Александр ЛУЧЕНОК, доктор экономических наук

Необходимость увеличения темпов роста валового внутреннего продукта требует оценки резервов обеспечения такого роста. При этом темпы роста ВВП зависят как от внешних, так и от внутренних факторов.
Перспективы увеличения ВВП за счет внешнеторгового фактора определяются, прежде всего, сложившейся структурой экспорта и перспективами спроса на белорусские товары и услуги за границей.


Сальдо зависит от нефти

Анализ показывает, что во внешней торговле товарами основной причиной отрицательного сальдо является поставка из Российской Федерации топливно-энергетических ресурсов, сырья, материалов и комплектующих изделий, в результате чего импорт из этой страны превысил экспорт в 2011 г. на 11,2 млрд. долл. В то же время у Беларуси в 2011 г. сложилось положительное сальдо в торговле со странами вне СНГ - на 3,1 млрд. долл.


Это было обусловлено, в первую очередь, активной поставкой в данные государства нефтепродуктов (на 9,4 млрд. долл.). В частности, в Нидерланды этой продукции было поставлено на 5,5, а в Латвию - на 1,6 млрд. долл. Определенный вклад внесла также поставка на экспорт калийных удобрений основным покупателям: Бразилии (1,1 млрд. долл.), Индии (596,7 млн. долл.) и Китаю (413,3 млрд. долл.).


Вполне успешно шла торговля со странами вне СНГ и в первом квартале 2012 г. При отрицательном сальдо с Российской Федерацией (3,7 млрд. долл.) в целом сальдо во внешней торговле сложилось положительным (716 млн. долл.) в первую очередь за счет превышения экспорта в страны Евросоюза над импортом на сумму 3,9 млрд. долл. При этом положительное внешнеторговое сальдо в текущем году обеспечивается за счет поставок в европейские страны нефтепродуктов.


Таким образом, в настоящее время основной статьей белорусского экспорта являются нефтепродукты. Между тем международные организации прогнозируют постепенное снижение средней цены на нефть к 2013 г. примерно на 9-10% относительно уровня 2011 г. Кроме того, прогнозируется формирование относительного избытка предложения калийных удобрений примерно на треть больше спроса за счет увеличения их добычи в Аргентине, России и Таиланде. То есть возникнут проблемы с наращиванием экспорта из Беларуси калийных удобрений.


Экспорт других видов белорусских товаров будет сдерживаться низкими темпами экономического развития большинства стран мира. Так, Международный валютный фонд понизил прогноз темпа прироста мировой экономики в 2012 г. с 4 до 3,3%, а в 2013 г. - с 4,5 до 3,9%. Невысокими будут темпы прироста ВВП и в странах - основных торговых партнерах Республики Беларусь: в Российской Федерации в 2013 г. ожидается прирост ВВП в размере 4%, Нидерландах - 1,6, Украине - 4,5, Латвии - 4, Германии - 1,9, Бразилии - 4,1, Польше и Литве - 3,7%.

Стабилен ли российский рынок?

В ближайшие годы основным внешнеторговым партнером Республики Беларусь останется Российская Федерация, где сохраняется спрос на белорусскую продукцию машиностроения и сельскохозяйственные товары. На долю Российской Федерации по паритету покупательной способности приходится 89,5% производимого в Едином экономическом пространстве ВВП, а на долю Беларуси - только 4,3%. Это создает потенциальную возможность наращивания экспорта в Россию, что наша республика вполне успешно и делает. В прошлом году она увеличила поставки седельных тягачей в 3,6 раза, тракторов - на 73%, дорожной и строительной техники - почти на 75%, грузовых автомобилей - на 66%, двигателей внутреннего сгорания - на 45% и т.д. Причем многие товары экспортируются практически исключительно в РФ. Упомянутых седельных тягачей было поставлено в Россию свыше 90% от объема их выпуска, дорожной и строительной техники - почти 88%, двигателей внутреннего сгорания - 79%.


Однако на российском рынке белорусские предприятия сталкиваются с все возрастающей конкуренцией, в результате чего часть отечественной продукции не находит сбыта и оседает в запасах готовой продукции. Из табл. 1 видно, что не испытывает проблем только нефтепереработка, поставляющая свою продукцию в Евросоюз. В этой отрасли запасы готовой продукции за 4 месяца 2012 г. сократились на 13,5%. В остальных же отраслях промышленности, ориентированных на РФ, произошел их рост, что говорит об ухудшающейся внешнеэкономической конъюнктуре.


