государство должно создать благоприятные условия для быстрого внедрения инноваций в экономику, не осложняя этот процесс правовыми, налоговыми и иными барьерами.

Что касается выполнения государственных научно-технических программ, то одной из проблем в сфере научной деятельности является недостаточная преемственность разработок фундаментальных и прикладных научных исследований. Поэтому сейчас при выполнении 28 ГНТП применяют программно-целевой метод планирования и полного инновационного цикла: от стадии фундаментальных и прикладных научных исследований до момента внедрения научной и научно-технической продукции в производство. Вообще при их разработке весь научно-производственный цикл необходимо организовать так, чтобы получить на выходе не теоретический результат, а готовую инновационную продукцию, реализовав которую, мы сможем вернуть в бюджет те средства, которые были затрачены на исследования и разработку.

 
- И все же, почему наши предприятия выпускают так мало инновационной продукции? Планируется ли в связи с этим ужесточить контроль за расходованием средств из инновационного фонда?


- В промышленности величина внутренних затрат на инновационные разработки (ИР) слабо влияет на объем отгруженной инновационной продукции. Инновационных разработок у нас хватает, просто они пока не материализовались в конечный продукт. Одна из причин - длинный временной разрыв между вложением средств в ИР и массовым выпуском новой продукции. Часто средства, вложенные в разработку нового товара, не могут быть использованы для его производства, что обусловлено технологическими особенностями производства, поведением потребителей и т.д. В таких случаях задача разработчиков - найти применение полученным результатам в других областях, чтобы окупить затраты. Специалисты ведут поиск технических решений в смежных и даже в не связанных с данным видом производства сферах, чтобы найти готовые технические решения, которые можно использовать в производстве. Это делается в целях экономии затрат на разработки.
Вторая причина - недостаточное финансирование. Так, в белорусском машиностроении, микробиологии, химии удельные затраты госбюджета на ИР в 2-4 раза ниже, чем в США и странах ОЭСР.


Наиболее передовые ИР и конструкторские разработки проводятся в организациях министерств промышленности, архитектуры и строительства, концерна «Белнефтехим».


В то же время государство заинтересовано в повышении эффективности вложения средств инновационного фонда и в ужесточении контроля за их использованием по целевому назначению. Решить проблему поможет новый Указ Президента РБ «О формировании и использовании средств инновационного фонда», который пока находится в стадии согласования.


- В какой степени новые формы сотрудничества науки и производства помогут решить проблемы финансирования и внедрения НИР в производство?


- Формирование в Беларуси инновационно-промышленных кластеров и холдингов, безусловно, поможет развитию отраслевой науки. Укрупнение и концентрация отраслевых органов управления промышленностью, передача ими функций оперативного управления хозяйственной деятельностью структурам корпоративного типа в форме холдингов поможет нам уйти от административного начала в управлении наукой и производством.


Структура холдинга даст возможность всем ее бизнес-единицам существенно повысить конкурентоспособность, снизить внешние риски за счет диверсификации выпуска продукции и рынков сбыта, что позволит устранить конкуренцию на внутреннем рынке. В свою очередь, чтобы обеспечить холдингам полное научное сопровождение, в действующее законодательство будут вноситься изменения, которые предусматривают возможность двойного подчинения подведомственных НАН Беларуси организаций, если в холдинг входят предприятия другой ведомственной подчиненности.