Ольга ПАСИЯК        

Уже не первый год бесспорное лидерство в рейтинге самых высокооплачиваемых, а следовательно, и самых востребованных профессий закрепилось за специалистами сферы IT. Беларусь - не исключение. Наши асы программирования играют по собственным правилам: штурмуют недоступные для других сфер отечественного бизнеса рынки, где продвигают свой продукт на равных с продукцией старожилов в области информационных технологий, и вопреки барьерам экономической нестабильности получают реальный результат. Но у одной из мощнейших бизнес-сфер далеко не все так благополучно, как может показаться на первый взгляд.

Кадры - на вес золота

Проблем на белорусском рынке информационных технологий достаточно. Отечественные IT-компании то и дело критикуют за отсутствие пат


Патриотизма и повышенный интерес к сфере компьютерных игр. От них ожидают, в первую очередь, социальной направленности, призывая при этом поступиться рыночными интересами. Но реальность сегодня такова: информационные технологии на белорусском рынке активно внедряют лишь 15% компаний. Да, немало у них заказчиков среди малого и среднего бизнеса, ведь в стране востребован продукт в области бухгалтерии и банковского дела. Есть в числе подобных фирм и свои лидеры, среди них - «МАПСОФТ», на программном обеспечении которой более 75% минских поликлиник уже выдали около четверти миллиона талонов на посещение врачей. Не уступает и компания «Авест», которая за 5 лет сделала слова «электронная подпись» реальной составляющей документооборота. Но что скрывать, на заграницу работать куда привлекательнее: там и рынок масштабнее, и интересы глобальнее, и заказчики богаче.

 

Впрочем, и с проектами на заграницу не все гладко: едва ли не самой острой проблемой называют сегодня белорусские «айтишники» еще одну особенность нашего рынка - приходится отчаянно сражаться не только за место под солнцем и независимость интересов, но и за каждого достойного сотрудника, способного работать на уровне мировых стандартов. Показательный пример - компания «ЭПАМ Системз», которая является крупнейшим разработчиком проектного (заказного) программного обеспечения и одним из ведущих игроков в области IT-консалтинга в Центральной и Восточной Европе. Ее успехи - без преувеличения глобальные: здесь и размещение акции на NASDAQ, и выход на IPO, удачный, в отличие от опыта компании с мировым именем Facebook. В штате трудятся более 8 тыс. специалистов, выполняющих проекты более чем в 30 странах мира.

Однако компания испытывает постоянный кадровый голод: директор по производству в странах СНГ Игорь ОВСЯНИК не может припомнить момента, чтобы на сайте компании висело меньше 100 вакансий. Головастые программисты требуются круглый год.

Неужели нет у нас достойных мозговитых ребят? На первый взгляд, их хватает, ведь на собеседования активно приходит немало молодых специалистов, однако многие уходят ни с чем. И, что самое интересное, не берут таких соискателей нередко не из-за слабой компьютерной подготовки, а из-за пробелов в знании иностранных языков. А они необходимы для постоянного общения с представителями разных стран. Что и говорить, не каждому технарю под силу пройти испытание в виде собеседования по телефону, особенно если на другой стороне провода звучит ломаный английский с ярко выраженным индийским акцентом. Да и руководители IT-компаний давно пришли к выводу: научить программированию быстрее и легче, чем английскому языку.

Стоит ли говорить, что недостаточный уровень кадров не только не позволяет компании достойно конкурировать на международном рынке, но и, как результат, лишает ее интересных проектов. Из свежих примеров - продукт «World of Tanks», или попросту говоря «Танчики» - детище компании «Гейм Стрим». Эта онлайн-игра стала не только народным брендом, но и покорила Книгу рекордов Гиннеса. Серверы белорусской разработки то и дело открываются в очередной точке земного шара. А вот запустить самостоятельно аналогичный проект с самолетами и кораблями столь успешной компании оказалось не под силу - не хватило квалифицированных кадров, способных мгновенно решать поставленные задачи. Пришлось обращаться за помощью к коллегам из России и Украины.

Стимул как решение проблемы

Как только не привлекают сегодня IT-компании сотрудников! Предлагают бесплатные спортзалы и массаж в рабочее время, организуют всевозможные тренинги, предоставляют возможность путешествовать, стимулируют карьерный рост. Даже держат в штате компании педагогов по иностранному языку. А проблема с кадрами по-прежнему нависает дамокловым мечом. Спрос на специалистов превышает предложение раз в 10, и в кадровые агентства пачками поступают заявки о вакансиях. При этом компании с помощью высоких зарплат переманивают друг у друга ценные кадры.

Проректор по учебной работе и информатизации БГУИРа Борис НИКУЛЬШИН так обрисовывает тенденцию: «Как только наши студенты начинают работать, тут же уходят на заочное. В итоге и распределять некого». Но уровень университетской подготовки таких специалистов на начальном этапе далеко не всегда удовлетворяет аппетиты работодателей, и компаниям приходится тратить значительные денежные средства на организацию собственных образовательных центров.

Директор учебного центра IBA Владимир ДЮБКОВ уверен: сегодня основная задача вузов - дать фундамент, а более углубленные знания должны предоставить учебные центры.

А вот по мнению генерального директора Ассоциации разработчиков информационных технологий «Инфопарк» Владимира БАСЬКО наличие большого числа учебных центров только усугубляет ситуацию с дефицитом кадров, одной из причин которого является переизбыток специалистов по одним направлениям и резкий недостаток по другим. Дело в том, что как только появляется спрос со стороны компаний на конкретную специальность, все центры бросаются обучать исключительно таких работников. Поэтому стоит создать единый координационный центр, который бы постоянно отслеживал бы ситуацию с кадрами на рынке информационных технологий.

В любом случае, нужны новые подходы к кадровой проблеме. Например, такие, которые применяет одна из мощнейших региональных IT-компаний «Эрикполь Брест». Здесь начинают работать уже с первокурсниками, предлагая им пройти тесты по программированию. Тем, кто показал самые высокие результаты, положен бонус - бесплатные курсы и по программированию, и по иностранному языку. Лучших студентов могут направить на обучение за границу. А это - более чем реальный стимул стремиться к знаниям и сражаться за рабочее место. Но главный «выигрыш» получает компания, приобретая квалифицированных и весьма лояльных сотрудников.