Особо сложная ситуация ожидается после вступления в действие российских обязательств в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). Средневзвешенная импортная пошлина на промышленные товары в России и ЕЭП будет снижена с 9,5 до 7,3%. Особенно обострится конкуренция для отечественных производителей тракторов, другой сельскохозяйственной техники, холодильников, бытовой электроники и электротехники, бумаги и мебели, нетканых материалов, строительных материалов, изделий из стекла и керамики, проводов, лекарственных средств.


Внутренние цены на энергоносители будут приведены к уровню мировых, что также отрицательно повлияет на конкурентоспособность белорусских предприятий.

Резервы роста ВВП

Но даже в условиях ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры промышленность останется локомотивом роста ВВП. По итогам работы в первом квартале 2012 г. из 3% прироста ВВП промышленность обеспечила прирост 2,4% (рис. 1), т.е. минимум в два раза больше, чем другие отрасли. Но одна промышленность не способна обеспечить высокие темпы увеличения ВВП в масштабе всей экономики. Торговля и ремонт обеспечили прирост 1,2% ВВП, но это существенно меньше по сравнению с первым кварталом прошлого года (на 2,4 п.п.). Произошло это из-за резкого снижения внутреннего спроса на услуги отрасли.

 


Одним из вариантов стимулирования экономического роста могло бы стать увеличение внешнего заимствования. Однако уже в 2011 г. соотношение совокупного внешнего долга Беларуси к ВВП составило 62,3% и превысило пороговое значение экономической безопасности. В таких условиях дальнейшее увеличение привлечения внешних ресурсов связано с серьезными внешнеэкономическими рисками.


Возможным финансовым источником обеспечения ускоренного роста ВВП могли бы стать прямые иностранные инвестиции (ПИИ). Если вдруг они пойдут тем полноводным потоком, который предусмотрен «Стратегией привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года», то в этом случае потенциальный прирост ВВП за счет привлечения ПИИ может составить в 2013-2015 гг. 2,5-3,8%. Однако серьезных оснований ожидать прорыва в привлечении ПИИ в Республику Беларусь сегодня нет.


Таким образом, факты свидетельствуют о снижении резервов для обеспечения высоких темпов экономического роста как за счет улучшения использования имеющегося производственного потенциала, так и за счет привлечения дополнительных инвестиций.

Работают ли кредиты?

Для ускорения темпов роста ВВП при ограниченных возможностях во внешнеторговой сфере, в привлечении внешних инвестиций и использовании уже достаточно изношенного производственного потенциала возможным вариантом решения проблемы является искусственное стимулирование внутреннего спроса за счет активной денежно-кредитной политики.
Проводимая в Республике Беларусь денежно-кредитная политика является важным инструментом стимулирования экономического развития национальной экономики и повышения ее конкурентоспособности. В частности, почти трехкратная девальвация белорусского рубля на определенный период простимулировала белорусских экспортеров, что позволило существенно увеличить объемы производства в стоимостном выражении.


В стабилизации курса белорусского рубля серьезную роль сыграло ужесточение денежно-кредитной политики, что снизило давление рублевой денежной массы на валютный рынок. В частности, была существенно увеличена ставка рефинансирования, т.е. ставка, по которой Национальный банк предоставляет денежные ресурсы коммерческим банкам. Общепринято считать, что ставка рефинансирования должна примерно соответствовать темпам инфляции в стране. Однако Национальный банк подходит к вопросу более взвешенно и повысил в 2011 г. ставку рефинансирования в значительно меньшей степени, чем выросли цены. Так, прирост индекса потребительских цен за 2011 г. составил 107,8%, в то время как ставка рефинансирования увеличилась всего до 45% (рис. 2).

Умеренный рост ставки рефинансирования был обусловлен необходимостью поддержания деловой активности в республике, поскольку для обеспечения деятельности многих белорусских предприятий требуется их кредитование во все увеличивающихся размерах. В ходе проведенных исследований сделан вывод, что обеспечение дальнейшего роста объемных показателей, в том числе и ВВП, напрямую связано с увеличением кредитования национальной экономики темпами более высокими, чем растет производство добавленной стоимости. При этом возникает дисбаланс между приростом денежной массы и приростом товарного предложения, что создает предпосылки для инфляции.


В Республике Беларусь кредитные средства широко используются даже для долгосрочных инвестиций. Из-за относительно небольшого удельного веса средств иностранных инвесторов и населения, а также сокращения инвестиций за счет бюджетных средств доля заемных средств в белорусских инвестициях превышает соответствующую долю в других странах СНГ минимум в 2 раза (табл. 2).

Между тем целесообразность получения субъектами хозяйствования банковских ссуд во многом зависит от процентных ставок, по которым они выдаются. Как видно из рис. 3, при достижении ставки рефинансирования в 35% задолженность по банковским ссудам практически перестала расти. Даже последующее понижение ставки рефинансирования с 45 до 43% принципиально не изменило ситуацию: сумма предоставляемых кредитов не увеличивалась. Таким образом, эффективность большинства белорусских предприятий находится на уровне, не позволяющем обеспечить окупаемость кредитов по ставкам, которые выше минимального уровня, но значительно ниже реальных темпов инфляции.


Мы все играем в «МММ»

Снижение темпов кредитования национальной экономики, увеличение оплаты труда работников для компенсации потерь от инфляции и увеличение уставных фондов в белорусских рублях ряда ведущих белорусских банков привело к росту денежной массы и проблемам ликвидности в банковской сфере. Однако избыток денежных средств в банковской системе не привел к активизации кредитования субъектов экономики в нефинансовой сфере и ускорению темпов роста ВВП.


В условиях ограниченного роста кредитования реального сектора национальной экономики и снижения ставок на межбанковском рынке возникла проблема обеспечения окупаемости депозитов, которые коммерческие банки привлекали от населения и юридических лиц.


Однако продолжение практики снижения процентных ставок по рублевым депозитам связано с серьезными рисками. По состоянию на 1 мая 2012 г. общая сумма депозитов составила 107,6 трлн. руб., из них более половины (54,6%) - депозиты населения. За 4 месяца 2012 г. рублевые депозиты населения увеличились на 36,2% и достигли 18,8 трлн. руб., что примерно эквивалентно 2,3 млрд. долл.


Высокие темпы роста рублевых депозитов были обусловлены возможностью увеличения валютных сбережений домашних хозяйств путем их перевода на рублевые депозиты с последующей обратной конвертацией в иностранную валюту. Повышенную доходность таких операций обеспечивало сохранение относительно стабильного курса белорусского рубля и достаточно привлекательные процентные ставки по депозитам. При этом население вполне сознает, что играет в своеобразную «МММ»: тот, кто первый начнет снимать рублевые депозиты и их конвертацию в иностранную валюту, получит существенный доход. В то время как «опоздавшие» могут столкнуться с серьезными проблемами при конвертации, что грозит в очередной раз привести к валютному кризису в стране.


Таким образом, потенциально достижение высоких темпов роста ВВП возможно за счет стимулирования внутреннего спроса путем активного кредитования предприятий реального сектора в результате смягчения денежно-кредитной политики. Так можно выполнить установленное в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг. задание по увеличению ВВП за пятилетку на 162-168%. Но при этом весьма сомнительно обеспечить уровень инфляции в 5-6% и снизить ставку рефинансирования Национального банка к концу 2015 г. до 6-8% годовых. Наоборот, в результате эмиссии бестоварных денег следует ожидать высоких темпов инфляции и усиления разбалансированности между спросом на иностранную валюту и ее предложением и связанную с этим девальвацию национальной валюты.


Сегодня перед правительством Республики Беларусь стоит дилемма: или по-прежнему настаивать на максимальном наращивании объемных показателей (в том числе ВВП до 12-14% в год) при росте несбалансированности между товарной и денежной массой, повышенных темпах инфляции и снижении курса белорусского рубля, или же сделать упор на обеспечение относительно сбалансированного и взвешенного развития национальной экономики при разумных темпах роста объемных показателей (6-8% в год), умеренной инфляции и контролируемом курсе белорусского рубля.
Говоря проще, варианты просты: либо уверенная, но не слишком быстрая поступь вперед, либо бег под угрозой наказания за выполнением крутых объемных показателей, которые создают лишь видимость успеха. Такой бег уже несколько раз приводил страну к кризисам, но до сих пор нужные выводы не сделаны.


На каком варианте остановится правительство – покажет время.